Форма работы с классным коллективом "Комиксы"
методическая разработка

Баяндуева Анна Николаевна

Воспитательная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл forma_raboty_s_klassom.docx37.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Улюнская средняя общеобразовательная школа» имени Сахара Хамнаева

671601, Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Улюн, ул. Пионерская, 29

Тел. 8 (301 31) 94-129; факс 8 (301 31) 94-219; e-mail: USOSchool@mail.ru

Доклад

на тему: «Форма работы с классным коллективом».

Подготовила: Баяндуева А.Н.,

учитель начальных классов

у. Улюн

2014 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

  1. Цели и задачи деятельности классного руководителя…..……………………………4
  2. Форма работы с классным коллективом……………………………………………….6

Заключение……………………………………………………………………………………...12

Список использованной литературы……………………………………………………….…14


Введение

В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.  Ориентируясь на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, нам нужно помнить, что она формируется личностью самого учителя. Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.

 В воспитательной деятельности важным считается внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом. Успех рождает дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика. Это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личностных компетенций школьника.

 Современные образовательные стандарты, безусловно, базируются на классике педагогики. Виктор Федорович Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать "эффект соленого огурца". Главное создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой "рассол"? Что взять за его основу?

В последнее время  отношение к обучению  у учащихся изменилось. Сейчас часто можно слышать от детей фразы, выражающие нежелание выполнять домашние задания, идти в школу, на занятия. Многие дети не стремятся расширять запас своих знаний: пассивны на занятиях. Им большее удовольствие приносит деятельность, не связанная с обучением. Крушение оптимизма (а именно признание, любовь и уважение со стороны взрослого, одноклассников) - серьезная проблема на сегодняшний день.

Поэтому  деятельность классного руководителя  в современной школе актуальна, так как школьники  нуждаются в коррекции поведения, нуждаются во влечении  в процесс обучения. Для самоактуализации личности растущего человека  классному руководителю необходимо создать каждому ребенку ситуацию успеха.

Причем успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть шансы на успех в жизни. Поэтому вся воспитательная деятельность классного руководителя ориентирована на выпуск успешного ученика.


Объект исследования - процесс деятельности классного коллектива.

Предмет исследования -  форма работы с классным коллективом.

Целью исследования является – разработать и применить новую форму работы с классным коллективом, способствующую развитию личностных компетенций каждого школьника.

Задачи исследования:

 проанализировать литературу по данной теме;

  дать определения основным понятиям;

  определить сущность деятельности, главные функции классного руководителя в современной школе;

   рассказать об организоционно-педогогической работе классного руководителя;

 представить практические материалы системной работы с классным коллективом.

Гипотеза: разработка и применение проблемно-ситуативных игр-историй в форме комиксов в работе с классным коллективом будет способствовать формированию и совершенствованию всесторонне развитой, творческой личности каждого учащегося.

Методы  исследования: анализ литературы, анкетирование, педагогическое наблюдение.

Практическая значимость:  накопленный  материал может быть использован классными руководителями  и станет способствовать повышению профессионального мастерства педагога, а также способствовать формированию и совершенствованию всесторонне развитой, творческой личности каждого учащегося.

 


  1. Цели и задачи деятельности классного руководителя.

Основное назначение классного руководителя – в рамках общей цели воспитания обеспечивать индивидуальное развитие личности школьников, открытие мира культуры, введение в мир современной культуры, приобщение к ценностям культуры, оказание помощи в выборе среды жизнедеятельности и способов реализации в культуре. Классный руководитель занимается воспитательной деятельностью, он центральное лицо воспитательного процесса.  По словам К.Д. Ушинского, «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности»[2].

Цель деятельности классного руководителя — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося.

Задачи классного руководителя:

- формирование и развитие коллектива класса;

- организация системной работы с обучающимися в классе;

- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития и нравственного формирования личности каждого ребенка, его самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

- организация системы отношений детей через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

- защита прав и интересов обучающихся;

- гуманизация отношений между обучающимися, обучающимися и педагогическими работниками;

- формирование здорового образа жизни;

- формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров детей.

- организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

Исходя из целей и задач  классного руководителя, мною была разработана и применена новая форма работы с классным коллективом, которая, по-моему мнению, способствует формированию и совершенствованию всесторонне развитой, творческой личности каждого учащегося.


  1. Форма работы с классным коллективом.

Форма – внешнее выражение какого-либо содержания. Это совокупность приемов и средств, которые выбирает учитель.

Начинать работу с новым классным коллективом всегда сложно. В педагогической литературе описано немало средств и методов работы с классом. Казалось бы, все, что можно было, уже давно придумано. Но начинается учебный год, и опять перед тобой все тот же вопрос: как организовать деятельность класса, чтобы она была интересной и эффективной?

Бурное время перемен, инноваций, которое сегодня переживают страна и школа, проявляется и в активном обновлении содержания и форм воспитательного процесса. В этом взаимопроникающем единстве более мобильным, подвижным, быстро устаревающим и столь же быстро меняющимся является форма как внешняя оболочка содержания воспитывающей деятельности.

Младший школьный возраст – качественно своеобразный этап развития ребёнка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной – согласно периодизации Д.Б. Эльконина), сменяющей в этом качестве игровую деятельность, которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте. Включение ребёнка в учебную деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функций [1, 48].

Учитывая все это, проведя анкетирование среди учащихся, составив  характеристику класса, я еще раз убедилась, какие же они все-таки разные.…Как же быть? Как сплотить коллектив?  Ведь мы знаем, что успех воспитательных усилий во многом зависит от установившихся межличностных отношений в классе.

Выход мне подсказали сами ребята. Все перемены они обсуждали события, которые происходят в мире, новинки мультфильмов, интересы самих учащихся. Так у нас родилась идея  создавать комиксы.

Существует много определений комикса, однако все они, в целом, сводятся к тому, что комикс представляет собой серию изображений, в которой рассказывается какая-либо история. Согласно большинству исследователей, комикс — это единство повествования и визуального действия. Скотт Мак Клауд, автор книги «Суть комикса» (англ. Understanding comics), предлагает краткое определение «последовательные изображения», и более полное — «смежные рисунки и другие изображения в смысловой последовательности». Жорж Садуль определяет комиксы, как «рассказы в картинках»[5].

Наши комиксы – это серия историй под общим названием «Будем крепко мы дружить». Создание комиксов проводятся в виде ситуативных игр – историй.

Игры направлены на обогащение школьника навыками эффективного социального взаимодействия. Работа по созданию всех комиксов имеют одинаковую структуру.

1. Подготовительный этап: беседа с постановкой проблемной задачи (обсуждение причин ссор, отражающее тематику ситуации); подготовка к инсценированию ситуации.

Цель: привлечение интереса детей, формирование умения действовать от другого лица, передавать ролевую интонацию, развивать умение вести диалог.

Включает сообщение темы, рассказ педагога о конкретном событии (ситуации, игре), в ходе которого даются характеристики героев, предметы-заместители, распределяются роли (дети могут выбрать их сами).

2. Выбор вариантов завершения предложенной ситуации: инсценировка-драматизация проблемной ситуации; обсуждение проблемы (направлено на понимание детьми ситуации, дети проговаривают проблему своими словами; поиск путей выхода из проблемной ситуации (ответ на вопрос «Как помирить друзей, избежать ссоры?»); театрализация ситуации с внесенными изменениями.

Цель: конкретизация ситуаций, поиск средств достижения цели, определение границ допустимого поведения, определение этических ограничений, проведение границ между «можно» и «нельзя».

3. Установление причинно-следственных связей:  подведение итогов, выводы.

Цель: развитие выбранной ситуации, поиск причины, обострившей ее, а также возможности преобразования этой ситуации для положительного разрешения конфликтов и проблем. Главное — научить детей анализировать, искать различные варианты решения проблем и уметь применить такие возможности.

Комиксы создаются с помощью фотоаппарата, ребята снимают всю историю по - сюжетно, затем обрабатывают на компьютере и распечатывают. В результате получаются интересные, занимательные и поучительные комиксы.

