Организация работы воспитателя ГПД.
статья
Вдумчивый подход воспитателя к предстоящей работе отражается, прежде всего, в подготовке им перспективного планирования, которое утверждается заместителем директора по УВР. Характер планирования определяется конкретными условиями работы педагога.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организации работы воспитателя ГПД.
Документация, которая должна быть в кабинете ГПД.
- Режим дня (утвержденный директором).
- Календарно – тематический план.
- Личный план воспитателя (ежедневный).
- Памятка для организации работы воспитателя ГПД.
- Журнал.
- Тетради для учета посещаемости (питание).
- Тетрадь по преемственности работы учителя и воспитателя.
- Дневник наблюдений.
- График проветривания.
- Уголок ГПД.
- Игровой уголок.
- Игротека.
- Уголок здоровья.
- Разработки, сценарии праздников, утренников, клубных вечеров.
- Уголок «Для Вас, Родители».
Воспитатели школ и групп продленного дня составляют план работы на год (или полугодие) и на основании его – на каждый день. Оформляют классный журнал.
Вдумчивый подход воспитателя к предстоящей работе отражается, прежде всего, в подготовке им перспективного планирования, которое утверждается заместителем директора по УВР. Характер планирования определяется конкретными условиями работы педагога. Работает ли педагог с классом одновременно и в качестве учителя, и в качестве воспитателя, т.е. ведет уроки в классе и в первую половину дня и работает с теми же детьми в часы продленного дня. Или же работает с классом ежедневно основным педагогом, т. е. ведет уроки, подготовку домашних заданий и выполняет воспитательные функции при едином построении педагогического процесса.
В таких случаях педагог готовит единый, рассчитанный на всё время работы с детьми перспективный план воспитательной работы, а также и единые рабочие планы, решая главные педагогические учебно – воспитательные задачи.
Если же педагог является только воспитателем и уроков не ведет, то он в единстве и по согласованию с учителями, но вместе с тем и достаточно самостоятельно готовит как руководство к действию свой перспективный и ежедневный план воспитательной работы.
Таким образом, воспитатель готовит два основных вида планирования:
- перспективное,
- ежедневное (текущее).
В практике планирования воспитательной работы имеют место отдельные недостатки. Так, в перспективных планах не всегда чётко бывают определены воспитательные задачи, над решением которых предполагает работать педагог, нередко прослеживается несоответствие между воспитательными задачами и способами их решения, то есть, теми мероприятиями, которые планирует провести воспитатель. Не планируется работа по выявлению уровня воспитанности школьников.
В ежедневных планах работы воспитателя имеют место повторения перечней режимных моментов без раскрытия содержания деятельности в каждом из них. Иногда в ежедневные планы, включают расписания уроков, содержащихся в дневниках учащихся. Происходит перегрузка планов ненужными данными в ущерб раскрытию содержания деятельности.
Представляется целесообразным при составлении перспективных и ежедневных планов работы групп продленного дня учитывать следующие требования:
- План должен ориентировать на внеурочную деятельность, которая вместе с урочной способствует решению проблемы всестороннего развития личности ребенка.
- В плане необходимо выделить, в соответствии с возрастом, основные задачи формирования общественно – политической активности учащихся.
- План работы группы должен составляться с учетом общешкольного плана.
- В плане необходимо предусмотреть обратную связь, систематический контроль за осуществлением и результатами педагогического воздействия, за уровнем воспитанности школьников.
Для повышения эффективности воспитательной работы в целом необходимо, чтобы каждое воспитательное мероприятие имело нравственную направленность, эстетическое решение, осуществлялось при максимально практическом участии самих школьников и сопровождалось или завершалось положительными эмоциями учащихся.
В перспективном планировании воспитательной работы целесообразно выделить такие разделы:
1. Характеристика группы.
2. Основные задачи на новый учебный год.
3. Основные направления деятельности и ключевые дела ГПД.
4. Индивидуальная работа с учащимися.
5. Работа с родителями.
6. План на месяц.
Для осуществления комплексного подхода к воспитанию целесообразно планировать работу по темам, которые определяются на одну – две недели или месяц. При определении темы воспитательной работы учитываются традиционные праздники, даты красного календаря, которые школа отмечает со всей страной, физическое и психическое состояние учащихся в различные времена года, их интересы, воспитательная направленность учебного материала. Некоторые недели могут иметь своё название, соответствующее содержанию работы. Например: «Здравствуй, школа!», «Наша улица», «Золотая осень» и другие.
