Социальный профилактический проект «Мы вместе»
проект

Вильчинская Надежда Вячеславовна

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся - главная задача, решаемая в тесном взвимодействии специалистов образовательного учреждения и семей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_vilchinskaya-itog.doc527 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Муравленко

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  №5

                                                                                 

Социальный профилактический проект

«Мы вместе»

Руководитель: Вильчинская Надежда Вячеславовна, учитель начальных классов

         Консультант: Хахулина Елена Ивановна, заместитель директора по ВР

Муравленко 2018г.

Педагогический проект

 «Мы вместе»

                   Актуальность проекта

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, реализуемый в школе первой ступени обучения, ориентирован на становление личностных характеристик обучающегося и задает «портрет выпускника начальной школы»:

  • любящий народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Одна из важных задач, решаемых современной школой- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. Эта задача решается в тесном взаимодействии  специалистов образовательного учреждения и семей учащихся. Ведь родители не только наши помощники, но и активные участники процесса становления и развития личности младшего школьника. От того, как будет организована совместная деятельность учителей, воспитателей, социальных педагогов, учителей-психологов и родителей (законных представителей) детей зависит настоящее и будущее наших воспитанников.

На организацию воспитания в семье влияют:

  • уклад жизни школьника;
  • педагогическая культура родителей.

В основе уклада жизни моих учащихся лежат следующие характеристики, вызванные социально-экономическим развитием общества:

  • Малообеспеченные семьи  –  2
  • Неполные семьи - 5
  • Опекаемые   - 2
  • Многодетные семьи  - 7

       С каждым годом  увеличивается число семей «группы риска» (основные причины –потеря родителями жизненных ориентиров, алкоголизм, безработица и др.). Отсутствие любви и заботы к детям в семьях привело к увеличению количества учащихся с эмоционально-волевыми нарушениями, девиантным поведением.

            Недостаточная готовность родителей к воспитанию своих детей, т.е. родительская некомпетентность обусловлена и рядом других, не менее значимых, причин: недостаток знаний возрастных особенностей, психологии и физиологии, неумение выстраивать диалог, «омоложение» возрастного состава родителей и т.д. Как результат-увеличение количества «отвергнутых», дезадаптивных и детей «группы риска», правонарушения, бездуховность, отсутствие нравственных норм и ориентиров,семейные конфликты, снижение качества знаний и умений школьников.

Гипотеза

Таким образом,

если  повысить педагогическую культуру родителей путем вовлечения их в активную совместную деятельность,

то возрастет уровень воспитанности и качества обученности учащихся, будет решена задача духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

В процессе моей педагогической деятельности были использованы разнообразные формы повышения педагогической культуры родителей и взаимодействия с семьей.

Данный проект «Мы вместе»  - это способ представить интерактивную форму воспитательной работы с семьями, объединяющую в себе как просветительскую, так и практическую деятельность родителей и классного руководителя, организованную в процессе творческого общения, взаимодействия и сотрудничества.

Цель проекта: Организация совместной воспитательной деятельности с родителями учащихся в форме волонтерского движения.

Задачи проекта:

  1. Апробация новой интерактивной формы взаимодействия с семьей.
  2. Сформировать сплоченный деятельный коллектив единомышленников.
  3. Просвещение родителей в вопросах воспитания детей.
  4. Оказание индивидуальной помощи семьям (детям) в трудной жизненной ситуации.
  5. Совместное решение проблемных ситуаций в воспитании школьников.

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.

Волонтерские  организации - это свободные союзы родителей, классного руководителя, специалистов школы, объединенных общим интересом.

Формирование педагогической компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности. По принципу “равный-равному” волонтеры  передают друг другу информацию на днях профилактики, в выступлениях на родительских собраниях, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх, классных, внеурочных и внешкольных событиях. Обучая других, обучаются сами, так как применяют все свои умения на практике.

Руководитель проекта – классный руководитель

Субъект проекта: проектная группа

 - классный руководитель

 - председатель родительского комитета

 - группа волонтёров из числа родителей

 - специалисты социальной службы школы

 -  родители класса

Продолжительность реализации проекта – 4 года.

Условия для организации волонтерского движения

  1. Взаимодействие специалистов различных областей при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.
  2. Использование разнообразных форм организации профилактической деятельности.
  3. Информационное обеспечение опыта работы.

В  проект заложены основные принципы работы:

  • стимулирующая оценка (на основе помощи и поддержки специалистов создаются предпосылки для преодоления кризиса в семье);
  • индивидуально-дифференцированный подход (конкретная адресная помощь семье в ситуации кризиса, взаимоподдержка в рамках родительского сообщества);
  • систематичность и последовательность (специалисты обеспечивают постоянный контакт с семьей, включают родителей в деятельность ДОУ в течение всего периода адаптации ребенка);
  • доверительные, равно партнерские отношения между педагогами и членами семей воспитанников;
  • уважение норм и ценностей семьи;
  • ориентация на развитие позитивного потенциала семьи, ее способности к самопомощи;

Основные направления деятельности:

Образовательная помощь родителям во взаимодействии с детьми заключается в предотвращении возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей, а так же помощь в воспитании и образовании.

 Психологическая, социально-психологическая поддержка, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса и коррекция межличностных отношений.

Организационная – организация семейного досуга (привлечение к классным, школьным мероприятиям)

Координационная - направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.

Материальная -  направлена на оказание помощи малообеспеченным семьям.

Проект включает три взаимосвязанных модуля, позволяющие реализовать поставленные задачи и положенные в основу структуры:

Информационный модуль 

  • Беседы со специалистами.
  • Групповые  занятия  волонтеров.
  • Изготовление плакатов, видео.
  • Выпуск газеты.
  • Оформление информационного стенда, уголка.
  • Акции волонтеров.
  • Листовки.
  • Анкетирование, социологические опросы.
  • Викторины.

Тренинговый модуль

  • Обучающие занятия с волонтерами.
  • Мини-тренинги для родителей.
  • Мини-тренинги для учащихся.
  • Интерактивные игры.

Альтернативный модуль 

  • КВНы.
  • Игры,акции, конкурсы.
  • Встречи с интересными людьми.
  • Круглые столы «Спрашивали? -Отвечаем!»
  • Воспитательные проекты.
  • Социальные акции, события.
  • театрализованные конкурсы, профилактические сказки.
  • Неделя “Только здоровые привычки”.
  • Спортивные мероприятия.
  • Фотоконкурс.
  • Экскурсии, походы.
  • Дни профилактики

Структура проекта

I этап – организационный 1 полугодие  -  1  класс

Изучение социального статуса класса, определение проблемы, проектирование деятельности группы - волонтёров родителей, распределение обязанностей

II этап – внедренческий 2-3 класс

Организация и проведение семинаров – практикумов для родителей, привлечение специалистов. Оказание помощи семьям, находящихся в трудной жизненной ситуации. Вовлечение родителей в воспитательную внеурочную деятельность.

III этап – заключительный II полугодие  4 класс

Подведение итогов, рассмотрение возможности обобщения и представления опыта работы, подготовка к переходу в среднее звено школы. Организация взаимодействия со специалистами школы второй ступени обучения.

План мероприятий по реализации проекта «Мы вместе»

2009-2013 годы

мероприятие

сроки

ответственные

выход

I  этап - организационный

1.1

Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью

- первичное обследование жилищных условий

- знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, родителями, оценка их условий жизни.

I полугодие 2009г.

Социальный педагог

Педагог – психолог

Классный руководитель

Родительский комитет

Составление социального паспорта класса

Определение проблем

1.2

 Знакомство со службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод

Информированность

Определение проблем

1.3

Привлечение и формирование родительской общественности по оказанию помощи семьям, находящихся в трудной жизненной ситуации

II полугодие 2009 – 2010г

Классный руководитель

Специалисты СПС, ВС

Организация группы  - волонтёров из числа родителей класса

1.4

Проектирование деятельности группы - волонтёров

Январь 2010г.

Родители

Классный руководитель

Специалисты школы

План - работы

II этап - внедренческий

2.1

Подготовка волонтеров из числа родителей для работы с  семьями.

- организация и проведение обучающихся семинаров

постоянно

Специалисты СПС, ВС

Повышение компетентности родителей  в разрешении проблемных ситуаций

2.2

Привлечение родителей для организации мероприятий «Родители и Дети» с вовлечением детей из  «семей риска».

постоянно

Группа волонтёров

Участие родителей и учащихся в жизни класса, школы.

2.3

Оказание помощи семьям, находящихся в трудной жизненной ситуации (по плану)

постоянно

Группа волонтёров

Оказание помощи

2.4

Круглые столы по обмену опытом воспитания детей, решению проблемных ситуаций

постоянно

Группа  волонтёров, классный руководитель, специалисты школы

Обмен опытом, повышение педагогической культуры

2.5

Реализация воспитательных детско-взрослых проектов, акций, событий

постоянно

Группа  волонтёров, классный руководитель, учащиеся

Организация взаимодействия, повышение педагогической культуры

2.6

Психологические тренинги, игры (для родителей, учащихся, семей)

постоянно

Специалисты школы, города

Организация взаимодействия, решение педагогических и социальных проблем

2.7

Подготовка методического, информационного, раздаточного материала для каждого члена волонтерской команды

постоянно

Проектная группа

Повышение педагогической культуры, обмен опытом

III этап - заключительный

3.1

Проведение анкетирования, диагностических процедур

4 класс II  полугодие

Проектная

группа

Анализ результативности деятельности

3.2

Аналитический отчёт, обобщение опыта

Подготовка сопроводительных документов

разработка предложений и рекомендаций

4 класс II  полугодие

Проектная

группа

Подведение итогов

3.3

Информационное сопровождение движения.

