Тематический классный час на тему «Моя малая родина. Мой родной марийский край»
классный час (3 класс) на тему

Таникова Ирина Сергеевна

Тематический классный час на тему «Моя малая родина. Мой родной марийский край»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskiy_klassnyy_chas.docx58.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический классный час

на тему «Моя малая родина. Мой родной марийский край».

Цель: обобщить знания детей о Марийском крае, познакомить с бытом, культурой народа мари, формировать чувство ответственности за все живое, развивать логическое мышление.

Задачи:

- воспитывать у детей интерес к истории своего народа, любовь к родному краю, бережное отношение к природе;

- расширять кругозор;

- развивать речь детей, понимание их личной ответственности за будущее родного края, страны.

Конспект занятия

-Добрый день!

Начат день.

Первым делом гоним лень

Вам сегодня не зевать,

А активно отвечать.

Руки? На месте. Ноги? На месте. Локти? У края. Спинка? Прямая.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести

Чтобы в школу вам, ребята,

Захотелось вновь прийти.

Земля мари! Я вспоминаю часто

Твоих лугов ласкающий узор

Где в ясный полдень нежностью лучатся

Глаза голубоватые озёр!

Земля Акпарса! Ты моя легенда,

Любовь к тебе навечно сберегу

Лишь позови – я вновь по светлым лентам

Твоих дорог на встречу прибегу.

Мой край родной, республика родная!

Всё душу манит красота озёр.

И не нужна нам родина иная,

Чем край марийский, удививший взор.

Родина, ну где найти такую?

И посмела б даже я искать?

Гусли звонкострунные ликуют,

Трудно сердцу верному молчать.

(звучит мелодия «Акпарсын маршыжы» - «Марш Акпарса»)

Почему сегодня наш классный час начался так необычно?

- Как вы думаете, почему прозвучала эта песня?

- Да, совершенно верно. Мы будем говорить о нашем родном крае. Ежегодно наша РМЭ 4 ноября отмечает свой главный праздник – День республики. А в этом году она отметит своё 94-летие со дня образования. Какой он наш край? Что его окружает? Как жили и живут люди?

О чудесном нашем крае будет разговор,

О прекрасном милом крае, где мы все живем.

         - Вот о чем мы с вами поговорим сегодня и проведем классный час в форме устного журнала.

        Марийская республика расположена в восточной части Восточно-Европейской равнины. На северо-востоке и на западе граничит с Кировской, Нижегородской областями, а на юге и юго-востоке с Чувашской и Татарской республиками.

        Герб, флаг, глава, районы.

        В Марий Эл немало полезных ископаемых, которые применяются в промышленном и сельском строительстве. Это, в первую очередь, песок, глина, известняк, торф.

Слайд 5. Ученик 1.

Родины себе не выбираем,

Имени себе мы не даем.

Землю, где родились и живем,

С детства называем отчим краем.

Слайд 6,7,8. Наш край марийский необыкновенно красив ранней весной и летом, золотой осенью и лютой зимой. Прекрасны леса, реки и озера. Многообразен животный мир.

Слайд 9. Ученик 2.

Взгляни на карту:

Вот он – край любимый,

На нем республика моя

С березовый листок величиной

Береза же – великая Россия.

Так зелена и высока она!

Слайд 10. Сколько на карте голубых пятнышек - это озера и реки. В нашем крае более 680 озер. Многие озера, такие как Яльчик, Кичиер, Таир, Шап представляет собой прекрасные места для отдыха.

Всего в республике больших и малых речек насчитывается 476, из них 14 впадает в Волгу. Наиболее крупные - это Ветлуга, Рутка, Большая и Малая Кокшага, Илеть.

Слайд 11. Ученик 3. Волга – самая длинная и многоводная река Европы, протекает по нашей республике на протяжении 155 км.

Слайд 12. На берегах реки расположились пристани городов: Волжск, Звенигово, Козьмодемьянск. 

Слайд 13.Ученик 4. Наш марийский край расположен в лесной зоне. Лес- это огромная кладовая природы. Ценность его не только в красоте, но и в большой пользе для человека. Лес - незаменимое сырье для химической промышленности. Из отходов древесины и пней получают скипидар - ценный продукт для изготовления различных лекарств, красок. Из хвои деревьев люди научились добывать витамины С и каротиновую пасту, используемые в медицине, а также витаминную муку - ценный продукт для скота и птицы.

-Да, ребята, на что только не идет лес! Случалось ли видеть вам на прилавках наших магазинов расписные деревянные изделия? Наши мастера научились делать изящные кофейные и чайные сервизы, расписные самовары, очень красивые ложки, шкатулки, матрешек. Лес - богатство страны. Они богаты грибами, ягодами, лекарственными травами. Из древесины деревьев строят дома, мосты, делают мебель, бумагу. Лес очищает воздух, дает, и пищу, и кров лесным зверькам и птицам. Слайд 14,15,16

 «Наши друзья животные»

-Послушайте загадки и отгадайте, о каких лесных обитателях идет речь.

1.Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога, раскинув широко? (Лось)

2.Не барашек и не кот

Носит шубу круглый год,

Шуба серая - для лета,

Для зимы другого цвета? (Заяц)

3.Зубовато, серовато,

По полю рыщет

Телят, ягнят ищет? (волк)

4.Посмотрите-ка, какая-

Вся горит как золотая,

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой? (Лиса)

5. В перевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны. (Медведь)

6. Полежала между елками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала? (Еж)

 

Ребята! Решите логическую задачу: посмотрите на цепь питания. E:\Documents and Settings\учитель\Мои документы\Downloads\411817\img2.jpg

 Что произойдёт в природе, если окажется, что урожай желудей недостаточен для питания мышей? (нарушится цепь питания, погибнут совы)

Сделайте вывод. (Все друг другу нужны, нет лишних, поэтому лес называют природным сообществом).

