Классный час
методическая разработка (3 класс)

Бондаренко Светлана Валентиновна

Классный час

1 сентября – День знаний

3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_1_sentyabrya.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

1 сентября – День знаний

3 класс

Тема: «Александр Невский»

Цели: раскрыть учащимся исторические пути, пройденные российским государством; становление и развитие идей патриотизма и гражданственности. Воспитывать сохранение исторической преемственности поколений, развивать национальную культуру. Воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию народов России, любовь и уважение к родной стране, к ее законам, прививать любовь к своей малой Родине.

Оборудование: репродукции картин, кроссворд, ребусы, карточки с пословицами и поговорками.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель:

Вот и осень.
Это значит, снова наступил учебный год.
По стране сентябрь рыжеголовый
В форме ученической идет!

Звенит звонок, сентябрь пришёл,
Вновь распахнулись двери школ.
И я вам рассказать готова
Чему учиться будем снова.
Звонок голосистою птицей
Опять пролетел поутру.
А мы продолжаем учиться
Труду, вдохновенью, добру!
Путь этот цветами не выстлан,
Тернисты его рубежи.
Но в классе сидит любопытство,
Которому в будущем жить!


Дорогие мои третьеклассники!
Мы вновь отправляемся по дороге знаний!
Поздравляю вас с началом НОВОГО УЧЕБНОГО ГОДА!
И я приглашаю самих ребят для приветствия:

Ученик 1.
Здравствуй, год учебный, школьный!
Мы теперь – ученики!
Перезвоном колокольным
Всех ребят зовут звонки!

Ученик 2.

Улыбается прохожий.
Видя праздничных ребят:
В школе он учился тоже,
Только много лет назад.

Ученик 3.
Все завидуют, невольно,
Повзрослевшей детворе,
И гремит звонок на школьном
Шумном праздничном дворе!

Ученик 4.
Здравствуй, год учебный, школьный!
В добрый путь, ученики!
Перезвоном колокольным
Пусть звенят, звенят звонки!

Учитель:
Да, прозвенел звонок, сотни тысяч ребят сели за парты. Кто–то сегодня первый раз пошёл в 1 класс, ему будет первое время тяжело. Выпускники 11 классов уже на пороге выпуска из школы. Для вас начался третий учебный год. Вы уже умеете читать и писать. Перед вами лежит широкая дорога в страну знаний.

Итак, начинается наш первый урок.

Прочитайте  запись на доске:

 РОДИНА

- Ребята, скажите, как вы понимаете слово “Родина”? (Выслушиваются мнения детей).

- Родина - это то место, где все родились, живем. Наша малая Родина - это наш поселок.

- Как вы думаете, что значит любить Родину? (Выслушиваются мнения детей).

- Родина дорога каждому человеку. Ведь не зря человек, уезжая далеко от родных мест, часто вспоминает о них, тоскует. А, если случается беда - на Родину нападает враг, то все люди как один встают на ее защиту.

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

2. Защитники земли русской.

- Защита Родины считалась высшей обязанностью и священным долгом человека во все времена. Для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было, нет и не будет ничего, дороже Отчизны. Вот почему уже две тысячи лет человечество воспевает образ защитника Родины. Ему посвящают свои творения скульпторы и художники, поэты и композиторы. Познакомимся сегодня и мы с одним из них, а так же выясним, каков он – идеал Защитника Отечества.

- А теперь обратите внимание на репродукцию картины русского художника XX века Павла Корина. Вам, конечно, уже знакома эта картина. Ребята, кто этот воин?

(Александр Невский)

 - Правильно. Князь Александр Ярославович – один из наиболее почитаемых и любимых в народе героев – защитников Земли Русской. Чем же он заслужил такую славу?

- Сегодня мы вам расскажем про святого князя Александра Невского, а вы внимательно слушайте, потому что потом вам придется ответить на вопросы.

Учитель:

- Имя Александра Невского – одно из самых славных в истории нашей страны. И не только славных, но и одно из самых светлых и любимых русским народом. Героев наша история дала немало, но почти никого из них не вспоминают потомки с таким тёплым чувством, как Александра. Он много потрудился для Русской земли и мечом и головой - вклад его в строительство Российского государства бесценен.

1 ученик:

- АЛЕКСАНДР - по-гречески означает защитник людей. Этим красивым, мужественным именем назвал своего второго сына новгородский князь Ярослав Всеволодович, известный не только своей храбростью, но крутым нравом. И сын этот впоследствии прославился, и стал особенно любим на Руси. И в наши дни глубоко почитают в России и верующие и неверующие святого благоверного князя Александра Невского.

