Устный журнал "День леса"
материал (4 класс)

Сомова Лариса Викторовна

Экологический праздник, посвящённый Всемирному дню защиты лесов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon для начальной школы290.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника

для младших школьников

«День Леса»

М. Пришвина: «Лес раскрывается только для тех, кто умеет чувствовать к его существам родственное внимание».

1-ый слайд (заставка)

Ход праздника.

2-ой слайд

1-ая страничка журнала «Как прекрасен этот мир…»

Фон песня «Как прекрасен этот мир»

Ведущий 1. Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Наша жизнь неотделима от нее. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.

Ведущий 2. Природа – самое дорогое, что есть на нашей планете Земля, а человек – это маленькая часть природы. У людей есть праздники, и у Природы они тоже есть.

3-ий слайд

2-ая страничка журнала «Я приглашаю вас в леса…»

Видеоролик с одноимённым названием

4-ый слайд

3-я страничка журнала « Из истории праздника»

Фон Как прекрасен этот мир

Ведущий 1.  Сегодня на календаре 21 марта -  день весеннего равноденствия. Каждый год в этот день во всём мире отмечается Международный день леса или Всемирный день защиты лесов.

Ведущий 2. Впервые предложение отмечать Международный день леса прозвучало на 23-й Генеральной Ассамблее Европейской конфедерации сельского хозяйства в 1971 году.

Ведущий 3. Эта идея была поддержана Всемирной Продовольственной и сельскохозяйственной организацией при ООН. С тех пор ежегодно по инициативе ООН 20 или 21 марта, как повод проинформировать общество о важности сохранения лесов, отмечается Международный день леса

5-ый слайд

4-я страничка журнала «Значение леса»

Ведущий 4. Международный день леса активно отмечается и в нашей стране. Ведь леса – национальное богатство России, на долю которой приходится практически пятая часть площади мировых лесов и примерно такая же часть мировых запасов древесины.

Ведущий 5. Это определяет глобальное значение лесов для страны не только как источника ценнейшего сырья, но и как важного компонента биосферы, во многом определяющего условия жизни на Земле.

Ведущий 6. Леса России раскинулись на территории 6,3 млн.кв.км. Это 45% всей территории России. Для сравнения – площадь лесов США составляет 2,6 млн.кв.км.

6 слайд

Ведущий 7. Необычайно велика и многогранна роль леса в географической оболочке Земли. Лес – один из источников кислорода и гигантский фактор очищения воздуха планеты. Наши леса – это лёгкие нашей Земли.

Ведущий 8. Лес предохраняет почвы от эрозии и защищает поля от губительных суховеев и пыльных бурь.

Ведущий 9. Но лес – это ещё и древесина, и пастбищные угодья для обитателей леса, бесчисленная кладовая разнообразных богатств, таких как: ягоды, грибы, лекарственные растения, а так же  эликсир от душевных недугов.

Ведущий 10. Однако лес - это исчерпаемый природный ресурс, а наша задача – сделать его неисчерпаемым, а для этого необходимо разумно использовать данные нам природой лесные богатства.

 7 слайд

Видеоролик « Международный день леса»

8-й слайд

5-я страничка журнала «Открываю свою лесную книгу»

Фон  Звуки природы. Шум летнего леса

1чтец. 

Когда идёшь усталый, запылённый,

Дорогой длинной в полудённый зной,

Сверни смелее в тихий лес зелёный,

И он усталость снимет как рукой.

2чтец

Я славлю чудо из чудес –

Родимый лес, зелёный лес!

Когда на сердце неспокойно станет,

Когда не в силах совладать с тоской,

3чтец.

Побудь в лесу на солнечной поляне,

И все печали снимет как рукой,

Я славлю чудо из чудес –

Красу земли, зелёный лес!

9 слайд

Песня « Здравствуй , лес, Чудесный лес» (видеоклип – релаксация)

Фон Звуки природы. Шум летнего леса

10 слайд

4 чтец. Есть просто храм,

 Есть храм науки.

