Формирование базовых ценностей личности гражданина России средствами содержания учебных курсов УМК «Планета знаний»
статья по теме

Мамонтова (Буданова) Светлана Николаевна

Краткий анализ учебников на предмет формирования базовых ценностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_bazovyh_cennostey.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Буданова Светлана Николаевна

Формирование базовых ценностей личности гражданина России средствами содержания учебных курсов УМК «Планета знаний»

Социально-политические изменения, произошедшие в 90х годах, оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

Решение задач духовно-нравственного воспитания, возрождение российских ценностей возложено на современную систему образования.

Под духовно-нравственным воспитанием личности гражданина России  подразумевается педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. В качестве базовых национальных ценностей Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России предложены патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество [1]

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Проследим, как наше утверждение реализуется через линию учебников УМК «Планета знаний».

Содержание учебного материала курса «Русский язык» (авт. Л.Я. Желтовская) ориентировано на формирование базовых ценностей «патриотизм», «труд и творчество», «наука». В качестве примера приведем примеры из учебника для 3 класса

Базовая ценность

Содержание программы/ вид работы/упражнения

патриотизм

Упр.5 с.7,  упр.9 с.27, упр.6 с.57, упр.14 с.106,

Упр. 4 с.68

Труд и творчество

Изложение «Инструкция изготовления елочной игрушки»

Изложение «Подкормим

пернатых друзей»

наука

Историческая справка о создании письменности на Руси, о рождении и изменениях русского алфавита, об использовании прописных букв.

природа

Упр. 11 с.55, Упр.6 С.73, упр.9 с.85

Кроме того, в учебнике представлено наследие русского народа – пословицы, фразеологизмы, загадки. [3]

Курс естественно-математических дисциплин -«Математика» (авт. М.И. Башмаков) и «Окружающий мир» (авт Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, Е.В. Саплина) – призван формировать у школьников научную картину мира. Кроме того содержание учебного материала также способствует обогащению культурных и ассоциативных связей с литературой, живописью, историей, знакомит со знаменательными событиями нашей Родины.[2].

Одной из важнейших задач курса «Окружающий мир» является развитие у школьников интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия – раздел «Наше государство»[4]

Учебники «Литературное чтение» содержат литературные тексты мастеров художественного слова, детских писателей, фольклорные произведения народов России, литературные тексты исторического содержания, работая с которыми дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине, чувство патриотизма и гордости за свою страну (разделы «О мужестве и любви», «Народные сказки», «О совести и долге») [5].

Так, изучение предметной линии «Изобразительное искусство» (авт. Н.М. Сокольникова) направлено на духовно-нравственное развитие детей и освоение средств художественной выразительности. Раздел программы «Мир народного искусства» систематически изучается с 1 по 4 классы. Учащиеся знакомятся с ведущими традиционными народными художественными промыслами (Дымка, Каргополь, Филимоново, Городец, Жостово, Гжель, Скопин, Хохлома, Полхов,-Майдан, Сергиев Посад, Семёнов, Мезень, Северная Двина и др) [6].

В содержание УМК «Планета Знаний» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал. Отбор содержания учебного материала в каждом учебном предмете осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей.

  1. Концепция духовно-нравственного  развития  и  воспитания личности  гражданина  России /  А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков – М. : Просвещение, 2009. – 24 с.
  2. Башмаков, М. И. Математика. 3 класс: в 2 ч. Ч. 1-2 / М. И. Башмаков, М. Г. Нефедова. - М.: АСТ Астрель, 2012. – 127с: ил.
  3. Желтовская, Л.Я. Русский язык 3 класс: в 2 ч. Ч. 1-2 / Л.Я. Желтовская. - М.: АСТ Астрель, 2012. – 143с: ил.
  4. Ивченкова, Г.Г. Окружающий мир 3 класс: в 2 ч. Ч. 1-2 / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, Е.В. Саплина. - М.: АСТ Астрель, 2012. – 134с: ил.
  5. Кац, Э.Э Литературное чтение. 3класс: в 3 ч. Ч 1-3/ Э.Э. Кац. – М. Аст: Астрель, 2012. – 174 с.: ил.
  6. Сокольникова, Н.М. Программа курса «Изобразительное искусство» 1–4 классы / Программы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование исторических сведений на различных этапах урока, как средство формирования базовых ценностей

Уважаемые коллеги, я, учитель начальных классов, средней общеобразовательной школы № 34 хочу представить вам сегодня педагогический проект « Использование исторических сведений на различных этап...

Выступление на ГМО учителей ИЗО на тему: "Педагогическая практика - изобразительная деятельность учащихся как среда становления конкурентоспособной личности гражданина России"

Актуальность этой проблемы очевидна, так как в условиях перехода к новому образованию школа должна обеспечить достижение большинством учащихся образовательных результатов, адекватных новым требованиям...

Презентация педагогического опыта воспитателей ГПД Тема: Духовно-нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста как важнейший аспект формирования личности гражданина России.

Обобщение и распространение педогогического опыта воспитателя ГПД по духовно нравственному воспитанию учащихся младшего школьного возраста на примере праздников, как одной из составляющих духовно нрав...

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Проект концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...

Основные направления и содержание деятельности классного руководителя в контексте реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Основные направления и содержание деятельности классного руководителя в контексте реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России через формирование толерантности у младших школьников

Духовно-нравственное воспитание-непрерывный процесс, который начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь....