Конспект внеурочного занятия Тема: «Красный угол в казачьей хате».
план-конспект занятия (1 класс)

Миколаенко Анастасия Алексеевна

Конспект внеурочного занятия

Тема: «Красный угол в казачьей хате».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krasnyy_ugol_v_kazachey_hate.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного занятия

Направление внеурочной деятельности, в рамках которого проводится данное занятие: духовно-нравственное.

Тема: «Красный угол в казачьей хате».

Задачи: - познакомить учащихся с красным углом в казачьей хате;

- формирование умения логического и последовательного излагать свою мысль.

- воспитание духовно-нравственно отношение к казачьим традициям.

Оборудование и дидактические средства, используемые на занятии: м/м презентация, конспект внеурочного занятия.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня внеурочное занятие проведу у вас я, зовут меня Сусанна Мамиконовна (Ирина Сергеевна)

-Посмотрите на нас, подарите нам и своим одноклассникам улыбку. Мв желаем вам хорошей и плодотворной работы.

II. Сообщение темы и цели.

Слайд 1

-У каждого есть свой жилище, у кого-то квартира, а у кого-то частный дом.

-Как называется жилище казака? (Хата) Слайд 2

-Что такое хата? (Ответы детей)

-Хата-это название жилища казака.

-Из каких частей состояла хата? (Ответы детей) Слайд 3

- Посмотрите на слайд и покажите переднюю часть дома.

-Как ты определил(а), что это передняя часть хаты? Слайд 4

-Покажите заднюю часть дома. Слайд 5

-Как ты определил(а), что это задняя часть хаты? Слайд 6

III.Основная часть.

-В какой части хаты находится красный угол? (В передней)

-Какие другие названия у красного угла? (Святой.) Слайд 7

-Как вы думайте какая тема нашего занятия? (Ответы детей)

-Сегодня мы подробно изучим красный угол в казачьей хате.

-Откройте учебник на странице 48-ой

-Что такое красный угол? (Ответ детей)

1) Работа с учебником.

Красный угол всегда был самым почитаемым местом в доме. Его соблюдали в особенной чистоте, иконы украшали рушниками. Слайд 8

-А что такое рушники, мы прочитаем в учебнике на странице 48-ой

-Слайд 9. В хате каждой казачки был ткацкий станок и именно с помощью этого станка они сами ткали рушники. На это уходило очень много времени, упорства и старания. Но этим не заканчивался труд девушки, потом они брали иголку с нитками и вышивала узоры.

-Слайд 10. Рушники клали так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, но не закрывать лики, в Церкви так называют лицо. Кроме икон, в красном углу хранились освященные в церкви предметы: святая вода, верба, пасхальное яйцо.

-Сейчас на странице 48-ой прочитает Юшко Маша

-Войдя в комнату, христианин прежде всего крестился перед образами и кланялся Богу, и только затем здоровался с хозяевами.

-Слайд 11

-Слайд 12

-Кто такая Богородица?

-Слайд 13-14

-Поднимите руку те, у кого есть своя именная икона? Слайд 15

2)Работа с текстом

-На странице 49-ой прочитает Чувила Саша 

-Кто хочет рассказать об иконах, которые есть в вашем доме?

4.Физминутка

-А теперь я вам предлагаю немого отдохнуть.

Сначала буду маленьким,

(присесть)

К коленочкам прижмусь.

(обнять колени руками)

Потом я вырасту большим,

(встать)

До неба дотянусь.

(поднять руки вверх, встать на носочки)

-А теперь Ирина Сергеевна расскажет вам об убранствах казацкой хаты

5. Сообщение темы и цели занятия

-Сегодня мы с вами поговорим о быте казачьей семьи.

6. Основное содержание внеурочного занятия.

-Ребята мы узнали о красном угле. Теперь, давайте ещё раз рассмотрим внутреннее убранство хаты, т.е. какие предметы там находятся.

На сегодняшний день тоже встречаются хаты, их оставляют как память о старине, а старые люди привыкли к хатам и поэтому также остаются в них жить.

-Сейчас мы с вами рассмотрим, что находилось в казачьей хате:

1. Печь. Её топили кезяком или кочерыжками от кукурузы, саму кукурузу пускали на корм скоту а кочерыжками растапливали печь ( Кезяк-это высушенный коровий навоз с соломой). Летняя печь стояла во дворе,на которой они и готовили.

2.Ухват-надетая на палку металлическая рогатка для подхватывания горшков, чугунов, которые ставятся в русскую печь.

3.Глэчик-глиняный горшок, в котором готовилась еда.

4.Крынка-расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока.

5.Керосиновая лампа-бытовой источник освещения на основе сгорания керосина в воздухе. Казаки старались выполнить все свои дела в светлое время, чтоб экономить в лампе керосин так, как он был дорогой и его нелегко было достать.

6.Прялка-предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.

7.Перина-подстилка на кровать в виде длинного мешка, набитого пухом или перьями. Кровати были железные, и их основой была металлическая сетка.

8.Часы- они присутствовали не у всех в хатах, но их присутствие говорило о богатстве.

9.Сырно-круглый стол-стол, за которым кушали хозяева хаты, а также гости, которые к ним приходили.

10. Настольник-скатерть,  застилаемая ежедневно на стол, она делалась из дешёвой материи .

11.Рушник-это полотенце, которое широко использовалось  в разнообразных обрядовых ситуациях: на похоронах, свадьбе и крестинах.

12.Каравай- главный свадебный хлеб , большой, чаще всего круглый, который делят на  для угощения всех её участников.  Также с караваем встречали гостей, как говорится с «Хлебом, да солью»

Также каждая хата изнутри была украшена занавесками, они висели на окнах и на боковой стороне кровати и в междверных пространствах, отделяя одну комнату от другой.

Откройте учебники на стр.22 и вместе соединим старинные и современные предметы.

Посмотрите на стр.23. Пользоваться рубелём надо так: на большую скалку нужно намотать слегка влажное бельё, затем прокручивали скалку и  рубелём продавливали бельё.

-Мы вам покажем то, как связаны самовар и сапог.

Посмотрите на стр.18 своего учебника. (Сравнение иллюстрации подворье казака)

IV. Подведение итогов, рефлексия.

1) Игра «Вопрос-ответ»

-Что такое красный уго?

-Что такое рушник?

-Что такое печь?

-Что такое ухват?

-Что такое глэчик?

-Ребята что вам запомнилось на нашем занятии?

-Какие предметы вам понравились больше? Почему?

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперёд.

Но преданье старины

Забывать мы не должны,

Слава русской старине!

Слава нашей стороне!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия Тема: «Казачья служба и основные казачьи чины».

Конспект внеурочного занятияТема: «Казачья служба и основные казачьи чины»....

Конспект внеурочного занятия Тема: «Позаботимся о своём здоровье»

Конспект внеурочного занятияТема: «Позаботимся о своём здоровье»...

Конспект внеурочного занятия Тема: «Светлая Пасха»

Конспект внеурочного занятияТема: «Светлая Пасха»...

Конспект внеурочного занятия, тема: Свойство воды

Задачи деятельности учителя: создать условия для выяснения основных свойств воды, значение воды в природе.    Предметные:     научатся   ставить простейшие...

Конспект внеурочного занятия. Тема: "Что такое страхование" (1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о страховании, о видах и значении страхованияПланируемые результаты:Предметные: Знать: что такое страхование, для чего нужно страхование.Уметь: пр...

Конспект внеурочного занятия. Тема: "Товар, товарообмен" (1 класс).

Цели деятельности учителя: формирование понимания сути товарообмена. Планируемые результаты Предметные: -знать – что такое товар, товарообмен; как обменивались товарами без денег.-уметь &nd...