Творческий проект «Произведения прикладного искусства: дымковская игрушка»
проект (3 класс)

Лебединцева Виктория Валерьевна

Меня очень заинтересовал этот вопрос. И я узнал, что действительно, в Дымковской слободе издавна люди занимались лепкой игрушек из глины. Слободе Дымково почти 500 лет. В бывшей слободе Дымково, что недалеко от Вятки, и родилась дымковская игрушка. Расположенная на берегу реки, слобода по утрам подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, что и название свое слобода получила из-за этого, а может, из-за того, что вился над каждым домом дым из русских печек, когда мастера обжигали игрушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-_kopiya.docx295.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 25

МО Усть-Лабинский район

Творческий проект

«Произведения прикладного искусства: дымковская игрушка»

C:\Users\Виктория и Максим\Desktop\Аттестация\2. Проекты\Дымковская игрушка\фото\1148166.jpg

Составитель:

учитель начальных классов

Лебединцева В.В.

2018 год

Введение.

Ели спят у большака

В инее седом,

Спят деревья,

спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое «Дымково» назвали.

Там все любят песни, пляски,

Здесь рождались чудо – сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки непростые,

А волшебно – расписные.

Белоснежны, как березки

Кружочки, клеточки, полоски —

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор».

Цель проекта: познакомиться с историей возникновения дымковской игрушки. Где зародилась, для чего нужны? Особенности производства и росписи дымковской игрушки. Изготовление ее своими руками.

Задачи проекта: изучить истоки дымковской игрушки. Выявить разнообразие форм геометрических орнаментов, цветовую гамму. Научиться лепить дымковскую игрушку.

Реализация проекта

I этап

- узнать историю зарождения народных промыслов на Руси;

- узнать откуда пришла к нам забавная и красочная дымковская игрушка;

- изучить узоры при росписи игрушки;

- продумать свой узор.

II этап

- подобрать материал для изготовления игрушки;

- освоить технологию изготовления игрушки.

III этап – практический:

- изготовление (лепка) дымковской игрушки;

- роспись дымковской игрушки.

Где родилась дымковская игрушка?

Меня очень заинтересовал этот вопрос. И я узнал, что действительно, в Дымковской слободе издавна люди занимались лепкой игрушек из глины. Слободе Дымково почти 500 лет. В бывшей слободе Дымково, что недалеко от Вятки, и родилась дымковская игрушка. Расположенная на берегу реки, слобода по утрам подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, что и название свое слобода получила из-за этого, а может, из-за того, что вился над каждым домом дым из русских печек, когда мастера обжигали игрушки.

Как возник этот вид промысла?

Оказывается игрушечный промысел в Вятке, возник в глубокой древности. Многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником «свистопляской», имеющим языческие корни и посвященном солнцу. На гулянье, "Свистопляску", люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них и перекидывались расписными глиняными шариками. Так и повелось, что "в Вятке делают игрушки для свиста".  Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Главным образом это были свистульки, которые использовали и старые и малые на местном народном празднике, называвшемся когда-то Свистопляской, а позже – Свистуньей. Свист был главной особенностью, главным развлечением этого праздника. Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили на окна. Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала 20 века.

А для чего нужны дымковские игрушки?

Есть игрушки, которыми играют, а есть игрушки, которыми украшают свои жилища, их берегут. Давным-давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберегами. Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.

Технология изготовления игрушки.

Для производства Дымковской игрушки используется местная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Её собирают весной после половодья на реке Вятке и смешивают с чистым речным песком, чтобы при обжиге не трескалась. Подготовка глины к работе не простое дело: её рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой. Снова перелопачивают, раньше месили ногами. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают основную форму нужной игрушки. Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки игрушку обжигают.

При изучении дымковской игрушки я решила показать детям этапы ее изготовления, используя пластилин, имитируя в конечном итоге глину. Причин выбора пластилина несколько дороговизна полимерной глины, ее свойства пачкать руки при работе, желание использовать старый пластилин (неиспользованные цвета в старых пачках). Конечно, ребята к этому времени уже знали о дымке и глине, сами пробовали изготавливать игрушки из глины, поэтому все этапы работы вызвали у них особенный интерес.

Условно разделим работу на два этапа: 

  1. изготовление основы- игрушки, имитирующей глиняную
  1. - роспись.

Материалы, которые потребуются на 1 этапе:

пластиковая 1,5 л бутылка, ножницы, бумага для заполнения бутылки -основы,стеки, крахмал, круглый карандаш для сглаживания поверхности изделия и придания формы оборкам, клей ПВА и белая гуашь,баночка для смешивания красок с ПВА, иллюстрации дымковских игрушек для образца, подкладной лист.

1. Отрезаем верхнюю часть пластиковой бутылки и заполняем ее сжатой бумагой для придания твердости и формы юбки. Использование бутылки позволит сэкономить количество пластилина.

2. Обмазываем получившуюся основу пластилином.

3. Изготавливаем детали туловища, головы, рук, соединяем их с основой.

4. Скатываем тонкий жгутик для оборок, бантиков, кокошника

5. Карандашом или круглой палочкой раскатываем его в плоскую ленту

6. Изготавливаем из ленты бантики, кокошник, оборки.

7.  Заостренным концом карандаша формируем волну нужной формы на оборках.

8. Стекой формируем кисти рук.

9. Изготавливаем из тонких жгутиков косу и украшаем ее бантами.

10. Скатываем цилиндрик и формируем из него спеленутого ребенка в руки, карандашом формируем у него лицо.

11. Украшаем кокошник скрученным жгутиком.

12. Смешиваем ПВА с белой гуашью и в несколько слоев покрываем изделие, предварительно припудрив крахмалом для обезжиривания поверхности. 1-2 дня сушим. Первый этап закончен.

Для второго этапа (росписи) нам понадобятся:

  • ватные палочки,
  • гуашь,
  • клей ПВА для смешивания с красками (чтобы они не пачкались и не смазывались)
  • подкладной лист,
  • баночка для смешивания красок с ПВА,кисточки,
  • круглые поролоновые штампы.

1. Штампом наносим большие голубые круги.

2. Кисточкой красим в тот же цвет воротник и оборки.

3. Ватной палочкой штампуем маленькие кружки по краям крупных синим цветом.

4. Желтой краской кисточкой раскрашиваем кокошник, косу.

5. Ватной палочкой штампуем кружки по центру больших голубых, между ними, горошек на фартуке.

6. Красной краской рисуем пояс,края пеленок, манжеты, окантовку кокошника, синей- банты на косе.

7. Высушиваем. Поделка готова.

Заключение.

Дымковская игрушка самая яркая и красочная представительница народного творчества. Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается простой, ясной пластической формой, яркой орнаментной росписью по белому фон у. В образах краснощеких барынь, нянек, лихих всадников, веселых каруселях –продолжают жить трехсотлетние традиции дымковского искусства. Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой. Когда- то, очень давно, дети играли в эти игрушки. Сейчас они служат для украшения нашего жилья. Мы любуемся весѐлой и озорной дымковской игрушкой. Дымковская игрушка – искусство только рукотворное - это авторская творческая работа мастериц ручной лепки, и существует в единственном экземпляре. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс...

Презентация по литературному чтению 3 класс УМК Л. Ф. Климановой "Произведения декоративно-прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка".

Цель презентации: познакомить учащихся с предметами  прикладного искусства, историей возникновения народных промыслов, назначением и использованием предметов в быту, знакомство с Музеем декоратив...

Презентация по изобразительному искусству "Дымковская игрушка"

Презентация "Дымковская игрушка" носит ознакомительный характер. На уроке дети знакомятся с происхождением дымковской игрушки, узнают, почему игрушка имеет такое название, а главное, знакомятся с осно...

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка

Цель: понимать значение выражения «произведения прикладного искусства», познакомить с произведениями прикладного искусства, научить выделять основные признаки старинных промыслов Руси.Обор...

Авторская программа детского образовательного объединения «Глинка» по курсам декоративно-прикладного искусства: «Глиняная игрушка и художественная керамика», «Гончар».

Предлагаемая программа детского объединения «Глинка» по курсу декоративно-прикладного искусства «Глиняная игрушка и художественная керамика» позволяет вы-явить творческие спосо...

Изо.искусство. 5 класс.УМК "Школа России". « Народные игрушки. Лепка Дымковской игрушки.»

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с различными видами театральных кукол; развивать фантазию, наблюдательность и творческое мышление; формировать эмоционально-эстетическое отношение к изо...