Конспект к внеклассному мероприятию "Прощай, Азбука!".
план-конспект урока (1 класс)

Конспект к внеклассному мероприятию "Прощай, Азбука!".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0015239a-8e025068.docx167.46 КБ

Предварительный просмотр:

                          Сценарий праздника в 1 классе "Прощай, Азбука!"


Автор: Окунева  Галина Анатольевна, учитель начальных классов
Место работы: МКОУ «Шумаковская средняя общеобразовательная школа» Солнцевского района, Курской области.
Описание материала: Сценарий, представленный Вашему вниманию, может быть полезен учителям начальных классов, детям и их родителям. Сценарий посвящён первому школьному учебнику- Азбуке. 
Цель: обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка. 
Задачи:
- развитие познавательной активности и творческих способностей детей;
- воспитание у учащихся интереса к чтению;
- приобщение обучающихся к традициям начальной школы.
Под песню «Теперь мы - первоклашки» дети входят в зал и занимают свои места


В1: Дорогие первоклассники, уважаемые гости! Сегодня мы собрались в этом зале поздравить друг друга с первой школьной победой, которую мы одержали, поднимаясь по ступенькам знаний с помощью замечательной книги «Азбуки». Теперь мы с вами умеем читать любые слова, напечатанные и написанные предложения и даже короткие рассказы. Давайте покажем, чему мы научились за это время.
1.Поступил я осенью
В школу, в первый класс.
Я считаюсь школьником
С первого числа.
2.Мне учиться очень нравится,
Отвечать я не боюсь,
Я могу с задачей справиться,
Потому что не ленюсь.
3.Даже маленький ребенок,
Не умеющий читать,
Только вылез из пеленок –
Просит книгу показать.
4.Мы дружны с печатным словом.
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего.
5.Мы учили в Азбуке,
Как писать и «а» и «ре»,
И узнали, например,
Говорят не «ре», а «эр».
6.Научились мы писать
И большие фразы,
Можем мы теперь читать
Сказки и рассказы.
Исполняют песню на мотив «В траве сидел кузнечик»
Мы были малышами,
Теперь читаем сами,
Мы все читаем сами
И знаем алфавит.


Припев: 
Представьте себе,
Представьте себе,
И знаем алфавит.
Примеры мы решаем,
Из букв слова слагаем,
И всем мы предлагаем
С азбукой дружить.
Припев: 
Представьте себе,
Представьте себе,
С азбукой дружить.


1.Почему не на уроках школьники с утра? 
Почему в парадной форме нынче детвора? 
Сняли с азбуки обложку, и закладок нет .
Все взволнованы немножко. В чём секрет?
2.Уже Земля сменила платье, 
Надела вешний свой наряд. 
Сегодня праздник – школьный праздник 
Для всех читающих ребят!
3.Март месяц за окном стоит,
В воздухе весна кружится.
А нам сегодня предстоит
С Азбукой проститься! 
4.Как сегодня радуются дети – 
Стало больше грамотных на свете! 
Азбуке мы скажем: «до свиданья» 
И рукой помашем на прощанье. 
5.Трудно было нам с тобой в начале, 
Мы полгода буквы изучали! 
Но теперь нам совершенно ясно, 
Что старанья были не напрасны! 
6.Вдоль картинок мы шагали, 
По ступенькам-строчкам шли. 
Ах, как много мы узнали! 
Ах, как много мы прочли


Исполняют песню на мотив «Золотая свадьба» музыка Р. Паулса,

 слова Э. Галустовой
Праздник, праздник празднуем семьей,
Праздник, праздник книжки золотой!
Азбука! Азбука! – весело кричат
Сорок правнуков и двадцать пять внучат.
Припев: 
Звуки согласные, гласные –
Столько лет, столько лет вместе!
Звуки согласные, гласные –
Дружно поют эту песню.
Звуки согласные, гласные –
Столько лет, столько лет вместе!
Звуки согласные, гласные 
Мы изучали все вместе!

В эту книгу с детства влюблены
Мамы, папы, и, конечно, мы.
В праздник, в праздник книги дорогой
Ей желаем жизни молодой. 
Припев:


В2: Прапрадедовской порой
Встали буквы в четкий строй,
Строй, как строй, да не простой,
Он зовется – азбукой! 
Азбука, стройся!
Выходят дети с буквами. 
В1: - Гласные, здесь?
Гласные: - Здесь!
Гласные буквы: 
В2: Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке ребенка качать,
Но не желают свистеть и ворчать.
В2: - Согласные, здесь?
Согласные: - Здесь!
Согласные буквы: 
В1: А согласные согласны 
шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь. 
В1: - Буквы, которые не обозначают звука, здесь?
Ъ, Ь: - Здесь!
В2: Буквы-значки, как бойцы на парад,
В четком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё…
Все: - Алфавит!
Презентация «Забавная азбука»
А Аист в алом сапоге 
На одной стоит ноге.
Б По дороге шёл баран, 
Бил копытом в барабан.
В Волк купил велосипед 
И поехал на обед.
Г На гитаре гусь играл, 
Громко-громко гоготал.
Д Дятел на дубу сидит, 
Дед на дудочке дудит.
Е,Ё У кого торчат иголки? 
У ерша, ежа и ёлки.
Ж Жаба в гости ждёт жука, 
Он летит издалека.
З Зайка с розовым зонтом 
Притаился под кустом.
И Нашёл индюк иголку 
И положил на полку.
Й Йог индийский в позу сел 
И клубничный йогурт съел.
К У открытого окошка 
На подушке дремлет кошка.
Л Рядом с лилией лягушка 
Подставляет солнцу брюшко.
М За морошкой и малиной 
Мышка шла с большой корзиной.
Н Носорог нашёл носок 
И надел его на рог.
О В океане осьминог 
Отдохнуть на дно прилёг. 
П Пышет паром паровоз, 
Он игрушки нам привёз.
Р Рыба раку говорит: 
- В небе радуга горит.
С Слон гуляет по арене 
Как большой артист на сцене.
Т Трактор едет, тарахтит,
Он торопится, пыхтит.
У Однажды мышка с уточкой 
Пришли на речку удочкой.
Ф Филин рядышком с совой 
Гордо крутит головой.
Х Пили чай хомяк с хорьком 
С пирогом и сахарком.
Ц Восседает царь на троне 
В позолоченной короне.
Ч Чайник в чашки чай налил 
И за стол всех пригласил.
Ш Шмель присел на шоколадку: 
- Ах, как вкусно, ах, как сладко!
Щ Наварила щука щей, 
На обед зовёт лещей.
Ъ, Ь Твёрдый знак и мягкий знак, 
Нам без них нельзя никак!
Ы Буква ы живёт в улыбке, 
В мыле, в сыре, даже в рыбке. 
Э Экскаватор землю роет, 
Дом высотный рядом строят.
Ю Юля в юбку нарядилась, 
Как юла она крутилась.
Я Яхта по морю плывёт 
Яхта ягоды везёт.
В1: - Ребята, я очень рада, что вы все подружились с Азбукой, и она научила вас читать. Представляете, как тяжело живется тому, кто читать не умеет. Как Незнайка живет – непонятно! Ни вывески прочитать не может, ни объявления! 
Появляется Незнайка 
Незнайка: 
- Кто меня вспомнил? И чего вы это тут собрались? 
Делать вам нечего? Повалялись бы лучше на диване. Какие буковки!? Что в них толку? Одни больше, другие меньше – какая разница!? 
А то еще придумали: гласные, согласные! 
Подходит к согласным
- Ну, эти еще ничего – симпатичные! А эти? 
Подходит к гласным 
- Ну что в них такого?! Подумаешь – кружок! Дырка от бублика? («О») 
Или эти две палки («У») А это что? Калитка какая –то! («И») Вот уж и без них вполне можно обойтись! 
В2: - Нет, Незнайка, ты ошибаешься! Попробуй-ка прочитать хотя бы одно слово. 
Незнайка: 
- Ну и попробую! 
(Подходит к плакату, пытается прочитать, ходит с разных сторон, плачет) 
Может я тоже хотел научиться читать, да только меня не учит никто, хоть пропадай! 
В1: - Не плачь, Незнайка! Хочешь попасть на урок к детям- первоклассникам? 
Незнайка: Очень (утирая слёзы) 

