Родительское собрание "Нелегкий разговор о требовательности"
классный час (4 класс)

Ходиева Ольга Борисовна

Родительское собрание на тему "Нелегкий разговор о требовательости" поможет Вам обсудить с родителями значение требовательности как меры разумного воспитания своего ребенка; формировать культуру родительского требования к ребенку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razgovor_o_trebovatelnosti.docx34.44 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание.

Нелегкий разговор о требовательности

Родительское требование к себе и ребенку, родительское уважение к себе и своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом — вот первый и самый главный метод воспитания.

А. С. Макаренко

Задачи: обсудить с родителями значение требовательности как меры разумного воспитания своего ребенка; формировать культуру родительского требования к ребенку.

Форма проведения: дискуссия.

Подготовительная работа: подготовка необходимых материалов для организации дискуссии; подготовка ситуаций для обмена мнением; анкетирование детей и родителей (см. приложение).

Оформление класса: на доске в классе выписываются цитаты и утверждения для анализа родителями: «Если бы кто-нибудь спросил, как бы я мог в краткой форме определить сущность моего педагогического опыта, я бы ответил, что как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему» (А.С. Макаренко); «Требовательность — взыскательное, не терпящее поблажек и послаблений отношение к себе и окружающим, к собственным обязанностям и к обязанностям других»; «Требовать — значит не быть безразличным к ребенку и его взрослению». (А.П. Чехов); «Нравственное воспитание детей — это мудрое ограничение. Ребенок должен понять, что есть три вещи: можно, нельзя, надо» (В.А. Сухомлинский).

Ход  собрания

I. Вступительное слово

Семья – это чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций и правил, которые в той или иной степени сказываются на особенностях личности ее членов, и в первую очередь – детей.

И в воспитании детей наибольшую опасность представляют те ошибки, которые вольно или невольно допускаются родителями в построении взаимоотношений с собственными детьми, забывающими о том, что взаимоотношения эти всегда имеют воспитательный характер.

Наилучшие взаимоотношения между родителями и детьми складываются тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально (см. распечатку):

- родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение с ребенком (особенно важно это делать в подростковом и старшем школьном возрасте);

- власть используется лишь в меру необходимости;

- в ребенке ценится как послушание, так и независимость;

- родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но при этом не считает себя непогрешимым;

- он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье.

Если бы родители знали, как взыскательно оценивают их действия и ошибки подростки, то многие из них, возможно, вели бы себя иначе.

Наши дети растут, поэтому необходимо изучать их психологические возрастные особенности. И если их не знать и не учитывать, то такая инертность родителей вызывает у детей различные формы негативизма. Особенно ярко негативизм проявляется в подростковом возрасте. Родители пытаются ограничить активность, самостоятельность подростка, подчас в авторитарной форме высказывают негативные мнения о его друзьях, интересах, пытаются влиять на увлечения ребенка. Естественно, что доверие, неуважение к личности подростка способствует отчуждению детей от родителей, приводит к раздражительности и непослушанию. Можно вспомнить слова древнеиндийской мудрости: «С сыном до пяти лет обращайтесь как с царем, от 5 до 15 – как со слугой, после 15 – как с другом». Отсутствие со стороны родителей именно дружеского, доверительного отношения к подростку чаще всего является основной причиной появления эмоционального отчуждения и даже враждебности в его взаимоотношениях с ними.

Если родители не понимают потребностей детей, не хотят анализировать мотивы их поступков, приписывают им несуществующие мотивы и по ним судят ребенка, между родителями и детьми возникает смысловой барьер. Родители должны знать, что дети живут не только в соответствии с нормами взрослых, но и в соответствии с нормами, которые сложились внутри класса или группы, с которой ребенок контактирует. Но мир детских норм уже и строже, чем мир норм взрослых, и дети предпочитают – даже зная, что будут осуждены родителями, - жить в соответствии с этими групповыми нормами. Родители считают, что наказание ребенка за нарушение общепринятых моральных норм пойдет ему на пользу, но результат будет обратным, если не учитывать, по каким законам живет детская группа. Даже родители, которые действительно любят своих детей, не всегда умеют разумно пользоваться инструментом наказания. Жестокостью нельзя ни убедить, ни тем более исправить человека. Более того, жестокость может вызвать ответное действие. Наказание – весьма острое педагогическое оружие, поэтому его использование требует большой осторожности, осмотрительности и житейской мудрости.

(см.распечатку)

Хотелось бы предложить родителям несколько правил применения наказаний:

- Наказание должно быть справедливым и соответствовать характеру проступка;

- Прежде чем наказывать, выясните причины и мотивы совершения проступка;

- Не наказывайте по подозрению, ибо подозрительность не имеет ничего общего с истинной требовательностью;

- Не наказывайте детей в состоянии озлобления, гнева и раздражения, в этом состоянии чаще всего совершаются ошибки. Злость – это яд, отравляющий и того, кого наказывают, и того, кто наказывает;

- Будьте милосердны, не прибегайте сгоряча к жестоким мерам наказания, отсрочьте его до более спокойной поры;

- Не злоупотребляйте родительской властью, не забывайте, что и вы были детьми, соблюдайте чувство меры в наказаниях, ведь частые наказания перестают действовать;

- Иногда полезно предложить провинившемуся самому оценить свой проступок и назначить себе меру наказания. Тем самым вы будете приучать подростка анализировать свои поступки и предъявлять требования к себе;

- Право наказывать в семье следует предоставить тому из родителей, кто обладает более спокойным и уравновешенным характером.

К ошибкам воспитания относится нетерпимость родителей к различиям темпераментов своих детей.

Мысль о генетической предопределенности характера ребенка опасна тем, что снимает с родителей ответственность за воспитание.

Еще один вид педагогических ошибок родителей – недооценка ими личного примера и единства предъявляемых требований в воспитании ребенка, которые имеют позитивную направленность и обеспечивают родительскую поддержку в формировании у него положительных черт и качеств.

Наше родительское собрание посвящено одному из главных родительских умений — разумному требованию.

Требования предъявляются к ребенку с самого раннего возраста. Повзрослев, ребенок имеет расширенный круг требований, что не всегда совпадает с его желанием.

Требовательность родителей, направленная на то, чтобы ребенок научился подчинять свои слепые капризные «хочу» важным и осознанным целям, научился серьезно и ответственно относиться к своим обязанностям, имеет огромное значение в воспитании.

Дети родителей слабовольных и неразумно любящих вырастают безалаберными, безвольными, безответственными в жизни.

В семьях, где любовь к ребенку сочетается с требовательностью, дети растут волевыми, организованными и дисциплинированными.

Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у ребенка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные, незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния – школы, сверстников, средств массовой коммуникации – часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире. Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым Я.

Как известно, процесс первичной социализации ребенка начинается в семье. Подражая родителям и другим взрослым членам семьи, ребенок учится строить свои взаимоотношения не только с родственниками, но и с теми, кто находится за пределами семейной группы, перенося на общение с ними те правила и нормы, которые были усвоены им в родительском доме. Поэтому очень важно, какой пример поведения демонстрировали родители своим детям.

Родители зачастую недооценивают этот аспект воспитательного влияния и требуют от детей того, чего не делают сами. В результате такого «педагогического» воздействия у ребенка появляется протест и чувство неуважения к родителям.

Жизненная значимость требований состоит в том, чтобы побуждать ребенка к хорошим поступкам и вместе с тем тормозить проявление отрицательных черт и действий.

Есть две группы требований: прямые и косвенные. Прямые – требование-приказ, требование-угроза, требование-запрет – рассчитаны преимущественно на подчинение детей родителям. Эти требования нередко звучат как команда, окрик и вызывают протест и внутреннее сопротивление детей.

Глубоко заблуждаются те родители, которые понимают требование как средство давления на ребенка с целью добиться беспрекословного повиновения. Применение прямых требований таит в себе опасность подавления личности.

Нередко отцу и матери легче заставить ребенка выполнить то или иное требование, чем вызвать у него желание поступать правильно всегда.

Поэтому в процессе воспитания целесообразнее использовать косвенные требования, в которых не чувствуется волевого нажима и принуждения. Благодаря косвенным требованиям устанавливаются доверительные отношения в семье, у детей не остается тягостного сознания, что их воспитывают. Они рассчитаны на положительное начало в духовном мире ребенка. Требование-совет, требование-просьба, требование доверием, требование-намек, требование-одобрение основаны на использовании разумных доводов и на вере в его силы и возможности, поэтому с помощью косвенных требований можно добиться сознательного послушания.

