Классный час по теме "Моя родословная"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Герасимова Анна Сергеевна

Классный час по теме "Моя родословная". Разработка может быть использована при проведении внеклассных мероприятий в начальных классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.ch_._moya_rodoslovnaya.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

ТЕМА: «Моя родословная».


(Звучит песня)

 «Семейный Альбом»  Сл. М.Танича Муз. Д.Тухманова

Учитель: Нет человека, который бы появился на свет сам по себе, у каждого есть родители. У них, в свою очередь, тоже есть родители. Часто люди не знают своих предков дальше бабушек и дедушек, однако все мы являемся плодами нашего родословия, и поэтому было бы интересно, а может быть, и важно понять наши корни.

Откуда вы появились? Кто те люди, которые составляли вашу семью на протяжении последних ста лет? Где они жили и что делали? Какие у них были семьи - большие или маленькие? Как они выглядели? Похожи ли вы на них? Говорили ли они на том же языке, что и вы?

Исследователь: В газете «Неделя» под рубрикой «Сенсация» была напечатана заметка «Кто твой предок?». Оказывается каждого новорожденного человечество ждёт в течении полутора веков и готовится к его появлению на свет.

Исследования доказывают, что отдаленные предки влияют на физическое развитие детей. Выяснилось, каждое поколение вносит свой вклад в развитие ребенка, причем наиболее сильно воздействует пятые-деды и бабки прабабок. Ни одна жизнь рожденного ранее не пропадает бесследно.

К сожалению, сведения о предках бывают, как правило, чрезвычайно скупыми.

Чтец: А.С. «Моя родословная»
Понятна мне времен превратность,
Не прекословлю, право, ей:
У нас нова рожденьем знатность,
И чем новее, тем знатней.
Родов дряхлеющих обломок
(И, по несчастью, не один)
Бояр старинных я потомок;
Я, братцы, мелкий мещанин.
Не торговал мой дед блинами,
Не ваксил царских сапогов,
Не пел с придворными дьячками,
В князья не прыгал из хохлов
И не был беглым он солдатом
Австрийских пудреных дружин.
Так мне ли быть аристократом?
Я, слава богу, мещанин.

Учитель: Особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты, достоинства и слабости. А что мы знаем о них? По существу, во многих семьях познания о собственном происхождении обрываются уже на третьем колене. Это наша беда. Забылась мудрость пушкинских слов: «уваженье к прошлому - вот черта, отличающая образованность от дикости». Фамильная гордость, интерес к своей родословной – все это ветви одного дерева. Нельзя жить Иванами, не помнящими родства.
Родословная, или, как говорили раньше, «родословие» - это последовательный перечень поколений людей одного рода с основными сведениями о каждом из них.

- Но вы уже знакомы с этой работой. Как вы ее начинали?

Ученик: Работу над родословной я начинала с расспросов мамы, папы, бабушки и дедушки... Мы проследили линию нашего рода, я думаю, что это большое дело не только для меня, но и для будущих моих детей.

Учитель: Как нет одинаковых отпечатков пальцев, так нет и одинаковых семейств. К тому же миллионы из них не составляют своих родословных, а в вашей она будет.

- А сейчас послушаем совет практиков как продолжить начатую работу.

Практик: Приступая к работе, заведите себе папку, конверты, куда вы будете складывать фотографии, документы черновики. Клей лучше не применять, чтобы не портить ценные документы. Для наклеивания нужно пользоваться фотоуголками, липкими краями от марок. Фотографии следует подписать (кто изображен на них, время)
Можно записать любые воспоминания о жизни и поступках членов ваших семей, различные случаи, предания, истории.
- Кто хочет рассказать о своей родословной?
(рассказ детей)

Чтец:
Нам были память и любовь даны,
Чтобы сердцам ушедшим поклониться,
И, может статься, будут неполны
Без этих строк истории страницы.

В нашей республике создана книга памяти, в которую занесены имена наших дедов и прадедов, которые защищали нашу Родину во время ВОВ. Одна из веточек на вашем родословном дереве связана с войной.