Его надо беречь, особенно от пожаров.

Пожар не щадит ни зайца, ни лису.

Не играйте, дети, с огнем в лесу!

-Леса существуют на земле тысячи лет. Никто и ничто  не может уничтожить лес. Так ли это? Кто может уничтожить лес? (Человек) Как же должен вести себя человек в лесу, чтобы не навредить природе?

Давайте прочитаем и вспомним правила поведения в лесу.
Слайд17.

Не забывай, что ты в гостях у природы.

Не кричи, не шуми.

Не оставляй в лесу мусора. Лес теряет свою красоту, если он захламлен.

Не разводи костер без старших.

Костер нужен для того, чтобы приготовить еду или обогреться.

Разводи костер на старом кострище. Если его нет, сними лопатой дерн и разводи костер в  образовавшейся ямке.

Уходя, погаси костер. Залей костер водой, а дерн положи на место.

- Чтобы наши младшие друзья-животные чувствовали себя в безопасности, давайте бережно относиться к природе.

Как это страшно - умиранье рода,

Всех поголовно, всех до одного,

Когда опустошенная природа

Уже не в силах сделать ничего.

И поползет проказа запустенья,

И пересохнут ниточки воды,

И птицы вымрут, и падут растения,

И зверь не обойдет своей беды.

И сколько тут корысти не ищи ты.

Какой ты отговоркой не владей,

Земля защиты требует. Защиты!

Она спасенья просит у людей!

Слайд18.Природу не уродуй,
Природу не обидь.
Родился человеком,
Так надо им и быть.

 «История и культура народа мари»

        - Мой родной край. Если мы о нем говорим словами «мой» и «родной», значит нам дорого все, что связано с родным краем: и города, и села, и природа, и люди.

Любить свой край - это не только любить природу, но и знать его историю и культуру.

         Каковы же культура  и быт коренного народа мари? Мы совершим заочное путешествие в музей, где собраны различные предметы старины, которыми пользовались наши предки, узнаем много нового и интересного, получим ответы на все эти вопросы.

(Просмотр кинофильма)

Открываем 4 страницу журнала «Знаешь ли ты свой край?»

Тест «Знаешь ли ты свой край?»  (презентация)

1. Самый большой район в республике по - территории. (Килемарский)

2. В каком году основан г. Козьмодемьянск? (1583 г.)

3. Назовите самую длинную реку Марий Эл. (Малая Кокшага 219 км)

4. Назовите самое большое озеро нашей республики. (Яльчик 195 га)

5. Какие леса в Марий Эл? (смешанные)

6. Пение, каких птиц можно услышать в январе? (снегирь) 

Ученик  

Учили нас любить свой край и наблюдать природу.

И как зверей оберегать, беречь и лес, и воду

Прекрасна, прекрасна родная земля!

Прекраснее мне не найти никогда!

Итог занятия.

- Что запомнили? Что узнали нового? Что было самым интересным?

-Дома попробуйте решить этот кроссворд и дайте ответ на вопрос. Если не знаете каких-то названий, пожалуйста, загляните в справочники, энциклопедии.

1.Что в переводе означает слово “экология”? Подчеркни правильный ответ.

- Наука об атмосфере;

-Наука о доме;

-Наука об окружающем мире;

-Наука о здоровье.

2.Отгадай кроссворд.

E:\Documents and Settings\учитель\Мои документы\Downloads\416162\img2.jpg

1.Подземный житель.
2.Самый чистоплотный зверёк.
3.Животное почвы.
4.Водяной клоп.
5.Враг белки.
6.Пушной зверёк.

 Спасибо всем за работу на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему : "Моя малая родина"

Цель: Показать значение родины в жизни каждого человека.Задачи: Образовательная: обобщить понятия: Родина, малая родинаРазвивающая: развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.Воспита...

Конспект классного часа на тему "Моя малая родина"

Конспект классного часа может помочь учителю 3-4 класса  интересно построить разговор с учащимися  о любви и гордости за свою страну, задуматься  о людях, которые прикладывают большие у...

Классный час на тему:"Моя малая родина"

Классный час содержит материал о посёлке Теплое Тепло-Огаревского района Тульской области....

Классный час по теме «Моя малая Родина»

На занятии ребята знакомятся с усадьбами ЮЗАО (Коньково - Сергиевское, Воронцово, Узкое), выполняют практическую работу с картой ЮЗАО на компьютерах....

Классный час на тему " МОЯ МАЛАЯ РОДИНА" (презентация)

Воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае,  о своей малой Родине....

Классный час на тему: «Моя малая Родина»

Классный час на тему:   «Моя малая Родина»Автор: Чичикина Инна Васильевна, учитель начальных классов I кв. категории  МОАУ "СОШ № 71" г. Оренбурга.Цели:·  уточнить понятия «Ро...

Классный час на тему: «Моя малая Родина» ( путешествие по Шатурскому краю)

Цель урока:1. Воспитание уважения к истории России и наследию прошлого;2. Знакомство с историей Родного края3. Углубление знаний учащихся по краеведению;4. Развитие познавательного интереса..Задачи ур...