Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей при школе "Солнцеград"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Лето - это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lager_solntsegrad.doc | 237 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Здвинского района Новосибирской области
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Цветниковская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю_________
(директор МКОУ Цветниковской
СОШ Ю.В.Фалина)
____________________________
ПРОГРАММА
летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания
« СОЛНЦЕГРАД»
с.Цветники, 2016г
Пояснительная записка
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.
На состояние здоровья подрастающего поколения негативно влияют многие социальные и экономические факторы, в том числе и сама школа, вносит вклад в ухудшение здоровья детей. Обстановка общего кризиса социально-политических отношений, резкое ухудшение здоровья, рост наркомании и алкоголизма, – всё это требует неотложных мер, активного формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. Данная программа направлена на физическое, духовное, культурное развитие учеников.
Ну, где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул, на школьных площадках, в лагерях?! Тут не надо бояться, что тебя вызовут к доске, снова плохую отметку поставят, потребуют дневник, а потом дома – родительская разборка.
Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.
Важной для педагогики задачей представляется развитие в ребенке умения жить в постоянно развивающемся мире, предполагающем умение постоянно творчески изменять себя и воспринимать взрослый и детский мир как диалектическую систему. Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Именно поэтому, программа «Солнцеград» ставит своей целью развитие детей, которые заложены в них природой и позволяет ребёнку реализоваться в период летних каникул.
Использование программ и методик по развитию индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.
Психологи утверждают, что практически все дети обладают потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.
Цель программы
Создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, развитие творческих способностей детей.
Задачи программы
- Создание условий для организованного отдыха детей.
- Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
- Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
- Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, использование окружающей природы в качестве источника оздоровления ребёнка.
- Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
- Формирование у ребят навыков общения и толерантности.
Принципы программы
Программа летнего оздоровительного лагеря «Весёлая радуга» с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере «Весёлая радуга» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип демократичности
Участие всех детей и подростков в программе всестороннего развития .
Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности
Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
- необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
- оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
- сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
- постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
- грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
- грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
- грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
- грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
- грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
Принцип личностного Я
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- при развитии детского самоуправления;
- при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.
- при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
- доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
- в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов
Объективные факторы работы лагеря
Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:
- Временный характер детского объединения.
- Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В летнем оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.
- Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
- Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
- Природно-климатическая база – природное окружение, чистый воздух является важной составляющей успеха лагеря.
- Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
- Здоровьесберегающие технологии - купание, закаливание.
Этапы реализации программы
- Подготовительный этап.
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
- издание приказа по школе о проведении летней кампании;
- разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Весёлая радуга»
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
- Организационный этап смены.
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- запуск программы «Солнцеград»;
- формирование органов самоуправления,
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
- Основной этап смены
Основной деятельностью этого этапа является:
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно - творческих дел;
- работа творческих мастерских.
- Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
- подведение итогов смены;
- выработка перспектив деятельности организации;
- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Методическое сопровождение программы
Для эффективной работы в лагере активно используются:
- Методика КТД.
В сфере воспитания коллективно - трудовая деятельность и коллективно-творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта методика, технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового и юношеского возраста, действительно, способна творить чудеса. У каждого, кто участвует в них, пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые чувства к своим товарищам, возникает потребность преобразить свою школу, сделать ее красивее.
Дело – это событие, любые какие-либо действия, которые несут в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге.
Коллективное дело – событие (набор действий), осуществляемых посредством совместных усилий всех членов коллектива – воспитанников и воспитателей.
Коллективно-творческое дело (КТД) - событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач и задумывается, планируется и реализуется и оценивается сообща.
Виды КТД:
- Организаторские дела (метод взаимодействия)
- Общественно-политические дела (беседы, лекции и др.)
- Познавательные дела (познавательные игры: ребёнок должен узнать как можно больше об окружающем мире)
- Трудовые дела (способствовать развитию трудовых навыков)
- Художественные дела (творчество: рисование, оформление)
- Спортивные дела (зарядки, Веселые старты, комический футбол и др.)
- Методика самоуправления
Развитие самоуправления в коллективе детей играет важнейшую роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение значимых проблем, с другой, - формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.
Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном детском объединении. Через свое участие в решении этих проблем подростки вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их участие в решение управленческих проблем.
Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей.
Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.
- Психолого-педагогическое сопровождение смены.
Это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней детям и система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.
Компоненты психолого – педагогического сопровождения:
- Диагностический;
- Консультационный;
- Прогностический
- Практический.
Функции психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях лагеря:
- Воспитательная – восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающее среде;
- Компенсаторная – формирование у ребенка стремления компенсировать имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успеха, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении.
- Стимулирующая – направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка;
- Корректирующая – связана с исправлением отрицательных качеств в личности и предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.
- Оздоровительная программа «Здоровье»
- Документы в помощь воспитателям, вожатым, родителям.
Механизм реализации программы
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
- Организационный модуль.
Формы работы:
- планирование;
- подготовка к лагерной смене;
- оформление лагеря;
- подготовка материальной базы;
- определение обязанностей;
- подготовка к сдаче приемной комиссии.
- организация питания в школьном оздоровительном лагере.
- Оздоровительный модуль.
Формы работы:
- утренняя зарядка;
- закаливание
- встречи с медицинским работником;
- влажная уборка, проветривание;
- беседы о вредных привычках, открытых водоемов;
- организация питания воспитанников;
- спортивные праздники;
- туристические походы;
- экскурсии;
- работа спортивных секций;
- подвижные игры;
- работа инструктора по физической культуре и спорту.
- Творческий модуль
Формы работы:
- коллективно-творческая деятельность;
- участие в сельских мероприятиях;
- участие в общелагерных мероприятиях;
- работа творческих мастерских;
- экскурсия в библиотеку села;
- развлекательные мероприятия в сельском Доме культуры;
- конкурсы;
- викторины.
- Патриотический модуль
Формы работы:
- беседы;
- викторины;
- Нравственно-экологический модуль
Формы работы:
- экскурсии в природу;
- беседы о нравственности;
- экологический КВН;
- работа библиотекаря школы;
- викторины, конкурсы;
- мероприятия.
7. Социально-психологический модуль
Формы работы:
- индивидуальные беседы;
- групповая работа;
- анкетирование.
Основное содержание программы
Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания работает по следующим направлениям:
Спортивно - оздоровительная работа.
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:
- Провести витаминизацию питания детей.
- Осуществлять соблюдение охранительного режима и правил техники безопасности
включает в себя использование методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию детей. Используются природные факторы: чистый воздух, лес, река. Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- ежедневная утренняя гимнастика различной тематики;
- спортивные игры;
- эстафеты и соревнования;
- спортивные праздники;
- водные процедуры;
- ежедневный осмотр детей медицинским работником;
- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
- организация пешеходных экскурсий в лес, на речку
- организация здорового питания детей;
- организация спортивно-массовых мероприятий:
- подвижные спортивные игры.
Организация активного досуга.
Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.
Задачи:
1. Вовлечь как можно больше воспитанников в различные формы организации досуга.
2. Организовать деятельность творческих мастерских.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Формы работы:
- Игра;
- Конкурс;
- Викторина;
- Праздник;
- Турнир;
- Поход;
- Библиотечный час;
- Просмотр фильма;
- Чтение книг;
- Дискотека;
- Соревнование;
- Эстафеты;
- Трудовой десант;
- Занятия в кружках.
Виды досуговой деятельности:
- развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: спортивные соревнования, прогулки;
- отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
- самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
- творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.
- Общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.
Организация досуговой деятельности в лагере строится на принципах:
- Добровольности включения ребенка в досуговую деятельность;
- Альтернативного провождения времени
- Свободного времени
- Совместного планирования досуговой деятельности.
- Досуговая деятельность в условиях лагеря осуществляется на различных уровнях:
- Уровень целостного детского коллектива смены;
- Уровень отряда;
- Уровень организации досуга в группах по интересам;
Организация кружковой деятельности.
Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в периода каждой смены работаю постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.
Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.
Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.
Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:
- изучение интересов детей;
- самоопределение детей и запись их в кружки;
- деятельность ребят в кружках;
- текущее отражение результатов деятельности детей;
- подведение итогов работы кружков в конце смены.
