Воспитательная работа
учебно-методический материал (4 класс)
План воспитательной работы в 4-м классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_rabota_kraynova_m.a.docx | 107.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа им. Е.М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области
Программа воспитательной работы
классного руководителя в 1-4 классах
Автор: Крайнова Марина Александровна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ им. Е.М. Зеленова
п.г.т. Новосемейкино
Новосемейкино, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Актуальность и принципы
- Цели и задачи программы
- Направления реализации программы
- Участники программы
- Сроки реализации программы
- Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы
- Ожидаемые результаты
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
- 1-й класс
- 2-й класс
- 3-й класс
- 4-й класс
- МОНИТОРИНГ
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России[1], Концепции УМК «Перспектива», с учетом методических разработок издательства «Просвещение», Концепции духовно-нравственного воспитания и развития ОС «Школа 2100» (авторы Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, О.В. Чиндилова, Т.Д. Шапошникова) и опыта реализации воспитательной работы ГБОУ СОШ им. Е.М. Зеленова.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы: ДДТ п.г.т. Новосемейкино, КСРЦ «Феникс», Центр дневного пребывания пенсионеров, ДК п. Новосемейкино.
1.1Актуальность и принципы
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений. Но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Воспитание — один из сложнейших социальных процессов. Его сложность — в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.
В социальном опыте человека особенно важен первый, хотя бы робкий успех в жизни. Для ребенка естественным «полигоном» радостей и разочарований, успехов и неудач является школа и все то, что с ней связано. Школа — как фактор, твердо определяющий, в каком направлении пойдет развитие личности — позитивном или отягощенном грузом постоянных срывов и неудач.
Убеждена, что, если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни.
Формы самовыражения личности могут быть бесконечно уникальными и многообразными, однако, в конечном счете, они выступают в качестве внешнего проявления более фундаментальных запросов человеческой психики.
Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.
Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть является "живым” системным образованием. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.
Я разработала программу воспитательной работы в начальной школе. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
В основе программы заложены принципы:
- ориентация на общечеловеческие ценности (человек, добро, красота, отечество, семья, культура, знания, труд, мир) как основу здоровой жизни;
- ориентация на социально-ценностные отношения (способность обнаружить за словами, событиями, действиями, предметами, поступками внутренний мир человека),- субъективность (содействие педагога развитию способности ребенка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и жизни);
- принятие ребенка как данности (т.е. признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).
1.2. Цели и задачи программы
Цель данной программы состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учётом возрастных изменений; создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.
Задачи воспитания:
- Развивать умение общаться и сотрудничать.
- Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
- Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
- Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
- Развивать эмоциональную и волевую сферы.
- Изучать личностные качества обучающихся.
- Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития.
- Повышение педагогической и психологической культуру родителей через совместную деятельность.
Объект: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет: содержание и формы организации УВП; процесс формирования личности младшего школьника; технологии обучения и воспитания, способствующие созданию поведенческой модели, отвечающей социальному запросу.
1.3.Приоритетные направления развития воспитания школьников.
- Направление 1. « Здоровье».
- Направление 2. «Интеллектуальное».
- Направление 3. «Духовно - нравственное».
- Направление 4. «Патриотическое»
- Направление 5. «Профилактика правонарушений и преступлений».
- Направление 6. «Семья».
- Направление 7. «Досуг»
1.4.Участники программы
Программа предлагается для учащихся 1—4-х классов общеобразовательной школы и реализуется в ходе УВП. В реализации программы участвуют: учащиеся, родители, педагоги, администрация школы, социальный педагог, психолог.
1.5.Сроки реализации программы
Программа рассчитана на четыре учебных года.
1.6. Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы
Теоретические занятия:
- беседы, рассказы, убеждения учителя;
- слушание;
- решение проблем;
- обсуждение прочитанной литературы;
- исследование (обучение установлению причинно-следственных связей).
Практические занятия:
- игры;
- ролевые игры;
- рассказывание истории, сказок;
- импровизированные сценки, спектакли;
- дебаты;
- мозговой штурм или мозговая атака;
- изготовление газеты;
- моделирование;
- тренинги;
- опросы, анкетирование.
Экскурсии:
- посещение библиотеки;
- посещение ЦРТДЮ и РДК, кинотеатра;
- посещение развлекательных центров;
- посещение краеведческого музея;
- посещение парка.
1.7. Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является постоянное участие родителей в учебно-воспитательном процессе; осознание норм социального поведения; снижение уровня конфликтности, агрессивности и правонарушений школьников; улучшение состояния здоровья детей; повышение мотивации к обучению; формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.
Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.
В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:
- Умение выслушивать его до конца;
- Не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
- Открытость и доступность учащимся.
Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс « Познай самого себя»- на первом этапе, где дошкольник уже школьник,- ведущая деятельность - учёба. Происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих.
2 класс «Учись дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.
3 класс «Азбука коллективной жизни» - на третьем этапе – умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.
4 класс «Вместе мы сила» - на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.
Содержание программы я разделила на 6 основных направлений:
Направление 1. «Здоровье»
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи работы в направлении «Здоровье»:
- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Здоровье»:
1. Сотрудничество с медицинским персоналом школы, поликлиникой ЦРБ с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.
2. Сотрудничество с родителями учащихся и учителем-предметником в рамках обозначенной проблемы.
3. Сотрудничество с психологической службой школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.
4. Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
5. Формирование собственной Я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
Приоритетные понятия «Здоровье» в работе с классным коллективом:
- психическое и физическое здоровье,
- традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,
- культура сохранения собственного здоровья,
- ответственность за здоровье других людей,
- гармония души и тела, режим дня и здоровье,
- воля и её значение в сохранении здоровья,
- самовоспитание и саморегуляция и здоровье.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Здоровье»:
- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы, между школами;
- встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, курсантами военных учебных заведений, спортсменами, семейными династиями, активно занимающимися спортом;
- походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;
- спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;
- беседы и дискуссии на различные темы;
- тематические консультации для родителей;
- обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме.
Направление 2. «Интеллект»
Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи работы:
- определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;
- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
- формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность;
- сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Интеллект»:
1. Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организации коррекционной работы.
2. Интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного труда.
3. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.
4. Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений.
Основные понятия направления «Интеллект»:
- умственное развитие,
- способности,
- уровни интеллектуального развития,
- умственные способности,
- фантазии в жизни человека,
- способности к творчеству,
- культура умственного труда.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Интеллект»:
- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
- интеллектуальные игры внутри класса, параллели, среди школ района, республики;
- интеллектуальные бои;
- спецкурсы для интеллектуального развития.