2 ученик:

- АЛЕКСАНДР родился в 1219 году в Переяславле (по другим сведениям, в 1220 году в Новгороде) незадолго до страшного бедствия - нашествие монголо-татар на Русь. Уже с трёх лет Александра отлучили от матери, княгини Феодосии, и отдали на воспитание княжеским воинам. Малыша посадили на коня и дали в руки оружие. Вскоре начали учить грамоте. И в военном деле, и в чтении и письме Александр быстро преуспел. Он вырос, превратился в ловкого, сильного отрока, который любил читать и прекрасно писал. В те времена чтению учились по Священному Писанию. Александр полюбил слово Божие и хорошо его усвоил. Заповеди Христовы глубоко проникли в сердце мальчика.

3 ученик:

- Уже с1228года юный Александр начал княжить в Новгороде со своим старшим братом Федором под присмотром бояр. А в 1236году Александр княжил в Новгороде уже самостоятельно.

Новгородцы восхищались своим князем - красивым, высоким, с сильным голосом, гремевшим, как труба.

Но впереди всех ждали страшные испытания. Как известно, именно в те годы на Русскую землю нахлынули несметные полчища хана Батыя. Были ограблены и разорены города, сёла, храмы, множество людей было убито или взято в плен.

4 ученик:

В 1240 году Новгороду объявили войну шведы. Их войско возглавил Биргер. Он написал князю Александру послание с такими словами: “Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою”.

Князь Александр с войском, помолившись в Софийском соборе, выступил навстречу врагу.

Утром 15 июля 1240 года войско князя Александра незаметно подошло к неприятельскому лагерю, и внезапно напали на врага, поражая их топорами и мечами. Завязалась битва. Эта битва произошла на реке Нева. Шведы бежали, новгородцы преследовали их. Князь Александр догнал Биргера и копьём ударил его по лицу, оставив неизгладимую отметину. Как пишет летописец: “положил печать ему на лицо”.

С победой вернулось русское войско в Новгород, а князь Александр получил к своему имени почётное прозвание - Невский.

5  ученик:

Прошло время, и на Новгород снова двинулись враги с запада. В 1242 году Александр двинулся навстречу врагу.

Знаменитое сражение, известное в истории под названием Ледового побоища, произошло на льду Чудского озера, у скалы, называемой Вороний Камень. Русские полки ударили с боков во вражеский клин и сокрушили его.

Под тяжестью рыцарских доспехов начал трескаться и проваливаться лёд, поверженные рыцари уходили под воду, на дно Чудского озера. После победы над врагом, князь Александр на коне торжественно въехал в город, рядом вели пленных рыцарей, Народ ликовал, духовенство служило благодарственные молебны. По летописным сведениям, в сражении было убито 400 рыцарей-крестоносцев, а 40 попало в плен. Победа в Ледовом побоище прославила Александра Ярославича Невского как великого полководца Руси.

Эта битва вошла в мировую военную историю как образец окружения и разгрома крупных сил тяжеловооружённого, рыцарского войска эпохи Средневековья. Полководческое искусство Александра Невского признали в Золотой Орде.

Заключение

Князь Александр, прозванный Невским, прожил всего 43 года. Он стал Новгородским князем в 16 лет, а в 20 лет – победил шведов в на р. Неве, с “малой дружиной” и ополчением он разбил войска шведского короля, а затем освободил захваченные немецкими рыцарями псковские и новгородские земли. В 22 года одержал знаменитую победу на льду Чудского озера. Эта победа сыграла значительную роль в грядущем государственном объединении Руси. Умелой политикой он ослабил тяготы монголо-татарского ига хана Батыя.

“Житие князя Александра Невского” (XIII в.) донесло до нас облик этого легендарного воина – защитника Земли Русской. Вот как он описан в “Житии”:

“ростом князь был выше других людей, что голос его звучал, как труба в народе, лицо было прекрасно, как у библейского Иосифа, сила была частью силы Самсона, Премудрость Бог дал ему Соломонову, а храбростью он был подобен римскому кесарю – побеждая, был непобедим.

Величайший русский ученый и поэт 18 века М. В. Ломоносов оставил об Александре Невском такие слова, которые запечатлены на гробнице:

“… Великому князю

Александру Невскому,

Россов усердному защитнику…,

Укротившему варварство на востоке,

Низложившему зависть на западе…”

Благодарная Русь в честь признания заслуг князя Александра Невского через 117 лет после его смерти возвела Александра Невского в ранг святых. А в 1547 году митрополит Макарий предложил установить празднование святому блаженному князю Александру Невскому по всей России. Церковный собор принял и подтвердил это положение.

По приказу Петра 1 в начале ХVIII века в Петербурге был построен Собор во имя Святой Троицы и святого Александра Невского, куда были перенесены его мощи.

Екатерина 1 в 1725 году учредила орден в честь святого благоверного великого князя Александра Невского.

Три русских монарха из династии Романовых были названы Александрами.

