Россия – Родина моя. Классный час в 4 класса
классный час (4 класс)
Россия – Родина моя
Классный час
Цели: познакомить с символикой страны, с синонимичным рядом к слову Родина, с понятием «малая родина», с героями, совершающими подвиги во спасение и славу Отечества; развивать кругозор учащихся, обогащать словарный запас, воспитывать патриотические чувства: любовь и гордость к своей Родине, к родному краю.
Учебные материалы: рисунки на тему «Россия – Родина моя»; мяч; мультимедийный проектор с презентацией; музыкальный центр, аудиозапись Гимна России.
I. Определение темы урока
Учитель: Тему классного часа вы сможете сформулировать сами после того, как разгадаете ребус. Какое слово получилось?
Дети: Родина
Учитель: Как называется ваша Родина?
Выслушиваются ответы детей
- Тема нашего занятия: «Россия – Родина моя».
II. Беседа по теме
Учитель: Мы часто слышим громкое, звучное слово – Родина. А что связано с этим понятием?
Учитель бросает мяч, и каждый поймавший заканчивает фразу: «Родина – это…»
- Подберите синонимы к слову Родина.
Дети: Отечество, Отчизна, родная сторона, родная страна.
Учитель: Все эти слова похожи по своему значению. Они обозначают то место, где человек родился, где он живет, работает и учится, где живут его родные и близкие. Отечеством мы зовем ее потому, что в ней испокон веков жили отцы и деды. Родиной мы зовем ее потому, что здесь родились, все вокруг для нас родное. Слово Родина произошло от слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством.
Как называется страна, где мы живем?
Дети: Россия, Российская Федерация.
Учитель: Как называют граждан, живущих в России?
Дети: Россияне
Учитель: Назовите прилагательные, которые вы подобрали бы к слову Родина.
Дети: Моя Родина прекрасная, могучая, единственная, необъятная, любимая, великая.
Подготовленные ученики читают стихотворение М. Пляцковского «Родина»:
«Родина» - мы произносим тихо,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветный час.
Речка вспомнится, наверное,
Чистая, прозрачная до дна,
И сережки светятся на вербе,
И в траве тропинка не видна.
Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле, от пшеницы золотое.
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена.
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела,
До земли чуть-чуть не долетев.
- Наша страна отличается от других государств:
- языком, на котором разговаривает народ;
- своими символами;
- историей;
- обычаями, традициями;
- географическим положением.
Россия – самая большая по площади страна в мире. Ее площадь составляет 17,1 млн км². Находится она на материке Евразия. Имеет морские и сухопутные границы, граничит с 14 соседями, омывается 13 морями.
У каждой страны есть свои официальные символы, означающие независимость. Это гимн, герб и флаг.
Сколько цветов на нашем флаге? В каком порядке они расположены на флаге? Что означает каждый цвет? Где можно увидеть Государственный флаг?
Дети: Государственный флаг развевается над правительственными учреждениями. Они имеет три горизонтальные полосы: белую, синюю, красную. Белый цвет означает благородство и чистоту, это цвет свободы и независимости. Синий – верность и честность, стремление к миру. Красный – отвагу, героизм и готовность не жалеть своей крови при защите Родины.
Учитель: Воины всегда шли под флагом, давали присягу, целуя край флага. Флаг ставили на завоеванную землю, самое высокое здание в городе, высоту. Нести флаг доверяли лучшим, это особая честь.
Герб – это знак государства, города, изображенного на флаге, монетах, печатях, официальных документах, паспорте, дипломах.
Какой основной цвет на нашем гербе? Какая птица изображена на гербе? Почему именно орел? Почему у орла две головы? Что держит в лапах орел? Кому раньше принадлежали скипетр и держава? О чем они напоминают? Что вы видите в центре герба? Кто изображен на гербе Москвы? Что делает всадник?
Дети отвечают на вопросы.
Учитель: Слово герб произошло от немецкого слова эрбе, что означает наследство, фамильное достоинство.
Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен двуглавый орел. Правой лапой он сжимает скипетр, в левой у него держава. Скипетр и держава напоминают об историческом прошлом нашей Родины. Когда-то они служили знаками царской власти. Скипетр – жезл, украшенный золотом и драгоценными камнями. Держава – золотой шар с крестом наверху. Крылья птицы похожи на солнечные лучи. А сама золотая птица – солнце. Орел – царь-птица, которая символизирует силу, мудрость и мужество. Одна голова обращена на восток, другая – на запад, так как наша страна расположена и в Европе, и в Азии. На груди орла – герб Москвы. Он представляет всадника на белом коне. Всадник – Георгий Победоносец. В его правой руке – серебряное копье, которое помогло победить змея. Черный змей – символ зла. С именем Георгия Победоносца связана легенда.
Жители одного государства каждый год отдавали на съедение дракону (змею) собственных детей, чтобы избежать разорения страны. Однажды настал черед царской дочери. И тогда появился в этой стране молодой воин по имени Георгий. Он вступил в поединок со змеем и победил его.
Издавна змей считается олицетворением зла, образом врага. Святой Георгий стал символом храброго рыцаря, защитника от сл зла.
Двуглавый орел как символ Русского государства появился в XV веке при великом князе Московском Иване III Васильевиче. Изображение орла было помещено на государственные печати. На лицевой стороне изображался всадник, убивающий змея, на обороте – двуглавый орел с распростертыми крыльями и двумя коронами.
Гимн – торжественная песня, славящая страну. Звучит в особо торжественных случаях, например, при награждении победителей спортивных соревнований. при исполнении гимна встают, проявляя тем самым уважение к стране, чей гимн звучит. Слова гимна отражают историю страны. Гимн прославляет могущество и величие государства. Музыку гимна нашей страны сочинил композитор А. Александров, а слова написал С. Михалков.
Звучит гимн. Дети слушают стоя.
- Что вы чувствуете, когда слышите гимн?
Выслушиваются ответы детей.
- Первые боевые песни исполнялись в честь воинов, защищавших Русскую землю. Военные марши появились в России при Петре I.
Символы России воплотили в себе историю и традиции нашего народа и Отечества. Государственные символы достались нам от предков.
Есть в нашей стране город, в котором мечтают побывать многие из россиян. Этот город – главный в нашей стране. Вы догадались, о чем идет речь?
Как вы понимаете выражение: «Москва – сердце России»?
Вспомните, кто основал Москву? В каком году?
Дети: Москва – древний город. Первое упоминание о нем найдено в летописи 1147 года. Суздальский князь Юрий Долгорукий на красивом месте построил крепость. На высоких холмах вокруг крепости и вдоль рек Яуза и Неглинная располагались посады – села во главе с большим деревянным укреплением – Кремлем. Главная достопримечательность Москвы – Кремль. В 2007 году Москве исполнилось 860 лет.
Учитель: Как вы понимаете слово уникальная? Какие примеры можете привести?
Выслушиваются ответы детей.
- Во-первых, наша страна по территории самая большая. Необъятная Россия. В Архангельске стоит долгая суровая зима, а на юге люди купаются в море. В Петербурге еще ночь, а в Иркутске уже солнце встало.
Во-вторых, нет ни одной страны в мире, где бы вместе жили люди стольких национальностей: хакасы и русские, татары, башкиры и буряты, калмыки и дагестанцы, эскимосы и эвенки, чукчи…
В-третьих, на территории нашей страны находится самое глубокое озеро в мире – Байкал. Его максимальная глубина достигает 1620 м. Для сравнения: например, глубина озера Виктория, которое находится в Африке, достигает 82 м. Глубина озера Чад – 4-11 м.
Байкал – чудо природы. Среди всех водоемов мира байкальская вода – самая прозрачная.
В-четвертых, в европейской части протекает самая длинная река в Европе – Волга. Ее длина составляет 3530 км. Для сравнения: длина реки Сены во Франции всего лишь 776 км. Длина реки Рейн в Германии – 1320 км.
