Программа внеурочной деятельности ВЕСЁЛАЯ МАТЕМАТИКА
рабочая программа

Лебедева Татьяна Александровна

Программа внеурочной деятельности "Весёлая математика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_vesyolaya_matematika.docx34.65 КБ

Предварительный просмотр:

. Программа курса внеурочной деятельности

«Весёлая математика»

Составитель: Лебедева Татьяна Александровна

учитель начальных классов.

2.Результаты освоения курса.

Личностными результатамиизучения данного факультативного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.  
  • Анализировать правила игры.
  • Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу.
  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
  • Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
  • Воспроизводить способ решения задачи.
  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
  • Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
  • Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
  • Конструировать несложные задачи.
  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
  • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
  • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

В результате освоения программы курса « Весёлая математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

3.Содержание.

Содержание курса «Весёлая математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

 Содержание занятий  представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия   должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Распределение часов по разделам.

Разделы

1 год

обучения

2 год

обучения

3 год

обучения

4 год

обучения

1.

Числа. Арифметические действия. Величины

14

12

14

10

2.

Мир занимательных задач

6

10

14

18

3.

Геометрическая мозаика

13

12

8

6

Итого

33

34

34

34

1   класс

Наименование раздела

Содержание раздела

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

Названия и последовательность чисел от 1 до 20.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

2

Мир занимательных задач.

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).

3

Геометрическая мозаика.

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

2  класс

Наименование раздела

Содержание раздела

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др.

2

Мир занимательных задач.

Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи.

3

Геометрическая мозаика.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,  уголки). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

3   класс

Наименование раздела

Содержание раздела

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

2

Мир занимательных задач.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково- символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

3

Геометрическая мозаика.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление

 вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

4   класс

Наименование раздела

Содержание

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

2

Мир занимательных задач.

 Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

3

Геометрическая мозаика.

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

4.Тематическое планирование.

 1 класс

Тема

Кол-во часов

1

Математика — это интересно. Математика - царица наук.

1

2

Танграм: древняя китайская головоломка

1

3

Путешествие точки.

1

4

Игры с кубиками. "Спичечный" конструктор.

1

5

Танграм: древняя китайская головоломка

1

6

Волшебная линейка

1

7

Праздник числа 10

1

8

Конструирование многоугольников из деталей танграма

1

9

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

1

10

Игры с кубиками

1

11-12

Конструкторы

2

13

Весёлая геометрия

1

14

Математические игры

1

15-16

«Спичечный» конструктор

2

17

Задачи-смекалки

1

18

Прятки с фигурами

1

19

Математические игры

1

20

Числовые головоломки

1

21-22

Математическая карусель

2

23

Уголки

1

24

Игра в магазин. Монеты

1

25

Конструирование фигур из деталей танграма

1

26

Игры с кубиками

1

27

Математическое путешествие

1

28

Математические игры

1

29

Секреты задач

1

30

Математическая карусель

1

31

Числовые головоломки

1

32

Математические игры

1

33

КВН

1

Итого: 33 ч

 2 класс

Тема

Кол-во часов

1

«Удивительная снежинка»

1

2

 Крестики-нолики

1

3

 Математические игры

1

4

 Прятки с фигурами

1

5

 Секреты задач

1

6-7

«Спичечный» конструктор

2

8

 Геометрический калейдоскоп

1

9

 Числовые головоломки

1

10

 «Шаг в будущее»

1

11

Геометрия вокруг нас

1

12

Путешествие точки

1

13

 «Шаг в будущее»

1

14

 Тайны окружности

1

15

 Математическое путешествие

1

16-17

 «Новогодний серпантин»

2

18

Математические игры

1

19

 «Часы нас будят по утрам…»

1

20

 Геометрический калейдоскоп

1

21

 Головоломки

1

22

Секреты задач

1

23

«Что скрывает сорока?»

1

24

Интеллектуальная разминка

1

25

Дважды два — четыре

1

26-27

Дважды два — четыре

2

28

 В царстве смекалки

1

29

 Интеллектуальная разминка

1

30

Составь квадрат

1

31-32

 Мир занимательных задач

2

33

 Математические фокусы

1

34

 Математическая эстафета

1

Итого: 34 ч

 3 класс

Тема

Кол-во часов

1

Интеллектуальная разминка

1

2

«Числовой» конструктор

1

3

Геометрия вокруг нас

1

4

Волшебные переливания

1

5-6

В царстве смекалки

2

7

«Шаг в будущее»

1

8-9

«Спичечный» конструктор

2

10

Числовые головоломки

1

11-12

Интеллектуальная разминка

2

13

Математические фокусы

1

14

Математические игры

1

15

Секреты чисел

1

16

Математическая копилка

1

17

Математическое путешествие

1

18

Выбери маршрут

1

19

Числовые головоломки

1

20-21

В царстве смекалки

2

22

Мир занимательных задач

1

23

Геометрический калейдоскоп

1

24

Интеллектуальная разминка

1

25

Разверни листок

1

26-27

От секунды до столетия

2

28

Числовые головоломки

1

29

 Конкурс смекалки

1

30

Это было в старину

1

31

Математические фокусы

1

32-33

Энциклопедия математических развлечений

2

34

Математический лабиринт

1

Итого: 34 ч

 4 класс

Тема

Кол--во часов

1

Интеллектуальная разминка

1

2

Числа-великаны

1

3

Мир занимательных задач

1

4

Кто что увидит?

1

5

Римские цифры

1

6

Числовые головоломки

1

7

Секреты задач

1

8

В царстве смекалки

1

9

Математический марафон

1

10-11

«Спичечный» конструктор

2

12

Выбери маршрут

1

13

Интеллектуальная разминка

1

14

Математические фокусы

1

15-17

Занимательное моделирование

3

18

Математическая копилка

1

19

Какие слова спрятаны в таблице?

1

20

«Математика — наш друг!»

1

21

Решай, отгадывай, считай

1

22-23

В царстве смекалки

2

24

Числовые головоломки

1

25-26

Мир занимательных задач

2

27

Математические фокусы

1

28-29

Интеллектуальная разминка

2

30

Блиц-турнир по решению задач

1

31

Математическая копилка

1

32

Геометрические фигуры вокруг нас

1

33

Математический лабиринт

1

34

Математический праздник

1

Итого: 34 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа внеурочной деятельности “ Весёлый английский” ДЛЯ 5 КЛАССА.

Программа элективного курса «Разговорный английский» предназначена для учащихся III классов общеобразовательных учреждений и рассчитана на 34 часа в год. Целью данного курса явля...

Программа внеурочной деятельности "Весёлый карандаш"

Творческая программа художественной направленности на 4 года обучения....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлая математика"

Данная рабочая программа составлена для 1 класса по внеурочной деятельности "Весёлая математика"....

Поурочное планирование по внеурочной деятельности "ВЕСЁЛАЯ МАТЕМАТИКА""

Младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задача педагога состоит в раск...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлая математика"

Настоящая рабочая программа разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого  приказом министерства образования и ...

Программа по внеурочной деятельности «Весёлая математика»

Важным фактором  реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргумен...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Весёлая математика»

Рабочая программавнеурочной деятельности«Весёлая математика»...