ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАННОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка (3 класс) на тему
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАННОСТИ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
( Методические рекомендации)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kotova_-tolerantnost.docx | 114.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования АНМР
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
Новокузнецкий район, 2017
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Атамановская средняя общеобразовательная школа»
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАННОСТИ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Составитель:
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
Котова Наталья Константиновна
Аннотация
В современном мире с особой остротой возникла потребность в формировании особого типа личности – личности толерантной. Данная потребность является отражением таких глобальных изменений, как экономическое и политическое сотрудничество, диалог различных культур, мультикультурализм, плюрализм идеологий.
Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.
Данное пособие посвящено рассмотрению проблемы формирования толерантности у детей младшего школьного возраста. На основе комплексного анализа психолого-педагогических исследований автором описаны и обоснованы пути формирования толерантности в детском возрасте.
Содержание:
- Пояснительная записка……………………………………………5-6
- Воспитание толерантности у детей младшего
школьного возраста....................................................................7-21
- Урок окружающего мира «Что мы знаем о народах
России?»1 класс…………………………………………………..22-33
- Внеклассное мероприятие «Другу ты отдать сумей всё тепло
души своей»…………………………………………..…………..34-43
5. Список литературы…………………………………………….....44
Пояснительная записка
Сегодня особенную актуальность приобрёл вопрос толерантности — терпимости к людям, относящимся к разным национальностям и культурам. Особое значение в последнее время эта проблема приобрела потому, что всё чаще мы стали замечать проявления недоброжелательности, недружелюбия, озлобленности, агрессивности. В семью и школу проникают настроения взаимной нетерпимости и культурного эгоизма. Подобные тенденции негативно влияют на развитие личности детей, их духовности и доброты. Именно поэтому школе и родителям нужно внимательно отнестись к воспитанию детской толерантности и найти эффективные механизмы, способствующие её становлению.
Люди во всём мире разные: иной расы, национальности, культуры, религии, социальной среды, состояния здоровья, способа мышления. Толерантность — это жизненная позиция человека, имея которую, ему легко общаться с разнообразными людьми, а значит — легче жить. Толерантность сегодня стала условием гармоничной жизни в обществе. Именно поэтому и возникла необходимость воспитывать молодое поколение по правилам толерантности.
В школу приходят дети разных национальностей, из разных семей с разным социальным статусом, с разными материальными возможностями. Необходимо научить младших школьников уважать не только себя, но и тех, кто рядом. Я являюсь классным руководителем класса, в котором обучаются дети разных национальностей (русские, узбеки, таджики, армяне, казахи, татары). Мне предстояла сложная, но в тоже время интересная работа. Перед собой я поставила следующие цели и задачи воспитания:
- воспитание личности, которая осознаёт достоинство человека;
- воспитание понимания и принятия детьми общечеловеческих ценностей (культурных, нравственных, социальных), которые близки и понятны разным народам;
- воспитание у младшего школьника чувства уверенности в себе и уважения самого себя и других;
- воспитание терпимости, гуманности;
- формирование умения разрешать конфликты ненасильственным путём.
Для реализации данных задач, я в урочной и внеурочной деятельности использовала методические и игровые приёмы формирования у детей принятия друг друга такими, какие они есть. Наряду с этим следует отметить, что воспитанию доброго отношения к одноклассникам способствует участие в совместных делах класса (конкурсы, игры, соревнования, которые развивают воображение). Обязательно участие во всех мероприятиях, как мальчиков, так и девочек.
Методические рекомендации по формированию толерантности младших школьников представлены в данном пособии.
Воспитание толерантности
у детей младшего школьного возраста
Российский ребенок, жизнедеятельность которого с первых месяцев и лет протекает в семье конкретного этноса, воспитывается в рамках одной, преимущественно национальной культуры, а общение в социальной среде и обучение в школе с каждой из культур составляет с одной стороны, его уникальность и индивидуальность, а с другой стороны, поликультурную направленность его личности, ее толерантность. Поэтому постановка проблемы толерантного воспитания в России является актуальной и прогрессивной тенденцией, имеющей социокультурную и политическую значимость.
Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная возможность к толерантному поведению. Выделяют семь областей обучения толерантности:
- Толерантность. Школьники, которые только начинают осознавать свою гражданскую ответственность, должны получить фактически все знания о случаях оскорбления человеческого достоинства, о массовых проявлениях нетерпимости, результатом которых стали насилие и страдание в таких масштабах, что это стало принятием для развития культуры мира.
- Знакомство. Учащиеся начальной школы должны получать знания об истории и культуре национальностей, составляющих местное сообщество, возможно, представленных в школе их одноклассниками. Широкое гражданское образование требует знания всех культур, составляющих многонациональные государства.
- Уважение различий. Программы средней школы должны давать возможность учащимся изучать различные мировые культуры, как те, внутри которых живет школьное сообщество, так и те, с которыми ученики не соприкасаются лично. На конкретном материале необходимо знакомить детей с универсальной природой человека, и с широким спектром расового, этнического и культурного многообразия, демонстрируя при этом потенциальную основу человеческой солидарности. Школьники должны изучать опыт обращения к проблемам человечества и опыт решения глобальных задач.
- Понимание индивидуальной неповторимости. Индивидуальные особенности человека или группы людей должны уважаться и рассматриваться как проявления уникальности каждой личности и человеческого достоинства. Принципы, содержащиеся во Всеобщей декларации прав человека и в других международных правовых документах, должны изучаться в школах и стать основой для воспитания уважения, как к уникальным качествам конкретного человека, так и к человеку вообще.
- Взаимодополняемость как основная черта различий. В мировом сообществе должна быть объявлена война всем формам проявления нетерпимости и морального исключения, в том числе и основанного непохожести людей друг на друга. В школьных программах следует подчеркнуть тот факт, что разные индивидуальные качества людей лишь дополняют друг друга, помогая преодолевать слабость и разобщенность в человеческом сообществе. Экологический принцип разнообразия как источника силы, действующий на нашей планете, может быть применен и при изучении социальных, экономических и политических систем. Следует обращать внимание на то, что плюрализм является несомненной ценностью дружественного сообщества в глобальном масштабе.
- Взаимосвязь как основа совместных действий. Необходимость строить отношения людей на основе взаимных договоренностей и уважения друг друга может быть продемонстрирована при изучении путей строительства сообщества, демократических процессов и разрешения конфликтов. Концепция “победа на двоих” при разрешении конфликтных ситуаций может быть применена при рассмотрении альтернативных решений, как в обществе, так и в глобальном масштабе. Обучая школьников, очень важно показать им, что при разрешении конфликта лучше всего идти по пути нахождения совместного взаимоприемлемого решения, выработки согласительной процедуры, учитывающей интересы всех участников конфликта. Такой путь имеет большие преимущества по сравнению с желанием победить противника, что неизбежно ведет к сепаратизму. Путь взаимного согласия плодотворен также и в разрешении вопросов глобальной политики.
- Культура мира. В классах следует предоставлять возможность самим школьникам принимать демократические решения, проводить согласительные процедуры и решать конфликты мирным путем; вместе с одноклассниками учиться социальной ответственности и строить дружественное сообщество.
Содержание деятельности по формированию толерантности включает в себя:
- Формирование представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.
- Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.
- Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада, семейной жизни и т.п.).
- Воспитание активной жизненной позиции на основе:
- осознания ребенком своих потребностей (физических, духовных), выработки умения удовлетворять их – не в ущерб другим;
- осознания своих возможностей;
- формирования умения поступать в соответствии с ними, стремления к их развитию;
- осознания своих достоинств и недостатков; проявление критичности;
- осознания своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми;
- формирования умения отстаивать свои права и считаться с правами других;
- проявления терпимости, уважения традиций и культуры других;
- определения вместе с детьми правил и норм человеческого общежития (знакомство с понятиями “правила”, “закон”, “норма”, “требования”, “традиции”);
- развития умения давать оценку своим поступкам и поступкам других; умения делать свой выбор и принимать решение; прислушиваться к мнению других; мирно, без конфликтов решать возникающие проблемы;
- углубления понимания значимости и ценности каждого человека, развития интереса к жизни других людей.
Следует отметить, что значительную роль в подтверждении ценности толерантности играет царящая атмосфера в детском коллективе, образовательном учреждении.
Наряду с этим следует отметить, что существуют педагогические условия формирования толерантности.
1. Организация толерантного пространства в образовательных учреждениях.
2. Повышение уровня профессиональной подготовки кадров
3. Актуализация мотивационной подготовки педагогического коллектива к организации толерантного пространства в детском коллективе.
4. Организация жизнедеятельности детей начальной школы на толерантной основе с использованием специальных методов, приемов, форм работы.
Методы, средства воспитания этнической толерантности
у детей младшего школьного возраста.
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Происходит функциональное совершенствование мозга - развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны. Большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения в младших классах. Однако не всегда авторитет является предпосылкой для успешного воспитания. Воспитание толерантности требует диалога, а не монолога.
Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения. Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Опираясь на особенности младшего школьного возраста, необходимо активно воспитывать этническую толерантность.
В документах, принятых ЮНЕСКО и на их основе – российскими государственными структурами, отмечается, что изменения в духе культуры мира и толерантности должны коснуться всех звеньев образовательной системы – от детского сада до институтов повышения квалификации учителей. Рекомендуется использовать три основных пути:
а) в процессе изучения всех предметов;
б) через междисциплинарные связи;
в) в виде специальных курсов и занятий.
Воспитание толерантности – общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательную среду, на педагогов – учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов, вожатых и др.
Им в этом труднейшем деле остро необходимы:
–во-первых, информация о сущности воспитания толерантности, ее содержании и проявлениях;
–во-вторых, представление о возможных средствах – технологиях такого воспитания, предназначенное для выбора и творческого использования таковых в тех или иных конкретных условиях;
–в-третьих (и здесь особая и немалая проблема!), толерантность необходима и самому педагогу – во всей неразрывности личностного и профессионального.
Т.В. Поштарева предлагает следующие методы воспитания этнической толерантности: концепция формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде основана на совокупности следующих методологических подходов: компетентностного, синергетического, этнопедагогического, аксиологического, гуманистического; принципов позитивного отношения к этнокультурному разнообразию, культуросообразности, преемственности и последовательности изучения культур, диалога, полилингвизма, комплексности, междисциплинарности и вариативности.
В качестве механизмов формирования этнической толерантности учащихся выступают обучение, воспитание, деятельность, общение. Формирование навыков межэтнического взаимопонимания и взаимодействия может также осуществляться посредством тренинга этнокультурной компетентности, культурного ассимилятора, деловых и ролевых игр и др. Формами формирования этнической толерантности являются индивидуально-парные взаимодействия и коллективные взаимоотношения. Эти взаимодействия и отношения могут быть специально организованными (знания и опыт, приобретаемый школьником в ходе участия в лекциях, семинарах, дискуссиях, конференциях, различных объединениях, совместных мероприятиях и т.д.), стихийными или частично организованными (знания и опыт, обретаемый ребенком в семейных отношениях, в отношениях со сверстниками и взрослыми, в отношениях с другими социальными институтами, в игровой и трудовой деятельности, а также из средств массовой информации и др.). Образовательные учреждения призваны сообразовывать воздействие на молодое поколение социальной среды, сообщать ему научные, достоверные знания, направленные на формирование позитивного отношения к своему и другим народам, их истории, культурам. В самой общей форме критерии эффективности этнической толерантности могут быть выражены по имеющимся критериям
Этого можно достичь, применяя полиэтническое образование. Автор выделяет пять моделей: межпредметную (включает национально-региональный компонент в содержание образования путем равномерного распределения соответствующего материала по всем учебным предметам); модульную (реализуется посредством включения в учебные дисциплины гуманитарного цикла специальных тем (модулей), отражающих этнокультурное своеобразие народов); монопредметную (предполагает углубленное изучение детьми этнической культуры, языка, истории, географии, фольклора и др. как своего, так и других народов, на специально выделенных для этой цели учебных предметах); комплексную (реализуется в виде интегрированных курсов, в которых аспекты национальных культур представлен единстве и взаимосвязи); дополняющую (осуществляется в ходе внеурочных, внеклассныхвнешкольных мероприятий). Основа толерантности и возможное пространство ее динамики лежат и действуют, как уже говорилось, прежде всего, в опыте личности. Поэтому и воспитание толерантности – это, с педагогической точки зрения, целенаправленная организация позитивного опыта толерантности, т. е. целенаправленное создание условий, требующих взаимодействия с другими, какими бы в глазах субъекта они ни были.
