семья и школа
опыты и эксперименты

Альшанская Марина Геннадьевна

выступление на педагогическом совете, с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_i_shkola_vystuplenie.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

«Семья и школа: шаг навстречу»

Как вы знаете, Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой трехсторонний общественный договор между семьёй, обществом и государством. Теперь родители обучающихся –  субъекты образовательного процесса, непосредственно участвующие в ходе его проектирования и реализации. Поэтому сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, которая основана на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров.

Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребёнка.          Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Огромное значение в работе с родителями имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества. Как писал Ш. Амонашвили, «нельзя, что бы ребёнок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе, или только в семье. Если мы хотим воспитать в нём личность, то всё его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремленную воспитательную систему». Т.е. семья и школа создают тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса.

Процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Взаимодействие  может выражаться в разных формах: в форме координации воспитательных усилий, в форме коллективного принятия решений, в форме осуществления какой-либо совместной деятельности и т.д.

Родители и педагоги – две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, конечная цель педагога и родителей  – воспитать ребенка так, чтобы он был счастлив и благополучен в жизни.

Огромное значение в реализации данной цели имеет диалог с родителями младших школьников на основе чётко организованной системы сотрудничества.

Моя практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы. (учитель-организатор взаимодействия семьи и школы)

 Одна  из задач моего выступления – поделиться опытом работы с родителями во внеурочной деятельности.

Данная работа  осуществляется по следующим направлениям:

1) Организация диагностической работы по изучению семей

Изучение семьи позволяет педагогу лучше узнать ученика, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения школьника с родителями. Классный руководитель (учитель) может использовать следующие методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование,  и др.).

2) Организация психолого педагогического просвещения родителей

Значительное место в системе работы с родителями обучающихся отводится психолого-педагогическому просвещению, которое способствует накоплению родителями педагогических знаний, представлений и навыков в области воспитания. Основной формой пропаганды психолого-педагогических знаний являются родительские собрания, которые проводятся как в традиционной, так и нетрадиционной форме (конференция, практикум, деловая игра и др.).

3) Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся.
Родители активно включаются во внеурочную деятельность: праздники  класса, походы,  спортивные игры, ролевые игры.

4) Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением.

Родители могут выступать за различные изменения, помогать в реализации программ развития школы и участвовать в управлении школой через:

  • Родительские комитеты (классные);
  • Совет школы.
  • Информирование о содержании учебно-воспитательного процесса.

В каких же направлениях ведется работа?

Духовно-нравственное направление. Формы работы в этом направлении могут быть разными.  Хороший результат дают следующие формы работы.

  1. Экскурсия в храм

Организованная при содействии одной из бабушек класса. Я очень боялась за своих шумных ребятишек, но однако была очень удивленна насколько внимательно и даже почтительно слушали ребята экскурсовода, и как много вопросов и впечатлений осталось.

  1. Участие детей в постановках спектаклей гимназического театра

Это направление широко развито у нас в гимназии и о пользе можно и не говорить.

  1. Участие в различных конкурсах данного направления
  2. Акция « Кормушка»

В 1 классе с помощью родителей создавали и творили, а потом не испугавшись мороза, отправились их развешивать и наблюдали, чтобы кормушки всю зиму были полными.

В ноябре этого года у нас заболел один из учеников и ушел на домашнее обучение. Мы с ребятами решили навещать его. Сюрприз. Который мы сделали для Славы с помощью его мамы и других родителей удался, ребята приготовили угощения, подарки и даже творческое выступление.

Создание проектов « Мой прадед» и « Моя семья» с последующей защитой на общем собрании вместе с родителями.

Социальное направление

  1. Участие в субботниках
  2. Экскурсии по городу

Общекультурное направление

  1. Посещение театров, музеев

Общеинтеллектуальное направление

Для развития интеллектуальных, творческих способностей детей, мы совместно с родителями организуем их участие в различных конкурсах международного, регионального , городского уровня. Только заинтересованные в развитии своего ребенка родители найдут возможности и время для создания куклы-оберега или костюма 18 века, для поиска информации посещают музеи и выставки.

Предлагаю вашему вниманию несколько формы участия родителей в учебно-воспитательном процессе, которые мной активно применяются

Урок – соревнование. 
Урок – соревнование между детьми и родителями – особая форма урока, которую нужно тщательно продумывать. Не каждый родитель готов уронить свой авторитет в глазах собственного ребенка. Но урок – соревнование создает ситуации успеха учащихся в учебной деятельности, стимулирует познавательный интерес, поэтому его использование оправдано. 
Родительское собрание. 

Родительское собрание — основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Педагог направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания. Родительские собрания сближают учителя и родителей, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка, приближают семью к школе. Классные родительские собрания могут быть построены различно. На учителе начальной школы лежит ответственность подготовки первого родительского собрания. Приводя ребенка в первый класс, родители и сами как бы вступают в новую жизнь. Для них начинается многолетнее постоянное общение со школой. От содержания, направленности этого общения будет зависеть результативность работы учителя с родителями. Воспитание подрастающего поколения осуществляется совместными усилиями учителя начальных классов и родителей. Педагог организует родителей в воспитании ребенка, направляет процесс воспитания в семье. 

Родительское собрание « День Матери», ребята долго готовились, переживали понравятся ли подарки и стихи и даже пели мамам колыбельную, что растрогало мамочек до слез, а вот фотография « Она не пришла», вся грусть и печаль написана этими слезками.

Мамы , папы , бабушки и дедушки пришли на собрание вместе с детьми. Да и сама тема нашего собрания « Взаимоотношения в семье – залог будущего ребенка» говорила о том, что мы должны обсудить это вместе – всей нашей дружной большой семьей. И вот в классе появились 4 новые семьи – команды , которые состояли из разных семей. Началось все с обсуждения, что же такое семья? И дети,  и взрослые давали подробные и интересные высказывания по этому поводу. А когда было предложено задание перечислить качества счастливой семьи, тут уж ребят и родителей было не остановить: любящие, понимающие, взаимопомощь и поддержка и т. д. Кроме этого, мы вспоминали пословицы о семье, устроили семейный танцевальный марафон, складывали слова « счастливые моменты», показывали пантомиму, вспоминали о своих семейных праздниках.  Особенно интересно команды представили скульптуры  « Наша крепкая семья». А закончилось все тем, что каждая команда посадила свое семейное дерево, на котором листики – родители и яблочки – детки подписали все свои имена. По словам родителей « именно такая нестандартная форма проведения родительского собрания помогает нам сплочиться не только родительским коллективом, но и , не смотря ни на что помнить о семейных ценностях и традициях» ( Карпушина Т.В.)

Проведение внеклассных мероприятий

Калядки, аукцион,участие в оформлении школы , ну и конечно же наша поездка, неожидала,что родители в совершенно все согласятся на поездку, займутся подготовкой документов

Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей.

Избежать недопонимания, разобщенности в решении педагогических проблем с детьми учителю поможет опора на следующие нравственные нормы:

- чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей, за их психолого-педагогическую компетентность;

- активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями(а не обращение к ним лишь в тех случаях, когда необходима их помощь);

- уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения;

- повышение авторитета родителей в глазах детей ( показ детям наиболее ценных качеств их родителей, учет этих качеств и способностей родителей в педагогической деятельности);

- тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям( при этом важно не перекладывать на них свои обязанности);

- терпение при поступление критических заявлений в свой адрес, учет их в процессе профессионального саморазвития.

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет ребёнок, наш сегодняшний ученик.

Закончить своё выступление хочу словами Льва Кассиля:

«Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…»

Л. Кассиль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"

Анализ моего опыта работы как классного руководителя....

«Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Формы и методы работы педагогического коллектива по взаимодействию школы и семьи»

·        оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями в развитии;·        создание условий дл...

Презентация "Взаимодействие семьи и школы в формировании духовно-нравственного поведения в семье, обществе и школе в ходе реализации ФГОС"

Образование – это не только обучение и развитие,  но и воспитание.Одной из особенностей ФГОСа второго поколения – нацеленность на решение не только задач обучения и развития, но и задач восп...

Программа родительских встреч с неблагополучными семьями «Семья и школа»

В настоящее время в работе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних подростков остро встал вопрос о необходимости профилактической работы с родителями обучающихся. Постепенно сформирова...

Родительское собрание. Тема:«Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»

Семья- колыбель духовного рождения человека.Семейные ценности.Общение в семье.Задачи родителей.Формула истиной родительской любви.Проблемы семейного воспитания.Правила для родителей.Любите и цените св...