Внимание
картотека
Предварительный просмотр:
ИГРА «СЛУШАЙ СИГНАЛ» Цель: развитие произвольного двигательного внимания. Возраст: дошкольный (4-6 лет) Ход упражнения. Играющие по команде руководителя идут вокруг зала. Руководитель внезапно дает условный сигнал (хлопок). Если он хлопает один раз, играющие должны остановиться, если два раза – бежать и пр. Играющий, допустивший ошибку, становиться в колонну последним. Побеждают игроки, не допустившие ни одной ошибки. Вариант игры. Дети образуют 2 круга: внешний и внутренний. Играющие внутреннего круга поворачиваются в одну сторону, внешнего – в другую. По указанию руководителя дети начинают двигаться по кругу. По заранее условленному сигналу они меняют направление. Если руководитель хлопает один раз, останавливается внешний круг, если 2 раза – внутренний. Если 3 раза, оба круга двигаются в разных направлениях. Играющий, допустивший ошибку, получает штрафное очко. Ошибкой считается: а) неправильное и не соответствующее сигналу движение; б) движение, выполненное с запозданием. |
Игра «Нарисуй круг и треугольник» Цель: тренировка распределения внимания. Возраст:7-10 лет Материалы: два простых остро заточенных карандаша (2М) и по 1/2 альбомного листа (формат А-4 размер, 20x14,5 см) для каждого ребенка. Условие игры: Ребенок должен рисовать одновременно двумя руками на одном листке: круг — одной рукой, треугольник — другой рукой (причем начинать и заканчивать рисовать обе фигуры одновременно). Ход игры: «Сейчас ты будешь рисовать сразу двумя руками. Возьми два карандаша. На отдельном листе бумаги попробуй одновременно рисовать одной рукой круг, а другой — треугольник. Неважно, какой рукой, какую фигуру ты будешь рисовать. Делай, как тебе удобно! Но только помни, что начинать и заканчивать рисовать обе фигуры надо в одно время». Примечание. Упражнение можно использовать как при индивидуальной работе, так и при групповой. |
игра "Что слышно?" Цель: развитие слухового внимания. Материалы: предметы, издающие знакомые детям звуки; ширма. Условие игры: Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что они слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука. Ход игры: «Сейчас мы поиграем в игру «Что слышно?» и узнаем, кто самый внимательный. Нужно в полной тишине в течение некоторого времени (засекаю его я) внимательно слушать, что происходит за дверью (ширмой). По окончании данного времени (1—2 минуты) необходимо назвать как можно больше услышанных звуков. Чтобы каждому была дана возможность сказать, надо называть услышанные звуки в порядке своей очереди. Повторять звуки при назывании нельзя. Победит тот, кто больше всех назовет таких звуков». Примечание. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком. Очередность в игре может быть установлена с помощью считалки. Предметы, которые могут быть использованы для игры: барабан, свисток, деревянные ложки, металлофон, детское пианино, емкости с водой для ее переливания и создания звуков льющейся воды, стеклянные предметы и молоточек для стука по стеклу и т.д. |
Игра «Птичка» Цель: развитие самоконтроля Перед началом игры ведущий знакомит детей с различными породами деревьев, может показать их на картинке, рассказать, где они растут. Перед игрой все подбирают для себя фант – игрушку или любую мелкую вещь. Игроки усаживаются в круг и выбирают собирателя фантов. Он садится в середину круга и всем остальным игрокам даёт название деревьев (дуб, клён, липа). Каждый должен запомнить своё название. Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на ёлку». Ёлка вызывает другое дерево и т. д. Кто прозевает, отдаёт фант. В конце игры фанты отыгрываются. Необходимо внимательно следить за ходом игры и быстро отвечать. Подсказывать нельзя. |
Игра «Сосед, подними руку» Цель: развитие произвольности Играющие сидя или стоя (в зависимости от условий), образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встаёт внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Сосед!» Тот игрок, к которому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть), не меняя положения. Водящий должен останавливаться точно напротив того ребёнка, к которому он обращается. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа – левую, а сосед слева – правую, т. е. ту руку, которая ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т.е. поднял не ту руку или вообще забыл это сделать, то он меняется с водящим ролями. Игрок считается проигравшим, даже если он пытался поднять не ту руку.
