Проект "Моя семья!"
проект (3 класс)
ОГБОУ «Скопинская школа- интернат»
Творческо-исследовательский проект
«История моей семьи».
Участники проекта:3 класс коррекционной школы -интернат
Руководитель: Пухова Н.А. воспитатель начальных классов.
Идея проекта
Самое основное в жизни человека — это семья. Это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека, это то, что связывает человека с миром, обучает человека общению и взаимодействию с этим сложным современным миром.
«Семья – это та самая среда, в которой человек учится, и сам творит добро» — говорил В. А. Сухомлинский.
А понимают ли наши дети о важности этого института? А знаем ли мы их мнение о семье? Может реальность выглядит принципиально иным образом?
Задумываясь над этим проектом, мы хотели найти возможность объединить в одно целое всех действующих лиц образовательного процесса: учеников, учителей, родителей. Найти новые пути их взаимодействия в современных условиях. А главное, постараться сделать так, чтобы мы были единым целым.
Родительский дом, семья, школа—вот, пожалуй, то единственное, что еще в силах противостоять духовному кризису, заложниками которого, в первую очередь становятся дети. Здоровая, крепкая, полноценная семья является одним из самых надежных гарантов здоровья и нравственного благополучия детей, а, следовательно, и государства.
Через совместную деятельность будут развиваться более теплые взаимоотношения в семье.
В ходе изучения своей родословной и соотнесение ее с различными историческими фактами и эпохами у участников проекта будут развиваться такие качества, как патриотизм, любовь к Родине, чувство сопричастности к судьбе страны.
В результате работы дети 3 класса совместно с классным руководителем создадут презентацию «Моя семья» и творческий продукт – генеалогическое древо своей семьи в технике «Роспись пластилином по стеклу».
Аннотация к проекту
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании школьников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, семье, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Проект предназначен для изучения и понимания роли семьи и малой Родины в жизни человека. В работе с детьми, столкнулись с проблемой незнания имен, отчеств и фамилий своих ближайших родственников. Трудность вызывает вопрос, кем работают родители, некоторые не могут назвать свой домашний адрес, год и место рождения. Что тогда говорить об их бабушках и дедушках. Уходят в прошлое семейные традиции, праздники. Забываются понятия “род”, “родословная”, “предки».
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей школьного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, селом, городом, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для детей нашего класса и школы, но и для общества в целом.
Результатом проекта является понимание ребенком роли семьи и своего родного края в жизни человека. Практическим воплощением результата станет индивидуальная презентация с рассказом о своей семье и генеалогическое древо. Для лучшего визуального восприятия родословной станет творческая работа в технике «Роспись пластилином по стеклу» под названием «Дерево моей семьи». Творческий потенциал ребенка безграничен, его только необходимо развивать и подкреплять в различных видах деятельности. И в этом развитии большие возможности заключает в себе изобразительная деятельность.
Занятия с пластилином организуют досуг ребенка, способствуют развитию мелкой моторики, учат быть аккуратными и внимательными, заставляют фантазировать и просто развлекают. Рисуя пластилином по стеклу, ребенок учится создавать красивые вещи, радостные картины. Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, родителей, учащихся.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, принципы работы, предполагаемый результат.
Идея проекта
Глубина и серьёзность данной темы позволили воспользоваться приоритетной технологией, именуемой – проектно-исследовательская деятельность, которая помогает решить не только воспитательные задачи, но и формирует ключевые компетенции, способствует обретению мировоззренческих смыслов.
На протяжении нескольких месяцев каждый исследовал свою семью. Накопилось много собранных материалов: происхождение своего имени и своей фамилии, рисунки, коллажи, пословицы и поговорки о семье, сочинения. Дети беседовали со старшим и средним поколением, узнали много нового о членах своей семьи.
Проектная деятельность позволила связать воедино знания из содержания разных предметов и программ о семье, дала возможность делать свои открытия и упражняться в творчестве.
В процессе подготовки проекта каждый прошёл свой путь от простых наблюдений, до размышлений о важности своей роли и роли каждого члена семьи, и наконец, пришло осмысление того, что основой всего в жизни является его собственная семья.
В результате работы дети класса совместно с классным руководителем создадут презентацию «Моя семья» и творческий продукт – генеалогическое древо своей семьи в технике «Роспись пластилином по стеклу».
Цель проекта: Воспитание интереса к истории своей семьи и малой Родины. Повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.
Задачи
- Воспитывать чувство гордости за своих членов семьи, земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю.
- Создать условия для изучения истории своей семьи (родословную), рода занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения; понять свою роль в этой семье.
- Формировать навыки исследовательской деятельности.
- Прививать первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмыслить ее и использовать ее для выполнения проекта
- Организовать работу по закреплению приемов росписи пластилином по стеклу в процессе внеурочной деятельности.
- Развивать связную речь детей, учить свободно, мыслить, фантазировать.
- Корректировать мелкую моторику.
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению школьников со своей семьей и родным краем положены следующие принципы:
Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о своей семье и о родном крае с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской библиотекой.
Прогнозируемый результаты:
познавательные
- Систематизация знаний детей об истории родного края и его культурных ценностях.
- Повышение детско-родительской компетентности по представленной проблеме.
личностные
- осознание себя членом семьи;
- проявление интереса к традициям семьи, культуре семьи;
- желание участвовать в делах семьи.
Регулятивные
- ставить вопрос «что я хочу узнать» (определять цели с помощью учителя) и «что я узнал» (определять результаты с помощью учителя) и отвечать на них;
- определять план выполнения заданий под руководством учителя и выполнять задания по плану;
- соотносить выполненное задание с образцом.
- развитие мелкой моторики и творческих способностей.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса и творческих способностей, но и имеет важное социальное значение.
Участники проекта
Дети 9-11 лет (3 кл)
Проект предусматривает активное участие родителей, детей, кл. руководителя, воспитателя.
Сроки реализации проекта: 2 месяца
Вашему вниманию представляем сегодня наш групповой творческий проект «История моей семьи», который состоит из индивидуальных исследовательских мини-проектов «Моя семья».
«Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Речка, небо надо мною-
Это все мое, родное! »
Актуальность темы:
Родина, Семья, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к школе, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка и его социализации.
Когда-то давно знать свои корни было едва ли не священной обязанностью каждого человека. В знатных семьях гордились своим происхождением, вывешивая на стенах своих дворцов генеалогические деревья с портретами предков. Но и в простых семьях о своих корнях знали не меньше. В прошлом веке потерялся интерес к генеалогии как к науке.
В итоге сейчас мы практически ничего не знаем о своих предках, ограничиваясь обрывочной информацией не далее, чем о прадедах (в лучшем случае!).
В настоящее время можно отметить возросший интерес к изучению истории родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Вы, наверное, согласитесь с тем, что дети мало знают о родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Знание своей истории всегда было потребностью общества. Ведь, как известно, без знания прошлого нет будущего. Каждый человек любит то место, где он родился.
Тема проекта «История моей семьи»
Цель проекта: Воспитание интереса к истории своей семьи и малой Родины
Задачи
1.Воспитывать чувство гордости за своих членов семьи, земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю.
2. Создать условия для изучения истории своей семьи (родословную), рода занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения; понять свою роль в этой семье.
3. Формировать навыки исследовательской деятельности.
4. Прививать первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмыслить ее и использовать ее для выполнения проекта
5. Организовать работу по закреплению приемов росписи пластилином по стеклу в процессе внеурочной деятельности.
6. Развивать связную речь детей, учить свободно, мыслить, фантазировать.
7. Корректировать мелкую моторику.
Этапы
Этап №1 - Подготовка (слайд - таблица)
2 четверть
1. Беседа. Тест №1 «Что я знаю о своей семье».
2. Урок внеклассного чтения В.Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», Ш.Перро «Красная Шапочка». Ознакомление с художественной литерптурой
3. Беседа о родном городе Презентация «Скопин – мой город родной»
4. Классный час с презентацией – «Моя дружная семья»
5. Открытый классный час с презентацией « Конституции РФ»
6. Кл. час «День матери»
7. Беседы: «Семейные традиции», «Моя семья», «Папа может все, что угодно», «В гостях у дедушки с бабушкой», «Кто это такие – родные?», «Воспитание уважения к людям старшего поколения» с рассматриванием картин: Ю. Кугач «В субботу», И. Хомутовой «Семья», В. Перова «Рыбная ловля, Ф. Кащеева «Утро. Семья», «У колыбели».
8. Составление творческих рассказов на темы: «Моя семья», «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Семейное путешествие», «Моя домашние питомцы».
Этап №2 - Планирование
1. Сбор идей и предложений о создании дерева своей семьи
2. Формирование группы для проведения исследования
3. Домашнее задание на осенние каникулы: найти материал с помощью родителей о своей семье, родном крае из различных источников.
4 Сбор материала и предъявление учителю: Подобрать фотографий, отражающие родословную и важные моменты в жизни семьи.
5. Экскурсия в краеведческий музей г. Скопина, с целью изучения истории г. Скопина и Скопинского района, задание для проживающих в городе)
6. Промежуточный Тест №2 «Что я узнал о своем крае.»
7. Классный час с презентацией «Мои родные»
8. Цикл занятий «Пластилиновая графика» - «Роспись пластилином по стеклу» с целью ознакомления с материалами и приемами росписи, а также развития мелкой моторики.
Этап № 3 - Выполнение работы
1. Тест №3 – итоговый: « Что я узнал о семье и своем месте проживания»
2. Коррекционное занятие с презентацией «Дерево моей семьи» создание композиции.
Этап №4 - Оценка
Анализ достигнутых результатов. Самооценка и оценка воспитателя.
Этап №5 – Защита проекта (доклады детей)
Обоснование процесса проектирования:
Этапы | Задачи | Деятельность учащихся | Деятельность воспитателя |
1. Подготовка (начинание) | Уточнение целей и исходного положения | Обсуждают задание с помощью учителя и уточняют информацию | Мотивирует учащихся, объясняет цели проектной деятельности. Наблюдает. |
2. Планирование | Анализ проблемы, определение источников информации | 1. Формирование задач. 2. Сбор идей и предложений в создании «дерева своей семьи» 3. Домашнее задание на каникулы | Помогает и анализирует. Наблюдает. |
3. Выполнение | Выполнение проекта | Практическое выполнение элементов композиции | Советует, помогает, объясняет, наблюдает |
4. Оценка | Анализ достигнутых результатов. Причины успехов и неудач | Самооценка (что и как получилось) | Направляет процесс, анализирует и наблюдает |
5. Защита | Обоснование процесса проектирования | Защита проекта | Помогает, наблюдает, анализирует |
1. Кто участвовал? (сколько человек)
2. Как принимали участие?
3. Кто помогал?
4. Какие были трудности?
6. Что получилось, а что нет?
В общем проекте участвовали 7 человек. У каждого ребенка было своё основное задание свой индивидуальный исследовательский мини-проект– это презентация и рассказ о своей семье. Как мы видим, проект построен на тематике эмоционально – близкой каждому ребенку. Это повод для его содержательного общения с другими членами семьи, в ходе, которого школьник учиться задавать целенаправленные вопросы. Это первый опыт интервьюирования и подбора.
Заключение
Это всего лишь часть истории. Во-первых, потому что мы рассказали только о своих семи семьях, а сколько ещё семей в нашем классе, в школе и во всём город., в стране. Во-вторых, это только часть истории наших семей, потому что мы вырастем и внесём свой вклад в историю своей семьи и в историю России. Каждый человек, если захочет, может сделать что-нибудь важное для своей Родины, как сделали наши родители и их родители. Наконец, самое главное – это не забывать о тех, благодаря кому меняется история и что сделали для этого наши семьи. Поэтому Родной край становится еще более близким и родным, когда знаешь его историю. Знакомство с историей, культурой, природой и бытом людей живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной край, а значит, стать созидателем своей малой Родины. Мы должны помнить свою историю и рассказывать её своим детям и внукам!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_semya._jpg.pptx | 2.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мама,папа , я! Папа, мама, я!
Мы с дедушкой ремонтируем диван!
Мы на море!
С попой так весело С папой так интересно
Моя родословная!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"
Анализ моего опыта работы как классного руководителя....
Любовь к Родине начинается с семьи. Что такое семья. Я член семьи, какой я.
проект внеклассного мероприятия в 1 классе (час семейного общения)...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Организация исследовательской деятельности над созданием проекта Книга о семье «Семью семь»
Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как деды. Каждый, кто узнает о прошлом своих близких, ч...
Мероприятия, посвященные дню семьи «СЕМЬ Я=СЕМЬЯ».
Уважаемые учащиеся и родители! С 13 по 21 мая 2020 года приглашаем вас принять участие в мероприятиях, посвящённых Дню Семьи:«СЕМЬ Я=СЕМЬЯ». Представляем вашему вниманию подборку познавате...
Занятие №1 клуба "Семья 21 века". Тема: "Семья 21 века, какая это семья?"
Видехрестоматия как средство развития педагогической культуры родителей младших школьников....
Конспект занятия клуба «Семья 21 века» Тема: Вводное занятие «Семья 21 века: какая это семья?»
Цель: знакомство с целями и задачами клуба; разработка модели «идеальная семья»;Знать: цели и задачи клуба;Уметь: создавать инфографику «Модель идеальная семья»; называть стили...
Творческая викторина "Семья, с семьей, о семье"
День семьи позволяет нам лишний раз задуматься о важности семьи в нашей жизни и проявить внимание к близким людям. Ведь без них наша жизнь была бы пустой и безрадостной.Семья нужна каждому человеку, з...