Необходимость в экологическом воспитании
статья на тему

Гусейнова Светлана Борисовна

Экологическое воспитание – это организованный и целенаправленный процесс формирования системы научных знаний о природе и обществе, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения молодежи к природе, реальным показателем которого являются практические действия учащихся и студентов по отношению к природной среде, соответствующие нормам человеческой нравственности. Экологическое образование является совокупностью экологических знаний, экологического мышления, экологического мировоззрения, экологической этики, экологической культуры.


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neobhodimost_v_ekologicheskom_vospitanii.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Необходимость в экологическом воспитании

Экологическое воспитание – это организованный и целенаправленный процесс формирования системы научных знаний о природе и обществе, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения молодежи к природе, реальным показателем которого являются практические действия учащихся и студентов по отношению к природной среде, соответствующие нормам человеческой нравственности[1]. Экологическое образование является совокупностью экологических знаний, экологического мышления, экологического мировоззрения, экологической этики, экологической культуры.

Конец ХХ и начало ХХІ века стали переломными для жителей планеты Земля: катастрофы природные и техногенные, появление новых болезней, исчезновение лесов, высыхание рек и морей. Все это привело к тому, что проблема не только экологической безопасности, но и экологической грамотности встало на первое место.

Наши предки, особенно славяне, находились в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их повседневной жизни, связь с природой была гармоничной, поскольку человек чувствовал себя ее частью. Наступление цивилизации, стремление к обогащению оборвала связь человека с природой. Изменилось поведение людей: они стали брать от природы все, ничего не давая ей взамен.

Чтобы восстановить эту связь, не одно поколение человечества нужно научить чувствовать природу, жить с ней в неразрывной связи, и начинать эту работу надо с самого рождения человека. Вот почему усилилось внимание к экологическому воспитанию. Природа должна стать для каждого ребенка родной, знакомой и понятной.

Основной акцент в экологическом воспитании должен быть сделан на наблюдение, эксперименты, продуктивную деятельность в природе.

Фундамент чувство неотъемлемой связи с природой необходимо прививать еще с самого детства – детского сада, создавая уголки живой природы, информационные источники. Уже тогда ребенок не должен занимать пассивную позицию, а принимать активное участие. Целью таких мероприятий является формирование понимания того, что растения и животные являются живыми существами, которые требуют определенных условий жизни, понятие о природе как общий дом для растений, животных и человека, которую надо оберегать и охранять[2].

Накапливать и совершенствовать свои знания необходимо дальше в начальной школе, где надо доказать младшим школьникам, что в природе все взаимосвязано; помочь понять, для чего человек должен знать природные связи; научить детей строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков.

Большая роль в формировании знаний и навыков по экологии достигается внешкольными учебными заведениями непосредственно через привлечение детей к кружковой работе эколого-натуралистического направления и участия в различных мероприятиях как формы организации внешкольного образования.

Вопросы экологического воспитания пока еще не принимается большинством людей как личные, перекрещивающиеся непосредственно с жизненным путем отдельного человека и часто даже определяют его судьбу. Причиной этого является, прежде всего, отсутствие элементарной экологической культуры у воспитателей – родителей и педагогов.

Экологическое воспитание, образование – единый процесс воздействия на сознание людей и он должен осуществляться в комплексе, с учетом научно обоснованных методических требований.

Понятие «экологическое воспитание» стало активно употребляться в отечественной педагогике в 60-70-х годах 20 ст. В это время немалое распространение получил термин «природоохранное образование и воспитание».

Под «экологическим воспитанием» понимают часть единого процесса становления и развития человека, в центре которого стоит формирование гуманного,  то есть моральной, практической среды на основе понимание собственной ответственности за себя и за свое окружение.

Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у учащихся экологической культуры. Задача экологического воспитания заключается в формировании экологических знаний, воспитании любви к природе, стремление беречь, приумножать ее, формировании умений и навыков деятельности в природе. Как и каждое из направлений воспитания, экологическое воспитание имеет цель, задачи, основные принципы, формы, методы и показатели сформированности.

В связи с этим, перед общеобразовательной школой, которая играет решающую роль в привитии детям чувство высокой ответственности за родную природу, стоят важные задачи[3].

Сегодня, как никогда, перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. В современном сложном, многообразном, динамичном мире проблемы окружающей среды  приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.

 Человеку нужны новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.

Следовательно, можно сделать вывод, что природа – общественная ценность, поскольку является источником познавательных, эстетических, коммуникативных потребностей. Человек является частью природы – без нее жизнь невозможна.

Я считаю, что экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство и гармонию человека с природой.


[1] Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся / Т.В.  Кучер. – М.: Просвещение, 2011. –  с. 41

[2] Курняк Л.Д. Экологическая культура: понятие и реальность / Л.Д.  Курняк // Высшее образование России. – 2017. - №3. – С. 34.

[3] Пустовит Г.П. Философско-культорологический аспект в экологическом образовании / Г.П. Пустовит // Путь образования. – 2012. - № 3. – С.9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические проекты – уникальная форма экологического воспитания в начальной школе

Материал содержит описание различных экологических пректов в начальной школе...

Памятки для родителей “Необходимые условия успешного воспитания и обучения школе.”

Уважаемые родители!1. Организуйте, пожалуйста, уголок школьника, поддерживайте в нём порядок.2. Перед началом выполнения домашнего задания выключите радио, телевизор. Не мешайте детям излишними замеча...

Памятка для родителей "Необходимые условия успешного воспитания и обучения в школе"

Памятка составлена в помощь родителям для успешного воспитания и обучения в школе....

Необходимые условия успешного воспитания и обучения в школе

Необходимые условия успешного воспитания и обучения в школе...

«Взаимосвязь детского учреждения и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребенка

laquo;Взаимосвязь детского учреждения и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребенка младшего школьного возраста»  Современные семьи развиваются в условиях сложной э...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....