В-пятых, именно наш соотечественник полетел первым в космос. 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин на корабле «Восток» сделал виток вокруг нашей планеты. Мы гордимся, что первым в космос отправился русский человек.
В-шестых, посмотрите, как красив русский лес! А теперь представьте тропинку, ведущую к речке, вспорхнувшую птичку, березу, распустившую свои листочки под окном, шмеля, колдующего над бутоном цветка. Сколько приятных впечатлений мы храним о красоте природы!
Можно еще долго перечислять.
На доске – пословицы:
Старая пословица век не сломится.
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит.
Человек живет век, а доброе дело – два.
Родина – мать, умей за нее постоять.
Своя земля и в горсти мила.
Учитель: Слово Родина каждый знает с детства. Трудно перечислить все, что стоит за этим большим и емким словом. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок, где он родился. Это его малая Родина. Край, где вы родились и живете – это Северная Осетия. Осетия – ваша малая Родина.
Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относиться к культурным ценностям, гордиться достижениями своего народа. Бернард Шоу сказал: «Патриотизм – это убеждение, что твоя страна лучше других, потому что именно в ней ты родился».
Какие слова может сказать настоящий патриот своей страны?
IV. Итог классного часа
Учитель: Продолжите предложения:
- Сегодня я узнал, что…
- Мне было интересно потому, что…
- Мне стало интересно узнать …
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rossiya_-_rodina_moya.docx | 23.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Россия – Родина моя
Классный час
Цели: познакомить с символикой страны, с синонимичным рядом к слову Родина, с понятием «малая родина», с героями, совершающими подвиги во спасение и славу Отечества; развивать кругозор учащихся, обогащать словарный запас, воспитывать патриотические чувства: любовь и гордость к своей Родине, к родному краю.
Учебные материалы: рисунки на тему «Россия – Родина моя»; мяч; мультимедийный проектор с презентацией; музыкальный центр, аудиозапись Гимна России.
I. Определение темы урока
Учитель: Тему классного часа вы сможете сформулировать сами после того, как разгадаете ребус. Какое слово получилось?
Дети: Родина
Учитель: Как называется ваша Родина?
Выслушиваются ответы детей
- Тема нашего занятия: «Россия – Родина моя».
II. Беседа по теме
Учитель: Мы часто слышим громкое, звучное слово – Родина. А что связано с этим понятием?
Учитель бросает мяч, и каждый поймавший заканчивает фразу: «Родина – это…»
- Подберите синонимы к слову Родина.
Дети: Отечество, Отчизна, родная сторона, родная страна.
Учитель: Все эти слова похожи по своему значению. Они обозначают то место, где человек родился, где он живет, работает и учится, где живут его родные и близкие. Отечеством мы зовем ее потому, что в ней испокон веков жили отцы и деды. Родиной мы зовем ее потому, что здесь родились, все вокруг для нас родное. Слово Родина произошло от слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством.
Как называется страна, где мы живем?
Дети: Россия, Российская Федерация.
Учитель: Как называют граждан, живущих в России?
Дети: Россияне
Учитель: Назовите прилагательные, которые вы подобрали бы к слову Родина.
Дети: Моя Родина прекрасная, могучая, единственная, необъятная, любимая, великая.
Подготовленные ученики читают стихотворение М. Пляцковского «Родина»:
«Родина» - мы произносим тихо,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветный час.
Речка вспомнится, наверное,
Чистая, прозрачная до дна,
И сережки светятся на вербе,
И в траве тропинка не видна.
Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле, от пшеницы золотое.
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена.
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела,
До земли чуть-чуть не долетев.
- Наша страна отличается от других государств:
- языком, на котором разговаривает народ;
- своими символами;
- историей;
- обычаями, традициями;
- географическим положением.
Россия – самая большая по площади страна в мире. Ее площадь составляет 17,1 млн км². Находится она на материке Евразия. Имеет морские и сухопутные границы, граничит с 14 соседями, омывается 13 морями.
У каждой страны есть свои официальные символы, означающие независимость. Это гимн, герб и флаг.
Сколько цветов на нашем флаге? В каком порядке они расположены на флаге? Что означает каждый цвет? Где можно увидеть Государственный флаг?
Дети: Государственный флаг развевается над правительственными учреждениями. Они имеет три горизонтальные полосы: белую, синюю, красную. Белый цвет означает благородство и чистоту, это цвет свободы и независимости. Синий – верность и честность, стремление к миру. Красный – отвагу, героизм и готовность не жалеть своей крови при защите Родины.
Учитель: Воины всегда шли под флагом, давали присягу, целуя край флага. Флаг ставили на завоеванную землю, самое высокое здание в городе, высоту. Нести флаг доверяли лучшим, это особая честь.
Герб – это знак государства, города, изображенного на флаге, монетах, печатях, официальных документах, паспорте, дипломах.
Какой основной цвет на нашем гербе? Какая птица изображена на гербе? Почему именно орел? Почему у орла две головы? Что держит в лапах орел? Кому раньше принадлежали скипетр и держава? О чем они напоминают? Что вы видите в центре герба? Кто изображен на гербе Москвы? Что делает всадник?
Дети отвечают на вопросы.
Учитель: Слово герб произошло от немецкого слова эрбе, что означает наследство, фамильное достоинство.
Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен двуглавый орел. Правой лапой он сжимает скипетр, в левой у него держава. Скипетр и держава напоминают об историческом прошлом нашей Родины. Когда-то они служили знаками царской власти. Скипетр – жезл, украшенный золотом и драгоценными камнями. Держава – золотой шар с крестом наверху. Крылья птицы похожи на солнечные лучи. А сама золотая птица – солнце. Орел – царь-птица, которая символизирует силу, мудрость и мужество. Одна голова обращена на восток, другая – на запад, так как наша страна расположена и в Европе, и в Азии. На груди орла – герб Москвы. Он представляет всадника на белом коне. Всадник – Георгий Победоносец. В его правой руке – серебряное копье, которое помогло победить змея. Черный змей – символ зла. С именем Георгия Победоносца связана легенда.
Жители одного государства каждый год отдавали на съедение дракону (змею) собственных детей, чтобы избежать разорения страны. Однажды настал черед царской дочери. И тогда появился в этой стране молодой воин по имени Георгий. Он вступил в поединок со змеем и победил его.
Издавна змей считается олицетворением зла, образом врага. Святой Георгий стал символом храброго рыцаря, защитника от сл зла.
Двуглавый орел как символ Русского государства появился в XV веке при великом князе Московском Иване III Васильевиче. Изображение орла было помещено на государственные печати. На лицевой стороне изображался всадник, убивающий змея, на обороте – двуглавый орел с распростертыми крыльями и двумя коронами.
Гимн – торжественная песня, славящая страну. Звучит в особо торжественных случаях, например, при награждении победителей спортивных соревнований. при исполнении гимна встают, проявляя тем самым уважение к стране, чей гимн звучит. Слова гимна отражают историю страны. Гимн прославляет могущество и величие государства. Музыку гимна нашей страны сочинил композитор А. Александров, а слова написал С. Михалков.
Звучит гимн. Дети слушают стоя.
- Что вы чувствуете, когда слышите гимн?
Выслушиваются ответы детей.
- Первые боевые песни исполнялись в честь воинов, защищавших Русскую землю. Военные марши появились в России при Петре I.
Символы России воплотили в себе историю и традиции нашего народа и Отечества. Государственные символы достались нам от предков.
Есть в нашей стране город, в котором мечтают побывать многие из россиян. Этот город – главный в нашей стране. Вы догадались, о чем идет речь?
Как вы понимаете выражение: «Москва – сердце России»?
Вспомните, кто основал Москву? В каком году?
