программа "Истоки"
рабочая программа (4 класс)
рабочая программа курса "Социокультурные "Истоки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raboch_programma_istoki_4_klass.doc | 708.5 КБ |
Предварительный просмотр:
внеурочной деятельности «Истоки»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Истоки возрождения» авторов социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук.
« Истоки » – уникальный учебно-методический комплекс. Он развивает приоритеты образования и общества в целом.
Задачи курса – научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным устоям российской цивилизации.
Программа «Истоки» оформилась на волне педагогических, философских и духовных поисков нашего времени, когда все более очевидной становится потребность в возвращении образования к его первоначальному смыслу.
Образовывать – значит, как говорили наши предки, помочь человеку восстановить в себе «образ Божий», личность, для которой духовно-нравственные приоритеты бесспорны.
Курс «Истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в региональном образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Выступая в качестве ключевых, эти компетентности нужны человеку в различных видах деятельности независимо от того, какую профессию он изберет в будущем. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.
Методологическую основу данной программы составляет социокультурный подход к содержанию образования. Программа направлена на развитие социокультурных ценностей личности с приоритетом духовной основы, формирование элементов управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма.
Учебный курс сочетается с системой воспитания на социокультурной основе во внеучебной деятельности.
Содержательной целью курса «Истоки возрождения» является инициированием процесса становления социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития, приобщение к неизменным социокультурным ценностям Российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности.
В качестве задач выдвигаются:
- освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;
- оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия с осваиваемыми социокультурными ценностями;
- личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;
- развитие мотивации к саморазвитию.
Особенностью данного курса является его интегративный межпредметный характер. Образование призвано обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира и личностного осознания этого взаимодействия. Узловыми точками данного процесса являются базовые социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов. Отбор в качестве «узловых точек» содержания общего образования базовых ценностей отечественной культуры, вокруг которых концентрируется осваиваемое содержание курса, инициирует процесс духовного восхождения учащихся и предупреждает догматическое заучивание информации, не связанной с их личностной активностью.
Программа представляет собой межпредметный уровень в целом предметно оформленного содержания образования, который базируется на системе фундаментальных образовательных объектов. В качестве последних и выступают базовые социокультурные ценности.
Существенной характеристикой предлагаемой программы является направленность на реализацию принципов природо-, социо- и культуросообразности образования. С данных позиций воспитание тем эффективнее, чем в большей степени оно вписано в контекст культуры, а ребенок активно овладевает и творчески развивает лучшие образцы культуры региона, нации, страны, мировой цивилизации.
Воспитание с социокультурных позиций раскрывается как восхождение ребенка к культуре современного ему общества, имеющей глубинные духовно-нравственные традиции, вхождение с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности строить свою жизнь на основаниях, достойных Человека. Стать субъектом культуры можно, только идентифицировав себя с ней, восприняв ее глубинные основания - истоки , и выстраивая собственное развитие как свое жизнетворчество в ее контексте.
Возникающие в процессе развития содержания образования вопросы о приоритете тех или иных национальных или общечеловеческих ценностей в принципе недопустимы, так как провоцируют их противопоставление, исходят из их несовместимости. Наиболее убедительным представляется подход, согласно которому в становлении личности россиянина любой этнической принадлежности должен возникнуть органический сплав национальных и общечеловеческих ценностей. Опасно как отождествление этих ценностей, так и их противопоставление. Развитие и саморазвитие у подрастающего поколения истинных национальных и общечеловеческих ценностей в сфере материальной и духовной культуры становится необходимым способом их ориентации в мире.
Формы работы можно разделить на теоретические (беседа, анализ ситуации, работа со стимульным материалом (рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал)) и практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки). Занятия проходят по группам, парами, в «круге».
Методическое обеспечение: разработки занятий, художественные произведения, иллюстрации, учебники, рабочие тетради.
Техническое оснащение занятий: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Программа курса « Истоки возрождения» охватывает весь период начальной школы с 1 по 4 классы. Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий и методов работы педагога.
