Проект "День народного единства"
проект (4 класс)
Вид проекта: творческо-информационный.
Продолжительность: краткосрочный (с 8 октября – по 4 ноября)
Цель:
Формировать нравственно-патриотические чувства у детей, основанных на ознакомлении с традициями, достопримечательностями, памятниками, историей. Расширить представления детей о национальных праздниках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "День народного единства" | 29.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект "День народного единства"
Актуальность
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые бы гармонично и естественно наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные ребенку стороны окружающей действительности. Поэтому нашей задачей является: развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему; эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у школьников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город Королёв славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Цель:
Формировать нравственно-патриотические чувства у детей, основанных на ознакомлении с традициями, достопримечательностями, памятниками, историей. Расширить представления детей о национальных праздниках.
Задачи:
- Закреплять знания о празднике «День народного единства.
- Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям.
- Воспитывать чувство гордости за силу России, уважение к национальным героям, желание им подражать.
Предполагаемый результат:
- Формирование у детей первых чувств патриотизма: гордости за свою Родину, уважение традиций.
- Совершенствование уровня знаний детей о своей стране, городе.
Вид проекта: творческо-информационный.
Продолжительность: краткосрочный (с 8 октября – по 4 ноября)
Состав участников: дети 4 класса, классный руководитель, учитель музыки.
Реализация проекта:
I этап – организационно-подготовительный (с 8 октября – 19 октября)
- Формулирование целей и задач проекта;
- Обеспечение и изучение методической литературы по теме проекта;
- Планирование работы по реализации проекта;
- Разработка методов и приемов работы по теме проекта;
- Подбор материала ко Дню народного единства.
II этап – основной (с 19 октября – 2 ноября)
Практическая деятельность по решению проблемы;
Музыкально-художественная деятельность:
Разучивание Гимна России, песен о России, о Родине.
Чтение произведений с дальнейшим анализом произведений о Родине, подобранные детьми.
Слушание: «Гимн России» сл. С.В. Михалкова, муз. А. Александрова., а также других произведений о Родине, предложенных детьми.
Беседы по теме проекта: «Что означает - народное единство», «Кто такие Минин и Пожарский».
Работа с родителями: помощь в создании презентации.
Создание выставки «Моя Россия» (выполнение символики страны и родного города Королёв из бумаги: флаг, герб)
III этап – заключительный (3 ноября)
Организация выставки «Моя Россия»
Защита проекта «День народного единства»
Планируемое время на реализацию проекта по этапам:
Организационно-подготовительный этап (с 8 октября – 19 октября)
Подбор стихотворений, произведений, бесед, тематических песен для пения.
Основной этап (с 19 октября – 2 ноября)
План проектной деятельности с детьми
Беседы
Беседа №1. «Что означает народное единство»
Что мы Родиной зовем?
Край, в котором мы растем,
И березки, вдоль которых
рядом с мамой мы идем...
- 4 ноября вся наша страна будет отмечать День народного единства. Хотите узнать, что это за праздник? Во все времена русские люди любили свою родину. Слагали о ней песни, пословицы и стихи, во имя родной стороны совершали подвиги.
- Постарайтесь подобрать красивые нужные слова к слову Родина (славная, сильная, богатая, любимая, чудесная).
- Этот памятник стоит в Москве на Красной площади (показать на фотографию памятника Минину и Пожарскому.
- На постаменте его начертаны слова: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Эти люди спасли свою страну от врагов, которые захватили ее.
- Не всегда народы России жили в единстве. К сожалению, на протяжении всей истории Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось ее единство, когда в стране царили вражда и голод. 400 лет назад вражеские нашествия разорили страну дотла. Русская земля была занята врагами-поляками. Казалось, что Русское государство погибло и никогда не обретет былого могущества. Но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства.
- Осенью в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал собирать войско для борьбы с врагами.
- Друзья и братья! Русь святая гибнет! - говорил он. - Поможем, братья, родине святой!
Командовать ополчением позвали одного из лучших военачальников того времени - известного своей храбростью и честностью князя Дмитрия Михайловича Пожарского.
- Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину?
- Какими словами можно назвать Кузьму Минина и князя Пожарского? Правильно, смелыми, мужественными, стойкими, храбрыми, сильными.
- Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец, ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву. Битва за столицу была упорной и кровопролитной. С клятвой «Умрем за Русь святую!» храбро сражались ополченцы и победили. Эта славная победа сделала навсегда незабвенным для нас день 4 ноября.
