Конспект внеурочного занятия Тема: «Красный угол в казачьей хате».
план-конспект занятия (1 класс)
Конспект внеурочного занятия
Тема: «Красный угол в казачьей хате».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krasnyy_ugol_v_kazachey_hate.docx | 19.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект внеурочного занятия
Направление внеурочной деятельности, в рамках которого проводится данное занятие: духовно-нравственное.
Тема: «Красный угол в казачьей хате».
Задачи: - познакомить учащихся с красным углом в казачьей хате;
- формирование умения логического и последовательного излагать свою мысль.
- воспитание духовно-нравственно отношение к казачьим традициям.
Оборудование и дидактические средства, используемые на занятии: м/м презентация, конспект внеурочного занятия.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня внеурочное занятие проведу у вас я, зовут меня Сусанна Мамиконовна (Ирина Сергеевна)
-Посмотрите на нас, подарите нам и своим одноклассникам улыбку. Мв желаем вам хорошей и плодотворной работы.
II. Сообщение темы и цели.
Слайд 1
-У каждого есть свой жилище, у кого-то квартира, а у кого-то частный дом.
-Как называется жилище казака? (Хата) Слайд 2
-Что такое хата? (Ответы детей)
-Хата-это название жилища казака.
-Из каких частей состояла хата? (Ответы детей) Слайд 3
- Посмотрите на слайд и покажите переднюю часть дома.
-Как ты определил(а), что это передняя часть хаты? Слайд 4
-Покажите заднюю часть дома. Слайд 5
-Как ты определил(а), что это задняя часть хаты? Слайд 6
III.Основная часть.
-В какой части хаты находится красный угол? (В передней)
-Какие другие названия у красного угла? (Святой.) Слайд 7
-Как вы думайте какая тема нашего занятия? (Ответы детей)
-Сегодня мы подробно изучим красный угол в казачьей хате.
-Откройте учебник на странице 48-ой
-Что такое красный угол? (Ответ детей)
1) Работа с учебником.
Красный угол всегда был самым почитаемым местом в доме. Его соблюдали в особенной чистоте, иконы украшали рушниками. Слайд 8
-А что такое рушники, мы прочитаем в учебнике на странице 48-ой
-Слайд 9. В хате каждой казачки был ткацкий станок и именно с помощью этого станка они сами ткали рушники. На это уходило очень много времени, упорства и старания. Но этим не заканчивался труд девушки, потом они брали иголку с нитками и вышивала узоры.
-Слайд 10. Рушники клали так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, но не закрывать лики, в Церкви так называют лицо. Кроме икон, в красном углу хранились освященные в церкви предметы: святая вода, верба, пасхальное яйцо.
-Сейчас на странице 48-ой прочитает Юшко Маша
-Войдя в комнату, христианин прежде всего крестился перед образами и кланялся Богу, и только затем здоровался с хозяевами.
-Слайд 11
-Слайд 12
-Кто такая Богородица?
-Слайд 13-14
-Поднимите руку те, у кого есть своя именная икона? Слайд 15
2)Работа с текстом
-На странице 49-ой прочитает Чувила Саша
-Кто хочет рассказать об иконах, которые есть в вашем доме?
4.Физминутка
-А теперь я вам предлагаю немого отдохнуть.
Сначала буду маленьким,
(присесть)
К коленочкам прижмусь.
(обнять колени руками)
Потом я вырасту большим,
(встать)
До неба дотянусь.
(поднять руки вверх, встать на носочки)
-А теперь Ирина Сергеевна расскажет вам об убранствах казацкой хаты
5. Сообщение темы и цели занятия
-Сегодня мы с вами поговорим о быте казачьей семьи.
6. Основное содержание внеурочного занятия.
-Ребята мы узнали о красном угле. Теперь, давайте ещё раз рассмотрим внутреннее убранство хаты, т.е. какие предметы там находятся.
На сегодняшний день тоже встречаются хаты, их оставляют как память о старине, а старые люди привыкли к хатам и поэтому также остаются в них жить.
