Педагогическая мастерская для родителей "Роль семьи в воспитании милосердия".
методическая разработка по теме

Цель педагогической мастерской: формирование представления о милосердии как величайщей ценности культуры и духовного развития человека.

Задачи: раскрыть значение слов "милосердие" и "сострадание"; способствовать развитию интереса к проблеме "Быть милосердным человеком - значит....", побудить родителей к тому, чтобы они задумались о собственной роли и ответственности в воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_masterskaya_dlya_roditeley.docx31.04 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая мастерская для родителей «Роль семьи в воспитании милосердия».

Участники: родители, педагог.

Цель: формирование представления о милосердии как величайшей ценности культуры и духовного развития человека.

Задачи: раскрыть значение слов «милосердие» и «сострадание»; способствовать развитию интереса к проблеме «Быть милосердным человеком – значит…»; побудить родителей к тому, чтобы они задумались о собственной роли и ответственности в воспитании детей.

Подготовительная работа: сбор материала по теме (выставка книг), листочки бумаги для записей, лист ватмана, цветные фломастеры, ручки.

Методы: словесные, практические

Формы и виды деятельности: беседа, самостоятельная работа с источниками информации, участие в диалоге.

Ход собрания

Приемы

Деятельность учителя

Деятельность участников

Создание благоприятного психологического настроя на работу; создание условий для включения  участников в деловой ритм.

Прием

«Побуждающий диалог»

Постановка проблемы, целеполагание.

«Подводящий диалог»

Прием «Два взгляда»

Организация и проведение исследовательской деятельности.

Прием «Привлекательная цель»

Подведение итогов мастерской

Рефлексия

- Здравствуйте, уважаемые родители!

- Сегодня я хочу еще раз предложить вам поговорить о наших детях и о нас с вами. Тему объявлять я сразу не буду. Вы ее сами назовете.

Предлагаю вашему вниманию высказывание известного педагога  Я. Корчака: «Будь самим собой, ищи свой собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде чем намечать круг их прав и обязанностей, отдай себе отчет в том, на что ты способен сам. Ты сам  тот ребенок, которого должен раньше, чем других, узнать, воспитать, научить».

- Понравилось высказывание?

- Как вы думаете, о чем оно?

(Родителям раздаются листочки с изображенной фигурой ребенка)  

- Давайте представим себе, что мы находимся в гостиной своего дома. Представьте своего ребенка. Прошу вас заполнить таблицу. Запишите, пожалуйста, на этих листочках в левом столбике те качества, которые вы бы хотели воспитать в нем, а в правом столбике - те черты, которые не желаете видеть у ребенка.[1]

- Я прошу вас зачитать свои списки положительных и отрицательных качеств.

- Все ли из перечисленных вами положительных качеств, важны? Выскажите свое мнение.

- Спасибо.

- Есть ли в ряду записанных слов такое нравственное качество как милосердие?

- Как вы думаете, почему понятие милосердие мы упоминаем очень редко?

- Итак, как вы считаете, чему посвящается наша мастерская?

- Согласна с вами, наша мастерская посвящена проблеме воспитания милосердия у наших детей. Быть милосердным человеком – что это значит? Попробуем ответить на вопрос: кто мы?

- Готовы вы поразмышлять на эту тему?

- Предлагаю всем участникам мастерской вспомнить свое детство. Прощу вас ответить на следующие вопросы.

1. Часто ли вы огорчались в детстве?

2. Из-за чего вы огорчались?

3. Как в детстве вы переживали обиды?

4. Кто к вам проявлял жалость и сострадание в трудные минуты?

5. Прощали ли вы в детстве своего обидчика?

- А сейчас вернемся в наше время. Теперь  сосредоточьте, пожалуйста, свое внимание на таких вопросах:

  1. Что теперь приносит вам боль и разочарование?
  2. Что расстраивает вас?
  3. Как вы сейчас реагируете на душевные раны, которые нанесли вам окружающие?

Предлагаю вам выразить свое отношение к понятию «милосердие».

Прошу продолжить фразу: «Милосердие – это ….., ….»

 (Учитель обобщает)

- Обычно слово милосердие связывают слюдьми обиженными судьбой: стариками или инвалидами, с детьми-сиротами, беспризорниками. Но милосердие необходимо и сильным, и молодым. Иногда так нужно нам, чтобы кто-нибудь подошел, обратил внимание,  пожалел, погладил по голове.

Наш жизненный опыт доказывает, что существуют внутренние противоречия. И эти противоречия влияют на процесс воспитания у детей способности к сопереживанию, состраданию.

В душе всегда существуют добро и зло. Их вечная борьба, столкновение – главная трагедия человека. Сегодня ребенок может искренне порадоваться за своего товарища, а завтра может позавидовать ему. Ребенок может взять домой голодного котенка и приласкать его, но он же способен на злое озорство. Вы когда-нибудь задумывались, почему?

- Предлагаю вам вопросы для размышления. От чего рождается равнодушие?

