Цели и задачи нравственного воспитания детей
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Нравственное воспитание — комплекс воспитательных мероприятий, способствующих приобщению человека с детского возраста к значимым моральным ценностям существующего общества. Это действие на человеческое сознание, его поведение с целью формирования ценных качеств, соответствующих общественной морали, общественным нормам и принципам организации общности людей. Реализация задач нравственного воспитания подготавливает почву для остальных направлений воспитательного процесса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нравственное воспитание — комплекс воспитательных мероприятий, способствующих приобщению человека с детского возраста к значимым моральным ценностям существующего общества. Это действие на человеческое сознание, его поведение с целью формирования ценных качеств, соответствующих общественной морали, общественным нормам и принципам организации общности людей. Реализация задач нравственного воспитания подготавливает почву для остальных направлений воспитательного процесса.
Происходят качественные изменения личности человека. Он развивается, становится обладателем воспитанности, может полноценно включаться в окружающее его пространство.
Воспитывая детей, мы стараемся обучать их добиваться своих целей только своими силами, пользуясь лишь правильными средствами. Нравственность устанавливает границу допустимых действий, поступков, переступить через которую для воспитанного человека невозможно.
Цели нравственного воспитания
Цель нравственного воспитания — способствовать переходу моральных норм во внутренние личностные убеждения, установки, ценности; полное, гармоничное развитие; раскрытие материального, духовного потенциала. Оно должно не просто сформировать моральную культуру (чувства, сознание), но и вовлечь индивида в разнообразные виды, способы деятельности, раскрывающие особенности взаимоотношений.
Результатом воспитания становится становление нравственной культуры человека — специального запаса знаний, важнейших умений, необходимых навыков, составляющих весь опыт существующего общества, который отражается в понятиях, суждениях, чувствах, ценностях, оценках, а главное в культуре поведения, способности к сложному моральному выбору.
В расширенном диапазоне цели воспитания:
- возрождение нравственных ценностей;
- соблюдение единства воспитательных и практических задач;
- становление основ морали и нравственности;
- формирование гуманизма к окружающему;
- формирование потребности самосовершенствования;
- расширение кругозора, развитие морального суждения, обучение главным способам самостоятельного принятия решений.
Содержание воспитания
За основу нравственной культуры можно принимать следующие категории:
- отношение к Родине, Отечеству, политике, государству. Формируемые качества: гражданственность, толерантность к другим народам, патриотизм;
- отношение к окружающим. Качества: коллективизм, гуманность, милосердие, сочувствие, сострадание, культура общения;
- отношение к самому себе (порядочность, честность, скромность);
- отношение к человеческому труду (ответственность, дисциплинированность);
- отношение к природе, достояниям общества (экологическая культура, забота об окружающих вещах, бережливость).
Понятие “нравственность” очень большое, включающее в себе множество категорий, качеств личности. Оно охватывает все сферы жизни человека.
Важнейшей частью нравственной культуры является нравственное сознание — это процесс отражения всех отношений общества сознанием отдельного человека или группы, если подразумевается коллективное сознание. Мышление — движущая сила, процесс накопления опыта (отношений, ситуаций, анализ, принятие решений при необходимости выбора). Только в правильно сформированном сознании может произойти выбор решения в той или иной ситуации. Формируется оно опытным путем через угрызения совести, радость и удовлетворение от верно принятых решений.
Составляющей частью и одновременно результатом сформированного нравственного сознания становится проявление нравственных чувств, качеств. Они являются источником формирования привычек и эталонов поведения.
Главные задачи в формировании нравственности
Исходя из основной цели нравственное воспитание призвано к решению следующих практических задач:
- развитие нравственного сознания — формирование понятий, оценок, взглядов, идеалов, идейной убежденности, мотивов высокоморального поведения;
- развитие важнейших нравственных качеств, чувств. Включает нормы, навыки морально оправданного поведения: уважение к старшим, труду, обществу; скромность, честность, добросовестность;
- выработка эталонов поведения.
Отдельной задачей выделим формирование волевых качеств: целеустремленности, смелости, решительности, упорства, воли к победе.
Общая задача воспитания — формирование чувства гуманности. Это совокупность качеств личности, выражающихся осознанным сопереживанием, отношением к человеку, как к основной ценности общества.
Задачи в педагогике делятся на группы:
- Направленные на общий механизм формирования важнейших качеств, чувств, сознания;
- Направленные на формирование конкретных, востребованных обществом моральных качеств.
Первая группа задач имеет постоянный характер, вторая является подвижной. На нее влияют существующие в реальности условия жизни, политическая система, нормативные правила поведения конкретного общества на определенном периоде исторического развития. Получается на любом историческом этапе задачи воспитания несколько отличаются, а нравственные идеалы постоянно изменяются.