Направление 3. «Духовно - нравственное»
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
1. Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
2. Формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Основные моменты деятельности классного руководителя в данном направлении :
- развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
- знакомство учащихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества;
- формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора, формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
- развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
- принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
- готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;
- трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
Основные понятия направления:
- нравственный выбор,
- нравственная позиция,
- нравственное поведение,
- нравственные ценности,
- жизненные ценности,
- самоактуализация и самореализация.
Формы работы с классным коллективом в направлении:
- тематические классные часы по нравственной тематике;
- дискуссии по нравственной тематике;
- изучение нравственного наследия мира;
- читательские конференции;
- организация циклов бесед «Уроки нравственности»;
- праздники, сюрпризы, конкурсы;
- экскурсии, поездки, походы по боевым местам;
- изучение нравственного наследия своей страны;
- знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.
Направление 4 «Патриотическое»
Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
1. Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
2. Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
3. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении:
- Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам.
- Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся.
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.
- Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
Основные понятия направления:
- право,
- закон,
- права и обязанности,
- правонарушения,
- преступления,
- ответственность,
- долг,
- честь,
- достоинство,
- личность,
- правовые нормы,
- совесть,
- справедливость.
Формы работы классного руководителя в направлении:
- тематические классные часы;
- встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
- конкурсы, викторины по правовой тематике;
- праздники, читательские конференции по праву.
Направление 5 «Профилактика правонарушений и преступлений»:
- работа с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию;
- организация психолого-педагогической помощи детям и их родителям;
- профилактика правонарушений;
- защита прав детства;
- выявление детей и семей группы риска;
- психодиагностика и психопрофилактика.
Направление 6 ««Семья»
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
1. Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
- изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка;
- сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми;
- сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;
- поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Основные понятия направления «Семья»:
- семья,
- уклад жизни и традиции семей,
- родительский дом,
- родословная,
- семейные корни,
- авторитет отца и матери,
- духовное общение в семье,
- братья и сестры в семье и их взаимоотношения,
- младшие и старшие дети,
- традиции отношения к старшим в семье,
- положение ребенка в семье.
Формы деятельности классного руководителя в направлении «Семья»:
- тематические классные часы;
- праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек;
- праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября, День Учителя, День рождения школы, школьные юбилеи);
- походы выходного дня, экскурсии, викторины;
- дни творчества, дни открытых дверей;
- тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями;
- читательские конференции по проблемам семьи.
Направление 7. «Досуг»
Цель: создание условий для проявления обучающимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
1. Создание условий для равного проявления обучающимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.
2.Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности обучающихся, отвечающих их интересам и возможностям.
3. Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
4. Использование досуговой деятельности как средство развития эстетических умений обучающихся и становление этических понятий.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Досуг»:
- Изучение потребностей, интересов и желания ребят в организации и проведении досуговых мероприятий.
- Просвещение и консультация в выборе кружков, секций.
- Представление учащимся права выбора формы участия в досуговой деятельности.
- Изучение отношения учащихся класса к участию в досуговой деятельности и результативности участия в различных внеклассных мероприятиях.
- Предоставление родителям обучающихся класса необходимой информации об участии учеников в жизни классного коллектива, демонстрация достижений обучающихся.
- Стимулирование инициативы и активности обучающихся в жизни классного коллектива и жизни школы.
Формы работы классного руководителя с классным коллективом в направлении «Досуг»:
- празднование памятных дат в жизни обучающихся;
- празднование памятных дат календаря;
- посещение театров, музеев, выставок,
- театрализованные представления;
- фестивали, презентации;
- конкурсы.
Работа с родителями
Основная задача классного руководителя — создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.
Важнейшая направленность деятельности классного руководителя — это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:
а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;
б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;
в) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;
г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.
Основные направления классного руководителя и родителей :
Общение - это воздействие, обусловливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это этическое воздействие на признанные ценности Человека. Успеху работы классного руководителя совместно с родителями способствуют три личностных образования: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, когда они становятся нормой для учащихся. Высшая ценность- человеческая жизнь. Никто не имеет права посягать на нее.
Интерес к жизни - это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания. Воспитание с этих позиций направлено на формирование способности, быть счастливым, в основе которой - принятие жизни как дара природы.
Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на понимание, способной самосовершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения).
Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.
Познавательная сфера жизни ребенка.
Для решения этой проблемы нужно обратить внимание на:
а) выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального определения;
б) осуществление мероприятий совместно с родителями, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление;
в) проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных обучающихся и всего класса на родительских собраниях;
г) организацию классных часов совместно с родителями по совершенствованию у обучающихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.
Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах » т. п.) и корректировка семейного воспитания — именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.
Формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- индивидуальные консультации ;
- посещение на дому;
-тематические консультации;
- родительские чтения;
- проведение совместных праздников;
- общешкольные родительские собрания.
Примерная тематика проведения классных родительских собраний в начальных классах
1 класс
1.Знакомство с родителями детей – первоклассников.
2. Проблема адаптации первоклассников в школе.
3. Телевизор и компьютер в жизни семьи и первоклассника.
4. Эмоции положительные и отрицательные.
2 класс
1.Физическое развитие младшего школьника в школе и дома.
2.Агрессивные дети, причины и последствия детской агрессии.
3.Наказание и поощрение в семье.
4.Итоги прошедшего учебного года – «Перелистывая страницы…»
3 класс
1.Значение общения в развитии личностных качеств ребенка.
2.Трудовое участие ребенка в жизни семьи, его роль в развитии работоспособности и личностных качеств.
3.Воображение и его роль в жизни ребенка.
4.Итоги прошедшего года – музыкальный праздник «Мы и наши таланты»
4 класс
1.Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка.
2.Учебные способности ребенка, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности.
3.Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников.
4. Школе мы не говорим: «Прощай!», мы говорим: «До новой встречи!»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1 класс « Познай самого себя»
Направление | Мероприятие |
Сентябрь | |
Сохранение здоровья | Месячник безопасности дорожного движения. Проведение инструктажей по ГО, ПДД, ППБ. День здоровья. Кросс «Золотая осень» |
Интеллектуальное развитие | Диагностическое исследование по изучению интеллектуального уровня детей класса. Экскурсия в природу «Вот и осень пришла» |
Духовно – нравственное | «Я гражданин России» Правила поведения в школе, в столовой… Посещение представления «Праздник первоклассника» |
Патриотическое | «Государственная символика РФ» Права и обязанности школьника. День солидарности в борьбе с терроризмом. ( беседа) |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | Изучение семей обучающихся, составление социального паспорта. |
Семья и школа | Игра «Давайте познакомимся» Родительское собрание «Давайте познакомимся!» Консультирование родителей. Родительское собрание «Знакомство с Уставом школы». |
Направление | Мероприятие |
Октябрь | |
Сохранение здоровья | Классный час по теме «Внимание, грипп». Мониторинг удовлетворенности обучающихся класса горячим питанием. Весёлые эстафеты Классный час «Огонь - друг и враг человека» |
Интеллектуальное развитие | Экскурсия в библиотеку. Викторина «Знаешь ли ты птиц?» Праздник «Золотая осень». |
Духовно – нравственное | Поздравление учителей с праздником. Участие в акции ко дню пожилых людей «Подари улыбку» Час общения «Моя любимая игрушка». Учебная книга – наш друг. |
Патриотическое | Месячник гражданской обороны. (беседы) Подготовка к празднику «День народного единства». |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | Беседа о правилах поведения в школе, на прогулке. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания. |
Семья и школа | Весёлые эстафеты. Индивидуальное консультирование родителей. |
Направление | Мероприятие |
Ноябрь | |
Сохранение здоровья | Разучивание подвижных игр. Беседа о вредных привычках среди детей. День здоровья. Беседа по теме «Как правильно пользоваться электроприборами, водой, газом…» |
Интеллектуальное развитие | Посещение кружков по интересам учащихся в школе. Творческие конкурсы по окружающему миру. Кл.час «Мир моих увлечений». |
Духовно – нравственное | Кл.час «Традиции семьи – история России» Поговорим о нравственности. (беседа) Мудрые заповеди предков. (беседа) Ролевые игры «Учимся дружить» Беседа о празднике «День матери». |
Патриотическое | Классный час «Я- гражданин России». |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | Классный час «Азбука безопасного поведения» |
Семья и школа | Индивидуальные встречи с родителями. |
Направление | Мероприятие |
Декабрь | |
Сохранение здоровья | День здоровья «Снежные забавы» Игра «Красный, жёлтый, зелёный». |
Интеллектуальное развитие | Классный час по теме «Книга рекордов Гиннеса». Диагностическое исследование по изучению мотивации учения детей класса. |
Духовно – нравственное | Игра-путешествие «Где живёт Дед Мороз?» Классный час « Встречают по одёжке, провожают по уму». |
Патриотическое | Классный час по теме «День Конституции РФ» Беседа о дне Героев Отечества. (9 декабря) |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | «Что такое конституция? Какие права и обязанности есть у тебя» (беседа) Игра «Тропинка безопасности» |
Семья и школа | Родительское собрание «Проблемы и трудности периода адаптации первоклассников». Выставка рисунков «Семейные радости». |
Направление | Мероприятие |
Январь | |
Сохранение здоровья | Беседа о рациональном правильном питании Подвижные игры на свежем воздухе. Витамины наши друзья…(беседа) |
Интеллектуальное развитие | КВН «Лес – наше богатство». Конкурс пословиц о зимних приметах. Мои любимые уроки.(Викторина-игра) |
Духовно – нравственное | Классный час «История одежды мальчиков и девочек». Путешествие по страницам Красной книги». Птичкам зимой надо помогать. Конкурс кормушек. |
Патриотическое | Семейные праздники.(беседа, рисунки) |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | Мои права и обязанности. (беседа) Встреча с социальным педагогом школы. |
Семья и школа | Конкурс кормушек, рисунков. Родительское собрание «Мотивы учения младших школьников». |
Направление | Мероприятие |
Февраль | |
Сохранение здоровья | «Самые ловкие и смелые» (спортивные соревнования) «Хорошо с горы катиться». Конкурсы и игры на улице. Беседа о личных вещах и гигиене… Встреча с медицинским работником школы. |
Интеллектуальное развитие | Игра-викторина «Что? Где? Когда?» Классный час «Поговорим о профессиях» Игра-путешествие «Путешествие по сказкам» |
Духовно – нравственное | Искусство делать подарки. (беседа) Наш родной Самарский край. Игра - путешествие. Ролевая игра «Пойми меня правильно». |
Патриотическое | Урок мужества. |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | Классный час «Где нас подстерегает опасность?» Разговор о взаимоотношениях детей друг с другом. |
Семья и школа | Конкурс рисунков «Профессии моих родителей». «Хорошо с горы катиться». Конкурсы и игры на улице. Индивидуальные встречи с родителями и консультирование. |
Направление | Мероприятие |
Март | |
Сохранение здоровья | «В природе должно быть чисто и красиво!». Прогулка. «Дорожные приключения Незнайки». Игра по ПДД. |
Интеллектуальное развитие | Конкурс лучших тетрадей, учебников. Классный час « Путешествие в книжное царство - мудрое государство». |
Духовно – нравственное | Концерт для мам и бабушек. «О наших мамах, бабушках, сестричках». Викторина. Классный час « Добру путь откроет сердце». |
Патриотическое | Игра «Приятная наука вежливость» Этическая беседа «Не стесняйся доброты своей» |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | Классный час «Будь справедливым в словах и поступках». |
Семья и школа | Концерт для мам и бабушек. «Спасибо, дорогие мамы». Родительское собрание «Волевые качества ребёнка. Как их развивать» ( встреча с психологом). |
Апрель | |
Направление | Мероприятие |
Сохранение здоровья | Игра-соревнование «Дальше, выше, быстрее». Кл.час «Чистота – залог здоровья!» |
Интеллектуальное развитие | Игры на развитие воображения и внимания. КВН по сказкам. |
Духовно – нравственное | Учебная игра «Что такое правила хорошего тона?» |
Патриотическое | Беседа «Любовь к Родине». Экскурсия в школьный музей. |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | Упражнения на гармонизацию личности. Методика «Моя семья». |
Семья и школа | Игра-соревнование «Дальше, выше, быстрее». Консультирование родителей. |
Май | |
Направление | Мероприятие |
Сохранение здоровья | Кл.час «Чтобы гриппа не бояться, надо братцы закаляться». Правила поведения на водоёмах. Конкурс рисунков «Я выбираю спорт». |
Интеллектуальное развитие | Конкурс «Грамотеев». Экскурсия в природу. |
Духовно – нравственное | Кл.час «Будь справедливым в делах и поступках». Беседа «Учимся выигрывать и проигрывать». |
Патриотическое | Кл.час «О тех, кто мир нам подарил». Беседа «Будь внимательным к людям». |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | Беседа «Плохо природе, плохо человеку». Будь внимателен на дорогах. |
Семья и школа | Проведение анкетирования родителей по теме «Летние каникулы». Итоговое родительское собрание. |
2 класс «Учись дружить»
Сентябрь | |
Направление | Мероприятие |
Сохранение здоровья | Кл.час «Правила поведения в школе, общественных местах…» Игра – путешествие «Береги сам себя» День здоровья. Кросс «Золотая осень» |
Интеллектуальное развитие | Кл.час «Зачем мы ходим в школу?» |
Духовно – нравственное | Кл.час «Человек среди людей». Ролева игра «Учимся дружить». Беседа «Содержи в порядке книжки и тетрадки» |
Патриотическое | Беседа «Я - гражданин России» Беседа «Знай свои права». |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | Кл.час «Что значит быть ответственным на улицах и дорогах» Составление социального паспорта. |
Семья и школа | Родительское собрание «Воспитание в семье» Консультирование родителей по текущим вопросам. |
Октябрь | |
Направление | Мероприятие |
Сохранение здоровья | «Славная осенняя пора». Экскурсия в лес. Беседа «О режиме дня». Проведение инструктажей по технике безопасности, по пожарной безопасности. |
Интеллектуальное развитие | Кл.час «Трудно ли учиться в школе». Сказка – родина чувств. А.С.Пушкин «У лукоморья». |
Духовно – нравственное | Кл.час «Что такое хорошо!» Кл.час «Профессии наших родителей». |
Патриотическое | Беседа «Россия – родина моя». |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | Чтение и обсуждение произведений В.Осеевой и Л.Толстого о поступках детей. |
Семья и школа | Кл.час «Профессии наших родителей» Индивидуальное консультирование родителей. |
Ноябрь | |
Направление | Мероприятие |
Сохранение здоровья | Кл.час «Правила гигиены». Беседа «Береги зрение с молоду». Весёлые старты. |
Интеллектуальное развитие | Кл.час «Самооценка и взаимооценка как способ познания себя и других». Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе». |
Духовно – нравственное | Праздник «При солнышке тепло, при матери добро». Познавательная игра «Эти удивительные растения» |
Патриотическое | Кл.час «Спешите делать добро». Конкурс чтецов «Наша страна Россия» |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | «Как лучше поступить?» (творческие игры) Кл. час «Не нарушай закон». |
Семья и школа | Праздник «При солнышке тепло, при матери добро». Родительское собрание «Тепло семейного очага» Весёлые старты. |
Декабрь | |
Направление | Мероприятие |
Сохранение здоровья | «Все на лыжи и санки» |
Интеллектуальное развитие | Кл.час «Мой любимый сказочный герой» Ёлочная игрушка своими руками «В мастерской Деда Мороза» Поле чудес «Там на неведомых дорожках» |
Духовно – нравственное | Кл. час «От чего зависит настроение». «Что мы знаем, что умеем». Тесты, пантомима, рефлексия. «Моя семья» иллюстрированные рассказы о семье для создания альбома. |
Патриотическое | Классный час «День российской Конституции» |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | Кл. час «Будь воспитанным человеком» Беседа «Поступки твои и других». |
Семья и школа | «Моя семья» иллюстрированные рассказы о семье для создания альбома. Конкурс на лучшую кормушку. Индивидуальные встречи с родителями. |
Январь | |
Направление | Мероприятие |
Сохранение здоровья | Конкурс рисунков «Азбука здоровья» Игры на свежем воздухе. |
Интеллектуальное развитие | Игра-путешествие «Путешествие в страну мультфильмов» Кл. час «Как мы выполняем домашнее задание» «Экологические тропинки, мы усвоим без запинки» |
Духовно – нравственное | Кл. час «Не забывай про вежливые слова». Как трудится моя семья. Выставка рисунков. |
Патриотическое | Кл. час «Символика родного края». |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | Беседа «Азбука безопасного поведения» Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания. |
Семья и школа | Родительское собрание «Трудовое воспитание в семье». Как трудится моя семья. Выставка рисунков. |
Февраль | |
Направление | Мероприятие |
Сохранение здоровья | Игры на свежем воздухе. Кл.час «Поговорим о витаминах» |
Интеллектуальное развитие | Экологическое путешествие…. Интеллектуальные соревнования «Кто лучше и быстрее». |
Духовно – нравственное | Литературные посиделки «Мои любимые книжки». Игра «Приятная наука вежливость». |
Патриотическое | Наша Российская армия (литературная композиция) |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | Кл. час «Умей себя защитить». Беседа о вредных привычках. |
Семья и школа | Индивидуальные встречи с родителями. Посещение кинотеатра. |
Март | |
Направление | Мероприятие |
Сохранение здоровья | Кл. час о вреде курения. Игра-соревнование «Дальше, выше, быстрее» |
Интеллектуальное развитие | Викторина «Путешествие в мир животных». |
Духовно – нравственное | Конкурс стихов и пословиц о маме. |
Патриотическое | Кл. час «О людях нашей страны». |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | Беседа «Правила обязательные для всех». Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания. |
Семья и школа | 1. Родительское собрание «Воспитание созидательной дисциплины» 2. Конкурс стихов и пословиц о маме. |
Апрель | |
Направление | Мероприятие |
Сохранение здоровья | Кл.час «Опасности весны». Беседа «Береги слух». День здоровья. |
Интеллектуальное развитие | Игра «С днём юмора» Конкурс рисунков «Мой город» |
Духовно – нравственное | «О бабушках и дедушках» (устный журнал) |
Патриотическое | Кл. час «Весенние обряды и обычаи». |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | Беседа «Спешите делать добро». Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания. |
Семья и школа | Семейный праздник «Род, родные, Родина» Индивидуальные встречи с родителями. |
Направление | Мероприятие |
Май | |
Сохранение здоровья | Выезд-поход. Беседа о летнем закаливании организма. |
