Опыт христианского православного воспитания.
классный час (3 класс)

Шилкова Марина Эдуардовна

Из опыта работы по христианскому православному воспитанию подрастающего поколения; тврческое вытсупление на педагогическом совете школы в августе 2018 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_rabota_s_roditelyami.docx36.66 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт  христианского православного воспитания

(из опыта работы)

Подготовила Шилкова М.Э.,

учитель начальных классов

НЧУ ОО ЦПШ «Косинская»

Август 2019г.

     Опыт христианского православного воспитания показывает, что нельзя организовать духовную жизнь человека через развитие его психофизиологических функций. Нельзя прийти к духовному росту через развитие только интеллекта, только свободы или чувств, хотя духовная жизнь и опосредуется развитием этих составляющих. Человек от природы имеет склонность к наращиванию собственного духовного поля независимо от того, какими глазами смотрит на мир - глазами христианина или материалиста. Существенной особенностью духовности является то, что ей всегда присуща определенная направленность - нацеленность на идеал, в основе которого лежит вера в него. Вера - естественная потребность человеческой души, которая является источником положительной мотивации поведения человека; она - основа процесса воспитания, фундамент убеждений личности. Главный вопрос о том, во что может и должен ребенок верить, в чем искать духовную опору. Целостность воспитательной деятельности основывается на взаимодействии веры и ценностей, единство которых убедительно показывает практика народного воспитания. Ценности присваиваются человеком прежде всего через веру, потому что она принадлежит к инструменту духовного познания.

 Введение ФГОС предусматривает значительное изменение подходов в организации взаимодействия  родителей  и педагогического  коллектива  образовательного  учреждения. Поскольку  Стандарт  рассматривается  как  результат  общественного  договора  между семьей,  обществом  и  государством,  то  родители  должны  являться  активными  соучастниками, содеятелями образовательного процесса.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и интеллектуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую. Всё это, конечно, не приносит позитивных результатов. И мы, педагоги, знаем – всё из семьи, главные воспитатели детей - это родители!

Ребенка должны воспитывать  – не православные гимназии, не воскресные школы, не духовник, не священник, а родители.
Причем воспитывать должны ребенка родители совершенно жертвенным способом. Отец Иоанн Крестьянкин в одной своей проповеди говорит: «Мать начинает молиться, она просит Бога о помощи, но не получает ее. Почему же? Да потому, дорогие мои, что нельзя возлагать на Бога то, что мы обязаны сделать сами. Нужен труд, нужно духовное напряжение, нужно всегда помнить о детях, о своей ответственности за них перед Богом. Отцы и матери! Одни, без детей своих, вы спастись не можете! И это надо помнить».
Мать должна не только молиться, но и положить душу свою на воспитание собственного чада. О. Алексий Мечёв говорил матерям, которые жаловались ему на детей, мешающих им ходить в церковь: «Твой ребенок – это твой Киев и твой Иерусалим. Вот твое место молитвы и твое место Богослужения – твой ребенок».
Протоиерей Алексий Уминский.

Ведущая идея системы работы педагогического коллектива школы с родителями - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов. 

Ведущая идея реализуется на основе и с учетом поставленных задач по организации совместной деятельности родителей и образовательного учреждения, направлений содержания деятельности, набора специальных методов и форм работы.

Среди основных задач организации совместной работы школы и родителей можно выделить следующие:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

3) участие родителей в управлении школой, родительские комитеты).

Всем известно, что семья – это капелька  любого общества. Наша российская  семья  больна  бездуховностью.  Семьи-капельки  слились в нравственный и идеологический кризис России. Православная школа - российское учебное заведение, и семьи учеников с теми же проблемами, что и в обществе в целом. А в обществе нарушены нравственные устои истинно православной семьи: уважение и почитание старших, послушание, которые должны впитываться детьми с  молоком матери.

Цель открытия православных школ - воспитание российского гражданина в исконно православной традиции, где должны прививать патриотизм и любовь к своей истории, культуре, традициям православной России.

Добиться этой цели можно, только если работать сообща, всем вместе: и родителям, и педагогам. Причем главенствующая роль должна отводиться семье. Ведь только в семье продолжается и закрепляется то, что закладывается в православной школе. Главное, выработать единый стиль общения с родителями, не навязывать им педагогические истины, а незаметно приводить к правильному самостоятельному решению.

Постепенно в нашей школе выстроилась следующая система духовно- нравственного воспитания учащихся, где работе с родителями отводится одно из центральных мест.

 

Работа с родителями

 Взаимосвязь усилий ученика, учителей, родителей, Церкви в православном воспитании дает возможность добиться высоких результатов

Выстраивая систему работы с родителями в первую очередь необходимо донести до каждого, что православие – это не только пост и молитва. Ду- ховное знание, донесенное до ребенка простым начетничеством, заучиванием каких-либо религиозных истин, молитв, способно уничтожить, разорить его духовный внутренний мир Православие – это образ мысли, образ взаимоотношений, образ построения всей жизни. Мы хотим, чтобы православный образ жизни семьи стал реальностью.

Однажды святитель Игнатий Брянчанинов обратился к матери маленькой девочки: «Знай, что паче всех твоих наставлений словами, жизнь твоя будет самым сильным наставлением для дочери». Это и было взято за основу работы с родителями.

Сегодня родители, озабоченные своим материальным благополучием, оказались далеки от воспитания собственных детей. Эту функцию они плавно перекладывают то на бабушек и нянь, то на детские сады или, в конечном итоге, школы.

В связи с этим заметно уменьшилось влияние родителей на детей, которые, оказавшись предоставленными самим себе, воспитываются и растут, как сорняки, по пути наименьшего сопротивления: чем меньше сил и энергии я затрачу, тем лучше. И в результате этого в школе мы сталкиваемся с тем, что ребята не умеют себя вести, им не привиты элементарные нормы поведения.

Школа направляет, а семья закрепляет, делает образом жизни.

Поэтому основная цель работы с родителями сводится к осознанию ими значимости истинно христианского семейного уклада, православного воспитания, а также упрочнению духовной связи детей и родителей, повышению их роли и ответственности за воспитание и обучение детей.

Основные направления работы с родителями

 I. Как и в обычных школах, в ЦПШ регулярно проходят традиционные родительские собрания. Они помогают родителям справиться с основными проблемами, возникшими в процессе обучения, в период адаптации учащихся, способствуют повышению ответственности родителей за обучение детей. Мы говорим о том, как помочь ребенку стравиться с трудностями при чтении, письме или счете, как важно, для детей внимание со стороны родителей к их успехам и неудачам.

II. Кроме традиционных собраний, организован родительский лекторий. Это беседы духовника по вопросам православной культуры и воцерковления. Здесь говориться об особенностях православной культуры, о важности родительского примера в воспитании детей, рассматриваются вопросы, касающиеся жизни церкви и православного христианина.

III. Ежедневно проходят педагогические беседы по вопросам семейного воспитания, православной педагогики. Во  время одной из бесед был поставлен вопрос: «Кто виноват в невоспитанности наших детей?» Ответ был дан словами священномученика Владимира, Митрополита Киевского и Галицкого: «Родители виноваты более всего, что их дети дурно воспитаны… Бог Отец в раю узаконил нерасторжимость брака, возвысил его на степень таинства и запечатлел его благословением своей Церкви, дабы у вступающих в брак не было недостатка в необходимой благодати и помощи свыше при выполнении ими обязанностей брачного состояния, между которыми самая важная – именно воспитание детей» (Священномученик  Владимир, Митрополит Киевский и Галицкий 1996, с. 7).

 

VI. Особое место в воспитательной работе занимают паломнические поездки, организуемые  совместно для детей и родителей, Паломничество укрепляет отношения, помогает наладить взаимосвязь между учителями и детьми, учителями и родителями.

Перед Богослужением мы проводим беседы с родителями и детьми  о том, как готовиться к исповеди и Причастию, как вести себя в храме во время Богослужения  и что родителям необходимо на службе  присутствовать вместе с детьми молиться и участвовать в Церковных Таинствах 

Достижению поставленных в работе с родителями целей способствуют также:

- совместные утренние молитвы в стенах гимназии перед началом учения, и по окончании урока  молитва перед вкушением пищи еженедельный молебен перед иконой Б.М. Косинская, участие в общешкольных конкурсах, выставках, предметных неделях;

Именно таким образом выстроенная работа с родителями позволяет вовлекать их в процесс воспитания детей, быть более внимательными к своим детям, осознавать всю важность ответственности за их настоящее и будущее. Ведь не достаточно уделять внимание только интеллектуальному развитию учащихся, необходимо также научить их питать свою душу той силой духа, которой обладает православие.


