Игровая программа: "Гуляй, народ-Масленица у ворот"
классный час (4 класс)
Данный материал содержит сценарий праздника: "Гуляй, народ-Масленица у ворот".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_programma_gulyay_narod-maslenitsa_u_vorot.docx | 298.77 КБ |
gulyay._narod_-maslenitsa_u_vorot.ppt | 1.9 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя образовательная школа № 25»
Игровая развлекательная программа
Авторы:
Фёдорова Наталия Геннадьевна
учитель начальных классов;
Жигулина Виолетта Анатольевна
учитель музыки.
Абакан- 2018
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Цели и задачи программы
3. Условия и особенности реализации игровой развлекательной программы «Гуляй, народ, Масленица у ворот!»
4. Ход игровой программы
5. Список реквизита и дидактического материала
6. Список литературы
Пояснительная записка
«Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя»
Ш. Амонашвили
В школьном возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к своей земле. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Ключевая роль школьного воспитания заключается в создании условий для формирования развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
В настоящее время актуальным стало развитие нравственных ценностей, забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;
Идеей создания программы послужило желание помочь ребенку – школьнику в развитии общечеловеческих ценностей посредством народной культуры.
Тема программы не ограничивает возможности планирования разных видов деятельности, задач развития, обучения и воспитания учащихся начальных классов; она лишь является основой, которая позволяет объединить все виды деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей.
В основу игровой развлекательной программы легли следующие принципы:
1. Учет возрастных, индивидуальных особенностей детей при отборе содержания, темы, задач воспитания и обучения.
2. Обеспечение эмоционально – психологического комфорта учащихся.
3. Принцип доступности и занимательности материала.
4. Принцип сотрудничества учителя с учащимися (игровое общение, различные ситуации).
Цель программы:
создать условия для сплочения детей, путём вовлечения в совместную творческую деятельность.
Задачи программы:
Познавательные:
- знакомство и приобщение детей к русской народной традиционной культуре. Сохраняя народные традиции празднования Масленицы;
- расширение кругозора учащихся через использования русского фольклора;
- повышение познавательной и игровой активности;
Развивающие:
- развитие творческих способностей, навыков импровизации; коммуникативных способностей.
- Воспитательные:
- формирование здорового образа жизни детей,
- воспитание навыков и привычек культурного поведения;
- создание тёплой, дружеской атмосферы и праздничного настроения.
Условия и особенности реализации игровой развлекательной программы «Гуляй, народ, Масленица у ворот!»
Количество воспитанников от 20 и более человек, в основном младшего школьного возраста от 9-11 лет, поэтому игровая программа составлена с учетом потребностей именно этой категории детей, а так же календарного цикла русских народных праздников.
Форма организации деятельности учащихся в процессе игровой программы: групповая.
Ожидаемые результаты
В качестве результатов реализации программы выступают:
- осмысление детьми в рамках своего возраста досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;
- осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;
- приобретение детьми практического навыка при участии в развлекательной программе;
- умения содержательно и разнообразно проводить свободное время.
Ход игровой программы
Встречают гостей ведущие: Марфа и Дуняша.
Исполняется русская народная песня « Ой, сад во дворе»
Ой, сад во дворе,
Ой, сад во дворе расстилается.
Народ у ворот
Народ у ворот собирается!...
Марфа: Здравствуйте, гости дорогие!
Спешите, поспешайте!
По старинному обычаю
Петь плясать, Весну-матушку встречать!
Дуняша: Два раза не повторяем,
Поэтому один раз объявляем!
Все, кто любит блины в сметане!
Придут Масленицу встречать,
И зиму прогонять!
Марфа: А чтобы попасть на наш праздник, нужно нам пройти через ворота. Вы готовы?
Дети отвечают: Да!
Дуняша: Тогда повторяем все за нами слова!
