«Методические рекомендации воспитателю группы продленного дня по организации работы с младшими школьниками»
методическая разработка
В второй половине дня дети проводят значительное время, и хотелось бы, чтобы это время они провели с пользой для своего развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Публикация | 20.3 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методические рекомендации воспитателю группы продленного дня по организации работы с младшими школьниками»
В группе продленного дня дети проводят значительное время, и хотелось бы, чтобы это время они провели с пользой для своего развития.
Первой поставленной задачей было: создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ребенка Для этого помещение группы было разделено на три участка:
– игровая зона (мягкая мебель, наборы игр);
– зона самоподготовки;
– зона активного отдыха (спортивный уголок).
Детям предлагались развивающие занятия по следующим направлениям:
1. Адаптация первоклассников к школе.
2. Основы безопасного поведения детей в быту и на улице.
3. Детское экспериментирование (поисково–познавательная деятельность детей).
4. Занятия "Расти здоровым".
5. Спортивные занятия.
Поступление в школу – это новый этап в жизни ребенка. Иногда он омрачается тревогой и страхом неизвестности. Для преодоления проблем школьной адаптации и личностного общения[1] проводится цикл занятий в начале учебного года (один раз в неделю) на темы:
1. Знакомство первоклассников со школой и друг с другом.
2. Правила школьной жизни.
3. Школьник и дошкольник. Осознание детьми своего нового статуса школьника.
4. Для чего ходят в школу.
5. Оценка и ее реалистичное восприятие.
6. Учимся работать дружно.
7. "Первоклассное путешествие". Закрепление позитивного эмоционального отношения к школе и обучению.
На помощь приходит и "сказкотерапия" [2]. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Тридцать "Лесных сказок" раскрывают пять основных тем:
– адаптация к школе;
– отношение к вещам;
– отношение к урокам;
– школьные конфликты;
– отношение к здоровью.
Во время обучения ребенка в школе остро возникает проблема гипокинезии. Ребенок попадает в ситуацию резкого ограничения его двигательной активности, хотя потребности организма в движении возрастают. Из всех факторов (учебные и статические нагрузки, новый коллектив и т.д.) именно статические нагрузки наиболее трудно переносятся ребенком. Статическое напряжение, обеспечивающее поддержание рабочей позы школьника, приводит к быстрому утомлению детского организма, падению работоспособности, нарушению деятельности нервной системы, сколиозу [3].
Для снятия статического напряжения используются подвижные игры на воздухе, а в классе – динамические игры:
– зеркало;
– марионетка;
– магнит;
– пружинка и др.
Нейрофизиолог Кольцова М.М., исследуя связь между степенью развития тонкой моторики кистей рук и уровнем развития речи у детей, высказала мысль о том, что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Использование в воспитании физических упражнений для кистей рук (сказки для "Театра в руке"), позволяет стимулировать развитие речи, письма, мышления ребенка:
– осьминог;
– бабочка;
– рыбка,
– веер и т.д.
Используются так же дыхательные упражнения и гимнастика для глаз (офтальмотренаж);
– филин;
– метелки;
– далеко – близко;
– поймай "зайку".
Очень любят первоклассники занятия "Расти здоровым", где они узнают, как ухаживать за глазами, ушами, кожей, как следует питаться и спать, о вредных привычках и закаливании [4].
Доказано, что только репродуктивная деятельность, без развития творческих способностей, не обеспечивает высокого уровня общего развития обучающихся. На уроке не всегда выявляются такие интеллектуальные качества, как выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, логическому анализу и синтезу.
Именно с целью повысить познавательную и творческо–поисковую деятельность детей в план работы группы продленного дня были введены занимательные опыты и эксперименты, важные в равной степени и для успевающих учащихся, и для тех, кто требует специальной коррекционной программы [5]. Работа ведется по трем взаимосвязанным направлениям:
1. Живая природа (многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде).
2. Неживая природа (воздух, вода, магнетизм, свет, звук и др.).
3. Человек (функционирование организма).
4. Рукотворный мир (материалы и их свойства, преобразование предметов человеком).
Дети легко и быстро запоминают все интересное, что вызывает сильные чувства и опирается на наглядный образ, а если при этом не давать готовых ответов, а поставить перед ними задачу, то с удовольствием начинают мыслить, анализировать, делать выводы. Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин явления, проявлению творчества.
Повышение познавательной и творческо–поисковой активности детей формирует их интеллект, личность, помогают успешному протеканию всей последующей учебной деятельности.