В2: Ребята, как же нам помочь Незнайке? Я, кажется, знаю. Нам нужно позвать нашу верную помощницу, родную Азбуку на праздник. Тогда Незнайка, может выучить буквы. Ты согласен, Незнайка?

Н: Конечно, согласен!

Д: Азбука! Азбука! Мы тебя ждём!

В1: что-то не идёт Азбука к нам в гости. Давайте её ещё раз позовём, и может быть тогда наша долгожданная гостья услышит нас и придёт к нам на помощь.

(Входит Азбука)

А: Вы меня звали?

Д: Да!

А: Я рада вас видеть, мои милые друзья на нашем празднике. Я пришла не одна. Со мной пришёл мой верный друг – Букварь. Давайте его позовём.

Д: Букварь! Букварь!

Б: Я – Букварь –

Начало всех наук,

Ведь слова рождаются из букв

Если буквы будешь знать,

Сможешь книжку прочитать.

И услышишь в тот же час

Удивительный рассказ.

А:33 родных сестрицы,
Писаных красавицы.
На одной живут странице,
А повсюду славятся.
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы – 
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
Я должна шепнуть тайком вам:
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!

В2: Ребята, а вы знаете чем отличается азбука от букваря?

Б: Сейчас, ребята, вы буквы учите по азбуке. А раньше много лет тому назад у детей не было ни Азбуки, ни Букваря, ни других учебников. И вот более тысячи лет назад два брата Кирилл и Мефодий, создали первую учебную Азбуку-кириллицу. Потом она изменилась и появилась первая напечатанная книга для детей Азбука. Потом учились по Букварю. А сейчас мы опять учимся по Азбуке. Азбука – это старшая сестра Букваря.

А: Вообще-то, азбука — это только алфавит с картинками и стишками на каждую из букв, а также последовательность букв, которые приняты в данной письменности и имеют определенный порядок расположения. Название «азбука» пошло от старославянских букв «аз» и «буки», которые были первыми буквами алфавита.

А: Знаю я у вас на полке

Много разных книг  стоит.

Только в этом мало толку,

Коль не знаешь алфавит!

Все читают – дяди, тёти,

Дома, в школе на работе,

В самолёте и в трамвае,

Даже на ходу читают!

Папы, мамы и братишки –

Все читать умеют книжки!

Буквы все наперечёт

Должен каждый знать…

Я приму у вас зачёт,

Чтоб поставить «пять»!

Б: И учительница ваша

Начинала с Букваря

И директор наш, ребята,

С букварём ходил когда-то.

Все ходили в первый класс

Ваша очередь сейчас!


1.Ежедневно по утрам 
Заниматься надо нам. 
Мы с доски не сводим глаз, 
И учитель учит нас. 

2.Ель, топор, лопата, руки – 
В каждом слове слышим звуки. 
Звуки эти разные - 
(Вместе): Гласные, согласные.

3.Если слоги встанут рядом, 
Получаются слова. 
ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА, 
СО и ВА, читай: СОВА.

4«Мила мыла руки мылом, 
Мама кашу варит нам». 
Чтоб скорей и легче было, 
Все читайте по слогам!

5.Соединили мы два слова – 
Предложение готово: 
«Дождь идет. Гремит гроза. 
Улетела стрекоза».

6.Мы знаем буквы, знаем слоги. 
Умеем говорить, считать. 
И постепенно, понемногу 
Мы научились все читать!


Сценка «Буква Я»
Рассказчик: 
Всем известно буква "Я" 
в азбуке - последняя. 
А известно ли кому - 
Отчего и почему? 
Неизвестно? (Неизвестно! )
Интересно? (Интересно! )
Ну, так слушайте рассказ! 
Жили в Азбуке у нас буквы. 
Жили не тужили, 
Потому что все дружили. 
Где никто не ссорится - 
Там и дело спорится. 
Только раз всё дело встало 
Из-за страшного скандала: 
Буква "Я"... в строку не встала. 
Взбунтовалась буква "Я": 
Буква Я: - Я, - сказала буква "Я", - 
Главная, заглавная! 
Я хочу, чтобы повсюду 
Впереди стояла я! 
Не хочу стоять в ряду, 
Быть желаю на виду! 
Буква Ф: - Фу-ты, ну-ты! - фыркнул "Эф", 
От обиды покраснев. 
Буква С: - Срам! – Сердито "эс" сказало. 
Буква В: "Вэ" кричит: - Воображала! 
Буква П: Проворчала "Пэ": - Попробуй, 
Потолкуй с такой особой! 
Рассказчик: "Я" затопала ногами. 
Буква Я:
Не хочу водиться с вами! 
Буду делать все сама, 
Хватит у меня ума! 
Рассказчик: 
Буквы тут переглянулись, 
Все буквально улыбнулись, 
И ответил дружный хор: 
Буквы (хором)
- Хорошо! Идем на спор. 
Буква А: 
Если сможешь в одиночку 
Написать хотя бы строчку - 
Правда, стало быть, твоя! 
Буква Я: 
- Чтобы я, да не сумела, 
Я ж не кто-нибудь, а "Я"! 
Рассказчик: 
Буква "Я" взялась за дело: 
Целый час она пыхтела, 
И кряхтела, и потела - 
Написать она сумела 
Только: "Я - я - я - я - я!" 
Буква Х: 
Как зальется буква "Ха": 
- Ха - ха - ха - ха - ха - ха - ха! 
Буква О: "О" от смеха покатилось! 
Буква А: "А" за голову схватилось! 
Буква Б: "Б" схватилось за живот. 
Рассказчик: 
Буква "Я" сперва крепилась, 
А потом как заревет: 
Буква Я: 
- Я, ребята, виновата! 
Признаю вину свою! 
Я согласна встать, ребята, 
Даже сзади буквы "Ю". 
Буква Ю: 
- Что ж, - решил весь алфавит, - 
Если хочет, пусть стоит. 
Дело ведь совсем не в месте, 
Дело в том, что все мы вместе! 
Рассказчик:
Буква "Я" всегда была, 
Всем и каждому мила, 
Но, советуем, друзья, 
Помнить место буквы "Я"! 
Блиц-опрос. Ответьте на вопросы.
• Сколько букв в русском языке? 
• Сколько гласных букв? Звуков?
• Назовите парные согласные.
• Чем замечательны буквы я, ю, е, ё?
• Когда эти буквы обозначают два звука?
• Какие буквы не обозначают звука?
• Какие правила русского языка вы знаете?
Игра «Живые буквы» У каждого из вас в руках есть буква. Я называю слово, а нужные "буковки" выбегают и образуют его: кит, весна, школа, дом.
Игра «Назови сказочного героя» 
1.Возле леса на опушке 
трое их живёт в избушке 
Там 3 стула и 3 кружки, 
3 кроватки, 3 подушки
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (3 медведя)
2.У Алёнушки – сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят, 
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)
3.Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети? (7 козлят)
4.На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился… (Колобок)
5.Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор (Айболит)
Игра «Буква заблудилась»
Неизвестно, как случилось, 
только буква заблудилась, 
заскочила в чей-то дом,
и хозяйничает в нём. 
• Тает снег. Течёт ручей. 
На ветвях полно врачей 
(грачей).
• Синеет море перед нами, 
летают майки
(чайки) над волнами.
• Говорят, один рыбак в речке выловил башмак. 
Но зато ему потом на крючок попался дом 
(сом)
• Тащит мышонок в норку 
Огромную хлебную горку 
(корку)
• Лежит лентяй на раскладушке, 
грызёт, похрустывая, пушки 
(сушки)
• На глазах у детворы 
крысу 
(крышу) красят маляры.
• Закричал охотник: - «Ой! 
Двери (звери) гонятся за мной».
• Ехал дядя без жилета,
(билета) 
Заплатил он штраф за это.
• Куклу выронив из рук, 
Маша мчится к маме: 
"Там ползет зеленый лук 
(Жук)
С длинными усами". 
• Не учил уроки, а играл в футбол, 
От того в тетрадке появился гол.
(Кол) 
В1: Позади нелёгкий труд 
Слогового чтения.
Вам сегодня выдают
Грамоты, медали!
В2: В том, что Азбуку прочли!
Полный курс наук прошли!
И теперь без передышки,
Вы прочтёте любые книжки!
Всем учащимся первого класса вручается грамота «Знатоку азбуки»