Организация трудовой деятельности.
Содержание деятельности детей в лагере определяется общими целями и задачами воспитания в условиях летнего отдыха. Труд позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения с окружающим миром и оставаться при этом самим собой. В процессе формирования общетрудовых умений и навыков ребенок определяет свое место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым и востребованным.
Цель: подготовка детей к самоопределению и к осознанному выбору профессии, формирование трудовых умений и навыков, развитие через трудовую деятельность способностей ребенка.
Задачи:
- Освоение социально – трудовых ролей
- Развитие у детей волевых качеств, чувства долга и ответственности.
- Воспитание уважения к членам коллектива, бережного отношения к результатам труда.
- Формирование умений и навыков самообслуживания.
Работа по патриотическому воспитанию
Цель: формирование гармоничной личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины.
Формы:
- беседа «Символика Российской Федерации»;
- дискуссия «Природа моего края»;
- спортивно-развлекательная программа с элементами ориентирования на местности «Следопыты»;
- конкурс рисунков «Чтобы не было войны!»
- «Армейские забавы», конкурсно-развлекательная программа
- экологический КВН
Условия реализации программы.
- Нормативно-правовые условия
- Закон «Об образовании РФ»
- Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
- Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
- Программа «Дети России», Указ Президента № 18.08.94.№ 1996г.
- Устав МКОУ Цветниковской СОШ
- Положение о лагере дневного пребывания.
- Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
- Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
- Инструкции по организации и проведению походов и экскурсий.
- Приказы Управления образования.
- Должностные инструкции работников.
- Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
- Заявления от родителей.
- Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
- Акт приемки лагеря.
- План работы.
- Материально-технические условия предусматривают:
- финансирование за счет средств местного бюджета;
- спортивный зал;
- школьная библиотека;
- столовая;
- спортивная площадка;
- кабинеты;
- комната отдыха;
- ТСО;
- художественные средства, игры настольные и др.;
- хозяйственный инвентарь.
- аудиотека, фонограммы
- канцелярские принадлежности
- мультимедийный проектор
- Кадровые условия.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
- начальник лагеря;
- педагог-психолог,
- руководитель ФК;
Кураторы отрядов:
- воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);
№ | ФИО | Должность |
Голубенко И.В. | Начальник лагеря | |
Баталова А.В. | Фельдшер | |
Канева А.С. | Педагог-психолог | |
Галкин А.М. Даурцев Д.А. | Руководитель ФК Тренер ДЮСШ | |
Кошман О.И. | Воспитатель | |
Бондарь Л.В. | Воспитатель | |
Обухова О.В. | Воспитатель | |
Ананьев М.В. | Воспитатель |
- Педагогические условия:
- соответствие направления и формирования работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие общелагерных мероприятий в дополнительном образовании по интересам;
- отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;
- обеспечение единства и взаимосвязи управления самоуправления;
- единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.
- Методические условия предусматривают:
- наличие необходимой документации, программы, плана;
- проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
- коллективные творческие дела
- творческие мастерские
- индивидуальная работа
- деловые и ролевые игры
- самоуправление в отряде и в лагере
Мероприятия по реализации программы лагеря «Cолнцеград»
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1. | Обсуждение проблем занятости детей и подростков в каникулярное время:
| Апрель | Директор, педагог - организатор |
2. | Определение направлений и форм организации каникулярного времени. | Апрель | Директор, педагог - организатор |
3. | Диагностика. Учет мнений и запросов родителей. Учет пожеланий учащихся по организации каникулярного времени. Составление карты занятости учащихся в каникулярное время. Определение уровня адаптации детей к условиям жизнедеятельности лагеря.
| Апрель апрель апрель Май
| Педагог-психолог Начальник лагеря Начальник лагеря Начальник лагеря Начальник лагеря |
4. | Кадровое обеспечение. Подбор кадров для организации каникулярного времени школьников. Консультации, индивидуальная работа с педагогическим коллективом по вопросам содержания программы и деятельности лагеря.