Разработка урока по программе "Детское экспериментирование"
Тема. Звук в жизни человека и животных
Цель. Развитие познавательной активности ребенка в процессе анализа различных звуков и способов их восприятия. Знакомство детей с навыками сотрудничества в решении проблем.
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием "звук" (музыкальный, голос человека и природные звуки).
2. Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источники.
3. Организовать взаимодействие между детьми, создать предпосылки для формирования навыков учебного сотрудничества.
4. Формировать у детей отношение друг к другу как к партнеру.
5. Создать доброжелательную атмосферу при взаимодействии учащихся.
Эксперименты
1. Почему все звучит?
Задача: подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.
Материалы: длинная деревянная линейка, лист бумаги, струна, натянутая на гриф (гитара, балалайка), металлическая посуда, стеклянный стакан.
Детям предлагается выяснить, почему предмет начинает звучать. Ответ на этот вопрос получают из серии опытов:
– рассматривают деревянную линейку и выясняют, есть ли у нее “голос” (если линейку не трогать, она не издает звук). Один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дергают – возникает звук. Выясняют, что происходит в это время с линейкой (она дрожит, колеблется). Останавливают дрожание рукой и уточняют, есть ли звук (он прекращается);
– рассматривают натянутую струну и выясняют, как заставить ее звучать (подергать, сделать так, чтобы струна дрожала) и как заставить замолчать (не дать ей колебаться, зажать рукой или каким–нибудь предметом);
– лист бумаги сворачивают в трубочку, дуют в нее легко, не сжимая, держа ее пальцами. Выясняют, что почувствовали (звук заставил дрожать бумагу, пальцы почувствовали дрожание). Делают вывод о том, что звучит только то, что дрожит (колеблется);
– дети разбиваются на пары. Первый ребенок выбирает предмет, заставляет его звучать, второй – проверяет, касаясь пальцами, есть ли дрожание; объясняет, как сделать, чтобы звук смолк (прижать предмет, взять его в руки – прекратить колебание предмета).
Вывод. Слышен громкий звук. Предмет звучит, когда он колеблется. Совершая колебания, он ударяет по воздуху или по другому предмету, если тот находится рядом. Колебания начинают распространяться по заполняющему все вокруг воздуху, их энергия воздействует на уши, и мы слышим звук.
2. Откуда берется голос?
Задача: подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.
Материалы: линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи.
Детям предлагается “пошептаться” – сказать друг другу “по секрету” разные слова шепотом. Повторить эти слова так, чтобы услышали все. Выяснить, что для этого сделали (сказали громким голосом); откуда выходили громкие звуки (из горлышка). Подносят руку к горлышку, произносят разные слова шепотом, то очень громко, то тише и выясняют, что почувствовали рукой, когда говорили громко (в горлышке что–то дрожит); когда говорили шепотом (дрожания нет). Рассказывается о голосовых связках, об охране органов речи (голосовые связки сравниваются с натянутыми ниточками: для того, чтобы сказать слово, надо, чтобы “ниточки” тихонько задрожали). Далее проводят опыт с натянутой на линейку тонкой нитью: извлекают из нее тихий звук, подергивая за нить. Выясняют, что надо сделать, чтобы звук был громче (дернуть посильнее – звук усилится).
Детям объясняется также, что при громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить (если дернуть сильно за нить, она порвется). Дети уточняют, что, разговаривая спокойно, без крика, человек бережет голосовые связки.
Вывод: Музыкальные звуки человек извлекает из созданных им инструментов. Эти звуки имеют различную длительность, тембр, громкость. Из них складываются мелодии. Звуки голоса производятся человеком без помощи искусственных приспособлений. Они тоже бывают разные в зависимости от того, кто их произносит – ребенок или взрослый, мужчина или женщина и т.п. Звуки природы существуют независимо от человека, они естественные. О них мы поговорим позже.
Физкультминутка
Упражнения: "Магнит", " Зеркало", "Болото",
"Любопытный нос", "Несговорчивые уши".
3. Почему комар пищит, а шмель жужжит
Задача: выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука).
Материалы: пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев, иллюстрации комара и шмеля.
Детям предлагается провести пластмассовой пластиной по зубьям разных расчесок, определить, одинаковый ли звук, и от чего зависит частота звука. Дети обращают внимание на частоту зубьев и размер расчесок. Выясняют, что у расчесок с крупными редкими зубьями звук низкий, грубый, громкий; у расчесок с частыми мелкими зубьями – звук тонкий, высокий.