1.Ты за жизнь прочтёшь немало книг,
Постигая мудрую их силу.
Но навечно первою из них
Будет та, что чтению научила.
2.Азбуку беру в последний раз,
Несу её в просторный класс,
Учебнику я говорю:

Благодарю! Благодарю! 
3.Ты книга первая моя,
Теперь читать умею я. 
На свете много книжек есть.
Все книги я смогу прочесть. 
4.Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать.
Про горы и долины,
Про водные глубины, 
Про звезды, ивы вдоль реки,
Не обойтись без Азбуки! 
5.Я с этой книжкой первый раз 
Пришел в свой первый светлый класс. 
Я эту книжку полюбил, 
Я в ней все буквы изучил, 
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!» 
6.Если мамы дома нет,
То не стану я скучать,
Я зажгу настольный свет,
Чтобы книжку почитать.
Книга добрая, живая,
Чудеса она творит!
Обо всём на свете знает
И со мною говорит.
7.Как хорошо уметь читать, 
Не надо к маме приставать, 
Не надо бабушку трясти: 
«Прочти, пожалуйста, прочти!» 
Не надо умолять сестрицу: 
«Ну почитай ещё страницу!» 
Не надо ждать, не надо звать, 
А можно взять и прочитать!
8Под Российским небосводом
Книгу любят и хранят.
Пусть же крепнет с каждым годом,
Дружба книги и ребят!

В1: А теперь я хочу предоставить слово нашим гостям и вашим родителям.

(Поздравление директора и вручение грамот, родителей).

В2: Но школьная жизнь продолжается, всё сложнее с каждым днём задания, всё больше уроков с каждым годом. Мы прощаемся с «Азбукой», но не прощаемся с учёбой.

Чему учат в школе.

1 Буквы разные писать

Тонким пёрышком в тетрадь

Учат в школе, учат в школе,

Учат в школе.

Вычитать и умножать

Малышей не обижать

Учат в школе, учат в школе,

Учат в школе.

2 К четырём прибавить два

По слогам читать слова

Учат в школе, учат в школе,

Учат в школе.

Книжки добрые любить

И воспитанными быть

Учат в школе, учат в школе,

Учат в школе.

3 Рисовать квадрат и круг

Знать где север, а где юг

Учат в школе, учат в школе,

Учат в школе.

И не путать никогда

Острова и города

Учат в школе, учат в школе,

Учат в школе.


Песня «Прощай, Азбука!»
Первоклассников сегодня
Мы на праздник позовём:
Непременно приходите
Попрощаться с азбукой!
Припев:
До свиданья, до свиданья!
А на следующий год
Наша азбука научит
Тех, кто в первый класс придёт.

Потрудились мы немало,
И по правде говорим,
Русской грамоты начало
На страницах азбуки.
Припев:
Мы прочтём любые книги,
Разберёмся в словаре,
Потому что всюду буквы
Те же, что и в азбуке.

Букварь выполняет такую же функцию, однако его структура и содержание существенно отличаются от азбуки. Изучение алфавита по букварю сочетается с фиксацией навыков слогового чтения, а также написания отдельных букв и простых по составу слов. Такой подход к изучению азов грамматики активизирует зрительную, слуховую и механическую память ребенка, благодаря чему усвоение материала происходит быстрее и качественнее.

Русская азбука имеет более древнюю, по сравнению с букварем, историю. Ее первые фрагменты содержатся в берестяных грамотах и «Повести временных лет» – памятнике древнерусской литературы начала XII века.

Букварь появился гораздо позже. Создателем первой книги для обучения грамоте стал основатель книгопечатания на Руси Иван Федоров, выпустивший в 1574 году красочно иллюстрированное учебное пособие, содержавшее алфавит и материал для чтения.

Современные буквари – совместный труд лингвистов, педагогов, психологов, в результате которого вырабатываются критерии максимального соответствия учебника развивающим целям учебно-воспитательного процесса. Изучение букваря входит в обязательную образовательную программу для первого класса начальной школы.

варь — первая книга-учебник, которая попадает в детские руки. С нее начинается путь школьника, вчерашнего дошколенка, к знаниям. По этой книге дети учатся писать и читать.

Давным-давно дети также ходили в школу, но читать учились не по букварю. В старину вырезали буквы на дощечках из дерева. Потом стали появляться книги. Уже в древности люди пришли к выводу, как важны книги, источники важного и интересного. Сначала они писались от руки и также переписывались. Это занимало много времени, и книги были распространены мало, а значит и мало людей могли их прочесть. Потом люди изобрели типографские машины, с их помощью появился первый печатный учебник Ивана Федорова — азбука. Буквы азбуки немного были похожи на наши. Потом на смену азбуке к детям пришел букварь, который теперь составляет основу школьной программы по дисциплине «чтение».

 

Букварь же — это то, по чему все учатся читать. Здесь буквы не даются в алфавитном порядке, они отсортированы по «степени сложности» и используемости в речи. Здесь же присутствуют упражнения, дающие навыки правильного чтения, в них сложность повышается от начала к концу книги, от маленьких слов до больших текстов. Букварь – это, пожалуй, важнейшая книга в школьной программе для начальных классов. Недаром праздник букваря в 1 классе отмечается во многих школах как своеобразное посвящение детей в школьную жизнь. Букварь — это еще и первый учебник в школе по развитию речи и логикЗвуки-буквы_русского_языка.jpgи детского мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия "Азбука Здоровья"

Данное внеклассное мероприятие предназначено для учимтелей начальных классов....

Конспект внеклассного мероприятия: «Азбука здоровья», 3 класс

Конспект внеклассного мероприятия «Азбука здоровья»Цель: формирование сознательного отношения к своему здоровью, устойчивого интереса к урокам физической культуры и спорту.Оборудовани...

Конспект внеклассного мероприятия «Азбука здоровья» (3 класс)

Цель: формирование сознательного отношения к своему здоровью, устойчивого интереса к урокам физической культуры и спорту.Оборудование: презентация, раздаточный материал (жетоны, карточки, пл...

Конспект внеклассного мероприятия «Азбука здоровья», 3 класс

Конспект внеклассного мероприятия «Азбука здоровья»Цель: формирование сознательного отношения к своему здоровью, устойчивого интереса к урокам физической культуры испорту....

Конспект внеклассного мероприятия "Азбука безопасности" (1 класс)

Цель: формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движения и предупреждение детского транспортного травматизма....

Конспект внеклассного мероприятия "Азбука безопасности" (1 класс)

Цели: формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движения и предупреждение детского транспортного травматизма....

Конспект внеклассного мероприятия "Азбука безопасности", 1 класс

Цели: формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движения и предупреждение детского транспортного травматизма.Оборудование: презентация, видеоматериал, раздаточный материал...