Кружок "Моя Бурятия" 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость преподавания курса по материальной и духовной культуре бурят. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России.
Ведение кружка «Моя Бурятия» необходимо для раскрытия творческого потенциала ребенка на примере художественно-культурных традиций Бурятии, её природных и рукотворных достопримечательностей.
Материал призван пробуждать у детей чувство прекрасного, эмоциональную отзывчивость, любовь к родному краю.
Кружок позволит значительно повысить качество художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Он должен способствовать развитию более широкого и полного представления об окружающем мире, формированию эстетического вкуса на примере народного и классического искусства Бурятии, умению понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, помочь глубже понять красоту и богатство родной природы.
На реализацию программы по внеурочной деятельности «Моя Бурятия» в школе отводится 2 часа в неделю . Она рассчитана на 1 год обучения. (68ч)
Цель программы: Познакомить учащихся с материальным и духовным наследием бурятского народа; формировать черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры.
Задачи программы:
- развивать у детей духовное начало, образно-художественное мышление, эстетическое восприятие явлений действительности;
- формировать у детей представление об искусстве как творческом процессе на примере творчества художников Бурятии, уважение к деятельности художника;
- приобщать к истории культуры родного края и современному художественному творчеству;
- развивать творческие способности и навыки учащихся, расширять представления о разнообразии изобразительного языка искусства родного края;
- Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры бурятского народа.
- Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.
- Приобретение знаний основ бурятской культуры и искусства.
- Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.
- Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
- Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:
- Истории
- Краеведения
- Изобразительного искусства
- Трудового обучения
Формы проведения занятий:
- Интегрированный урок
- Инсценированное представление
- Экскурсия
- Комбинированный урок
- Краеведческая викторина
К концу курса обучения учащиеся должны знать:
- имена известных художников Бурятии и их авторские работы;
- культурные достопримечательности столицы республики - города Улан-Удэ;
- виды декоративно-прикладного искусства.
- произведения современных художников Бурятии;
Решать учебные и практические задачи:
- уметь анализировать произведение искусства и высказывать о них свое мнение;
- различать виды и жанры изобразительного искусства;
- выражать в своем творчестве отношение к окружающей действительности;
- владеть основными понятиями изобразительного искусства;
- владеть доступными для учащихся приёмами выполнения основных видов декоративно-прикладных работ, традиционных для художественной культуры Бурятии;
- владеть навыками самостоятельной исследовательской работы.
Прогнозируемые результаты:
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России.
Тематическое планирование “Моя Бурятия”
1 четверть
№ | Кол час | Название разделов и тем | Творческое задание | План | Факт |
1 | 1 ч | История Бурятии Предания об истории заселения и освоения края |
| ||
2
| 1ч | Бурятские роды и племена в древности | |||
3 | 1 ч | Освоение Забайкалья русскими |
| ||
4 | 1 ч | Религия. Шаманизм. Православие. Буддизм. |
| ||
5 | 1 ч | Иволгинский дацан | Рисунки дацана |
| |
6 | 1 ч | Образование Республики Бурятия | Сообщение на тему «Образование Республики Бурятия» |
| |
7 | 1ч | Улан-Удэ- столица Бурятии. | Сообщение на тему «История возникновения города Улан – Удэ» |
| |
8 | 1ч | Символы Бурятии | Изображение бурятской символики с помощью разнообразных видов прикладного искусства Выучить гимн Бурятии | ||
9 | 1ч | Танцы и игры бурят. Ёхор | Разучивание народных игр. Разучивание ехора . |
|
2 четверть