Проведение производственных совещаний по видам инструктажа. | Апрель апрель май | Директор Начальник лагеря Начальник лагеря
|
5. | Организация оздоровительного лагеря. Комплектование отрядов
Оформление лагерной смены. Подготовка к сдаче приемной комиссии. Организация питания в оздоровительном лагере. | Май | Начальник лагеря воспитатели |
6. | Проведение смены | Июнь | Начальник лагеря, педагогический коллектив лагеря |
Система контроля за реализацией программы
№ п/п | Мероприятие | Срок проведения | Ответственные |
1. | Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря. | Апрель | Начальник лагеря |
2. | Анкетирование детей в организационный период с целью выявлениях их интересов, мотивов пребывания в лагере. | 1 день смены | Отрядные воспитатели |
3. | Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями. | В течение смены | Начальник лагеря, отрядные воспитатели |
4. | Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий. | Последний день смены | Отрядные воспитатели |
В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены.
Финансовое обеспечение.
Финансирование за счёт средств местного бюджета, привлечение родительских средств.
Ожидаемые результаты
- Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
- Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
- Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.
- Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве школы, укрепление здоровья школьников.
- Личностный рост участников смены.
Список используемой литературы
- Будем работать вместе. Программы деятельности детских и подростковых организаций. М., 1996.
- Адреева В. И., Щетинская А. И. Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности, здоровья и творчества. – Казань – Оренбург, Центр инновационных технологий, 2001
- Байбородова Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере. – Ярославль: Академия развития, 2003
- Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
- Григоренко Ю.Н., Пушина М.А., Кипарис-4: Учебно–практическое пособие для воспитателей и вожатых.- М.: Педагогическое общество России, 2003.
- Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
- Цветкова И.В., Заярская Г.В., Клемяшова Е.М., Мурашова А.Г.Радуга над Эколандией. Экологическое воспитание в условиях оздоровительного лагеря. Кипарис-10. Методическое пособие / Общ. Ред. И.В. Цветковой. – М.: Педагогическое сообщество России, 2005
План работы пришкольного летнего оздоровительного лагеря «Солнцеград» 2016 г.
Дата проведения | Мероприятие | Исполнители |
1 день 03.06 | День встречи 1.Инструктаж по ТБ (противопожарная безопасность, поведение в лагере, безопасное пребывание в лагере, режим дня, санитарно-гигиенические требования, поведение в столовой, питьевой режим.) 2. Прием детей, знакомство с режимом. 3. Самоуправление: Деление на отряды. Выбор командира отряда. Разучивание девиза, песен. 4. Гостевание «Посвящение в отдыхающие».
| Обухова О.В., Ананьев М.В. |
5. Спортивный час. Игры на свежем воздухе. | Галкин А.М., Даурцев Д.А. | |
2 день 04.06 | День открытия лагерной смены 1. Минутка здоровья «Почему мы моем руки?» 2.Торжественная линейка, посвященная открытию лагерной смены 3. Открытие лагерной смены «Здравствуй, лето!»
| Бондарь Л.В., Кошман О.И. |
4. Спортивный час. Подвижные игры на воздухе. | Галкин А.М., Даурцев Д.А. | |
3 день 06.06 | Литературный день 1. Минутка здоровья: «Солнечный загар: вред и польза» 2. Оформление отрядного уголка. 3.Викторина, игровая программа « По сказкам А.С.Пушкина» 4.Конкурс рисунков «Там, на неведомых дорожках…»
5. Спортивный час. | Бондарь Л.В., Кошман О.И. |
Галкин А.М., Даурцев Д.А. | ||
4 день 07.06 | День Сюрпризов 1. Инструктаж по правилам поведения на пришкольном участке 2.Развлекательная программа «Сюрпризы для …» 3.Сюрприз для друга «Тайный друг» 4. Приглашение педагогов ДДТ (мастер – класс) | Бондарь Л.В., Кошман О.И. |
5. Спортивный час. Игры на свежем воздухе.
