Программа летнего лагеря "Город Мастеров"
рабочая программа на тему
Программа летнего лагеря "Город Мастеров предназначена для детей от 7 до 13 лет"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorod_masterov_programma_2018.docx | 115.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
муниципального образования «город Бугуруслан»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №3
________Е. В. Кручинкина
«___»____________2018 г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Город Мастеров»
лагеря дневного пребывания «Радуга»
(программа рассчитана на детей 7 – 13 лет)
Авторы: Панкратова Оксана Владимировна,
заместитель директора по ВР
Икомасова Светлана Владимировна,
учитель начальных классов
Бугуруслан, 2018
Информационная карта профильной смены
ГЛАВА I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008;
- инструктивные письма Минобрнауки РФ (от 14.04.2011 г. № МД-463/06, от 26.10.2012 № 09-260, от 01.04.2014 № 09-613, от 18.11.2015 № 09-3242).
- Национальный стандарт РФ ГОСТ 542887-2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления»;
- Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2011 г. «Об утверждении типового положения о детском оздоровительном лагере»;
- СанПин 2.4.4 3155–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей».
- Методические рекомендации по примерному содержанию и разработке образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей в Оренбургской области.
- Устав образовательного учреждения;
- Положение о детском оздоровительном лагере;
- Правила внутреннего распорядка в детском оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей;
- Приказ директора МБОУ СОШ №3 «Об организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время;
- Приказ директора МБОУ СОШ №3 «О назначении ответственных»
- Актуальность программы
Актуальность организации летнего оздоровительного отдыха вытекает из потребности семьи и государства иметь здоровое, всесторонне развитое подрастающее поколение. На образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, приобщение к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей.
Летний период как нельзя более благоприятен для решения этих задач.
Участниками лагерных смен являются дети, разные по состоянию здоровья, с различными творческими способностями, успеваемостью, социальным опытом, из разных семей. И потому главное в организации летнего отдыха, учитывая эти особенности, обеспечить полноценный организованный отдых детей, т. е. сделать его занимательным, насыщенным, полезным, полным событий, использовать все возможности для интересного и полезного общения ребят со взрослыми и между собой. Досуг, игры должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьезным размышлениям. Наш лагерь - это:
1.Возможность для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка.
2. Укрепление здоровья и организация досуга учащихся.
3. Профилактика вредных привычек, детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и социальная защита прав и законных интересов детей. Именно первоочередной задачей летнего пришкольного лагеря является физическое и духовное оздоровление детей и подростков. Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана данная программа.
1.2. Отличительные особенности программы:
Анализ реализованных программ показал, что проводимые воспитательные мероприятия в лагере рассчитаны в основном на младший школьный возраст и не совсем подходят для детей подросткового возраста в силу их возрастных особенностей. Наша программа будет интересна как детям так и подросткам
1.3. Новизна программы
Новизна программы «Город мастеров» заключается в том, что подростки выступают не «потребителями», а соорганизаторами. Они участвуют в управлении детским оздоровительным лагерем, создают орган соуправления Совет Мастеров, формируют и помогают осуществлять работу кружков («площадь Танца», «проспект Спортсменов», «улица Художников» и т.п.) в городе Мастеров, помогают в организации и проведении культурно-массовые мероприятия. Задача воспитателей - координировать их работу.
Таким образом, программа содействует развитию детского самоуправления и воспитанию социальной активности детей и подростков через включение в социально - значимую деятельность при проведении разноплановых просветительских, спортивных, досуговых мероприятий.
Программа летнего оздоровительного лагеря «Город Мастеров» является модифицированной. На общероссийском уровне существуют программы с подобной педагогической идеей, например, авторская программа ООО «Детский оздоровительный лагерь «БЕРЕЗКА», основным средством реализации которой являются курсы занятий детских творческих групп.
- Направленность программы
Направленность программы - социально-педагогическая
- Адресат программы
Основной состав лагеря – это учащиеся образовательного учреждения МБОУ СОШ №3, численностью 200 человек.
Возрастные группы:
- лет (1-2 классы);
9-11 лет (3-4 классы);
11 – 13 лет (5-7 классы).
Включая детей и подростков находящихся в трудной жизненной ситуации, опекаемых, детей из многодетных семей, подростков состоящих на учете в ОДН, на внутришкольном учете
- Цель и задачи программы
Цель: развитие личности ребенка в условиях летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей через развитие творческого потенциала и включение в социально - значиму ю деятельность
Задачи:
- вовлечь детей и подростков в активную деятельность через игровой сюжет смены с учетом интереса, возрастных особенностей и интеллектуального уровня;
- знакомство с различными профессиями, профориентация участников смены,;
- прививать навыки здорового образа жизни;
- создать условия для раскрытия внутреннего потенциала и самореализации детей и подростков в различных видах деятельности;
- развивать интеллектуальный потенциал личности, стимулировать интерес к получению новых знаний;
- развивать у детей навыки конструктивного общения со сверстниками и взрослыми;
- организовать участие подростков в реальном правлении своей жизнедеятельностью, делегирование детям ответственности за принимаемое решение, через работу Актива смены, подготовку и проведение общих дел в отряде и лагере;
- воспитывать толерантное отношение к окружающим, уважение к людям труда.
1.7. Ожидаемые результаты работы оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
Планируемые результаты освоения данной Программы:
- у детей сформируются умения и навыки, приобретенные в творческих мастерских, которые будут способствовать личностному развитию и росту ребенка;
- актуализация и частичное решение детско-подростковых проблем (через опыт деятельности самих детей и подростков;
- произойдет улучшение качества творческих работ, за счет увеличения количества детей, принимающих участия в творческих конкурсах;
- будет создана мотивация на активную жизненную позицию в формировании здорового образа жизни и получении конкретного результата от своей деятельности;
- будет реализована мотивация к собственному развитию, участию в собственной деятельности, проявление социальной инициативы.
- Принципы реализации программы
Принцип гуманистической ориентированности определяет:
- уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;
- уважение и терпимость к мнению детей;
- самоуправление в сфере досуга;
- создание ситуаций успеха;
- приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;
- защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;
- создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;
- формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
Принцип педагогической целесообразности требует обеспечить такую организацию учебного - воспитательного процесса, когда при коллективном характере каждый ученик был бы максимально вовлечен в процесс и работал в режиме, соответствующем его индивидуальным способностям.
Принцип комплексности – требует сочетание массовых, коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Принцип учета индивидуальных особенностей требует обеспечить такую организацию, когда при коллективном характере работы каждый подросток был бы максимально вовлечен в процесс и работал в режиме, соответствующем его индивидуальным способностям.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
- грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
- грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
- грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
- грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
- грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
- сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
- постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
- Методы реализации программы
Использование методов, в основе которых лежит логика деятельностного подхода к воспитанию:
- методы формирования сознания личности ребенка (беседа, пример, внушение и т.д.);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (поручение, воспитательные ситуации, требование, совет, просьба и т.д.);
- методы стимулирования поведения и деятельности (поощрение, соревнование и т.д.);
- методы контроля, самоконтроля, оценки и самооценки деятельности и поведения (наблюдение, беседы, опросы, анализ результатов, создание педагогических ситуаций).
- методы досуговой педагогики: (методы игры и игрового тренинга, методы театрализации; методы состязательности; методы равноправного духовного контакта; методы воспитывающих ситуаций; методы импровизации)
1.10. Формы организации деятельности детей
1. Организационный модуль.
Формы работы: планирование, подготовка к лагерной смене, оформление лагеря, подготовка материальной базы, определение обязанностей, подготовка к сдаче приемной комиссии, организация питания в школьном оздоровительном лагере.
2. Оздоровительный модуль.
Формы работы: утренняя зарядка, закаливание, встречи с медицинским работником, влажная уборка, проветривание, беседы о вредных привычках, организация питания воспитанников, спортивные праздники, экскурсии в парк, работа спортивного кружка, подвижные игры, турниры
3. Творческий модуль
Формы работы: коллективно-творческая деятельность, участие в общелагерных мероприятиях, работа творческих мастерских, поход в библиотеку №8, конкурсы, творческие кружки, мастер – классы, концерты, праздники, фестивали, прогулки, экскурсии, психологические тренинги, упражнения, отрядные огоньки.
4. Патриотический модуль
Формы работы: посещение краеведческого музея, беседы, линейки
5. Нравственно-экологический модуль
Формы работы: беседы о нравственности, уход за школьным цветником, экологический квест, дела.
6. Социально-психологический модуль
Формы работы: работа психолога, диагностика, тестирование, индивидуальные беседы, групповая работа, анкетирование.
- Развитие детского самоуправления
Модель взаимодействия участников программы
Организационные формы детских органов самоуправления
Вече - общее собрание - высший законодательный орган самоуправления. Принимает важные решения, утверждает документы, программы, планы. Собирается 2 - 4 раза за время смены.
Городская Дума - совет города - высший исполнительный детский орган соуправления. В него входят Мэр – начальник лагеря, командиры отрядов, Председатель городской Думы – старший воспитатель.. Решает текущие вопросы, владеет информацией и осуществляет обмен информацией, руководит работой и разрабатывает задания группам, планирует и анализирует, заполняет мониторинг деятельности групп.
Командир отряда. Выбирается из числа актива отряда (жителей дома (семьи)) каждые два дня. Руководит делами отряда, информирует, представляет интересы отряда в Городской думе, контролирует организационные моменты и творческие процессы в отряде.
Отрядный огонек - собирается два раза в день. Утром планирует жизнь отряда: распределяет поручения, информирует; в конце дня - подводит итоги дня, определяет рейтинг, поощрения, разрешает конфликты и проблемы, принимает важные решения для всех членов отряда( жителей улицы).
Группы по ЧТП (чередование традиционных поручений) – небольшое объединение ребят для общения и деятельности: подготовка дела, дежурства, обсуждение проблем и интересных тем. Создаются для организации, или проведения, или участия в отрядном деле, в мероприятии лагеря.
Досуговая группа (ЧТП). Подготовка и проведение творческих дел, заполнение музыкальных и игровых пауз, проведение игр, досуговая часть на прогулках.
Дежурная группа (ЧТП).. Отвечает за чистоту и порядок в лагере, за выполнение режима дня, за выполнения закона ОО. Организация дежурства в столовой.
Спортивная группа (ЧТП). Организация и проведение зарядки, помощь в проведение соревнований, спортивных игр, дружеских встреч с другими лагерями, содержание спортивного инвентаря в порядке. Проведение познавательных дел на тему «Здоровый образ жизни»
Группа СМИ (ЧТП). Оформление рубрик информационного стенда лагеря, помощь досуговой группе в оформлении КТД. Выпуск стенгазет совместно с информационной группой. Обучение ребят оформительскому делу. Организация конкурса на лучшее оформление отряда, лучшую эмблему отряда.
Структура самоуправления города Мастеров
- Система мотивации и стимулирования
Жители города Мастеров, регулярно посещая мастерскую и успешно выполняя творческие задания Мастеров, участвуя в мероприятиях, организуемых Советом Мастеров и Творческим советом, жители зарабатывают «мастерки».
За каждое мероприятие отряд получает «мастерок». Выдача мастерков учитывается в ведомости, которая выглядит следующим образом:
Отряд | Вид работы | «мастерок» |
К концу смены, набравшим наибольшее количество «мастерков», присваивается звание «Мастер», а дому или семье, в которой окажется наибольшее количество жителей со званием «Мастер», - титул «Образцовый».