Воспитание дисциплинированности, культуры поведения
Дисциплинированность — характеристика нравственности, период формирования которой обычно приходится на детский и подростковый возраст. Дисциплина, культура поведения — категории, регулирующие правильность поведения в главных сферах жизни. Они характеризуются выдержанностью, организованностью, готовностью подчиняться не только личным, но и общественным целям, нормам, принципам. Дисциплинированность, культура поведения формируются через:
- культуру речи и общения;
- бытовую культуру;
- культуру внешнего вида.
Воспитание нравственности ребенка — непрерывный, комплексный процесс
Специфическая черта воспитания нравственности — его только теоретически можно обособить в отдельный воспитательный процесс.
Моральный облик любого человека может сформироваться только при многогранной деятельности (в игре, учебе, творчестве), в разнообразных отношениях, которые возникают у ребенка: со сверстниками, с детьми моложе, со взрослыми. Несмотря на это нравственное воспитание все-таки является целенаправленным процессом, в основе которого лежит целая система содержания, форм, приемов педагогических действий.
Результатом воспитания должен стать уровень нравственной воспитанности.
Он выражается в свойствах, качествах личности, ее деятельности, общении. О воспитанности свидетельствует глубина чувства, возможность эмоционального переживания, наличие мук совести, страданий, чувства сочувствия. Ее характеризуют зрелость сознания: моральная образованность и воспитанность, способность анализировать поступки, поступки других, способность смотреть на происходящее с позиции нравственных идеалов, давать самостоятельную оценку.
Воспитание нравственности начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Этот процесс не имеет явно определенных этапов.
Тем не менее периодизация все-таки существует. Каждому возрасту соответствует определенный сензитивный период для формирования различных моральных качеств, каждый возраст имеет свои особенности для развития различных качеств, составляющих общее понятие “нравственность”. Именно знание этих периодов позволяет делать процесс воспитания продуктивным, особенно при воспитании ребенка.
Формы и средства воспитания
Нравственное воспитание проводится через разнообразные формы, с применением различных методов, выбор которых зависит во многом от поставленных целей, возраста воспитуемого, от уровня общего развития. При выборе методов обязательно нужно руководствоваться важными принципами:
- каждый метод должен быть гуманным, ни в коем случае не унижающим ребенка как совсем маленького, так и подростка;
- метод должен быть реален, имеющим логичное начало и окончание, вывод;
- для эффективности любого метода должны быть заранее созданы оптимальные условия;
- метод не должен быть шаблонным;
- применение метода должно быть тактично и опосредованно;
- при выборе метода необходимо учитывать сложность формирования того или иного морального качества;
- важно предвидеть ожидаемые результаты;
- все методы используются не изолированно, а в комплексе с другими.
Применение методов и форм требует очень большого терпения. Нельзя сформировать все нравственные качества сразу или одно качество за несколько дней.
Основы нравственности в младшей школе
К школьному возрасту у ребенка уже сформированы основы фундаментальных качеств личности. В этот период детская психика наиболее гибкая, и появляется возможность откорректировать некоторые отрицательные качества. Методы при этом выбираются наиболее мягкие, так как поступление в школу — один из возрастных кризисов маленького человека. В учреждении образования важен авторитет педагога, но и авторитет родителей потеряться в это время не должен.
Основные задачи воспитания младших школьников по ФГОС:
- привитие основ гражданской идентичности;
- формирование социально ориентированного взгляда на весь окружающий мир;
- формирование уважения к мнениям и взглядам, истории и культуре;
- развитие ответственности личности за поступки, на основе моральных норм, социальной справедливости, свободы;
- развитие этических чувств, отзывчивости и сопереживания;
- развитие сотрудничества с другими людьми, умения не создавать конфликтов.
У школьников должны сформироваться представления о Родине, природе, волевые качества и высшие нравственные качества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание детей, обучающихся по учебно-методическому комплекту «Предшкола нового поколения»
Духовно-нравственное воспитание детей, обучающихся по учебно-методическому комплекту«Предшкола нового поколения»Составитель: Учитель предшкольного класса МОУ Цнинской СОШ№2Сарапула Н.Г.Проблема д...
Роль народной педагогики в духовно- нравственном воспитании детей.
Выступление составлено на основе личного педагогического опыта по проблеме формирования духовно- нравственной культуры у младших школьников в условиях модернизации начального образования...
Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в группе продленного дня
Статья содержит краткий обзор теоретических аспектов вопроса, а также предлагает конкретные методики с опорой на практические ситуации, наиболее часто встречающиеся при взаимодействии с детьми....
Вовлечение родителей в духовно-нравственное воспитание детей
Статья о возможностях работы с родителями...
Формирование нравственных качеств личности во внеурочное время. Из опыта работы по нравственному воспитанию детей-сирот.
Важным структурным компонентом личности является нравственность. В практике работы с детьми с особыми образовательными потребностями это наиболее значимый аспект воспитания. Представленный материал бу...
Цели и задачи музыкального воспитания детей в семье
Если вы не видете будущего для своего ребенка в музыке то развивать музыкально его все равно нужно....
Экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания детей с нарушением интеллекта .
Статья на тему : "Экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания детей с нарушением интеллекта ."...