Педагогическая мастерская для родителей "Роль семьи в воспитании милосердия".
методическая разработка по теме
Цель педагогической мастерской: формирование представления о милосердии как величайщей ценности культуры и духовного развития человека.
Задачи: раскрыть значение слов "милосердие" и "сострадание"; способствовать развитию интереса к проблеме "Быть милосердным человеком - значит....", побудить родителей к тому, чтобы они задумались о собственной роли и ответственности в воспитании детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_masterskaya_dlya_roditeley.docx | 31.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая мастерская для родителей «Роль семьи в воспитании милосердия».
Участники: родители, педагог.
Цель: формирование представления о милосердии как величайшей ценности культуры и духовного развития человека.
Задачи: раскрыть значение слов «милосердие» и «сострадание»; способствовать развитию интереса к проблеме «Быть милосердным человеком – значит…»; побудить родителей к тому, чтобы они задумались о собственной роли и ответственности в воспитании детей.
Подготовительная работа: сбор материала по теме (выставка книг), листочки бумаги для записей, лист ватмана, цветные фломастеры, ручки.
Методы: словесные, практические
Формы и виды деятельности: беседа, самостоятельная работа с источниками информации, участие в диалоге.
Ход собрания | ||||||||
Приемы | Деятельность учителя | Деятельность участников | ||||||
Создание благоприятного психологического настроя на работу; создание условий для включения участников в деловой ритм. Прием «Побуждающий диалог» Постановка проблемы, целеполагание. «Подводящий диалог» Прием «Два взгляда» Организация и проведение исследовательской деятельности. Прием «Привлекательная цель» Подведение итогов мастерской Рефлексия | - Здравствуйте, уважаемые родители! - Сегодня я хочу еще раз предложить вам поговорить о наших детях и о нас с вами. Тему объявлять я сразу не буду. Вы ее сами назовете. Предлагаю вашему вниманию высказывание известного педагога Я. Корчака: «Будь самим собой, ищи свой собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде чем намечать круг их прав и обязанностей, отдай себе отчет в том, на что ты способен сам. Ты сам тот ребенок, которого должен раньше, чем других, узнать, воспитать, научить». - Понравилось высказывание? - Как вы думаете, о чем оно? (Родителям раздаются листочки с изображенной фигурой ребенка) - Давайте представим себе, что мы находимся в гостиной своего дома. Представьте своего ребенка. Прошу вас заполнить таблицу. Запишите, пожалуйста, на этих листочках в левом столбике те качества, которые вы бы хотели воспитать в нем, а в правом столбике - те черты, которые не желаете видеть у ребенка.[1] - Я прошу вас зачитать свои списки положительных и отрицательных качеств. - Все ли из перечисленных вами положительных качеств, важны? Выскажите свое мнение. - Спасибо. - Есть ли в ряду записанных слов такое нравственное качество как милосердие? - Как вы думаете, почему понятие милосердие мы упоминаем очень редко? - Итак, как вы считаете, чему посвящается наша мастерская? - Согласна с вами, наша мастерская посвящена проблеме воспитания милосердия у наших детей. Быть милосердным человеком – что это значит? Попробуем ответить на вопрос: кто мы? - Готовы вы поразмышлять на эту тему? - Предлагаю всем участникам мастерской вспомнить свое детство. Прощу вас ответить на следующие вопросы. 1. Часто ли вы огорчались в детстве? 2. Из-за чего вы огорчались? 3. Как в детстве вы переживали обиды? 4. Кто к вам проявлял жалость и сострадание в трудные минуты? 5. Прощали ли вы в детстве своего обидчика? - А сейчас вернемся в наше время. Теперь сосредоточьте, пожалуйста, свое внимание на таких вопросах:
Предлагаю вам выразить свое отношение к понятию «милосердие». Прошу продолжить фразу: «Милосердие – это ….., ….» (Учитель обобщает) - Обычно слово милосердие связывают слюдьми обиженными судьбой: стариками или инвалидами, с детьми-сиротами, беспризорниками. Но милосердие необходимо и сильным, и молодым. Иногда так нужно нам, чтобы кто-нибудь подошел, обратил внимание, пожалел, погладил по голове. Наш жизненный опыт доказывает, что существуют внутренние противоречия. И эти противоречия влияют на процесс воспитания у детей способности к сопереживанию, состраданию. В душе всегда существуют добро и зло. Их вечная борьба, столкновение – главная трагедия человека. Сегодня ребенок может искренне порадоваться за своего товарища, а завтра может позавидовать ему. Ребенок может взять домой голодного котенка и приласкать его, но он же способен на злое озорство. Вы когда-нибудь задумывались, почему? - Предлагаю вам вопросы для размышления. От чего рождается равнодушие? Педагог обобщает сказанное участниками мастерской и обращает их внимание на то, что … - В семьях милосердие раздается разными порциями. Давайте представим наших детей. Больше всего доля милосердия достается маленьким детям. Им - самые ласковые слова, им – самое нежное и теплое. Их жалеют, часто берут на руки. Терпят их капризы, объясняют, учат. Ребенок растет, и доля милосердия для него становиться все меньше и меньше, она уменьшается из года в год. Не все родители понимают, что ребенок – подросток очень ждет, чтобы кто-то его приласкал, выслушал, пожалел, посочувствовал, а не читал нотации. Немилосердие начинается именно с атаки на человека. Мне нагрубили – и я нагрублю. Меня обозвали – и я обзываю. Мне не помогли – и я не помог. Задумайтесь, разве можно не дать руку помощи человеку в трудную минуту? Почему ты прошел мимо? Что будет с этим человеком? Что заставило тебя не остановиться? Часто ли мы задумываемся над этим? Ваша задача – попробовать поставить себя на место вашего ребенка и ответить так, как бы ответил он, взглянуть на ситуацию его глазами. Понаблюдайте за детьми. Испытывают ли ваши дети радость, общаясь и помогая другим. - Как по вашему мнению, воспитать нам в детях эти основные качества? Как научить детей подражать только хорошему и не подражать плохому? Давайте думать. Групповое решение практических задач (каждой группе предлагаются книги «Закон Божий», «Православный календарь», «Священная история в рассказах для детей» П.Н. Воздвиженского - Предлагаю вам прочитать высказывания о милосердии. Обсудите в группе, запишите понравившиеся мысли. - Попытайтесь составить советы родителям, как можно воспитать у детей милосердие. - К какому выводу вы пришли? - Значит, судьба наших детей зависит во многом от того, насколько мы научим их видеть необычное в окружающем мире, замечать то, что их удивит, восхитит, заставит опечалиться. - Глядя на детей, помните о … зеркале: мы отражаемся в наших детях. Мы приветливы – дети приветливы, мы нахмурились – дети напряжены. Родители должны помнить об этом и держать себя так, чтобы всякое подражание вашему образу – манерам, поведению, обращению с окружающими и т.д. – было положительным. Да, это трудно, но необходимо, если мы растим настоящего человека. - Давайте выделим, на ваш взгляд, самые важные элементы правильного общения с ребенком. Как вы считаете, какие нужно назвать? Сформулируем основные принципы поддержки ребенка: - Теперь предлагаю составить список возможных методов и приемов воспитания милосердия. Выводы:
- Прошу вас еще раз прочитать внимательно методы и приемы воспитания милосердия. Скажите, какие из них используются вами в семейном воспитании и насколько успешно? - Какие затруднения вы испытываете в нравственном воспитании своих детей? - Сегодня часто звучало слово «милосердие», дефицит которого мы испытываем. Часто говорим и слышим: «Все стали равнодушные, жестокие, забыли о милосердии». Но кто эти все? Это – мы! Так давайте начнем с себя – будем милосердны по отношению ко всем, всегда и везде! Добро - результат трудного пути. Только через себя, через свои переживания, эмоции, потребность в любви ребенок учится сочувствовать другим. Предлагаю закончить нашу встречу прочтением стихотворения. Пусть оно прозвучит как призыв к пониманию, отзывчивости и милосердию (звучит тихая музыка). Подойди, загляни в глаза И плечо его тихо тронь. На щеке у него слеза И обиды в душе огонь. Его боль раздели на двоих, Помоги ему, - он твой друг. Видишь штор ледяной у них От тепла твоих верных рук. На ладонь положи звезду И звезду эту другу дай. Пусть она его вместе с тобой Поведет в прекрасную даль. - Красивые слова, вы согласны? - Я надеюсь, что наша встреча оказалась для вас полезной. В заключении предлагаю продолжить фразу: «Сегодня я задумался о том, что …..» Спасибо всем за откровения, за сотрудничество! И пусть итогом нашей совместной деятельности будет то доброе, хорошее, что каждый из вас уже успел сделать, и то, что вы собираетесь сделать. В конце каждого урока детям дается домашнее задание. Я вам предлагаю тоже необычное домашнее задание. Составьте совместно с ребенком правила бережного отношения к людям. Запишите их в тетрадь. Наиболее важные из них прочитываете каждый день. | - Да. В нем много красивых слов. Его приятно читать и слушать. - Наших детях. Участники мастерской записывают в таблицу (возможные ответы)
Зачитывают свои списки. - Все слова важны. Родители мечтают, чтобы их ребенок был добрым, отзывчивым, терпеливым, порядочным, был помощником в семье. - Синонимы этого слова есть: слова доброта, помощь в семье. - Само слово милосердие теперь произносят очень редко, потому что забыли это слово. - Милосердию. - Да. Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение. Отвечают на вопросы. - Милосердие – это доброе отношение людей к другим людям. Это забота о ближних. - Милосердие проявляют милостивые люди, которые готовы всегда прийти на помощь. - Милосердие - «милый сердцу». - Родители уделяют мало времени своим детям. - Дети уделяют мало внимания своим родителям. - Человек часто делает плохие поступки, не работает над ними. - Люди стали меньше общаться, уделять друг другу внимание. - Человек живет в своем мире. Меньше замечает красоту окружающего мира, становиться жестоким. Работают с источниками информации, и после небольшого обсуждения комментирует доставшиеся высказывания о милосердии. Составляют советы, записывают их на листочках, прикрепляют на ватман. Высказывают свое мнение, обсуждают. - Всегда проявляй любовь к ближнему. - Не требуй взамен подарков за свою доброту. - Будь добр, и не делай зло. - Не ищи плохое в человеке. - Будь готов прийти на помощь в трудную минуту. - Замечай красоту вокруг себя. Люби все, что тебя окружает. - Умей отличать хорошее от плохого. - Слово, жесты, взгляд, мимика, интонация, тактильный контакт. (возможные ответы) - Следует быть не только осмотрительным, но и наблюдательным. Возможно, кто-то нуждается в нашей помощи. Мы можем помочь пожилым людям, инвалидам, детям. - Человек должен завоевать уважение других к себе, уметь сочувствовать товарищу и окружающим людям в их беде. - В любой ситуации человек должен бороться с черствостью, завистью, бездушием, бессердечностью и не допускать проявления этих качеств в своем характере. - Милосердию можно и нужно учиться. В любых ситуациях проявлять к людям сочувствие, сострадание, терпимость, заботу, оказывать помощь. - Помнить и воспитывать культуру поведения, отзывчивость, доброту, великодушие, почтение к старшим, умение общаться. - Воспитывать детей нужно ненавязчиво, дружелюбно подсказать, на ту или иную тему, обращать внимание на какую-то деталь фильма, телепередачи - Читать с детьми книги, обсуждать вместе, неторопливо беседовать со своим ребенком. - Нельзя опускаться до уровня бесконечных назиданий, упреков, замечаний, угроз, побоев. Они вызывают открытое сопротивление и упрямое желание сделать по-своему. - В воспитании необходимы правильные образы, примеры, поступки. - Мало времени уделяем своим детям. Забываем о совместных творческих делах. - Многие родители забывают о психологических особенностях детей данного возраста и т.п. - Просмотр зарубежные фильмов, компьютерные игры негативно влияют на развитие ребенка и т.п. . Каждый по очереди высказывает основную мысль, к которой он пришел в ходе работы мастерской, делится своими впечатлениями. |
Использованная литература:
- Закон Божий: для семьи и школы / Книга для сост. прот. Серафим Слободской. – Минск: издательство Белорусского Экзархата, 2011. - 720 с: ил.
- Календарь православный, 2012. - М.: Артос - Медиа, 2011. – 300 с.
- Шутова, В. Воспитание милосердия: [педагогическая мастерская для родителей – сценарий занятия] / В. Шутова// Воспитание школьников. - 2004.- № 6.- С. 33-46.
- Книга «Священная история» в рассказах для детей П.Н. Воздвиженского: Издательство «Белый город». – Москва, 2005.
[1] Шутова, В. Воспитание милосердия: [педагогическая мастерская для родителей – сценарий занятия]/ В. Шутова// Воспитание школьников. - 2004.-№ 6.- С. 33-46.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание милосердия и чуткости
Выступление на городских этических чтениях ....
Педагогическая мастерская "Мама - главное слово в каждой семье".
Мастерская создаёт условия для осознания того, что мама-это самый близкий человек;понимания глубины материнских чувств; развития заботливого отношения к маме (бабушке); воспитания любви к близки...
Педагогическая мастерская "Что такое милосердие"
Урок дан в рамках дня открытых дверей в МБОУ СОШ №5 с.Прикумское. Сегодня, когда в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливог...
« Воспитание милосердия у подрастающего поколения » ( из опыта работы )
Выступление на курсах ОПК....
презентация " Педсовет: как избежать насилие в школе и семье, или воспитание милосердия"
Данная презентация является выступлением на родительском собрании...
Педагогическая мастерская «Семья и семейные традиции. Роль семейных ценностей в жизни человека» занятие для детей 1-3 классов
Актуальность данной темы обусловлена тем, что семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. В младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориен...
Педагогическая мастерская. Моё педагогическое открытие
Проектная деятельность...