Образец перспективного плана.
1. Характеристика группы.
2. Основные задачи на новый учебный год.
3. Основные направления деятельности и ключевые дела ГПД.
4. Индивидуальная работа с учащимися.
5. Работа с родителями.
6. План на месяц.
План работы на день группы продлённого дня
ГБОУ СОШ № 1997
Воспитатель: Белугина Л.А.
Понедельник
Время | Режимный момент | Содержание работы | Цель | Примечание |
12.20 – 12.30 | 1. Приём детей в группе. 2. Подготовка к прогулке на свежем воздухе. | 1. Приём детей от учителя. 2. Приветствие (взаимное приветствие). 3. Ознакомление с распорядком дня. 4.Подготовка к прогулке. | 1.Выявление отсутствующих детей, причина отсутствующих. 2.Развитие навыков хорошего тона. Умение одеваться, завязывать шнурки. 3. Ориентировать детей, что ждёт их в ГПД. | |
12.30 – 13.40 | Прогулка. | 1. Инструктаж о месте и цели прогулки; правилах поведения и технике безопасности. 2. Основная часть прогулки.
| 1.Образовательная: - расширение кругозора детей; - развитие познавательных интересов; 3. Развивающая: - развивать навыки наблюдения, учить замечать изменения в природе; - развивать познавательные потребности, в подвижных играх – ловкость, смекалку, внимании, быстроту реакции. 2. Воспитательная: а) воспитание нравственных взаимоотношений, дисциплины в коллективе; в) бережного отношение к природе, окружающему миру. | Попросить детей повторить правила поведения во время прогулки |
13.40 – 14.10 | 1. Подготовка к обеду. 2. Обед. |
| 1. Привитие навыков ухода за личными вещами (умение правильно складывать свои вещи). 2. Привитие навыков личной гигиены. 3. Навыки поведения за столом, умение правильно пользоваться столовыми приборами. | Проследить за приемом пищи. |
14.10 – 15.10 | 1. Подготовка к прогулке. 2. Прогулка. | Организация подвижных игр: - «У медведя во бору»; - «Платочек»; - «Кто быстрее». | 1.Воспитательная: - воспитание нравственных взаимоотношений, дисциплины в коллективе. 2. Развивающая: - познавательные потребности, а при подвижных играх – ловкость, смекалку, внимание, быстроту реакции. 3. Образовательная: - расширение кругозора детей; - развитие познавательных интересов. | Проследить, чтобы дети были одеты по погоде. |
15.10 – 17.40 | Занятия по интересам. Кружки, иг-ры в группе | Работа кружков, секций: «Изобразительное искусство» (РЧ), «Развитие речи» (КОУ), гимнастика (КРК). | Рисование картины природы по собственным наблюдениям во время прогулки. Беседа об использовании цветов, необходимых для изображения природы в данный сезон. | |
17.40 – 18.20 | Прогулка. Уход детей домой | 1. Инструктаж о месте и цели прогулки; правилах поведения и технике безопасности. 2. Основная часть прогулки. - Игра «Чай-чай-выручай». - Игра «Море волнуется раз…». - Уборка листвы на пришкольном участке. | 1.Образовательная: - расширение кругозора детей; - развитие познавательных интересов; 3. Развивающая: - развивать навыки наблюдения, учить замечать изменения в природе; - развивать познавательные потребности, в подвижных играх – ловкость, смекалку, внимании, быстроту реакции. 2. Воспитательная: а) воспитание нравственных взаимоотношений, дисциплины в коллективе; в) бережного отношение к природе, окружающему миру. | Проконтро-лировать наличие перчаток и шапок |
Привожу примерный план работы на сентябрь.