Священник Лев Аршакян, преподаватель Нового Завета в Троицкой православной школе (Новая Москва).

– Я считаю, что православная школа – это для верующих людей настоящий дар Божий. Если есть возможность, чтобы дети ходили в православную школу, надо к этому стремиться. Понятно, что не нужно идеализировать православные школы и думать, что там все прямо такое розовое и пушистое. Там могут быть те же страсти, те же грехи, те же проблемы, но там есть и священники, которые толкуют Евангелие, есть молитвы. В сердцах у детей сеется некое семя, которое у многих потом в жизни, как некий фундамент, даст добрые плоды, когда они уже выйдут из школы. При обучении детей в православной школе  важна позиция самих родителей. Дети, скорее всего, пока не могут ощутить всю ту пользу, которая им дается. А вот родители, их понимание, их молитва и благодарность, их нелицемерная жизнь по Евангелию и по заповедям здесь имеют краеугольное значение. Дети очень больно воспринимают, когда, допустим, Евангелие или священник в школе говорит одно, а дома они видят другое. В таком случае, я считаю, православная школа может быть даже вредна. Эта рана может быть очень глубокой и вообще не залечиться. Не должно быть так: родители привели детей в православную школу, а сами живут своей мирской жизнью, своими страстями, руганью и ложью. Таким бы я даже не советовал отдавать детей в православную школу. А вот верующим людям, для которых вера – это не пустое место, а Бог – не какой-то далекий, непонятный, строгий судья и каратель, а любящий Отец, – таким верующим людям очень важно, чтобы их дети ходили в православную школу. От этой симфонии семьи и школы они получат очень много полезного и доброго.

Старайтесь не создавать особых конфликтов, чтобы не разрушить сердечных отношений с детьми. Когда мои дети были еще маленькие, мне один монах архимандрит сказал: "Старайся, чтобы дети тебя любили, тогда ты сможешь все с ними сделать". Как вы будете этого добиваться, это ваше дело. Больше того, это относится не только к детям. Вы сможете с любым человеком сделать что угодно (я имею в виду только хорошее, конечно), если между вами будет любовь. ... Если в основе семейных отношений лежит любовь, то все возможно, и это нужно помнить всегда. Что бы вы ни делали в воспитании, старайтесь не потерять чувство любви.
Протоиерей Валериан Кречетов.

От Вас никто не требует больших подвигов, но маленькие: тут сказать ласковое слово, там промолчать, там не обидеться, там на колкое слово ответить кротко, там простить, там покрыть любовью грех ближнего, там — грех не увидеть…

Протоиерей Владимир Богданов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности семейного православного воспитания детей

В наше время, когда неверие в Бога стало явлением общепризнанным и общераспространенным, когда равнодушие к религии считается нередко признаком хорошего тона, а полное безверие — признаком образованно...

"Формирование ценностного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности на основе традиций православного воспитания"

В статье рассматривается одна из актуальных проблем современного общества - формирование семейных ценностей у младших школьников. Одним из путей решения этой проблемы, по мнению автора статьи, являетс...

лекция для родителей "Особенности православного воспитания"

Особенности православного воспитанияЛекция для родителей.Православие является главной культурообразующей религией России, и вклад Церкви в историю и формирование национального менталитета поистине нео...

Рабочая программа внеурочной деятельности по православному воспитанию "К истокам духовности с песней"

Программа составлена для занятий кружка по "ОРК иСЭ" . Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, на...

Христианское (православное) воспитание и 7 факторов духовного роста детей. К данной статье есть наглядный материал.

Данный материал можно использовать на родительском собраниии. При выборе курса ОРСКЭ в 4 классе....

Исследовательская работа Тема: «Идеи православного воспитания в социо-культурном курсе «Истоки».

Исследовательская работа Тема: «Идеи православного воспитания в социокультурном курсе «Истоки»....

АЗБУКА ПРАВОСЛАВНОГО ВОСПИТАНИЯ

Родить детей – дело природы,но образовать и воспитать их в добродетели – дело ума и воли.                            ...