Лекторий для родителей «Мы вместе!»
консультация (1, 2, 3, 4 класс)
Подобная модель может быть внедрена на уровне каждого класса. С ее помощью каждый классный руководитель более компетентно исполняет свои функциональные обязанности в отношении семьи каждого учащегося класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektoriy_dlya_roditeley.docx | 27.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Лекторий для родителей
( материал для родительского собрания)
«Мы вместе!»
Сотрудничество семьи и школы
Подобная модель может быть внедрена на уровне каждого класса. С ее помощью каждый классный руководитель более компетентно исполняет свои функциональные обязанности в отношении семьи каждого учащегося класса.
Цель программы:
- Создать условия для конструктивного взаимодействия педагогов, обучающихся и родителей школы.
- Обеспечить деятельность, направленную на решение воспитательно-оздоровительных задач.
- Выявить с целью социальной адаптации детей из неблагополучных семей.
- Создать условий для развития детей, формирования полноценной личности, обладающей системой ключевых компетенций.
Задачи программы:
- Изучить образ жизни семьи.
- Выяснить особенности семейного воспитания.
- Выявить ожидания от взаимоотношения семьи и школы.
- Выявить положение детей в системе внутрисемейных отношений.
- Установить неиспользованный резерв семейного воспитания.
- Найти путь оптимизации педагогического взаимодействия школы и семьи.
- Учитывать и предупреждать асоциально-аморальное поведение обучающихся.
- Оказывать психологическую помощь и поддержку родителям в стрессовых ситуациях.
- Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.
- Пропагандировать здоровый образ жизни
- Включать семьи и общественность в воспитательный процесс.
Направления деятельности:
- Диагностика семьи.
- Работа с нестандартными семьями (многодетными, неполными, неблагополучными) через администрацию школы, школьного инспектора ПДН, психологическую, социальную службы школы.
- Организация полезного досуга.
- Регулярное проведение родительских собраний и консультаций.
- Привлечение родителей к сотрудничеству по всем направлениям деятельности школы (соревнования, классные часы, праздники, экскурсии и т.д.).
- Организация взаимного творчества.
- Поощрение родителей, активно участвующих в жизни класса, школы.
Работа школы с родителями в последнее время значительно ослабла, но из этого не следует, что данная работа уже не нужна школе. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса.
Если школа сделает родителей своими союзниками, то она станет сильнее во всех отношениях. Взаимодействие c родителями должно носить характер встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации. Данное обстоятельство поможет избежать традиционных конфликтов между школой и родителями. Более того, последние чаще всего с пониманием и воодушевлением будут воспринимать всё происходящее в стенах образовательного учреждения.
Основной целью организации такого взаимодействия, по моему мнению, является вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, ведущим субъектом которого должны стать родители.
Среди других целей, вытекающих из вышеуказанной:
- повышение статуса семьи, статуса материнства и отцовства в сознании ребенка;
- создание условий для выполнения семьей воспитательной, психологической, жизнеохранительной функций;
- утверждение собственно семейных ценностей, таких, как уважение к матери и отцу, к женщине, к старшим членам семьи, любовь к детям и забота о них, взаимопомощь и помощь нетрудоспособным членам семьи, посильный вклад каждого в создание материальной основы семьи, полноценное внутрисемейное общение, совместное проведение досуга, самореализация и самораскрытие личности взрослого и ребенка, а также общечеловеческих ценностей, в числе которых - здоровье;
- активная трудовая и общественная деятельность;
- познание, развитие и творчество;
- передача из поколения в поколение воспитательного потенциала семьи и рода;
- трансляция через семью культурных традиций своего народа, включая обычаи, обряды, национальный язык;
- национальное самоуважение и преданность своей Родине, государству.
Для достижения названных целей я предусматриваю решение следующих задач:
- обеспечение охраны прав детей в процессе их жизнедеятельности;
- влияние на формирование в семье стереотипов здорового образа жизни, профилактика вредных для здоровья привычек;
- формирование системы социально-педагогических и психолого-педагогических услуг, направленных на повышение уровня и качества семейного воспитания, повышение культуры семейных взаимоотношений;
- предупреждение детской безнадзорности, асоциального поведения;
- координация деятельности структур и ведомств в интересах семьи и детей.
Этого можно достичь при условии создания открытых воспитательных систем, способных обеспечить содействие семье других социальных институтов, государственных и общественных учреждений, оказать всестороннюю помощь в решении её насущных проблем, организации психолого-педагогической поддержки семье.
С другой стороны, далеко не все образовательные учреждения, как я считаю, уделяют должное внимание созданию открытых воспитательных систем, взаимодействующих с семьёй, другими социальными институтами; совершенствованию воспитательного процесса; выстраиванию на должном уровне отношений с семьёй. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов - от семьи, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности обучающегося.
Эффективность взаимодействия определяется взаимными установками семьи и образовательного учреждения. Наиболее успешно они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяют друг другу.
