Развитие творческой деятельности учащихся на уроках чтения, изобразительного искусства, труда
статья
Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. В творчестве человек видит свой идеал счастья: художник творит чудо, передавая на полотне вечную прелесть мира и человеческих порывов; учёный и конструктор создают машину, самолёт, корабль; учитель провидит в своём ученике будущего Ломоносова или Ахматову. Вероятно, каждый человек может припомнить в своей жизни творческие минуты и часы, одухотворённые вдохновением; нет сомнения в том, что творчество - это та волшебная шапка, под которой расцветает счастье.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие творческой деятельности учащихся на уроках чтения, изобразительного искусства, труда
Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. В творчестве человек видит свой идеал счастья: художник творит чудо, передавая на полотне вечную прелесть мира и человеческих порывов; учёный и конструктор создают машину, самолёт, корабль; учитель провидит в своём ученике будущего Ломоносова или Ахматову. Вероятно, каждый человек может припомнить в своей жизни творческие минуты и часы, одухотворённые вдохновением; нет сомнения в том, что творчество - это та волшебная шапка, под которой расцветает счастье.
Что такое творчество? Это созидание, деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Таково научное определение. Элемент творчества может присутствовать в самых различных видах деятельности человека: в воспитании детей, в чтении книги (сопереживание героям, воображение-первая ступенька к творчеству, в селекции, выращивании растений и животных, приготовлении блюд и сервировке стола, пошиве одежды и т.д.). Впрочем, эти элементы творчества могут быть сведены, в конечном счёте, к искусству, изобретению, науке.
Творчеству противостоит деятельность по готовым алгоритмам, подражание-имитация, хотя в любой деятельности могут иметь место, и даже необходимы, и алгоритмические действия, и подражание. Так, писатель использует слова, которые до него употреблялись множество раз, следовательно, языковое творчество проявляется в наилучшем, необычном выборе слов, в их сочетаниях с другими словами, в придании словам оттенков значения, переносных смыслов.
Конструктор, проектируя новую машину, вводит в неё целые узлы, механизмы передач, агрегаты, которые до него использовались и в других машинах; творческую же часть составляют новые решения, новое использование уже известных узлов и деталей, изобретения новых, а так же технология и новое применение созданной машины.
Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий, без думное повторение чужих мыслей (даже мудрых!) не составляет творческого элемента.
К сожалению, известно немало случаев, когда творчество понималось лишь как отрицание старого, его разрушение.
Совместно ли творчество с начальным обучением?
Начальное обучение может быть построено на целых системах творческих решений и открытий, то есть такие задачи, решения которых в глобальном смысле не является творчеством, но в деятельности школьников субъективно таковым является.
Чтение, труд, изобразительное искусство дают широкие возможности для развития творческой деятельности школьников в учебном процессе.
Основное место на уроках трудового обучения занимает практическая работа учащихся, в результате которой создаётся изделия определённого функционального назначения. Учащихся в большинстве случаев ориентируются на создании копии изделия, демонстрируемом учителем в качестве образа. Реализация творческих возможностей учащихся, как правило, возможно, лишь на этапе оформления изделия. На уроках труда задания творческого характера связаны с изменением конструкции изделия (количества, формы, размеров, способов соединения комплектующих деталей), с заменой материалов и с различным оформлением изделия.
Формирование у учащихся умение решать и составлять задание творческого характера целесообразно осуществлять поэтапно.
- этап-научить учащихся целенаправленно анализировать объекты
труда
- этап-формировать у младших школьников умение выполнять
задания творческого характера, разработанные учителем.
- этап-научить учащихся составлять и выполнять собственные
варианты заданий творческого характера.
Использование на уроках труда заданий творческого характера позволяет организовать практическую работу учащихся с учётом их индивидуальных особенностей.
Широкие возможности для творческой активности детей представляют уроки изобразительного искусства. Это объясняется тем, что специфика занятий изобразительным искусством требует, с одной стороны, творческой активности, постоянной работы мыслей, воображения, самостоятельности инициативы; с другой стороны, для занятий изобразительным искусством характерно ярко выраженная эстетическая направленность.
Воспитание творческой активности у младших школьников означает, прежде всего, развитие у них потребностей познавать мир и творчески использовать полученные знания своей деятельности.
Особенно важно, чтобы младшие школьники самостоятельно решали композиции декоративных и тематических рисунков. Для привлечения внимания детей к этим видам рисования, для активизации их творческой мысли эффективными средствами являются предварительные работы (наблюдения, наброски, зарисовки, рабочие эскизы, различные способы декоративной стилизации).
Необходимо давать школьникам задания: выполнять рисунки на свободные темы, что заставляет их проявить максимум самостоятельности и творческой активности.
Большое воздействие оказывает поощрение детей за самостоятельный выбор темы, сюжета, рисунка, оригинальную композицию.
Работа с театром кукол позволяет развивать творческие умения и навыки учащихся. С помощью классного театра кукол можно ставить такие спектакли, которые невозможно поставить другим способом. Учу ребят правильно воспринимать увиденный спектакль. Предлагаю детям вспомнить пословицы о дружбе, о взаимовыручке, написать отзыв (что больше всего понравилось, и кто лучше исполнял свою роль). А если бы тебе поручили сделать декорации к спектаклю? Предлагаю нарисовать то, что понравилось и запомнилось в спектакле.
Участие в спектакле развивает ребёнка: он учится говорить правильно и понятно, старается передать в своём чтении мысли и чувства героев. В процессе подготовке спектакля развивается творчество, фантазия, умение трудится в коллективе, взаимопомощь. При чтении роли ребёнок старается внести в свою речь живую интонацию героя: хвастливо распивает песенку Колобка, «хитро» говорит за Лису.
Кукольный театр обогащает детскую память, участие в общей работе расковывает детей, позволяет учителю наблюдать за тем, как проявляются творческие способности учащихся.
Детское творчество неисчерпаемое. Его питательная среда- чувство тайны, которую так хочется разгадать. Творчество всегда самодеятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи учителя. Командные методы в творчестве не срабатывают, здесь эффект достигается на основе увлечённости. Главный стимул творчества- огромная радость, которую она даёт и ученику, и учителю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПТЕНТНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПТЕНТНОСТИ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/13/picture-295801-1379083320.jpg)
Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка
В статье описываются три блока системы творческой деятельности в начальной школе: 1) воспитание у учеников качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности; 2) самовыражение индивидуальност...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/30/picture-232651-1364654924.jpg)
Развитие навыка чтения и творческой деятельности учащихся на уроках литературного чтения
Развитие навыка чтения....
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/09/picture-76494.jpg)
Творческий отчет по самообразрванию на тему: "Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения"
Творческий отчет...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/01/picture-431435-1459541532.jpg)
Условия эффективности организации художественно-творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства
Статья об условиях организации художественно- творческой деятельности детей...
Статья воспитателя ГПД РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЧТЕНИЮ
Статья воспитатель ГПД РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЧТЕНИЮ...