Духовно – нравственное воспитание младших школьников средствами УМК «Школа России»
статья

Духовно – нравственное воспитание младших

               школьников средствами УМК «Школа России»

 

Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

      Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. В связи с этим главную роль в процессе становления личности школьника занимает школа и конкретно классный руководитель.

  Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В ситуации безнравственности во многих сферах жизни, окружающих ребёнка, - в быту, во дворе и на улице – в том мутном потоке, что льётся на него с экранов телевизоров,   ребёнку необходимы нравственные опоры, чистые источники Добра и Красоты, которые всегда спасали человечество, и припадать к этим живительным ключам человек должен уже с детства. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности. Что делать, где искать ребёнку сегодня эти нравственные опоры и образцы?    Что можем и должны сделать сегодня мы – школа и учитель.

Считаю, что система учебников УМК «Школа России» при правильном подходе педагога и правильно расставленных акцентах могут помочь в решении проблемы духовности. Ведь главная концептуальная идея УМК: российская школа должна стать школой духовно-нравственного развития и воспитания гражданина на­шего Отечества.  

В содержании системы учебников УМК «Школа России» заложен зна­чительный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  Содержание учебного материала  подобрано с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Школа России» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их на­циональным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государ­ственным символам Российской Федерации.

Дети знакомятся с  героями Отечества,  узнают о причастности  членов своей семьи  к истории  России,  пытаются уже в этом возрасте по­чувствовать себя маленькими гражданами  своей страны.

Огромное место в содержании учебников отводится родиноведческим и краеведческим знаниям. Для того чтобы у школьника появилась любовь к родине, надо активно воздействовать на его чувства. Только тогда любовь к родному краю родится у него внутри, как отклик на всё то доброе и родное, что связано у него с его малой родиной.  Необходимо развивать патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность, углублять знания и представления об окружающем мире через практическую краеведческую деятельность. Краеведение способствует воспитанию и духовному становлению ученика как личности, человека и гражданина. 

 Поликультурность содержания системы учебников «Школа России» носит сквозной характер. Она   отражает мно­гообразие и единство национальных культур народов России, способствует формированию у детей   толерантности, учит межнаци­ональному общению, знакомит с культурой народов других стран.

  Важное место в УМК «Школа России» по вопросам духовно-нравственного воспитания за­нимает курс «Основы религиозных культур и светской этики».  Данный курс направлен на формирования основ нравственного поведения,  на  изучение культур­ных и религиозных традиций многонационального народа России, настраивает детей на диалог с представителями других культур и вероисповеданий.

Включение в состав комплекта «Школа России» учебников по иностранным языкам способствует «сти­ранию» государственных границ, расширяет возможности общения и межкультурной коммуникации.  

 Таким образом, УМК «Школа России» нацелен на развитие у ребенка человеческих качеств: доброты, способности со­переживать, готовности помогать другому. Именно духовно-нравственная доминанта УМК направлена на выполнение культуросозидающей роли образования.

Нельзя ни сказать о наиважнейшей роли семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания.  В основе всякого обучения лежит способность детей к подражанию. Так же и в нравственной сфере. У маленького ребенка отсутствует жизненный опыт, знаний ему не хватает, поэтому он подражает взрослым. Он прекрасно чувствует атмосферу семьи, отслеживает характер нравственных отношений между папой и мамой: степень уважения друг к другу, согласия, чуткости. Ребенок воспринимает тон и характер их разговоров, замечает то, как родители разрешают возникающие конфликты и трудные жизненные ситуации. Все наблюдения и впечатления ребенка от внутрисемейной жизни ложатся в основу его собственного поведения и становятся критерием отношения к окружающему миру. 

 В нравственном воспитании младших школьников определяющее значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю.

Школа и семья – самые тесные союзники в общем деле – в воспитании подрастающего поколения.  Только хорошо продуманная совместная работа семьи, педагогического коллектива, общественных организаций обеспечивают должный эффект в вопросах духовно-нравственного воспитания и позволяют использовать все резервы, которыми обладает сегодня наше общество для решения этой задачи.

                                                                                                                        Маригода Т.В.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_duhovno-nravstven._marigoda.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

                Духовно – нравственное воспитание младших

               школьников средствами УМК «Школа России»

Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

      Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. В связи с этим главную роль в процессе становления личности школьника занимает школа и конкретно классный руководитель.

  Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В ситуации безнравственности во многих сферах жизни, окружающих ребёнка, - в быту, во дворе и на улице – в том мутном потоке, что льётся на него с экранов телевизоров,   ребёнку необходимы нравственные опоры, чистые источники Добра и Красоты, которые всегда спасали человечество, и припадать к этим живительным ключам человек должен уже с детства. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности. Что делать, где искать ребёнку сегодня эти нравственные опоры и образцы?    Что можем и должны сделать сегодня мы – школа и учитель.

Считаю, что система учебников УМК «Школа России» при правильном подходе педагога и правильно расставленных акцентах могут помочь в решении проблемы духовности. Ведь главная концептуальная идея УМК: российская школа должна стать школой духовно-нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества.  

В содержании системы учебников УМК «Школа России» заложен значительный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  Содержание учебного материала  подобрано с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Школа России» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

Дети знакомятся с  героями Отечества,  узнают о причастности  членов своей семьи  к истории  России,  пытаются уже в этом возрасте почувствовать себя маленькими гражданами  своей страны.

Огромное место в содержании учебников отводится родиноведческим и краеведческим знаниям. Для того чтобы у школьника появилась любовь к родине, надо активно воздействовать на его чувства. Только тогда любовь к родному краю родится у него внутри, как отклик на всё то доброе и родное, что связано у него с его малой родиной.  Необходимо развивать патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность, углублять знания и представления об окружающем мире через практическую краеведческую деятельность. Краеведение способствует воспитанию и духовному становлению ученика как личности, человека и гражданина.  

 Поликультурность содержания системы учебников «Школа России» носит сквозной характер. Она   отражает многообразие и единство национальных культур народов России, способствует формированию у детей   толерантности, учит межнациональному общению, знакомит с культурой народов других стран.

  Важное место в УМК «Школа России» по вопросам духовно-нравственного воспитания занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики».  Данный курс направлен на формирования основ нравственного поведения,  на  изучение культурных и религиозных традиций многонационального народа России, настраивает детей на диалог с представителями других культур и вероисповеданий.

Включение в состав комплекта «Школа России» учебников по иностранным языкам способствует «стиранию» государственных границ, расширяет возможности общения и межкультурной коммуникации.  

 Таким образом, УМК «Школа России» нацелен на развитие у ребенка человеческих качеств: доброты, способности сопереживать, готовности помогать другому. Именно духовно-нравственная доминанта УМК направлена на выполнение культуросозидающей роли образования.

Нельзя ни сказать о наиважнейшей роли семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания.  В основе всякого обучения лежит способность детей к подражанию. Так же и в нравственной сфере. У маленького ребенка отсутствует жизненный опыт, знаний ему не хватает, поэтому он подражает взрослым. Он прекрасно чувствует атмосферу семьи, отслеживает характер нравственных отношений между папой и мамой: степень уважения друг к другу, согласия, чуткости. Ребенок воспринимает тон и характер их разговоров, замечает то, как родители разрешают возникающие конфликты и трудные жизненные ситуации. Все наблюдения и впечатления ребенка от внутрисемейной жизни ложатся в основу его собственного поведения и становятся критерием отношения к окружающему миру.  

 В нравственном воспитании младших школьников определяющее значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю.

Школа и семья – самые тесные союзники в общем деле – в воспитании подрастающего поколения.  Только хорошо продуманная совместная работа семьи, педагогического коллектива, общественных организаций обеспечивают должный эффект в вопросах духовно-нравственного воспитания и позволяют использовать все резервы, которыми обладает сегодня наше общество для решения этой задачи.

                                                                                                                        Маригода Т.В.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами авторских и народных сказок».

Данная программа направленна на воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальной школы....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства на уроках музыки.

В данном материале освещена проблема духовно-нравственного воспитания учащихся средствами музыкального искусства и приведены примеры использования методов воспитания в практике....

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства в системе дополнительного образования детей»

В системе начального школьного образования на протяжении многих лет неуклонно растёт внимание к проблемам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В начальной школе закладывает...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства

Роль музыкального искусства в воспитании личности.Пение - вид музыкальной деятельности, влияющий на духовно-нравственное развитие детей.Влияние классических и народных произведений на духовно-нравстве...

Духовно – нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности.

Духовно – нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности....

«Духовно- нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности»

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Перед общеобразовательной школой, семьёй ФГОС ставит  цель и задачи воспита...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами спецкурса «Уроки духовности».

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Вооружение нравственными знаниями важно и тем,...