- Кто хочет рассказать о военной веточке на вашем дереве?
(рассказ детей)

Слово эксперту – лингвисту:
Родительский дом, родители, род… Итак, род – это ряд поколений, происходящих от одного предка. Синонимами понятия « потомство » является порода, родня, родственники.

Родство бывает
* кровное родовое - по общему предку,
* свойственное (сватовство)- по брачным союзам,
* духовное (крестные, кумовья)- по восприятию от купели

Различают родство по мужскому и женскому колену.

Дети, происходящие от одних и тех же родителей, называется единокровными, родившиеся от одной матери, но от разных отцов – единоутробными.

- Зная все тонкости родства, легко ответить на вопросы:

Кто является золовкой, снохой, деверем и т.д. Во многих семьях не поддерживают отношений далее, чем с двоюродными братьями и сестрами, считая остальных родственников «седьмой водой на киселе».

А сейчас проверим, как мы разбираемся в родственных связях.

Вам предлагаются вопросы викторины.


Викторина
1. В каком родстве состоят свояки? (женаты на сестрах)
2. Твоя сестра вышла замуж. Как зять может называть тебя? (шурин, свояченица)
3. Я тебе не отец, но ты мне – сын. Кто я? (мать)
4. Шел старец. Жили молодец с девицей. Старик и говорит: «Как вам не стыдно жить вдвоем?» Они и отвечают: «Какой нам стыд? Мы большая родня: моя мать – то мать ее матери – родная свекровка». (дядя с племянницей)
5. Кто такие сватья и кумовья? (Родители жениха и невесты – сватовья, кровные родители и духовные – кумовья).

(Звучит мелодия песни «Уголок России – отчий дом»)

Чтец: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне старику, больно будет…, а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Волковского, мне будет стыдно! »- так напутствует сына один из героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

Учитель: Мы многое запретили бы себе делать и немало бы сделали. Если бы никогда не забывали, что каждый из нас – звено в цепи поколений. Наши лучшие поступки окрыляют детей и внуков, а просчеты и ошибки лягут на них тяжким бременем. Ведь они наследуют не только цвет наших глаз и волос, рисунок носа и рта, но и историю нашей жизни со всеми ее достоинствами и просчетами.

Чтец: Эту таинственную связь с предшествующими поколениями описал А.С.Пушкин:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,-
Залог величия его
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва;
Без них нам целый мир – пустыня.
Душа – алтарь без божества.

Учитель: А сейчас интервью

1. - Представьте, что у вас есть машина времени, на которой вы можете совершить путешествие в прошлое. Представьте, что вы навестили вашу семью, ваших предков.
- Какие они по- вашему? (внешние черты, например, кудрявые волосы, голубые глаза)
- Черты поведения (как говорят, ходят, какие привычки)
- Отдельные черты характера, например, честность, гостеприимство, великодушие.
2. - Замечаете ли вы. В чем вы похожи на своих родственников?
- О чем бы вам хотелось поговорить с ними?
- Расскажете ли вы им, кто вы?
3. А сейчас вернемся в настоящее.
- С кем вместе ты живешь дома?
- А что вы всей семьей вместе делаете?
- Что тебе больше всего нравится в твоей семье?
- А с кем у тебя в семье отношения лучше всего, с кем конфликтов не бывает?
- У вас есть в семье какие-нибудь праздники, которые вы все вместе празднуете? Семейные праздники?
- Похожи ли вы на маму или папу? Чем вы похожи на них? Чем отличаетесь?

(Слово эксперту историку)

Слово «фамилия» в значении «семья» заимствовано из лат.языка – «наследственное семейное имя, переходящее от родителей к детям».

В русском языке это слово появилось в эпоху Петра 1, когда в разных учреждениях людей стали называть по фамилии, имени и отчеству. Фамилия присваивалась на основании единственного признака- родства.
(Лаптев, Ложкин)

Учитель: Но недаром в народе говорят: «Не смотри на кличку, а смотри на птичку». (Как вы понимаете?)
Важно, кто и как носит свою фамилию.