Александр Невский, так же как и его соратники, принадлежал к поколению новых людей, их поведение отличалось от поведения удельных князей. Патриотизм Александра на несколько столетий определил принципы устроения Руси. Заложенные князем традиции, основанные на национальной и религиозной терпимости, вплоть до нашего времени привлекали к России народы, жившие на сопредельных территориях.

И в современной России многие народы видят своего защитника.

И, наконец, именно потомками Александра Ярославовича Невского строилась в XIV в. на развалинах древней Руси — Новая Русь. (Cначала она называлась Московской, а с ХV в. – Россией).

Восемь веков в благодарной памяти Потомков живет имя Александра Невского. Оно становилось символом единения, частью общей национальной идеи. В 1547 г. на освященном соборе происходит общерусская канонизация благоверного князя.

1380 г. праправнук – Дмитрий донской побеждает татар на Куликовом поле.

1552 г. прямой потомок Иван Грозный побеждает Казанское ханство и присоединяет  его к России.

В н. ХVIII в. Петр I одержал победу над Шведами.

Петр I перенес мощи князя из Владимира в Петербург, сделав его ангелом-хранителем Новой империи.

Имя св. благоверного князя Александра, защитника рубежей России и покровителя воинов, известно далеко за пределами Руси. Свидетельство тому – многочисленные храмы, посвященные св. Александру Невскому. Наиболее известные из них: Патриарший собор в Софии, храм в Тбилиси.

В 2010 году отмечается 800-летие со дня рождения полководца, князя А. Невского, победителя телевизионного проекта «Имя России».

Давайте пожелаем себе такой же любви к своему отечеству, к своему народу, какую мы видим у Александра Невского.

Быть патриотом… Что же это значит?

А это значит Родину любить,

А это честно, бескорыстно

Отечеству любимому служить.

Любить его историю седую,

Святые лики русских матерей,

Которые не раз в годину злую

В бой провожали собственных детей.

Учить детей гордиться своим родом

И честь его блюсти и сохранять,

Быть лучшей частью русского народа,

Которую не смог никто подмять!

 

Знаменитое выражение Александра Невского “Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля” является не только предупреждением всем противникам и недругам Руси, но и призывает жить в мире и согласии, решая все вопросы за столом переговоров, а не на полях сражений. На это нацелена государственная политика и России XXI века, России – в которой нам жить!

Учитель:

За уроки, детвора,
Лето кончилось.

Пора рисовать, читать,

Писать упражнения в тетрадь,
И заданья в дневнике,
И примеры на доске.
Только прежде поспеши
И кроссворд на ней реши.
А когда решишь, дружок,
То продолжим наш урок!

 Кроссворд «Александр Невский»

Задание: разгадайте кроссворд

По горизонтали:

  1. На какой реке состоялась битва со шведами?
  2. С кем воевал князь Александр Невский  в 1240 году?
  3. В каком городе начал княжить Александр?
  4. На льду какого озера состоялось Ледовое побоище?
  5. Что означает по-гречески имя Александр?
  6. Кто в 1725 году учредил орден в честь святого князя Александра Невского?  
  7. Назовите имя татарского хана, который ограбил и разорил города, села, храмы на Руси?

По вертикали:

      1. Назовите прозвище Александра.

Ответы:

  1. Нева
  2. Шведы
  3. Новгород
  4. Чудское
  5. Защитник
  6. Екатерина
  7. Батый

1. Невский

Учитель:

Нам в школе нечего бояться,
Учиться надо и стараться
На все вопросы отвечать,
Одни пятёрки получать.

А сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в историю наших школьных предметов.

Игра «Колесо истории».

1 станция «Литературная»

Соедините правильно половинки пословиц и поговорок.

Человек без родины                                стой смело.                        

Родина – мать,                                        соловей без песни.

За правое дело                                        умей за нее постоять.

2 станция «Математическая»

Решите ребусы:

Догадайся! (история)

 Догадайся! (народ)

3 станция «Языкознание»

Доскажи словечко

1.Подрасту, и вслед за братом

Тоже буду я солдатом,

Буду помогать ему

Охранять свою ...(страну)

2.Брат сказал: "Не торопись!

Лучше в школе ты учись!

Будешь ты отличником -

Станешь ...(пограничником)

3.Моряком ты можешь стать,

Чтоб границу охранять

И служить не на земле,

А на военном ...(корабле)

4.Самолет парит, как птица,

Там - воздушная граница.

