Социальный профилактический проект «Мы вместе»
проект
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся - главная задача, решаемая в тесном взвимодействии специалистов образовательного учреждения и семей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vilchinskaya-itog.doc | 527 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование город Муравленко
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5
Социальный профилактический проект
«Мы вместе»
Руководитель: Вильчинская Надежда Вячеславовна, учитель начальных классов
Консультант: Хахулина Елена Ивановна, заместитель директора по ВР
Муравленко 2018г.
Педагогический проект
«Мы вместе»
Актуальность проекта
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, реализуемый в школе первой ступени обучения, ориентирован на становление личностных характеристик обучающегося и задает «портрет выпускника начальной школы»:
- любящий народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Одна из важных задач, решаемых современной школой- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. Эта задача решается в тесном взаимодействии специалистов образовательного учреждения и семей учащихся. Ведь родители не только наши помощники, но и активные участники процесса становления и развития личности младшего школьника. От того, как будет организована совместная деятельность учителей, воспитателей, социальных педагогов, учителей-психологов и родителей (законных представителей) детей зависит настоящее и будущее наших воспитанников.
На организацию воспитания в семье влияют:
- уклад жизни школьника;
- педагогическая культура родителей.
В основе уклада жизни моих учащихся лежат следующие характеристики, вызванные социально-экономическим развитием общества:
- Малообеспеченные семьи – 2
- Неполные семьи - 5
- Опекаемые - 2
- Многодетные семьи - 7
С каждым годом увеличивается число семей «группы риска» (основные причины –потеря родителями жизненных ориентиров, алкоголизм, безработица и др.). Отсутствие любви и заботы к детям в семьях привело к увеличению количества учащихся с эмоционально-волевыми нарушениями, девиантным поведением.
Недостаточная готовность родителей к воспитанию своих детей, т.е. родительская некомпетентность обусловлена и рядом других, не менее значимых, причин: недостаток знаний возрастных особенностей, психологии и физиологии, неумение выстраивать диалог, «омоложение» возрастного состава родителей и т.д. Как результат-увеличение количества «отвергнутых», дезадаптивных и детей «группы риска», правонарушения, бездуховность, отсутствие нравственных норм и ориентиров,семейные конфликты, снижение качества знаний и умений школьников.
Гипотеза
Таким образом,
если повысить педагогическую культуру родителей путем вовлечения их в активную совместную деятельность,
то возрастет уровень воспитанности и качества обученности учащихся, будет решена задача духовно-нравственного развития и воспитания школьников.
В процессе моей педагогической деятельности были использованы разнообразные формы повышения педагогической культуры родителей и взаимодействия с семьей.
Данный проект «Мы вместе» - это способ представить интерактивную форму воспитательной работы с семьями, объединяющую в себе как просветительскую, так и практическую деятельность родителей и классного руководителя, организованную в процессе творческого общения, взаимодействия и сотрудничества.
Цель проекта: Организация совместной воспитательной деятельности с родителями учащихся в форме волонтерского движения.
Задачи проекта:
- Апробация новой интерактивной формы взаимодействия с семьей.
- Сформировать сплоченный деятельный коллектив единомышленников.
- Просвещение родителей в вопросах воспитания детей.
- Оказание индивидуальной помощи семьям (детям) в трудной жизненной ситуации.
- Совместное решение проблемных ситуаций в воспитании школьников.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.
Волонтерские организации - это свободные союзы родителей, классного руководителя, специалистов школы, объединенных общим интересом.
Формирование педагогической компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности. По принципу “равный-равному” волонтеры передают друг другу информацию на днях профилактики, в выступлениях на родительских собраниях, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх, классных, внеурочных и внешкольных событиях. Обучая других, обучаются сами, так как применяют все свои умения на практике.
Руководитель проекта – классный руководитель
Субъект проекта: проектная группа
- классный руководитель
- председатель родительского комитета
- группа волонтёров из числа родителей
- специалисты социальной службы школы
- родители класса
Продолжительность реализации проекта – 4 года.
Условия для организации волонтерского движения
- Взаимодействие специалистов различных областей при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.
- Использование разнообразных форм организации профилактической деятельности.
- Информационное обеспечение опыта работы.
В проект заложены основные принципы работы:
- стимулирующая оценка (на основе помощи и поддержки специалистов создаются предпосылки для преодоления кризиса в семье);
- индивидуально-дифференцированный подход (конкретная адресная помощь семье в ситуации кризиса, взаимоподдержка в рамках родительского сообщества);
- систематичность и последовательность (специалисты обеспечивают постоянный контакт с семьей, включают родителей в деятельность ДОУ в течение всего периода адаптации ребенка);
- доверительные, равно партнерские отношения между педагогами и членами семей воспитанников;
- уважение норм и ценностей семьи;
- ориентация на развитие позитивного потенциала семьи, ее способности к самопомощи;
Основные направления деятельности:
Образовательная помощь родителям во взаимодействии с детьми заключается в предотвращении возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей, а так же помощь в воспитании и образовании.