Педагог обобщает сказанное участниками мастерской и обращает их внимание на то, что …

- В семьях милосердие раздается разными порциями. Давайте представим наших детей. Больше всего доля милосердия достается маленьким детям. Им - самые ласковые слова, им – самое нежное и теплое. Их жалеют, часто берут на руки. Терпят их капризы, объясняют, учат. Ребенок растет, и доля милосердия для него становиться все меньше и меньше, она уменьшается из года в год.

Не все родители понимают, что ребенок – подросток очень ждет, чтобы кто-то его приласкал, выслушал, пожалел, посочувствовал, а не читал нотации. Немилосердие начинается именно с атаки на человека. Мне нагрубили – и я нагрублю. Меня обозвали – и я обзываю. Мне не помогли – и я не помог.

Задумайтесь, разве можно не дать руку помощи человеку в трудную минуту? Почему ты прошел мимо? Что будет с этим человеком? Что заставило тебя не остановиться? Часто ли мы задумываемся над этим?

Ваша задача – попробовать поставить себя на место вашего ребенка и ответить так, как бы ответил он, взглянуть на ситуацию его глазами. Понаблюдайте за детьми. Испытывают ли ваши дети радость, общаясь и помогая другим.  

- Как по вашему мнению, воспитать нам в детях эти основные качества?  Как научить детей подражать только хорошему и не подражать плохому? Давайте думать.

Групповое решение практических задач

(каждой группе предлагаются книги «Закон Божий», «Православный календарь», «Священная история в рассказах для детей» П.Н. Воздвиженского

- Предлагаю вам прочитать высказывания о милосердии. Обсудите в группе, запишите понравившиеся мысли.

- Попытайтесь составить советы родителям, как можно воспитать у детей милосердие.

- К какому выводу вы пришли?

- Значит, судьба наших детей зависит во многом от того, насколько мы научим их видеть необычное в окружающем мире, замечать то, что их удивит, восхитит, заставит опечалиться.

- Глядя на детей, помните о … зеркале: мы отражаемся в наших детях.  Мы приветливы – дети приветливы, мы нахмурились – дети напряжены.

Родители должны помнить об этом и держать себя так,  чтобы всякое подражание вашему образу – манерам, поведению,  обращению с окружающими и т.д. – было положительным. Да, это трудно, но необходимо, если мы растим настоящего человека.

- Давайте выделим, на ваш взгляд, самые важные элементы правильного общения с ребенком.  Как вы считаете, какие нужно назвать? Сформулируем основные принципы поддержки ребенка:

- Теперь предлагаю составить список возможных методов и приемов воспитания милосердия.

Выводы:

  1. Умение поставить себя на место ребенка,
  2. Терпение, вежливость, добро, помощь, деликатность, тактичность к своему ребенку.
  3. Точное использование слова.
  4. Личный пример родителей, взрослых.
  5. Оценка различных видов деятельности.
  6.  Забота о младших, старших, пожилых, одиноких людях.
  7. Помощь людям в экстремальных ситуациях.
  8. Беседа.
  9. Наблюдение.
  10. Сюжетно-ролевые игры. 

- Прошу вас еще раз прочитать внимательно методы и приемы воспитания милосердия. Скажите, какие из них используются вами в семейном воспитании и насколько успешно?

- Какие затруднения вы испытываете в нравственном воспитании своих детей?

- Сегодня часто звучало слово «милосердие», дефицит которого мы испытываем. Часто говорим и слышим: «Все стали равнодушные, жестокие, забыли о милосердии». Но кто эти все? Это – мы! Так давайте начнем с себя – будем милосердны по отношению ко всем, всегда и везде!

Добро - результат трудного пути. Только через себя, через свои переживания, эмоции, потребность в любви ребенок учится сочувствовать другим.

 Предлагаю закончить нашу встречу прочтением стихотворения. Пусть оно прозвучит как призыв к пониманию, отзывчивости и милосердию (звучит тихая музыка).

Подойди, загляни в глаза

И плечо его тихо тронь.

На щеке у него слеза

И обиды в душе огонь.

Его боль раздели на двоих,

Помоги ему, - он твой друг.

Видишь штор ледяной у них

От тепла твоих верных рук.

На ладонь положи звезду

И звезду эту другу дай.

Пусть она его вместе с тобой

Поведет в прекрасную даль.

- Красивые слова, вы согласны?

- Я надеюсь, что наша встреча оказалась для вас полезной.

В заключении предлагаю продолжить фразу: «Сегодня я задумался о том, что …..»

 Спасибо всем за откровения, за сотрудничество! И пусть итогом нашей совместной деятельности будет то доброе, хорошее, что каждый из вас уже успел сделать, и то, что вы собираетесь сделать.

В конце каждого урока детям дается домашнее задание. Я вам предлагаю тоже необычное домашнее задание. Составьте совместно с ребенком правила бережного отношения к людям. Запишите их в тетрадь. Наиболее важные из них прочитываете каждый день.

- Да. В нем много красивых слов. Его приятно читать и слушать.

