Проект "Гордимся... Помним... Чтим...
презентация к уроку (4 класс)

Перович Елена Петровна

Этот проект посвящён учителям - ветеранам МКОУ СОШ п. Аркуль. Он разработан и представлен совместно с Аркульской библиотекой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon proekt1.ppt2.6 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социальный проект Гордимся. Помним. Чтим. Авторы: Учащиеся 9 ого класса, Рудакова Надежда Васильевна, Перович Елена Петровна. 2011 год, МКОУ СОШ п. Аркуль.

Слайд 2

Цели Воспитывать в себе и учащихся нашей школы чувство любви и гордости за свою малую родину. Развивать интерес к героической истории и жизни земляков. Брать пример со старших наставников – педагогов Аркульской СОШ.

Слайд 3

2010 год был объявлен в России Годом Учителя!

Слайд 4

Учитель! Мы слово это С волнением произносим, Когда за окнами снова Шуршит букварями осень, Когда в аттестатах зрелости Расписывается весна. И ждёт вдохновенной смелости От нас родная страна…

Слайд 5

Много прекрасных педагогов, мастеров своего дела трудилось и трудится в МОУ СОШ п. Аркуль, отметившей в 2009 г. своё 95- летие!! С разных концов света съезжались её выпускники на юбилейную встречу. А те, кто не смог присутствовать - звонили, присылали письма и телеграммы, чтобы пожелать своей школе процветания и славы, а учителям выразить слова ЛЮБВИ и ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ .

Слайд 6

2010 год был особенным. 9 мая мы отметили 65 лет Победы в Великой Отечественной войне!!!

Слайд 7

Наш проект мы посвящаем учителям–фронтовикам нашей школы, храбро и мужественно защищавших Родину!

Слайд 8

ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ, ПОКЛОНИМСЯ УЧИТЕЛЯМ – БОЙЦАМ..

Слайд 9

Ушли на фронт и не вернулись.. Пали смертью храбрых в боях за Родину… Комаровский Павел Александрович. Учитель химии и географии. Лянгузов Иван Иванович. Учитель истории, директор школы с 1937 по 1941г. Олетин Фёдор Петрович. Учитель физики.

Слайд 10

Бабин Тимофей Сергеевич. Учитель математики.

Слайд 11

Работал в Аркульской школе с 1947 по 1975 уч.год учителем математики. Прекрасно знал своё дело, любил математику и обладал педагогическим талантом. Отличался аккуратностью, военной выправкой, тактичностью, прекрасным чувством юмора. С удовольствием играл в самодеятельных спектаклях, был организатором учительских вечеров, коллеги относились к нему все с уважением. На уроках применял дифференцированный подход , был хорошим психологом, даже самые нерадивые ученики старательно трудились на его уроках. Много работал с учениками, которым математика давалась трудно, не жалел своего личного времени. Ученики и родители с благодарностью вспоминают своего учителя.