| Галкин А.М., Даурцев Д.А. | |
5 день 08.06 | День Культуры 1. Инструктаж по правилам поведения на массовых мероприятиях. 2.Викторина « Самый лучший день в году» | Бондарь Л.В., Кошман О.И. |
3. Посещение Д/К и сельской библиотеки: «Всё о куклах» познавательная конкурсная программа | Рожкова А.И., Шевченко И.Н., Яценко Т.А. | |
4. Спортивный час. | Галкин А.М., Даурцев Д.А. | |
6 день 9.06 | День Веселья 1.Инструктаж о поведении на прогулках. 2.Развлекательное мероприятие «Ах, карнавал, карнавал!» | Бондарь Л.В., Кошман О.И. |
3. Спортивный час.
| Галкин А.М., Даурцев Д.А. | |
7 день 10.06 | День Культуры 1. Минутка здоровья «Оказание первой мед. помощи утопающему» Приглашение инспектора ГИМС |
Кошман О.И., Бондарь Л.В. |
2.Посещение ДК «Дискотека для детей «По тропинкам чудес » | Лушпа Ю.П. | |
3. Спортивный час. | Галкин А.М., Даурцев Д.А. | |
8 день 11.06 | День малой родины 1.Инструктаж «Правила поведения в общественном месте, на концертах» 2.Концерт «Мы – патриоты России» 3. Рисунки на асфальте «Село моё родное» | Ананьев М.В., Голубенко И.В. |
4.Спортивный час. Подвижные игры. | Галкин А.М., Даурцев Д.А. | |
9 день 14.06 | День Экологии 1. Информационная минутка « Экология нашего края» 2. Викторина «В гостях у природы» 3. Трудовой десант «Чистюли». Выпуск боевого листка. 4. Минутка здоровья «Профилактика дизентерии (острые кишечные инфекции)» | Ананьев М.В., Голубенко И.В. |
5.Спортивный час. | Галкин А.М., Даурцев Д.А. | |
10 день 15.06 | День Культуры 1.Инструктаж по правилам поведения в общественном транспорте. | Ананьев М.В., Голубенко И .В. |
2 Посещение Д/К и сельской библиотеки: игровая программа «Банные сражения» | Рожкова А.И., Шевченко И.Н., Яценко Т.А. | |
3.Спортивный час. Спортивные игры. | Галкин А.М., Даурцев Д.А. | |
11 день 16.06 | День Открытых дверей (приглашение отцов) 1.Инструктаж о поведении на соревнованиях. 2. Развлекательная конкурсная программа «Пиратские баталии» | Ананьев М.В., Голубенко И .В. |
3. Спортивный час. Игры на свежем воздухе. | Галкин А.М., Даурцев Д.А. | |
12 день 17.06 | День Культуры 1.Минутка здоровья «О вкусной и полезной еде» 2.Анкетирование «Что мы едим – это вкусно и полезно» | Ананьев М.В., Голубенко И .В. |
3.Посещение ДК Дискотека для детей | Лушпа Ю.П. | |
4.Спортивный час. Подвижные игры на воздухе. | Галкин А.М., Даурцев Д.А. | |
13 день 18.06 | День пожарника (приглашение представителей ПЧ-55) 1.Инструктаж о противопожарной безопасности 2. Конкурс рисунков «Мир без пожаров» 3.Конкурсная познавательная программа «Мы – пожарники» | Ананьев М.В., Голубенко И.В. |
4.Спортивный час. Игры на воздухе. |
Галкин А.М., Даурцев Д.А. | |
14день 20.06 | День Здоровья 1.Инструктаж по ТБ при обнаружении подозрительных предметов 2. Минутка Здоровья « Чистота – это здоровье» 3. Познавательно – развлекательное мероприятие «Здоровье – это здорово» (по вредным привычкам) | Ананьев М.В., Обухова О.В. |
4.Спортивный час. Игры на воздухе. | Галкин А.М., Даурцев Д.А. | |
15 день 21.06 | День ПДД ( приглашение инспекторов ГИБДД) 1.Инструктаж по правилам дорожного движения, езда на велосипедах. 2. Велогонки | Ананьев М.В., Обухова О.В. |
3.Игры на свежем воздухе. | Галкин А.М., Даурцев Д.А. | |
16 день 22.06 | День Памяти 1.Инструктаж по ТБ при угрозе террористического акта. | Ананьев М.В., Обухова О.В. |
2. Посещение Д/К. Митинг Памяти и Скорби около памятника. | Рожкова А.И., Шевченко И.Н., Яценко Т.А. | |
Галкин А.М., Даурцев Д.А. | ||
3.Спортивный час. Соревнования по мини – футболу.
| ||
17 день 23.06 | День Культуры 1.Инструктаж « Правила поведения в лесу» 2.Виртуальная экскурсия в лес. «Путешествие в волшебную страну» | Ананьев М.В ., Обухова О.В. |
3. Посещение ДК. Дискотека «Как мы летом отдыхаем!» | Лушпа Ю.П. | |
4. Спортивный час. Игры на свежем воздухе. | Галкин А.М., Даурцев Д.А. | |
18 день 24.06 | День закрытия лагерной смены «Прощай лагерь Солнцеград» 1.Инструктаж «Основы безопасности жизнедеятельности на летних каникулах» 2.Спортивно-развлекательная игра «Кладоискатели» 3.Закрытие лагеря. Создание коллективного коллажа «Моё замечательное лето!» | Ананьев М.В ., Обухова О.В. |
РЕЖИМ ДНЯ
8.30 – 9.00 – Сбор детей
9.00 – 9.15 – Утренняя разминка
9.15 – 9.45 – Линейка
10.00 – 10.30 – Завтрак
10.30 – 12.00 – Поиски и открытия (внутрикомандное дело, общественно-полезный труд)
12.00 – 13.00 – Физическая подготовка (спортивно-оздоровительный час)
13.00 – 14.00 – Обед
14.00 – 14.30 – На привале (общелагерное дело, подведение итогов за день)
14.30 – Уход домой
Механизм реализации программы
Педагогической основой программы должна стать игра. Игра становится фактором социального развития личности. В качестве игровой модели избрана сюжетно-ролевая игра.
Особенности временного детского коллектива (ВДК) обеспечивают довольно быстрое развитие коллектива, что, в свою очередь, способствует динамике сюжетно-ролевой игры.
Игра включает в себя поиск, труд, наблюдение, спорт, овладение навыками. Она, как добрый друг, знакомит ребят с интересными людьми, с окружающей природой.
Сюжетно-ролевая игра предполагает наличие сюжета и следование ему всех участников лагеря. Каждый имеет в ней свою роль, но следует по своему усмотрению, а не по строгому сценарию.
Сюжет определяет канву игры, правила и принципы жизнедеятельности, нормы поведения, которые могут корректироваться в процессе игры. Игра - это действие, творчество ребят и взрослых, общая радость взаимопонимания.
Содержание программы.
Тематика смены «Солнцеград» обыгрывает идею строительства и функционирования города творчества и радости в рамках большой сюжетно-ролевой игры. Жизнь лагерной смены моделирует жизнь города, в котором каждый отряд – семейка. Смена будет проходить в форме сюжетно-ролевой игры «Солнцеград».
Слово «Город» означает форму организации смены, основанную на признании ценностей равенства, свободы, справедливости. Это своеобразное государство, где в своих правах и обязанностях равны как дети, так и взрослые.
Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребёнка. В течение всей игры, участники и организаторы, программы живут согласно уже сложившимся законам и традициям лагеря, и действуют согласно своим ролям.
Участники смены (жители города) объединяются в «дома» (отряды), сами решают, как будут жить в них. Названия «домов», традиции, внешний облик жителей выдумывают сами дети. У каждого «дома» есть тайна, или изюминка, которая отражается в семейном уголке. Вместе они разрабатывают Конституцию города, Кодекс чести, Календарь Города солнца. Жизнедеятельность осуществляется через органы управления (Городской Форум, Городской Совет, Центр общественного мнения и т. д.). Каждый житель пытается осознать своё место в доме, собственную значимость.
Город и каждый дом в отдельности имеют свой герб и гимн. Каждый день жизни лагеря проходит под определённым девизом и эмоциональным настроем. Например, «номинацией дня» заявлено выбор утраченного качества «дружелюбие». Жители «городов» в течение дня могут проявить себя в ходе испытаний и приключений и заработать от Председателей правительства города «НОМИНАШКУ» - звезду, которая засияет над жителями определённого «дома» (отряда). К концу смены жители «домов» (отрядов), набравшие большее количество «НОМИНАШЕК», приобретают силу, способную вернуть прежнюю жизнь всем жителям города.
Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические дни, в которые проводится ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня.
Номинации, по которым оцениваются отряды следующие:
- Творческий поиск и талант;
- Не стандартное решение проблем;
- Дружные и сплоченные отношения в отряде;
- Активная позиция в игре;
- Ответственные действия и поступки и др.
В конце каждого дня ребята отмечают свое настроение в «семейном» уголке.
(Красный цвет – классный день! Оранжевый – очень хороший день! Желтый – день как день и т.д.…) Воспитатели учитывают эти итоги в своей работе.
В течение смены проводится диагностика, которая направлена на выявление степени удовлетворённости детьми от пребывания в лагере и изучение удовлетворённости педагогов собственной деятельностью в летнем лагере.
На большой карте города существует «барометр дела». В конце каждого дня дети и педагоги отмечают на этом барометре, как, по их мнению, прошёл день.
Качество дела (дня) определяется по двум критериям:
- Оценка качества дела педагогами.
- Оценка дела детьми.
Каждый критерий состоит из нескольких диагностических параметров, которые оцениваются индивидуально каждым взрослым и ребёнком по цветовой шкале. Получив «картинку» качества прошедшего дела (дня), можно при подготовке следующего уделить повышенное внимание качественному изменению уровня тех параметров, которые были недостаточно высоко оценены.
Параметры для оценки педагогов:
- Организация работы.
- Содержательная насыщенность.
- Эмоциональность.
- Включённость детей.
- Качество.
Параметры для оценки детей:
- Важно.
- Интересно.
- Дружно.
- Полезно.
- Впервые.
Если дело по всем параметрам прошло на «отлично» - красный цвет показателя барометра (каждый ребёнок закрашивает квадратик на барометре);
Если один или два параметра требуют более тщательного подхода к делу – зелёный показатель барометра;
Если по большинству параметров требуется доработка или более тщательная подготовка – тёмно-синий цвет барометра.
В конце смены наглядно видно насколько плодотворной была работа педагогического состава лагеря и над чем необходимо работать. Этот же барометр укажет нам на состояние психологического климата в течение смены (как комфортно было детям), их настроение и впечатления будут зрительно представлены на карте путешествия.
В течение смены ведётся работа по выявлению различных способностей и интересов ребят, изучаются их личностные особенности. Когда отмечаются достижения отдельных детей, они получают «номинашки» – маленькие сверкающие звёзды. Кроме этого в сюжете игры злой ураган разрушает Солнечный город, оставив жителям домов по одному качеству (Душевность, Отзывчивость, Дружелюбие, Целеустремлённость, Добродушность).
В начале смены вводится игра – «Помоги солнцу собрать лучики». Каждый лучик – символ качества: луч юмора, луч знаний, луч дружбы, луч смелости, луч здоровья, луч спорта и т.д. Чтобы собрать солнцу лучи, надо проявить себя в деле и выиграть лучик по итогам дня.
Задача смены: накопить как можно больше номинашек и собрать все солнечные лучи. На гала-концерте в конце смены солнце сияет всеми лучами, номинашки , собранные детьми, в его лучах образуют радугу, а разноцветные человечки – дети – веселятся.
Самоуправление лагеря
Для организации самоуправления в начале каждой смены проходит деловая игра, в результате которой избирается высший орган власти в лагере «Солнцеград»- Солнечное собрание – совет лагеря. Он координирует и контролирует работу всех отрядов, решает текущие вопросы.
Название смены – Солнцеград
Легенда города солнца.
Далеко-далеко на небе жила одна звезда. Ей было холодно и грустно одной, и она много путешествовала в надежде найти себе друзей. Однажды, двигаясь в ночном безмолвии Космоса, далеко внизу, на Земле, она увидела необычный город. Жители в ней пели удивительные песни, играли в разнообразные игры, совершали замечательные открытия - мечтали подрасти и вести всех за собой. Это был Город солнца.
Но бег времени неумолим, злой ураган, налетевший внезапно, разрушил этот город, оставив жителям домов по одному качеству (Душевность, Дружелюбие, Отзывчивость, Добродушность, Целеустремлённость). Всем показалось, что уже никогда не загорится костёр романтики, не будут слышны удивительные песни, не будут свершаться волшебные дела и большие открытия.