Игра «Ворота»
Ведущие образуют ворота, подняв сцепленные руки вверх. Хоровод проходит под руками через «воротца» и повторяют дети за ведущими слова:
Идёт матушка-Весна
Отворяй–ка ворота,
Первый Март пришел, всех детей провел,
А за ним Апрель, отворил окно и дверь,
А уж как пришел Май, никого не пропускай.
После слов: «никого не пропускай», ворота закрываются и те, кто попал, становятся рядом с ведущими, справа и слева и тоже поднимают руки вверх. Теперь хоровод идет, проходя во все ворота. Те, кого опять поймают, тоже становятся справа и слева. И так до тех пор, пока весь хоровод не закончится. Потом, ведущие разъединяют руки и получаются две команды. Каждый участник награждается сюрпризом (в виде конфетки). В конфете спрятан символ «Масленицы» - солнышко и блин. Ведущие делят ребят на две команды по символам: «Веснушки», «Снежки».
Марфа: Идёт матушка-Весна
Отворяй–ка ворота,
Первый Март пришел, всех детей провел,
Дуняша: А за ним Апрель, отворил окно и дверь,
А уж как пришел Май, никого не пропускай.
Марфа: А вы знаете, что Масленица предшествует Великому посту. Она длится всего неделю, и эту неделю можно плясать веселиться, кататься с горок, устраивать состязания и есть блины. А еще у каждого дня масленичной недели есть свое название. Давайте с вами узнаем, как называются каждый день масленичной недели.
Дуняша: В понедельник встречали праздник, проводили катания на ледяных горках. Утром дети делали чучело Масленицы из соломы, украшали его и таскали за собой по улицам.
Ведущие обращают внимание детей на «Чучело, предлагают им его нарядить. Дети прикрепляют глаза, рот, нос, лентами украшают наряд.
Дуняша: Спасибо ребятам за работу!
Подойдите, призы получите!
Дети получают призы-пожелания.
Обращение к детям.
Все обращаются к «Масленице»
Марфа: Широкая масленица,
Мы тобой хвалимся
На горах катаемся.
Блинами объедаемся!
Обращение к детям.
Марфа: В две шеренги становись
За руки крестом возьмись,
Плетень сплетём,
Танцевать под музыку начнём.
Дуняша: На месте не стоим, себя и народ веселим.
А настанет тишина, занять место вам пора!
Марфа: Кто не будет танцевать,
Тот замёрзнет, надо знать!
Раз, два, три, четыре, пять,
Пора игру начать!
Игра «Плетень»
Дети встают в шеренгу по командам, лицом друг к другу, взявшись за руки «крестом», под музыку «Плетень» разрывается, дети расходятся по залу и танцуют. Музыка прерывается, дети возвращаются на свои места «заплетя плетень». По окончанию игры команды получают приз.
Дуняша: Ну, ребята, ну мальцы!
Одно слово, молодцы!
Марфа: Вот так весело проводили первый день масленицы!
Но и мы не подкачаем,
Так что смело продолжаем!
Дуняша: Вторник– заигрыш настал.
Веселитесь с нами!
Нас за игры, за веселье
Солнце наградит лучами!
Игра «Скачки с препятствием»
Каждый участник «оседлав лошадку» преодолевает препятствия.
Команды получают приз.
Дуняша: В среду теща суетится,
Печь блины, ох, мастерица!
За столом всех собрала
Угощала до утра!
Игра «Месим тесто»
Ребята встают в круг, взявшись за руки, и говорят эти слова:
«Месим, месим тесто.
Месим, месим тесто.
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Да не лопайся!»
Со словами «Месим, месим тест…» круг сужается, а со словами «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, да не лопайся!» круг расширяется до тех пор, пока кто-нибудь не разожмет руки. Тогда те, кто разжал руки, становится «тестом» в середине круга. Игра начинается снова, и так до тех пор, пока «поваров» не станет меньше, чем «теста». Игра кончается и ребята получают приз.
Все: Месим, месим тесто.
Месим, месим тесто.
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Да не лопайся!
Марфа: И четверг уж чередой
Посещает за средой.
В игры весело играем,
И блиночки поедаем!
Дуняша: С четверга начинается широкая масленица, самые весёлые денёчки!
Игра «Павлиний хвост»
К талии участника прикрепляется верёвочка (ленточка), один конец которой свисает до самого пола. На земле из кеглей или пластиковых бутылок выстраивается змейка. Задание — пройти между, не сбив «хвостом» ни одного предмета. Побеждает тот, кто первым и быстрее доберется до финиша.
Марфа: Снег летит из-под копыт
В пятницу под вечер.
Едет теща на блины
Мы её все встретим!
Дуняша: Встретим, да силушку богатырскую покажем!
Игра «Перетягивание каната».
По окончании игры команды получают приз.
Дуняша: Посиделки у друзей
Мы в субботу проведем.
Угостимся мы блинами,
Медом, сыром, пирогами!
Игра «Ногою топнем, в ладоши хлопнем»
Как услышите весть хорошую –
В ладоши хлопайте,
А если не очень хорошую –
Ногами топайте! Договорились?
Дуняша: У Весны сегодня День рождения! (Хлопают)
Угощаемся блинами и печеньем. (Хлопаем)
Марфа: Зиму просим поскорее уходить! (Хлопаем)
Рубль последний готовы прокутить! (Топаем)
За игру вручу коробочку конфет! (Хлопаем)
Дуняша: Вы откроете, а там ничего нет! (Топаем)
Бабушки и девочки очаги все разожгли! (Хлопаем)
Всем блиночков, всем блиночков напекли! (Хлопают)
Марфа: Блины с мёдом да вареньем! (Хлопают)
Не блины, а объеденье! (Хлопают)
Блины сладкие с начинкою. (Хлопают)
Дуняша: Все с пуховою перинкою! (Топают)
А иные и с подушками! (Топают)
А другие и с ракушками! (Топают)
Марфа: В субботу надо было обходить всех родственников и угощать блинами.
Дуняша: Всю неделю мы играли,
И блиночки поедали!
День прощения настал!
Марфа: В День прощенный Воскресенье
Всем обиды ты прости
И с душою легкой, чистой
Улыбнись, с друзьями обнимись!
Дуняша: Пусть в трудах беды не знает
наш народ.
Пусть же будет плодородным
И счастливым этот год!
Марфа: Весело мы все играли,
И сюрпризы получали,
А теперь пришла пора,
Развернуть их, мои друзья!
Дуняша: Пожелания друг другу составляем и выразительно читаем.
Пожелания:
- С Масленицей поздравляем,
Перемен больших желаем.
Принесёт пусть вам весна,
Много света и тепла! - Веселитесь, жизнь прекрасна!
Пусть господствует добро!
Ну а мы желаем счастья,
И чтоб вам во всём везло!
Каждая команда составляет пожелание. Ведущие устанавливают «масленицу» по центру. Команды становятся в круг, зачитывают пожелания,
помощник поднимает на шесте «солнышко» с лентами, исполняется закличка, все идут по кругу взявшись за ленточки.
Марфа: Весна, красна,
Тёплое летице.
Ой, ли, ой лёли,
Тёплое летице! Ууу…!
Дуняша: Всем до свидания, до новых встреч!
Хорошо повеселились,
Лишь блинком не угостились.
Марфа: Надо в школу отправляться,
Масленицу 12 февраля дождаться,
И блинами угощаться!
С Масленицей 18 февраля прощаться!
Вместе: До свиданья друзья! До новых встреч!
Список реквизита и дидактического материала:
- Кегли
- Корзины
- «Чучело-Масленица»
- Канат
- «Призы-конфеты»
- «Солнце на подставке с лентами»
- Русские народные костюмы
- «Хвосты на лентах»
- Символика «Масленицы»
- Деревянные перекладины - «лошадки»
- Музыкальное оформление
Список литературы
- Куприянов Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей: учеб.-метод. пособие /Б.В.Куприянов, М.И.Рожков, И.И. Фришман /.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. 216 с.
- Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. Пособие для студ. Высш. учеб. Заведений / А.П. Панфилова ; под общ.ред. В.А. Сластенина, И.А.Колесниковой.- 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. з68 с.
- Смирнов С.А. Игровое общение как форма развития деятельности /С.А.Смирнов// Игра в педагогическом процессе: межвузовский сборник научных трудов /под общ. ред. Н.П.Аникеевой.- Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1989. С. 53-62.
- Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М.: Новая школа. 1994. 240с.
- Шмаков С.А. Уроки детского досуга: в помощь педагогу-экспериментатору, классному руководителю / С.А.Шмаков. – М., 1992. – 56 с. Педагогу-организатору ДЮЦ «Калейдоскоп»
- Интернет - ресурс
Приложение
Пожелания командам:
- С Масленицей поздравляем,
Перемен больших желаем.
Принесёт пусть вам весна,
Много света и тепла!
- Веселитесь, жизнь прекрасна!
Пусть господствует добро!
Ну а мы желаем счастья,
И чтоб вам во всём везло!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды
Понедельник — Встреча. В этот день сооружали и наряжали соломенное чучело и начинали печь блины.
Вторник — Заигрыши. С раннего утра молодежь веселилась и каталась с гор. Все приглашали друг друга в гости.
Среда - Лакомка В этот день зять приходил «к тёще на блины».Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
Четверг — Широкий разгул Важным событием этого дня было взятие снежного городка – символическая битва весны и зимы.
Пир горой!
Пятница — Тещины вечерки Теперь уже зятья у себя дома принимали тёщ с румяными блинами
Суббота — Золовкины посиделки. Золовки приходили в гости к молодым невесткам, пробовали их блины и получали подарки.
Воскресенье — прощеный день или Прощеное Воскресенье. Традиционный обряд этого дня и окончания Масленицы — сжигание соломенного чучела, которое являлось символом уходящей зимы.
Многие думают, что в последний день масленичной недели сжигают чучело масленицы, но нет, не Масленицу сжигают, а Зиму провожают!
Пожелание друзьям С Масленицей … Перемен больших … . Принесёт пусть вам …., Много … и …!
Пожелание друзьям С Масленицей Перемен больших Принесёт пусть вам Много и
Пожелание друзьям Веселитесь, жизнь…! Пусть господствует …! Ну а мы желаем…, И чтоб … во всём…!
Пожелание друзьям Веселитесь, жизнь Пусть господствует Ну а мы желаем И чтоб во всём
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие «СВЯТКИ. ПРИШЛА КОЛЯДА – ОТВОРЯЙ ВОРОТА»
Внеклассное мероприятие для начальных классов. Участники в костюмах. Сцена украшена ёлками. Деревенская изба....
Веселись, честной народ! Масленица к нам идёт!
Данная методическая разработка расчитане для детей дошкольного и младшего школьного возрста....
технологическая карта внеклассного занятия «Праздники русского народа. Масленица»
Цель внеклассного занятия - познакомить учащихся с историей возникновения праздника Масленицы, с его традициями и обычаями во Владимирской области.Учащиеся знакомятся с особянно...
Сценарная разработка конкурсно-игровой программы «Новый год уж у ворот!»» для детей школьного возраста.
Цель: Создать праздничное настроение у детей, посредством активного участия в конкурсно-игровой программе.Задачи: - сплочение детского коллектива;- развитие коммуникативных качеств....
Конкурсная- познавательная программа «Гуляй по улице с умом» по ПДД
Ведущий: В нашем городе множество дорог. В любое время года и в любую погоду по ним мчат автомобили, автобусы, несутся мотоциклы, катят велосипедисты, идут пешеходы. С каждым годом растёт поток м...
Сценарий конкурсно-игровой программы для обучающихся 3-4 классов «Новый год у ворот»
Сценарий новогоднего утренника для обучающихся 1-4 классов. Сюжет охватывает следующие этапы: встреча Деда Мороза, игры, песни, танцы, чтение стихов, отгадывание загадок и вручение подарков...