Устный журнал "День леса"
материал (4 класс)
Экологический праздник, посвящённый Всемирному дню защиты лесов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
для начальной школы | 290.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий праздника
для младших школьников
«День Леса»
М. Пришвина: «Лес раскрывается только для тех, кто умеет чувствовать к его существам родственное внимание».
1-ый слайд (заставка)
Ход праздника.
2-ой слайд
1-ая страничка журнала «Как прекрасен этот мир…»
Фон песня «Как прекрасен этот мир»
Ведущий 1. Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Наша жизнь неотделима от нее. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.
Ведущий 2. Природа – самое дорогое, что есть на нашей планете Земля, а человек – это маленькая часть природы. У людей есть праздники, и у Природы они тоже есть.
3-ий слайд
2-ая страничка журнала «Я приглашаю вас в леса…»
Видеоролик с одноимённым названием
4-ый слайд
3-я страничка журнала « Из истории праздника»
Фон Как прекрасен этот мир
Ведущий 1. Сегодня на календаре 21 марта - день весеннего равноденствия. Каждый год в этот день во всём мире отмечается Международный день леса или Всемирный день защиты лесов.
Ведущий 2. Впервые предложение отмечать Международный день леса прозвучало на 23-й Генеральной Ассамблее Европейской конфедерации сельского хозяйства в 1971 году.
Ведущий 3. Эта идея была поддержана Всемирной Продовольственной и сельскохозяйственной организацией при ООН. С тех пор ежегодно по инициативе ООН 20 или 21 марта, как повод проинформировать общество о важности сохранения лесов, отмечается Международный день леса
5-ый слайд
4-я страничка журнала «Значение леса»
Ведущий 4. Международный день леса активно отмечается и в нашей стране. Ведь леса – национальное богатство России, на долю которой приходится практически пятая часть площади мировых лесов и примерно такая же часть мировых запасов древесины.
Ведущий 5. Это определяет глобальное значение лесов для страны не только как источника ценнейшего сырья, но и как важного компонента биосферы, во многом определяющего условия жизни на Земле.
Ведущий 6. Леса России раскинулись на территории 6,3 млн.кв.км. Это 45% всей территории России. Для сравнения – площадь лесов США составляет 2,6 млн.кв.км.
6 слайд
Ведущий 7. Необычайно велика и многогранна роль леса в географической оболочке Земли. Лес – один из источников кислорода и гигантский фактор очищения воздуха планеты. Наши леса – это лёгкие нашей Земли.
Ведущий 8. Лес предохраняет почвы от эрозии и защищает поля от губительных суховеев и пыльных бурь.
Ведущий 9. Но лес – это ещё и древесина, и пастбищные угодья для обитателей леса, бесчисленная кладовая разнообразных богатств, таких как: ягоды, грибы, лекарственные растения, а так же эликсир от душевных недугов.
Ведущий 10. Однако лес - это исчерпаемый природный ресурс, а наша задача – сделать его неисчерпаемым, а для этого необходимо разумно использовать данные нам природой лесные богатства.
7 слайд
Видеоролик « Международный день леса»
8-й слайд
5-я страничка журнала «Открываю свою лесную книгу»
Фон Звуки природы. Шум летнего леса
1чтец.
Когда идёшь усталый, запылённый,
Дорогой длинной в полудённый зной,
Сверни смелее в тихий лес зелёный,
И он усталость снимет как рукой.
2чтец
Я славлю чудо из чудес –
Родимый лес, зелёный лес!
Когда на сердце неспокойно станет,
Когда не в силах совладать с тоской,
3чтец.
Побудь в лесу на солнечной поляне,
И все печали снимет как рукой,
Я славлю чудо из чудес –
Красу земли, зелёный лес!
9 слайд
Песня « Здравствуй , лес, Чудесный лес» (видеоклип – релаксация)
Фон Звуки природы. Шум летнего леса
10 слайд
4 чтец. Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
5 чтец. Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
Ведущий . Вы вошли в лес… Тихо в лесу, сумрачно. Но остановитесь и приглядитесь внимательно: кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит гусеницу, вот какая-то пёстрая птица пролетела и скрылась в кустах, вот белка рыжим огоньком мелькнула на стволе сосны. Много интересного в лесу! Нужно только уметь смотреть, наблюдать. Постойте какое-то время тихо, не выдавая себя, и лес начнёт открывать вам тайны.
Стихотворение Вс. Рождественский
Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных и строгой тишины
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны.
Нога твоя скользит по россыпи иголок
Или шумит травой, роняя капли рос.
А сумрачный навес широколапых елок
Сплелся с листвой ольхи и молодых берез.
То духотой пахнёт, то прошлогодней прелью,
То запахом грибным у срубленного пня. <...>
Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах пленительная сила
Для всех умеющих их тайны разгадать!
11-ый слайд
6-я страничка журнала
«Экологической лесной тропинкой или Лесные заповеди»
Фон Звуки луга
- И вот мы идем в гости в лес.
- А зачем?
- Да мало ли зачем: чтобы услышать пение птиц; увидеть, как раскрывается тугой бутон колокольчика; набрать в лукошко ягод, орехов, грибов; насладиться свежим душистым воздухом; полюбоваться красотой леса.