Дети: Москва – древний город. Первое упоминание о нем найдено в летописи 1147 года. Суздальский князь Юрий Долгорукий на красивом месте построил крепость. На высоких холмах вокруг крепости и вдоль рек Яуза и Неглинная располагались посады – села во главе с большим деревянным укреплением – Кремлем. Главная достопримечательность Москвы – Кремль. В 2007 году Москве исполнилось 860 лет.
Учитель: Как вы понимаете слово уникальная? Какие примеры можете привести?
Выслушиваются ответы детей.
- Во-первых, наша страна по территории самая большая. Необъятная Россия. В Архангельске стоит долгая суровая зима, а на юге люди купаются в море. В Петербурге еще ночь, а в Иркутске уже солнце встало.
Во-вторых, нет ни одной страны в мире, где бы вместе жили люди стольких национальностей: хакасы и русские, татары, башкиры и буряты, калмыки и дагестанцы, эскимосы и эвенки, чукчи…
В-третьих, на территории нашей страны находится самое глубокое озеро в мире – Байкал. Его максимальная глубина достигает 1620 м. Для сравнения: например, глубина озера Виктория, которое находится в Африке, достигает 82 м. Глубина озера Чад – 4-11 м.
Байкал – чудо природы. Среди всех водоемов мира байкальская вода – самая прозрачная.
В-четвертых, в европейской части протекает самая длинная река в Европе – Волга. Ее длина составляет 3530 км. Для сравнения: длина реки Сены во Франции всего лишь 776 км. Длина реки Рейн в Германии – 1320 км.
В-пятых, именно наш соотечественник полетел первым в космос. 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин на корабле «Восток» сделал виток вокруг нашей планеты. Мы гордимся, что первым в космос отправился русский человек.
В-шестых, посмотрите, как красив русский лес! А теперь представьте тропинку, ведущую к речке, вспорхнувшую птичку, березу, распустившую свои листочки под окном, шмеля, колдующего над бутоном цветка. Сколько приятных впечатлений мы храним о красоте природы!
Можно еще долго перечислять.
На доске – пословицы:
Старая пословица век не сломится.
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит.
Человек живет век, а доброе дело – два.
Родина – мать, умей за нее постоять.
Своя земля и в горсти мила.
Учитель: Слово Родина каждый знает с детства. Трудно перечислить все, что стоит за этим большим и емким словом. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок, где он родился. Это его малая Родина. Край, где вы родились и живете – это Северная Осетия. Осетия – ваша малая Родина.
Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относиться к культурным ценностям, гордиться достижениями своего народа. Бернард Шоу сказал: «Патриотизм – это убеждение, что твоя страна лучше других, потому что именно в ней ты родился».
Какие слова может сказать настоящий патриот своей страны?
IV. Итог классного часа
Учитель: Продолжите предложения:
- Сегодня я узнал, что…
- Мне было интересно потому, что…
- Мне стало интересно узнать …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Россия -Родина моя" 2 класс
Это разработка классного часа для 2 класса по теме: "Россия - Родина моя"....
Классный час "Россия - Родина моя. Символы России".
Класс: 3 Цель:познакомить учащихся с понятиями: «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»;познакомить учащихся с некоторыми правами и обязанностями граж...
"Россия - Родина моя» - классный час
"Россия - Родина моя» - классный час...
Разработка внеклассного мероприятия на тему «Россия –Родина моя"! Для учащихся 2 класса
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатство – начинает формироваться уже в школьном возрасте. Невозмо...
Классные часы на темы:" Интернет- зависимость", "Русь, Россия- Родина моя" для учащихся 3-5 классов
Разработки классных часов содержат конспект и презентацию...
Внеклассное мероприятие "Россия - Родина моя." Для обучающихся начальных классов.
Внеклассное мероприятие "Россия - Родина моя."Для обучающихся начальной школы....
Классный час «Россия – Родина моя. Символы России»
АННОТАЦИЯ.Одной из актуальных тем внеклассной работы являются темы, связанные с государственной символикой Российской Федерации. Предлагаю вашему вниманию методические материалы для проведения к...