Основная задача, которую предстоит решать детям в ходе игры, - помочь героям не поссориться. Взаимное сопротивление, эгоизм, часто встречающиеся в среде школьников, когда никто не хочет и не умеет уступать и договариваться, ведут к использованию антигуманных средств общения (грубость, жестокость и т.д.), что может отрицательно отразиться на образовательном процессе в целом.

Отсутствие шаблонности в действиях героев, разнообразие ситуаций, схожесть их с жизненными дают ребенку возможность выбора решения проблемы, не опираясь на присвоенные герою черты характера (неверные решения могут принимать оба героя, они являются нейтральными героями, действия которых не предопределены их характерами. Нет заведомо «плохих» и «хороших» героев).

Серия специальных ситуативных игр-историй по формированию навыков успешного социального взаимодействия «Будем крепко мы дружить» направлена на развитие следующих умений:

Сопереживать (отзывчивость).

Помогать, проявляя терпимость к чужим ошибкам и оплошностям.

Искать выход из сложных коммуникативных ситуаций, не избегая их.

Это «Правила дружбы», которые дети должны усвоить, чтобы научиться общаться и дружить.

Также данная деятельность - моделирование проблемных ситуаций, направлена на формирование у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов. Создание комиксов может стать вспомогательным средством в развитии у ребенка умения разрешать проблемные ситуации. Это в первую очередь касается специально разработанных игровых моделей и специально подобранных как игровых ситуаций, так и реальных, имевших место в группе. Метод применяется при работе с группой, подгруппой, парой и индивидуально с ребенком.

При составлении содержания игровых ситуаций необходимо придерживаться определенных условий.

Игровые модели должны строиться в соответствии с интересами и возможностями детей, учитывать их социальный опыт, возрастные особенности.

Выстраивать надо лишь те ситуации, которые отвечают проблемам всей группы.

Для выбора темы обсуждения лучше пользоваться ситуациями из жизни детской группы. С этой целью педагоги разрабатывают картотеки конфликтных ситуаций, свидетелями которых они были, по схеме:

дата, возраст детей;

место конфликта, его участники;

суть конфликта;

итог конфликта;

выводы учителя (педагог может вести «дневник конфликтных ситуаций», имевших место в группе).

Таким образом, у учителя будет возможность проанализировать собственную позицию и действия при разрешении конфликтов между детьми. Проблемные ситуации могут использоваться в совместной деятельности и иметь опосредованное воздействие. То есть, какая-либо проблема, имеющая место в данной группе детей, разыгрывается либо с использованием игру таи, либо самими детьми, но от лица игровых персонажей. Как вариант можно просто обсудить ту или иную ситуацию, но обязательно учитывая следующие принципы:

доступность ситуации для понимания детей, реальность;

незавершенность.

Решение проблемы — это своего рода творческий процесс, требующий предварительного анализа. Детям предлагается вначале проанализировать ситуацию и разрешить ее, объяснив свои действия. При этом важно не просто сделать выбор действия, а определить социальные позиции героев (старший — младший, мать — ребенок, педагог — ребенок и т. д.), их отношения. Естественно, что на этом этапе ребенок уже должен обладать представлениями об общечеловеческих ценностях, правилах поведения, уметь оценивать то или иное действие, предполагать возможный результат — иметь собственную позицию. Такое умение появляется у ребенка уже к старшему дошкольному возрасту.

Стимулирующая помощь взрослого является обязательным условием при использовании метода проблемных ситуаций. Основная цель такой помощи — расширить границы представлений ребенка о нравственных качествах, социальных ролях, общепринятой практике человеческих отношений. Ребенок не различает полутонов в общей картине поведения, оценивая поступки людей (и свои) по полярным характеристикам: хорошие — плохие. Также дети часто объединяют оценку поступка с личностной оценкой: плохой поступок — плохой чело­век. Наводящие вопросы взрослого, чередование открытых и закрытых вопросов, совместное обсуждение той или иной ситуации помогают детям встать на место другого человека, понять мотивы его действий, оценить их с нравственной точки зрения и прийти к правильным выводам.

