Воспитание ребенка с ЗПР
статья
Предварительный просмотр:
Воспитание ребенка с ЗПР
Психическое развитие человека проходит в определенном темпе. Даже неспециалисты в психологии и педагогике могут определить возрастные возможности ребенка. Совершенно очевидно, что никому не придет в голову требовать от ребенка первых слов в 6 месяцев, но отсутствие активной речи в 2-3 года удивит абсолютное большинство.
Бывают случаи, когда ребенок достигает определенных уровней развития. Но гораздо медленнее своих сверстников. В этом случае речь идет о задержке психического развития.
Сущность задержки психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа развития психики, в результате которого ребенок отстает от своих сверстников по уровню психического развития.
ЗПР имеет временный и временной характер:
- Временный характер определяется тем, что определенный уровень развития достигается по прошествии времени. Например, то, что ребенок не умеет читать в 7 лет – временное явление, он научится позже.
- Временной характер ЗПР выявляется по отношению к нормам развития. Ребенок, достигший 7-летнего возраста может не проявлять интереса к учебной деятельности и оставаться в кругу интересов дошкольного возраста. Таким образом, его психическое развитие не соответствует возрастным нормам.
Задержку психического развития можно обнаружить на любом этапе детства. В педиатрии четко установлены нормы, которым должно соответствовать развитие детей. Несоответствие показателям нормы на каком-то отрезке не является основанием для диагноза ЗПР. Так как в большинстве случаев развитие детей отличается скачкообразностью, и единичные случаи отставания не являются закономерностью.
Однако такие дети попадают под контроль врачей, и если отставание усиливается, то ребенок может быть направлен на психолого-медико-педагогическую консультацию, где может быть поставлен диагноз ЗПР.
Поставили диагноз ЗПР, что делать?
Как вести себя родителям, чтобы помочь ребенку с ЗПР?
Роль семьи несет самую важную функцию в успешности лечения. Несколько полезных правил для всей семьи в воспитании:
- Поборите желание делать все за ребенка: собирать его в детский сад/школу, одевать, застегивать пуговицы и прочие вещи, которые он может сделать сам. Учите самостоятельности, начиная от простых навыков самообслуживания, заканчивая заданиями по дому. Не делайте за него все, помогайте развивать самостоятельность, задавая вопросы: «Что нужно взять с собой завтра в садик/школу», «Куда нужно складывать одежду?» Тем самым внимание активизируется, и постепенно будет формироваться желание делать все самому. Главное в процессе воспитания – это именно ваше терпение.
- Не стоит требовать слишком много. Учитывайте особенности диагноза. Не перегружайте заданиями, работой, с которой справляются не отстающие в развитии дети в его возрасте. Завышенными требованиями можно лишь снизить работоспособность и отбить всякое желание делать что-либо в дальнейшем. Время выполнения заданий определит психолог. Обычно это зависит от возраста и степени тяжести диагноза. В среднем задания для умственной нагрузки длятся 10-12 минут. Затем следует сделать перерыв на 20 минут. Поиграйте в подвижную игру, перекусите, сделайте гимнастику. Продолжите коррекционно-развивающую работу еще 8 минут. В день этого достаточно. В течение дня включите в режим ребенка игры-терапии: манипуляции с песком, пальчиковые игры. Это обязательно. Если ребенок не выдерживает даже 5 минут занятия, добавьте перерывы с физкультурными минутками, но выполните все 10 минут каждого занятия.
- Подбадривайте, хвалите за хорошее поведение, празднуйте маленькие победы (научились вырезать из бумаги – сходите в кино или займитесь другим любимым развлечением). Ребенок должен верить в свои силы, испытывать интерес от собственных достижений. Желание делать что-либо самостоятельно, развивая активность, будут формироваться поначалу только на легком и увлекательном материале.
- Общайтесь, помогайте изучать окружающий мир. На прогулке, по дороге из сада/школы, везде вне дома и учебной обстановки, просите называть форму, размер, цвет объекта – машины, дома, крыши. Обращайте внимание на погоду, попросите описать ее.
- Запаситесь терпением. Кстати, ребенку оно тоже понадобится. Если уж вы сами срываетесь, не в силах ждать, пока он застегнет куртку, вымоет кружку, соберет игрушки, приготовит себе бутерброд, чего ждать от него?
Сейчас созданы специальные группы в детских садах (государственных и частных), в школах работают классы коррекции. Групповые занятия по 10-12 человек эффективны. Там дети учатся по специальным программам и получают помощь от дефектолога, психолога, логопеда. Такая работа дает возможность полностью купировать диагноз.
Функция специалистов, их работа будет не так важна (а лучше вообще сказать, малоэффективна), если родители оставляют всю работу по коррекции педагогам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
10 ЗАПОВЕДЕЙ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА
10 заповедей воспитания ребенка: Будьте достойным примеромЗаповедь безусловной любви Уважайте ребенкаДоверяйте своему сердцу Настраивайтесь на хорошее Доверяйте ребенку, чтоб...
Доклад по теме"Трудовое воспитание ребенка в семье".
Правильное воспитание невозможно представить себе как воспитание нетрудовое. Труд всегда был основанием для человеческой жизни, для создания благополучия человеческой жизни и культуры. В нашей стране...
Роль семьи в воспитании ребенка.
Выступление на родительском собрании.Помощь родителям в правильном построении учебы ребенка....
Роль отца в воспитании ребенка
Воспитанием детей чаще всего занимаются матери, поэтому решили привлечь к воспитанию детей отцов и заинтересовать их в этом давая им разнообразную творческую работу и приподнесли материалы и памятки, ...
статья по воспитанию "Воспитание ребенка в семье"
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспит...
«Истинное воспитание ребенка есть воспитание самих себя». Секреты воспитания.
Родительство. В чём его назначение? Вся классическая педагогика даёт один ответ - в духовном росте самих родителей....
ноябрь 2017 г. (протокол МО) "Определение типа семейного воспитания и оказание помощи родителям в воспитании ребенка с ограниченными возможностями"
Особенности реагирования родителей на ситуацию, связанную с рождением в семье ребенка-инвалида. Определение типов семейного воспитания; этапы работы с семьями, включающие не только советы и реко...