 А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

 Навстречу солнцу и ветрам.

5 чтец. Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь

Входи сюда, будь сердцем чуток,

 Не оскверняй ее святынь.

Ведущий . Вы вошли в лес… Тихо в лесу, сумрачно. Но остановитесь и приглядитесь внимательно: кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит гусеницу, вот какая-то пёстрая птица пролетела и скрылась в кустах, вот белка рыжим огоньком мелькнула на стволе сосны. Много интересного в лесу! Нужно только уметь смотреть, наблюдать. Постойте какое-то время тихо, не выдавая себя, и лес начнёт открывать вам тайны.

Стихотворение Вс. Рождественский

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный,

Средь пятен солнечных и строгой тишины

Встречает грудь твоя так радостно и жадно

Дыханье влажных трав и аромат сосны.

Нога твоя скользит по россыпи иголок

Или шумит травой, роняя капли рос.

А сумрачный навес широколапых елок

Сплелся с листвой ольхи и молодых берез.

То духотой пахнёт, то прошлогодней прелью,

То запахом грибным у срубленного пня. <...>

Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах пленительная сила

Для всех умеющих их тайны разгадать!

11-ый слайд

6-я страничка журнала

 «Экологической лесной тропинкой или Лесные заповеди»

Фон Звуки луга

- И вот мы идем в гости в лес.

- А зачем?

- Да мало ли зачем: чтобы услышать пение птиц; увидеть, как раскрывается тугой бутон колокольчика; набрать в лукошко ягод, орехов, грибов; насладиться свежим душистым воздухом; полюбоваться красотой леса.

- Но не забывайте: мы – в гостях! В лесу необходимо соблюдать определенные правила. Давайте вспомним некоторые из них.

12- ый слайд

Ситуация «На распутье»

Учитель . Ты стоишь у кромки леса, оглядываешься и выбираешь направление: куда идти? Решение принято, и ты один (или с друзьями) начинаешь свое движение напрямик по лесным травам и невысоким кустарникам.

Но стоп! Что-то ты сделал неправильно. Так себя в гостях не ведут! Заметили ли вы допущенную ошибку?

Выслушиваются мнения детей.

Тогда послушайте одно изречение: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, тысяча – пустыню». Теперь вам понятно, что за ошибку совершил гость природы?

– Да, слой почвы в лесу очень тонкий, и его легко повредить, утрамбовать, а заодно и повредить корни деревьев и кустарников, которые очень страдают от подобных гостей.

По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется 2000 лет.

– Какое важное правило поведения в природе можно сформулировать на основе рассмотренного примера?

Дети. Не топчи зря лесные полянки и уголки, передвигайся по тропинкам!

13 слайд

Ситуация «Шум в лесу»

Учитель. Ты любишь слушать музыку и взял с собой магнитофон. Ты идешь по лесу, и музыка гремит. Как хорошо! А хорошо ли? Почему?

Д. Шум, громкая музыка, крики в лесу пугают птиц и зверей.

У. Не верите? Тогда выключите все и проверьте – перед вашим появлением поляна звенела от треска зеленого кузнечика, слышались пение птиц, жужжание насекомых, писк лесной мыши. Затаись! Не шуми! Прислушайся к шорохам и звукам.

Прослушивание аудиозаписи звуков леса.

– Сформулируйте правило.

Д. Не шуми в природе, старайся передвигаться и отдыхать без шума.

14 слайд

Ситуация «Лесные зверята и птицы»

Учитель. Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек – искать укромные места, особенно весной и в начале лета. Весной и ранним летом в лесу много молодняка: здоровые и симпатичные птенцы, маленькие и пушистые зайчата, крошки ежата. Ты не выдержал испытания и принес зверька домой.

Вот пишет одна девочка: «В августе мы нашли ежа и принесли его домой. Мы кормили его травой и цветами, поили молоком. А он взял да умер...» Не нашли, а похитили из леса. Ведь как можно найти животное в его собственном доме, в природе? Его никто не терял, и само оно тоже не потерянное. Лес, поле, луг – это родной дом животного, к жизни в котором оно приспособилось.

Запомните: красть из природы животных нельзя! Тащить домой все, что попадется под руку, может только тот, кто не любит, не понимает природу. Изъятие же животных, пусть и малышей, – это самое настоящее хищение природных богатств. Под влиянием человека площадь лесов сокращается и мест для обитания животных становится меньше. Достаточно полюбоваться зверьком в природе и принести с собой массу впечатлений от встречи, которая долго не забудется.

15 слайд

Ситуация «Муравейник»

Учитель. На летние каникулы Игорь приехал в деревню к деду Василию. Рядом с деревней – лес. Отправились Игорь с дедом в лес по грибы. Игорь бежал впереди.

– Ой, какая высокая куча! – удивился малыш и воткнул в нее палку. По палке забегало множество муравьев. Подошел дедушка, вынул палку.

– Великая беда пришла в лес, – сказал он.

– Где беда? У кого?

– Да вон, у муравьев. Жил и жил себе маленький народец, с утра до вечера трудился, хвоинки собирал, вредных гусениц с дерева снимал. Да вот пришел враг и разрушил сделанное великим трудом.

– Где враг? – оглядывается Игорь. – Где же враг?

– Да тут он, рядом...

У. Кто же он, ребята?

Выслушиваются ответы детей.

– Муравейники гибнут при лесоразработках.Разоряют их и бездельники, готовые поротозейничать на муравьиную суматоху. Уничтожают муравьев и различные лекари, вылавливая их для приготовления муравьиного спирта, и люди, заготавливающие «муравьиные яйца» на корм певчим птицам и аквариумным рыбам. Разоряют их и лесные звери: кабаны и медведи...

Муравьи играют важную роль в жизни природы. Их нужно беречь и охранять!

16-ый слайд

Отгадайте загадку. На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего?

Выслушиваются предположения детей.

– Принимая «муравьиную ванну», птица освобождается от паразитов – муравьи опрыскивают тело птицы остро пахнущей муравьиной кислотой.

Сформулируйте правило.

Д. Нельзя разорять муравейники!

Учитель: Мы рассмотрели всего лишь несколько ситуаций в лесу, а их гораздо больше. Заходя в лес, мы должны помнить , что…

 (Вс. Рождественский)

Лес не только для нашей забавы,

Он – богатство нашей страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

А уж сколько орехов и ягод!

Так, пожалуй, считать – не сочтешь!

Сердцу любо, коль знаешь, что за год

В сосняке разрослась молодежь.

17 слайд

Учитель:

- А неосторожное поведение с огнём в лесу может привести к пожару. 

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, на растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер

И, сыпля искры, посреди поляны

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес вошел.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

Огонь настиг охотника - и, мучась,

Тот задыхался в огненном плену;

Он сам себе готовил эту участь,-

Но как он искупил свою вину!..

Не такова ли совесть?

                    Временами

Мне снится сон средь тишины ночной,

Что где-то мной костер забыт, а пламя

Уже гудит, уже идет за мной...

Учитель. Каковы причины лесных пожаров?

Д. Непотушенный костер, брошенный окурок, удары молний, битые стеклянные бутылки, действующие как лупа.

Учитель. Осознав неправильность поведения гостя в лесу и его поступка по отношению к природе, смогли бы вы исправить ситуацию на лесной поляне? Как?

18 слайд

Учитель: Очень часто в народе можно услышать выражение «весенний плач» березы. Как вы думаете, что оно обозначает?

Ответы детей

Учитель. С приходом весны начинается сбор березового сока – невероятно полезного напитка, который способен улучшить здоровье и укрепить иммунитет. В деревнях этот период считался самым важным, ведь сок под корой дерева течет не долго, всего около месяца. За это время люди стараются напиться соком и зарядиться бодростью этого напитка. Но чтобы получить все полезные свойства, сок нужно правильно собрать. В этом процессе важно не только получить целебную жидкость, но и максимально защитить дерево. Ведь дерево ЖИВОЕ

И. Сельвинский

Какое сложное явленье – дерево.

Вглядитесь! В каждом - облик утомленный.

Ему на долю пало древнее:

Оно глотает солнце как лимоны.

Потом зеленой хвоей и листвой

Раздаривает это солнце.

Заснет. Но исполинский подвиг свой

Опять свершает тут же, как проснется.

В нем жизни вековое волшебство,

В нем бьются воды, что волны покрепче.

Оно шумит, шуршит и что-то шепчет,

И хочет, чтобы поняли его…

Оно страдает молча. Я прочел

В его морщинах горести нежданные...

Стул деревянен. Деревянен стол

Но дерево - оно не деревянное!..

 

19-ый слайд

7-ая страничка

« Сбережём лес для потомков»

Берегите леса, берегите!

От пожаров, от злых людей!

Сохраните леса, сохраните!

Для своих любимых детей!

Сберегите леса! Очень просим!

Обращаемся к вам от детей!

Чтобы были лесные просторы:

Для людей, для птиц, для зверей

Чтобы было раздолье лесное,

Где смогли бы мы отдыхать

От палящего летом зноя,

А зимой лыжню протоптать.

Сберегите леса для животных,

Ведь без леса им не прожить!

Окружите леса заботой,

Птицы гнёзда весной будут вить!

Берегите его тем более

От обидчиков и от огня.

Лес для жизни нашей условие,

Словно воздух и земля.

Сберегите леса! Сохраните!

Не устанем мы говорить!

Сберегите леса! Сохраните!

В этом мире потомкам жить!

20-й слайд

8-ая страничка журнала «Давайте любить планету!»

Фон «Летние звуки природы. Флейта. Гитара»

9чтец. Хочу, чтоб в мире было много света,

            Хочу, чтоб в мире было много лета,

            В котором – солнце, птичьи голоса,

            И на траве – зелёная роса.

            Хочу, чтоб в мире было меньше плача,

            А больше смеха, радости, удачи,

            Улыбок детских, как цветенье, зыбких,

            Цветов, сравнимых с детскою улыбкой.

10чтец. Давайте, люди, дружить друг с другом,

              Как птицы с небом, как ветер с лугом,

              Как парус с морем, трава с дождями,

              Как дружит солнце со всеми нами.

              Давайте, люди, любить планету-

              Во всей Вселенной похожей нету.

              Во всей Вселенной на всех одна,

              Что будет делать без нас она?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челяб

Урок-закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челябинской области». Организация урока по т...

Внеклассное мероприятие на тему: “ Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?” (устный журнал "Будь природе другом")

Внеклассное мероприятие "Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?" для учащихся 2-4 классов по окружающему миру проводится в форме устного журнала. Цель:Подвести к пониманию значения ле...

Устный журнал "Иду я по лесу..."

Устный журнал посвящён юбилею писателя Николая Ивановича Сладкова....

Устный журнал "На страже леса - дома своего"

Устный журнал«На страже леса – дома своего».          Мероприятие посвящено воспитанию культуры отношения к окружающей среде. Одной из ценностей данного ме...

Конструкт урока литературного чтения на тему: устное сочинение "Мелодии весеннего леса"

Конструкт урока, в нем описано содержание деятельности учителя....

Открытый интегрированный урок (литературное чтение, ИЗО, музыка, технология) в 3 классе. Урок-биенале «Устное сочинение по картине И. Шишкина «Зима в лесу».

Открытый интегрированный урок (литературное чтение, ИЗО, музыка, технология) в 3 классе. Урок-биенале «Устное сочинение по картине И. Шишкина «Зима в лесу»....

Технологическая карта урока Литературного чтения "Антонио Вивальди "Времена года - Весна", Устное сочинение "Мелодии весеннего леса"" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование музыкально-творческой компетентности в процессе знакомства с музыкальным произведением «Времена года - Весна»; ознакомление учащих...