В программе реализуются три методологические линии социокультурного системного подхода к истокам в образовании:
1. Развитие непрерывной связи прошлого – настоящего – будущего на основе социокультурных принципов;
2. Развитие воспитательной функции социокультурных категорий, осваиваемых в предмете «Истоки»;
3. Развитие управленческих и коммуникационных способностей, психических функций с целью достижения значимых социокультурных результатов.
Активная форма воспитательного процесса позволяет развивать у учителей, учащихся и родителей управленческие способности:
– структурировать время;
– анализировать информацию и осуществлять выбор с целью самоутверждения;
– стратегически мыслить;
– определять основу (стержень) личностного развития;
– воспринимать значимые социокультурные результаты;
– своевременно действовать с целью достижения конкретных результатов;
– аккумулировать ресурс успеха как ситуационный, так и стратегический;
коммуникационные навыки:
– общения на едином аналоговом уровне (освоение первых элементов);
– присоединения;
– толерантности;
– развития единого контекста в группе;
– развития целостного восприятия (смотреть и видеть, слушать и слышать, чувствовать партнеров по общению).
Главными целями программы являются:
1. Присоединение учащихся и их семьи через совместную деятельность к единым социокультурным ценностям.
2. Активное освоение социокультурных категорий.
3. Развитие целостного восприятия, чувственной сферы, элементов мышления, управленческих и коммуникационных способностей. Развитие мотивации учащихся к самосовершенствованию и самоутверждению. Создание своей ПЕРВОЙ КНИГИ.
Программа предусматривает 4 раздела обучения:
1. Мир. Слово. Образ. Книга.
2. Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души.
3. Вера. Надежда. Любовь. София.
4. Традиции Слова, Образа, дела, праздника.
В первом классе дети подводятся к пониманию духовных истоков человеческого бытия, осознанию мира, в котором они живут. С этой целью они знакомятся с социокультурным наполнением ценностей, обозначаемых как «МИР», «СЛОВО», «ОБРАЗ», «КНИГА».
Во втором классе дети осваивают истоки ближайшей социокультурной среды, своего родного края и основной деятельности человека в ней.
В третьем классе основной акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека, на его духовные и душевные начала, доминирует внимание к внутреннему духовному миру человека, что раскрывает ценностное восхождение ребенка в культуре и может рассматриваться как акцентирование реализации культурно-исторической содержательной линии.
В четвертом классе осуществляется знакомство с истоками традиций народов Новосибирской области и России в целом как важнейшим механизмом передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
Структурирование учебного материала органично осуществляется в соответствии с содержательными линиями, которые дают возможность раскрыть образовательный потенциал курса, обеспечивающий достижение социальной компетентности учащихся в ее культурно-исторической, социально-правовой, экологической, информационно-методологической и здоровьесберегающей составляющих. Реализуя задачи развития культуры здоровья учащихся, программа нацелена на решение ряда связанных с этим задач, среди которых:
- формирование навыков и умений, необходимых для сохранения и укрепления духовного и физического здоровья;
- укрепление желания каждого ребенка самостоятельно находить резервы здоровья в себе самом в любых жизненных условиях;
- привитие любви к труду как значимой основе жизни и личностного совершенствования;
- раскрытие индивидуальных наклонностей и особенностей каждого ребенка, ориентация его на путь самосовершенствования.
В четвертом классе на новом уровне осуществляется повторное обращение к базовым социокультурным ценностям, осваиваемым в предыдущие годы, и , следовательно, актуализируются все содержательные линии.
Главными целями курса в 4 классе являются:
Концепт четвертого класса призван:
- суммировать и обобщить все известное ученику из курса «ИСТОКИ » в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей.
Смысловым центром программы в четвертом классе служат традиции как важный механизм передачи ценностей новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании. Детям важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем их мире.
По итогам четвертого года обучения учащиеся:
- осваивают систему базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья:
Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиг души.
Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать - хранительница очага.
Мир - Вселенная, мир - сообщество, мир - согласие. Отечество. Щит и меч.
Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро.
Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет укор и укоризна. Праведники и мудрецы.
Подвижники.
Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза.