Опыт толерантности, положительный (созданные нормальные отношения) или отрицательный (негативизм отношения), имеется у каждого человека, в том числе ребенка, даже самого маленького, у которого есть «любимые» и «нелюбимые» люди. Эффективными педагогическими средствами могут выступить информация о возможном (известном из опыта других людей) и рефлексия ранее возникавшего в собственном опыте ребенка, группы. Источники соответствующей информации – фольклорные или литературные персонажи и реальные люди, складывающиеся отношения часто совсем разных людей, идущие от настороженности, недоверия, даже враждебности – к взаимному принятию. И здесь также ценен собственный опыт ребенка или сообщества, особенно – известные, а потому и убедительные примеры позитивного решения трудных ситуаций. В системе школьного образования должны присутствовать исторические экскурсы и оценки вражды и нетерпимости в мире, школьники должны знать историю и географию геноцидов, расовых и этнических конфликтов, религиозных войн, сегрегаций. Педагогика толерантности должна учить умению анализировать местные ситуации, обстановку в собственной школе и классе, в семье, а также способствовать критическому анализу. Однако опыт показывает, что даже хорошо поставленное правовое образование не может решить проблему формирования навыков терпимого отношения и толерантного поведения. Необходимы методы систематического и рационального обучения, которые бы способствовали улучшению взаимопонимания, укреплению терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами. Очевидно, что эти проблемы невозможно решить разовыми акциями и мероприятиями, курсами теоретических знаний. Необходимо использование методов и техник, которые позволят каждому ребенку соответственно его возрастным особенностям и возможностям, не только узнать и понять, но и почувствовать и пережить. Ведущий принцип педагогики, основанной на философии диалога, – принцип позитивности. По отношению к младшему школьному возрасту принцип этот характеризуют:
– позитивная установка на широкое общее культурное развитие ребенка, всех его потенциальных возможностей и способностей;
–раскрытие перед ребенком его собственных возможностей в различных видах деятельности.
Под этими принципами следует понимать рекомендательный, а не запретительный стиль организации активности детей, т.е. обсуждение предстоящих дел, желаний, интересов, создание развивающей предметной среды, условий для экспериментирования с различными материалами, уход от жестко регламентированной деятельности репродуктивного характера, признание права ребенка на самостоятельный выбор занятий, материалов, партнеров, способов, на просьбу о помощи или оказание помощи кому-то другому, на уединение, на индивидуальные занятия. Так, обсуждая предстоящие дела, дети должны иметь возможность высказывать предложения, а задача учителя – обсудить их совместно, не отмахиваясь. Мнение каждого ребенка должно быть услышано и взрослым, и детьми, а реакция на любое предложение – доброжелательной, заинтересованной.
Подготовка учителя в условиях воспитания
терпимости к другим народам.
Обсуждая тему толерантности как способности, качества личности, отметим неприемлемость авторитарной позиции в общении педагога с учениками. Но подчеркнём необходимость развития диалога, сотрудничества, субъект-субъектных отношений. Мастерство взаимодействия с подопечными жизненно необходимо специалисту-педагогу. Без этого не может состояться профессионал. Воспитанием этнически толерантной личности занимается именно педагог, но такое доступно только педагогу с высоким инновационным потенциалом. Высокий инновационный потенциал определяется как совокупность социокультурных и творческих характеристик личности, выражающей готовность совершенствовать педагогическую деятельность. В инновационный потенциал педагога также включается желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании. Для успешной работы в области инновационной педагогики необходимы следующие характеристики:
–творческая способность генерировать и продуцировать новые идеи, проектировать и моделировать их в практических формах, в конкретной деятельности;
–культурно-эстетическая развитость и образованность, что предполагает интеллектуальную и эмоциональную развитость и высокий уровень культурной грамотности педагога;
–открытость личности к новому, что базируется на толерантности личности и гибкости мышления.