На посту и днем, и ночью

Наш солдат - военный ...(летчик)

5.Снова в бой машина мчится,

Режут землю гусеницы,

Та машина в поле чистом

Управляется ...(танкистом)

6.Можешь ты солдатом стать

Плавать, ездить и  летать,

А в строю ходить охота -

Ждет тебя, солдат, ...(пехота)

7.Любой профессии военной

Учиться надо непременно,

Чтоб быть опорой для страны,

Чтоб в мире не было ...(войны)

А сейчас я расскажу вам сведения из истории школьных вещей:

ДОСКА. В старину у школьников вместо тетрадей были маленькие аспидные доски в деревянной рамке. Аспидными доски назывались потому, что были покрыты слоем серовато-чешуйчатого сланца – аспида. Сколько в те времена было школьников, столько и досок. Буквы на них выводили грифелем, стирали тряпочкой. Ничего не скажешь, хороша была доска-тетрадка: писать легко, буквы получались четкими. Одно плохо – невместительная. Насколько же удобны нынешние тетрадки!

С той поры прошло много лет. Взгляните на классную доску. Это ведь тоже доска-тетрадка! Только теперь она вон какая громадная! На ней пишут не грифелем, а мелом.

ЛИНЕЙКА. Линейка прямолинейна. Она твердо усвоила, что кратчайшее расстояние между двумя точками – это прямая линия. Ни один школьник не обойдется без линейки, которая всегда должна быть под рукой. Как же без нее отметить линию, подчеркнуть карандашом подлежащее и сказуемое, сделать чертеж?

ЖУРНАЛ. Старику классному журналу столько лет, сколько и самой школе. Сейчас наш классный журнал – сама справедливость. Но было время (правда, очень давно, когда на свете не было еще наших пап и мам), когда классный журнал был не другом, а врагом учеников. Он подсматривал за учениками, ябедничал на них. То и дело в штрафном журнале появлялись, например, такие записи: «Ученик Петров был встречен на улице после 7 часов вечера» или «Ученик Смирнов в коридоре гимназии не соизволил поклониться учителю закона Божьего. Оставить на 2 часа после уроков».

Часто одна или несколько ябед в журнале служили причиной исключения ученика из учебного заведения с «волчьим билетом». Это означало, что его обладатель навсегда лишался права где-нибудь учиться. Нынешние классные журналы рассказывают правду об учениках и желают им только добра.

ОТМЕТКА. У нас принята пятибалльная система оценивания, а в некоторых зарубежных школах – двенадцатибалльная: 12 – значит «отлично», 11 и 10 – «хорошо», а все, что ниже 6, – «плохо». А в Германии дети «единицами» и «двойками» гордятся. Там это хорошие оценки, а «пятерки» и «четверки» – плохие. Часто случается так, что ребята разных стран сильно удивляли друг друга своими школьными отметками. Пишет, например, в Москву девочка из Германии.

В конце письма она сообщает: «А теперь, моя милая Машенька, я хочу поделиться с тобой своей радостью. Как раз сегодня учительница выдала нам табели. Знаешь, какие у меня отметки? По арифметике – “единица”, по немецкому – “единица”, по истории – “двойка”. По всем предметам сплошные “единицы” и “двойки”. Так что я теперь двоечница. Чего и тебе желаю!» Представляете, как была удивлена Машенька этому известию! И чего, думает, бедная подружка радуется, когда ей следовало бы заливаться горючими слезами? Невдомек Машеньке, что точно так же рассуждает и жалеет ее немецкая девочка. Машенька написала ей о своих отметках: по арифметике – «5», по русскому языку – «5», по истории – «4». Но потом все объяснилось!

ПЕНАЛ. У каждого ученика есть небольшой деревянный или пластмассовый сундучок, в котором хранятся бесценные сокровища школьников. Настоящее имя сундучка известно всем – это пенал. Вначале в сундучке хранили перья, а пo-латыни «перо» – «пена», отсюда и название – «пенал».

ТЕТРАДЬ. Почему тетрадка зовется тетрадкой? Ее имя произошло от греческого «тетро», что значит «сложенный вчетверо». И теперь бумажный лист складывают в несколько раз, но вовсе не вчетверо. А тетрадка так и называется по-прежнему тетрадкой.

4 станция «Экологическая»

  1. За какую провинность на Руси более ста лет назад человека привязывали к дереву на съедение комарам? (За срубленный кедр)
  2. Какие лекарственные растения на Руси помогали воинам в их дальних походах? (Калина, рябина, липа, подорожник, ромашка)

 

Вот такое путешествие мы совершили с вами по истории нашей страны. Еще много есть нераскрытых страниц. Об этом вы узнаете позже. Я очень надеюсь, что вы многое запомнили на этом уроке и захотите дальше перевернуть страницу истории нашей страны. Вы сможете узнать новые имена знаменитых людей, которые прославили нашу родину.

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Дополнение: (на двери слова)

Двери распахнула наша школа,

Заходите, рады мы ученикам!

Золотая Осень вас встречает снова

И дорогу к знаниям открывает вам.

Учеба, здравствуй!

Школа, здравствуй!

Идем за знаниями в поход!

Сегодня праздник!

Школьный праздник!

Встречаем мы учебный год!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...