Эндшпиль, построение шахматной крепости.
план-конспект занятия (3 класс)

Цель занятия: Познакомить с построением и применением шахматной крепости в ничейных позициях.

Задача урока:

Образовательные:

  1.  Научить выстраивать шахматную крепость
  2. Закрепить умения обучающихся различать и определять ничейные позиции.

Оздоровительные:

  1. Формировать правильную осанку.
  2. Зрительно – моторную координацию

Воспитательные:

  1. Воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.
  2. Научить анализировать детей свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений - единственно правильное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_k_konspekty_1.docx186.41 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект  

Учебно-тренировочного занятия по шахматам (Тренировочная  группа начальной специализации второго года обучения)

Преподаватель: Строганов Андрей Викторович

Дата и место проведения: 14.03.16г.

Тема занятия: 

Эндшпиль, построение шахматной крепости.

Разыгрывание шахматных этюдов в ничейных или проигранных позициях.

Части занятия и их продолжительность

Содержание учебного материала

1

Вводная- часть

5 мин.

Техника безопасности поведения на занятии в х/к «Кристалл».

2

Разминка

20 мин.

Решение задач по тактике.

  • Выигрыш фигуры по уровню сложности

1группа:

G:\Строганов А.В\3.2.1. Учебно - тренировочное занятие\Крепость\1 крепость. 2 этюды. выигрыш фигуры2. 1 разыг нечейных позиций.PNGG:\Строганов А.В\3.2.1. Учебно - тренировочное занятие\Крепость\1 крепость. 2 этюды. выигрыш фигуры2. 1 разыг нечейных позиций.PNG

2группа:

G:\Строганов А.В\3.2.1. Учебно - тренировочное занятие\Крепость\1 крепость. 2 этюды. выигрыш фигуры2. 1 разыг нечейных позиций.PNGG:\Строганов А.В\3.2.1. Учебно - тренировочное занятие\Крепость\1 крепость. 2 этюды. выигрыш фигуры2. 1 разыг нечейных позиций.PNG

3группа:

G:\Строганов А.В\3.2.1. Учебно - тренировочное занятие\Крепость\1 крепость. 2 этюды. выигрыш фигуры2. 1 разыг нечейных позиций.PNGG:\Строганов А.В\3.2.1. Учебно - тренировочное занятие\Крепость\1 крепость. 2 этюды. выигрыш фигуры2. 1 разыг нечейных позиций.PNG

3

Закрепление ранее изученного материала

Проверка домашнего задания: Обучающиеся разбиваются на 3 группы по уровню сложности, начинает отвечать самая слабая группа.

  1. Работа по карточке: «Дебюты»
  • Определение вида и названия дебюта.
  • Назови основные ходы за белых и черных.
  • Расскажи основные идеи в данном дебюте за обе стороны

G:\Строганов А.В\3.2.1. Учебно - тренировочное занятие\Крепость\Волжский гамбит.PNG

G:\Строганов А.В\3.2.1. Учебно - тренировочное занятие\Крепость\Гамбит Эванса.PNG

G:\Строганов А.В\3.2.1. Учебно - тренировочное занятие\Крепость\Защита Филидора.PNG

G:\Строганов А.В\3.2.1. Учебно - тренировочное занятие\Крепость\Итальянская партия.PNG

Волжский гамбит

Гамбит Эванса

Защита Филидора

Русская партия

  1. Интересные дебютные позиции.

4

ОФП

  1. Комплекс упражнений для разминки мышц тела.
  2. Разминка для глаз.

5

Новый материал.

Теоретическая часть.

G:\Строганов А.В\3.2.1. Учебно - тренировочное занятие\Крепость\Крепость 1.PNG

  • «Крепость» 

Ф. Симхович, «Шахматы» 1926

Так как белые не успевают остановить превращение пешки h, они создают крепость на королевском фланге.

В этюде Симховича на диаграмме белые не успевают остановить превращение чёрной пешки h в ферзи. Однако они могут сделать ничью, построив крепость.

1. Сf6!

Вариант 1. f6? не проходит из-за: 1… h2 2. Kрf8 h1Ф 3. Kрg7 Kрd7 4. Сf8 Kрe6 5. Kрg8 Фa8! 6. Kрg7 Kрf5 7. Kрg8 Kрg4 8. Kрg7 Фh1 9. Kрg8 Фxh7+ 10. Kрxh7 Kрxg5 и чёрные выигрывают.

1… Kрd6

На 1… h2 следует 2. Се5+ с выигрышем пешки.

2. Сe7+ Kрc6

Чёрные перекрыли диагональ а8—h1 для своего будущего ферзя. Теперь можно начинать постройку крепости:

3. f6 h2

4. Сf8! h1Ф

5. Сh6! Фh2

6. Kрf8 Фb8+

7. Kрg7

  • Король в крепости и угрозы ферзя не опасны. Позиционная ничья достигнута.

G:\Строганов А.В\3.2.1. Учебно - тренировочное занятие\Крепость\крепость 2.PNG

На диаграмме слева в партии Аршак Петросян — Ласло Хазаи, Бельгия 1970[1], позиция чёрных хуже. Их основная слабость — изолированная пешка а. Если белые сумеют выиграть её, у них появится возможность осуществить прорыв пешками на ферзевом фланге. Но чёрные приготовили оригинальную пассивную жертву ферзя.

45… Фb6!?

46. K:b6+?

Позиционная ошибка. Белые не были обязаны брать фигуру. Они могли продолжить 46. Фc1 с угрозой 47. К:b6+ cb 48. h4! gh 49. Фh1 и Фh3. На 47… Фa7 у белых есть план по выигрышу пешки а: Фd2, Kрb3, Кc3, Kрa4, и Кa2-c1-b3.

46… cb

47. h4 gh

48. Фd2 h3!

49. gh

На диаграмме справа крепость построена. Белый ферзь не в состоянии прорваться в лагерь противника. Через несколько ходов игроки согласились на ничью.

  • Шахматные этюды Р.Ретти

Основная позиция дебюта возникает после ходов 1. Kg1-f3 d7-d5.
2. c2-c4
2…d5:c4
2…d5-d4
2…c7-c6
3. g2-g3 Kg8-f6 4. Cf1-g2 d5:c4 — гамбитная система
3. b2-b3
3…Cc8-f5 — система Ласкера
3…Kg8-f6 4. g2-g3
4…Cc8-g4 5. Cf1-g2 e7-e6 — система Капабланки
4…g7-g6
2…e7-e6 3. g2-g3 Kg8-f6 4. Cf1-g2
2. g2-g3
2…Kg8-f6 3. Cf1-g2 Cc8-f5
2…c7-c6 3. Cf1-g2 Cc8-g4

Практическая часть

Разыгрывание и отработка  построение Крепости.

  • В парах

G:\Строганов А.В\3.2.1. Учебно - тренировочное занятие\Крепость\крепость 12.PNGG:\Строганов А.В\3.2.1. Учебно - тренировочное занятие\Крепость\крепость 14.PNG

  • За белых и за черных

G:\Строганов А.В\3.2.1. Учебно - тренировочное занятие\Крепость\крепость 13.PNG

6

Заключительная часть. Темпо –турнир (Олимпийская система)

Разыгрывание ничейных шахматных окончаний

G:\Строганов А.В\3.2.1. Учебно - тренировочное занятие\Крепость\ничейные позиции 1.PNG G:\Строганов А.В\3.2.1. Учебно - тренировочное занятие\Крепость\нп 2.PNG G:\Строганов А.В\3.2.1. Учебно - тренировочное занятие\Крепость\нп 3.PNG G:\Строганов А.В\3.2.1. Учебно - тренировочное занятие\Крепость\нп 4.PNG

7

Подведение итогов

Выводы.

Проверить, как обучающиеся запомнили новый материал и их точку зрения по этому поводу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытия шахматного турнира "В стране шахматных чудес"

Формирование творчески мыслящей личности, развитие умственной культуры детей.  Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся. ...

Разработка шахматного урока по проекту В.Зарецкого "Шахматы для общего развития" по теме "Шахматные комбинации в дебюте". 3 класс.

Шахматный проект "Шахматы для общего развития" под руководством кондидата психологических наук, профессора МГППу Зарецкого В.К....

Сценарий шахматного КВН «В шахматном королевстве Старика Хоттабыча»

Закрепление новых знаний о шахматах , привитие интереса к шахматной игре....

Презентация интеллектуально - развлекательная шахматная викторина (в рамках фестиваля "Шахматное королевство" 2 тур)

Интеллектуально - развлекательная шахматная викторина (в рамках фестиваля "Шахматное королевство" 2 тур)...

Презентация шахматная викторина (в рамках фестиваля "Шахматное королевство" 1 тур)

Шахматная викторина (в рамках фестиваля "Шахматное королевство" 1 тур)...

Методическая разработка учебного занятия на тему: Русские шашки. Эндшпиль (окончание). Треугольник Петрова»

Русские шашки. Эндшпиль (окончание). Треугольник Петрова».-Цель: обучение приему «Петля» ( две дамки против одной), и приему «Треугольник Петрова» ( три дамки против одно...