|
Упражнение «Найди дорожку» Цель: Развитие произвольного внимания. Оборудование: бланк с изображением простого лабиринта, карандаш. Описание. Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем либо обратным концом карандаша. Инструкция: «Посмотри на этот рисунок, на нем изображен лабиринт. Необходимо помочь Зайке пройти по этому лабиринту и добраться к морковке (к елочке). Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии, не пропуская петель». |
Игра «Летает – не летает» Игра для развития произвольности и слухового внимания Играть можно как большой компанией, так и вдвоём с ребёнком. Ведущий взрослый объясняет правила игры: «Я буду называть предметы и спрашивать: «Летает?» Например, «Муха летает? Стол летает?» Если я назову предмет, который летает, вы поднимете руки. Если я назову нелетающий предмет, не нужно поднимать рук. Пожалуйста, будьте внимательными. Затем ведущий начинает игру: «Голубь летает?» - и поднимает руки. Дети говорят: «Летает» и тоже поднимают руки. «Автомобиль летает?» - спрашивает взрослый и провокационно поднимает руки. Деи, как правило, повторяют этот жест и проигрывают. Игра заключается в том, что дети должны сохранять бдительность во время уловок взрослого и всегда различать зрительный сигнал и содержание вопроса. Ведущим может быть и другой более старший ребёнок. |
Упражнение «Нарисуй пароход» Упражнение для развития произвольности внимания Ребёнку предлагают как можно точнее срисовать пароход, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв и цифр. Взрослый говорит: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе нарисуй, пожалуйста, точно такую же картинку, какую ты видишь на этом рисунке. Не торопись, постарайся быть внимательным, чтобы рисунок был точно таким же, как образец. Если ты что-то не так нарисуешь, то не стирай ластиком, а нарисуй поверх неправильного или рядом правильно». При сравнении рисунка с образцом следует обращать внимание на а) соотношение размеров деталей, б) на присутствие всех деталей, в) на правильность изображения – нет ли зеркального отражения, не путает ли ребёнок верх и низ, г) на количество деталей и способ их изображения – считает ли ребёнок или рисует «на глазок»? |
Упражнение «Узоры» Цель: развитие произвольного внимания В эту игру можно играть с одним или с группой детей. Ребёнку даётся лист клетчатой бумаги. Ведущий говорит: «Сейчас мы будем учиться рисовать разные узоры. Постарайтесь, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого слушайте меня внимательно – я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеточек провести линию. Проводите только те линии, которые я буду называть. Когда нарисуете одну, ждите, пока я не назову следующую. Каждую линию начинайте там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните её в сторону. Сейчас вы показываете направо. А где левая сторона? Молодцы! Начинаем рисовать первый узор. Поставили карандаш. Рисуем линию: одна клетка направо, одна клетка вверх, одна направо, одна вниз, одна направо, одна вниз, одна налево, одна вниз, одна налево, одна налево, одна вверх. Что у вас получилось? Правильно, крестик! Начинаем рисовать второй узор. Поставили карандаш на следующую точку. Рисуем линию: 2 клетки направо, 2 клетки вверх, 2 направо, 2 вниз, 2 налево, 2 вниз, 2 налево, 2 вверх. Попали в начальную точку? Молодцы! А что получилось? Правильно, квадратики! |
Игра-тест «Палочки» Для этой увлекательной игры понадобится 30-40 палочек (можно спичек). Играть лучше вдвоём. Ведущий говорит: «Я покажу тебе фигурку, сложенную из палочек, и через 1-2 сек. накрою её листом бумаги. За это короткое время ты должен запомнить эту короткую фигурку и затем выложить её в соответствии с образцом. Затем, пожалуйста, сверь свою фигурку с образцом, исправь и подсчитай свои ошибки. Если палочка пропущена или положение неправильное – это считается ошибкой. Начали! Нет ошибок – 10 баллов Одна ошибка – 8 баллов Две ошибки - 5 баллов Три ошибки – 3 балла Четыре и более ошибки - 1 балл |
Игра «Сокол и лиса» Игра моделирует ситуацию обучения и служит развитию произвольности Выбираются сокол и лиса. Остальные дети – соколята. Сокол учит своих соколят играть. Он бегает в разных направлениях и одновременно делает разные движения руками (вверх, в стороны, вперёд и какие-либо замысловатые). Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями, стараясь точно повторить их. В это время из норы вдруг выскакивает лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила. (Лиса появляется по сигналу ведущего и ловит только тех, кто не присел). «Пойманный» соколёнок на время выбывает из игры. |
Игра «Изобрази явление» Цель: развитие произвольности, самоконтроля, эмоциональной выразительности и воображения. Педагог и дети перечисляют приметы осени: дует ветер, качаются деревья, падают листья, идет дождь, образуются лужи. Педагог показывает движения, которые соответствуют этим явлениям: «Дует ветер» - дует, вытянув губы. «Качаются деревья» - покачивает вытянутыми вверх руками. «Падают листья» - выполняет плавные движения руками сверху вниз. «Идет дождь» - выполняет мелкие движения руками сверху вниз. «Появляются лужи» - смыкает руки в кольцо перед собой. Когда дети запомнят показанные движения, объясняются правила игры: пока звучит музыка, дети бегают, танцуют, как только музыка прекращается, дети останавливаются и слушают, какое явление назовет воспитатель. Дети должны выполнить движения, которые соответствуют данному явлению. |
Игра «Запретное движение» Цель: развитие произвольности, самоконтроля и внимания, снятие психоэмоционального напряжения. Дети стоят полукругом напротив воспитателя. Педагог говорит: - Я буду показывать различные движения. Вы будете повторять все движения, кроме одного. Сначала воспитатель показывает разные движения (например, руки вверх, в стороны и др.). Дети повторяют их. Затем педагог называет и показывает «запретное» движение (например, подпрыгивание), которое дети не должны повторять. Дается сигнал к началу игры. Дети повторяют все движения педагога, кроме «запретного». Ошибки обычно вызывают бурные эмоциональные реакции, смех, но выводить детей из игры не следует. |
Игра «Зоопарк» Цель: развитие произвольности, самоконтроля, внимания и эмоционально-выразительных движений. Педагог говорит: - А теперь попробуйте изобразить движения различных животных. Если я хлопну в ладоши один раз - прыгайте, как зайчики, хлопну два раза - ходите вразвалочку, как медведи, хлопну три раза – «превращайтесь» в аистов, которые умеют долго стоять на одной ноге. Начинаем игру. |
Игра «Светофор»
Цель: развитие произвольности и самоконтроля, согласованности движений и внимания. Дети кладут руки на плечи друг другу, ходят по залу и гудят, изображая автобус. педагог, изображая светофор, показывает «автобусу» круги разного цвета. При показе красного круга дети должны остановиться, желтого - «гудеть» и маршировать на месте, зеленого - продолжать движение. По окончании упражнения педагог говорит: - А теперь каждый из вас будет водителем собственного автомобиля. Внимательно следите за сигналами светофора и выполняйте правила дорожного движения. Дети, изображая автомобилистов, движутся по залу и следят за сигналами «светофора». За нарушение правил дорожного движения можно «ставить автомобиль на стоянку» - сажать ребенка на стульчик. |
Игра «Знаете ли вы цифры?» Цель: развитие произвольности и самоконтроля. Педагог говорит: - Давайте посмотрим, знаете ли вы цифры. Отвечать нужно хором, но только после моей команды. Воспитатель рисует в воздухе какую-нибудь цифру, а через некоторое время дает команду: «Говори!». Дети хором отвечают. «Знаете ли вы буквы?» Цель: развитие произвольности и самоконтроля. Педагог говорит: - Давайте посмотрим, знаете ли вы буквы. Отвечать нужно хором, но только после моей команды. Педагог рисует в воздухе какую-нибудь букву, а через некоторое время дает команду: «Говори!». Дети хором отвечают. |
Упражнение "Цифровая таблица" Цель: развитие устойчивости и переключения внимания Покажите ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке. Но вначале убедитесь, знает ли малыш все эти цифры. Скажите ему: "Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25". Большинство детей 5-7 лет выполняют это задание за 1,5-2 минуты и почти без ошибок. |
Игра «Море волнуется» Цель: развитие произвольности и самоконтроля, внимания и эмоциональной выразительности, снятие психоэмоционального напряжения.