Слайд 12

Волкоморов Виктор Иванович. Учитель физкультуры

Слайд 13

Часть аркульских школьников 11,12,13 лет кончали нести службу на речных судах, а флот был на военном положении. Чувствуя и понимая ответственность момента, наравне с взрослыми несли вахту, грузили дрова и грузы, проводили уборку, чистили медяшку, стояли у штурвалов в рубках и у перекидок в машинах, в ходе работы учились речному делу, ускоренно взрослели. Им было тяжелее взрослых. Они больше, чем взрослые, страдали от недосыпания, вставая на вахту. Ушибались от неумения в работе. Падали на скользкой палубе от неосторожности. Дрогли, плохо одетые, на резком речном ветру при швартовках. У них ломило руки от усталости, когда они стояли в цепочках со взрослыми на погрузке или во время заливки парового котла водой ведрами вручную. А случалось теряли хлебные карточки из-за неопытности. Война в разгаре. Москва на военном положении. В кабинет начальника Московского речного пароходства пришёл голодный мальчик. В глазах у него появились мутные круги. На вопрос, кто он такой, ответил: «Юнга с работающего здесь вятского парохода Виктор Волкоморов. Я потерял хлебную карточку на 16 дней, несколько дней не ел, помогите.» В.И. Волкоморов много лет проработал учителем физкультуры Аркульской школы. С его именем связан небывалый размах и взлёт спорта в Аркульской школе. Сборная школы два раза выигрывала кубок Кировской области по лыжам, а сборная девушек школы по баскетболу заняла второе место в области. Огромным талантом этого преподавателя можно объяснить тот факт, что ему удалось из школьников и школьниц подготовить: мастера спорта международного класса, члена сборной команды страны по лыжам; впоследствии шестеро стали мастерами спорта, несколько десятков – спортсменами первого разряда. А девять его учеников и учениц пошли по его стопам и стали работать учителями физкультуры в школах. (Н.И. Третников, выпускник школы, профессор, доктор экономических наук, академик.)

Слайд 14

Виктор Иванович Волкоморов личность яркая и, пожалуй, для нашей школы – легендарная. Это был удивительно красивый человек, с огромной энергией, жизнелюбием – такой человек в школе – огромная удача, и вклад его в воспитании аркульских школьников трудно переоценить, особенно мальчишек, к которым он был суров, но справедлив. К нам, девчонкам, он относился по-отечески снисходительно, прощал нам нашу неспортивность, но если уж заметил искорку божию (а на это у него был особый талант) – здесь спуску не давал: гонял нещадно. Потому и школа гремела спортивными успехами, и не только в районе. Слава Аркульской школы доходила до республиканского уровня. Да что та – до мирового! Особая гордость Виктора Ивановича – его воспитанница Любовь Заболотская – чемпионка Универсиады по лыжным гонкам, за что он получил главную награду, которой особенно дорожил – значок «Тренер чемпионки». (Е.Ф. Помыткина, директор Аркульской школы)

Слайд 15

Голышев Василий Иванович. Учитель труда и начальной военной подготовки.

Слайд 16

Работал в школе в 70 е годы учителем труда и начальной военной подготовки (НВП). Бывший фронтовик, офицер запаса. Василий Иванович стремился применить свои практические знания для подготовки старшеклассников к военной службе, большое внимание уделял внеурочной деятельности учащихся: руководил военно-спортивными кружками, проводил военизированные игры на местности «Зарница», в которых принимали участие все школьники с 5 по 11 классы. Василия Ивановича Голышева призвали на фронт в июле 1941 года. До марта 1945 ого Василий Иванович воевал командиром стрелковой роты 310 ой стрелковой дивизии 1082 стрелкового полка на Волне в 1945 ом, командиром уже стрелкового батальона 85 ой краснознамённой армии Прибалтийского фронта. В 1941 году, в городе Тихвине, Василий Иванович был тяжело ранен в ногу. В 1942 снова в ногу, а затем в том же году тяжёлое ранение в руку. В 1943 вновь тяжёлое ранение голову. В 1944 , в Латвии, - в руку и в ногу. Закончил войну Василий Иванович в звании старшего лейтенанта. За боевые заслуги Голышев В.И. награждён орденам Красного Знамени, орденом Отечественной войны второй степени, медалями к юбилеям Победы.

Слайд 17

Исаков Николай Яковлевич. Директор школы с 1958 – 1979.

Слайд 18

Закончил педагогический институт как раз перед войной. Но высшее образование не помешало будущему учителю и директору школы отшагать рядовым солдатом в составе царицы полей - пехоты от Харькова до Сталинграда и потом от Сталинграда аж до самого Берлина! Так что ход сражений, о которых он потом рассказывал своим ученикам, Николай Яковлевич узнал не по книгам и не по сводкам, а вкусил, как говорится, всю горечь отступления, пришлось участвовать и в жестокой Сталинградской битве, форсировать Днепр, освобождать Донбасс, Ростов, Ворошиловград, Николаев. Затем спешно сформировали эшелон и отправили в Белоруссию, затем бои в Литве, Польше, Восточной Пруссии, Чехословакии. В 43 м, под Ростовом, ранило. Хирург решил, что лучше осколок не трогать. После ранения ещё долго пришлось воевать. Демобилизовался только в конце октября 1945 года. За боевые заслуги Николай Яковлевич награждён орденом Отечественной войны второй степени, двумя медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина».Есть и другие награды. Вернувшись после войны, Николай Яковлевич стал работать заместителем редактора в редакции газеты «Кировский водник», так как места в школе не было. Но как только место освободилось, стал учителем литературы, завучем, и в течении 22 лет – директором. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ КОЩЕЕВОЙ В. И. : «Очень умный, начитанный, эрудированный во всех областях знаний человек. Ученики с любовью и уважением относились к этому чуткому и внимательному педагогу. Многие мои выпускники с благодарностью вспоминали уроки Николая Яковлевича. Очень хотелось походить на него, следуя его примеру, старалась всех называть по имени и отчеству, это располагает к себе и обязывает. При нём был очень дружный коллектив. Николай Яковлевич своим чутким отношением многим помог стать мастерами своего дела.»

Слайд 19

Памяти солдата. Вспоминая родные, знакомые лица, Я хочу рассказать об отце, о войне, Той, в которой он был не простым очевидцем, А солдатом, и это страшнее вдвойне. Мой отец был тогда молодым и зелёным, Из обычной, простой работящей семьи. И однажды весной войсковым эшелоном Он уехал на фронт с институтской скамьи. Как бежали от Харькова до Сталинграда, Не любил вспоминать, но порой со смешком Говорил, что с немецкими танками рядом Он оттуда до Волги дотопал пешком. А потом Сталинград, он там с первого дня И до полного, славного освобождения Воевал, уцелевши под шквалом огня, В плоть до самого нашего контрнаступления. И затем снова Харьков, Кенигсберг и Берлин, Украина и Польша, Лейпциг, Дрезден и Прага… Географию он, как из многих один, По Европе идя, изучал шаг за шагом. Но война-это кровь, это боль, это страх! Жутко прыгать в кромешную тьму с парашютом, И убитых друзей выносить на руках, И в бою своё время считать по минутам. Он любил вспоминать всех друзей фронтовых, Даже тех, кто свой «грех» искупал по штрафбатам, Тех, кто рано погиб, кто остался в живых, И погибшего где – то в Берлине комбата; Как в болоте, в окопах по пояс в воде, Воевал, как ни странно, почти не болея; Как хороший солдат, он всегда и везде О победе мечты и надежды лелеял! И надежда сбылась, и мечта состоялась, Пусть в войне он сыграл и не главную роль. Но победа пришла. Только в сердце осталась О погибших друзьях нестерпимая боль.. Леонид Николаевич Исаков, сын Николая Яковлевича, выпускник Аркульской школы.

Слайд 20

Кожевников Николай Александрович. (в центре) Учитель физики и астрономии.