1 класс | Сентябрь. «Золотая осень» | ||||
Понедельник | День игр и впечатлений. Вопросы экологии. Охрана природы. | 1. 09 Экскурсия по школьному участку. Красота природы. Сбор листьев. | 8. 09 Виды растений в школьном парке. Охрана природы. Завести дневник наблюдений за природой. | 15. 09 Вопросы экологии. Зачем нужна растительность на Земле. | 22. 09 Экскурсия в школьный парк. Сбор природного материала. Рассказ «Осень в парке» |
Вторник | Спортивно – оздоровительные мероприятия. Культура поведения. Гигиена учащихся. | 2. 09 Мы – друзья! Правила обращения друг с другом. | 9. 09 Что такое гигиена. Зачем нужно мыть руки и когда? Рассмотреть поры, микробы. | 16. 09 Спорт укрепляет здоровье. Игры с мячом. Разучивание игры «Колобки и ёжики» | 23. 09 Весёлые старты. |
Среда | Изобразительное искусство и труд. | 3. 09 Правила работы на кружке ИЗО. Рисование листьев, которые собрали на участке. | 10.09 Лепка грибов в лесу. | 17. 09 Осенний пейзаж. Небо, земля, травы, облака, дождь, ёжик. | 24. 09 Золотая осень. Аппликация из природного материала. |
Четверг | Художественно – речевая деятельность. Работа с книгой. | 4. 09 Какую речь приятно слушать. Техника речи. | 11. 09 Чтение русской народной сказки «Репка». Кукольный театр. | 18. 09 Чтение сказки «Гуси – лебеди». Чтение по ролям. | 25. 09 Сочинение сказки про «Осень – художницу». Чтение книг. |
Пятница | Музыкальная деятельность. Трудовая деятельность. | 5. 09 Слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года» | 12. 09 Уход за комнатными растениями. Виды растений. | 19. 09 Музыка в сказках. | 26 .09 Черенкование растений. Уборка кабинета. |
Ежедневное планирование должно соответствовать перечисленным выше требованиям, но быть, по возможности, предельно конкретным, компактным. Оно не должно занимать много времени у воспитателя. План не следует отягощать записями, которые содержатся в дневниках учащихся, журналах воспитателей и учителей. Общая структура перспективного плана выглядит следующим образом. План начинается с выдвижения главных воспитательных задач. Далее материал планируется по основным направлениям работы – разделам плана. В каждом из разделов плана первостепенное место отводится повседневной воспитательной работе, которая дополняется проведением традиционных эпизодических мероприятий.
При планировании каждого раздела учитывается, главным образом, двоякого рода деятельность: педагогическая деятельность по воспитанию коллектива учащихся и общественно – организаторская деятельность самих школьников.
Нет необходимости вводить в перспективный план воспитательной работы с учащимися такой раздел, как «Работа с родителями». Это нарушает логику построения плана.
Влияние родителей не следует специально продумывать и планировать, так как это не входит в план воспитательной работы с детским коллективом.
Образец ежедневного плана воспитателя ГПД.
01. 09. 2008 г. | Цель: Знакомство друг с другом. Воспитывать коллективизм, прививать любовь к природе, воспитывать аккуратность. | |
1 | Сбор детей. | Проверить по списку детей. Учить правильно здороваться. Построение парами. Выход на прогулку. Пронаблюдать за тем, как дети одеваются. Помощь первоклассникам. |
2 | Прогулка перед обедом. | Дыхательные упражнения. Ходьба вокруг школы. Знакомство с территорией школы, показ мест, где можно гулять. |
3 | Подготовка к обеду. Обед. | Возвращение в школу. Учить детей пользоваться мылом, полотенцем. Учить все делать дружно, не толкаясь и аккуратно. Закрепить места за детьми в столовой. Учить правильно вести себя за столом, убирать за собой посуду. Похвалить детей за хорошее поведение. |
4 | Прогулка. | Подготовиться к прогулке. Сообщить план: будем наблюдать за деревьями, любоваться природой школьного парка. Напомнить о дружбе, о поведении во время прогулки. Организовать выход в школьный парк:
Заслушать несколько ответов. Следить за поведением. Сбор по 1-му понравившемуся листу. Проведение игры «Давайте познакомимся» (Дети стоят по кругу, у ведущего в руках мяч. Он бросает мяч любому ученику. Кто 1-м назовет имя этого ребенка, становится ведущим.) В конце дать время на свободные игры детей на площадке. Построение. Подвести итоги прогулки. (Хорошо отдохнули, познакомились друг с другом, собрали букет из листьев, были воспитанными.) Возвращение в школу. |
5 | Занятия по интересам. | Подвести итоги экскурсии. - Какие растения встретились на экскурсии? - Какое впечатление осталось от школьного парка? - Как нужно вести себя в парке? На прогулке? Разглаживание листьев, укладка их под пресс для занятий по ИЗО и труду. Уход в игровую комнату. Знакомство с ней, с играми, правилами поведения в игровой. Организация игр. Сюжетно ролевая игра «Школа» Учить убирать игры на место. Дружба детей. |
6 | Прогулка и уход детей домой. | Подготовка к прогулке. Организованный выход. Прогулка во дворе школы. Подвижная игра «Салки», свободные игры. Разучить считалку: Раз, два, три, четыре, пять. Будем в салки мы играть. Звезды, месяц, луг, цветы. По – во – ди – ка ты! |
Памятка
для организации работы
воспитателя ГПД
- Приём детей в ГПД.
- Проверить готовность кабинета.
- По документации и на лицо проверить посещаемость.
- Узнать о самочувствии, поведении, успеваемости детей.
- Узнать об особенностях домашнего задания.
- Изучить заявления родителей на данный день.
- Сообщить детям план работы на сегодня.
- Внести коррективы в свой план.
- Организация питания.
- Направить дежурных в столовую (фартуки, косынки).
- Обеспечить чистоту рук.
- Провести этическую беседу (2-3 мин.) «О правилах поведения в столовой».
- Проследить за поведением в столовой.
- Проследить за чистотой столов, бережливостью и экономией.
- Отдых на воздухе.
- Уходя, проветривайте помещение.
- Тщательно проследить за одеванием.
- Постоять у школы, сообщить план отдыха, провести беседу по ТБ.
- Организовать игры (спортивный час).
- Постоянно наблюдать отдых детей, следить за их самочувствием.
- Собрать всех учащихся по окончании прогулки.
- Обеспечить аккуратность и порядок при раздевании.
- Подготовка к выполнению домашнего задания.
- Подвести итоги прогулки, организации раздевания, поведения в раздевалке.
- Подготовить рабочее место, тетради, учебники, дневники и т.д.
- Самоподготовка.
Помните! Дети должны уходить домой с выполненным и проверенным домашним заданием.
- Выяснить домашнее задание.
- Сообщить порядок работы.
- Провести тренировочный опрос пройденного в классе.
- Самостоятельное выполнение , самоконтроль, товарищеская взаимовыручка, своевременная помощь слабоуспевающим, проверка работ (без отметок).
- Итоги подготовки уроков.
- Сделать для себя пометки, для родителей, для учителей.
- Клубные часы (по плану на день).
6.1. Следить за участием детей в проведении мероприятий и направлять их активность.
- Завершение работы.
- Убрать кабинет.
- Сообщить план работы на завтра.
- Посмотреть сохранность учебников.
- Переодеть.
- Проследить за уборкой класса.
- Организация второй прогулки (детей родители забирают на улице). В случае плохой погоды определить дежурных для вызова детей родителям.
Особое место в системе мер по организации эффективной работы ГПД занимает внутришкольный контроль и самоконтроль.
Внутришкольный контроль – это система мер, направленных на достижение конкретных результатов педагогической деятельности:
- Компетентная проверка выполнения решений руководящих органов;
- Умелое, оперативное и тактичное исправление недостатков в деятельности исполнителей;
- Совершенствование управленческой деятельности руководителей на основе развития аналитических умений и навыков;
- Выявление и обобщение передового педагогического опыта.
С целью грамотной организации функции контроля руководитель, курирующий работу ГПД, составляет план контроля с указанием конкретных направлений анализа и сроков его осуществления. Воспитатель ГПД в начале учебного года должен быть ознакомлен с данным планом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы воспитателей по формированию привычек безопасного поведения на улице, дорогах и в транспорте.
Воспитание применительно к сфере дорожного движения - это формирование, развитие и совершенствование системы знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, качеств личности, устойчивых привычек правопо...
Организация работы воспитателя ГПД во внеурочное время (из опыта работы)
Данная презентация включает в себя творческие работы детей....
Статья "Организация работы воспитателя группы продлённого дня"
Вспомогательный материал по организации работы воспитателя группы продленного дня....
Организация работы воспитателя группы продленного дня
Группа продлённого дня - одна из форм общественного воспитания детей, которая имеет большие возможности для комплексного решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач. Группа продленного дня в...
Организация работы воспитателя ГПД
Документы, которые должны быть в кабинете ГПД...
Методические рекомендации по организации работы воспитателя ГПД
Воспитательное пространство ГПД - это, во-первых, сама среда, в которой оказываются младшие школьники после уроков, во-вторых, это специально организованный образ жизни детей в данной среде: их деятел...
Организации работы воспитателя ГПД.
Документация, которая должна быть в кабинете ГПД.Режим дня (утвержденный директором).Календарно – тематический план.Личный план воспитателя (ежедневный).Памятка для организации работы воспитател...