- Но не забывайте: мы – в гостях! В лесу необходимо соблюдать определенные правила. Давайте вспомним некоторые из них.
12- ый слайд
Ситуация «На распутье»
Учитель . Ты стоишь у кромки леса, оглядываешься и выбираешь направление: куда идти? Решение принято, и ты один (или с друзьями) начинаешь свое движение напрямик по лесным травам и невысоким кустарникам.
Но стоп! Что-то ты сделал неправильно. Так себя в гостях не ведут! Заметили ли вы допущенную ошибку?
Выслушиваются мнения детей.
Тогда послушайте одно изречение: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, тысяча – пустыню». Теперь вам понятно, что за ошибку совершил гость природы?
– Да, слой почвы в лесу очень тонкий, и его легко повредить, утрамбовать, а заодно и повредить корни деревьев и кустарников, которые очень страдают от подобных гостей.
По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется 2000 лет.
– Какое важное правило поведения в природе можно сформулировать на основе рассмотренного примера?
Дети. Не топчи зря лесные полянки и уголки, передвигайся по тропинкам!
13 слайд
Ситуация «Шум в лесу»
Учитель. Ты любишь слушать музыку и взял с собой магнитофон. Ты идешь по лесу, и музыка гремит. Как хорошо! А хорошо ли? Почему?
Д. Шум, громкая музыка, крики в лесу пугают птиц и зверей.
У. Не верите? Тогда выключите все и проверьте – перед вашим появлением поляна звенела от треска зеленого кузнечика, слышались пение птиц, жужжание насекомых, писк лесной мыши. Затаись! Не шуми! Прислушайся к шорохам и звукам.
Прослушивание аудиозаписи звуков леса.
– Сформулируйте правило.
Д. Не шуми в природе, старайся передвигаться и отдыхать без шума.
14 слайд
Ситуация «Лесные зверята и птицы»
Учитель. Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек – искать укромные места, особенно весной и в начале лета. Весной и ранним летом в лесу много молодняка: здоровые и симпатичные птенцы, маленькие и пушистые зайчата, крошки ежата. Ты не выдержал испытания и принес зверька домой.
Вот пишет одна девочка: «В августе мы нашли ежа и принесли его домой. Мы кормили его травой и цветами, поили молоком. А он взял да умер...» Не нашли, а похитили из леса. Ведь как можно найти животное в его собственном доме, в природе? Его никто не терял, и само оно тоже не потерянное. Лес, поле, луг – это родной дом животного, к жизни в котором оно приспособилось.
Запомните: красть из природы животных нельзя! Тащить домой все, что попадется под руку, может только тот, кто не любит, не понимает природу. Изъятие же животных, пусть и малышей, – это самое настоящее хищение природных богатств. Под влиянием человека площадь лесов сокращается и мест для обитания животных становится меньше. Достаточно полюбоваться зверьком в природе и принести с собой массу впечатлений от встречи, которая долго не забудется.
15 слайд
Ситуация «Муравейник»
Учитель. На летние каникулы Игорь приехал в деревню к деду Василию. Рядом с деревней – лес. Отправились Игорь с дедом в лес по грибы. Игорь бежал впереди.
– Ой, какая высокая куча! – удивился малыш и воткнул в нее палку. По палке забегало множество муравьев. Подошел дедушка, вынул палку.
– Великая беда пришла в лес, – сказал он.
– Где беда? У кого?
– Да вон, у муравьев. Жил и жил себе маленький народец, с утра до вечера трудился, хвоинки собирал, вредных гусениц с дерева снимал. Да вот пришел враг и разрушил сделанное великим трудом.
– Где враг? – оглядывается Игорь. – Где же враг?
– Да тут он, рядом...
У. Кто же он, ребята?
Выслушиваются ответы детей.
– Муравейники гибнут при лесоразработках.Разоряют их и бездельники, готовые поротозейничать на муравьиную суматоху. Уничтожают муравьев и различные лекари, вылавливая их для приготовления муравьиного спирта, и люди, заготавливающие «муравьиные яйца» на корм певчим птицам и аквариумным рыбам. Разоряют их и лесные звери: кабаны и медведи...
Муравьи играют важную роль в жизни природы. Их нужно беречь и охранять!
16-ый слайд
Отгадайте загадку. На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего?
Выслушиваются предположения детей.
– Принимая «муравьиную ванну», птица освобождается от паразитов – муравьи опрыскивают тело птицы остро пахнущей муравьиной кислотой.
Сформулируйте правило.
Д. Нельзя разорять муравейники!
Учитель: Мы рассмотрели всего лишь несколько ситуаций в лесу, а их гораздо больше. Заходя в лес, мы должны помнить , что…
(Вс. Рождественский)
Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
А уж сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать – не сочтешь!
Сердцу любо, коль знаешь, что за год
В сосняке разрослась молодежь.
17 слайд
Учитель:
- А неосторожное поведение с огнём в лесу может привести к пожару.
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, на растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер
И, сыпля искры, посреди поляны
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Огонь настиг охотника - и, мучась,
Тот задыхался в огненном плену;
Он сам себе готовил эту участь,-
Но как он искупил свою вину!..
Не такова ли совесть?
Временами
Мне снится сон средь тишины ночной,
Что где-то мной костер забыт, а пламя
Уже гудит, уже идет за мной...
Учитель. Каковы причины лесных пожаров?
Д. Непотушенный костер, брошенный окурок, удары молний, битые стеклянные бутылки, действующие как лупа.
Учитель. Осознав неправильность поведения гостя в лесу и его поступка по отношению к природе, смогли бы вы исправить ситуацию на лесной поляне? Как?
18 слайд
Учитель: Очень часто в народе можно услышать выражение «весенний плач» березы. Как вы думаете, что оно обозначает?
Ответы детей
Учитель. С приходом весны начинается сбор березового сока – невероятно полезного напитка, который способен улучшить здоровье и укрепить иммунитет. В деревнях этот период считался самым важным, ведь сок под корой дерева течет не долго, всего около месяца. За это время люди стараются напиться соком и зарядиться бодростью этого напитка. Но чтобы получить все полезные свойства, сок нужно правильно собрать. В этом процессе важно не только получить целебную жидкость, но и максимально защитить дерево. Ведь дерево ЖИВОЕ
И. Сельвинский
Какое сложное явленье – дерево.
Вглядитесь! В каждом - облик утомленный.
Ему на долю пало древнее:
Оно глотает солнце как лимоны.
Потом зеленой хвоей и листвой
Раздаривает это солнце.
Заснет. Но исполинский подвиг свой
Опять свершает тут же, как проснется.
В нем жизни вековое волшебство,
В нем бьются воды, что волны покрепче.
Оно шумит, шуршит и что-то шепчет,
И хочет, чтобы поняли его…
Оно страдает молча. Я прочел
В его морщинах горести нежданные...
Стул деревянен. Деревянен стол
Но дерево - оно не деревянное!..
19-ый слайд
7-ая страничка
« Сбережём лес для потомков»
Берегите леса, берегите!
От пожаров, от злых людей!
Сохраните леса, сохраните!
Для своих любимых детей!
Сберегите леса! Очень просим!
Обращаемся к вам от детей!
Чтобы были лесные просторы:
Для людей, для птиц, для зверей
Чтобы было раздолье лесное,
Где смогли бы мы отдыхать
От палящего летом зноя,
А зимой лыжню протоптать.
Сберегите леса для животных,
Ведь без леса им не прожить!
Окружите леса заботой,
Птицы гнёзда весной будут вить!
Берегите его тем более
От обидчиков и от огня.
Лес для жизни нашей условие,
Словно воздух и земля.
Сберегите леса! Сохраните!
Не устанем мы говорить!
Сберегите леса! Сохраните!
В этом мире потомкам жить!
20-й слайд
8-ая страничка журнала «Давайте любить планету!»
Фон «Летние звуки природы. Флейта. Гитара»
9чтец. Хочу, чтоб в мире было много света,
Хочу, чтоб в мире было много лета,
В котором – солнце, птичьи голоса,
И на траве – зелёная роса.
Хочу, чтоб в мире было меньше плача,
А больше смеха, радости, удачи,
Улыбок детских, как цветенье, зыбких,
Цветов, сравнимых с детскою улыбкой.
10чтец. Давайте, люди, дружить друг с другом,
Как птицы с небом, как ветер с лугом,
Как парус с морем, трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.
Давайте, люди, любить планету-
Во всей Вселенной похожей нету.
Во всей Вселенной на всех одна,
Что будет делать без нас она?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челяб
Урок-закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челябинской области». Организация урока по т...
Внеклассное мероприятие на тему: “ Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?” (устный журнал "Будь природе другом")
Внеклассное мероприятие "Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?" для учащихся 2-4 классов по окружающему миру проводится в форме устного журнала. Цель:Подвести к пониманию значения ле...
Устный журнал "Иду я по лесу..."
Устный журнал посвящён юбилею писателя Николая Ивановича Сладкова....
Устный журнал "На страже леса - дома своего"
Устный журнал«На страже леса – дома своего». Мероприятие посвящено воспитанию культуры отношения к окружающей среде. Одной из ценностей данного ме...
Конструкт урока литературного чтения на тему: устное сочинение "Мелодии весеннего леса"
Конструкт урока, в нем описано содержание деятельности учителя....
Открытый интегрированный урок (литературное чтение, ИЗО, музыка, технология) в 3 классе. Урок-биенале «Устное сочинение по картине И. Шишкина «Зима в лесу».
Открытый интегрированный урок (литературное чтение, ИЗО, музыка, технология) в 3 классе. Урок-биенале «Устное сочинение по картине И. Шишкина «Зима в лесу»....
Технологическая карта урока Литературного чтения "Антонио Вивальди "Времена года - Весна", Устное сочинение "Мелодии весеннего леса"" (3 класс, УМК "Перспектива")
Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование музыкально-творческой компетентности в процессе знакомства с музыкальным произведением «Времена года - Весна»; ознакомление учащих...