Воспитание патриотизма как национальной базовой ценности
статья на тему
В существующих политических и социально-экономических условиях проблема патриотического воспитания граждан страны приобретает особую актуальность. Повседневный аспект патриотизма выражается в том, что любовь к Родине, готовность служению России выступает как один из мотивов хорошей учебы, благонравного поведения, законопослушания в экономической и трудовой деятельности и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_v_shkole.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П.ТРУДОВИК
ПИТЕРСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Воспитание патриотизма
как национальной базовой ценности
(на материале работы МОУ «СОШ п.Трудовик
Питерского района Саратовской области»)
Подготовила:
Адылева Оксана Тимошевна,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ п. Трудовик
Питерского района
Саратовской области»
«Мы должны строить свое будущее на
прочном фундаменте. И такой фундамент –
это патриотизм. Это уважение к своей
истории и традициям, духовным ценностям
наших народов, нашей тысячелетней
культуре и уникальному опыту
сосуществования сотен народов и языков
на территории России» В.В. Путин
В существующих политических и социально-экономических условиях проблема патриотического воспитания граждан страны приобретает особую актуальность. Решение задач развития государства возможно лишь при глубоком осмыслении гражданами России всего происходящего, вовлечение их в полноценную деятельность в интересах общества и государства. Это предполагает формирование у подрастающего поколения высших, духовных и социально-значимых ценностей, ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите.
Роль современной школы в этом вопросе трудно переоценить, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития патриотических качеств и воспитания патриота. Патриотизм – это показатель культуры человека, гармонического развития личности. Еcли раньше патриотизм носил героический, подвижнический характер, то теперь на передний план выходит еще и ценность патриотизма как повседневного образа жизни. Чтобы проявить себя патриотом, не нужно ждать войны или другого национального бедствия. Повседневный аспект патриотизма выражается в том, что любовь к Родине, готовность служению России выступает как один из мотивов хорошей учебы, благонравного поведения, законопослушания в экономической и трудовой деятельности и т.д. Если раньше патриотизм считался в основном добродетелью, то есть нравственным качеством преданности Родине, то теперь патриотизм – это еще и гражданская компетентность, способность человека ответственно и самостоятельно, автономно проявлять себя как гражданин в социально-правовой сфере.
На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношения к Родине, Отечеству являлась предметом постоянного внимания мыслителей, общественных деятелей, ученых, педагогов. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты.
В литературе встречается множество определений патриотизма:
«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно - деятельностной самореализации на благо Отечества».
«Патриотизм - такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость»
Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определений, формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельности, неразрывность с Отечеством.
Патриотическое воспитание в школе выступает как деятельность, систематическая и целенаправленная, по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Целями патриотического воспитания являются формирование патриотических чувств и сознания российских граждан, развитие у них высокой социальной активности, гражданской ответственности, способности проявить себя в укреплении государства, обеспечении его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
На современном этапе развития нашего общества достижение указанных целей должно осуществляться через решение следующих задач:
- утверждение в сознании и чувствах граждан социально-значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной и военной службы;
- создание возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;
- воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для реализации конституционных прав человека, его обязанностей, гражданского и воинского долга;
- привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства – Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой символики и исторических святынь Отечества;
- привлечение традиционных для России религиозных конфессий, для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защите как высшего духовного долга;
- создание условий для усиления патриотической направленности СМИ при освещении событий и явлений общественной жизни;
- формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.
Важным условием патриотического воспитания является соблюдение общепедагогических принципов:
- системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан;
- адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающего использование особых форм и методов работы с каждой возрастной группой;
- активности, которая предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;
- универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним;
- учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающих пропаганду не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального.
Эти принципы должны быть взаимосвязаны и реализовываться в единстве.
О значимости гражданского и патриотического воспитания молодежи неоднократно говорилось в Посланиях Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ.
Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования на современном этапе можно определить следующие:
- Духовно-нравственное. Осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
- Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
- Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиций, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
- Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
- Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
- Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
- Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Особое значение в патриотическом воспитании имеет изучение подростками отечественной истории, в ходе которого происходит осмысление ими исторического опыта народа, формируется ценностное отношение к отечественной культуре, обусловливающее их гражданскую позицию, выбор направлений и способов самореализации в социальной практике.
Исходя из выше сказанного, патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания обучающихся.
Патриотическое воспитание, являясь одним из приоритетных направлений воспитательной работы в МОУ «СОШ п.Трудовик Питерского района Саратовской области», представляет собой системную деятельность по формированию у обучающихся патриотического сознания.
Цель патриотического воспитания в школе – способствовать становлению личности социально активной, обладающей гражданской ответственностью, позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
Учитывая, что понятие патриотизма включает в себя:
- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах Родины;
- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности,
в школе ведётся комплексная работа по воспитанию патриотизма по следующим направлениям: духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, героико-патриотическое, спортивно-патриотическое.