В некоторых семьях порой злоупотребляют приказами и запретами (не трогай, не пачкай, не бери, не шуми, не включай и т.д.), не пускают на день рождения к товарищу, зимой на каток, летом в турпоход, опасаясь дурного влияния сверстников. И при этом родители не приводят ни одного убедительного аргумента. «Мы твои родители, а родители всегда правы», - вот главный довод отказа. Подобное обращение унижает личность подростка. Нельзя воспитать достойного человека, унижая его достоинство и ущемляя его права. Неаргументированные запреты родителей могут вызвать противодействие, выражаемое в грубой форме.

Для того чтобы подростки выполняли повседневные требования (не мешай тому, кто отдыхает или работает, убирай за собой постель и т.д.), достаточно поддерживать в семье полезные традиции, порядок, уважение друг к другу. Каждый должен знать свои постоянные обязанности и выполнять их.

Если родители слишком увлекаются прямыми требованиями, то их дети часто испытывают отрицательные эмоции. Накапливаясь, эти эмоции создают конфликтную ситуацию. Подросток становится агрессивным.

Чтобы преодолеть, например, непослушание, следует, прежде всего, изменить подход к сыну или дочери, так как ребенок в переходном возрасте нуждается в чуткости и доброжелательности. Наряду с изменением подхода следует предъявлять требования тоном, не допускающим возражений. Полезно следить за тем, чтобы в голосе чувствовалась спокойная уверенность в себе и вместе с тем вера в силы подростка. У ребят не должно быть никаких сомнений в праве взрослых предъявлять требования. Уважительное обращение к подростку облегчает и предъявление требований к нему, и их выполнение.

Выбор требования зависит от характера конкретной ситуации. Если ситуация крайне напряжена, то отцу или матери уместно порой пойти на компромисс, чтобы преодолеть конфликт. Лучше не допустить конфликта в отношениях с подростком. Если же в состоянии гнева и запальчивости взрослый допустил грубость, то он первым должен искать выход из конфликтной ситуации.

Помимо сложности ситуации всегда необходимо учитывать особенности личности подростка. Чем ранимее его психика, тем деликатнее должны быть формы требования. Чем старше подросток, тем чаще следует применять требования в такой, например, форме: «Давай вместе подумаем, посоветуемся, как нам лучше сделать это». Всем подросткам нравится, когда с ними советуются и разговаривают, как со взрослыми, когда их ценят, считаются с их мнением, с их человеческим «я».

Всем требованиям присущи общие черты.

Во-первых, выполнение требований обязательно. Если дети сознают это, то в семье авторитет взрослых высок и непоколебим. Подростки расценивают требования отца и матери как норму поведения и руководство к действию.

Во-вторых, ответственность за выполнение требований. Именно чувство ответственности характеризует отношение подростка к родительским требованиям, а значит, и к самим родителям. Важно внушить подросткам, что своевременное выполнение требований способствует развитию воли.

Воспитывать – значит, прежде всего, повышать личную ответственность воспитуемого за порученное дело.

Многие родители хорошо понимают необходимость требовательности к подростку.

Но всякое ли требование действенно? Какие условия способствуют повышению эффективности родительских требований?

Практика семейного воспитания показывает, что эффективность выполнения требований зависит, во-первых, от их справедливости. Если родители порой резковаты, но всегда справедливы, дети прощают им резкость и подчиняются их требованиям.

Во-вторых, эффективность выполнения требований зависит от их целенаправленности. Прежде чем сделать замечание, потребовать что-нибудь, полезно подумать: «А что это даст? Чего этим можно достичь?»

В-третьих, результативность выполнения требований зависит от единства и последовательности действий родителей. Если справедливые требования и замечания отца встречают поддержку матери, то создаются благоприятные предпосылки для воспитания. И наоборот, несогласованность действий родителей подрывает их престиж, приучает ребенка приспосабливаться к противоположным требованиям. И если родители обсуждают свои позиции при ребенке, это обесценивает для него мнение того из них, на чьей стороне безусловная правота.

Иной раз разногласия между родителями возникают при выборе наказания за проступок ребенка: один требует строгого или жестокого наказания, другой предлагает более мягкое или не обидное для него, забывая о том, что оно должно быть, прежде всего, справедливым.

Оптимальная родительская позиция направлена на благо ребенка. Кроме того, родителям следует помнить, что свои педагогические ошибки исправить гораздо труднее, чем обнаружить или упредить.

Но какой должна быть требовательность? Как она должна проявляться?

III. Продолжение выступления классного руководителя

Классный руководитель раздает родителям и зачитывает правила требовательности, которые должны предъявляться к детям (см. приложение).

IV.        Решение ситуаций (см. приложение)

V.        Подведение итогов

Оценка родителями актуальности родительского собрания.

Приложение. Собрание. Нелегкий разговор о требовательности

Ситуации для обсуждения

Классный руководитель делит родителей на группы, и они решают педагогические ситуации, связанные с умением взрослых предъявлять требования.

Ситуация 1. Мать и отец приходят с работы. В раковине - гора невымытой посуды. Мать кричит, отец ругает ребенка. Он демонстративно затыкает уши. Мать идет на кухню мыть посуду. Предложите свой вариант решения проблемы.

Ситуация 2. Дочь отпросилась на дискотеку и вернулась далеко позже назначенного ей времени. Отец возмущен неисполнением ею требования. Мать считает, что в этом ничего страшного нет. В другой раз придет вовремя. Предложите свой вариант решения проблемы.

Ситуация 3. К сыну пришли друзья. Они заперлись в комнате и что-то оживленно обсуждают. Родители требуют: «Немедленно иди за стол! Пора обедать! Ребята подождут!» Предложите свой вариант решения проблемы.

Ситуация 4. Мальчик встречается с девочкой. Мама приходит после родительского собрания и тут же говорит сыну: «Чтобы я больше тебя с этой девицей не видела! О ней знаешь, что говорят?» Предложите свой вариант решения проблемы.

Ситуация 5. Отец требует от сына в категорической форме, чтобы он прекратил курение. На что сын ему отвечает: «Ты сначала сам прекрати, а потом будешь от меня требовать». Предложите свой вариант решения проблемы.

Ситуация 6. Сыну было поручено купить хлеб к ужину. Встретившись с приятелями, он забыл обо всем на свете. Родители, вернулись домой и увидели, что сын просьбу не выполнил. Отец ушел за хлебом, Вечером, когда семья села ужинать, отец отправил сына из-за стола, лишив его ужина. Родители разругались, мать плакала, сын из комнаты так и не вышел. Предложите вариант решения проблемы.

Ситуация 7. Сын собрался в многодневный поход. Мама — против, но отец разрешил, объяснив это тем, что когда-то человек должен учиться ответственности за свои решения и поступки. Предложите свой вариант решения проблемы.

Правила требовательности

Требовательность не должна быть тиранией по отношению к ребенку.

Требовательность должна быть разумной и доброжелательной.

Требовательность не должна уступать капризам и не должна давать поблажек.

Требовательность должна иметь не только характер, но и душу.

Истинная требовательность не криклива, она сдержанна и посильна для ребенка.

Требовательность не должна быть бессмысленной.

Требовательность должна быть понятной.

Требовательность может быть выражена в игровой форме.

Родители должны быть последовательно терпеливы в предъявлении требований.

Требовательность не должна сопровождаться мелочной опекой.

Требовательность к собственным детям предполагает требовательность к себе.

Требовательность не должна чередоваться с попустительством.

Демократический стиль воспитания:

- родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение с ребенком (особенно важно это делать в подростковом и старшем школьном возрасте);

- власть используется лишь в меру необходимости;

- в ребенке ценится как послушание, так и независимость;

- родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но при этом не считает себя непогрешимым;

- он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

Правила применения наказаний:

- Наказание должно быть справедливым и соответствовать характеру проступка;

- Прежде чем наказывать, выясните причины и мотивы совершения проступка;

- Не наказывайте по подозрению, ибо подозрительность не имеет ничего общего с истинной требовательностью;

- Не наказывайте детей в состоянии озлобления, гнева и раздражения, в этом состоянии чаще всего совершаются ошибки. Злость – это яд, отравляющий и того, кого наказывают, и того, кто наказывает;

- Будьте милосердны, не прибегайте сгоряча к жестоким мерам наказания, отсрочьте его до более спокойной поры;

- Не злоупотребляйте родительской властью, не забывайте, что и вы были детьми, соблюдайте чувство меры в наказаниях, ведь частые наказания перестают действовать;

- Иногда полезно предложить провинившемуся самому оценить свой проступок и назначить себе меру наказания. Тем самым вы будете приучать подростка анализировать свои поступки и предъявлять требования к себе;

- Право наказывать в семье следует предоставить тому из родителей, кто обладает более спокойным и уравновешенным характером.