Кроме социально значимых ситуаций детям интересны сюжеты со сказочными героями. Можно анализировать поведение сказочных героев: соответствует ли оно нравственным представлениям, какие положительные качества есть у отрицательного героя (и наоборот), всегда ли персонаж ведет себя одинаково, существуют ли другие возможности достичь желаемого.

Проблемная ситуация, профессионально и своевременно заданная детям, позволяет достаточно эффективно решать актуальные групповые проблемы. Ребенок может самостоятельно «узнать себя» в, казалось бы, не имеющем к нему прямого отношения примере.

В совместной деятельности со взрослыми и сверстниками ребенок на практике осваивает правила и законы общения. И часто сталкивается с проблемой выбора действия: как лучше и правильнее поступить? Вначале варианты действий предлагает педагог, а ребенок выбирает из них наиболее приемлемые для себя. Впоследствии, имея представления о возможных способах решения проблемы (свой маленький банк жизненных ситуаций, который будет увеличиваться до мере приобретения опыта), ребенок сможет найти для себя оптимальный способ. Приведенная ниже игра учит детей находить компромиссный выход из проблемной ситуации.

Данная форма работы с классным коллективом способствует:

-  формированию умения оценивать свои поступки и поступки других людей;

- воспитанию  уважительного отношения, сочувствия, отзывчивости к сверстникам, окружающим людям;

- закреплению умения осознанно делать выбор и объяснять его.[4, 20]

С ранних лет детям полезно читать комиксы. Ведь таким образом они не только изучают буквы и учатся вплетать их правильно в слова, но и рассматривают наглядные картинки с изображением героев, развивая таким образом свое образное мышление. Конечно, многие могут сказать, что рассматривание картинок вредно из-за отсутствия необходимости представлять героев собственным сознанием. Но с данным тезисом можно поспорить. Откуда ребенок будет знать, что именно он должен представлять, если ему не намекнуть об этом посредством комиксов.

Роль комикса в жизни общества возрастает, и не считаться с этим мы не можем. Процесс визуализации культуры и искусства меняет человека, характер его восприятия и мышления. Нынешнее молодое поколение уже гораздо лучше усваивает визуальную информацию, нежели вербальную. Понять текст комикса, телевизионной картинки или рекламного щита ему проще, нежели рассказ учителя или текст литературного произведения. И в этом смысле комикс для детей куда более предпочтительная форма получения информации, чем традиционный школьный учебник или книга. Посему перспективы использования комикса в сфере образования самые широкие. Однако нельзя перегибать палку. Комиксы должны не вытеснять, а дополнять имеющиеся в школе средства обучения.

Комикс не так прост, как кажется. Это один из способов подачи информации. В сфере образования он не может быть ни единственным, ни основным, но пренебрегать им неразумно. Комикс полезен, и педагогам пора серьезно подумать над тем, как использовать его дидактический потенциал в учебном процессе.

Газетный, книжный текст или текст телевизионного сообщения содержит до 70% избыточной информации. Главное достоинство комикса в том, что он предлагает человеку предельно сжатую, но эмоционально насыщенную информацию, в которой нет ничего лишнего. Это удобно, выгодно, экономит учебное время и силы учащихся. Комикс дает ребенку некую исходную информацию, необходимую для знакомства с тем или иным явлением, проблемой, областью научного знания, позволяет сориентироваться в вопросе, способен пробудить интерес к его дальнейшему, более глубокому изучению.

Комиксная культура — культура новая для России, нам ее еще только предстоит осваивать.

Уникальность комикса заключается в том, что он в очень емкой форме, при помощи очень ограниченного, но выразительного набора слов и такого же визуального ряда способен воссоздать самобытный запоминающийся микромир с ярким героем в центре.

