чогаал
методическая разработка

Кол Тоджана Юрьевна

улегер домак

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_2.docx93.83 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Адыр-Кежигская СОШ

 «Мастер-класс»

на тему «Пословица – всем делам помощница»

Мастер-класс разработала и провела

учитель начальных классов

МБОУ Адыр-Кежигская СОШ

Тоджинского района

Кол Тоджана Юрьевна

2018г.

Мастер-класс «Пословица – всем делам помощница»

Цель мастер-класса: освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности педагога.

Я предлагаю определить следующие задачи нашей совместной деятельности.

Задачи мастер-класса:

1. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по ознакомлению детей с устным народным творчеством.

2. Поиск педагогических идей по пробуждению любознательности детей, интересу к устному народному творчеству.

3. Построение модели непосредственной образовательной деятельности при ознакомлении школьников с устным народным творчеством.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Предполагается, что в процессе обсуждения и проведения игры участники мастер-класса смогут познакомиться (освежить в памяти) с технологией ознакомления детей с устным народным творчеством, его разновидностями, обменяться опытом, задать свои вопросы друг другу и ведущему, проанализировать проблему ребенка.

План проведения мастер-класса

Работать с вами мы будем по следующему алгоритму:

1. Представление технологии;

2. Проведение имитационной игры;

3. Рефлексия.

1. Представление технологии

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Одним из действенных средств духовно-нравственного воспитания человека является устное народное творчество.

Устное народное творчество – неоценимое богатство народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество и правила поведения и общения в нём.

Сила фольклора как средства воспитания, заключается в том, что своим содержанием учит детей различать добро и зло, а так же поведению«это можно»«это нельзя»«это хорошо»«это плохо», учит детей давать ответы на разные жизненные вопросы. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их юмору, ненавязчивости, знакомым жизненным ситуациям.

Я знакомлю детей с устным народным творчеством во всех интегрируемых областях.

Сегодня я хочу познакомить вас с одной из форм ознакомления детей с устным народным творчеством.

Для начала, посмотрите сюжет, снятый моими учениками «Чеченсөстер» («Поговорки»).

2. Проведение имитационной игры

Уважаемые коллеги, я прошу вас немного побыть в роли детей.

Приглашаю вас на игру «Умники и умницы», за каждый правильный ответ будет даваться узор. Кто наберёт большее количество узоров – победитель.

Задание первое

Наше занятие посвящено устному народному творчеству. Давайте вспомним, что такое устное народное творчество? (Устное народное творчество – это всё то, что люди передавали из уст в уста на протяжении веков). Что относится к нему? (Загадки,пословицы, поговорки, скороговорки, песни, прибаутки, сказки, частушки, былины).

Сегодня мы поговорим только об одном направлении устного народного творчества – опословицах и поговорках.(Пословица – это жанр фольклора, краткое изречение, заключающее в себе поучение. Пословица советует, наставляет, предупреждает. Люди часто используют их в речи. От этого речь становится яркой, образной).

Задание второе

Объясните значение этих пословиц.

  1. Без ветра и трава не шелестит. (Хат чокта, сигенбажышимчевес).
  2. Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.

(Дусчокта, амданчок,

Тура чокта, күш чок).

  1. Без знаний и утро – ночь. (Эртем чокта, эртен база дүн).

Задание третье

В этом кроссворде зашифрована пословица.

Но для того, чтобы прочитать ее, надо отгадать слова, из  которых  она  состоит.

1. у

ч

и

3.д

2. т

о

п

о

р

е

о

л

в

ь

4. н

а

у

к

а

  1. Он дает нам знания,

Отметки выставляет,

От нас в ответ признание

Все время получает.

Наставник, предводитель,

Любимый наш... (учитель).

  1. Стальная голова

Порубила все дрова (топор).

  1. Чтоб в морозы печь топить,

Мы должны их нарубить.

И в сенях или в сарае

Их поленницей сложить (дрова).

  1. Пером сеют,

Глазами жнут,

Головой едят,

Памятью переваривают (наука).

Составьте из этих слов пословицу.

Задание четвёртое

А теперь следующий конкурс. Я буду говорить начало пословицы, а вы будете продолжать:

1) Хорошая работа – (немеркнущая слава)

    Эки кылган ажыл – (элеп читпес алдар)

2) Торопливая мышь (в молоке утонет)

    Далашкан күске (сүтке дүжер)

  1. Старших – уважай, (младших – воспитывай)

    Улуун хүндүле, (бичиизин сурга).

Задание пятое

Вот и мы подошли к последнему заданию. Это инсценировка пословицы. Перед вами лист бумаги, там написана одна пословица, которую вы будете инсценировать. (В одиночку – слабы, вместе – сильны. Демниг сааскан теве тудуп чиир).

– Молодцы! Сегодня вы действительно показали свои знания в области устного народного творчества. Как приятно осознавать, что культуранарода жива, что мудрые изречения нашихпредков не забыты, они дошли до наших времен, иблагодаря им наш язык стал более выразительными образным. А свое отношение к пословицам люди выражали вних самих:

Красна речь пословицей.

Үлегер сөсте нүгүл чок,

Үер суунда балык чок.

Пословица недаром молвится.

Чечен менде, чечек черде.

Пословица –всем делам помощница.

Итог:Давайте подсчитаем, кто набрал большее количество узоров.

3. Рефлексия

Уважаемые друзья! Прошу Вас выполнить рефлексию по методике «Эмоциональное письмо». Для этого выберите из предложенных вам эмоций картинку, соответствующую вашему настроению на нашем занятии, вложите её в конверт и оставьте свои комментарии.

Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чечен чогаал номчулгазы «Хек» деп ненец улустун тоолу.

Сорулгазы: тоолду номчуп турда кичээнгейлиг дыннаарынга ооредир, хундулээчел,дыннангыр болур кылдыр кижизидер,ыры,шулук,улегер домактар дузазы-биле аас чугаазын сайзырадыр....

аас чогаал

домактар....

Төрээн чугаа Кичээлге өөредир чогаал: С. Сарыг-оол. Шагаа.(ар.106-111)

Кичээлге өөредир чогаал: С. Сарыг-оол. Шагаа.(ар.106-111)Кичээлдиң сорулгазы:1.Тыва чоннуң база бир чаагай чаңчылынга хамааржыр байырлалы – Шагааны эрттирериниң  ужурларын уругларга билинди...