Слайд 21

Выпускникам помнятся методически грамотные, наполненные разносторонней информацией, всегда деловые уроки физики и астрономии участника Великой Отечественной войны Николая Александровича Кожевникова – «Отличника народного просвещения». Нельзя забыть широкий кругозор и личность самого учителя, человека внешне видного и внушающего ученикам уверенность в достижении любых поставленных целей. Из воспоминаний Петухова Владислава Ивановича, выпускника 1950 г… Николай Александрович Кожевников! Это один из немногих моих учителей, нашей школы, оставивший в моей жизни и памяти неизгладимый след! Начну с того, что самая первая встреча с ним до сего времени очень четко помнится мне. Зима в конце 1945 года или начала 1946 года, вечер в нашем отчем доме, папа сидит за конторой и готовится к урокам. Стук в дверь и на пороге появляется высокий, статный, красивый мужчина с вьющимися волосами, без головного убора, с шарфом на шее и в кожаной коричневой куртке на молнии (на уроках он часто ходил в этой куртке). Весь его внешний вид был очень необычен для нас аркулян тех послевоенных лет, когда мы носили зимой стеганые телогрейки, валенки, шапки – ушанки и т.п. Николай Александрович, как оказалось, пришел к моему папе, работающему в то время директором вечерней школы, поступать на работу учителем физики. А я был в дальнейшем тем счастливым учеником, которого все школьные годы учил физике, а так же астрономии Николай Александрович! Как мы любили этот предмет! Мы с желанием вечерами приходили в школу в кабинет физики, где было очень много интересного для нас. Там появился ламповый радиоприемник, что было очень необычным для того времени. А сами собирали примитивные детекторные радиоприёмники, в которых через наушники можно было что-то услышать. Знания по физике, которые получали от Николая Александровича, были настолько прочными, что большинство из нас в те годы успешно выдерживало вступительные экзамены в любимые престижные технические вузы страны. Николай Александрович был очень строгим и требовательным учителем. Нерадивого и нашкодившего ученика мог «за шкирку» выпроводить за дверь класса! Ещё запомнилось с тех времен то, что где-то с 9 -ого класса Николай Александрович доверял нам, своим ученикам, маленький узкопленочный фотоаппарат(немецкий), с которым многие ученики нашей школы познавали азы фотографии. Хорошо помнится мне рыбалка с ночевкой на Широком Аркуле и Николаем Александровичем в мои студенческие годы в начале 50-ых годов. После отъезда Николая Александровича с семьей из Аркуля в середине 60-ых годов на Северные Кавказ в город Кропоткин, я постоянно письмами поддерживал с ним связь до конца его жизни. (Из книги профессора, доктора экономических наук, академика МАОП Н.И. Третникова, выпускника Аркульской школы.)

Слайд 22

Кулёмин Александр Александрович. Учитель физики.

Слайд 23

На фронт Александр Александрович был призван в сентябре 1943 года радистом в 184 стрелковую дивизию Смоленского направления. Через месяц переброшен на Прибалтийский фронт, затем Западный, 3й Белорусский… Как специалист прекрасно разбирающийся в технике, был назначен начальником радиостанции 322 отдельного батальона связи. Не обошлось без ранений: в 43 и 44 годах – в левую руку, а в 45 – в полость живота. Как начальник радиостанции в составе 86 стрелкового полка, старший сержант Кулёмин обеспечивал связь нашим войскам и в войне с Японией. За боевые заслуги Александр Александрович награждён двумя орденами Красной Звезды, медалями « За победу над Германией», «За победу над Японией», «За взятие Кенигсберга», юбилейными медалями, знаком «25 лет Победы в Великой Отечественной войне». Из воспоминания выпускника 1980 года Якурнова Сергея Владимировича: «…больше всех мне запомнился классный руководитель в 6 – 7 классах Александр Алексеевич Кулёмин. Он преподавал физику в средних и старших классах. Как учитель, он был довольно строг и требователен, но в то же время мог и пошутить. Александр Александрович имел огромный жизненный опыт, так как был участником Великой Отечественной войны. Он учил нас многим практическим вещам, в том числе аккуратности. Нас, мальчишек, он оставлял после уроков и учил гладить брюки. На следующий день оставлял девчонок и учил гладить форму. Наш 6б класс был самый опрятный. Как учитель, Александр Александрович привил нам любовь к своему предмету, в котором он являлся высоким специалистом. Уже в 6 классе мы научились азам киномеханике и печатать фотографии, а также демонстрировать кинофильмы. Александр Александрович учил нас также пунктуальности. Дополнительные занятия по физике он назначал не ровно 18 или 19 часов, а в 17:53 или в 19:04 и попробуй опоздать или приди раньше. Также мне запомнилась его способность, как художественного руководителя. Был смотр общешкольной художественной самодеятельности, и каждый класс с 6 по 10 должен был спеть песню. Но что такое 6 класс или 10. Сан Саныч придумал оригинальный вариант: он назначил дирижером Володю Медведева, а такого еще никто не видел, и наш класс занял первое место. Вместе с вожатыми Александр Александрович в летние каникулы организовал поход в город Уржум, где родился С. М. Киров. До с. Цепочкино по реке на теплоходе «Ждановец», а потом на автобусе мы добирались до дома – музея нашего земляка. Всё нам было там интересно. А обратная дорога нам предстояла пешком с ночёвкой. Ночевали в палатках у самой реки Вятки: рыбачили, разжигали костры, варили ужин, под чутким руководством классного руководителя и вожатых.

