Классный час: «Родная земля. Зеленые святки: Троица».
классный час (3 класс)

Мартыненко Елена Владимировна

Классный час: «Родная земля. Зеленые святки: Троица».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Родная земля. Зеленые святки: Троица».

Цель: показать смысл народных обрядов и обычаев Троицкой недели: память о

предках и прославление расцветающей природы.

Содержание и формы работы. Знакомство с народными обрядами Троицкой недели и повторение материала по художественному языку народного искусства.

Оборудование: выставка работ уч-ся, журналов для детей «Свечечка», рисунков уч-ся, музыкальное сопровождение.

Ход:  

1. Организационный момент.

- Сегодня занятие у нас будет необычным. Мы познакомимся с православным праздником «Троица», с народными обрядами и обычаями Троицкой недели.

2. Подготовка к восприятию.

(Чтение стихотворений уч-ся)

Троицын день

Дожидаются березы белоснежные,

На коре, застыв, росятся слезы нежные.

Сломим ветви и в пучки завяжем тесные.

Пахнет горечью прохладною, древесною.

Уберем весь дом наш листьями душистыми

И травою, и цветами золотистыми.

На траве, в цветах и с веткою зеленою

Встретим Троицу пред ветхою иконою.

П. Соловьева

Троица.

Гудящий благосвет к молитве призывает,

На солнечных лучах над нивами звенит;

Даль заливных лугов в лазури утопает,

И речка на лучах сверкает и горит.

А на селе с утра идет обедня в храме:

Зеленою травой усыпан весь амвон,

Алтарь, сияющий и убранный цветами,

Янтарным блеском свеч и солнца озарен.

И звонко хор поет, веселый и нестройный,

И в окна ветерок приносит аромат…

Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат,

Весенний праздник твой, и светлый, и спокойный!

Ты нынче с трудовых засеянных полей

Принес сюда в дары простые приношенья:

Гирлянды молодых березовых ветвей,

Печали тихий вздох, молитву - и смиренье.

И. Бунин

3.Работа по теме.

Слово учителя:

За Вознесением скоро и Троица. В народе говорят так:

С Вознесеньева дня весна потом умывается, честному Семику кланяется, на Троицу-Богородицу из-под белой ручки глядит.

Троица - самый разгар Зеленых святок, самая их середина. Тут что ни день – то именины. А чьи – подождите, узнаете по порядку.

Троица празднуется через 50 дней после Пасхи. Поэтому называется она еще Пятидесятницей. Приходит этот праздник всегда в воскресенье, как и Пасха. Ко дню Святой Троицы были приурочены другие важные народные обряды и обычаи зеленых святок. Это – середина, кульминационное время праздничного цикла.

Отгадайте загадку – узнаете, что по народному обычаю бывает в центре праздника:

Красавица на поляне

В белом сарафане,

В зеленом полушалке.

Четверг перед Троицей – седьмой четверг после Пасхи. Поэтому и называется он Семиком.

На Семик девушки шли в лес. Тайно завивали венки на березах. Через эти венки целовались друг с другом, обменивались колечками, лентами, платками. Это старинный обряд заключения девичьего союза, после чего девушки считались кумушками – подружками. Срок союза разный. На семик девушки водили хороводы вокруг березы, плели венки на голову из березовых веток, устраивали под березой совместную трапезу, где обязательно была яичница.

А песни пели такие:

(Уч-ся водят хоровод и исполняют песню)

Березка, березка,

Завивайся кудрява!

К тебе девушки пришли,

К тебе красные пришли,

Пироги принесли

Со яичницей.

Под тобою, березонька,

Не мак цветет,

Не огонь горит-

Красные девушки

В хороводе стоят,

Про тебя, березонька, все песни поют.

Суббота перед Троицей – Родительская. Поминают в этот день всех ушедших родных и близких. Готовили раньше постную кутью (кашу из цельных зерен пшеницы, ячменя, риса), блины, кисель. Пекли медовые пряники. Красили яйца в желтый цвет. Так чествование молодой цветущей зелени и забота о будущем урожае обязательно сочетались с поминовением предков. Ведь прошлое и будущее – всегда рядом и соединяются в настоящем через ныне живущих.

  (Работа с пословицами)

- А теперь прочитайте пословицы.

- Поделитесь своими мыслями.