В России жанры, близкие комиксу, уже давно востребованы в дидактических и просветительских целях. Здесь уже упоминали стихотворение известного поэта-переводчика и педагога Федора Богдановича Миллера "Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять…". Поначалу (в 1851 г.) оно было опубликовано в виде подписей к картинкам в иллюстрированной книжке для детей (тогда этот жанр — непосредственный прообраз современных комиксов — имел у нас распространение). А дальше судьба этого произведения во многом повторила типичную историю комикса. Историю, которая может быть охарактеризована двумя ключевыми словами — репродукция и модификация. Изобразительный ряд отмер, а стишок стал использоваться как считалка, она по сей день живет в среде младших школьников (по ходу эволюции комикса, напротив, отмирает первоначальный текст). Среди детей дошкольного возраста он бытует в качестве песенки. Стихотворение было полностью фольклоризировано более ста лет назад — отсюда имя его автора почти не известно широкому кругу людей, как и в "комиксной культуре", произошла "деавторизация".[6]


Заключение

В ходе работы была отражена одна из форм работы классного руководителя со школьниками. Структура работы основывается на целях и задачах, поставленных во введении. Таким образом, проанализировав литературу по данной теме, мною была разработана и применена новая форма работы с классным коллективом.

Данная форма работы может быть использована классными руководителями  и станет способствовать повышению профессионального мастерства педагога, а также способствовать формированию и совершенствованию всесторонне развитой, творческой личности каждого учащегося.

Важнейшими функциями классного руководителя являются воспитание учащихся и социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды, среди них можно выделить функции сплочения коллектива, целеполагания, планирования, контроля и коррекции, организаторскую и диагностическую.  Данная форма работы с учащимися наиболее эффективно реализует вышеизложенные функции классного руководителя.

Современная система образования (ФГОС), а вместе с ней и методологический аппарат педагога должны быть нацелены на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе. Это диктует необходимость изменения содержания и образовательных технологий, ориентации на личностно-ориентированную педагогику.

Предложенная  форма работы с классом позволяет  прослеживать личностное развитие каждого ребёнка, а самому школьнику видеть свои достижения, что способствует стимулированию учебной деятельности.

Для реализации возможностей педагога как классного руководителя предоставляются все необходимые условия: классный кабинет, пособия, помощь старших педагогов. И несмотря на всю сложность и ответственность работы, большинству педагогов она доставляет очень много радости и приносит ощущение удовлетворения.

Данная форма  деятельности классного руководителя с учащимися очень актуальна на современном этапе развития общества, она способствует созданию условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, а также формированию и развитию коллектива класса; организации системной работы с обучающимися в классе;

созданию благоприятных психолого-педагогических условий для развития и нравственного формирования личности каждого ребенка, его самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; защиты прав и интересов обучающихся; гуманизации отношений между обучающимися, обучающимися и педагогическими работниками; формированию здорового образа жизни; формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров детей; организации социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

 

Список использованной литературы:

1. Акимов М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М., 1992

2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М.,1990

3. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: НИИОПП, 2006. – 27,48с.

4. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя – М. 2007. – 22 с.

5. Скотт МакКлауд, «Суть комикса», комикс, учебная литература (англ. Understanding comics). Издательство: Harper Perennial, 1994.- 223 с.

6.http://rusadvice.org/children/school2/nuzhen_li_komiks_rebenku_i_shkole_chast_3.html#ixzz2x9Xahfsu


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности младших школьников, как одна из форм работы классного руководителя по формированию коммуникативной компетентности обучающихся

«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающа...

Статья по теме « Формы работы классного руководителя с детьми группы риска»

В настаящей статье поднимается проблема работы с детьми группы риска....

Мастер-класс на тему " Формы и методы классного руководителя в воспитательной работе"

Цель:предоставить участникам семинара возможность прочувствовать на собственном опыте действенность данных форм, методов. Задачи:  расширить представление о современных формах и методах восп...

Формы работы классного руководителя с родителями.

Формы работы классного руководителя с родителями. 1.Введение………………………………………………………………………. 3 2.Основные функции деятельности классного руководителя……………5 3.Формы работы с родителями………………………………………………...

Выступление на МО классных руководителей "Содержание и формы работы классного руководителя с родителями"

Содержание и формы работы классного руководителя с родителями «Главный метод воспитания детей — личный пример родителей».А. С. Макаренко.Педагоги школы, работающие с коллективом учащихся начальны...