Классный час "К добру дорогу выбирай "
классный час (4 класс)
Предварительный просмотр:
Классный час
К добру дорогу выбирай
Задачи. Формировать нравственную культуру обучающихся, самооценку своего поведения в обществе; расширять знания о понятиях «добрый человек», «толерантность»; показать значение доброты, отзывчивости, скромности, толерантности в жизни каждого человека; воспитывать у детей культуру поведения, чувства уважения друг к другу, сопереживания.
Ход классного часа
I. Организационный момент
Учитель. Поприветствуйте друг друга взглядом, улыбнитесь, протяните лучики добра и радости, света и тепла, мира и благополучия! Так человек творит в себе Добро, Любовь и Солнце и дарит их другим на Счастье...
Начинаем работу нашего дискуссионного клуба.
Соревнуемся, как всегда, по группам за звание, которое вам присвоят наши гости. Не зарабатывайте о штрафных очках.
Звания сообщаются детям после проведенного конкурса в данной номинации:
«Самые добрые»;
«Самые интеллектуальные»;
«Самые воспитанные»;
«Самые активные».
– Возьмите из конверта листок «Настроение». Определите свое настроение в начале классного часа цифрой 1, а в конце – цифрой 2.
Обведите добрые, по-вашему мнению, лица. Для начала давайте познакомим гостей с нашим клубом.
Он называется...
Дети. «Новое поколение».
У. Наш девиз...
Д. «Хочу все знать, уметь все в жизни,
Чтобы полезным стать Отчизне».
У. Законы нашего клуба...
Д. Не согласен – возражай!
Возражаешь – предлагай!
Предлагаешь – делай!
Берись за дело смело!
У. Ребята, я нашла русскую народную пословицу, которая более четко, ясно и коротко отражает наши правила. Посмотрите на экран.
На экране:
Говори мало, слушай много, а думай еще больше!
– Вы согласны ее включить в наши правила?
Д. Да!
У. Перечислите золотые правила клуба.
Д. Один говорит – все слушают.
– Уважай чужое мнение.
– В клубе зря ты не болтай,
Как заморский попугай,
Не учи молчать другого,
А молчи побольше сам,
Вникая в суть разговора,
Внемли услышанным словам...
У. Наш клуб заседает один раз в месяц, и мы говорим на темы нравственности и патриотизма.
II. Актуализация новой темы для дискуссии
У. Послушайте стихотворение. Догадайтесь, какова его главная мысль. Определите тему нашего разговора.
Ученик.
Своим поступком безразличным
Мы можем причинить обиду,
И то, что нам хотят добра,
Мы можем упустить из виду.
Так спохватись, народ, воскресни!
Дороги есть и в ад, и в рай.
Среди людей себе подобных
Ты нос не задирай.
Я дам тебе совет чудесный:
К добру дорогу выбирай!
У. У кого есть мысли о теме нашего заседания?
Выслушиваются ответы детей.
– Да, действительно, у нас в гостях – Его Величество Доброта.
Доброта – слово, которое помогает нам жить в мире и согласии, а последние слова стихотворения – его главная мысль – и есть тема дискуссии.
III. Работа над темой
У. Переходим к вопросам для обсуждения.
По ходу занятия вопросы появляются на экране.
1. Что такое доброта? В чем должна проявляться доброта по отношению к другим людям?
Происходит обмен мнениями между группами.
У. Объяснить это слово поможет кроссворд со словом доброта. Достаньте его из конверта.
Выигрывает та группа, которая все разгадает кроссворд первой. Ее участники получают звание «Самые интеллектуальные».
Кроссворд
Вопросы
1. Она может быть настоящая и мнимая.
2. Готовность помочь, отозваться на чужие нужды.
3. Это чувство испытывают родители к своему ребенку.
4. Чувство, когда друг абсолютно уверен в друге, верит ему.
5. Столкновение противоположных интересов.
6. Доброе, отзывчивое отношение к человеку.
7. Заботливое отношение к людям.
После того как группы справятся с заданием, для проверки работы на экране появляется заполненный кроссворд.
– Свое чуткое отношение к окружающим вас людям вы можете проявлять постоянно. Заботливое и уважительное отношение, доброта всегда приносят радость другим. И наоборот грубость, хамство, черствость, равнодушие осуждаются.
2. Что такое толерантность? Проявляешь ли ты ее?
Дети высказываются.
Дидактическая игра
Например:
Зима – холодно, мороз, Новый год.
Торт – сладкий, вкусный, круглый.
Сказка – чудо, добро, Баба-Яга.
У. А теперь назовите ассоциации к словам доброта и толерантность.
Д. Доброта – чувство, теплота, ласка, нежность, сопереживание, отзывчивость, любовь, понимание, чуткость, уважение.
– Толерантность – чувство терпимости сопереживания, понимания, принятия другого человека, уважение, некритическое, неагрессивное отношение к другому.
У. Что такое толерантность, мы выяснили.
А как вы проявляете толерантность, предлагаю выяснить с помощью теста.
Тест «Проявляешь ли ты толерантность?»
Проверь себя, проявляешь ли ты толерантность.
(Подчеркни, что ты выбираешь.)
1. Пожилая женщина медленно идет к двери.
– Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
+ Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
2. Твой товарищ (подруга) обижает девочку (малыша).
– Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
+ Ты пытаешься защитить ее (его).
3. К тебе подходит ребенок-инвалид.
+ Ты естественно разговариваешь с ним.
– Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
4.Твой одноклассник – другой национальности.
+ Ты стремишься узнать его, общаешься с ним.
- Ты говоришь: «Все люди другой национальности – плохие».
– Достаньте из конверта ключ для самопроверки.
Дети проверяют себя:
4+ – Ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно!
3+ – Ты не очень толерантен, недостаточно уверен в себе, но со временем ты научишься уважать людей.
2+ – Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен. Если ты попытаешься, все еще может получиться.
3. Что общего у доброты и толерантности? Умеете ли вы сопереживать родным, друзьям, знакомым, живой природе?
Дети обсуждают ответы в группах, затем происходит обсуждение в классе.
Физкультминутка
Игра «Выбери друга»
Раз, два, три, четыре, пять –
В пары мы хотим играть.
Надо только нам узнать,
Кого кто будет выбирать.
Ученики сидят вокруг столов лицом друг к другу. Число участников четное. Без движений и жестов, только взглядом и глазами нужно договориться и по сигналу поменяться местами.
Победители получают звание – «Самые активные».
4. Что значит быть скромным? Нужно ли совершать добрые поступки напоказ или лучше жить по принципу: «Скромность украшает человека»?
Работа идет аналогично.
У. Некоторые люди в общении с другими стараются подчеркнуть свое превосходство. Как правило, это те, кто любит похвастаться и покрасоваться. Необходимо помнить, что скромность всякому к лицу.
Застенчивость и робость тоже мешают – не дают проявлять инициативу, самостоятельно принимать какое-то решение.
В деятельности каждого человека активность, решительность должны сочетаться со скромностью, которая не позволяет человеку подчеркивать перед другими свои заслуги.
Добрые дела и поступки нужно совершать независимо от того, будут ли знать об этом родители, одноклассники и другие люди.
5. Согласны ли вы с высказыванием: человек человеку друг, товарищ и брат?
Выслушиваются ответы детей.
6. Практикум
Игра «Хорошо – плохо»
У. Я предлагаю ситуацию, а группа, которой бросят мяч, отвечает, хорошо или плохо:
уступать место старшим;
толкать других, входя в автобус;
брать товар без очереди в магазине;
громко говорить в библиотеке;
перебивать говорящего;
дарить подарки;
обзываться, ругаться;
улыбаться;
дружить.
Победители получают звание «Самые воспитанные».
– Настал момент пополнить свои знания пословицами и поговорками о доброте и злости.
Внимание на экран!
На экране:
– Попробуйте дома найти свои пословицы о доброте и злости.
IV. Релаксация
У. Настал момент честной самооценки. Кто считает себя добрым – зажгите звезду выше слова доброта. Если считаете себя ни добрыми, ни злыми – рядом со словом. А если вы не всегда проявляете доброту по отношению к другим – ниже слова.
Звание – «Самые добрые» получают те, чьи звезды оказались на уровне слова доброта и выше.
V. Итог заседания в дискуссионном клубе
У. Как можно достигнуть взаимопонимания? Ответ на этот вопрос нам подскажут ослики. Возьмите листок с изображением этих животных.
Внимательно рассмотрите картинки и пронумеруйте их в том порядке, чтобы мы могли понять, как ослики подружились.
– Посмотрите на экран, у кого получилось так, тот прекрасно мыслит, у него развита логика, фантазия и, конечно, он умеет подружиться, потому что идет дорогою добра.
Прочитайте еще несколько советов, которые пригодятся вам в жизни:
1. Делать людям хорошее – хорошеть самому.
2. Иди всегда, иди, дружок, дорогою добра.
3. Люби людей – вот главный наш совет.
Дари добро, слов добрых не жалей –
И жизнь твою можно сравнить
С полетом журавлей!
Каждому мы дарим узелки на память из кузовка В.И. Даля.
На экране:
Узелки на память
∙ Избегайте конфликтов, ссор.
∙ Не совершайте необдуманных поступков.
∙ В споре будьте сдержанны и тактичны.
∙ Никогда никого не упрекайте. (Если же все-таки упреки прозвучали и ссора произошла – скорее помиритесь.)
∙ Старайтесь видеть в людях только хорошее и доброе: от этого все окружающие становятся ЛУЧШЕ.
У. Будем учиться доброте, ценить дружбу.
Отметьте свое настроение после заседания клуба. Изменилось ли оно?
Всё сложите в конверт, и я узнаю, кто как трудился с письменными документами.
Благодарю всех за терпение и труд!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Добрая дорога детства"
Классный час "Добрая дорога детства" для 3-4 класса по правилам дорожного движения....
Нравственный классный час-путешествие "Дорога добра" (2 класс)
Данная методическая разработка рассчитана для обучающихся 2 класса, занимающихся по ФГОС....
Классный час "Иди дорогою добра".
Классный час на тему "Иди дорогою добра", разработан и проведен на конкурсе "Самый классный классный"...
Классный час-путешествие "Дорога добра"
Классный час-путешествие в 4 классе. Дорога добраМетодическая разработка классного часа - путешествие для 4 классаНравственный классный час-путешествие "Дорога добра" (4 класс)Автор: Семенова Любовь А...
Классный час "Добрая дорога домой"
Тест для классного часа "Добрая дорога домой"...
Классный час - дискуссия « Дорогою добра»
Классный час - дискуссия по духовно- нравственному воспитанию « Дорогою добра» ...
Открытое внеурочное занятие по курсу «Добрая дорога детства» 3класс «Викторина – Добрая дорога детства»
Внеурочное занятие по курсу "Добрая дорога детства" 3кл...