№ | Кол час | Название разделов и тем | Творческое задание | План | Часы внеаудиторных занятий |
1
| 1 ч 1ч | Байкал – мировое наследие | Подобрать фольклор о Байкале, викторина, использование мультимедиа | Посещение библиотеки | |
2 | 1 ч | Символика в традиционной культуре бурят Символика чисел | Подтвердить на примере популярные числа и числовые композиции | 1 | |
3 | 1 ч | Символика цвета | Рисунки | 1 | |
4 5 | 1 ч 1ч | Материальная культура бурят Дерево в культуре бурят Поделки,выжигание | Изготовление игрушек из любого материала, составление правила поведения в лесу Оформление выставки | 1 экскурсия в школьный сад по составлению правил поведения в лесу | |
6 | 1 ч | Пища как часть культуры народа | Составление меню из бурятской кухни |
| |
7 | 1ч | Устное народное творчество | Подобрать сказки и пословицы о доброте. Инсценировка бурятской народной сказки |
|
3 четверть
№ | Кол час | Название разделов и тем | Творческое задание | Часы аудиторных занятий | часы внеаудиторных занятий |
1 2 | 2 1ч | Символика орнаментов | Рисунок народного орнамента | ||
3 4 | 1ч | Виды орнаментов | Рисуем эскиз бурятского народного орнамента | ||
5 | 1ч | Бурятский сундук | Выполнение эскиза сундука с бурятским орнаментом | ||
6 7 | 2ч | Головные уборы бурят | Выполнение эскиза головного убора бурят | ||
8 | 1ч | Бурятские ичиги | Выполнение эскиза бурятских ичигов | ||
9 | 1ч | Мужской дэгэл | Выполнение эскиза мужского дэгэла | ||
9 | 1 ч | Женский дэгэл | Выполнение эскиза женского дэгэла | ||
10 | 2ч | Женские ювелирные украшения | Выполнение эскиза женских ювелирных украшений | ||
10 | 2ч | Мужские украшения | Выполнение эскиза мужских ювелирных украшений |
4 четверть
№ | Кол час | Название разделов и тем | Творческое задание | Часы аудиторных занятий | часы внеаудиторных занятий |
1 2 | 3ч | Бурятская народная посуда | Выполнение эскиза бурятской народной посуды | 2 | 1 посещение школьного музея |
3 4 | 2ч | Бурятское жилище – юрта | Выполнение эскиза бурятского жилища - юрты | 2 | |
5 | 2ч | Духовная культура бурят Лошадь в традиционной культуре бурят | Придумать рассказ о лошади-помощнике, лошади-кормилице, лошади-участнике всех народных празднеств | 2 | |
6 | 3ч | Конь в жизни бурята | Выполнение эскиза бурятского коня | 2 | |
7 | 1ч | Материальная культура бурятского народа(загадки, игры, легенды) | 1 | 1 посещение библиотеки | |
8 | 3 ч | Бурятское жилище | Конструирование юрты из разных материалов | 1 | |
9 | 1 ч | Викторина | 1 |
Список литература
- Алагуева В.П. “Золотая книга о бурятах” - У-Удэ: Респ. типография, 2006
- Бабуева В.Д. “Материальная и духовная культура бурят” учебное пособие.- Улан-Удэ, 2004
- Батоева Д.Б., Галданова Г.Р. и др. “Обряды в традиционной культуре бурят”- М.: Вост. Лит., 2002
- Баирова Л.К. “Истоки и тайны бурятских улигеров” в 2 частях – Улан-Удэ: Изд. БГУ, 2006
- Галшиев Э-Х. “Зеркало мудрости”-Улан-Удэ: Бур. книжное изд-во, 2006
- Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. “Традиционная культура бурят”- Улан-Удэ, 2000
- Дашиева Л.Д. “Традиционная музыкальная культура бурят” Метод. пособие – Улан-Удэ: Респ. типография, 2005
- Дугаров Б. и др. “ Бурятские народные сказки”. Сборник- М:, Современник 1990
- Детский ежемесячный иллюстрированный журнал “Одон. Star.Звезда”- Улан-Удэ: Респ. типография
- Календарные обычаи и обряды у народов Восточной Азии. Новый год.- М., 1985
- “Костюмы народов Бурятии” Справочно-библиографический СD. Сост: Базарова Д.В. и др.: национ. Библиотека РБ, Улан-Удэ, 2006
- Могоева Д.Д. “Амар сайн, ухибууд!”-Улан-Удэ: изд. Бэлиг-2002
- Муханов И.Л. “Дождь из цветов” Бурятские буддийские притчи. Центр русско-азиатских исследований “Агирти”, 2005
- Энциклопедия Байкала “Байкал. Флора и фауна” СD- Иркутск: Восьмое небо – 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации
Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...
Урок в классе-комплекте (1 - 3 классы) - обучение грамоте - литературное чтение: "Ь - показатель мягкости согласных звуков", "Великие русские писатели"
Урок проводится в двух классах....
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...