- Наших детях.

Участники мастерской записывают в таблицу (возможные ответы)

доброта

злость

Зачитывают свои списки.

- Все слова важны. Родители мечтают, чтобы их ребенок был добрым, отзывчивым, терпеливым, порядочным, был помощником в семье.

- Синонимы этого слова есть: слова доброта, помощь в семье.  

- Само слово милосердие теперь произносят очень редко, потому что   забыли это слово.

- Милосердию. 

- Да.

Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение.

Отвечают на вопросы.

- Милосердие – это доброе отношение людей   к другим людям. Это забота о ближних.

- Милосердие проявляют милостивые люди, которые готовы всегда прийти на помощь.

- Милосердие - «милый сердцу».

 - Родители уделяют мало времени своим детям.

-  Дети уделяют мало внимания своим родителям.

-  Человек часто делает плохие поступки, не работает над ними.

- Люди стали меньше общаться, уделять друг другу внимание.

- Человек живет в своем мире. Меньше замечает красоту окружающего мира, становиться жестоким.

Работают с источниками информации, и после небольшого обсуждения комментирует доставшиеся высказывания о милосердии.

Составляют советы, записывают их на листочках, прикрепляют на ватман.

Высказывают свое мнение, обсуждают.

- Всегда проявляй любовь к ближнему.

- Не требуй взамен подарков за свою доброту.

- Будь добр, и не делай зло.

- Не ищи плохое в человеке.

- Будь готов прийти на помощь в трудную минуту.

- Замечай красоту вокруг себя. Люби все, что тебя окружает.

- Умей отличать хорошее от плохого.

- Слово, жесты, взгляд, мимика, интонация, тактильный контакт.

(возможные ответы)

- Следует быть не только осмотрительным, но и наблюдательным. Возможно, кто-то нуждается в нашей помощи. Мы можем помочь пожилым людям, инвалидам, детям.

- Человек должен завоевать уважение других к себе, уметь сочувствовать товарищу и окружающим людям в их беде.

- В любой ситуации человек должен бороться с черствостью, завистью, бездушием, бессердечностью и не допускать проявления этих качеств в своем характере.

- Милосердию можно и нужно учиться. В любых ситуациях проявлять к людям сочувствие, сострадание, терпимость, заботу, оказывать помощь.

- Помнить и воспитывать культуру поведения, отзывчивость, доброту, великодушие, почтение к старшим, умение общаться.

- Воспитывать детей нужно ненавязчиво, дружелюбно подсказать, на ту или иную тему, обращать внимание на какую-то деталь фильма, телепередачи

-  Читать с детьми книги, обсуждать вместе, неторопливо беседовать со своим ребенком.

- Нельзя опускаться до уровня бесконечных назиданий, упреков, замечаний, угроз, побоев. Они вызывают открытое сопротивление и упрямое желание сделать по-своему.

- В воспитании необходимы правильные образы, примеры, поступки.

- Мало времени уделяем своим детям. Забываем о совместных творческих делах.

- Многие родители забывают о психологических особенностях   детей   данного возраста и т.п.

- Просмотр зарубежные фильмов, компьютерные игры негативно влияют на развитие ребенка и т.п.

.

Каждый по очереди высказывает основную мысль, к которой он пришел в ходе работы мастерской, делится своими впечатлениями.

Использованная литература:

  1. Закон Божий: для семьи и школы / Книга для сост. прот. Серафим Слободской. – Минск: издательство Белорусского Экзархата, 2011. - 720 с: ил.
  2. Календарь православный, 2012. - М.: Артос - Медиа, 2011. – 300 с.
  3. Шутова, В. Воспитание милосердия: [педагогическая мастерская для родителей – сценарий занятия] / В. Шутова// Воспитание школьников. - 2004.- № 6.- С. 33-46.
  4. Книга «Священная история» в рассказах для детей П.Н. Воздвиженского: Издательство «Белый город». – Москва, 2005.

[1] Шутова, В. Воспитание милосердия: [педагогическая мастерская для родителей – сценарий занятия]/ В. Шутова// Воспитание школьников. - 2004.-№ 6.- С. 33-46.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание милосердия и чуткости

Выступление на городских этических чтениях ....

Педагогическая мастерская "Мама - главное слово в каждой семье".

Мастерская создаёт условия для осознания того, что мама-это самый близкий человек;понимания глубины материнских чувств; развития заботливого отношения к маме (бабушке); воспитания любви к близки...

Педагогическая мастерская "Что такое милосердие"

Урок дан в рамках дня открытых дверей в МБОУ СОШ №5 с.Прикумское.      Сегодня, когда в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливог...

презентация " Педсовет: как избежать насилие в школе и семье, или воспитание милосердия"

Данная презентация является выступлением  на родительском собрании...

Педагогическая мастерская «Семья и семейные традиции. Роль семейных ценностей в жизни человека» занятие для детей 1-3 классов

Актуальность данной темы обусловлена тем, что семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. В младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориен...