Классный час
методическая разработка (3 класс)
Классный час
1 сентября – День знаний
3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
1 сентября – День знаний
3 класс
Тема: «Александр Невский»
Цели: раскрыть учащимся исторические пути, пройденные российским государством; становление и развитие идей патриотизма и гражданственности. Воспитывать сохранение исторической преемственности поколений, развивать национальную культуру. Воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию народов России, любовь и уважение к родной стране, к ее законам, прививать любовь к своей малой Родине.
Оборудование: репродукции картин, кроссворд, ребусы, карточки с пословицами и поговорками.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:
Вот и осень.
Это значит, снова наступил учебный год.
По стране сентябрь рыжеголовый
В форме ученической идет!
Звенит звонок, сентябрь пришёл,
Вновь распахнулись двери школ.
И я вам рассказать готова
Чему учиться будем снова.
Звонок голосистою птицей
Опять пролетел поутру.
А мы продолжаем учиться
Труду, вдохновенью, добру!
Путь этот цветами не выстлан,
Тернисты его рубежи.
Но в классе сидит любопытство,
Которому в будущем жить!
Дорогие мои третьеклассники!
Мы вновь отправляемся по дороге знаний!
Поздравляю вас с началом НОВОГО УЧЕБНОГО ГОДА!
И я приглашаю самих ребят для приветствия:
Ученик 1.
Здравствуй, год учебный, школьный!
Мы теперь – ученики!
Перезвоном колокольным
Всех ребят зовут звонки!
Ученик 2.
Улыбается прохожий.
Видя праздничных ребят:
В школе он учился тоже,
Только много лет назад.
Ученик 3.
Все завидуют, невольно,
Повзрослевшей детворе,
И гремит звонок на школьном
Шумном праздничном дворе!
Ученик 4.
Здравствуй, год учебный, школьный!
В добрый путь, ученики!
Перезвоном колокольным
Пусть звенят, звенят звонки!
Учитель:
Да, прозвенел звонок, сотни тысяч ребят сели за парты. Кто–то сегодня первый раз пошёл в 1 класс, ему будет первое время тяжело. Выпускники 11 классов уже на пороге выпуска из школы. Для вас начался третий учебный год. Вы уже умеете читать и писать. Перед вами лежит широкая дорога в страну знаний.
Итак, начинается наш первый урок.
Прочитайте запись на доске:
РОДИНА
- Ребята, скажите, как вы понимаете слово “Родина”? (Выслушиваются мнения детей).
- Родина - это то место, где все родились, живем. Наша малая Родина - это наш поселок.
- Как вы думаете, что значит любить Родину? (Выслушиваются мнения детей).
- Родина дорога каждому человеку. Ведь не зря человек, уезжая далеко от родных мест, часто вспоминает о них, тоскует. А, если случается беда - на Родину нападает враг, то все люди как один встают на ее защиту.
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
2. Защитники земли русской.
- Защита Родины считалась высшей обязанностью и священным долгом человека во все времена. Для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было, нет и не будет ничего, дороже Отчизны. Вот почему уже две тысячи лет человечество воспевает образ защитника Родины. Ему посвящают свои творения скульпторы и художники, поэты и композиторы. Познакомимся сегодня и мы с одним из них, а так же выясним, каков он – идеал Защитника Отечества.
- А теперь обратите внимание на репродукцию картины русского художника XX века Павла Корина. Вам, конечно, уже знакома эта картина. Ребята, кто этот воин?
(Александр Невский)
- Правильно. Князь Александр Ярославович – один из наиболее почитаемых и любимых в народе героев – защитников Земли Русской. Чем же он заслужил такую славу?
- Сегодня мы вам расскажем про святого князя Александра Невского, а вы внимательно слушайте, потому что потом вам придется ответить на вопросы.
Учитель:
- Имя Александра Невского – одно из самых славных в истории нашей страны. И не только славных, но и одно из самых светлых и любимых русским народом. Героев наша история дала немало, но почти никого из них не вспоминают потомки с таким тёплым чувством, как Александра. Он много потрудился для Русской земли и мечом и головой - вклад его в строительство Российского государства бесценен.
1 ученик:
- АЛЕКСАНДР - по-гречески означает защитник людей. Этим красивым, мужественным именем назвал своего второго сына новгородский князь Ярослав Всеволодович, известный не только своей храбростью, но крутым нравом. И сын этот впоследствии прославился, и стал особенно любим на Руси. И в наши дни глубоко почитают в России и верующие и неверующие святого благоверного князя Александра Невского.
2 ученик:
- АЛЕКСАНДР родился в 1219 году в Переяславле (по другим сведениям, в 1220 году в Новгороде) незадолго до страшного бедствия - нашествие монголо-татар на Русь. Уже с трёх лет Александра отлучили от матери, княгини Феодосии, и отдали на воспитание княжеским воинам. Малыша посадили на коня и дали в руки оружие. Вскоре начали учить грамоте. И в военном деле, и в чтении и письме Александр быстро преуспел. Он вырос, превратился в ловкого, сильного отрока, который любил читать и прекрасно писал. В те времена чтению учились по Священному Писанию. Александр полюбил слово Божие и хорошо его усвоил. Заповеди Христовы глубоко проникли в сердце мальчика.
3 ученик:
- Уже с1228года юный Александр начал княжить в Новгороде со своим старшим братом Федором под присмотром бояр. А в 1236году Александр княжил в Новгороде уже самостоятельно.
Новгородцы восхищались своим князем - красивым, высоким, с сильным голосом, гремевшим, как труба.
Но впереди всех ждали страшные испытания. Как известно, именно в те годы на Русскую землю нахлынули несметные полчища хана Батыя. Были ограблены и разорены города, сёла, храмы, множество людей было убито или взято в плен.
4 ученик:
В 1240 году Новгороду объявили войну шведы. Их войско возглавил Биргер. Он написал князю Александру послание с такими словами: “Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою”.
Князь Александр с войском, помолившись в Софийском соборе, выступил навстречу врагу.
Утром 15 июля 1240 года войско князя Александра незаметно подошло к неприятельскому лагерю, и внезапно напали на врага, поражая их топорами и мечами. Завязалась битва. Эта битва произошла на реке Нева. Шведы бежали, новгородцы преследовали их. Князь Александр догнал Биргера и копьём ударил его по лицу, оставив неизгладимую отметину. Как пишет летописец: “положил печать ему на лицо”.
С победой вернулось русское войско в Новгород, а князь Александр получил к своему имени почётное прозвание - Невский.
5 ученик:
Прошло время, и на Новгород снова двинулись враги с запада. В 1242 году Александр двинулся навстречу врагу.
Знаменитое сражение, известное в истории под названием Ледового побоища, произошло на льду Чудского озера, у скалы, называемой Вороний Камень. Русские полки ударили с боков во вражеский клин и сокрушили его.
Под тяжестью рыцарских доспехов начал трескаться и проваливаться лёд, поверженные рыцари уходили под воду, на дно Чудского озера. После победы над врагом, князь Александр на коне торжественно въехал в город, рядом вели пленных рыцарей, Народ ликовал, духовенство служило благодарственные молебны. По летописным сведениям, в сражении было убито 400 рыцарей-крестоносцев, а 40 попало в плен. Победа в Ледовом побоище прославила Александра Ярославича Невского как великого полководца Руси.
Эта битва вошла в мировую военную историю как образец окружения и разгрома крупных сил тяжеловооружённого, рыцарского войска эпохи Средневековья. Полководческое искусство Александра Невского признали в Золотой Орде.
Заключение
Князь Александр, прозванный Невским, прожил всего 43 года. Он стал Новгородским князем в 16 лет, а в 20 лет – победил шведов в на р. Неве, с “малой дружиной” и ополчением он разбил войска шведского короля, а затем освободил захваченные немецкими рыцарями псковские и новгородские земли. В 22 года одержал знаменитую победу на льду Чудского озера. Эта победа сыграла значительную роль в грядущем государственном объединении Руси. Умелой политикой он ослабил тяготы монголо-татарского ига хана Батыя.
“Житие князя Александра Невского” (XIII в.) донесло до нас облик этого легендарного воина – защитника Земли Русской. Вот как он описан в “Житии”:
“ростом князь был выше других людей, что голос его звучал, как труба в народе, лицо было прекрасно, как у библейского Иосифа, сила была частью силы Самсона, Премудрость Бог дал ему Соломонову, а храбростью он был подобен римскому кесарю – побеждая, был непобедим.
Величайший русский ученый и поэт 18 века М. В. Ломоносов оставил об Александре Невском такие слова, которые запечатлены на гробнице:
“… Великому князю
Александру Невскому,
Россов усердному защитнику…,
Укротившему варварство на востоке,
Низложившему зависть на западе…”
Благодарная Русь в честь признания заслуг князя Александра Невского через 117 лет после его смерти возвела Александра Невского в ранг святых. А в 1547 году митрополит Макарий предложил установить празднование святому блаженному князю Александру Невскому по всей России. Церковный собор принял и подтвердил это положение.
По приказу Петра 1 в начале ХVIII века в Петербурге был построен Собор во имя Святой Троицы и святого Александра Невского, куда были перенесены его мощи.
Екатерина 1 в 1725 году учредила орден в честь святого благоверного великого князя Александра Невского.
Три русских монарха из династии Романовых были названы Александрами.
Александр Невский, так же как и его соратники, принадлежал к поколению новых людей, их поведение отличалось от поведения удельных князей. Патриотизм Александра на несколько столетий определил принципы устроения Руси. Заложенные князем традиции, основанные на национальной и религиозной терпимости, вплоть до нашего времени привлекали к России народы, жившие на сопредельных территориях.
И в современной России многие народы видят своего защитника.
И, наконец, именно потомками Александра Ярославовича Невского строилась в XIV в. на развалинах древней Руси — Новая Русь. (Cначала она называлась Московской, а с ХV в. – Россией).
Восемь веков в благодарной памяти Потомков живет имя Александра Невского. Оно становилось символом единения, частью общей национальной идеи. В 1547 г. на освященном соборе происходит общерусская канонизация благоверного князя.
1380 г. праправнук – Дмитрий донской побеждает татар на Куликовом поле.
1552 г. прямой потомок Иван Грозный побеждает Казанское ханство и присоединяет его к России.
В н. ХVIII в. Петр I одержал победу над Шведами.
Петр I перенес мощи князя из Владимира в Петербург, сделав его ангелом-хранителем Новой империи.
Имя св. благоверного князя Александра, защитника рубежей России и покровителя воинов, известно далеко за пределами Руси. Свидетельство тому – многочисленные храмы, посвященные св. Александру Невскому. Наиболее известные из них: Патриарший собор в Софии, храм в Тбилиси.
В 2010 году отмечается 800-летие со дня рождения полководца, князя А. Невского, победителя телевизионного проекта «Имя России».
Давайте пожелаем себе такой же любви к своему отечеству, к своему народу, какую мы видим у Александра Невского.
Быть патриотом… Что же это значит?
А это значит Родину любить,
А это честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
Любить его историю седую,
Святые лики русских матерей,
Которые не раз в годину злую
В бой провожали собственных детей.
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять,
Быть лучшей частью русского народа,
Которую не смог никто подмять!
Знаменитое выражение Александра Невского “Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля” является не только предупреждением всем противникам и недругам Руси, но и призывает жить в мире и согласии, решая все вопросы за столом переговоров, а не на полях сражений. На это нацелена государственная политика и России XXI века, России – в которой нам жить!
Учитель:
За уроки, детвора,
Лето кончилось.
Пора рисовать, читать,
Писать упражнения в тетрадь,
И заданья в дневнике,
И примеры на доске.
Только прежде поспеши
И кроссворд на ней реши.
А когда решишь, дружок,
То продолжим наш урок!
Кроссворд «Александр Невский»
Задание: разгадайте кроссворд
По горизонтали:
- На какой реке состоялась битва со шведами?
- С кем воевал князь Александр Невский в 1240 году?
- В каком городе начал княжить Александр?
- На льду какого озера состоялось Ледовое побоище?
- Что означает по-гречески имя Александр?
- Кто в 1725 году учредил орден в честь святого князя Александра Невского?
- Назовите имя татарского хана, который ограбил и разорил города, села, храмы на Руси?
По вертикали:
1. Назовите прозвище Александра.
Ответы:
- Нева
- Шведы
- Новгород
- Чудское
- Защитник
- Екатерина
- Батый
1. Невский
Учитель:
Нам в школе нечего бояться,
Учиться надо и стараться
На все вопросы отвечать,
Одни пятёрки получать.
А сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в историю наших школьных предметов.
Игра «Колесо истории».
1 станция «Литературная»
Соедините правильно половинки пословиц и поговорок.
Человек без родины стой смело.
Родина – мать, соловей без песни.
За правое дело умей за нее постоять.
2 станция «Математическая»
Решите ребусы:
(история)
(народ)
3 станция «Языкознание»
Доскажи словечко
1.Подрасту, и вслед за братом
Тоже буду я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять свою ...(страну)
2.Брат сказал: "Не торопись!
Лучше в школе ты учись!
Будешь ты отличником -
Станешь ...(пограничником)
3.Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном ...(корабле)
4.Самолет парит, как птица,
Там - воздушная граница.
На посту и днем, и ночью
Наш солдат - военный ...(летчик)
5.Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом
Управляется ...(танкистом)
6.Можешь ты солдатом стать
Плавать, ездить и летать,
А в строю ходить охота -
Ждет тебя, солдат, ...(пехота)
7.Любой профессии военной
Учиться надо непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было ...(войны)
А сейчас я расскажу вам сведения из истории школьных вещей:
ДОСКА. В старину у школьников вместо тетрадей были маленькие аспидные доски в деревянной рамке. Аспидными доски назывались потому, что были покрыты слоем серовато-чешуйчатого сланца – аспида. Сколько в те времена было школьников, столько и досок. Буквы на них выводили грифелем, стирали тряпочкой. Ничего не скажешь, хороша была доска-тетрадка: писать легко, буквы получались четкими. Одно плохо – невместительная. Насколько же удобны нынешние тетрадки!
