статья "Проектная деятельность в системе формирования здорового образа жизни"
статья
В статье рассказывается о необходимости формирования здорового образа жизни, условияхформирования и составляющих частях ЗОЖ. Особое внимание в статье уделено проектной деятельности. рассмотрены основные типы проектов и этапы работы. Приведены примеры проектов в системе формирования ЗОЖ в отдельно взятой школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_proektnaya_deyatelnost_v_sisteme_formirovaniya_zdorovogo_obraza_zhizni.docx | 31.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в системе
формирования здорового образа жизни
Здоровье – тема актуальная для всех времен и народов, в 21 веке она становится первостепенной.
В последние годы результаты медицинского осмотра детей показывают неблагоприятную ситуацию со здоровьем школьников.
По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ:
10% -здоровые школьники, 50% - дети, имеющие патологию,40% - группа риска
Состояние здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.
Если рассмотреть факторы, влияющие на здоровье: 20% - наследственные,
10% - качество и эффективность медицинской помощи, 20% - внешняя среда, 50% - образ жизни. (ак.м.н. Ю.П.Лисицын)
Одной из причин является то, что у учащихся и их родителей недостаточно сформировано ценностное отношение к своему здоровью.
Здоровый образ жизни - это совокупность форм и способов активной жизненной деятельности человека, способствующая полноценному выполнению, учебных, трудовых, социальных и биологических функций.
Компоненты здорового образа жизни :
- Режим дня
- Питание
- Двигательная активность
- Профилактика болезней, закаливание
- Отсутствие вредных привычек
- Благоприятная психологическая обстановка в семье
Формирование здорового образа жизни организуется через комплексные оздоровительные мероприятия :
- оптимально организованный режим дня
- систематические занятия физическими упражнениями
- рациональное питание
- медико-профилактические мероприятия
- мероприятия направленные на профилактику вредных привычек.
Цель обучения учащихся здоровому образу жизни : «Формирование у учащихся социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельную жизнь и долголетие.»
Для достижения этой цели могут быть использованы различные методы и приемы формирования знаний о ЗОЖ:
- уроки здоровья;
- практические занятия;
- беседы;
- чтение;
- рисование;
- наблюдение за природой;
- игры;
- проектная деятельность детей.
На современном этапе уже недостаточно проведении занятий в форме беседы или лекции. Китайская пословица гласит:
Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Вовлеки меня - и я научусь.
Методика работы с детьми должна строится в направлении личностно ориентированного взаимодействия с ребенком, делать акцент на самостоятельную работу и поисковую активность самих детей, что побуждает детей к творческому отношению при выполнении заданий. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность.
Проектная деятельность учащихся по существу является совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельностью учащихся, имеющей общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленной на достижение общего результата деятельности.
Проектная деятельность, направленная на формирование ЗОЖ
- позволяет решать проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, формирует знания о здоровье и ЗОЖ;
- способствует выполнению профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях;
- определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Проектная деятельность – метод, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательного активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, снижается тревожность и психическое напряжение учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников.
Таким образом, технологию учебного проекта можно считать здоровьесберегающей.
Проекты
По направленности деятельности
- Исследовательский
- Информационный
- Игровой
- Практико-ориентированный
По продолжительности
- Мини-проект
- Краткосрочный
- Среднесрочный
- Долгосрочный
По количеству участников
- Индивидуальный
- Групповой
- Коллективный
Этапы работы над проектом.
Практика показывает, что при применении метода проектов наблюдаются: высокая активность воспитанников; интенсивная самостоятельная познавательная деятельность дошкольников; повышение личностной ценности реализованных проектов; увеличение глубины и объема полученных знаний, приобретенных умений. Знания, умения, навыки, приобретаемые осознанно в ходе работы над личностно-значимой проблемой, быстро присваиваются и закрепляются ребенком, превращаются в его активный запас знаний и практический опыт, легко переносятся на другие виды деятельности. Эта технология эффективна в работе с детьми разных категорий, в т.ч. и с ОВЗ.
Проект - это пять «П»
- Проблема
- Планирование
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация
Тематика проектов по формированию ЗОЖ разнообразна. Это могут быть проекты: «Наши зубы», «Охрана зрения», «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу», «Полезные привычки», «Компьютер – друг или враг?» «Наши зеленые друзья», «Здоровая пища» и многие другие.
Вы видите, что темы проектов затрагиваются все компоненты здорового образа жизни. Одним из важнейших компонентов ЗОЖ является питание. Здоровье и питание детей неразрывно связано. В сложнейших условиях жизни современного общества, непросто формировать и развивать у детей культуру правильного питания. Я хочу Вам рассказать лишь о нескольких проектах, которые были у нас в школе. Ученики 3-х классов решили изучить ценность некоторых продуктов питания «Здоровое питание». Каждый класс взял разные продукты. 3А – «Ягоды и фрукты – полезные продукты», 3Б – «Каша – пища наша», 3В – «Хлеб – всему голова». На примере проекта «Ягоды и фрукты – ценные продукты» я расскажу, как проходила работа над проектом
Цель проекта:
формирование основы культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни у обучающихся.
Задачи проекта:
- обобщить и расширить знания детей о фруктах и ягодах;
- познакомить с их значением для организма;
- систематизировать знания о роли полезных продуктов в питании человека;
- развивать навык правильно выбирать продукты для здорового питания;
- воспитывать умение работать коллективно, творчески подходить к решению проблемы.
Была составлена проектная группа, которая составила план действия.
Проектная группа составила следующий план действий:
1. Изучение статистики и информационных источников: «Правильное питание», «Полезные продукты» «Какое значение имеют фрукты для нашего здоровья», «Как правильно употреблять фрукты в пищу».
2. Изучение и анализ справочной литературы по теме «Культура правильного питания».
3. Опрос обучающихся школы, продавцов продуктовых магазинов.
4. Реализация проекта:
- Анкетирование обучающихся 2-4 классов «Я и фрукты»
- Обработка и анализ анкет
- Оформление кулинарного сборника на тему "Ягоды и фрукты - полезные продукты!".
- Составление памятки по употреблению фруктов.
Анкетирование обучающихся 2-4 классов «Я и фрукты»
Обработка и анализ анкет. Ребята разбились на группы и самостоятельно проводили и обрабатывали анкеты
Результаты исследования: Анкетированием «Я и фрукты» было охвачено 130 обучающихся 2-4 классов ГБОУ СОШ № 491. При обработки анкеты были получены следующие результаты:
- На вопрос «Любишь ли ты фрукты?» 119 человек опрошенных ответили «Да».
- 109 человек ответили, что фрукты полезны для организма.
Ребята посетили магазины микрорайонов и опросили продавцов этих магазинов. В
результате выяснилось следующее:
Ассортимент фруктов:
1 место -- «О, Кей» (28 видов)
2 место -- «Дикси» (17 видов)
3 место -- «7-Я» (13 видов)
Фрукты, чаще всего покупаемые жителями города:
1 место: яблоки
2 место: бананы
3 место: цитрусовые
4 место: виноград
Изучая полезность фруктов и ягод, был выпущен сборник «Ягоды и фрукты – полезные продукты»
Также была составлена и оформлена - Памятка по употреблению фруктов
Памятка по употреблению фруктов
- Употреблять фрукты лучше в том виде, в котором их создала природа, а именно, в свежем (свежие фрукты содержат очень много веществ, которые могут разрушиться в процессе термической обработки)
- Стоит покупать местные фрукты, так как в спелых фруктах витаминов значительно больше, а экзотические обычно обрывают еще зелеными, чтобы они поспевали по дороге.
- Лучше приобретать фрукт в сезон созревания.
- Жевание целых фруктов гораздо полезнее, чем порезанных (некоторые витамины лучше сохраняются в целых фруктах).
- Кушать фрукты можно в любое время суток.
- Не стоит кушать очень сладкие фрукты на ужин.
- Можно съесть немного фруктов примерно за полчаса или за 40 минут до основного приема пищи.
- Смешивание фруктов с другими блюдами может привести к нарушению усвоения еды и ухудшению ее переваривания.
Ещё один проект - «Каша – пища наша» Ребята 3Б класса выпустили сборник «Каша – пища наша». Творческим продуктом этого проекта была инсценировка стихотворения о пользе каши. Она была показана ученикам 1-3 классов.
Проекты 3А и 3Б классов по типу – информационно-исследовательские, проект 3В класса можно отнести к разряду творческих, т.к. продуктом стал видеоролик «Хлеб – всему голова». Этот ролик впоследствии занял призовое место в районном конкурсе.
А теперь несколько слов о других проектах.
Ко дню здоровья – проект «Азбука здоровья». Продукт - эмблемы ЗОЖ и защита их.
Практико-ориентированные проекты « Дары осени», «Праздник тыквы». Продукт – выставка детских работ.
Самые младшие воспитанники создавали свой «Витаминный алфавит». Вся работа строится совместно воспитателей ГПД и классных руководителей.
Купить здоровье нельзя, по словам Б.Н.Чумакова, его можно только
«заработать», собственными постоянными усилиями. Таким образом, с
ранних лет сформированные элементарные представления о здоровом образе
жизни станут прочным фундаментом для создания мотивации к охране
собственного здоровья во взрослой жизни.
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. Девизом использования этой технологии в формировании здорового образа жизни является: «Я умею думать, я умею рассуждать, что полезно для здоровья, буду выбирать!»
Любая деятельность учащегося в рамках проекта носит оздоровительную
направленность и способствует воспитанию привычек, а затем и
потребностей к здоровому образу жизни, формирует навык принятия
самостоятельных решений в отношении сохранения, укрепления и
поддержания своего здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - осн...
Исследовательская деятельность младших школьников, направленная на формирование здорового образа жизни
В пособии раскрывается теоретический аспект исследовательской деятельности в начальной школе, этапы проведения исследовательской деятельности. Рассмотрены вопросы проведения исследования с младшими шк...
Консультация для педагогов и родителей. Тема: «Основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного и младшего школьного возраста в системе воспитательно-образовательной деятельности»
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ...
Программа по формированию здорового образы жизни "Мой выбор - здоровый образ жизни"
Программа помогает формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. Она направлена на решение задачи не тол...
Система работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников
Система работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников...
«Девять десятых счастья зависит от здоровья» (формирование здорового образа жизни средствами внеурочной деятельности)
laquo;Девять десятых счастья зависит от здоровья» (формирование здорового образа жизни средствами внеурочной деятельности)...
Система работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников
Система работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников...