Программа "Одаренные дети" (1-4 классы)
рабочая программа на тему
Программа "Одаренные дети" (1-4 классы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_odarennye_deti.docx | 31.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Холмовская средняя школа»
Холм-Жирковского района Смоленской области
Принята Утверждаю
на заседании педагогического совета Директор ______ И.Б. Лопунова
Протокол от ___________ №_______ Приказ от ____________ № ____
Программа
«Одарённые дети»
(1-4 классы)
пгт.Холм-Жирковский,
2016 год
Пояснительная записка
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Отличительные особенности одаренных детей
1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
3.Испытывают радость от умственного труда.
Категории одаренных детей
1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
2.Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
3.Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада,
незаурядными умственными резервами.
Познавательные возможности учащихся:
- Гениальность – индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
- Талант – выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой –то определенной сфере.
- Способности – индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия
«одаренность» позволил выделить следующие виды одаренности:
-Общая интеллектуальная (академическая) одаренность;
-Информационно - коммуникативная одаренность;
-Творческая одаренность;
-Социальная одаренность;
-Спортивная одаренность.
Цели программы:
-выявление и поддержка способных и одаренных детей;
-раскрытие их индивидуальности, развитие целостного миропонимания, творческого и системного мышления;
-создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.
Задачи программы:
- разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей на этапе начального общего образования;
- определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одарѐнных детей;
- стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;
- совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье.
- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;
предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу.
Главные принципы реализации программы
Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
Гуманизм в межличностных отношениях.
Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
Применение принципов развивающего обучения.
Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Принципы педагогической деятельности в работе с ОД:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Формы работы с ОД:
групповые занятия с одаренными учащимися;
предметные кружки;
кружки по интересам;
конкурсы;
факультативы по выбору;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
исследовательская деятельность и участие в НПК.
Методическая работа педагога:
заниматься самообразованием;
повышать профессиональное мастерство;
посещать занятия других педагогов;
участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;
проводить открытые занятия;
подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.
Работа с родителями
Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий в творческом объединении “Умники и умницы”, родительски е собрания, лекции, семейные игры.
Функции руководителей кружков и секций
Выявление одарѐнных детей.
Организация творческих отчѐтов детей.
Предоставление необходимой информации классным руководителям.
Консультирование родителей.
Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми (в произвольной форме)
Функции психолога
Психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная);
Индивидуальные и групповые занятия с учащимися;
Индивидуальные и групповые консультации для учащихся;
Работа с родителями (выступления на родительских собраниях, консультации);
Работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа).
Основные направления реализации программы.
создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:
- внедрение передовых образовательных технологий;
- укрепление материально-технической базы;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности;
- формирование банков данных по проблеме одарѐнности.
методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:
- повышение профессионального мастерства педагогов;
- организация обмена опытом учителей, работающих с одарѐнными детьми;
- научно-методическое и информационное обеспечение программы.
Примерный план работы с одарѐнными детьми
№ | Мероприятия | Дата | Ответственные |
1. | Изучение нормативных документов и методических рекомендаций. | в течение года | Заместитель директора по УВР |
2. | Разработка целостной системы поиска, выявления, отбора, обучения, развития одарѐнных детей с учетом сохранения здоровья и преемственности. | в течение года | Психолог |
3. | Создание банка данных по одарѐнным детям начальной школа. | Сентябрь, январь | Психолог, учитель начальных классов |
4. | Проведение работы с родителями одарѐнных детей. | в течение года | Учитель начальных классов, психолог |
5. | Проведение семинаров и заседаний ШМО по изучению опыта работы учителей, работающих с одарѐнными детьми. | в течение года | Руководитель ШМО |
6. | Создание условий для работы с одарѐнными детьми и подготовки их к конкурсам. | в течение года | Учитель начальных классов |
7. | Подготовка и проведение предметных школьных олимпиад учащихся 2-4 классов. | В течение года | Руководитель ШМО Зам директора |
8. | Активизация работы по участию детей в международных, всероссийских и муниципальных конкурсах. | в течение года | Учитель начальных классов |
9. | Анализ критических замечаний и предложений по результатам олимпиад с выработкой рекомендаций. | январь-апрель | Руководитель ШМО |
10. | Контроль и организация сети занятий по интересам (внеурочная деятельность). | в течение года | Заместитель директора по УВР |
11. | Расширение банка методической литературы по работе с одарѐнными детьми. | в течение года | Библиотекарь, учитель начальных классов |
12. | Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. | в течение года | Заместитель директора по УВР Руководитель ШМО |
13. | Разработка и подбор диагностических психолого- педагогических методик для выявления одаренных детей. | в течение года | Психолог |
14. | Внедрение в систему работы образовательного учреждения разработанных диагностических методик и методов работы с одаренными детьми. | в течение года | Учитель начальных классов, психолог |
15. | Психологическая диагностика по выявлению одаренных детей. | 1 четверть | Психолог |
16. | Проведение предметных недель. | в течение года | Руководитель ШМО Учитель начальной школы. |
17. | Анализ и корректировка результативности и выполнения этапов программы «Одаренные дети». | в течение года | Заместитель директора по УВР Руководитель МО |
18. | Педагогическая диагностика по выявлению одаренных детей по учебным предметам. | 1 четверть | Учитель начальной школы. |
19. | Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми. | ежегодно | ШМО РМО |
20. | Распространение опыта работы с одаренными детьми. | ежегодно | ШМО РМО |
21. | Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети». | ежегодно | ШМО РМО |
Планируемы результаты программы, важнейшие целевые показатели модели
- Повышение мотивации школьников к учению и уровня облученности за счет учета индивидуальных образовательных запросов учащихся, а также их психологических и социальных характеристик.
- Выпускники начальной школы дети должны легко ориентироваться в культурном наследии России.
- Обладать творческим воображением, уметь изображать и создавать образы, выражая своѐ отношение к ним.
- Участвовать в различных конкурсах: городских, районных, областных, межрегиональных, международных, Российских, способствующих позиционированию ОУ.
Обучающиеся научатся:
- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
- определять учебную задачу;
- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- владеть своим вниманием;
- сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
- использовать основные приемы мыслительной деятельности;
- самостоятельно мыслить и творчески работать;
- владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- совершенствовать и повышать качество знаний и умений;
- развивать свои способности в соответствии со своими возможностями;
- применять свои способности в нестандартных ситуациях;
- развивать общую эрудицию, расширять свой кругозор.
Результаты по формированию УУД
Личностные УУД
- Проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности, выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в цели;
- Работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик, оратор и др.
- Стремление к самосовершенствованию;
- Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя:
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Регулятивные УУД
- Замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи.
- Составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей.
- Прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи. Самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану. Понимать значение работы над устранением ошибок.
- Находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок. Подбирать задания на устранение пробелов в знаниях. Различать способ и результат действия.
- Оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки(шкалы,
- линейки, баллы, проценты).
- С помощью вопросов выяснять недостающую информацию.
- Брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия. Анализировать результаты собственного действия относительно общей
- схемы деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию.
- Выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.
- Составлять внутренний план действий.
Познавательные УУД
- Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
- Использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек).
- Осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ.
- Грамотное построение устной и письменной речи. Выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности.
- Извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов. Самостоятельно создавать алгоритм действий.
- Обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов.
- Устанавливать аналогии.
- Владеть общим рядом приемом решения задач.
- Выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора.
- Понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности.
- Использовать разные географические средства.
- Замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера.
Коммуникативные УУД
- Эффективно сотрудничать в паре, группе и классе. Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.
- Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
- Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
- Уметь формулировать свое мнение и позицию
- Высказываться, убеждать, доказывать, уступать.
Литература
Васильева Е. Н., Григорьева Л. М., Сушкова В. Н. «Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей». – Тюмень, 2002.
Винокурова Н. К. «Развитие творческих способностей». – Москва, 1999.
Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте». Психологический очерк. Книга для учителей. – Москва, 1991.
Гуревич К. М. «Индивидуально-психологические особенности школьников». – Москва, 1988.
Развитие познавательных способностей./ Под ред. Дубровиной И. В. – Москва, 2002.
Из материалов программы «Модель работы с одаренными детьми в начальной школе» авторы:Жукова Т.А., Кругова С.А., Игнатьева И.А.
Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. «Диагностика познавательной сферы ребенка». – Москва, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-обобщение к разделу «Писатели—детям» для 2 класса.
На уроке мы вспомним детских авторов и их произведения, с которыми мы познакомились в разделе "Писатели - детям", поиграем в литературные игры, проведем диагностику скорости чтения....
День Знаний “Хорошо, что есть на свете взрослые и дети!” в 1 классе
цели:воспитание любви и уважения к близким людям;развитие творческих способностей учащихся;сплочение коллектива...
бланк для ответов для аттестации детей в 4 классе
бланк можно использовать для любого предмета...
Первый раз в первый класс. Дети в первом классе, или как ребенок привыкает к школе.
Первый раз в первый класс. Дети в первом классе, или как ребенок привыкает к школе. ...
Презентация для детей 1-4 классов. Тема: Развитие графомотрных навыков у детей с использованием цветных и графитных карандашей, кисти, пера, чернила и туши.
Данная презентация будет полезна воспитателям ГПД, учителям начальных классов, учителям ИЗО. В ней представлены различные виды заданий для развития мелкой моторики и совершенствования графомоторных на...
Презентация к конкурсу классов Мы дети солнца 3А класс
Презентация к конкурсу классов Мы дети солнца 3А класс...
Родительское собрание в 1 классе."Адаптация детей 1-го класса в школе. Новые обязанности — первые трудности"
Материал к родительскому собранию....