Интеллектуальное развитие | Интеллектуальный марафон. Конкурсы на внимание. Ребусы, шарады. |
Духовно – нравственное | «О весне, дружбе и мире» (выпуск плаката) Ремонт книг в библиотеке. Праздник «День рождения только раз в году» |
Патриотическое | День Победы. Ветеран живёт рядом. Изготовление открыток для ветеранов. |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | Анкетирование «Летний отдых» Кл. час «Мы должны соблюдать законы своей страны» |
Семья и школа | Родительское собрание «Моделирование воспитательной системы класса». Анкетирование «Летний отдых» Выезд-поход. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
3 класс
Сентябрь | |
Направление | Мероприятие |
Сохранение здоровья | День здоровья. Проведение инструктажей по технике безопасности в школе, на прогулке, дома; по технике пожарной безопасности и правилам дорожного движения. |
Интеллектуальное развитие | Игра «Умники и умницы». |
Духовно – нравственное | Кл. час «Считаете ли вы себя культурным человеком». Пересаживание комнатных растений. |
Патриотическое | Кл. час «Знания нужны мне и моей стране». Кл.час «История символов государства, края, района». «Люби и знай свой край» спортивно-краеведческая игра |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | Практические игры «Учимся правильно жить и дружить». Заполнение социального паспорта. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания. |
Семья и школа | Родительское собрание «Умел дитя родить, умей и научить». Участие в «Дарах осени». Участие в спортивно-краеведческой игре «Люби и знай свой край» |
Октябрь | |
Направление | Мероприятие |
Сохранение здоровья | Кл.час «Пожарная охрана». Встреча с представителями пожарной части станицы. Кл.час «Режим дня – здоровый образ жизни». Разговор о вредных привычках. |
Интеллектуальное развитие | КВН по русскому языку. «Учебники - наши помощники». Обучающая игра. Диагностическое исследование по изучению интеллектуального уровня детей класса |
Духовно – нравственное | Кл.час-представление «Я и мои таланты». Конкурс «Лучший дежурный». |
Патриотическое | Кл.час «Я чувствую себя счастливым, когда…» Беседа «Моё Отечество». Поможем птичкам. Изготовление кормушек. |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | Игры по правилам хорошего тона. Просмотр и обсуждение фильма по ОБЖ. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания. |
Семья и школа | Поможем птичкам. Изготовление кормушек. Консультирование родителей. |
Направление | Мероприятие |
Ноябрь | |
Сохранение здоровья | Кл.час «Виды травм». Оказание первой медицинской помощи. Экскурсия «Природные сообщества и их взаимодействия». Беседа «Как правильно одеваться осенью и зимой». |
Интеллектуальное развитие | КВН по математике. Конкурс на лучший сборник пословиц и поговорок о труде. Участие в игре «Русский медвежонок». |
Духовно – нравственное | Кл.час «Как я умею преодолевать трудности». Беседа «Моя семья». Беседа «День толерантности». |
Патриотическое | кл. час «Учимся выигрывать и проигрывать» Конкурс рисунков ко дню матери. |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | Кл.час «Какому человеку можно доверять?» Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания. |
Семья и школа | Конкурс рисунков «Моя семья». Родительское собрание «О роли семьи в трудовом воспитании». |
Направление | Мероприятие |
Декабрь | |
Сохранение здоровья | Кл.час «Огонь друг и враг человека». «День здоровья!». Соревнования. |
Интеллектуальное развитие | Викторина «Животные твоего края» «С книгой жить – век не тужить». Литературные посиделки. Кл.час «Где живёт Дед Мороз?» |
Духовно – нравственное | Праздник «Новогодний карнавал» Беседа «Плохо природе - плохо человеку. |
Патриотическое | Кл.час «День Конституции РФ». |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | Кл.час «А можно ли это детям?» Обыгрывание ситуаций. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания Инструктаж о соблюдении техники безопасности на новогоднем утреннике, во время зимних каникул; правил дорожного движения. |
Семья и школа | Праздник «Новогодний карнавал» «День здоровья!». Соревнования. |
Направление | Мероприятие |
Январь | |
Сохранение здоровья | Беседа «Красота может многое». КВН «Мы и наше здоровье». Беседа «Первая помощь при обморожении». |
Интеллектуальное развитие | Кл.час «Культура умственного труда в классе и дома». Конкурс знатоков природы. |
Духовно – нравственное | Беседа «Рождественские встречи» Диагностика воспитанности обучающихся. |
Патриотическое | Кл.час «Все работы хороши» Беседа «За что человека уважают в семье и обществе?» |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | Кл.час. « Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Что это?» Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания. |
Семья и школа | Выставка рисунков «Как я провёл зимние каникулы» Индивидуальное консультирование родителей. Родительское собрание «Мой ребёнок становится взрослым». |
Направление | Мероприятие |
Февраль | |
Сохранение здоровья | Кл.час «Поговорим о коже человека». Беседа «Азбука безопасного поведения». |
Интеллектуальное развитие | Путешествие в страну неразгаданных тайн. Конкурс «Самый грамотный у нас!» |
Духовно – нравственное | Беседа «Моя помощь родным». Конкурс пословиц о зиме. Экскурсия в районную библиотеку. Экскурсия в районный музей в рамках месячника оборонно-патриотической работы |
Патриотическое | Кл.час «Защитники Родины моей». Кл.час «Что значит быть мужественным?» Кл. час «Дети – герои Великой Отечественной войны» Беседа «День Российской науки»( 8 февраля) |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | Встреча с участковым милиционером. Игра «Тропинка безопасности». |
Семья и школа | Индивидуальные беседы с родителями. Конкурсная программа для мальчиков и пап. |
Направление | Мероприятие |
Март | |
Сохранение здоровья | Кл.час «Поговорим об осанке». Прогулки на свежем воздухе. |
Интеллектуальное развитие | Кл.час «Почему их так называют?» Стихи самым любимым и родным!» Конкурс. Участие в игре «Кенгуру». |
Духовно – нравственное | Кл.час «Самые дорогие для нас слова: «Мама, Родина, мир». Конкурс-праздник «Коса-девичья краса». |
Патриотическое | Встреча с мамами и бабушками «Как трудно быть мамой» Беседа «Чем богат наш край». Викторина «Права человека». |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | Кл.час «Не будь равнодушным». Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания Беседа о всемирном дне гражданской обороны. (1 марта) |
Семья и школа | Встреча с мамами и бабушками «Как трудно быть мамой» Консультирование родителей. Родительское собрание «Как помочь ребёнку в учёбе?» |
Направление | Мероприятие |
Апрель | |
Сохранение здоровья | Кл.час «Домашняя аптечка, её назначение». Правила хранения лекарственных препаратов и обращение с ними» Папа, мама, я – спортивная семья. Беседа о всемирном дне здоровья (7 апреля). |
Интеллектуальное развитие | Считай, смекай, отгадывай.(соревнования по математике) Кл.час «Путешествие по родному краю» |
Духовно – нравственное | Праздник «Путешествие в страну именин». Беседа «Международный день книги» (23 апреля) |
Патриотическое | Кл.час «День космонавтики». Конкурс рисунков. Кл.час «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть». |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | Выпуск газеты «Будь здоров!» Совместная работа с социальным педагогом по реализации комплекса профилактических мер. |
Семья и школа | Папа, мама, я – спортивная семья. Индивидуальное консультирование. |
Направление | Мероприятие |
Май | |
Сохранение здоровья | Игры на воздухе «Мой весёлый звонкий мяч» Беседа «Опасности при обращении с бытовой химией». «Будем плавать, загорать! Правила поведения на воде и возле водоёмов. Выезд на природу. |
Интеллектуальное развитие | Прочти и расскажи! Задание на лето. Путешествие по страницам Красной книги. |
Духовно – нравственное | Трудовой десант. Кл.час «Посеешь привычку, пожнёшь характер». |
Патриотическое | Встреча с интересным человеком: «Орден в твоём доме. О чём рассказал орден?» Кл.час «Звучи, памяти набат!» |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | Совместная работа с социальным педагогом по реализации комплекса профилактических мер. Кл.час «Кто то попал в беду». (разбор ситуаций) |
Семья и школа | Родительское собрание «Итоги года». |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
4 класс
Направление | Мероприятие |
Сентябрь | |
Сохранение здоровья | 1. День здоровья. 2. Проведение инструктажей по технике безопасности в школе, на прогулке, дома; по пожарной безопасности и правилам дорожного движения. 3. Обеспечение всех обучающихся горячим питанием. 4. Всероссийская операция «Внимание – дети!» |
Интеллектуальное развитие | 1. Кл.час «Мир моих увлечений». 2. Викторина «Растительный мир земного шара». 3. Вовлечение ребят в кружки по интересам. |
Духовно – нравственное | 1. Кл.час «Мои сильные и слабые стороны». 2. Беседа «Ученическое самоуправление в классе». |
Патриотическое | 1. Кл.час «Россия, мы дети твои». |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | 1. Беседа «Общение в школе». Знакомство с уставом школы и правилами поведения. 2. Поговорим об этикете. 3. Составление социального паспорта |
Семья и школа | 1. Родительское собрание «Мы уже четвероклассники». 2. Консультации родителей по текущим вопросам. |
Направление | Мероприятие |
Октябрь | |
Сохранение здоровья | 1. «Золотая осень». Кросс. 2. Кл.час «Запасайся витаминами». 3. Вовлечение учащихся в спортивные кружки и секции. |
Интеллектуальное развитие | 1. Кл.час «Домашнее задание и как мы его выполняем». 2. Беседа «Растения – синоптики». 3. Математическая олимпиада. 4. Диагностическое исследование по изучению интеллектуального уровня детей класса. |
Духовно – нравственное | 1. Кл.час «Встречают по одёжке, провожают по уму». 2. Конкурс рисунков «Подари улыбку»(ко дню пожилых) |
Патриотическое | 1. Кл.час «Я человек и гражданин». 2. Участие в гражданско-образовательной акции «Лента Памяти» |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | 1. Творческая игра «Секреты волшебницы речи!» 2. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания. |
Семья и школа | 1. Консультация родителей по вопросу «Как выполнять домашнее задание». |
Направление | Мероприятие |
Ноябрь | |
Сохранение здоровья | 1. Кл.час «Невидимые враги человека, которые мешают жить». 2. Прогулки в природу. 3. «Путь к доброму здоровью». |
Интеллектуальное развитие | 1. Викторина «Животные нашей планеты». 2. Викторина по русскому языку. 3. Конкурс «Лучший дежурный». |
Духовно – нравственное | 1. Кл.час «Благодарность это…» 2. Праздник «Музыкальная гостиная». 3. «Птичьи столовые» Конкурс кормушек. 4. Беседа «День матери». |
Патриотическое | 1. Разрешение ситуаций «Кто то попал в беду». 2. Права и обязанности школьника. Беседа. |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | 1. Кл.час «Соблюдаем этикет». 2. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания. |
Семья и школа | 1. Родительское собрание «Мой ребёнок становится взрослым». Беседа с врачом. 2. «Птичьи столовые» Конкурс кормушек. |
Направление | Мероприятие |
Декабрь | |
Сохранение здоровья | 1. Кл.час «Курение - вредит здоровью». 2. «Хорошо зимой на лыжах». Лыжная прогулка. 3. Беседа «Бенгальские свечи, фейерверки, хлопушки – опасные игрушки». |
Интеллектуальное развитие | 1. Кл.час «Это интересно…» 2. Экологическое путешествие. |
Духовно – нравственное | 1. Кл.час «Как празднуют Новый год в разных странах мира». 2. Семейная гостиная «Тепло родного очага». |
Патриотическое | 1. Кл.час «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит». 2. Беседа «Что означает ваша фамилия». 3. Беседа «Дети – детям».(3декабря день инвалида) 4. Викторина «Знаешь ли ты законы?» |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | 1. Беседа «Азбука безопасного поведения». 2. Диспут «Хорошие и плохие люди». 3. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания. |
Семья и школа | 1. Семейная гостиная «Тепло родного очага». 2. «Хорошо зимой на лыжах». Лыжная прогулка. 3. Консультации психолога по запросам родителей. |
Направление | Мероприятие |
Январь | |
Сохранение здоровья | 1. День здоровья «Снежные забавы». 2. Беседа «Вредные привычки и как от них избавиться». 3. Беседа «Как правильно пользоваться электроприборами, газом, водой». 4. Конкурс снежных фигур «В гостях у Снежной королевы». |
Интеллектуальное развитие | 1. Изготовление подарков родителям к Рождеству. 2. Интеллектуальная игра по правилам хорошего тона «Молодцы и хитрецы». 3. Беседа о славянской письменности. |
Духовно – нравственное | 1. Кл.час «Умеем ли мы обижаться?» 2. Кл.час «Рождество – праздник семейный». |
Патриотическое | 1. Кл.час «Пойми меня правильно». 2. Беседа «Добру путь откроет сердце. |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | 1. Совместная работа с социальным педагогом по реализации комплекса профилактических мер. 2. Беседа «Дал слово, держи его». |
Семья и школа | 1. Родительское собрание «Капризы и неврозы детей». 2. Конкурс снежных фигур «В гостях у Снежной королевы». |
Направление | Мероприятие |
Февраль | |
Сохранение здоровья | 1. Лыжная прогулка в парк. 2. Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества. |
Интеллектуальное развитие | 1. Игра – викторина «Что? Где? Когда?» 2. Турнир знатоков истории. 3. Почта Святого Валентина. |
Духовно – нравственное | 1. Кл.час «Кому нужна моя помощь?» 2. Экскурсия в зал боевой и трудовой славы. |
Патриотическое | 1. Кл.час «В память о юных героях». 2. Классный час «Душевность и бездушность» |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | 1. Беседа «Как не стать жертвой преступления» 2. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания. |
Семья и школа | 1. Лыжная прогулка в парк. 2. Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества. |
Направление | Мероприятие |
Март | |
Сохранение здоровья | 1. Экскурсия в природу «Весна! Весна! И все ей рады!» 2. Беседа «Осторожно, грипп!» 3. Выходи играть во двор. |
Интеллектуальное развитие | 1. Игры для тренировки памяти. |
Духовно – нравственное | 1. Праздник «Я песню милой маме пою» 2. День театра. (27 марта). Поход в театр. |
Патриотическое | 1. Кл.час «Какое оно, наше общество?» 2. Лекторий по правилам пожарной безопасности. |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | 1. Беседа о службах экстренной помощи. 2. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания. |
Семья и школа | 1. Родительское собрание « О детской дружбе». 2. Праздник «Я песню милой маме пою» |
Направление | Мероприятие |
Апрель | |
Сохранение здоровья | 1. Кл.час «Почему важно не забыть о гигиене». 2. День здоровья «Весёлые старты». (7 апреля – Всемирный день здоровья) |
Интеллектуальное развитие | 1. Экологическая беседа «Экология – это наука о том, как сберечь дом» 2. Конкурс лучших тетрадей, дневников , учебников. 3. «Космический» КВН |
Духовно – нравственное | 1. Кл.час «Готов ли я к обучению в 5 классе?» 2. Путешествие по Красной книге. 3. Беседа о международном дне книги. |
Патриотическое | 1. День космонавтики. Игра – викторина «Космический рейс». 2. Деловая игра «Мои права и обязанности». |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | 1. Кл.час «Берегись огня». 2. Встреча с представителем правоохранительных органов. 3. Круглый стол «Должен ли я знать и соблюдать законы страны?» |
Семья и школа | 1. День здоровья «Весёлые старты». 2. Беседа с родителями по теме «Проблемы преемственности обучения в начальном и среднем звене, пути и способы решения». |
Направление | Мероприятие |
Май | |
Сохранение здоровья | 1. Кл.час «Волшебные стёкла»(разговор о зрении) 2. Игра – путешествие «Станции здоровья» 3. Выезд на турбазу. |
Интеллектуальное развитие | 1. Игра «Путешествие по родному краю». 2. КВН «Природные зоны» |
Духовно – нравственное | 1. Беседа – диспут «За что уважают человека в семье и обществе». 2. Кл.час «Международный день птиц». |
Патриотическое | 1. Концерт. «Вспомни героев своих!» 2. Конкурс чтецов ко дню Победы. 3. Читательская конференция «Будь человеком» (по произведениям С. Михалкова) |
Профилактика правонарушений. Защита прав детства. | 1. Беседа «Основные правила пожарной безопасности на природе». 2. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания. 3. Проведение анкетирования родителей по теме «Летние каникулы». |
Семья и школа | 1. Родительское собрание «Прощай начальная школа». 2. Консультирование родителей. 3. Выезд на турбазу. |
- ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
I Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом;
2) Знание истории поселка и края;
3) Ощущение себя равноправным членом коллектива школы;
II.
1) Мотивация учащихся на успешное освоение знаний, умений и навыков;
2) Интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации учащихся к новым учебным предметам;
III.
Раскрытие собственной индивидуальности через:
а) навыки группового взаимодействия;
б) работу творческого коллектива “Театр!”;
IV.
Принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях.
V.
Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и классного руководителя по всем вопросам.
Методические рекомендации.
На первом году воспитания учителю необходимо обратить внимание на вовлечение ребёнка в школьную деятельность, формирование доверительных отношений между учеником и учителем. Поэтому важно большее внимание уделить общению в малых группах, индивидуальных беседах, посещению на дому. Большая работа в этот год проводиться школьным психологом. Тренинги «Мимика и жесты», «Приветствия», классные часы «Настроение», «мальчики и девочки». «Мы школьниками стали». Итогом первого года воспитания должно стать осознания себя как ученика.
Мероприятия, проводимые во второй год воспитания, нацелены на пресечение детской эгоистичности, созидание положительных черт характера. Большую помощь в этом могут оказать родители. Поэтому учителю надо более ответственно подойти к проведению родительских собраний и лекториев. Это родительские собрания «Трудовое воспитание в семье», «Воспитание созидательной дисциплины», семейный праздник « Род, родные, Родина». Итогом второго года должно стать формирование устойчивых дружеских отношений.
Итогом третьего года является осознание детьми, что их класс – дружный коллектив. Этому способствуют игры на свежем воздухе, выездные экскурсии, беседы «Я чувствую себя счастливым, когда…»
Четвёртый год воспитания является наиболее ответственным. Дети должны самостоятельно принимать решения, анализировать свою деятельность, поступки. Наиболее актуальны здесь беседы «Встречают по одёжке, провожают по уму», «Моё хочу и моё надо», диспут «За что уважают в семье и в обществе», «Мои мечты, мои желания», «Что значит быть счастливым в своей стране». Итогом данного года и всей воспитательной программы является овладение детьми системой общечеловеческих ценностей, установление гуманистического типа отношений между людьми.
4. МОНИТОРИНГ
Мониторинг результатов осуществляется по направлениям ежегодно, проводится анализ и в случае необходимости коррекция. В конце обучения данная работа позволит проследить динамику формирования знаний, умений, навыков, степень развития отношений к предмету по направлениям программы.