Традиции моей страны. Память народа. Человек, Традиции дела и служения. Гражданин. Забота о Родном Крае - долг гражданина. Законы и нормы. Ответственность. Россияне. Праздники Отечества. Государственные, национальные и народные праздники. Символы Отечества. Гимн. Герб. Флаг. Памятный Знак. Символ. Памятные места. Святыни. Служение Отечеству. Трудовое, воинское служение. Гражданское служение. Традиции народов Новосибирской области по сохранению духовного и физического здоровья. Мир современный и мир старины. Связь поколений. Чувство Родины.
А также:
- истолковывают их смысл и сознательно употребляют в своей речи, общении, оценках;
- используют при создании первой авторской Книги;
- опираются на них в организации и оценке своей деятельности и общения;
- применяют их в поисковой и простейших формах исследовательской работы по изучению традиций родного края.
Результатом освоения курса будет развитие системы гуманистических отношений на различных уровнях:
- межличностные отношения (ребенок - ребенок, ребенок – учитель, ребенок – родитель);
- ценностные отношения (ребенок – культура, ребенок – природа, ребенок – социум).
Данная система отношений проявляется на вербальном и поведенческом уровнях, а также на уровне переживаний:
- изменения в речи (диалогичность, доброжелательность, расширение лексических и психологических средств общения);
- изменения в поведении – соответствие принятым нормам культуры;
- обогащение мира переживаний – способность и готовность к сопереживанию, к сочувствию.
Ожидаемые результаты:
- формирование системы духовно-нравственных ценностей;
- развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
- приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
- умение вести продуктивный диалог и сотрудничать;
- расширение кругозора и словарного запаса.
В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями с помощью рабочей тетради. В этой тетради учащиеся выполняют рисунки, различные задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.
Содержание. 4 класс.
Введение (1 час)
Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества? Традиции, обычаи, права и обязанности.
Тема «Родные образы» (16 часов)
ТРАДИЦИИ ПЕРВОГО ОБРАЗА. Отец: роль и место отца в доме и семье. Родоначальник и род. Родовое дерево. Отец родной, духовный, названный. Мать: роль и место матери в семье и доме. Родная мать, мать - хранительница очага. Отечество. Родина-мать. Мир - Вселенная, мир - сообщество, мир - согласие. Щит и меч на защите Отчизны. Щит и меч как символ миролюбия и справедливой кары.
ОБРАЗЫ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ И ЛЮБВИ. Вера, Надежда и Любовь в сердце человека. Праведники и мудрецы - носители традиций Веры, Надежды и Любви. Образы спасения в народной культуре и традициях. Смыслы символов в храмостроительстве и искусстве, их виды. Символы растений и животных в орнаменте. Мотивы дерева, птицы, коня, ладьи в народном творчестве.
СВЯТЫЕ ОБРАЗЫ В НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ. Гимн, герб и флаг - святыни Родины. Памятные знаки. Геральдика. Почитание святынь. Святыни России. Особо памятные места родного края.
ОБРАЗЫ МУДРОСТИ И СВЕТА. Единение, любовь и согласие. Красота образа.
Тема «Умелые Дела» (18 часов)
ТРУДОВЫЕ ТРАДИЦИИ. Крестьяне, ремесленники и купцы - труженики России. Обычаи общего дела, распределение труда и сил. Община, артель, сотни, гильдии, цехи — традиционные трудовые сообщества. Современные трудовые сообщества. Современные профессии. Трудовые династии.
ТРАДИЦИИ СЛУЖЕНИЯ.
4 класс
ТРАДИЦИИ ОТЕЧЕСТВА
ТРАДИЦИИ ОБРАЗА | ТРАДИЦИИ СЛОВА | ТРАДИЦИИ ДЕЛА | ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА |
Первые образы | Священные слова | Труд | Гулять всем миром |
Священные образы | Сердечные слова | Служение | |
Светлые образы | Честные слова | Творчество | Радоваться всей семьей |
Традиции праведного дела | |||
Помнить всем Отечеством | |||
Молиться всей Церковью Потрудиться душой |
Список литературы
для учителя:
- И.А. Кузьмин, А.В. Камкин.« Истоки ». Программа для начальной школы. М.: Технологическая школа бизнеса. 2010 г
- И.А.Кузьмин , О.А.Бандяк, В.Н.Синицына. Воспитание на социокультурном опыте. 1-4 классы. Программа для начальной школы. М.: Технологическая школа бизнеса. 2010 г.