Эффективность взаимодействия обеспечивается также опорой на психолого-педагогические принципы: научность, единство действий, связь с жизнью, диагностика, использование идей и средств народной педагогики как основы домашнего воспитания, выбор оптимальных форм, средств и методов взаимодействия и др.
Основа взаимодействия "семья – школа" определяется следующими направлениями:
- повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в школе;
- консультирование родителей по вопросам воспитания психологами школы, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей;
- организация социально-педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.
Реально взаимодействие предполагает, что школа и семья – равноправные субъекты социального воспитания детей. При уменьшении значимости одного из них неизбежно возрастает роль другого и равноправие сторон нарушается.
Естественно, и школа, и семья стремятся к достижению полноценного взаимодействия. Но нередки ещё случаи проявления со стороны педагогов бестактности, нетерпимости, доминирования непонимания в общении с детьми и их родителями. В свою очередь, многие родители не совсем чётко осознают гражданскую и личную ответственность за развитие, воспитание и обучение своих детей. Есть такие родители, которые считают своей обязанностью обеспечить детей материально, а воспитание возлагают на педагогов.
Организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции происходит через:
- включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми;
- правовое просвещение родителей;
- оказание помощи родителям в семейном воспитании;
- оказание родителями материально- финансовой помощи школе;
- совместная со школой организация социальной защиты детей;
- организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе.
Я предполагаю четыре направления, по которым можно организовать взаимодействие школы и семьи:
1) Первое направление - формирование активной педагогической позиции родителей.
Я опираюсь на положительный опыт семейного воспитания, используя его в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия я считаю доверительные партнерские взаимоотношения между учителями и родителями. Контакт строится таким образом, чтобы у родителей возникал интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.
Следствием такого педагогического взаимодействия является участие родительского актива в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом. Огромный эффект имеют коллективные дела школы и классов, в которых принимают участие родители.
2)Второе направление- вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, усвоение теоретических знаний и приобретение практических навыков. «Университет педагогических знаний» как одна из форм просвещения родительской общественности. Формы организации занятий разнообразны: лекции, беседы, конференции для родителей, педагогические дискуссии, круглые столы, педагогические практикумы. В работу «Университета» вовлекаются не только педагоги школы, но и работники социальных служб, медики.
Необходимо уделять внимание вопросу подготовки учеников начальной школы к Всероссийским проверочным работам и знакомству родителей с нормативными документами о ходе проведения ВПР на информационных консультациях и родительских собраниях, психологическому консультированию родителей и учащихся.
3) Третье направление- взаимодействие социальной службы с семьями. Для успешной организации образовательного процесса необходимы знания о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка. Организация социального взаимодействия педагогического коллектива школы с семьей предполагает ряд аспектов:
- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей,
- знакомство с бытовыми условиями учащихся;
- группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала;
- составление программ совместных действий;
- анализ результатов совместной воспитательной деятельности;
- мониторинг социальной ситуации в микрорайоне школы.
Эффективными формами работы также являются индивидуальные тематические консультации, посещение семьи на дому, проведение родительских собраний.
4) Четвертое направление - вовлечение родителей в органы школьного самоуправления. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив, но не менее педагогов и своих детей заинтересованы в успешной работе школы.
И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.
Основными условиями её считаю:
- родители – не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического;
- переход школы от доминирующих сегодня форм массовой работы с семьёй к групповым и индивидуальным формам взаимодействия, построенным на диалоговой основе;
- осуществление на практике дифференцированного и индивидуального подхода к семьям;
- систематическое и целенаправленное оказание разнообразной психолого-педагогической поддержки семьям;
- установление эффективного контроля, основанного на диагностике, и поэтапного анализа процессов обучения и воспитания детей,
- обеспечение своевременной их коррекции в связи с возникающими трудностями и отклонениями в развитии детей.
Практические советы для работы с родителями
Какие бы задачи общество не ставило перед школой, без помощи родителей, их глубокой заинтересованности, их педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст необходимых результатов. Хочу отметить, что успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога, стилем и тоном его отношений. В связи с этим рассматриваю некоторые правила и советы американских специалистов:
1. Не стремитесь во чтобы ни стало отстоять собственную позицию (основная задача – совместная деятельность, а не отстаивание своей точки зрения).
2. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. Выразите уверенность, что совместные усилия решат проблему.
3. Учитывайте личные интересы родителей. Предложите не отказываться от увлечений, а привлечь к ним ребёнка.
4. Не верьте генетике (её влияние огромно, но не безгранично).
5.Мы вместе против проблемы, а не друг против друга.
Беседа с родителями учащихся будет успешна, если:
- удалось избежать противостояния и конфронтации;
- удержались сами и удержали родителей от взаимных упрёков и обвинений;
- удачно сформулировали проблему воспитания, и родители приняли вашу формулировку;
- обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся проблемы.
И здесь роль педагога в просвещении родителей, установлении их контакта со школой, по-моему, особенно велика.
Наиболее распространённой и эффективной формой взаимодействия с родителями учащихся является родительское собрание.