                                 Где забота о будущем – там память о предках.

                                          Про отцов помнить от века завещано.

 В  Троицкую субботу именинницей считалась вода. К ней относились очень бережно: полы не мыли, белье не стирали, баню не топили.

 Старые же старики говорили, что в это время русалки покидают реки, пруды, озера. И перебираются на ивы или плакучие березы.

За субботой –  воскресенье, сам праздник Троицы. Рано утром дома и храмы украшались ветвями берез и цветами. Пол усыпали ароматной травой. В этот день именинником считался лес, его нельзя было ни ломать, ни рубить. Юноши и девушки плели венки; в них обязательно вплетали все цветы, которые расцвели к этой поре. Хозяйки пекли караваи, созывали гостей. И опять центром праздника были знаменитые троицкие хороводы. По воспоминаниям очевидцев, они могли протянуться от села до села, объединяя между собой их жителей в общем радостном празднике.  

В хороводе каждый – словно цветок. И весь хоровод – будто живой венок на челе матушки Земли.

( Уч-ся водят хоровод и исполняют песню)

                                       

                                       Стой, мой милый хоровод,

Стой, веселый весь народ,

Стой, не расходись.

Я во этом хороводе,

Я во этом развеселом

Скакал и плясал.

Я скакал и плясал,

Венок соронял,

Милую искал.

Моя милая идет,

Вот хорошая идет,

Веночек несет…

И недаром. В понедельник после Троицы – третьи именины. В этот день земля - именинница. Ее никак нельзя было тревожить, особенно копать, рыхлить. Этот день - завершение праздничного цикла зеленых святок: окончание Троицких хороводов; развивание венков на березах, завитых на семик; прощание с последними весенними праздниками. Так и говорили: « Пройдет Семик да Троица – все забавы скроются». Наступит новая пора в жизни природы и людей – жаркое лето, с обилием работы на земле, когда нельзя терять ни минуты, потому что летний день год кормит.

Отзвенят Троицкие хороводы – тут весне и конец. А лету – начало.

4. Творческая работа.

Изготовление панно – коллажа «Триединство, дарящее жизнь».

(коллективная работа)

5. Приглашение к столу.

Уч-ся угощают друг друга лакомствами: куличи, блины, кутья, кисель, булочки.

4. Рефлексия.

- Что за растение было в центре троицко - семицких обрядов?

- Почему девушки несли с собой именно такое угощение – яичницу?

- Какие цветы расцветают в нашем краю к празднику Святой Троицы?

- Вспомните, какие работы предстоят летом тем, кто будет жить на даче, в деревне?

- Что заинтересовало каждого из вас на уроке?

- Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

- Хотелось бы вам узнать о других  православных праздниках?

А закончить занятие хочется словами:

Взгляни на небушко, дитя!

Там солнышко сияет

И всех на свете, и тебя

Лучами согревает!

Вот так и Бог

Нам шлет с небес

Любовь Свою и милость:

Не перечесть всех тех чудес,

Что на земле случились!

Пречистый Свет Свой источая

Всем, кто усердно молится,

Благословляет и спасает,

Дитя, Святая Троица!

И.Мекушкина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зеленые святки (из серии праздник березки)

Вашему вниманию предлагается методическая разработка игрового занятия "Зеленые святки".Занятие состоит из блоков: организационно-методического, информационного и блока контроля.Информационный блок сод...

Классный час "Край родной - земля Белгородская"

Разработка внеклассного занятия содержит материал о родном крае Белгородчине и его истории....

Сценарий классного часа" Красный , желтый ,зеленый"

Сценарий классного часа " Красный,желтый,зеленый"...

Зеленые святки ( праздник встречи лета)

В рамках Программы "Возвращение к истокам" проведен праздник "Зеленые святки"....

Технологическая карта классного часа "Писатели земли родной"

Тема: «Писатели земли родной» Класс: 2 Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с современными детскими писателями Южного Урала и их творчеством; способствовать развитию навыка выразительного ч...

Классный час на тему "Родная земля - Родина моя"

Классный час ко дню первого президента РК...

Сценарий концерта "Троица-Зеленые святки"

Важно изучать с детьми традиции своего народаТрадиция обладает странным свойством уравновешивать доброе и злое, сглаживать, примирять противоречия. Отказ от традиции – даже во имя свободы &ndash...