Слайд 24

Так строго математику Мог только он давать: Кто знает – руки подняли! А кто не знает – встать! И имени достойного, И отчество подстать, А звали «физик длинный» Вот уж ни дать, ни взять! Но знало математику Нас большинство на «пять»! Никто не мог нам лучше Предмет тот преподать. Достойный наш учитель Для многих был грозой, Но, Николай Александрович Был послан нам судьбой… А «физик маленький» у нас Действительно вёл физику И был он с юмором в ладу, Высмеивая лириков, Да, это наш «Сан Саныч», Любимый педагог, Но если было нужно, Бывал он с нами строг! Алевтина Резвых, выпускница Аркульской средней школы

Слайд 25

Лаптев Анатолий Дмитриевич. Учитель истории, директор школы.

Слайд 26

1938 год….-первый выпуск в школе. А Анатолий Дмитриевич уже студент Кировского педагогического института и мечтает вернуться в свою родную школу преподавать любимую историю. И вернулся бы, если не война….., и студенту-педагогу пришлось взять в руки не сказку ,а автомат и изучать историю не по книгам, а самому, вместе со своими ровесниками, вершить ее. С октября по ноябрь 1941 года Анатолий Дмитриевич в составе 603 стрелкового полка был миномётчиком. Участвуя в боях на станции Дорохово под Москвой был ранен. После ампутации трёх пальцев в госпитале Анатолию Дмитриевичу удалось вернуться в родную школу, повзрослевшему сразу от удивления на фронте настолько, что его, не задумываясь , назначили сначала завучем ,а потом директором школы. И побежали год за годом самоотверженного кропотливого труда…..Анатолий Дмитриевич настолько привык к этой требовательности к себе, к бешеному жизненному темпу ,что когда вдруг пришлось остановиться – не смог, не смог сидеть дома ,и за бесплатно продолжал делать своё дело- воспитывать молодёжь в духе высоких человеческих идеалов, читал лекции , помогал людям, как мог. И люди шли к нему, шли за советом , выбирали депутатом поселкового, районного Советов, потому что верили, верили в своего учителя. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ В.И КОЩЕЕВОЙ: «Очень тактичный и вежливый человек, не помню случая, чтобы когда-нибудь он повысил голос. Посещения уроков разбирал подробно, тщательно , хорошо знал программу данного класса, содержание учебников» Награждён Орденом отечественной войны 1 степени, медалью «За победу над Германией»,юбилейными медалями.

Слайд 27

Петухов Иван Петрович. Учитель биологии.