Педагогическая толерантность требует соблюдения некоторых основных принципов:
–все работники образовательного учреждения и родители в общении с детьми должны проявлять к ним доброжелательность, терпение, уважение;
–педагоги должны относиться к ученикам с одинаковым уважением, не возвышая одних за счёт унижения других;
–оценки должны способствовать развитию ребёнка, стимулировать получение знаний и умений, а не быть кнутом в руках педагога;
–процесс обучения невозможен без продуктивного позитивного общения, в ходе которого закладываются нормы и правила поведения, формируется отношение к людям и к жизни
Также необходимо отметить, что реализация на практике инновационного потенциала отдельного педагога оказывается особенно результативной при наличии педагогического коллектива единомышленников, способных к реализации в сфере образования инновационных идей, проектов и технологий. Хороший музыкант не может преподавать, работать с учащимися и коллективом.
Качество решения педагогических, художественно-творческих задач зависит от умения строить отношения с коллегами и учениками, устанавливать оптимальные межличностные контакты, основанные на толерантности. В её структуру входит: знание правил поведения в коммуникативных ситуациях, умение устанавливать контакты, культурно и корректно отстаивать свою точку зрения в спорах, умение понимать личностные особенности и эмоциональное состояние собеседника, управлять собственным эмоциональным состоянием. Мастерство педагогического общения особенно важно в сфере искусства, поскольку оно часто носит иррациональный характер и связано с эмоциональной стороной жизни человека. При воспитании толерантности значимо чувствовать и понимать нюансы диалогического общения. По мнению психолога Баклановой Н. К., диалогическое общение подразумевает: умение вслушиваться в собеседника, избегать оценочных суждений, способность видеть ситуацию глазами партнёра по общению, уважение к личности с малых лет, естественность поведения. Развивая в себе способность толерантности, педагог должен учитывать факторы не только вербальной коммуникации. Мало обладать лишь теоретическими знаниями построения взаимоотношений, важно также как бы видеть по внешнему виду ученика его внутреннее состояние. Успех педагогического взаимодействия часто зависит от проницательности учителя, его чуткого внимания к жестам, интонации, речи, позе и другим средствам невербальной передачи информации. Главное в работе педагогов – направленность содержания деятельности учащихся, регулирование межличностных отношений. Общение имеет непреходящую ценность лишь в том случае, если вызовет потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствует проявлению внимания и сочувствия к людям. Успешное решение этой задачи во многом зависит от характера свободного общения школьников, их психологической предрасположенности к контактам в коллективе. Подчеркнём, что формирование толерантности связано с непрерывным самосовершенствованием педагога, наращиванием им профессионального и коммуникативного мастерства, развитием своих собственных внутренних, человеческих качеств.
Этническая толерантность предполагает не просто принятие другого этноса таким, каким он, а избирательное отношение к иному этносу и его представителям. Она предполагает: готовность к культурному взаимообмену и взаимообогащению, способность к взаимной эмпатии, т. е. к постижению ментальности этнодругого, нейтрализацию негативных комплексов в поведении этнодругого без унижения его личного и социального достоинства, установку на взаимоуважительный диалог. Воспитание толерантности – сложный и многогранный процесс. От его эффективности во многом зависит будущее гражданского общества России. Воспитание этнической толерантности необходимо начинать с раннего школьного возраста, когда психологические особенности возраста наиболее благоприятны. Педагогический процесс должен быть построен с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, отличающихся, с одной стороны, высоким уровнем активности, любознательности, с другой – ограниченными возможностями, слабо развитой произвольностью поведения, чувством безопасности. Вся система учебно-воспитательной работы, все педагогические средства влияют на формирование этого качества. Методика воспитания толерантности базируется на знании педагогами особенностей детей, коллектива, отношений между учащимися и их проявлений в поведении. Приорганизации работы по воспитанию толерантности педагогам необходимо знать и учитывать: индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры; национальный состав коллектива учащихся; проблемы в отношениях между детьми и их причины; культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях.
Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Она полностью соответствует тем гуманитарным задачам, которые ставит перед нами новый век в новом тысячелетии. В социальном контексте толерантность может толковаться, как готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения. При организации воспитательного процесса следует исходить из того, что межнациональные отношения в совокупности представляют собой единство общечеловеческого и национального, которое своеобразно проявляется в тех или иных районах, государствах, межгосударственных и международных объединениях. Эффективность совместной деятельности детей как средства формирования толерантности повышается, если:
- сформирована установка учащихся на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;
– осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций между учащимися и педагогом в этом процессе;
–создаются ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей;
–каждый участник может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести реальный вклад в общее дело;
–отсутствует давление, навязывание со стороны классного руководителя, который способен занять позицию старшего товарища.
В современных условиях жизнь людей, их будущее во многом зависят от общего положения в мире. Благодаря средствам массовой информации, туризму мир воспринимается детьми как среда, оказывающая на их жизнь реальное влияние. Воспитание ставит целью приобщать учащихся к общечеловеческим достижениям и ценностям. Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где необходимо не допускать ситуаций проявления неравенства детей в их правах и обязанностях. Разноязычие ученической среды часто приводит к избирательности в общении, национальной изолированности групп. Различие национально-этнических особенностей, которым ученики зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, быта, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими. В этих условиях при организации внеклассной и внешкольной работы крайне важно сближать интересы учащихся различных национальностей.
Если систематически и целенаправленно проводить работу по воспитанию этнической толерантности у детей младшего школьного возраста, то уровень этнической терпимости будет на достаточно высоком уровне.
Список литературы:
1. Абдулкаримов Г.Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. // Образование в современной школе. – 2002. – № 4. – С.58-69
2. Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. /Ярославский педагогический вестник. - 2003. - № 1.- С.96
3.Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры.- М.: Конус-М, 2004.- С.151
4. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М.. Толерантность: взгляд, поиск, решение.- М.: Вербум, 2003. -168 с.
5.Болотина Т.В., Новикова Т.Г., Смирнов Н.К.. Культура мира, права человека, толерантность и миролюбие. - М.:АПК и ПРО, 2002-С.42
6. Декларация Принципов Толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1995//Вопросы психологии.- 1995.- №12.- С.5
7.Демократия и толерантность/Под ред. В.С.Рахманиной.- Воронеж: Литера, 2002. - 402 с.
8.Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности // Образование в современной школе. – 2003. – № 7. – С 68-72
9. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002.- С.167
10. Коновалова Л.Н., Корсаков М.И., Якимец В.Н. Управление социальными программами.- М.: Эксмо, 2005.- 326 с.
11. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности.- М.: Изд-во Моск.Ун-та, 2004 – С.39.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование эстетической воспитанности у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира"
Статья "Формирование эстетической воспитанности у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира"...
Воспитание у детей младшего школьного возраста культуры ЗОЖ
Эта статья о необходимости развивать у детей потребность в здоровом образе жизни. В ней отражены факторы и критерии профилактической работы с младшими школьниками. Кроме этого в статье раскрывается ли...
Выступление на родительском собрании. Тема: 1. «Почему дети говорят неправду»,2. «Значение художественной литературы в воспитании у детей младшего школьного возраста нравственных качеств».
Консультациии для родителей помогут разобраться, как реагировать на детскую ложь, выявить ее причины и помочь воспитать в детях честность, правдивость. Помочь в этом помогут ситуации из разных литерет...
Программа воспитания учащихся начальных классов МБОУ СОШ с. Панино «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста»
воспитание культуры толерантности с самых первых дней обучения в школе...
Программа воспитания "Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста"
Данная программа воспитания разработана для учащихся 1-4 классов. Срок реализации программы 4 года. Представленная программа воспитания позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в шко...
Педагогические средства воспитания толерантности у детей детей младшего школьного возраста.
Материал знакомит с педагогическими средствами воспитания толерантности у детей....
Конспект консультации Образцовой Г.В. для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в младшем школьном возрасте с задержкой психического развития по повышению самооценки ребенка
Конспект консультации Образцовой Г.В. для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в младшем школьном возрасте с задержкой психического ра...