В конце смены отряд, получивший наибольшее количество «мастерков», награждается почётной грамотой, дипломом за активное участие в работе лагеря. Возможные варианты наград за работу по созданию газеты, статьи, фотографий. Этим ребятам присваивается почётное звание «Журналист Города «М»». Ребята, которые отличились активной работой в лагере, получат звание «Активист Города «М» и др.
- Образовательная деятельность
Одной из важнейших задач деятельности детского оздоровительного лагеря является создание условий для развития личности ребенка. Наиболее эффективными средствами для этого можно считать разработку и реализацию различных образовательных программ деятельности.
Оздоровительно-образовательные программы более демократичны, динамичны. Главное в этих программах не конкретные знания, умения, а существенные компоненты развивающейся личности - направленность интересов, мотивы ребенка; опыт общения и анализ отношения к себе, людям, миру природе; познание себя, самореализация, ведущие потребности личности.
Предлагая детям, широкий спектр направлений деятельности руководители образовательного процесса строят свою работу так, чтобы деятельность была посильной для конкретной личности и требовала физического, интеллектуального и эмоционального напряжения. Одно из требований к предлагаемым видам деятельности - соответствие интересам воспитанников, четко выраженный результат, содержание эффекта новизны, проявление творчества и самостоятельности, возможность вариативности в выборе способов достижения заданных целей.
Особенностью образовательного процесса во временных объединениях является реализация программ кружков в рамках режима в течение смены (21 день) и рассчитанных на 8-9 занятий. В короткий срок педагоги дополнительного образования формируют умения и навыки, учат работать творчески, самостоятельно, способствуют развитию интереса к той или иной творческой деятельности объединении.
1.13.1. Учебно-тематический план профильного компонента
1.Программа «Островок здоровья»
Направленность программы
Программа включают в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях лагеря дневного пребывания
Новизна программы
- новый стиль построения отношений на основе использования образовательных технологий,
- обмен знаниями между участниками, расширение возможности общения, источников и способов получения информации.
- внедрение спорта через креативные методики известных мировых чемпионов, что позволит повысить интерес к физической культуре
-в программе предусмотрено также время и возможности для проведения познавательно-развивающих игр профильной тематики.
Актуальность программы заключается в том, что она предусматривает сочетание тренировочных занятий (под руководством квалифицированных тренеров-преподавателей) и различных игровых, развлекательных и познавательных программ, в содержание которых включаются упражнения из профилирующих и других видов спорта, знания из различных областей науки. Тренировочные занятия проводятся один раз в день в соответствии с планом работы опытных тренеров-преподавателей. Особое место отведено циклу мероприятий, посвященных формированию у воспитанников негативного отношения к вредным привычкам. Программа рассчитана на детей от 7 до 12 лет.
Учебно-тематический план кружка «Островок здоровья»
№ | Название разделов, тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Веселые старты | 4 | Правила по ТБ | 4 |
2 | Пионербол | 4 | Правила по ТБ Правила игры | 4 |
3 | Подвижные игры | 4 | Правила по ТБ Правила подвижных игр Влияние подвижных игр на развитие физических качеств | 4 |
4 | Учимся играть в шашки | 3 | Правила игры | 3 |
5 | Спортивные конкурсы и викторины | 3 | теоретический материал о спорте, о спортсменах, об олимпиаде | 3 |
6 | футбол | 3 | Правила по ТБ Правила игры История развития футбола | 3 |
Итого: | 21 | 21 |
Содержание учебно - тематического плана кружка
«Островок здоровья»
Раздел 1.
Веселые старты
Теория: правила по технике безопасности, правила соревнований.
Практика: эстафета с мячами, эстафета с фитбольными мячами, эстафета с клюшками, с воздушными шарами, с прохождением тоннеля.
Раздел 2.
Пионербол
Теория: Правила по технике безопасности, правила игры.
Практика : пионербол, игра с двумя мячами.
Раздел 3.
Подвижные игры
Теория: Правила по техники безопасности, правила подвижных игр, влияние подвижных игр на развитие физических качеств.
Практика: Тень», «Броуновское движение», «Котёл», «Охотники и утки», «Вызов номеров», «Пустое место», «Волк во рву», «Меткий футболист», «Скакалка-подсекалка», «Рыбаки и рыбки», «Мыши водят хоровод», «Бездомный заяц», «Третий лишний», «Перестрелка», «День и ночь» и др.
Раздел 4.
Шашки
Теория: Правила игры в шашки.
Практика: Учимся играть в шашки. Шашечный турнир.
Раздел 5.
Спортивные конкурсы и викторины.
Формы контроля: товарищеские встречи, соревнования.
Теория: теоретический материал о спорте, о спортсменах, об олимпиаде.
Практика: конкурсы, викторины.
Раздел 6.
Футбол
Теория: Правила по технике безопасности, правила игры. история развития футбола.
Практика: Элементы футбола, игра по упрощенным правилам.
Формы контроля: товарищеские встречи, соревнования
2. Программа танцевального кружка «Баламуты»
Направленность программы
Данная программа направлена на повышение культурного уровня учащихся, расширения их кругозора, развития творческого отношения к искусству, к своим занятиям.
Новизна программы состоит в соединении в образовательном процессе ритмики и танца. Они способствуют правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно-творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Широкое вовлечение в образовательный процесс родителей: присутствуют на занятиях, оказывают материальную поддержку, сопровождают детей в концертных и конкурсных поездках, активно участвуют в мероприятиях лагеря. Занятия направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.
Актуальность программы Хореографическое искусство учит детей красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость. Занятия детей танцами позволяет решить одну из самых актуальных для сегодняшнего дня задач – создание условий для формирования личности ребёнка, овладению общечеловеческими нормами нравственности, развитию интеллигентности, креативности, адаптивности, чувства собственного достоинства, ответственности в поступках, «самостроительства».
Учебно-тематический план кружка «Баламуты»
№ | Название разделов, тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Танцевально-ритмическая гимнастика | По плану занятий | ||
2 | Игроритмика: 2.1 игровой массаж, 2.2 креативная гимнастика, 2.3 игрогимнастика | По плану занятий | ||
3 | Основы хореографической пластики и партнёрской гимнастики | 2 | 1 | 1 |
4 | Основы классического танца и народного танца | 2 | 1 | 1 |
5 | Танцевальные образы | 1 | 1 | |
6 | Постановочная работа | 1 | 1 | |
7 | Здравствуй, сцена! | 1 | 1 | |
8 | Жизнь танца в музыке | 1 | ||
9 | Полюбуйтесь на нас. | 1 | 1 | |
Всего | 8 | 2 | 6 |
Содержание учебно - тематического плана кружка «Баламуты»
1. Тема: «Танцевально- ритмическая гимнастика».
Специальные композиции и комплексы упражнений «Часики», «Карусельные лошадки», «Воробьиная дискотека», «Упражнения с платочками» и т.д.
2. Тема: «Игроритмика».
Хлопки и удары ногой на каждый счёт и через счёт, только на первый счёт. Выполнение простейших движений руками в различном темпе под музыку.
Хореографические упражнения.
Танцевальные позиции ног: первая, вторая, третья. Танцевальные позиции рук: подготовительная, первая, вторая, третья. Выставление ноги в сторону на носок, стоя лицом к опоре. Повороты направо \ налево, переступая на носках, держась за опору. Полуприседы, стоя боком к опоре. Комбинации хореографических упражнений.
Танцевальные шаги.
Мягкий, высокий, высокий шаг на носках. Приставной, скрестный в сторону, переменный и русский хороводные шаги. Прыжки с ноги на ногу, другую ногу сгибая назад, то же – с поворотом на 360*. Поворот на 360* на шагах. Комбинации из изученных танцевальных шагов.
2.1. Тема: «Игровой массаж».
Поглаживание отдельных частей тела в определённом порядке в образно-игровой форме.
2.2 Тема: «Креативная гимнастика».
Музыкально – творческие игры «Ай да я!», творческая импровизация. Специальные задания «Художественная галерея», «Выставка картин».
2.3. Тема: «Игрогимнастика».
Строевые упражнения.
Построение в шеренгу и колонну. Повороты переступанием по команде. Перестроение в круг. Бег по кругу и по ориентирам ( «змейкой» ). Перестроение из одной шеренги в несколько по образному расчёту и указанию педагога. Передвижение в обход шагом и бегом.
Общеразвивающие упражнения.
Упражнения без предмета. Упражнения с предметами (платочками, шарфиками, косынками, ленточками, мячиками, погремушками). Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. Акробатические упражнения.
3. Тема: «Основы хореографической пластикии партнёрской гимнастики»
Специальные упражнения для развития мышечной силы и гибкости в образных и игровых двигательных действиях и заданиях. Комплексы упражнений.
4.Тема: «Основы классического и народного танцев»
Элементы классического танца, элементы народного танца, элементы историко-бытового и бального танца, детский танец.
5.Тема:«Танцевальные образы».
Образно-ритмические, танцевально-игровые, сюжетно-ролевые комбинации и этюды. Исполнение движения выразительно, образно в сочетании с темпом, характером, и стилем музыкального произведения. Внимание и фантазия в танцевальных комбинациях.
6.Тема: «Постановочная работа».
Музыкально – ритмическая зарядка (русская народная песня« Про тучку»), спортивный танец «Птица счастья», народный танец (стилизация) «Смуглянка», эстрадный танец «Катюша»
7.Тема: «Здравствуй, сцена!»
Сценическая площадка, сценическая одежда, оборудование сцены и поведение на сцене. Разучивание танцевального текста. Работа над общей композицией номеров. Обработка манеры исполнения, эмоционального состояния. Репетиция на сцене и освоение костюмов. Концерты и впечатления. Просмотр видеозаписи выступлений и обсуждение.
8.Тема : «Жизнь танца в музыке»
Танцевальный характер музыки. Ритм – источник танца. Музыкальная периодичность фраз, музыкальные размеры. Учимся ритмично хлопать, выстукивать, разучиваем различные комбинации хлопков и выстукиваний.
9.Тема: «Полюбуйтесь на нас!»
Участие в открытии и закрытии лагеря «Солнышко», флеш –мобе «Конкурс физминуток»
3. Программа кружка «Акварелька»
Направленность программы «Акварелька» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, на период пребывания в летнем лагере.
Программа разработана на основе типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Учебно-тематический план кружка «Акварелька»
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
В мире сказок. | ||||
1 | Сказка. | 1 | 1 | - |
2 | Сказка о царе Салтане. | 1 | - | 1 |
3 | Яблочко по блюдечку. | 1 | - | 1 |
4 | Аленький цветочек. | 1 | - | 1 |
5 | Конёк-горбунок. | 1 | - | 1 |
Город мастеров. | 1 | - | 1 | |
6 | Изразцы. | 1 | - | 1 |
7 | Игрушки в Древней Руси. | 1 | 1 | - |
8 | Жостовские чудо-подносы. | 1 | - | 1 |
9 | Гжель-синяя сказка. | 1 | - | 1 |
10 | Городетская роспись. | 1 | - | 1 |
Итог: | 10 | 100% | 10% | 90% |
Содержание учебно-тематического плана кружка «Акварелька».
Раздел 1. В мире сказок
1. Сказка
Теория: Основы композиции, иллюстрирование, цветоведения.
2. Сказка о царе Салтане.
Практика: моделирование пространства города в сказке.
Материалы: краски, бумага, кисти, текст сказки.
Форма контроля: коллективное панно «город князе Гвидона».
3. Яблочко по блюдечку
Практика роспись сказочного блюдца-создание рисунка-фантазии «Что могла увидеть девица-красавица, катая яблочко по блюдечку?»
Материалы: краски, кисти, бумажные тарелки
Форма конроля: выставка работ «Ярмарка»
4. Аленький цветочек.
Практика: Создание живописной фантазии на тему цветка.
Материалы: краски, кисти, цветные карандаши, бумага.
Форма контроля: панно «Цветочная поляна».
5. Конёк-горбунок.
Практика: создание графических изображений «жар-птица», конёк-горбунок.
Материалы: бумага, фломастеры, карандаши.
Форма контроля: выставка детских работ
Раздел 2 Город мастеров
6. Изразцы
Практика: создание декоративных изразцов
Материалы: картон, пластилин
Форма контроля: коллективное панно «чудо-печь»
7. Игрушки в Древней Руси
Практика: роспись бумажных силуэтов « матрешка»
Материалы: бумага, краски, кисти
Форма контроля: выставка.
8. Жостовские чудо-подносы
Практика: роспись бумажного силуэта по мотивам народных промыслов
Материалы: Картонные шаблоны круглой или овальной формы, краски, кисти.
Формы контроля: выставка работ.
9. Гжель-синяя сказка
Практика: освоение технических приемов гжельской росписи.
Материалы: краски, кисти, картон.
Формы контроля: коллективное панно «Цветы и птицы»
10. Городецкая роспись
Практика: выполнение упражнений на бумаге по мотивам городецкой росписи
Материалы: картон, кисти, краски.
Форма контроля: выставка детских работ «Веселые картинки»
4. Программа музыкального кружка «Звонкий голосок»
Направленность программы
Музыкально - эстетическое
Данная программа по своей направленности ориентирована на создание музыкально – эстетической среды. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение I лагерной смены – 21 день. Общая численность - 200 человек.
Новизна программы заключается в понимании глубокого единства и гармонической взаимосвязи внутреннего и внешнего мира ребёнка.
Это позволяет не останавливаться на музыкальном развитии, а идти дальше:
-видеть за музыкальной культурой – эстетическое воспитание;
-использовать потенциал самого ребёнка для осознания необходимости выработки и закрепления музыкальных, творческих и психологических навыков.
Актуальность программы
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через пение, игру, фантазирование.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализовываться в творчестве, научиться голосом передавать внутренне - эмоциональное состояние.
Учебно-тематический план кружка «Звонкий голосок»
№ | Название разделов, тем | Количество часов | ||
всего | теоретических | практичес ких | ||
I | Музыкально-игровое занятие | |||
1 | В мире музыкальных звук | 1 | ||
2 | Калейдоскоп детских песен. | 1 | ||
3 | Музыкальные краски лета | 1 | ||
II | Разучивание музыкальных произведений. | |||
4 | Я пою, пой со мной | 1 | ||
5 | Песни из мультфильмов | 1 | ||
6 | Ты и я музыкальная семья | 1 | ||
III | Формирование исполнительских навыков | |||
7 | Звуки природы, спрятанные в музыкальных звуках | 1 | ||
8 | Мы поем с друзьями | 1 | ||
9 | Караоке, караоке, караоке | 1 | ||
IV | Итоговое занятие | |||
10 | «Легко на сердце от песни веселой…» | 1 | ||
Итого: | 10 ч. | 30% | 70% |
Содержание учебно-тематического плана кружка «Звонкий голосок»
Музыкально-игровое занятие
1. В мире музыкальных звук
Теория: Музыкальные и шумовые звуки.
Практика: Знакомство с разнообразием звуков (стихи, музыкальные загадки)
Формы контроля: Музыкальная игра.
- Калейдоскоп детских песен.
Теория: Песни детских музыкальных коллективов.
Практика: Знакомство с детскими музыкальными коллективами, их песен ным репертуаром.
Формы контроля: Блиц опрос, песенный флешмоб.
3. Музыкальные краски лета
Теория: Песни о лете.
Практика: Кроссворд «Музыкальные краски лета». Угадать название песни, подобрать к ней картинку, исполнить а,капеллой или с музыкальным сопровождением.
Формы контроля: Презентация песни.
Разучивание музыкальных произведений.
4. Я пою, пой со мной
Теория: Песни о дружбе и песни, воспитывающие любовь к окружающему миру.
Практика: Исполнение песен о дружбе, бережливом отношении к природе и животным. Разучивание песни соответственно возрасту и теме занятия
Формы контроля: Беседа, исполнение выученной песни.
5. Песни из мультфильмов
Теория: Вспомнить и закрепить песни из отечественных мультфильмов.
Практика: Музыкальная игра «Угадайка». Разучивание песни из мультфильма. Формы контроля: Исполнение песни.
6. Ты и я музыкальная семья
Теория: Песни о музыке.
Практика: Познавательная игра «Музыкальная семья». Разучивание песни о музыке.
Формы контроля: Исполнение песни.
8. Программа «Шахматы»
Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.
Новизна данной программы заключается в разработке и использовании на занятиях педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), активизирующих общие и индивидуальные логические особенности обучающихся; применении метода исследования (написание рефератов и докладов по истории шахмат), в создании учебно-тематического плана, адаптированного к условиям ЦДО.
Учебно-тематический план кружка «Шахматы»
№ | Темы занятий и виды деятельности | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Введение. Организационное занятие. История появления шахмат. | 1 | - | 1 |
2 | Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы | 1 | - | 1 |
3 | Запись хода и комбинаций | 1 | 1 | 2 |
4 | Дебют | 1 | 1 | 2 |
5 | Тактика.Простейшие схемы достижения матовых ситуаций. Итоги. | - | 2 | 2 |
Всего: | 4 | 4 | 8 |
Содержание учебно-тематического плана кружка «Шахматы»
- Введение. Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.Шахматы – спорт, наука и искусство. История возникновения шахмат. Различные системы проведения шахматных турниров. Этика поведения шахматиста во время игры.
- Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы. Игровые пути шахматной доски. Обозначение поля шахматной доски, о шахматных фигурах; шахматной нотации. Ходы фигур, поле под ударом. Цель игры в шахматы. Шахматные ситуации (шах, мат, пат). Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. О правах и обязанностях игрока.
Сравнительная ценность фигур. Размен.
Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль). Десять правил для начинающих в дебюте. Записи партии. Различные виды преимущества. Силовые методы борьбы. Оценка позиции. Шахматные разряды и звания. Рейтинг-лист.
- Запись хода и комбинаций. Система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на шахматной доске.
- Дебют. Принципы развития дебюта. Основные цели дебюта. Главное – быстрое развитие фигур и борьба за центр. Классификация дебютов. Дебют, с которого нередко делается мат. Преждевременный выход ферзем. Тренировочные партии
- Тактика. Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара. Защита фигуры. Вилка. Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар. Сквозное нападение (рентген). Перекрытие. Сочетание приемов нападения. Угроза мата в один ход. Создание угрозы мата. О противодействии угрозы мата. Полезные и опрометчивые шаги. .Простейшие схемы достижения матовых ситуаций. Мат в один ход. Двойной, вскрытый шах. Линейный мат двумя ладьями. Мат ферзем и ладьей. Детский мат. Тренировочные партии.
1.13.3. Механизм оценки результатов программы
Механизм оценки результатов программы осуществляется через:
- методику изучения уровня социализированности личности подростка (М.И. Рожков);
- методику изучения коммуникативных и организаторских способностей (В.В.Синявский, Б.А. Федоришин);
- методику изучения эмоционально-психологического климата коллектива (Г.А. Карпова)
1.14. Факторы риска
Фактор риска | Меры профилактики |
Проблемы в кадровом обеспечении | Проведение инструктивно-методических сборов с теоретическими и практическими занятиями для вожатского и педагогического коллектива непосредственно перед открытием лагеря; |
низкая активность детей в реализации программы | Выявление индивидуальных способностей и интересов ребенка для приобщения и занятости другой деятельностью (социально-значимой, спортивной, организационной и т.д.) |
неблагоприятные погодные условия | Организация мероприятий согласно тематике смен в 2-х вариантах (с учетом погодных условий) |
недостаточная компетентность вожатского коллектива | Проведение с вожатыми инструктивных сборов с теоретическими и практическими занятиями по тематике смены; Проведение дополнительных обучающих мастер-классов для вожатых с целью подготовки к различным видам деятельности (подготовке мероприятий, ведению кружков и пр.); |
недостаточная психологическая компетентность воспитательского коллектива | Проведение инструктивно-методических сборов с теоретическими и практическими занятиями. Индивидуальная работа с воспитателями по коррекции содержания работы. |
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ
2.1. Модель игрового взаимодействия.
В основе воспитательной системы – активный подход к реализации детского самоуправления.
Высший орган самоуправления в лагере Совет мастеров, в который входят не только старший воспитатель и вожатые, но и дети и подростки от 7 до 14 лет.
1 уровень самоуправления - Творческий Совет.
2 уровень – самоуправление отряда.
Самоуправление отряда, как и любого другого первичного коллектива, складывается из распределения конкретных обязанностей между отдельными воспитанниками, выбора ответственных за наиболее важные направления работы.
Каждый ребенок в лагере, в зависимости от своих интересов, потребностей, склонностей, организаторских и творческих способностей может выбрать дело по душе.
В основе организации смены сюжетно-ролевая игра со своими законами и правилами. Жители города Мастеров – дети, посещающие лагерь. Отряды лагеря – дома или семьи города. Управляет городом - Совет Мастеров, в который также входят дети и подростки. Они помогают воспитателям и вожатым организовать работу в творческих мастерских, праздники, игры. дело «Ярмарка мастерства», где демонстрируются успехи и достижения Жители, регулярно посещая мастерскую и успешно выполняя творческие задания Мастеров, участвуя в мероприятиях, организуемых Советом Мастеров и Творческим советом, жители зарабатывают «мастерки». К концу смены, набравшим наибольшее количество «мастерков», присваивается звание «Мастер», а дому или семье, в которой окажется наибольшее количество жителей со званием «Мастер», - титул «Образцовый». Жители могут посещать и другие мастерские, но главное условие для присвоения звания «Мастер» - заработать наибольшее количество «мастерков» в определенной мастерской. Итог работы мастерских - коллективно творческое жителей. Заработанные «мастерки» используются как денежная единица при проведении в конце смены аукциона, на котором можно приобрести сувениры. Также в конце смены создается макет города Мастеров. После каждого проведенного мероприятия на макете появляются объекты. (спортивный праздник – спортивный стадион, экономическая игра – банк и др)
2.2. Понятийный аппарат программы.
Город Мастеров – образовательное пространство, состоящее из различных мастерских, работа которых направлена на развитие и совершенствование творческих способностей воспитанников.
Мэр города Мастеров – начальник лагеря, осуществляет общее руководство
Уважаемые горожане – воспитатели, педагоги.
Семья (дом) Мастерилкиных, семья Самоделкиных – отряды лагеря.
Глава семьи (дома) – капитан отряда.
Совет Мастеров – в состав выбираются по два активных ребёнка из каждого отряда. Это орган соуправления, который осуществляет помощь по руководству жизнедеятельности смены, работу мастерских.
Творческий совет – уровень самоуправления, в составе по одному представителю от отряда, осуществляет координацию деятельности отряда по подготовке лагерных мероприятий.
Городской житель - каждый воспитанник
На территории лагеря дневного пребывания находятся:
Парк чудес – актовый зал, где проводятся общие массовые мероприятия.
