"Песочная арт-терапия в работе учителя"
план-конспект занятия (2 класс)
Предварительный просмотр:
"Песочная арт-терапия в работе учителя"
Подготовила: Курдина Е.Б.
Вы замечали, что песок для детей обладает некой магической силой? В определенном возрасте их начинает манить к нему: детям хочется потрогать песок, поковыряться в нем палкой, поиграть игрушками, выкопать ямку. Создатели песочной терапии предоставляют нам возможность усилить полезное и успокаивающее действие песка: устроить настоящую маленькую песочницу в школе.
Плюсом песочной терапии является то, что здесь не требуется точности линий и схожести образов – это свободное искусство и поэтому переживания, стрессы у ребят при играх с песком почти исключены. Когда дети играют в песок, они получают только радость.
Песочная терапия не требует какого-то дорогостоящего оборудования – только коробку для песка, маленькие игрушки и сам песок.
Цели занятия:
1. Гармонизация психоэмоционального состояния детей.
2. Развитие тактильной чувствительности, восприятия, мышления, воображения.
3. Стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочной техники.
4. Развивать социально-коммуникативное общение детей через игру с песком.
5. Развивать тактильно-кинетическую чувствительность, мелкую моторику рук.
Задачи:
1. Познакомить детей с игровым материалом для песочной арт-терапии.
2. Формировать представление о свойствах сухого и влажного песка.
3. Развитие познавательного интереса у школьников.
4. Снижение психического и физического напряжения.
5. Концентрация внимания, вербальной памяти, логического мышления, развитие тактильно-кинетических ощущений в работе с детьми.
Материал:
1. Коробка для песка.
2. Песок.
3. Набор миниатюрных фигурок: формочки, домашние и дикие животные, птицы, дома, и т. д. Это неполный перечень, дополнять его можно по необходимости.
4.Сеанс песочной терапии начинается с выбора детьми нескольких игрушек, которые им больше понравятся, желательно не торопить детей в выборе, они должны сами реализовать свои предпочтения.
Необходимо ознакомить детей с правилами игры.
Учитель:
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта
Чтоб вера в детство не пропала,
Простейший ящик от стола –
Горсть золотистого песка
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была
Дети вы поняли меня? (Дети-да)
Учитель:
Дети! Улыбнитесь друг другу. У вас хорошее настроение? Сегодня у нас необычное занятие, мы с вами побываем в волшебной стране. Она не просто волшебная – она песочная! Но чтобы попасть в нее, нужно произнести волшебные слова.
Ты в ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди,
Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным
А еще желательно
Делать все внимательно!
Игры:
1.«Здравствуй, песочек»
Давайте поздороваемся сначала одним пальчиком, потом одной ладошкой, а теперь двумя ладошками.
Что вы чувствуете, песок какой? (Прохладный, гладкий, мягкий).
Наоборот песок в кулачок, крепко сожмите и постепенно разжимайте. На что это похоже? (Дождь, водопад, душ, песочные часы).
2. «Хлеб»
Муку в тесто замесили,
А из теста мы слепили
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки!
Ребенок сжимает и разжимает песок кулачками(«месит»)
Затем произвольно лепит изделия.
3. «Волшебное исчезновение»
Учитель выставляет на песке фигурки (этот процесс также можно обыграть каким-либо образом в зависимости от того, какие предметы у вас имеются. Пример: "А сейчас на волшебной полянке появляется сказочная принцесса Ариэль. У принцессы Ариэль есть много сокровищ - красивых морских ракушек и камешков. К ним в гости часто приходят друзья - зайка, котенок, тигренок и так далее). Достаточно 5-6 предметов. Дети рассматривают предметы, а затем их просят закрыть глаза и произнести волшебные слова. Пока дети это делают учитель прячет несколько фигурок в песок. Дети открывают глаза и отгадывают каких фигурок нет. После чего ищут их в песке.
4. «Кто к нам приходил?»
Учитель от имени Песчинки обращается к детям: «Ко мне в гости приходили жители песочной страны. А я в это время сама была в гостях. Помогите узнать, кто был у меня в гостях».
Учитель предлагает детям отвлечься, а сама в это время делает оттиски с помощью песочка в форме различных животных. После этого дети угадывает животное, которое приходило в гости.
5. «Следы на песке»
Упражнение проводится в форме игры. Учитель предлагает на песке показать, как ходят разные животные. Сначала идут медведи: ребенок кулачками делает ямки в песке.
Затем прыгают зайчики: кончики пальцев легко стучат по поверхности песка.
А теперь ползут змейки: пальцы ребенка делают волнистый рисунок на поверхности песка.
Бегут жучки-паучки: пальцы растопырены, ребенок имитирует лапки насекомых. Можно погружать пальцы в песок.
Такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учит детей прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное — дети получают опыт рефлексии (самоанализа). Играя, они учатся понимать себя и других.
После курса песочной терапии проходит тревога. Игра с песком похожа на сказку, в которой дети являются волшебниками и могут сами изменить текущую ситуацию, которая их беспокоила. Игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда
Слайдовая презентация песочная терапия в работе учителя логопеда...
Использование песочной терапии в работе психолога
Основная цель песочной терапии – достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения.Основная задача песочной терапии - соприкосновение с вытесненным и подавленным ...
Песочная терапия в работе учителя-логопеда.
Презентация для выступления на мастер-классе по использованию песочницы в коррекционной работе учителя-логопеда....
Песочная терапия (песочный стол) в логопедической работе с детьми с ОВЗ
Для родителей, учителей-логопедов....
Песочная терапия в работе с аутичными детьми
В статье рассматриваются возможности использования различных техник песочной терапии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС). Речь идет о работе с сухим, мокрым и цветным песко...
Су-Джок терапия в работе учителя-логопеда
Су-Джок терапия в работе логопеда...
Су-джок терапия в работе учителя-логопеда с обучающимися с ОВЗ.
Су-джок терапия в работе учителя-логопеда с обучающимися с ОВЗ.Современная система образования неуклонно требует от педагогов оптимизации, и модернизации всего педагогического процесса .В настоящ...