Слайд 28

В 1937 году переезжает в Аркуль, строит дом, заочно заканчивает институт, становится учителем биологии уже известный в Кировской области биологноватор Иван Петрович Петухов. Его передовые достижения освящалась в научной литературе и периодической печати. Вместе с ним работает учителем начальных классов его жена Раиса Аркадьевна. Все свои силы, знания, опыт отдают они воспитания детей. Иван Петрович замыслил разбить школьный сад, озеленить улицы посёлка. Но всё это придется отложить до лучших времён: началась Великая Отечественная война. Иван Петрович ушёл на фронт, воевал на Карельском фронте, участвовал в военных действиях против Японии. Из воспоминаний сына Вячеслава Ивановича: «Мой папа был призван на фронт в действующую армию в конце марта 1942 года. До победы над гитлеровской Германией он проходил службу на Карельском фронте в артиллерийской части укреплённого района, который находился на реке Свирь, протекающей между Онежским и Ладожским озёрами, где проходила в то время граница с Финляндией – союзницей Германии во время войны. После разгрома гитлеровской Германии, военная часть, в которой служил папа, и была направлена на Дальний Восток страны, где готовилась война с Японией, бывшей союзницей Германии. Прибыв из Карелии в город Хабаровск, воинское соединение пробивало себе дорогу через Уссурийскую тайгу и Сихотэ-Алинский горный хребет к татарскому проливу, который отделяет остров Сахалин от материка. Там оно и занимало оборону во время войны с Японией. После разгрома и капитуляции Японии папа был демобилизован из рядов армии и вернулся домой в Аркуль в начале ноября 1945 года». Вернувшись с войны, Иван Петрович снова с головой погрузился в любимую работу. Около школы в 1948г на площади 0,4га он разбивает сад со своими воспитанниками. Сам Иван Петрович работает с восхода до заката солнца. В молодом саду 72 яблони, 100 кустов малины, 60- чёрной смородины, 40- крыжовника, слива, рябина… Свои достижения с успехом демонстрировали на районных и областных сельскохозяйственных выставках, были экспонентами ВДНХ. Иван Петрович долгие годы вёл наблюдения за погодой и природой, записывал всё в тетради. На основании этих записей он мог достоверно предсказать погоду на любой день. Жители посёлка пользовались его советами и рекомендациями, когда и что сажать, убирать в огородах, как бороться с вредителями растений, как сохранить урожай. Из воспоминаний Н.Я.Исакова: «…По всей стране работают ученики Ивана Петровича. Это был бескорыстный человек, который с радостью делился своими богатыми знаниями по садоводству и огородничеству.»

Слайд 29

Рязанов Николай Иванович. Учитель физкультуры.

Слайд 30

1920 года рождения. Многие годы проработал в нашей школе ещё один фронтовик, прошедший войну – Николай Иванович Рязанов. С июня 1941 по апрель 1942 стрелком в 41 стрелковом полку 212ой воздушно – десантной гвардейской дивизии. Затем командиром отделения в 42 стрелковом полку юга–западного фронта. В 1942 году в полковой разведке Николай Иванович был ранен в шею и контужен с повреждением лёгких. Закончил войну в 283м гвардейском стрелковом полку, вновь стрелком. Награждён Орденом Отечественной войны 2 степени, медалями «За победу над Германией», «За доблесть и отвагу», медалями к юбилеям Победы. Спортивная фронтовая закалка помогла Николаю Ивановичу найти профессию. Около 20 лет проработал он в Аркульской средней школе учителем физкультуры. Воспитал немало хороших спортсменов, а самое главное – старался привить всем любовь к спорту, закалить физически и подготовить к будущей армейской жизни

Слайд 31

Симонов Борис Михайлович.

Слайд 32

Борис Михайлович отведал сполна того горя и тех лишений, которые выпали на долю его поколения. Призван в армию ещё в 1940 году и только в 1946 году увидел вновь своих родных и близких. Ему пришлось выполнять самую трудную, наверное, на войне работу – он был сапёром, из тех, кто ошибается только раз. В июле 1942 года попал под Сталинград. После тяжёлого отступления молодому лейтенанту пришлось командовать опытными сапёрами, но в грязь лицом он не ударил – под Сталинградом получил он первую свою награду – медаль «За отвагу!», а вскоре полковник, командир дивизии вручил ему Орден «Красной Звезды». Много ещё было сражений, тяжёлого кропотливого сапёрского труда, и много ещё боевых наград, среди которых и Орден «Красного Знамени», два Ордена «Отечественной войны 1 степени». Причём второй орден нашёл Бориса Михайловича уже в 1988 году. На войне, как говорится, зря награды не дают. Прошёл Борис Михайлович всю войну, закончил её в Чехословакии, в звании капитана, но домой вернулся не сразу: в 1945 году был тяжело ранен, пришлось поваляться в госпитале. Несколько лет проработал бывший фронтовик Симонов Борис Михайлович, мастер на все технические науки, электротехники в Аркульской средней школе. Очень многое сделал для оснащения кабинета физики, многих ребят заинтересовал любимым делом.

Слайд 33

Сморкалова Нина Васильевна. Техслужащая Аркульской школы.

Слайд 34

Нина Васильевна Сморкалова 1923 года рождения. Многие годы проработала техслужащей в Аркульской средней школе. Скромная, доброжелательная, трудолюбивая женщина - Нина Васильевна Сморкалова. С марта 1942 по май 1945г. Нина Васильевна была медсестрой 68 ой отдельной медицинской санитарной роты 1869 армейского полевого госпиталя Центрального фронта. Немало тяжело раненых солдат благодаря её умелым и заботливым рукам остались живы. Нина Васильевна награждена орденом Отечественной войны 2 степени, медалями «За победу над Германией», « За победу над Японией», «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», юбилейными медалями. В мирное время её любимым увлечением были цветы. Астры, гладиолусы, георгины… всё лето радовали ярким цветением саму Нину Васильевну, её семью и знакомых, которым она щедро дарила прекрасные букеты.

Слайд 35

Сорокина Александра Ивановна. Учитель математики.

Слайд 36

1921 года рождения Мало кому известно, что среди ветеранов великой отечественной войны , живших в посёлке, была бывшая учительница, Александра Ивановна Сорокина. С апреля 1942 года по ноябрь 1944 года Александра Ивановна была прожектористом пожарной роты 56 артиллерийской дивизии, 864 зенитно–артиллерийского полка на Центральном фронте. Позднее этот полк стал краснознамённым. Александра Ивановна за боевые заслуги награждена Орденом Отечественной войны 2 степени, медалями к юбилеям Победы. После войны многие годы проработала она в Аркульской школе, преподавала математику, была воспитателем группы продлённого дня, помогала сельским ребятам решать школьные проблемы…Неспокойные её воспитанники и не предполагали, что когда-то их педагог носила военную форму и в звании ефрейтора защищала небо Москвы от фашистских бомбардировщиков . Александра Ивановна не любила рассказывать о войне, но в работе своей всегда оставалась верна фронтовой дисциплине, была требовательна к себе и по-матерински внимательна к детям.

Слайд 37

Филимонов Геннадий Ефимович. Учитель черчения и рисования.

Слайд 38

Родился в 1922 году в пос. Аркуль. Учился в Аркульской средней школе, был хорошим спортсменом, художником и редактором газеты «Школьная жизнь». С выпускного бала 22 июня 1941 года в 6 часов утра отправился в райвоенкомат г. Уржума, чтобы получить направление на учёбу в лётное училище. Там узнали о начале войны. Вместе с товарищами его направили в Камышовское училище пулемётчиков, которое они досрочно закончили. Получив звание лейтенанта, Геннадию Ефимовичу был вручён взвод солдат, орудия, чтобы прибыть на фронт к Москве. Дальше с боями прошёл путь к Курской дуге, освобождал Украину, Белоруссию, Польшу, Чехословакию, Прибалтику. Со своими боевыми товарищами дошёл до Берлина. Геннадий Ефимович хорошо изучил топографию и его с пятью разведчиками отправили в тыл к немцам, где они, добыв ценные сведения, прихватили с собой радиста-немца. Всех разведчиков за эту операцию награждал Орденом «Красной Звезды» маршал Рокосовский. Получив данные о расположении немецких частей, началась подготовка к наступлению и освобождению Берлина. 3 мая 1945 года в Берлине Геннадий Ефимович был тяжело ранен. На самолёте его отправили вместе с корреспондентом в Москву. Там в госпитале лечился до января 1946 года, перенёс пять операций головы, лишился глаза. Прибыв в Аркуль, в конце января 1946 года Уржумским РОНО был направлен учителем черчения и рисования в Аркульскую среднюю школу, где проработал до июня 1974 года, затем по болезни вышел на пенсию. Добротой и товарищеским пониманием отличались взаимоотношения учителя Геннадия Ефимовича Филимонова и его учеников. Он всегда был настроен на поддержку и выручку неудачливого ученика. Геннадий Ефимович знал и рассказывал массу различных поучительных историй, особенно из фронтовой жизни. Его ученик посвятил ему стихотворение.

Слайд 39

Старому учителю. Ты начал бой в те грозные года, Когда горела волжская вода, И немец прямо в грудь тебе стрелял, А ты, юнец, поднявшись, побежал. Ты много видел на своём веку: Победы блеск со шрамами потерь, Раненья как подножку на скаку, И тяжестей напор, когда себе не верь. Но ставши в рост и трудности любые, Как жизнь и смерть, до глубины познав, Ты стал учителем- проблемы сверхтугие, Взвалив на плечи, на себя приняв. Не раз, не два, мы шалости творили, Урок мешали правильно вести, Но что бы нам потом не говорили, Ты всё-таки сумел нам правду донести. Ты нёс её на физике, черчение, Рассказывал о жизни, о войне, Не унижал, не допускал ворчанье И делал всё как должно, не вчерне. Мы аркульские школьники, тебя За эту правду, отношенье к нам ценили. Не упрекай не в чем и не гнети себя: Немало надо, чтоб ученики любили. Ни все, пожалуй, можно говорить На юбилеях, но скажу, не скоро: Ты будь здоров! Конечно, повторить Что прожито, нельзя, но ты тянись и Помни- мы с тобою! 9 июля 1988г. Николай Иванович Третников

Слайд 40

Вы навсегда ушли, вас нет среди живых, Но вы же все учли нам жизни посвятив. Умели вы учить, держали нас в руках. И вы остались жить в своих учениках. А время все вперед- дни, месяцы, года, Но память не умрет, конечно, никогда. И даже те из вас, которых с нами нет, Вы в свой последний час нам подарили свет. И этот добрый свет в глазах учителей Нам на десятки лет жизнь делает светлей. Леонид Николаевич Исаков, сын Николая Яковлевича


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Помним.Чтим.Гордимся"

Мероприятие направлено на воспитание чувства патриотизма, уважения к историческому прошлому своего народа....

Презентация " Гордимся, помним, чтим" к уроку по предмету "Окружающая среда" на тему:"Великая Отечественная война и Великая Победа",4 класс.

Презентация "Гордимся, помним, чтим"  создана к уроку для того, чтобы   наглядно  помочь ученикам создать образ Великой Отечественной войны как тяжелейшего испытания....

Творческий проект "Мы помним,чтим,гордимся!"

Данная методическая разработка  может использоваться как на уроке, так  и во внеурочной деятельности.Проект посвящен 70 - летию Победы в Великой Отечественной войне. Проект направлен на восп...

Социальный проект «Равнение на героя. Помним, чтим».

Цель проекта:установить связь с прошлым, примеры которого воспитывают чувство гражданского долга и ответственности....

Классный час, посвящённый 75-летию Великой Победы 9 мая 1945 года «Мы - потомки победителей. Знаем, помним, чтим!» (в рамках школьной Декады наук) 4 класс «А»

Цель: ознакомление детей с историей Великой Отечественной войны;  развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины. Задачи:1..Способствовать получен...

Сценарий праздника, посвящённого Дню Победы. "Гордимся. Помним. Чтим."

Разработка сценария праздника, посвящённого 75- летию Великой Победы. Цель мероприятия: воспитывать у учащихся чувство гордости за историческое прошлое Родины и чувство восхищения славными подвиг...