Эссе "Я - классный руководитель"
статья на тему
Эссе для конкурса "Классный руководитель года-2017" (на тот момент была классныйм руководителем 2 класса)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Я – классный руководитель
(Для конкурса «Классный классный»)
В прошлом году я стала классным руководителем 1 «б» класса. Это первый мой класс, так что не только ребята пришли первый раз в первый класс, но и для меня 1 сентября 2015 года стало началом моей педагогической деятельности. С одной стороны, все новое, когда еще нет опыта, является очень сложным, но, с другой стороны, от этого еще интереснее. Мы с детьми начали этот путь вместе, сообща, рука об руку, поддерживая друг друга, и я думаю, что это и есть одна из составляющих наших с ребятами успехов.
Быть классным руководителем – большая честь и большая ответственность, ведь нам, педагогам, классным руководителям, доверяют самую большую ценность в мире – детские души. И наша основная задача, на мой взгляд, как и у врачей – не навредить, не искалечить эти светлые, красивые детские души, а помочь им расцвести, засиять таким теплым и ярким светом, чтобы все окружающие это заметили. «Станьте солнцем, и вас заметят», - писал Ф.М.Достоевский. Я мечтаю, чтобы каждый мой ученик стал таким СОЛНЦЕМ. А я приложу все усилия, чтобы помочь ему в этом!
Конечно, задача эта очень непростая, особенно для педагога начальных классов. Ведь к нам приводят совсем еще крох. Школа – это не первый социальный институт для детей, многие посещали детский сад, но ведь это совсем другое. В детском саду преобладает игровая деятельность, а в школу дети приходят учиться. Этот переход очень важен и сложен в их жизни. И задача классного руководителя помочь детям в этом нелегком деле, не дать им растеряться в новом для них и таком огромном МИРЕ ШКОЛЫ. Я убеждена в том, что в школе мы, классные руководители, должны заменить детям маму. А класс должен стать для ребенка СЕМЬЕЙ. Ведь дети большую часть дня проводят именно в школе, и им здесь должно быть уютно, комфортно, спокойно. На первых порах ученики очень нуждаются в нашей опеке. Конечно, классный руководитель – это уже не воспитатель детского сада, у него совсем другие функции. Но дети не могут это сразу осознать. Поэтому этот переход для них должен быть плавным и аккуратным. Опека и помощь должны быть так продуманы и организованы, чтобы дети постепенно становились все более и более самостоятельными и способными ориентироваться в новой школьной жизни. Но прежде всего дети нуждаются в нашей любви, заботе, ласковом слове, поддержке, а не в муштре. Каждого ребенка, который на момент обучения в начальной школе является маленьким «солнышком», нужно любить и уважать. За 4 года каждое «солнышко» должно разгореться, стать ярче и теплее!
Классный руководитель – руководитель класса. Согласно словарю Ефремовой, руководитель в первом значении – это тот, кто направляет чью-либо деятельность, осуществляет руководство//Наставник, воспитатель. Мне кажется, что в словосочетании «классный руководитель» содержательный компонент «направлять» должен быть выражен ярче, чем «осуществлять руководство». «Говорят, что лучшее правило политики — не слишком управлять. Это правило столь же верно и в воспитании», - писал немецкий писатель Жан Поль. Конечно, это не означает, что в классе должна быть анархия, что педагог лишь со стороны наблюдает за тем, что происходит, ни во что не вмешиваясь и не вникая. Руководство осуществлять, безусловно, надо, но делать это надо очень грамотно, чутко и незаметно, чтобы детям казалось, что они, например, сами организовали дежурство, распределили между собой какие-то обязанности, продумали украшение класса к празднику… Для детей очень важно осознание того, что они многое могут делать сами, без помощи взрослого. Это повышает их самооценку и мотивирует на новые свершения. Но без грамотного руководства это, конечно, невозможно.
Одним из самых важным аспектов классного руководства, как мне кажется, является учет индивидуальности каждого ребенка, его особенностей, сильных и слабых сторон. Но надо еще и уметь заглянуть вглубь ребенка, нащупать его стержень. Не всегда ребенок может сразу проявить свои лучшие стороны. Нужно найти их и вытащить на поверхность. Именно поэтому нельзя на детей навешивать ярлыки. Все дети уникальны и непредсказуемы, и не всегда поведение и поступки показывают их истинное лицо. Главное, как завещал великий гуманист Макаренко, к ребенку надо «подходить с оптимистической гипотезой».
Кроме того все дети талантливы – я искренне убеждена в этом. Пабло Пикассо писал: «Каждый ребенок художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста». Именно мы, педагоги, властители детских душ, в самом лучшем и высоком смысле этого словосочетания, должны помочь детям не растерять свои таланты, а, наоборот, обрести осязаемую форму. Для этого дети во время обучения в школе, в ходе уроков и внеурочной деятельности, во время культурных мероприятий, должны попробовать себя в самых разнообразных видах деятельности (рисование, спорт, музыка, пение, актерское мастерство, ораторское искусство и т.д.) И в это время за детьми надо очень внимательно наблюдать, используя не только органы чувств, но и сердце, которое, как чуткий камертон, должно нам подсказать, в какой сфере ребенок может проявить свои таланты и добиться успеха. А затем необходимо направить ребенка по этому направлению. Конечно, поиск может быть долгим, и не обязательно он должен завершиться к концу обучения в начальной школе. Далее ребенку будут помогать искать себя другие педагоги, а мы снабдим их необходимой информацией о ребенке, накопленной за 4 года.
Я считаю, что детей нужно обязательно хвалить! Мы с детьми часто начинаем урок со слов, которые я нашла у замечательного педагога, Ю.В. Завельского: «Я все смогу, я все сумею и своего добьюсь». Эти же слова я взяла в качестве девиза своей воспитательной системы класса: «Мои дети все смогут, а я им в этом помогу». Дети должны верить в свои силы. Для каждого ребенка обязательно нужно создавать ситуации успеха. Я хочу, чтобы мои дети ничего не боялись в жизни, я сейчас говорю не о бесшабашности, а о смелости пробовать себя во всем, не бояться провала, ошибок. Не ошибается только тот, кто ничего не делает! Самое главное – не позволять душе лениться, «Душа обязана трудиться», - писал Н.Заболоцкий, и мы педагоги обязаны внушить это детям.
Каждый день классного руководителя – это целая жизнь, в которой есть детские удачи и провалы, бурные радости и огорчения до слез. Я не только учу и воспитываю детей, но и многому учусь от них. Их непосредственности, открытости к людям и всему новому, их нестандартности и нешаблонности мышления…Конечно, я не идеальна, я совершаю ошибки в своей деятельности классного руководителя, ведь я тоже, как и мои второклашки, еще только ищу свой неповторимый педагогический путь. Но я не боюсь признаваться в своих ошибках. Только признав ошибки, можно их исправить. Я не боюсь сказать детям, что была в чем-то не права, объясняю им причины ошибок, и мы совместно ищем верное решение проблемы.
Хочется закончить мое эссе словами из сказки: «Я не волшебница, я еще только учусь». Но, не сочтите меня нескромной, все-таки немного волшебства я уже совершила. К счастью, у меня были отличные помощники (родители, психолог, педагоги дополнительного образования). Я помню, какими пришли дети в прошлом году. Я не говорю плохими! О, нет! Замечательными! Но они совершенно не понимали, куда они попали и что от них требуется. А сейчас я вижу перед собой дружный и сплоченный класс, соблюдающий все правила школьной жизни и способный действовать самостоятельно, без подсказок. Дети уже громко заявили о себе в школе, завоевав награды в самых разнообразных творческих конкурсах. У нас в классе проходят замечательные праздники, конкурсы, викторины. Мы посещаем музеи, театры, экскурсии. Одним словом, нам некогда скучать! Каждый день мы вместе с ребятами открываем новые знания, и, что еще важнее, становимся чуточку лучше и добрее! Мои ученики уже стали для меня родными, и я буду продолжать учиться, развиваться и самосовершенствоваться на их благо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Циклограмма работы классного руководителя.Основные направления деятельности классного руководителя.
Данный материал поможет классному руководителю в составлении плана воспитательной работы и системно запланировать воспитательную работу в начальной школе....
Воспитательная система классного руководителя "Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство формирования творческой личности"
Из опыта работы классного руководителя, победителя районного конкурса "Моя классная - самая классная, участника очного тура областного этапа Педагогического марафона классных руководителей...
Пособие для классного руководителя "Правовой портфель классного руководителя"
Предлагаемое пособие содержит пакет нормативно – методических и правовых документов для организации воспитательной работы в школе, права, обязанности, содержание деятельности классного руководителя....
"Особенности организации совместной деятельности классного руководителя и родителей в процессе нравственного воспитания ребёнка". Выступление на городской конференции классных руководителей.
Много лет работаю над проблемой "Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся как средство формирования личности ребёнка" , мною выработаны направления работы с родителями, которые помо...
Отчёт классного руководителя по воспитательной работе с учащимися 2_А класса МАОУ Гимназия №2г. Балаково Саратовской области за 2014-2015 учебный год. Классный руководитель Иванова Екатерина Семёновна
Классные, общешкольные творческие коллективные мероприятия, проведенные за этот период.Посещение выставок, музеев, кино, театров, библиотек, экскурсии. Работа с родителями: беседы, посещения на д...
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации
Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...