"Песочная арт-терапия в работе учителя"
план-конспект занятия (2 класс)

Курдина Елена Борисовна

Игры с песком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_peskom_konspekt.docx563.92 КБ

Предварительный просмотр:

"Песочная арт-терапия в работе учителя"

C:\Users\Елена\Desktop\2018-2019г\школа фото\100NIKON\DSCN5418.JPG

Подготовила: Курдина Е.Б.

Вы замечали, что песок для детей обладает некой магической силой? В определенном возрасте их начинает манить к нему: детям хочется потрогать песок, поковыряться в нем палкой, поиграть игрушками, выкопать ямку. Создатели песочной терапии предоставляют нам возможность усилить полезное и успокаивающее действие песка: устроить настоящую маленькую песочницу в школе.

Плюсом песочной терапии является то, что здесь не требуется точности линий и схожести образов – это свободное искусство и поэтому переживания, стрессы у ребят при играх с песком почти исключены. Когда дети играют в песок, они получают только радость.

Песочная терапия не требует какого-то дорогостоящего оборудования – только коробку для песка, маленькие игрушки и сам песок.

Цели занятия:

1. Гармонизация психоэмоционального состояния детей.

2. Развитие тактильной чувствительности, восприятия, мышления, воображения.

3. Стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочной техники.

4. Развивать социально-коммуникативное общение детей через игру с песком.

5. Развивать тактильно-кинетическую чувствительность, мелкую моторику рук.

Задачи:

1. Познакомить детей с игровым материалом для песочной арт-терапии.

2. Формировать представление о свойствах сухого и влажного песка.

3. Развитие познавательного интереса у школьников.

4. Снижение психического и физического напряжения.

5. Концентрация внимания, вербальной памяти, логического мышления, развитие тактильно-кинетических ощущений в работе с детьми.

Материал:

1. Коробка для песка.

2. Песок.

3. Набор миниатюрных фигурок: формочки, домашние и дикие животные, птицы, дома, и т. д. Это неполный перечень, дополнять его можно по необходимости.

4.Сеанс песочной терапии начинается с выбора детьми нескольких игрушек, которые им больше понравятся, желательно не торопить детей в выборе, они должны сами реализовать свои предпочтения.

Необходимо ознакомить детей с правилами игры.

Учитель:

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта

Чтоб вера в детство не пропала,

Простейший ящик от стола –

Горсть золотистого песка

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять!

Песок — мирная страна.

Можно строить и чудить,

Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была

Дети вы поняли меня? (Дети-да)

Учитель:

Дети! Улыбнитесь друг другу. У вас хорошее настроение? Сегодня у нас необычное занятие, мы с вами побываем в волшебной стране. Она не просто волшебная – она песочная! Но чтобы попасть в нее, нужно произнести волшебные слова.

Ты в ладошки наши посмотри,

В них доброту, любовь найди,

Чтоб злодеев побеждать,

Мало просто много знать

Надо быть активным,

Смелым, добрым, сильным

А еще желательно

Делать все внимательно!

Игры:

1.«Здравствуй, песочек»

Давайте поздороваемся сначала одним пальчиком, потом одной ладошкой, а теперь двумя ладошками.

Что вы чувствуете, песок какой? (Прохладный, гладкий, мягкий).

Наоборот песок в кулачок, крепко сожмите и постепенно разжимайте. На что это похоже? (Дождь, водопад, душ, песочные часы).

2. «Хлеб»

Муку в тесто замесили,

А из теста мы слепили

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки!

Ребенок сжимает и разжимает песок кулачками(«месит»)

Затем произвольно лепит изделия.

3. «Волшебное исчезновение»

Учитель выставляет на песке фигурки (этот процесс также можно обыграть каким-либо образом в зависимости от того, какие предметы у вас имеются. Пример: "А сейчас на волшебной полянке появляется сказочная принцесса Ариэль. У принцессы Ариэль есть много сокровищ - красивых морских ракушек и камешков. К ним в гости часто приходят друзья - зайка, котенок, тигренок и так далее). Достаточно 5-6 предметов. Дети рассматривают предметы, а затем их просят закрыть глаза и произнести волшебные слова. Пока дети это делают учитель прячет несколько фигурок в песок. Дети открывают глаза и отгадывают каких фигурок нет. После чего ищут их в песке.

4. «Кто к нам приходил?»

Учитель от имени Песчинки обращается к детям: «Ко мне в гости приходили жители песочной страны. А я в это время сама была в гостях. Помогите узнать, кто был у меня в гостях».

Учитель предлагает детям отвлечься, а сама в это время делает оттиски с помощью песочка в форме различных животных. После этого дети угадывает животное, которое приходило в гости.

5. «Следы на песке»

Упражнение проводится в форме игры. Учитель предлагает на песке показать, как ходят разные животные. Сначала идут медведи: ребенок кулачками делает ямки в песке.

Затем прыгают зайчики: кончики пальцев легко стучат по поверхности песка.

А теперь ползут змейки: пальцы ребенка делают волнистый рисунок на поверхности песка.

Бегут жучки-паучки: пальцы растопырены, ребенок имитирует лапки насекомых. Можно погружать пальцы в песок.

Такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учит детей прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное — дети получают опыт рефлексии (самоанализа). Играя, они учатся понимать себя и других.

После курса песочной терапии проходит тревога. Игра с песком похожа на сказку, в которой дети являются волшебниками и могут сами изменить текущую ситуацию, которая их беспокоила. Игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда

Слайдовая презентация песочная терапия в работе учителя логопеда...

Использование песочной терапии в работе психолога

Основная цель песочной терапии – достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения.Основная задача песочной терапии - соприкосновение с вытесненным и подавленным ...

Песочная терапия в работе учителя-логопеда.

Презентация для выступления на мастер-классе по использованию песочницы в коррекционной работе учителя-логопеда....

Песочная терапия в работе с аутичными детьми

В статье рассматриваются возможности использования различных техник песочной терапии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС). Речь идет о работе с сухим, мокрым и цветным песко...

Су-Джок терапия в работе учителя-логопеда

Су-Джок терапия в работе логопеда...

Су-джок терапия в работе учителя-логопеда с обучающимися с ОВЗ.

Су-джок терапия в работе учителя-логопеда с обучающимися с ОВЗ.Современная система образования неуклонно требует от педагогов оптимизации, и модернизации всего педагогического процесса .В настоящ...