- Отслеживание (выявление) уровня интеллектуального развития и тревожности школьников, мотивации, готовности их к обучению и мотивации успешности обучения;
- Изучение межличностных отношений;
- Наблюдение и составление карты здорового образа жизни;
- Изучение стиля семейного воспитания и разработка практических рекомендаций для родителей.
Диагностический блок.
Основные формы изучения
- Наблюдения.
- Беседы с учениками, родителями.
- Изучение высказываний на уроке, классных часах, внеклассных мероприятиях.
- Изучение отношения к проводимым мероприятиям, урокам.
- Анкетирование и тестовый опрос учащихся и родителей.
Аспекты изучения и показатели учебно-воспитательной работы
| |
Аспекты изучения | Показатели |
1 | 2 |
1. Создание условий для развития личности воспитанника |
|
2. Сформированность познавательного и творческого потенциалов личности |
|
3. Сформированность нравственного и эстетического потенциалов личности |
|
4. Сформированность физического потенциала личности |
|
5. Сформированность коммуникативного потенциала личности |
|
5. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Командные игры- испытания. сборник игр. -М.: Пед .общество «Россия»,2003.
- Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач.-М.:ТЕРРА, 1996.
- Боровик К.А. Популярная энциклопедия вещей. Исторический магазин. - М.: Дрофа-Плюс, 2004.
- БушуеваЛ. Книга добрых поздравлений. - М.: РИПОЛ клас сик, 2005.
- Ганжина ИМ. Словарь современных русских фамилий. - М.: Астрель: ACT, 2001.
- Гиннес. Мировые рекорды 2007 / Пер. с англ. Н. Григорьевой,
М. Фадеевой. - М: Астрель: ACT, 2006. - Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка рус ских жестов. - М.: Вена, 2001.
- Гридина В.Т., Завязкин О.В. Читай, рассуждай, отгадывай. - М.:БАО-ПРЕСС, 2005.
- Игрушки из бумаги. - СПб: Кристалл, 1997.
- Ильин АЛ. Большая энциклопедия выживания. - М.: Эксмо, 2005.
- 11.Ильин М., Сегал Е. Рассказы о том, что тебя окружает. Книга вторая. Откуда приходят вещи. - М.: Детская литература, 1956.
- Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. -М.: Слово, 1994.
- Сибиряков Л.И. Опасные приключения Ванечки и Манечки. -М.: Мир безопасности, 1998.
- Энциклопедия для детей. Личная безопасность / Глав. ред.В.А. Володин. - М.: Аванта +, 2001.
- Акимушкин И. Кто без крыльев летает. - М., 1992.
- Брюсов В.Я. Стихотворения. - М., 1984.
- День работой весел (пословицы и поговорки о труде). - М., 1986.
- Дорошин М. Что за чудные машины. - Волгоград, 1972.
- Есенин С. Собрание сочинений в двух томах. - М., 1991.
- Извекова Н.А., Сурьянинова Н.С. Мир вокруг. - М., 1978.
- Кольцов А.В. Песня пахаря. -М., 1982.
- Крутогоров Ю. Ваше имя? Робот. - М., 1979.
- Майков А.Н. Стихотворения. - М., 1982.
- Моя Родина (стихи, рассказы). - М., 1975.
- Назарова Л.К. Спутник Букваря. - М., 1975.
- Соболев А.И. Народные пословицы и поговорки. - ML, 1977.
- Науменко Т.Н., Логинов И.М., Меринова Л.Н. Волгоград – город-герой. - М., 1977.
- Огарев Н.П. Страна моя родимая. -М., 1982.
- Остров сказок (сказки народов СССР). - Волгоград, 1977.
- Остров сказок (сказки народов мира). - Волгоград, 1978.
- Сборник литературно-художественных и публицистических про изведений «Парус». / Сост. В. Никитина. - М., 1983.
- Сборник литературно-художественных и публицистических про изведений «Парус». / Сост. Л.А. Белая. - М., 1985.
- Сказки. / Под ред. В. Тыжнова. - М., 1991.
- Сметанников В. Отгадай. - Волгоград, 1976.
- Томилин А. Есть ли вода в Море Дождей. - М., 1984.
- Тютчев Ф., Фет А. Весенняя гроза. - М., 1977.
- Честное слово (сборник). - Калининград, 1976.
- Яковлева И. Палеонтология в картинках. - М-, 1977.
- Яковлева И. Путь к динозавру. - М., 1
Использованная литература для педагога
- К.Фопель Как научить детей сотрудничать(психологические игры и упражнения).- м.,2000
- Тренинг партнёрского общения. Под ред. С.В.Поляковой .-М.,1996.
- Л.Г.Федоренко.Секреты общения.-С-Пб.,2003.
- Организация внешкольного досуга. Сценарии, программы игр и представлений.-Ростов-на-Дону, 2002.
- Журнал «Начальная школа»,№6.2002. 1991, № 9; 1992, № 2; 1994, № 1
- Журнал «Классный руководитель»,№1,2003; №3,1,2004,№2,2005,1997, № 3.
- 3агре6инаГ.В. Давай устроим праздник! Игры, конкурсы, забавы для младших школьников. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
- Играем с пользой: организаторам развивающего досуга / Авт.-
сост. А.А. Данилков, Е.М. Литвиченко. - Новосибирск: Изд-во Сиб.ун-та, 2005. - Календарь школьных праздников Авт.-сост. СИ. Лобачева,
К.В. Щиголь, О.Е. Жиренко. - М., 2006. - Книга рекордовГиннеса 1993.-Москва-Лондон:Тройка, 1993.
Коган М.С. Игровая кладовая. - Новосибирск: Изд-во Сиб. ун-та, 200
[1] Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная работа План воспитательной работы 3 класс
План воспитательной работы в 3 классе на 20011-2012 учебный год ...
Программа воспитательной деятельности и план воспитательной работы в 4 классе
Программа воспитательной деятельности составлена на 4 года, и в данном случае завершает реализащию. Соответственно план воспитательной работы разработан для 4 класса....
Качество воспитательного образования Анализ воспитательной работы в 1 «в» классе
Младший школьный возраст- это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно, в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные...
Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.Рузвельт Т.Главная цель моей работы: всестороннее развитие каждого ученика....
«Использование инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе - залог успешной воспитательной работы с учащимися»
Инновационность-важный признак современного качественного образования....
Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы ( из опыта работы)
В статье рассказываю какие формы я использую, как классный руководитель в воспитательной работе в своем классе для того, чтобы детям было интересно и комфортно учиться и находиться в одном...