С той поры прошло много лет. Взгляните на классную доску. Это ведь тоже доска-тетрадка! Только теперь она вон какая громадная! На ней пишут не грифелем, а мелом.
ЛИНЕЙКА. Линейка прямолинейна. Она твердо усвоила, что кратчайшее расстояние между двумя точками – это прямая линия. Ни один школьник не обойдется без линейки, которая всегда должна быть под рукой. Как же без нее отметить линию, подчеркнуть карандашом подлежащее и сказуемое, сделать чертеж?
ЖУРНАЛ. Старику классному журналу столько лет, сколько и самой школе. Сейчас наш классный журнал – сама справедливость. Но было время (правда, очень давно, когда на свете не было еще наших пап и мам), когда классный журнал был не другом, а врагом учеников. Он подсматривал за учениками, ябедничал на них. То и дело в штрафном журнале появлялись, например, такие записи: «Ученик Петров был встречен на улице после 7 часов вечера» или «Ученик Смирнов в коридоре гимназии не соизволил поклониться учителю закона Божьего. Оставить на 2 часа после уроков».
Часто одна или несколько ябед в журнале служили причиной исключения ученика из учебного заведения с «волчьим билетом». Это означало, что его обладатель навсегда лишался права где-нибудь учиться. Нынешние классные журналы рассказывают правду об учениках и желают им только добра.
ОТМЕТКА. У нас принята пятибалльная система оценивания, а в некоторых зарубежных школах – двенадцатибалльная: 12 – значит «отлично», 11 и 10 – «хорошо», а все, что ниже 6, – «плохо». А в Германии дети «единицами» и «двойками» гордятся. Там это хорошие оценки, а «пятерки» и «четверки» – плохие. Часто случается так, что ребята разных стран сильно удивляли друг друга своими школьными отметками. Пишет, например, в Москву девочка из Германии.
В конце письма она сообщает: «А теперь, моя милая Машенька, я хочу поделиться с тобой своей радостью. Как раз сегодня учительница выдала нам табели. Знаешь, какие у меня отметки? По арифметике – “единица”, по немецкому – “единица”, по истории – “двойка”. По всем предметам сплошные “единицы” и “двойки”. Так что я теперь двоечница. Чего и тебе желаю!» Представляете, как была удивлена Машенька этому известию! И чего, думает, бедная подружка радуется, когда ей следовало бы заливаться горючими слезами? Невдомек Машеньке, что точно так же рассуждает и жалеет ее немецкая девочка. Машенька написала ей о своих отметках: по арифметике – «5», по русскому языку – «5», по истории – «4». Но потом все объяснилось!
ПЕНАЛ. У каждого ученика есть небольшой деревянный или пластмассовый сундучок, в котором хранятся бесценные сокровища школьников. Настоящее имя сундучка известно всем – это пенал. Вначале в сундучке хранили перья, а пo-латыни «перо» – «пена», отсюда и название – «пенал».
ТЕТРАДЬ. Почему тетрадка зовется тетрадкой? Ее имя произошло от греческого «тетро», что значит «сложенный вчетверо». И теперь бумажный лист складывают в несколько раз, но вовсе не вчетверо. А тетрадка так и называется по-прежнему тетрадкой.
4 станция «Экологическая»
- За какую провинность на Руси более ста лет назад человека привязывали к дереву на съедение комарам? (За срубленный кедр)
- Какие лекарственные растения на Руси помогали воинам в их дальних походах? (Калина, рябина, липа, подорожник, ромашка)
Вот такое путешествие мы совершили с вами по истории нашей страны. Еще много есть нераскрытых страниц. Об этом вы узнаете позже. Я очень надеюсь, что вы многое запомнили на этом уроке и захотите дальше перевернуть страницу истории нашей страны. Вы сможете узнать новые имена знаменитых людей, которые прославили нашу родину.
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Дополнение: (на двери слова)
Двери распахнула наша школа,
Заходите, рады мы ученикам!
Золотая Осень вас встречает снова
И дорогу к знаниям открывает вам.
Учеба, здравствуй!
Школа, здравствуй!
Идем за знаниями в поход!
Сегодня праздник!
Школьный праздник!
Встречаем мы учебный год!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс "Самый классный классный руководитель"
В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/30/picture-303221-1480498112.jpg)
Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"
Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм) (на правой половине доски)Ход ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/05/picture-703209-1446742213.jpg)
Районный конкурс «Самый «классный» классный руководитель» Классный час на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны».
Классный час на районный конкурс...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/30/picture-73412-1632983553.jpg)
Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"
Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/16/picture-1269479-1600255525.jpg)
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации
Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де
Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...