- Вот герои - избавители России: простой человек Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский (показать на портреты Минина и Пожарского). Они сумели собрать на битву народ и освободили Москву от врагов. Вскоре и вся Русская земля была очищена от иноземных захватчиков. Так, в трудные времена проявились лучшие черты русских людей: стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью.
- Теперь мы празднуем День народного ополчения как свой заслуженный праздник. И мы так же горячо любим свою Родину и готовы постоять за нее.
Беседа №2. «Кто такие Минин и Пожарский»
В 1612 году, через много лет появился у Руси враг – поляки.
Умер наш царь и не было у него детей, которые могли бы после него стать царями. И тогда поляки решили захватить Москву и поставить своего польского царя. Возмутился русский народ. И тогда во главе его встали Минин торговец и князь Пожарский – хороший полководец.
Минин собрал народ и обратился к нему: «Люди русские! Спасём нашу Родину. Не пожалеем своего имущества, отдадим последнее, чтобы собрать войско».
Люди отозвались, даже бедняки приносили последнюю копейку. Собралось войско, возглавил которое князь Дмитрий Пожарский. Минин и Пожарский привели войско к Москве и выгнали поляков.
За это, через много лет, народ собрал деньги на памятник и поставил его на Красной площади, где была одержана победа.
«История праздника»
4 ноября – день Казанской иконы Божьей Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства».
«4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китая–город, освободив Москву, от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе,» – так звучал текст пояснительной записки к проекту федерального закона «О днях воинской славы». В числе поправок к этому закону было введение 4 ноября нового праздника – «Дня народного единства». Фактически это был перенос дня празднования 7 ноября («День согласия и примирения») на другое число.
Еще указом царя Алексея Михайловича (1649 год) день Казанской иконы Божьей матери был объявлено государственным праздником. В начале 20 века вспоминали Кузьму Минина, которого Петр Первый назвал «Спасителем Отечества». Таким образом, был узаконен один из старейших праздников, традиция празднования которого была прервана революцией 1917 года.
«День народного единства»
Защита проекта
Ход праздника
Дети входят в зал под музыку «С чего начинается Родина»
Ведущий 1 (ученик 4 класса)
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! 4 ноября вся Россия отмечает праздник День народного единства. Это праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех российских народов. Есть много добрых и хороших слов в русском языке, но есть среди них такие слова, которые всегда вызывают у нас чувство гордости и любви.
«Дом», «Отечество», «Россия», Да, «Родная сторона»!
Ведущий 2 (ученик 4 класса)
Скажет кто, что означают эти громкие слова?
Пшеничное поле, и горы, и лес,
И жаркое солнце с высоких небес,
Склонились берёзки в поклоне земном –
Всё это мы гордо Россией зовём.
Россия! Родина! Это край, где мы родились, где мы живём, это наш дом, это всё, что нас окружает.
Ученик: Россия-мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Ты отражала в глади вод
Что строил русский наш народ
Под первою стеной сосновой.
Ученик: Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом "Русь".
Ученик: Мы все россияне, мы здесь родились,
Корнями с Россией навеки сплелись,
Она и ольха, и смородина,
И слово великое «Родина»!
Исполняется песня «Моя Россия»
Ученик: Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия –
Что может быть сердцу милей?
Ученик: И если бы вдруг спросили:
«А чем дорога вам страна?»
- Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная – одна!
Ведущий 1 (ученик 4 класса)
День народного единства.
(показ презентации - памятник К. Минину и Д. Пожарскому) .
На памятнике написано: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».
В 1612 году, через много лет появился у Руси враг – поляки. Умер наш царь и не было у него детей, которые могли бы после него стать царями. И тогда поляки решили захватить Москву и поставить своего польского царя. Возмутился русский народ. И тогда во главе его встали Минин торговец и князь Пожарский – хороший полководец. Минин собрал народ и обратился к нему: «Люди русские! Спасём нашу Родину. Не пожалеем своего имущества, отдадим последнее, чтобы собрать войско».
Ведущий 2 (ученик 4 класса)
Люди отозвались, даже бедняки приносили последнюю копейку. Собралось войско, возглавил которое князь Дмитрий Пожарский. Минин и Пожарский привели войско к Москве и выгнали поляков.
За это, через много лет, народ собрал деньги на памятник и поставил его на Красной площади, где была одержана победа.
Вот видите, как помнит народ о своих защитниках Отечества.
Поэтому 4 ноября считают днём народного единства, в честь 1612 года.
Ученик: Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной.
Ученик: Он отмечен годом, днем,
И начертано на нем:
«Гражданину Минину
И князю Пожарскому –
Благодарная Россия».
Ученик: От сверженья власти царской
Столько много лет подряд
Смотрят Минин и Пожарский
На торжественный парад.