Чтец: 
Вчерашний день, минувший год
Не умирают в человеке
Прошедший век – он нашем веке
Еще звенит, еще поет.
Живут высокие веленья
Ума и сердца прежних лет,
Давно участие волненья
Еще отбрасывают свет,
И фотография в альбоме,
И куст сирени под окном,
И тишина в отцовском доме
Твердят о времени ином.

Учитель: Многие ваши интересы, навыки и таланты перешли к вам по наследству от членов вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели.
Когда-нибудь и вы станете родителями, бабушками дедушками, и ваши потомки будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать, какими вы были.
Мы гордимся членами наших семей, которые при жизни делали добро другим людям.

Я вам желаю прожить так, чтобы ваши потомки гордились вами.
Обобщение: «Я такой же, как люди, жившие до меня, и в то же время, я – это я и никто другой».

Классный час

в начальной школе

"Что нам стоит дом построить".

Вступительное слово учителя.

О, сколько нам открытий чудных,
Счастливых, и порою трудных,
Готовит жизненный наш путь!
Считать пытался кто-нибудь?

Ребенок открывает маму…
Ученый – тайны бытия…
Но в чем сокрыта тайна счастья?
У всех позиция своя.

Сегодня спорить мы не будем,
Здесь неуместен жаркий спор.
Напомнит истины простые
Нам задушевный разговор.

Фонограмма. Тихо звучит лирическая мелодия, настраивающая на задушевный разговор.

Учитель обращает внимание детей на крупные разноцветные кубики, разложенные на коврике, на которых прикреплены таблички со словами:

УВАЖЕНИЕ, ЛЕНЬ, ТЕРПЕНИЕ, ТРУДОЛЮБИЕ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО, ВЕЖЛИВОСТЬ, ГРУБОСТЬ, ВЗАИМОПОМОЩЬ, ЗАВИСТЬ, ДОБРОТА, ЖАДНОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, ПРЕДАННОСТЬ, ВЗАИМОПОНИМАНИЕ, ЗАБОТА, ИСКРЕННОСТЬ, ЛЖИВОСТЬ, ХВАСТОВСТВО, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ЩЕДРОСТЬ, ЛЮБОВЬ, и т. д.

Учитель:

Пред вами кубики – смотрите!
На них слова тихо прочтите,
И каждый для себя возьмите
Лишь то, чем в жизни дорожите.

Каждый ученик выбирает для себя кубик со словом.

Теперь всем кубик покажите,
И выбор этот объясните.

Ученики читают слово, написанное на кубике, как могут, объясняют, почему выбрали именно это слово, что оно для них значит.

Прочитайте теперь те слова, которые вам не понравились..

Почему?

Ответы детей.

Подводя итог первой части урока, учительпоказывает всем кубик со словом«любовь» и объясняет:

А я возьму слово «любовь», потому что без любви невозможны искренность и честность, уважение и терпение, доброта и забота, взаимопомощь и взаимопонимание.

Обидят тебя - тянет тоже обидеть,
И хочется все и везде ненавидеть.
А любят тебя – хочешь тоже любить
И сразу светлее и радостней жить.

А может кого-то не стоит нам ждать?
А лучше всего самому начинать?
Не множить обиды, а прямо с утра
Идти в этот мир по дороге добра.

А что можно построить из кубиков?

Ответы могут быть разные, но обычно дети говорят «ДОМ».

Давайте построим и посмотрим, какой получится у нас дом!

Дети с удовольствием строят дом из кубиков со словами.

Вот он наш счастливый дом!
Тепло, уютно будет в нем!
Но дом тогда лишь дом, друзья,
Когда в том доме есть …семья.

Мы с вами собрали альбом «Познакомьтесь – это я и любимая семья!», где собраны сочинения и фотографии о самых близких вам людях. Угадайте, о ком эти строки?

«Он справедливый. С ним я чувствую себя спокойно и уверенно».

«Он терпеливо учит меня играть в шахматы и лото».

«Вместе с бабушкой он балует всех внучат конфетами»…

Конечно, это наши любимые дедушки!

И мы споём песню для любимых дедушек.

Это может быть песня «Деда - непоседа». Муз. и слова Т. Боковой.

1.

Как заходит про семью
Где-нибудь беседа,
Непременно я пою
Песенку про деда.
У кого-то дед- атлет
Или летчик смелый,
Но такого деда нет
Во Вселенной целой.

Пр.

Потому что с малых лет
Непоседой был мой дед.
И сейчас мой деда -
Тоже непоседа.

А вот ещё предложения из наших сочинений:

«Она готовит необыкновенно вкусный борщ. Такой борщ больше никто не умеет варить!»

«Она знает много интересных сказок». «А какие пирожки у моей …!»

Да, именно бабушкам мы посвящаем следующую песню!

Это может быть песня «Бабушка на пенсии». Муз. и слова Т. Боковой

1.

У нашей бабули счастливые годы:
Бабуля ушла на заслуженный отдых.
Не надо теперь на работу ходить,
А можно теперь за здоровьем следить.

Пр.

Диета, зарядка, массажи, походы –
У нашей бабули заслуженный отдых!
А эти замечательные строки о ком?

«Я очень люблю с ним путешествовать на автомобиле!» « Он возит меня с братом каждое лето на море, где мы по очереди ныряем в воду с его больших плеч! Это так весело!»

«Он очень много работает. А когда, усталый, приходит домой с работы, мы с сестрой делаем все, что он попросит. Даже, место перед телевизором освобождаем…»

Да, вы правы! Это строки про пап!

И следующие стихи и песни тоже для пап!

Я налью папе теплого чаю,
Расскажу все события дня,
Сяду рядом, и тут замечаю,
Как светлеют у папы глаза.

Папа звонко со мной посмеется
На вопросы все даст ответ.
Папа другом моим зовется,
И надежнее друга нет.

Песня «Мой папа». Муз. и слова Юрия Верижникова.

1.

Давным-давно известно
У каждого друзья.
Без них неинтересно,
Без них никак нельзя.
Сосед имеет друга,
А с ним и вся семья.
А мне дороже папа.
Мы с папою друзья!

Припев.

Мой папа хороший!
На папу очень-очень я похожа.
Он сильный и смелый,
Находчивый, веселый и умелый.

А следующие строки из наших сочинений полны особого чувства признательности и любви.

«Когда я просыпаюсь утром, она встречает меня с улыбкой. Когда я укладываюсь спать, она с улыбкой поправляет мне одеяло. Как много у неё терпения и любви ко мне!»

«Я благодарен судьбе за то, что у меня есть заботливая и ласковая, красивая и добрая … мама!»

«Мамочка, будь счастлива! А я постараюсь тебя не огорчать!»

И эту песню мы посвящаем нашим мамам!

Колыбельная для мамы.

Муз. и слова Т. Боковой.

1.

Баю-баю, мама!
Ляг в кроватку рано.
Ляг. А я тебе спою
Колыбельную свою.
Баю – бай!
Баю – баю, мама!
Знаю, ты устала.
Целый день своим теплом
Согревала ты наш дом.
Баю – бай!

Припев:

Баю, баю, баю – бай!
Спи, мамуля, засыпай.
Спи, как маленькая детка,
Сладко – сладко,
Крепко – крепко.
Спи, как зайка, на боку.
Я тебя постерегу.

Так кому же принадлежат все эти качества? Кто у нас и добрый, и справедливый, и щедрый, и трудолюбивый, и заботливый, и терпеливый, и внимательный и любимый? Это наши родные!

Это те, с кем мы живём под одной крышей, и те, с кем мы общаемся ежедневно. И именно потому, мы должны быть к ним вдвойне внимательны и заботливы. И тогда наш дом будет действительно тем местом, где каждый будет чувствовать себя уютно и тепло!

Семья - это взаимностей круг,
Где каждый - слуга и надежный друг.
В семье без заботы прожить нам нельзя,
Вниманьем, заботой крепка семья.

Забота о ближнем, как лучик солнца, согревает наши сердца. Давайте задумаемся, как мы можем проявить свою заботу о бабушке, маме, дедушке, папе, о братике, сестричке. Мы отправим в путешествие из рук в руки этот лучик света с добрыми словами:

Я для тебя, друг мой, приготовлю пирог…

Я для бабушки найду очки…

Я маму с папой отпущу в гости, а сам посижу с маленьким братишкой…

Я для папы помою машину. Чисто –чисто!

А я подам дедушке тапки…

А я сестрёнке почитаю сказку…

Фонарик отправляется по кругу и возвращается к первому.

Лучик вернулся по кругу к тому, кто сделал доброе дело, проявил заботу и внимание. Действительно, доброе дело всегда возвращается по кругу к тому, кто добр. Сегодня позаботишься ты, а завтра позаботятся о тебе. Ведь каждый из нас хочет любить и быть любимым.

Песня о доме.

Муз. и слова мне, к сожалению, неизвестны.

1.

Синее небо как река,
Плыли куда-то облака.
Шёл человек. Была дорога
Нелегка. (2 раза)
Но путник наш мечтал о том,
Что он построит где-то дом.
И поселится счастье с ним
В доме одном. (2раза)

2.

Даже когда он уставал,
Он непременно напевал
Песню любимую свою,
Ту, что пою. (2 раза)
Дом, как известно всем давно,
Это не стены, не окно,
Даже не стулья за столом,
Это не дом! (2 раза)

3.

Дом – это, то куда готов,
Ты возвращаться вновь и вновь
Яростным добрым, нежным, злым,
Еле живым. (2 раза)
Дом – это там, где вас поймут,
Там где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом –
Это твой дом!(2 раза)

Далее можно провести различные конкурсы. Например: соберите из двух половинок пословицы о семье.

Вся семья вместе,
так и душа на месте.
При солнышке тепло,
при матери добро.
Лучше нет дружка,
чем родимая матушка. И т. д.

Игра «Доскажи словечко».

Только тот надежный дом,
Где все заняты трудом.
Где работают, там «густо»,
А в ленивой семье пусто.

Пусть не будет в семье споров,
Ни скандалов, ни раздоров.
Дом построен. Дружно в нём
Мы порядок наведём.
Чтобы делом всех занять,
Нужно инвентарь раздать.
Кто загадку разгадает,
Тот его и получает.

Чтоб тарелки заблистали,
Чистотою засияли,
Мы, рекламе свято веря,
Всю посуду моем с …. «Ферри».

Зимней свежести белья
Удивилась нынче я.
Кто же в этом нам помог?
Ароматный … порошок.

По кастрюле погуляет,
Всё, что в ней, перемешает.
Любит «погонять» картошку
Озорная …поварёшка.

Коль бюджет семьи подрос,
Покупают пылесос.
Ну, а если мало денег –
Выручает чудо - … веник.

Всех приласкать старается,
При этом раскаляется.
Для белья он – лучший друг-
Электрический … утюг.

Потрудились вы с охотой,
Не боитесь вы работы.
Без труда прожить нельзя.
Дружбою крепка семья!

Можно провести игру «Интервью».

Вопросы всем участникам классного часа.

День рождения вашей семьи?

За какую спортивную команду болеет папа?

Любимое блюдо дедушки?

Цвет глаз бабушки?

Любимое занятие мамы?

Итог.

Пусть будет дружба и согласие в семье,
Пусть все невзгоды мимо пронесутся,
Пусть солнце ярче светит на земле
И для детей добрее станут лица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Моя родословная"

Итоговый классный час по теме "Моя родословная"...

Классный час "Моя родословная".

Классный час "Моя родословная". Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит,кем были его предки,где его настоящая "малая Родина".Откуда я родом?...

Классный час "Моя родословная"

Цель:  дать детям понятие о родословной.Задачи:    развивать у учащихся потребность узнать историю своей семьи;  формировать понимание ценности семьи;воспитание чувств гордост...

Презентация к классному часу "Моя родословная"

Презентация к классному часу "Моя родословная"...

классный час на тему "Шежере - моя родословная"

классный час для учащихся 3-4 классов с предварительной подготовкой презентаций учащимися своих семейных родословных...

Классный час на тему: "Моя родословная"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11571080","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]Что может быть интереснее, чем изучение своего родословного др...