- Е. Курнешова. Истоки : Базисная программа развития ребенка. 2-е издание. М.: «Карапуз», 2008 г. - 304 с.
- И.А.Кузьмин, Л.П.Сильверстова Истоковедение. Том 2. М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2009 г. - 368 с.
- О.А.Бандяк.. Воспитание на социокультурном опыте. 3 класс. Методическое пособие // Истоковедение. Издание 2-е. — М.: Изд. дом «Истоки», 2009 г.
- Истоковедение. Том 1 . – М.: Издательский дом « Истоки », 2010.
для учащихся:
- Е.Ю. Давыдова, И.А. Кузьмин. «Истоки» 4 класс. Учебное пособие. — М., Изд. дом «Истоки». 2010 г.
Интернет-ресурсы:
- http:www.viku.rdf.ru.
- http:www.rusedu.ru.
- http://www.edusite.ru/
Тематическое планирование, 4 класс,
34 часа в год, 1 час в неделю
№ п/п | Тема | Базовые категории | Содержание | 4 а | 4 б | 4 в | |||
дата | корр | дата | корр | дата | корр | ||||
Раздел I: «Традиции Образа» (9 часов) | |||||||||
Введение в тему. Первые образы. Отец. Мать. | Традиции образа, слова, дела, праздника. Первые образы. Отец. Мать. Родословие. Родоначальник. | Традиции – свод взглядов, обычаев и норм поведения, определенный порядок (уклад) жизни. Роль и место отца и матери в семье. | |||||||
Отечество – земля отцов. | Отечество. родные просторы. Памятники истории. Связь времен. Щит и меч. | Отечество-Россия-малая родина. Разнообразие, богатство красок и звуков Отечества. Защита Родины | |||||||
Мир | Мир – вселенная Мир – согласие Мир - сообщество | Троичность образа | |||||||
Священные образы. Спаситель | Образ Спасителя | Спас Нерукотворный. Господь вседержитель | |||||||
Священные образы. Пресвятая Богородица | Богородица. Умиление. Одигитрия (путеводительница). Орана (молящаяся). Покров Богородицы. | Богородица – заступница за весь мир, утешительница, хранительница. | |||||||
Священные образы. Ангел-хранитель. | Ангел-хранитель. Имянаречение. Молитва. Архангел Михаил. | Образ ангела в иконографии. Ангел – вестник, посланник, служитель Бога, духовный друг и покровитель человека. | |||||||
Светлые образы. Свет и просветители. Праведники и мудрецы | Добро и свет. Просвещение. Свеча. Лампада. Мудрость. Праведность. Святость. | Свет – знак истины. Просветители распространяют веру, истинные знания, добрые нравы. Праведная жизнь. | |||||||
8. 9. | Обобщающий урок по теме “Традиции Образа”. | Светлые образы. Образы – знаки: Крест, Купол, Конь, Птица, Дерево. | Крест – знак бессмертия, символ вечной жизни. Купол – свод небесный. Птица – образ Святого Духа, знак весны, пробуждения природы. Конь – первый помощник земледельца. Древо жизни | ||||||
Раздел II: «Традиции Слова» (9 часов) | |||||||||
10. 11. | Священные слова | Заповеди и заветы. Молитва. | Священные тексты неизменны и вечны. Заповеди, заветы – тысячелетиями отстоявшаяся правда, истина. Молитва соборная и частная. | ||||||
12. | Сердечные слова | Родительское благословение. Сердечные слова | Слова благословения, приветствия, прощания, благодарения, пожелания и поздравления, раскаяния и любви. Благословить – произнести благое слово, доброе, полезное. | ||||||
13. | Благословение. | Родительское благословение. Благословенные иконы. Письменное благословение (духовная грамота) | Благословение – пожелание добра, покоя, счастья, жизни в любви и согласии. Жизнь в согласии с родительским благословением придает человеку уверенность, успокаивает совесть. | ||||||
14. | Сердце сердцу весть подает | Доброе слово. Праздничное поздравление, пожелание. | Сердце любовью согревается. Любовь рождает в человеке сердечные слова. | ||||||
15. | Сердце сердцу весть подает | Благодарное слово. Памятное слово. Слова любви и совести. | На добро принято отвечать добром. признание. Признание заслуг другого подающего пример праведного слова и дела. | ||||||
16. 17. | Честные слова | Правила честного слова. Договор и уговор. Присяга. Обет. | В честном слове раскрывается внутренне благородство человека. Договор и уговор и укрепляют доверие между людьми. | ||||||
18. | Обобщающий урок по теме “Традиции слова” | Традиции священного, сердечного, честного слова. | Благодаря словам происходит осознание единства с тысячелетним духовным и нравственным наследием русского народа. | ||||||
Раздел III: «Традиции Дела» (10 часов) | |||||||||
19. | Труд. Земледельцы. | Трудовые праздники крестьянства. | Крестьяне – сердцевина свято-русской земли. Следование опыту предков – надежный жизненный образец. | ||||||
20. | Труд. Ремесленники | Традиции ремесленников. | Хорошее знание материала, безупречное владение инструментом, добросовестность – традиции ремесленников | ||||||
21. | Труд. Купцы и предприниматели. | Традиции деловых людей. Меценатство (благотворительность). | Острый, дальновидный ум, расторопность и проворство, смелость – традиции деловых людей. | ||||||
22. | Служение. Воинство. | Воинское служение. Воинские традиции. Возведение храмов-памятников. | Воинское служение – борьба с видимым врагом. Воинские традиции: принятие присяги, верность приказу, святой долг (защита веры) | ||||||
23. | Служение. Священство. | Священническое служение. Духовенство. | Священническое служение – борьба с невидимым врагом. | ||||||
24. | Служение. Суд и управление. | Государственное служение. Суд и управление. Праведный суд. | Традиции государственного служения: соблюдение порядка и справедливости В любом правителе особо цены добросовестность, рассудительность, строгость в сочетании с любовью. | ||||||
25. 26. |
| Иконописцы. Художники. Вышивальщицы и золотошвейки (мастера художественных промыслов) | Талант – способность к творчеству. поддержка таланта – добрая традиция. Талантливый человек – терпеливый и примерный труженик. | ||||||
27. | Творчество. Книжники | Ученые – книжники. Научное исследование. традиции научного творчества. | Наука – один из видов творчества, открывающих знание о мире. Ученый должен иметь пытливый ум, доброе сердце и большое терпение. Подлинное научное творчество, верно, служит народу и отечеству. | ||||||
28. | Обобщающий урок по теме “Традиции праведного дела” | Традиции праведного дела | Давняя традиция праведного дела – жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества. | ||||||
Раздел IV: «Традиции Праздника» (6 часов) | |||||||||
29. | Праздники, связанные с земледельческим календарем. | Календарные народные праздники(Святцы, День Урожая, Масленица, Семик, братчина) | Гулянье всем миром сближает людей – они делятся душевным теплом, сердечным словом, помогают ближнему. | ||||||
30. | Семейные праздники | Крестины. Именины. Дни рождения. Памятные события и даты. | Радость всей семьи – теплые и сердечные праздники взаимной любви и доброжелательности, близких друг другу людей, их духовного единения. | ||||||
31. | Государственные и гражданские праздники | День победы. Новый год. День города. День села. | Традиции дня победы – возложение венков, минута молчания, воинский парад. Осознание долга перед Отечеством. День Города – торжественное богослужение в городском храме, ярмарки, народные гуляния. | ||||||
32. | Православные праздники. | Пасха – Воскресение Христово. Светлая Седмица. Рождество Христово. Праздники поклонения спасителю. | Православные праздники приносят людям большую духовную радость. Они помогают хранить веру и надежду, учиться любви и мудрости. Медовый Спас. Яблочный Спас. (Преображение). Ореховый Спас | ||||||
33. | Традиции праздника | Праздник – труд души. | Традиции праздника – духовный настрой (благодарение, очищение, просвещение, поминание, почитание), уважение друг к другу, подготовка, законы гостеприимства. | ||||||
34. | Традиции Отечества. | Традиции Отечества (Слова, Образа, Дела, Праздника) | Обзор наиболее важных отечественных традиций. Важность познания жизненных ценностей, из века в век передающихся в нашем народе |