Ученик: Указав рукой литою
На величественный вид
И на племя молодое,
Минин словно говорит:
«Полюбуйся ныне, княже,
На страны родной дела.
Не могли мы думать даже,
Чтобы Русь такой была!
Ученик: Подивись-ка ты, военной
Силе необыкновенной,
И послушай эти песни,
И на лица погляди…
Их дела еще чудесней
Ожидают впереди!»
Ведущий 1 (ученик 4 класса)
Каждая страна имеет свою символику: флаг, герб и гимн.
Показ флага России (презентация).
У России флаг трёхцветный, он состоит из трёх полосок – белый, синий, красный. Что же они обозначают?
Белый – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей.
Красный цвет – цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.
Показ герба Росси (презентация)..
В центре мы видим орла. Он с двумя головами, с поднятыми крыльями. Орёл на гербе обозначает силу, это значит, что государство, на гербе которого изображён двуглавый орёл – сильное и непобедимое.
Русское государство очень большое и головы орла смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое. В России живут люди разных национальностей, а не только русские.
Ведущий 2 (ученик 4 класса)
Ещё мы видим корону. Корона обозначает, что в России главный царь.
В лапах у орла посох или жезл, а ещё его называют скипетр. Это символ царской власти. В другой лапе у орла шар, его называют держава.
Держава – значит могущество, то есть страна, в которой правит царь, могучая.
А в центре изображён герб Москвы.
В презентации показываем герб родного города Королёв.
У каждого государства обязательно есть свой гимн.
Гимн – это торжественная песня. Его исполняют в самых торжественных случаях – во время праздников и других важных событиях.
Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, то поднимается флаг их Родины, и звучит гимн их страны. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.
Слушание и исполнение гимна России.
1. Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье во все времена.
Припев: Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой.
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
2. От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!
3. Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Ведущий 1 (ученик 4 класса): О Родине писали наши русские поэты. Сейчас ребята почитают нам их стихи.
Ученик: «Слышишь песенку ручья – это Родина твоя!
Слышишь голос соловья – это Родина твоя!
Видишь звёздочки Кремля – это Родина твоя!
Дом, где живут твои друзья – это Родина твоя!
Руки матери твоей, шум ветвей и звон дождей
И в лесу смородина – это тоже Родина!»
Ученик: «Синее небо, цветная дуга,
Тихо степные бегут берега,
Тянется дым, у малиновых сёл
Свадьба ворон облегла частокол
Снова я вижу знакомый обрыв
С красною глиной и сучьями ив,
Грезит над озером рыжий овёс
Пахнет ромашкой, и мёдом от ос.
Ведущий 2 (ученик 4 класса)
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Крепко любит народ её. Много сложил о ней пословиц и поговорок.
Дети выходят, читают пословицы
1. Родина любимая что мать родимая.
2. Если дружба велика, будет Родина крепка.
3. На чужой стороне что соловей без песни.
4. Жить – Родине служить.
5. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
6. Родина – мать, умей за неё постоять.
Ведущий 1 (ученик 4 класса): А сейчас я предлагаю всем встать и взяться крепко за руки.
Дорогие друзья, всех нас объединяет чувство гордости за свою страну, за ее славную историю. И в этот праздничный день с особенной силой ощущаем, что мы – единый и могучий русский народ, и у нас одно Отечество – Россия.
Учитель читает стихотворение, а все хором подхватывают его «ключевые слова».
Главное – вместе,
Главное – дружно!
Главное – с сердцем горячим в груди!
Нам равнодушных не нужно? Не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!
Учитель: Запомните, ребята, это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих предков.
Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живёшь, где твой родной дом, твоя родная земля.
И где бы ты ни был, куда бы ни ездил, всегда будешь вспоминать свой родной уголок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника День Народного Единства и Казанской иконы Божией Матери
Сценарий для 1 класса. Викторина для родителей....
4 ноября-день народного единства
Презентация для учащихся начальной школы посвящённая празднику 4 ноября-день народного единства....
Устный журнал ко дню народного единства
Публикация посвященное празднику народного единства....
4 ноября - день народного единства и примирения
Углубить знания детей , воспитывать в детях чувство патриотизма, стремление к единению...
День Народного Единства
Данная презентация поможет при проведении классного часа или внеклассного мероприятия к Дню Народного Единства...
Общешкольная линейка "4 ноября – День народного единства."
Сценарий общешкольной линейки...
Сценарий спортивного мероприятия, посвященное Дню народного единства "В единстве наша сила!"
Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках. Закрепилять знания о флаге, гербе и гимне России. Развивать интерес к народным играм. Воспитывать уважение к людям ра...