4 класс II  полугодие

Проектная

группа

Распространение опыта работы

3.4

Проведение круглых столов со специалистами второй ступени школы

4 класс II  полугодие

Проектная группа, администрация школы

Подготовка к переходу в среднее звено школы

Виды деятельности, используемые в ходе реализации проекта:

  • Проведение профилактических занятий или тренингов.
  • Проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр.
  • Распространение информации (через раздачу полиграфии, расклейку плакатов, работу в своей социальной среде).
  • Первичное консультирование и сопровождение.
  • Работа с закрытыми группами (слабоуспевающие дети, гиперактивные, эмоционально неустойчивые, склонные к правонарушениям).
  • Творческая деятельность. Разработка станционных игр, массовых акций, создание плакатов, брошюр, видеороликов.
  • Сбор (анкетирование, тестирование, опросы) и обработка данных.
  • Экспертная деятельность по оценке качества услуг.

Формы деятельности:

  • индивидуальная;
  • парная;
  • групповая;
  • коллективная

Реализация данного проекта направлена на:

  1. Развитие волонтерского движения в школе.
  2. Взаимодействие  с различными структурами, занимающимися детской – взрослой профилактикой правонарушений.
  3. Осуществление  помощи семьям, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
  4. Организацию профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска».
  5. Опыт продуктивного разрешения конфликтов квалифицированными специалистами и самими детьми; возникшего в школе нового эффективного вида помощи детям и семьям группы риска – детско-родительского волонтерства.

Ожидаемые результаты:

Основной результат работы - формирование в ходе деятельности коллектива единомышленников  с высокой педагогической культурой, способных решать проблемы воспитания личности младшего школьника, ее духовно0нравственного становления:

  • увеличение количества родителей, вовлеченных в волонтерское движение;
  • привлечение родителей к воспитательной и общественно значимой деятельности;
  • уменьшение количества детей, совершающих правонарушения;
  • создание модели родительского волонтерского движения внутри школы;
  • увеличение числа родителей, отказавшихся от вредных привычек;
  • улучшение  отношений в асоциальных семьях, уменьшение количества неблагополучных семей

Механизм оценки результатов.

Результаты проекта оценивают: родительская общественность, Совет школы, администрация и педагогические работник образовательного учреждения, учащиеся класса.  

Перспективы дальнейшего развития.

К сожалению, ежегодно списки «семей риска» пополняются новыми именами. Поэтому проект будет актуален и после его завершения. Естественно, он будет дополнен и модернизирован, будут включены новые приемы работы, но основа проекта остается.

Кадровое обеспечение проекта

Администрация школы

Директор школы

Заместитель директора по УВР, ВР

Классный руководитель

Социальный педагог

Педагог – психолог

Председатель родительского комитета класса

Научно-методическое обеспечение проекта

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. №3266-1 в редакции от 22.08.2004 г. №122-ф.;

Федеральный Закон от 24.06.1999 №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними»

Федеральный Закон от 08.05.2009г. ст.20.20 «О распитии спиртных напитков в общественных местах».

Санитарно-эпидемиологические правила Сан ПиН 2.4.21178-02;

Устав школы, утвержден постановлением главы города № 06 от 26.01.2007г

Программа «Воспитание» на 2008 – 2012г.г, утверждённая педагогическим советом школы протокол №3 от 28.11.08г.

        

Список литературы:

1. Николаева Л.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики в школе. Пособие для учителя. -  М.: Московский психолого – социальный институт; Воронеж: издательство НПО «МОДЭК», 2000.

2. Алферова Т. С, Жить, чтобы выжить, и выжить, чтобы жить. Москва, 2000.

3.Василькова Ю.В. Василькова Т.А. социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для пед. вузов и колледжей.- М.: Издательский центр «Академия», 1999г.

4. Байбородова Л.В., М.И.Рожков Организация воспитательного процесса в школе: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000г.

5. Роботова А.С., Хоменко И.А. Директору школы о сотрудничестве с родителями. Библиотека журнала «Директор школы», Москва, 2001г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект «Мы вместе»

В современном обществе зачастую самыми незащищенными слоями населения становятся пожилые люди, а так же дети, оставшиеся без попечения родителей. В этой связи нами было принято решение о разработке и ...

Социальный проект "Поможем вместе"

На одном из уроков окружающего мира учащимися 2в класса  было принято решение о создании социального проекта, целью которого будет помощь пернатым в условиях холодной погоды. Работая над проектом...

Социальный проект «Сад вместо свалки»

совместно с детьми и родителями класса...

Социально-педагогический проект работы с семьей «Главное – ВМЕСТЕ!»

Социально-педагогический проект работы с семье «Главное – ВМЕСТЕ!»...

Программа "Добро вместе" (участие обучающихся 1-4 классов в социально-значимых проектах по предмету "Окружающий мир")

Программа "Добро вместе" (участие обучающихся 1-4 классов в социально-значимых проектах по предмету "Окружающий мир")...

Социально-экологический проект «Вместе поможем птицам»

Тема проекта «Вместе поможем птицам»  выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи станов...

Социально-педагогический проект «Читаем вместе»

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые  слуховые и зрительные образы, осо...