        Правила требовательности

Требовательность не должна быть тиранией по отношению к ребенку.

Требовательность должна быть разумной и доброжелательной.

Требовательность не должна уступать капризам и не должна давать поблажек.

Требовательность должна иметь не только характер, но и душу.

Истинная требовательность не криклива, она сдержанна и посильна для ребенка.

Требовательность не должна быть бессмысленной.

Требовательность должна быть понятной.

Требовательность может быть выражена в игровой форме.

Родители должны быть последовательно терпеливы в предъявлении требований.

Требовательность не должна сопровождаться мелочной опекой.

Требовательность к собственным детям предполагает требовательность к себе.

Требовательность не должна чередоваться с попустительством.

Демократический стиль воспитания:

- родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение с ребенком (особенно важно это делать в подростковом и старшем школьном возрасте);

- власть используется лишь в меру необходимости;

- в ребенке ценится как послушание, так и независимость;

- родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но при этом не считает себя непогрешимым;

- он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

Правила применения наказаний:

- Наказание должно быть справедливым и соответствовать характеру проступка;

- Прежде чем наказывать, выясните причины и мотивы совершения проступка;

- Не наказывайте по подозрению, ибо подозрительность не имеет ничего общего с истинной требовательностью;

- Не наказывайте детей в состоянии озлобления, гнева и раздражения, в этом состоянии чаще всего совершаются ошибки. Злость – это яд, отравляющий и того, кого наказывают, и того, кто наказывает;

- Будьте милосердны, не прибегайте сгоряча к жестоким мерам наказания, отсрочьте его до более спокойной поры;

- Не злоупотребляйте родительской властью, не забывайте, что и вы были детьми, соблюдайте чувство меры в наказаниях, ведь частые наказания перестают действовать;

- Иногда полезно предложить провинившемуся самому оценить свой проступок и назначить себе меру наказания. Тем самым вы будете приучать подростка анализировать свои поступки и предъявлять требования к себе;

- Право наказывать в семье следует предоставить тому из родителей, кто обладает более спокойным и уравновешенным характером.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание 2 класс "Разговор о школьных отметках"

В ходе родительского собрания классным руководителем  раскрывается роль отметки в жизни ребёнка и его семьи.  Разбирается различие отметки и оценки. Поднимается вопрос о самооценке в данном ...

Родительское собрание в начальной школе по теме "Разговор о правильном питании"

  информация об основных принципах детского питания; раскрытие смысла понятия «режим питания», «рациональное питание», рекомендации по соблюдению правильного режима питания....

Разговор в семейном кругу (для родительского самообразования). Рассказ К.Д. Ушинского "Два плуга"

Уважаемые родители, читаем рассказ сами или даём детям прочитать рассказ К.Д. Ушинскогого, затем обсуждаем с детьми и отвечаем на вопросы....

Родительское собрание "Разговор о правильном питании"

•Главная цель собрания – формирование у детей культуры здорового питания путем изучения программы, рассчитанной на 30 ч по 1 ч в неделю....

Родительское собрание.Тема: «Разговор на «трудную» тему» (Профилактика вредных привычек у младших подростков)

Материал поможет классному руководителю в проведении родительского собрания по  теме"Разговор на "трудную тему" (Профилактика вредных привычек у младших подростков)...

Родительский урок «РАЗГОВОР НА ТРУДНУЮ ТЕМУ» (Беседа с родителями о здоровом образе жизни)

На каких основах должны склады­ваться отношения школы и семьи, чтобы воспитание детей было успеш­ным? Ответ на этот вопрос был найден у В. А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в ш...

Родительское собрание "Разговор о здоровом питании"

Проблема здорового и правильного питания ребёнка многогранна и требует усилий многих специалистов, но в первую очередь, она должна волновать как родителей, так и у...