Классный час на тему дружба "От улыбки станет мир светлей"
план-конспект занятия (1 класс)

Никишова Екатерина Алексеевна

Данная тема актуальна в начальной школе. В 1 классе коллектив на стадии зарожддения, дети мало знают друг о друге. Учитель может предложить им игры, которые помогут ближе познакомиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikishova_e._a.otkrytyy_klassnyy_chas_1b.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность выбранной темы: данная тема актуальна в начальной школе. В 1 классе коллектив находится на стадии зарождения. Дети мало знают друг о друге, не имеют налаженных коммуникативных связей между собой. Учитель может предлагать им игры, которые помогут ближе познакомиться, установить приятельские отношения и даже объединиться в микрогруппы (на принципах интуитивной симпатии).Дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. А презентация, тренинги повышают познавательный интерес учащихся.

При подготовке к внеклассному мероприятию охвачены все учащиеся . С ними разучены стихотворения. Остальные ребята самостоятельно отыскивали пословицы и поговорки о дружбе. Использованный материал подбирался с учётом возрастных и индивидуальных особенностей класса.

Тема:    «От улыбки станет мир светлей…»

Цель классного часа:

- формирование добрых отношений между детьми в классе, развитие стремления быть терпимым в обществе людей, воспитания уважения к одноклассникам.

Задачи :

- воспитывать доброту, отзывчивость;

- развивать разговорную речь, умение выражать свои мысли связно, последовательно, полным предложением.

Использованы словесные (беседа), практические (тренинги), игровые методы обучения.

Присутствуют общеклассные, групповые, парные формы организации познавательной деятельности.

На определённых этапах классного часа необходимо проводить тренинги эмоций, физические разминки, тренинги по определению положительных качеств характера, беседы, ролевое моделирование, игры. Закончить занятие рефлексией.

На занятии необходимо придерживаться следующих принципов:

•        уважать и принимать мир другого;

•        относиться к ученикам с абсолютным доверием;

•        акцентировать внимание на позитивном поведении ребенка;

•        избегать оценочных суждений в отношении к детям;

•        безусловное принятие ребенка.

Форма работы: разговор-рассуждение с презентацией.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Организация класса. Эмоциональный настрой

Звучит песня Слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского «От улыбки»

Приложение, 1-й слайд.

II. Сообщение темы и цели занятия. Мимическая гимнастика.

– Улыбнитесь друг другу.

Для введения в тему используется игровое упражнение «Найди себе подобного» - предварительно на столы поставить номера групп.

Шаг 1. Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (пчёлки, цветочки, птички ,бабочки и один рисунок -солнышко).

Шаг 2. Учитель дает задание детям: Найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.

Шаг 3. Дети определяют, за какой стол они сядут.

Шаг 4. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «А знаешь ли ты, какой рисунок у тебя за спиной? Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей».

-У тебя - солнышко. А  солнышку рады птички, цветочки, бабочки, пчёлки.

- Займи место в любой группе. Вопрос к группе, к которой подошёл ученик.

– Покажите, как надо приветствовать друга, выражать одобрение,

– А какое выражение должно быть у враждебно настроенного человека?

-Ребята вы послушали песню, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня?

( дети высказывают свои предположения)

-Действительно о дружбе.

Как вы понимаете слово «дружба»?  (ответы)

Кто такой друг?   (ответы)

Что значит дружить?  (ответы)

Хорошо ли быть без друзей? (ответы)

-Я с вами согласна.

– Пусть каждый из вас задумается и сам себе ответит  на вопрос:

 «А есть ли у меня друг?»
– Кого мы называем другом? Давайте поразмышляем об этом.

Приложение, №2 слайд.

II. Инсценировка и обсуждение стихотворения «Кто кого»

 В. Орлов

- Кто кого обидел первый?

- Он меня!

- Нет, он меня!

- Кто кого ударил первый?

- Он меня!

- Нет, он меня!

- Вы же раньше так дружили!

- Я дружил.

- И я дружил.

- Что же вы не поделили?

- Я забыл.

- И я забыл.

– Какого друга можно назвать настоящим?

 II. Беседа о значении слова «дружба».

Учащиеся читают стихотворение «Дружба» по ролям в костюмах героев.

– Что такое дружба?– спросила я у птицы.

– Это когда коршун летает вместе с синицей.

Спросила я у зверя: – Что такое дружба?

– Это когда зайцу лисы бояться не нужно.

А после спросила у девочки: – Дружба – что такое?

– Это что-то огромное, радостное, большое.

Это когда ребята все сразу, все вместе играют.

Это когда мальчишки девчонок не обижают.

Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети.

– Произнесите слово «дружба».

– Что вам вспоминается?

– Какой я? Какой мой друг?

– Каким бы я хотел быть?

– Каким бы я не хотел быть?

– Каким бы я не хотел видеть своего друга?

– Какую черту характера вы больше цените в своём друге? 

(Выполнение заданий на слайде)

Приложение, №3 слайд         

III. Тренинг- игра

– Могут ли руки помочь подружиться?

– Какими бывают наши руки? (Добрыми, злыми.)

– Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?

Путаница

Описание игры: играющие становятся в круг и вытягивают вперед правые руки. По сигналу ведущего они соединяют руки попарно. Второй сигнал – теперь нужно соединить левые руки, но уже с каким-то другим человеком (не с тем, с кем соединены правые руки). Задача играющих – не отпуская рук, постараться распутаться и оказаться стоящими в кругу.

Комментарий: если играющие оказались в неразрешимой ситуации, стоит предложить одному из игроков взять на себя ответственность за всю группу и указать одну из пар рук, которую можно разъединить, чтобы распутать «мертвый узел». Игру можно повторять несколько раз, засекая время, которое потребовалось участникам для выполнения задания. Чтобы усложнить задание, можно запретить ребятам разговаривать.

 

IV. Пословицы о дружбе

О дружбе размышляли во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли поэты, писатели, ученые, философы. Например, философ Сократ говорил так: « Никакое общение между людьми невозможно без дружбы»

- Очень много написано и придумано пословиц о дружбе. Игра «Закончи пословицу»

Приложение,  4 -й слайд.

VII.  Продолжение беседы

– А с кем вы дружите?
– Дружите ли вы со своими родителями? 
– Должны ли родители быть друзьями? (Расспросите их дома об этом.)
– Как, по-вашему, можно ли сохранить друзей детства?
– Хотели бы вы, чтобы ваши друзья были с вами в течение всей жизни?
– Как вы думаете, дружить можно только с людьми? Дружите ли вы с животными, природой, книгами?

VIII. Викторина «Кто с кем дружит?»

- Пример дружбы мы видим и во многих мультфильмах. Давайте вспомним мультипликационных друзей.

1. Разгадывание загадок.

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)

2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина)

3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)

4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

Приложение,  5 -й слайд.

– Книг о дружбе  много. Читая эти книги, вы приобретёте себе ещё и литературных друзей.

2. Показ книг с рекомендацией прочитать их (выставка книг)

•        Л. Воронкова «Солнечный денек» («Подружки идут в школу»);

•        А. Гайдар «Тимур и его команда»;

•        В. Драгунский «Друг детства», «Денискины рассказы»;

•        Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки»;

•        Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»;

•        В. Осеева «Три товарища», «Дождь», «Васек Трубачев и его товарищи».

IX. Тренинг – игра.

  - Мы вспомнили пример дружбы, взаимной выручки, поддержки персоонажей из мультфильмов, книг. А теперь на деле попробуем помочь друг другу.

Слепой и поводырь

Описание игры: участники игры делятся на пары. Один человек закрывает (или ему завязывают) глаза: он – «слепой», второй – его «поводырь». Задача «слепого» – бродить по классу, куда ему вздумается; задача «поводыря» – обеспечить его безопасность, голосом или прикосновениями руководя действиями «слепого», но не отбирая у него инициативы.

Комментарий: задание можно усложнить, предложив «поводырям» не просто следить за «слепыми», но и самим активно участвовать в игре: описать окружающую обстановку; познакомить своих «слепых» друг с другом или с другими «поводырями»; поиграть со «слепыми» в какую-нибудь игру и т.д. Через 5–7 минут «слепые» и «поводыри» меняются ролями.

Обсуждая игру, можно поговорить с учениками о том, как чувствовали себя «слепые» и «поводыри», кому из ребят какая роль была легче. Легко ли было доверять «поводырю»? Что способствовало, а что мешало доверию?

XII. Подведение итогов занятия

– С чего начинается дружба?

Ученица читает стихотворение «Дружба» (Полоник В.)

Дружба – это тёплый ветер,

Дружба – это светлый мир,

Дружба – солнце на рассвете,

Для души весёлый пир.

Дружба – это только счастье,

Дружба – у людей одна.

С дружбой не страшны ненастья,

С дружбой – жизнь весной полна.

Тренинг- игра.

Счет до десяти

Описание игры: играющие становятся в круг, не касаясь друг друга плечами и локтями. Все закрывают глаза. По сигналу ведущего группа должна сосчитать до десяти, соблюдая одно важное условие: называть числа нужно по очереди. Кто-то говорит «один», другой – «два», третий – «три» и т.д. Если одно и то же число назвали два или больше человек, группа с заданием не справилась. Договариваться об очередности нельзя.

– Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.

1. Один за всех и все за одного.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

Приложение, № 6,7

– Если вы будете выполнять эти правила, то станете настоящими друзьями.

Исполнение песни «Когда мои друзья со мной».

Там, где трудно одному,
Справлюсь вместе с вами!
Где чего-то не пойму,
Разберусь с друзьями!
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной!

– Вот и подошёл к концу наш классный час. Давай те встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда:
– Ребята, давайте жить дружно!

Приложение,  8-й слайд.

Использованная литература:

  1. Бушелёва Б.П. «Поговорим о воспитанности» 1989 г.
  2. «Русские пословицы и поговорки» / под редакцией В. Аникина 1988 г.
  3.  Романюта В.Н. «Методическое пособие для учителей начальной школы, психологов, воспитателей»…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материал для классного часа в 4 классе "От улыбки станет хмурый день светлей"

Познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями. Воспитывать у детей доброжелательность, умение видеть красоту в простом и обыденном, прививать умение дарить теплоту и добро....

От улыбки станет всем светлей!

Что нужно делать, чтобы ваша улыбка радовала окружающих. Гигиена полости рта....

Родительское собрание "От улыбки станет всем светлей..."

Родительское собрание "От улыбки станет всем светлей..."...

" От улыбки станет всем светлей".

Беседа и консультации родителям, столкнувшимся с проблемами во взаимоотношениях с ребёнком....

Презентация "От улыбки станет всем светлей"

1. История про улыбку2. Улыбкотерапия3. Исследования ученых4. Польза смеха и улыбки5. Улыбка и счастье рядом...

Игровая программа «От улыбки станет всем светлее»

Игровая программа «От улыбки станет всем светлее»...