Организация и структура проведения родительского собрания:
Я считаю, что собрание должно проводиться 1 раз в месяц или четверть. На первой встрече с родителями важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на новый учебный год. Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей.
Любое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», программы, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.
Встреча должна начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться.
Каждое собрание структурируются в соответствии со следующей повесткой дня:
Информация о жизни школы, класса, достижениях детей за прошедший период (только положительная информация).
Полезная информация специалистов (врачей, психологов, социологов, работников правоохранительных органов).
Информация о работе родителей с учащимися за прошедший период.
Планирование участия родителей в делах класса на следующий период.
В заключение классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Просит задержаться для индивидуальной беседы тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, чтобы выяснить причины и выработать совместное решение о возможных путях их преодоления.
Формы и содержание педагогического просвещения родителей определяются кругом их проблем, уровнем сознания и культуры, компетенцией педагога и психолога.
Формы и методы взаимодействия:
- лекция- это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания;
- конференции- форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей;
- практикум- это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей;
- открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя;
- диспуты- одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки;
- ролевые игры- форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников;
- индивидуальные тематические консультации;
- родительский лекторий;
Семь педагогических правил принципа «Не навреди!»:
1. Не высмеивать публично промахи и ошибки учащихся, так как это приводит к их замкнутости.
2. Не разрушать веру учащихся в дружбу, в добрые дела и поступки.
3. Не упрекать ученика без особой на то необходимости, поскольку это формирует у него чувство вины.
4. Не допускать проявление у учащихся чувство агрессивности и вражды.
5. Не убивать у учащихся веру в свои силы и способности.
6. Не допускать нетерпимого отношения учащихся к чужой вере и инакомыслию.
7. Не допускать даже малейшей нечестности и несправедливости во взаимоотношениях с учащимися.
Также хочу дать педагогические советы начинающим классным руководителям:
1.Общаясь с родителями, обращайтесь с ними по имени и отчеству.
2.Стремитесь к тому, чтобы ваше общение с родителями было на «равных», т.е. без высокомерия, но и без заискивания.
3.Беседуя с родителями, изучайте их индивидуальные особенности, цели, методы, традиции семейного воспитания.
4.В зависимости от ситуации варьируйте стиль общения с родителями от официального до доверительного.
5.Переход к доверительному общению с родителями лучше всего начинать с фраз типа: «Я хотел бы с вами посоветоваться…», «Я хотел бы согласовать с вами наши действия…», «Мне нужна ваша помощь…»
В заключении мне хотелось бы подчеркнуть:
Способность к общению — это, я думаю, профессиональное качество учителя.
Учитель должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. И в данном случае неважно, кто именно выступает в качестве собеседника — школьник или его родители, коллега по работе или член семьи самого учителя. Во всех этих ситуациях ему надо вести себя психологически грамотно.
Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству. Не отталкивайте от себя пришедших в школу родителей, проявите сдержанную доброжелательность, открытость. Ваше личное положительное отношение к своему собеседнику будет выражением доброй воли и первым шагом навстречу сотрудничеству.
Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.
Объединить усилия педагога и членов семьи школьника можно только при взаимном и равно уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.
Если и есть что-то в мире стоящее и не имеющее цены - так это дети. Остальное частности. Будем жить ради них и любить их и не предавать их, и любоваться ими. Мир детей - благородный и отзывчивый – к нему идём всю жизнь.
Примерные темы классных родительских собраний:
1 класс
-Адаптация ребёнка в новых условиях.
- Настоящая и мнимая любовь к детям.
- Воспитание у детей интереса к чтению.
- Итоговое собрание совместно с детьми.
2 класс.
- О десятибалльной системе оценивания.
- Первые отметки – первые радости и огорчения.
- Итоги первой четверти.
- Вот и стали мы на год взрослей (презентация)
3класс.
- Задачи обучения и воспитания учащихся на новый учебный год.
- Воспитание сознательной дисциплины у учащихся.
- Требования к выполнению домашнего задания.
- Трудовое воспитание в семье.
4класс
- Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника
- Как уберечь ребёнка от насилия.
- Изучение английского языка.
- Учёба – наш главный труд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекторий для родителей "Детская агрессивность"
Проведение родительского собрания в виде лектория о "Детской агрессивности"...
Лекторий для родителей "Семейное чтение"
Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в нач...
Лекторий для родителей "Как помочь первокласснику учиться?"
Беседа для родителей, особенно актуальная в период адаптации первоклассников к обучению в школе....
Лекторий для родителей на тему: "Не хочу делать уроки!"
Материал для проведения родительского собрания в начальной школе...
Как родители могут помочь ребенку хорошо учиться. Лекторий для родителей
Помощь родителей детям в организации их учебного труда. Советы родителям. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда детей дома....
Памятка родителям "Не вместо ребёнка, в вместе с ним"
Памятка содержит практические рекомендации родителям школьников по воспитанию самостоятельности в мышлении и в поступках ребёнка...
Лекторий для родителей 1-х классов на тему: Роль родителей в воспитание ребенка
Цель организации родительского лектория – вооружить родителей современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка на различных возра...