Психологическая, социально-психологическая поддержка, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса и коррекция межличностных отношений.
Организационная – организация семейного досуга (привлечение к классным, школьным мероприятиям)
Координационная - направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.
Материальная - направлена на оказание помощи малообеспеченным семьям.
Проект включает три взаимосвязанных модуля, позволяющие реализовать поставленные задачи и положенные в основу структуры:
Информационный модуль
- Беседы со специалистами.
- Групповые занятия волонтеров.
- Изготовление плакатов, видео.
- Выпуск газеты.
- Оформление информационного стенда, уголка.
- Акции волонтеров.
- Листовки.
- Анкетирование, социологические опросы.
- Викторины.
Тренинговый модуль
- Обучающие занятия с волонтерами.
- Мини-тренинги для родителей.
- Мини-тренинги для учащихся.
- Интерактивные игры.
Альтернативный модуль
- КВНы.
- Игры,акции, конкурсы.
- Встречи с интересными людьми.
- Круглые столы «Спрашивали? -Отвечаем!»
- Воспитательные проекты.
- Социальные акции, события.
- театрализованные конкурсы, профилактические сказки.
- Неделя “Только здоровые привычки”.
- Спортивные мероприятия.
- Фотоконкурс.
- Экскурсии, походы.
- Дни профилактики
Структура проекта
I этап – организационный 1 полугодие - 1 класс
Изучение социального статуса класса, определение проблемы, проектирование деятельности группы - волонтёров родителей, распределение обязанностей
II этап – внедренческий 2-3 класс
Организация и проведение семинаров – практикумов для родителей, привлечение специалистов. Оказание помощи семьям, находящихся в трудной жизненной ситуации. Вовлечение родителей в воспитательную внеурочную деятельность.
III этап – заключительный II полугодие 4 класс
Подведение итогов, рассмотрение возможности обобщения и представления опыта работы, подготовка к переходу в среднее звено школы. Организация взаимодействия со специалистами школы второй ступени обучения.
План мероприятий по реализации проекта «Мы вместе» 2009-2013 годы | ||||
№ | мероприятие | сроки | ответственные | выход |
I этап - организационный | ||||
1.1 | Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью - первичное обследование жилищных условий - знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, родителями, оценка их условий жизни. | I полугодие 2009г. | Социальный педагог Педагог – психолог Классный руководитель Родительский комитет | Составление социального паспорта класса Определение проблем |
1.2 | Знакомство со службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод | Информированность Определение проблем | ||
1.3 | Привлечение и формирование родительской общественности по оказанию помощи семьям, находящихся в трудной жизненной ситуации | II полугодие 2009 – 2010г | Классный руководитель Специалисты СПС, ВС | Организация группы - волонтёров из числа родителей класса |
1.4 | Проектирование деятельности группы - волонтёров | Январь 2010г. | Родители Классный руководитель Специалисты школы | План - работы |
II этап - внедренческий | ||||
2.1 | Подготовка волонтеров из числа родителей для работы с семьями. - организация и проведение обучающихся семинаров | постоянно | Специалисты СПС, ВС | Повышение компетентности родителей в разрешении проблемных ситуаций |
2.2 | Привлечение родителей для организации мероприятий «Родители и Дети» с вовлечением детей из «семей риска». | постоянно | Группа волонтёров | Участие родителей и учащихся в жизни класса, школы. |
2.3 | Оказание помощи семьям, находящихся в трудной жизненной ситуации (по плану) | постоянно | Группа волонтёров | Оказание помощи |
2.4 | Круглые столы по обмену опытом воспитания детей, решению проблемных ситуаций | постоянно | Группа волонтёров, классный руководитель, специалисты школы | Обмен опытом, повышение педагогической культуры |
2.5 | Реализация воспитательных детско-взрослых проектов, акций, событий | постоянно | Группа волонтёров, классный руководитель, учащиеся | Организация взаимодействия, повышение педагогической культуры |
2.6 | Психологические тренинги, игры (для родителей, учащихся, семей) | постоянно | Специалисты школы, города | Организация взаимодействия, решение педагогических и социальных проблем |
2.7 | Подготовка методического, информационного, раздаточного материала для каждого члена волонтерской команды | постоянно | Проектная группа | Повышение педагогической культуры, обмен опытом |
III этап - заключительный | ||||
3.1 | Проведение анкетирования, диагностических процедур | 4 класс II полугодие | Проектная группа | Анализ результативности деятельности |
3.2 | Аналитический отчёт, обобщение опыта Подготовка сопроводительных документов разработка предложений и рекомендаций | 4 класс II полугодие | Проектная группа | Подведение итогов |
3.3 | Информационное сопровождение движения. | 4 класс II полугодие | Проектная группа | Распространение опыта работы |
3.4 | Проведение круглых столов со специалистами второй ступени школы | 4 класс II полугодие | Проектная группа, администрация школы | Подготовка к переходу в среднее звено школы |
Виды деятельности, используемые в ходе реализации проекта:
- Проведение профилактических занятий или тренингов.
- Проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр.
- Распространение информации (через раздачу полиграфии, расклейку плакатов, работу в своей социальной среде).
- Первичное консультирование и сопровождение.
- Работа с закрытыми группами (слабоуспевающие дети, гиперактивные, эмоционально неустойчивые, склонные к правонарушениям).
- Творческая деятельность. Разработка станционных игр, массовых акций, создание плакатов, брошюр, видеороликов.
- Сбор (анкетирование, тестирование, опросы) и обработка данных.
- Экспертная деятельность по оценке качества услуг.
Формы деятельности:
- индивидуальная;
- парная;
- групповая;
- коллективная
Реализация данного проекта направлена на:
- Развитие волонтерского движения в школе.
- Взаимодействие с различными структурами, занимающимися детской – взрослой профилактикой правонарушений.
- Осуществление помощи семьям, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
- Организацию профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска».
- Опыт продуктивного разрешения конфликтов квалифицированными специалистами и самими детьми; возникшего в школе нового эффективного вида помощи детям и семьям группы риска – детско-родительского волонтерства.
Ожидаемые результаты:
Основной результат работы - формирование в ходе деятельности коллектива единомышленников с высокой педагогической культурой, способных решать проблемы воспитания личности младшего школьника, ее духовно0нравственного становления:
- увеличение количества родителей, вовлеченных в волонтерское движение;
- привлечение родителей к воспитательной и общественно значимой деятельности;
- уменьшение количества детей, совершающих правонарушения;
- создание модели родительского волонтерского движения внутри школы;
- увеличение числа родителей, отказавшихся от вредных привычек;
- улучшение отношений в асоциальных семьях, уменьшение количества неблагополучных семей
Механизм оценки результатов.
Результаты проекта оценивают: родительская общественность, Совет школы, администрация и педагогические работник образовательного учреждения, учащиеся класса.
Перспективы дальнейшего развития.
К сожалению, ежегодно списки «семей риска» пополняются новыми именами. Поэтому проект будет актуален и после его завершения. Естественно, он будет дополнен и модернизирован, будут включены новые приемы работы, но основа проекта остается.
Кадровое обеспечение проекта
Администрация школы
Директор школы
Заместитель директора по УВР, ВР
Классный руководитель
Социальный педагог
Педагог – психолог
Председатель родительского комитета класса
Научно-методическое обеспечение проекта
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. №3266-1 в редакции от 22.08.2004 г. №122-ф.;
Федеральный Закон от 24.06.1999 №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними»
Федеральный Закон от 08.05.2009г. ст.20.20 «О распитии спиртных напитков в общественных местах».
Санитарно-эпидемиологические правила Сан ПиН 2.4.21178-02;
Устав школы, утвержден постановлением главы города № 06 от 26.01.2007г
Программа «Воспитание» на 2008 – 2012г.г, утверждённая педагогическим советом школы протокол №3 от 28.11.08г.
Список литературы:
1. Николаева Л.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики в школе. Пособие для учителя. - М.: Московский психолого – социальный институт; Воронеж: издательство НПО «МОДЭК», 2000.
2. Алферова Т. С, Жить, чтобы выжить, и выжить, чтобы жить. Москва, 2000.
3.Василькова Ю.В. Василькова Т.А. социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для пед. вузов и колледжей.- М.: Издательский центр «Академия», 1999г.
4. Байбородова Л.В., М.И.Рожков Организация воспитательного процесса в школе: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000г.
5. Роботова А.С., Хоменко И.А. Директору школы о сотрудничестве с родителями. Библиотека журнала «Директор школы», Москва, 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект «Мы вместе»
В современном обществе зачастую самыми незащищенными слоями населения становятся пожилые люди, а так же дети, оставшиеся без попечения родителей. В этой связи нами было принято решение о разработке и ...
Социальный проект "Поможем вместе"
На одном из уроков окружающего мира учащимися 2в класса было принято решение о создании социального проекта, целью которого будет помощь пернатым в условиях холодной погоды. Работая над проектом...
Социальный проект «Сад вместо свалки»
совместно с детьми и родителями класса...
Социально-педагогический проект работы с семьей «Главное – ВМЕСТЕ!»
Социально-педагогический проект работы с семье «Главное – ВМЕСТЕ!»...
Программа "Добро вместе" (участие обучающихся 1-4 классов в социально-значимых проектах по предмету "Окружающий мир")
Программа "Добро вместе" (участие обучающихся 1-4 классов в социально-значимых проектах по предмету "Окружающий мир")...
Социально-экологический проект «Вместе поможем птицам»
Тема проекта «Вместе поможем птицам» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи станов...
Социально-педагогический проект «Читаем вместе»
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, осо...