Духовно-нравственное направление. Одним из значимых в плане формирования нравственных качеств человека - патриота России является традиционные мероприятия: Митинг «Мы эту память сохраним!» и Вахта Памяти, посвященные Дню Победы в Великой Отечественной войне. Уже на протяжении пяти лет обучающиеся школы полностью готовят митинг, принимают участие в концертной программе для односельчан, посвящённые Дню Победы. Эти мероприятия не оставляют равнодушным ни одного участника, будь то ученик школы, педагог, воспитанник детского сада, односельчанин и т.п. На этом празднике Дня Победы встречаются четыре поколения - от дедов до правнуков. Здесь просматривается связь времен, поколений. Здесь передаются традиции, передается историческая память, формируется сознание гражданина-патриота, причастного к судьбам своей страны, ответственного за ее будущее.
Весь день 9 мая обучающиеся нашей школы несут Вахту Памяти в Зале Боевой Славы у «вечного огня». К этому мероприятию ребята относятся особенно ответственно, проявляя максимум уважения к славному подвигу своих предков.
- Историко-краеведческое направление реализуется через работу кружка «Поиск» и социальное проектирование. В школе действует Зал Боевой Славы, рассказывающий о подвиге народа в Великой Отечественной войне. Здесь оформлены стенды «Долгие вёрсты победы», «Битва под Москвой», «Сталинградская битва», «Блокада Ленинграда», «Подвиги во имя Родины», «Тыл – фронту», «Партизанское движение», «Дети и война», «Концентрационные лагеря», «Наши земляки – Герои Советского Союза», «Города-герои», «История войны в фотографиях», «На острие пера» о писателях-фронтовиках. В ходе краеведческой работы собран материал о земляках - ветеранах Великой Отечественной войны, оформлена Виртуальная стена памяти на школьном сайте. А в этом году ребята приняли активное участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк» и оформили стенд с фотографиями земляков – ветеранов Великой Отечественной войны. Собран материал о тружениках тыла и детях войны. Членами кружка проводятся экскурсии в Зал Боевой Славы.
Немаловажную роль в данном направлении играет социальное проектирование. Так, на протяжении этого учебного года шла работа над проектом «Негасимый огонь памяти», которым были охвачены все обучающиеся школы (82 человека). В ходе проекта были выполнены исследовательские работы по всем общеобразовательным предметам: «Страшные цифры войны» (математика), «Письма с фронта» (русский язык), «Вклад учёных-химиков в Великую Победу» (химия), «Империя смерти» (биология), «География Великой Отечественной»(география), «Деятельность медико-санитарных служб в годы ВОВ» (ОБЖ), «Боевые подвиги советских спортсменов на фронтах ВОВ» (физическая культура), «Артисты фронту» (музыка), «Катюша – сюрприз для врага» (физика) и другие. Записаны воспоминания земляков – тружеников тыла о годах войны. Обучающиеся начальных классов работали над мини-проектом «Наследники Победы».
- Гражданско-патриотическое воспитание - это формирование правовой культуры, чёткой гражданской позиции через Уроки гражданина, тематические часы общения, деловые и правовые игры по изучению Конституции РФ, Российской символики (Игры «Мой взгляд», «Мой выбор», «Хочу быть президентом», участие в муниципальных и региональных конкурсах исследовательских работ «Политика вокруг нас». «Права глазами детей», «Молодёжь выбирает будущее» и др. Ежегодно в ноябре проводится «Неделя правовых знаний», которая включает в себя мероприятия правовой направленности (игры, конкурсы, викторины, беседы). В преддверии государственных праздников регулярно проводятся часы общения, посвященные изучению истории возникновения и празднования Дня народного единства, Дня Конституции Российской Федерации, Дня независимости России и других. В целях популяризации и формирования уважительного отношения к государственным символам Российской Федерации и Саратовской области в школе оформлены соответствующие стенды.
Работа по данному направлению строится в тесном сотрудничестве с правоохранительными органами, территориальной избирательной комиссией.
- Социально-патриотическое воспитание направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста и реализуется в ходе акций «Доброе сердце», «Подари тепло», «Забота», в ходе которых обучающиеся оказывают помощь в благоустройстве дворов и приусадебных участков пожилым людям, ветеранам педагогического труда. В канун Дня победы проводятся поздравительные акции «Салют, победа!», «Благодарю за Победу!». Ребята поздравляют жителей поселка цветами, сделанными своими руками и письмами-треугольниками, где пишут поздравления. Ведётся шефство над могилами односельчан участников Великой Отечественной войны. Три года проводится акция «Георгиевская ленточка»
-Военно-патриотическое направление ориентировано на формирование у обучающихся патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций. Так в 2012 году, который посвящён году Российской истории, акцент был сделан на мероприятия, посвящённые 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года. Во всех возрастных группах проходили тематические часы общения «Памятные страницы 1812 года», «День Бородино», «Герои 1812 года». Обучающиеся принимали активное участие в общешкольных мероприятиях «Своя игра «Недаром помнит вся Россия…», «Умники и умницы» (Тема: Война 1812 года), конкурсах и выставках рисунков «Ведь были ж схватки боевые...!»
Ко Дню Героев Отечества (9декабря) в 2014 году в школе был организован проект «Земляки - Герои Советского Союза», в результате которого был создан альбом о героях-земляках Питерского района.
«Турнир знатоков истории Великой Отечественной войны», познавательная игра «Дорогами Великой Отечественной» позволяют систематизировать и расширять знания по истории Великой Отечественной войны.
- Героико-патриотическое воспитание, ориентировано на пропаганду героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям. В этом направлении стало традиционным празднование важных героических дат из истории Родины. В рамках этих дат проводятся Уроки мужества, Линейка Памяти «Не вычеркнуть из памяти тех лет», часы общения на темы: «Идут по войне девчата», «Цена Победы», «Горячий снег Сталинграда», «Герои рядом с нами…”, «Запомни этот город – Ленинград, запомни, эти люди – ленинградцы!» и др. Празднование памятных дат проходит с приглашением односельчан, с проведением выставок рисунков, плакатов, декоративно-прикладного творчества, просмотром видеофильмов военной тематике, проведение конкурсов военно-патриотической песни и конкурс чтецов.
Два года назад, в рамках проекта «Моя малая Родина», была собрана информация о боевом прошлом ветеранов Великой Отечественной войны, воинах интернационалистах, проживающих в селе, о тружениках тыла, героях трудового фронта в военное и мирное время, оформлены выставки, презентации, проведены экскурсий о них.
- Спортивно-патриотическое. В этом направлении традиционными стали военно-спортивные игры «Зарничка» (для обучающихся начальной школы), «Зарница» (для обучающихся среднего звена), «Рискнуть и победить» (для старшеклассников), посвящённые Дню Защитника Отечества, которые способствуют развитию морально-волевых качеств, воспитанию силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности, формированию качеств, необходимых будущему воину, защитнику Родины. В рамках игр проходят конкурсы «Равнение на героев», «Ратные страницы истории Отечества», «Отчизны верные сыны», «Статен в строю, силен в бою» и другие. С большим удовольствием обучающиеся участвуют в спортивных турнирах по волейболу, футболу, посвящённых Дням Воинской Славы России, районной спартакиаде допризывной молодежи, районном слете ДЮП (Дружин юных пожарников), занимая призовые места.
В целях совершенствования работы по патриотическому воспитанию проводятся семинары, круглые столы, заседания методических объединений.
Цели патриотического воспитания достигаются совместными усилиями семьи, школы, общественных организаций силовых структур, органов самоуправления.
Таким образом, постепенно, благодаря систематической и целенаправленной работе, обучающиеся приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к истории Родины, уважающими достижения своего народа.
Литература
1. http://www.arm-ob.ru/patriotizm--duhovny-potentsial-velikoy-pobedy/- Информационно-аналитический ежемесячник «Федеральный патриотический вестник»
2. http://www.oooiva.ru/newss/3405-5-2014-.html- "Патриотизм - духовный потенциал Великой Победы"
3. http://www.rusnauka.com/36_PVMN_2013/Pedagogica/3_154079.doc.htm - Нормативно правовая база гражданско-патриотического воспитания населения России Ермолаева О.Е.
4. http://edu.shd.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2491:2013-02-04-04-03-25&catid=165:2012-12-04-05-09-08&Itemid=282- Основные подходы и цели гражданско-патриотического образования обучающихся. Методический сборник
5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010- 2015 годы». – М., 2011.
6. Долгосрочная областная целевая программа "Патриотическое воспитание молодежи Саратовской области" на 2012-2015 годы»
7. Научно-методический журнал «Классный руководитель» №9. Москва, 2007 г.
8. Федоровская Г. Военно-патриотическое воспитание. Журнал «Воспитание школьников» №3, 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Воспитание патриотизма на уроках математики в начальной школе"
Воспитание патриотизма на основе краеведческих знаний....
Воспитание патриотизма в начальных классах.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Щербаковлй И.А. ...
Воспитание патриотизма через знакомство с национальными традициями мордовского народа в условиях поликультурной образовательной среды.
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Образование и воспитание младших школьников в условиях поликультурного региона"...
Формирование базовых ценностей личности гражданина России средствами содержания учебных курсов УМК «Планета знаний»
Краткий анализ учебников на предмет формирования базовых ценностей...
Использование исторических сведений на различных этапах урока, как средство формирования базовых ценностей
Уважаемые коллеги, я, учитель начальных классов, средней общеобразовательной школы № 34 хочу представить вам сегодня педагогический проект « Использование исторических сведений на различных этап...
«Национальные базовые ценности в модуле ОПК в курсе ОРКСЭ»
В феврале-марте каждого учебного года во всех общеобразовательных школах проводятся общешкольные родительские собрания по выбору одного из шести модулей курса «Основы религиозных культур и светс...
доклад на тему: "Патриотическое воспитание детей и молодёжи на ценностях и традициях национальной культуры".
В данном материале содержится не только теория, но и рекомендации, что можно проводить по патриотическому воспитанию младших школьников, как при проведении уроков, так и во внеурочной деятельности...