Внеурочная деятельность "Для тех, кто любит русский язык".
рабочая программа (3 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 с. Инзер
муниципального района Белорецкий район
Республики Башкортостан
Утверждаю
Директор МОБУ СОШ №3 с.Инзер
__________ Маркелова Т.В.
Приказ №______
«____» __________ 20____ г.
Рабочая программа
«Для тех, кто любит русский язык»
3 класс
Составлена учителем начальных классов
___________________ Гайсиной АИ.
Согласовано
Заместитель директора по ВР
___________ Р.М.Муртазина
« __» ____________ 20____г
Расмотрено
Школьное методическое объединение
учителей начальных классов.
___________________Р.М.Муртазина
Протокол № _____
«____»________ 20___ г.
2018 г
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Для тех, кто любит русский язык» разработана на основании:
Основной образовательной программы начального общего образования МОБУ СОШ №3 с.Инзер;
Авторской программы по русскому языку авторов: Елизарова Е. М. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продленного дня. – Волгоград: Учитель, 2008
В федеральном базисном учебном плане на внеурочную деятельность отводится 1 час в неделю, в год-35 часов.
Национально-региональный компонент Республики Башкортостан в изучении внеурочной деятельности «Для тех, кто любит русский язык»» представлен в количестве 3 часов.
1.Планируемые результаты обучения
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- анализировать и характеризовать звуки речи;
- осуществлять звуко-буквенный анализ слова (по принципу от простого к сложному);
- научиться работать над проектом «Мой алфавит»;
- обобщать, делать несложные выводы;
- научиться выполнять исследования;
- научиться сочинять сказочные истории про буквы, загадки;
- углубить знания об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике, синтаксис и пунктуации;
- научиться пользоваться словарями русского языка;
- научиться писать сочинения-миниатюры.
Проверка результатов проходит в форме:
- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
- тестирования,
- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
2.Содержание программы
1 блок «От А до Я» - 15ч.
- Фонетика, графика, орфоэпия – 11 ч.
Различение гласных и согласных звуков. А.Атнабаев. Край мой. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый - мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой; парный- непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
- Мой алфавит (работа над проектом) – 4ч.
Повторение алфавита. Правильное называние букв русского алфавита. Алфавитный порядок слов. Работа над проектом. Создание книжки-малышки «Мой алфавит». Природа Белорецкого района.
2 блок «К тайнам слова»- 11 ч.
- В мире слов, или что такое лексика? – 7 ч.
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Знакомство с прямым и переносным значением слов, многозначностью слов, с омонимами. Знакомство с разными типами словарей. Игры в слова и со словами. Загадки башкирского народа.
- Галерея фразеологических оборотов (работа над проектом) –4 ч.
Выполнение рисунков или коллажа, иллюстрируя известные фразеологические обороты. Оформление альбома фразеологизмов.
3 блок «Секреты русского языка»- 9 ч.
- В мире орфографии – 4 ч.
Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Игры на применение правил правописания:
- сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
- сочетания чк-чн, чт, щн;
- перенос слов;
- правописание гласных и согласных в корне слова;
- разделительные Ь и Ъ
- В мире словообразования – 5 ч.
Овладение понятием «родственные (однокоренные)» слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
3. Тематическое планирование
№ | Разделы программы и темы | Максимальная нагрузка на обучающегося, ч | ||
Теоретическое обучение, ч | Самостоятельная работа | |||
Блок 1. «От А до Я». | 15 | |||
1 | Фонетика, графика, орфоэпия. | 11 | 11 | |
2 | Мой алфавит (работа над проектом) | 4 | 4 | |
Блок 2. «К тайнам слова». | 11 | |||
3 | В мире слов, или что такое лексика? | 7 | 7 | |
4 | Галерея фразеологических оборотов (работа над проектом) | 4 | 4 | |
Блок 3. «Секреты русского языка». | 9 | |||
5 | В мире орфографии. | 4 | 4 | |
6 | В мире словообразования. | 5 | 4 | |
Итого: | 35 | 26 | 8 |
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Для тех, кто любит русский язык»
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Кол-во часов | Дата проведения | ||
план. | факт. | ||||
1 блок «От А до Я» (15 ч.) | |||||
Фонетика, графика, орфоэпия (11 ч.) | |||||
Волшебная страна “Фонетика” А.Атнабаев. Край мой. | 1 | 07.09 | |||
Понятие о фонетической транскрипции | 1 | 14.09 | |||
Согласные и гласные звуки | 1 | 21.09 | |||
Легко ли быть согласным звуком? | 1 | 28.09 | |||
Мягки ли мягкие согласные? | 1 | 05.10 | |||
Звук под «маской» | 1 | 12.10 | |||
Самый долгий слог | 1 | 19.10 | |||
Удивительные гласные | 1 | 26.10 | |||
Орфоэпия. Ударение | 1 | 09.11 | |||
Буквы в слове переставим – много новых слов составим | 1 | 16.11 | |||
Фонетический разбор слова. | 1 | 23.11 | |||
Мой алфавит (работа над проектом) (4ч.) | |||||
Мой алфавит. Создание книжки – малышки. Природа Белорецкого района. | 1 | 30.11 | |||
Мой алфавит. Оформление книжки – малышки | 1 | 07.12 | |||
Мой алфавит. Презентация проектов | 1 | 14.12 | |||
«Я и мое настроение» | 1 | 21.12 | |||
2 блок «К тайнам слова» (11 ч) | |||||
В мире слов, или что такое лексика? (7ч.) | |||||
Слова-спорщики. Антонимы | 1 | 28.12 | |||
Фразеологизмы | 1 | 18.01 | |||
Разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова. Омо́нимы | 1 | 25.01 | |||
Слова однозначные и многозначные | 1 | 01.02 | |||
Прямое и переносное значения слова | 1 | 08.02 | |||
Игры в слова и со словами. Загадки башкирского народа. | 1 | 15.02 | |||
Знакомство с разными типами словарей. | 1 | 22.02 | |||
Галерея фразеологических оборотов (работа над проектом, 4 ч.) | |||||
Выполнение рисунков или коллажа, иллюстрируя известные фразеологические обороты. | 1 | 01.03 | |||
Оформление альбома фразеологизмов. | 1 | 15.03 | |||
«Автопортрет» | 1 | 22.03 | |||
«Моя дружная семья» | 1 | 05.04 | |||
3 блок «Секреты русского языка» (9 ч.) | |||||
В мире орфографии (4 ч.) | |||||
Обиженные гласные. Мы идем по адресу: Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. | 1 | 12.04 | |||
В стране сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши. | 1 | 19.04 | |||
Про чк, чн, чт, нч, рщ… | 1 | 26.04 | |||
Ъ и Ь – помощники в словах | 1 | 03.05 | |||
В мире словообразования (5 ч.) | |||||
Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. | 1 | 10.05 | |||
Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. | 1 | 17.05 | |||
Разбор слова по составу. | 1 | 24.05 | |||
Итоговое занятие. Викторина «Знаешь ли ты русский язык?» | 1 | 31.05 | |||
Повторение. Обобщение всех разделов. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Внеурочная деятельность по курсу «Занимательный русский язык» и «Умники и умницы»"
Статья рассказывает как реализуется тема сомообразования посредством занятий в группах Центра Дополнительного Образования в школе...
"Мы любим русский язык"
Коллективная интеллектуально-развлекательная игра. Проводится в рамках Недели русского языка в начальной школе....
План декады русского языка. Тема: «Знай и люби русский язык»
План декады русского языка Тема: «Знай и люби русский язык»Сроки проведения: 06.12.11 – 16.12.11 Цель декады: - развитие интереса к предметам «Русский язык»...
Конспект внеклассного мероприятия "Знай и люби русский язык" 1-4 класс
Мероприятие проводилось в рамках недели русского языка для учащихся 1-4 классов в виде викторины. Задания и упражнения были подобраны в соответствии с программными требованиями 1-4 классов....
Учите детей любить русский язык !
Много раз, наблюдая за людьми, вы отмечали: один человек говорит, другой слушает и понимает его. Мы читаем книгу, газету, журнал и тоже понимаем прочитанное. С помощью слов человек выража...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Мы любим русский язык» 1 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Мы любим русский язык»...
Внеурочное интеллектуальное занятие (интегрированное) по русскому языку и литературному чтению на тему: «Русское слово – великое слово» (форма проведения - КВН).
В методической разработке «Русское слово – великое слово» рассматривается вопрос отношения школьников к культуре устной речи в русском языке.Цель занятия: воспитать...