Дети бегают по залу, изображая руками движения волн. Педагог говорит: - Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура - замри! Дети должны остановиться и удерживать позу, в которой они находились до того, как прозвучала команда «Замри». Педагог ходит по залу, рассматривает «морские фигуры», хвалит каждого ребенка за необычность или красоту фигуры, за неподвижность и т.д. |
Игра «Съедобное - несъедобное» Цель: развитие произвольности, самоконтроля и слухового внимания. Дети строятся в ряд. Педагог берет мяч и встает напротив детей. (Расстояние между воспитателем и детьми - 5 шагов.) Педагог, называя какой-либо предмет, поочередно бросает мяч детям. Если прозвучало название съедобного предмета, ребенок ловит мяч, несъедобного - отталкивает. При правильном выполнении задания ребенок делает шаг вперед. Тот, кто первым дойдет до педагога, становится ведущим. Игра повторяется. |
Игра «Да» и «нет» не говори» Цель: развитие произвольности и самоконтроля, внимания и речи. Дети садятся на стульчики. Педагог говорит: - Я задам каждому из вас вопрос. Отвечая на него, вы не должны употреблять слова «да» и «нет». Воспитатель поочередно задает детям следующие вопросы: - Ты сейчас дома? - Тебе 6 лет? - Ты учишься в школе? - Ты любишь смотреть мультфильмы? - У тебя есть брат? - Ты вчера ходил в детский сад? - Кошки умеют лаять? - Яблоки растут на елке? - Сейчас ночь? И т.п. Если ре6енок употре6ляет при ответе слова «да» или «нет», педагог повторяет вопрос. В ходе игры каждому ребенку можно предложить ответить на 1-3 вопроса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психология внимания. Способы привлечения внимания на уроках.
Психология внимания. Основные понятия. Свойства внимания. Спсобы привлечения внимания детей на занятиях. Материал предназначался для педагогов дополнительного образования....
Конспект урока по психологии по теме "Послепроизвольное внимание. Свойства внимания (объем, избирательность)".
Конспект урока...
Конспект урока по психологии "Свойства внимания (распределение, устойчивость, концентрация, преключение). Как тренировать внимание".
Конспект урока...
Развитие внимания. Упражнения для развития внимания.
Внимание! – как часто с этим словом обращается учитель к своим ученикам, с тем, чтобы побудить их лучше сосредоточиться на том, что он им говорит и показывает, и организовать их деятельность для...
Презентация к уроку-тренингу по развитию внимания "Внимание-лучик к познанию"
В презентации показаны некоторые виды работ по развитию внимания на уроках русского языка...
ВНИМАНИЕ, ВНИМАНИЕ, ВНИМАНИЕ…
«Наше внимание — наш самый ценный ресурс. То, на что мы обращаем внимание, умножается в наших жизнях.» Павел ДуровВниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на определенных объекта...
"Внимание! Внимание! Развиваем внимание!"
Мастер-класс "Внимание! Внимание! Развиваем внимание!"...