Звезде захотелось спуститься на Землю и помочь ребятам. Но суров закон Космоса! Звёздам нельзя спускаться на Землю, иначе они погибнут! Однако, желание было сильней и Звезда устремилась к Земле.
Нет, она не погибла! Достигнув города солнца, она распалась на тысячи искр и стала дарить частицу своего огня, света, тепла тем, кто верил в добро, справедливость, совершал хорошие поступки. В каждым городе жители стали стремиться завоевать утраченные качества, мечтая о прекрасном. Вместе они выбрали главные достояния города. Люди поверили в чудо, поняли, как прекрасен мир, и как важно его охранять.
Этапы реализации программы
Вся игра делится на три этапа:
1 Организационный этап (или как его в последнее время называют адаптационный) характеризуется запуском игрового момента, знакомство ребят друг с другом, с предполагаемой игровой деятельностью, знакомство с традициями, законами лагеря, педагогическим коллективом, проводятся огоньки знакомств. Так же проводится первичная диагностика жителей города. Происходит знакомство с идеей игры, основными этапами игры, проходит презентация команд.
2 Основной этап смены - это самый большой по времени период смены. Именно на этом этапе реализуются все поставленные индивидуально-личностные и коллективные цели развития. Здесь развивается сюжет игры .Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические дни. Каждый день проходит ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня.
Главная задача:
- Создать условия для организации воспитывающей и развивающей деятельности и общения детей, стремиться к тому, чтобы дети могли реализовать себя по максимуму;
- Возможность каждому проявить себя в различных видах деятельности.
На протяжении всей игры участники и организаторы программы действуют согласно своим ролям.
Для успешного решения задач этого оргпериода деятельность детей и вожатых должна иметь разносторонний творческий характер, быть насыщенной , эмоциональной, а само настроение – романтическим, приподнятым.
3. Заключительный ( или итоговый) этап – характеризуется подведением итогов всей игры. Анализируется участие в игре каждого участника. Подводится итог совместной деятельности, оценивается работа каждого жителя города.
Формы и методы реализации программы
В основу реализации программы «Солнцеград» заложены разнообразные формы и методы: беседы, соревнования, конкурсы, викторины, тренинги, спортивные и интеллектуальные игры, утренняя зарядка, диспуты, тематические дни, концерты, мультимедийные презентации на экологическую тему, КТД, утренние линейки, экскурсии.
Понятийный словарь смены:
«Город солнца» - лагерь дневного пребывания при МКОУ Цветниковской СОШ
- «номинашки» – награда за успехи в лагере, (обмениваются в конце смены на призы).
- весёлые человечки – дети лагеря.
- дома – отряды,
Отрядное место – площадь солнечного света;
- столовая – кафе «Пятачок»;
- вожатые и воспитатели – советники;
- начальник лагеря – мэр города;
- фельдшер – лекарь города;
- городской Совет –планёрка педагогов лагеря;
- долина спорта – спортивная площадка лагеря
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Город Солнца"
Программа оздоровительного лагеря...
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Страна здоровья»
Цель программыСоздание условий для оздоровления учащихся и организационного отдыха в летний период, укрепления физического, духовного и эмоционального здоровья детей, развитие творческих способностей ...
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Весёлые каникулы - 2013"
1. Программа лагеря разработана на основе нормативных документов Министерства образования Нижегородской области "Об организации и проведении летней кампании" 2. Ежедневное планирование лагеря "Ве...
программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей...
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Фабрика звёзд»
Представлена программа летнего отдыха учащихся в условиях школы. http://vlager.edu.ru/program/?search=%D1%84%D0%B0%D0%B1%D1%80%D0%B8%D0%B......
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Город детства»
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Город детства"....
ПРОГРАММА Летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей БОУ «Воронцовская СШ» «Дети Земли» (с экологическим уклоном)
Задача экологического воспитания подрастающего поколения выдвигается сегодня в качестве одной из важнейших. Истоки современных проблем в экологии - в бездумном и жестоком отношении человека к природе....