Дети рассматривают иллюстрации комара и шмеля, определяют их величину. Затем имитируют звуки, издаваемые ими:
– у комара звук тонкий, высокий, он звучит, как “з–з–з”;
– у шмеля – низкий, грубый, звучит как “ж–ж–ж”.
Дети рассказывают, что комар маленькими крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий; шмель машет крыльями медленно, летит тяжело, поэтому звук получается низкий.
Физкультминутка
Гимнастика для глаз: "Филин", "Метелки", "Далеко – близко", "Поймай зайку".
4. Как видят летучие мыши?
Задача: выявить возможности измерения расстояния с помощью звука.
Материалы: иллюстрации летучих мышей, подводной лодки, корабля; мяч, емкость с водой.
Дети рассматривают иллюстрации летучих мышей, рассказывают, что летучие мыши плохо видят, ведут ночной образ жизни. С помощью опыта выясняют, что помогает летучим мышам не наталкиваться на предметы и друг на друга: берут емкость с водой, у одного края емкости изображают волны; наблюдают, как волны доходят до противоположного края и идут в обратном направлений (“как звуки”). Затем берут мячи, отбивают с большого расстояния и с близкого. Взрослый обращает внимание, что похожее явление происходит и со звуками: долетая до твердых предметов, они возвращаются обратно, как бы отталкиваясь от них. Дети узнают, что летучие мыши издают особые звуки, которые помогают им измерять расстояния. Детям предлагается угадать: если звук возвращается быстро, значит... (предмет близко); если звук возвращается нескоро, значит... (предмет далеко). Обращается внимание детей на то, что, используя свойство звука передаваться на большие расстояния, человек изобрел особый прибор – эхолот. Прибор необходим морякам. С его помощью можно измерять глубину моря, посылая звук и принимая его обратно.
Вывод: природа создала у человека и животных орган, специально предназначенный для слушания звуков. У людей уши различаются формой линий, но у всех находятся справа и слева от лица на голове. У животных уши бывают разной формы: короткие, длинные, с кисточками на концах и т.д. и располагаются на голове выше, чем у человека. Животные умеют шевелить ушами, а человек – нет.
"Молодцы! У вас замечательно получается работать вместе. А когда удается играть, учится, работать вместе без ссор и обид, то на душе становится солнечно, радостно. И то, чем занимаешься, становится интересным и привлекательным.
Когда людям интересно вместе, когда они стараются понять друг друга, поддержать в трудную минуту, рождается дружба.
Литература.
1. Пилипко Н.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками. М. УЦ "Перспектива", 2002
2. Панфилова М.А. Лесная школа. М. ТЦ "Сфера" , 2002
3. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. М. ТЦ "Сфера" , 2002
4. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. М. ТЦ "Сфера" , 2003
5. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом М. ТЦ "Сфера" , 2001
6. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. М. ТЦ "Сфера" , 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации воспитателю группы продленного дня по организации работы с мл.школьниками
В группе продленного дня дети проводят значительное время, и хотелось бы, чтобы это время они провели с пользойдля своего развития.Первой поставленной задачей было: создать необхо...
Методические рекомендации воспитателю группы продленного дня по организации работы с младшими школьниками.
Выбирая школу, папы и мамы нередко интересуются, есть ли в школе группа продленного дня. Это связано с тем, что занятость взрослых не позволяет забирать школьника младшего воз...
Методические рекомендации воспитателю группы продленного дня по организации работы с младшими школьниками в школе полного дня
Группы продленного дня в школе являются необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших. Продленный день в школе способствует формированию воспитывающей образовательной среды.Групп...
Методические рекомендации воспитателю группы продленного дня по организации работы с младшими школьниками
В группе продленного дня дети проводят значительное время, и хотелось бы, чтобы это время они провели с пользой для своего развития....
Методические рекомендации воспитателю группы продленного дня по организации работы с младшими школьниками
Материал для организации работы группы продленного дня...
Методические рекомендации воспитателю группы продленного дня по организации работы с младшими школьниками
В группе продленного дня дети проводят значительное время, и хотелось бы, чтобы это время они провели с пользой для своего развития. Создать необходимые условия для проявления творческой ин...
Методические рекомендации воспитателю группы продленного дня по организации работы с младшими школьниками
Выполнение общих воспитательных и образовательных программ - главная цель работы группы продленного дня....