-Сейчас мы с вами рассмотрим, что находилось в казачьей хате:
1. Печь. Её топили кезяком или кочерыжками от кукурузы, саму кукурузу пускали на корм скоту а кочерыжками растапливали печь ( Кезяк-это высушенный коровий навоз с соломой). Летняя печь стояла во дворе,на которой они и готовили.
2.Ухват-надетая на палку металлическая рогатка для подхватывания горшков, чугунов, которые ставятся в русскую печь.
3.Глэчик-глиняный горшок, в котором готовилась еда.
4.Крынка-расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока.
5.Керосиновая лампа-бытовой источник освещения на основе сгорания керосина в воздухе. Казаки старались выполнить все свои дела в светлое время, чтоб экономить в лампе керосин так, как он был дорогой и его нелегко было достать.
6.Прялка-предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.
7.Перина-подстилка на кровать в виде длинного мешка, набитого пухом или перьями. Кровати были железные, и их основой была металлическая сетка.
8.Часы- они присутствовали не у всех в хатах, но их присутствие говорило о богатстве.
9.Сырно-круглый стол-стол, за которым кушали хозяева хаты, а также гости, которые к ним приходили.
10. Настольник-скатерть, застилаемая ежедневно на стол, она делалась из дешёвой материи .
11.Рушник-это полотенце, которое широко использовалось в разнообразных обрядовых ситуациях: на похоронах, свадьбе и крестинах.
12.Каравай- главный свадебный хлеб , большой, чаще всего круглый, который делят на для угощения всех её участников. Также с караваем встречали гостей, как говорится с «Хлебом, да солью»
Также каждая хата изнутри была украшена занавесками, они висели на окнах и на боковой стороне кровати и в междверных пространствах, отделяя одну комнату от другой.
Откройте учебники на стр.22 и вместе соединим старинные и современные предметы.
Посмотрите на стр.23. Пользоваться рубелём надо так: на большую скалку нужно намотать слегка влажное бельё, затем прокручивали скалку и рубелём продавливали бельё.
-Мы вам покажем то, как связаны самовар и сапог.
Посмотрите на стр.18 своего учебника. (Сравнение иллюстрации подворье казака)
IV. Подведение итогов, рефлексия.
1) Игра «Вопрос-ответ»
-Что такое красный уго?
-Что такое рушник?
-Что такое печь?
-Что такое ухват?
-Что такое глэчик?
-Ребята что вам запомнилось на нашем занятии?
-Какие предметы вам понравились больше? Почему?
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперёд.
Но преданье старины
Забывать мы не должны,
Слава русской старине!
Слава нашей стороне!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеурочного занятия Тема: «Казачья служба и основные казачьи чины».
Конспект внеурочного занятияТема: «Казачья служба и основные казачьи чины»....
Конспект внеурочного занятия Тема: «Позаботимся о своём здоровье»
Конспект внеурочного занятияТема: «Позаботимся о своём здоровье»...
Конспект внеурочного занятия Тема: «Светлая Пасха»
Конспект внеурочного занятияТема: «Светлая Пасха»...
Конспект внеурочного занятия, тема: Свойство воды
Задачи деятельности учителя: создать условия для выяснения основных свойств воды, значение воды в природе. Предметные: научатся ставить простейшие...
Конспект внеурочного занятия. Тема: "Что такое страхование" (1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений о страховании, о видах и значении страхованияПланируемые результаты:Предметные: Знать: что такое страхование, для чего нужно страхование.Уметь: пр...
Конспект внеурочного занятия. Тема: "Товар, товарообмен" (1 класс).
Цели деятельности учителя: формирование понимания сути товарообмена. Планируемые результаты Предметные: -знать – что такое товар, товарообмен; как обменивались товарами без денег.-уметь &nd...
План – конспект внеурочного занятия Тема занятия: «Новогодняя открытка».
Тема занятия: «Новогодняя открытка»....