Зелёный квартал – площадка для игр на открытом воздухе.
Аква парк – умывальник, санузел.
Ай пи улица – кабинет информатики.
Проспект Спорта – мастерская физкультуры и спорта
Улица Творчества – мастерская изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества
Бульвар Поэзии и Прозы – мастерская литературного творчества
Переулок музыкальный – мастерская музыкального искусства
Площадь всезнаек – мастерская умников и умниц
Ботанический сад ( или Аллея цветов) – экологическая мастерская
«Мастерок» – карточки разных цветов, - денежная единица города Мастеров.
«Мастерок» синего цвета - денежная единица, выплачивается жителям города за успешную работу в мастерской «Площадь танца», «Мастерок» оранжевого цвета - денежная единица, выплачивается жителям за успешную работу в мастерской «Проспект спорта», красного цвета – «Улица Творчества», «Улица Художников», зеленого цвета – «Бульвар поэзии», фиолетового цвета – «Переулок музыкальный» и т.д
Мастер Танца, Мастер Спорта, Мастер Поэзии, Мастер Творчества, Мастер музыки – звание, которое присваивается воспитаннику, успешно работавшему в определенной мастерской и по итогам смены заработавший наибольшее количество «мастерков» одного цвета.
«Классики» - карточки с надписью «класс!», позволяющие воспитанникам дать оценку проведенного Мастером занятия в мастерской или общелагерного мероприятия
«Образцовый дом, семья» - титул присваивается дому или семье, имеющих в числе своих жителей большее количество «Мастеров»
«Аукцион» - мероприятие, проводимое в конце смены на «Ярмарке мастерства»
«Рейтинг»- экран, показывающий успехи детей в определенных мастерских
Названия отрядов (возможны другие названия)
1 отряд «Дом театралов», (Семья Актёрских)
2 отряд «Дом художников, (семья Самоделкиных)
3 отряд «Дом декораторов», ( Семья «Мастерилкиных»),
4 отряд «Дом танцоров», (Семья Танцулькиных)
5 отряд «Дом музыкантов» («Семья Гусли»)
6 отряд «Дом экологов» («Семья Цветиков»)
7 отряд «Дом всезнаек» («Семья Всезнаек»)
Мир увлечений жителей «Города Мастеров»
Творческие мастерские:
«Академия волонтеров»
«Академия юного ученого» - (программа «Шахматы», «Занимательная математика», «Удивительная физика»)
Площадь танца - (программа «Баламуты»)
Проспект спорта - (программа «Островок здоровья»)
Улица творчества - (программа «Акварелька»)
Переулок музыкальный - (программа «Звонкий голосок»)
Аллея цветов (программа «Зелёная планета»)
Бульвар поэзии – запланированные мероприятия в библиотеке №8
«Веселое ассорти» (фестиваль талантов).
В городе Мастеров соблюдаются законы:
Закон чистоты и порядка
Закон единства слова и дела
Закон здорового образа жизни
Закон охраны, бережливого отношения к окружающей среде, имуществу
Закон справедливости
Закон творчества
Закон уважения чужого мнения
Закон взаимопомощи
Закон принятия решений
Закон точного времени
Закон уважения к старшим
2.2. Ход реализации программы смены
Подготовительный этап:
- разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
- создание материальной, методической базы для реализации программы;
- информирование руководителей образовательных организаций общего и дополнительного образования о проведении смены;
- взаимодействие с заинтересованными организациями и ведомствами по вопросу организации образовательной деятельности с участниками смены.
Организационный этап:
- размещение участников смены;
- знакомство с программой смены, режимом дня лагеря.
Основной этап:
- реализация основных задач профильной смены;
- контроль за обеспечением безопасности пребывания детей и подростков во время проведения смены;
- включение участников смены в различные виды образовательной и досуговой деятельности;
- проведение тематических занятий.
Итоговый этап:
- анализ качественных изменений, произошедших с участниками смены;
- подведение итогов работы, награждение участников смены;
- внесение предложений по дальнейшему развитию программы лагеря.
Аналитический этап:
- итоговый сбор организаторов смены;
- выработка перспектив развития программы смены.
ГЛАВА III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Кадровое обеспечение программы
Начальник лагеря – 1
Старший воспитатель - 1
Воспитателей – 16
Вожатых – 3
Профильные специалисты смены – 3,
Педагоги дополнительного образования – 7
Технический персонал - 4
3.2. Информационно-методическое обеспечение программы.
Чтобы программа была реализована в полном объеме, создано её информационно – методическое обеспечение:
- разработана и собрана нормативно – правовая документация, регламентирующая деятельность лагеря;
- разработаны должностные инструкции и инструкции по ТБ, ППБ, правилам безопасности проведения массовых мероприятий, проведения экскурсий, организации выхода и транспортировки детей и т.д.
- определены темы педагогических советов, проводимых в течение смены;
- разработано программное и дидактическое обеспечение работы творческих мастерских;
- разработана документация по работе лагеря: график работы персонала, режим дня;
- подготовлены журналы инструктажей, журнал посещаемости детьми лагеря;
- разработаны планы лагерной смены;
- разработано оформление лагеря и отрядных комнат.
3.3. Ресурсное обеспечение программы
Для реализации образовательной программы лагеря имеются необходимые помещения: классные комнаты, актовый зал, спортивный зал, столовая. В наличии оборудование: настольные игры, мячи, скакалки, обручи, бадминтон, проектор, экран, ноутбук. На территории школы имеется стадион, спортивная площадка.
Материально-техническое | Научно-методическое обеспечение |
Игровая комната | Библиотека |
Настольные игры | Сборники сценариев и массовых мероприятий |
Стулья, столы | Сборник подвижных игр |
Телевизор и DVD -плеер | Методические рекомендации по организации летнего отдыха детей |
Компьютеры | DVD –диски |
Фотоаппарат | |
Видеокамера | |
Аудио магнитофон | |
Микрофоны | |
Канцтовары | |
Мячи, обручи, скакалки, кегли, фишки бадминтон, | |
Аптечка | |
Сценические костюмы | |
Спортивная площадка |
ГЛАВА IV. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
В число критериев и показателей эффективности реализации смены входят;
1. Качественные показатели: изменение степени сформированности личностных качеств сохранение и развитие (угасание) устойчивого интереса к данной деятельности.
Приобретенных знаний и опыта, укрепление социальных связей, формирование ответственности за себя, других, за свое и общее дело, психологически комфортное положение всех участников смены.
степень включенности в активную жизнь лагеря, мотивация к здоровому образу жизни, приобретение нового социального опыта, удовлетворенность родителей и детей формами организации свободного времени, ощущение удовлетворенности от своего участия в работе лагеря и от достигнутых за время лагерной смены результатов.
2. Количественные показатели: количество участников смены, вновь стремящихся попасть на смену по данной программе, статистика количества оздоровленных детей, количества охваченных детей организованными формами отдыха.
4.1. Система показателей оценки качества реализации программы
- на детском уровне: ежедневный мониторинг настроений (мониторинг-карта) по отрядам (экран настроений), проведение в отрядах «свечек», анкетирование детей;
- на родительском уровне: проведение родительского дня с презентацией достижений детей, книга отзывов;
- на уровне администрации лагеря: осуществления внутрилагерного контроля.
- на уровне социального заказа: проведение открытых общелагерных мероприятий.
4.2. Системы обратной связи.
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.
Мониторинг-карта – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг-карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый.
Система обратной связи осуществляется и через социальные сети, Интернет и
посредством использования диагностических методик представленных в Приложении
ГЛАВА V. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
5.1. Основная литература
1. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательная работа в детском загородном лагере: Учебно-методическое пособие/Художник В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: 2003. – 256с. – (Методика воспитательной работы).
2. Волохов А.В., Фришман И.И. Внимание, каникулы! Методическое пособие. М.: ЦГЛ. 2005. – 128с.
3. Детский оздоровительный лагерь. Содержание и технологии работы с детьми в условиях детского оздоровительного лагеря. Методическое пособие для педагогов-организаторов, психологов, методистов, вожатых / Под общей редакцией Г.В. Семья. – М.: 1998. – 366с.
4. Педагогика лета: Сборник методических материалов для организаторов летних оздоровительных лагерей. – ЦРО им. С.О. Ветлугина. - Пермь, 2004. – 44с.
5. Карпушина, Т.Н. Летний отдых детей: учеб.пособие / Т.Н. Карпушина. - М., 2015.
6. Леванова, Е.А. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия: метод.пособие / Е.А. Леванова, А.Г. Волошина. – СПб.: Питер, 2014.
7. Нуркова, В.В. Психология: учебник / Нуркова В.В., Березанская Н.Б. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Москва: Юрайт: 2011.
8. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: метод.рекомендации / А.П. Панфилова. – М.: Академия, 2013.
5.2. Дополнительная литература
- Кудашев, Г.А. Программа лагерной смены: отдельные особенности разработки и оформления. Методическое пособие. – Тюмень: «Ребячья республика», 2014.
- Океанские методики: Методические рекомендации по организации жизнедеятельности детей в условиях Всероссийского детского центра "Океан"/ Под ред. Э.В. Марзоевой, Г.Ю. Зубаревой. - Владивосток Федеральное государственное образовательное учреждение "Всероссийский детский центр "Океан", 2010.
- Педагогика "Орленка" в терминах и понятиях: уч. пособие-словарь// Сост. Ковалева А.Г. Авт. кол-в Бойко Е.И., Ковалева А.Г., Панченко С.И., Романец И.В., Кузнецова А.М./ Науч. ред. М.А. Мазниченко. - М.: Собеседник, 2005.
- Педагогика лета: Сборник методических материалов для организаторов летних оздоровительных лагерей. – ЦРО им. С.О. Ветлугина. - Пермь, 2004.
- Практическое руководство для придумывающих каникулы. ВДЦ «Орленок». Удмуртский государственный университет, РКМЦ «Каникулы» - 2006.
- Харитонов, Н.П. Рекомендации педагогам дополнительного образования по доработке образовательных программ дополнительного образования детей (в соответствии с Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей /Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г., N 06-1844.
- Якущенко, В.В. Лукошко добрых дел для взрослых и детей: Сб. сценариев, 2007.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
План- сетка работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга»
на базе МБОУ СОШ№3
№ п/п | День | Название мероприятий |
1 | День первый Здравствуй город мастеров 1.06.18 | 1.«Расскажи мне о себе» (Организационное мероприятие, знакомство команд друг с другом); 2. Операция «Уют» (Оформление своих отрядов, выбор органов самоуправления отряда и лагеря); 3. «Фабрика звёзд» (Конкурс караоке); 4. Оказание первой медицинской помощи (Практическое занятие); 5. Анкета. 6. Беседа по технике безопасности и правилах жизни лагерной смены, инструктаж по ПДД , правилам противопожарной безопасности. 7. Посещение библиотеки №8 «Дети – это счастье, дети – это радость!»- ко Дню защиты детей. Конкурсно-игровая программа. |
2 | День второй День мастеров 4.06.18 | 1. «Весёлые старты» (Соревнования); 2. Путешествие в XXII век (Конкурс фантастических рассказов); 3. Я построю город иначе… (Конкурс проектов строительства города); 4. «Лето 2018» (День моды, конкурс); 5. Игры на воздухе. 6. Беседа «Осторожно огонь » |
3 | День третий День талантов 5.06.18 | 1. «Минута славы» (Конкурс); 2. «Лето – это маленькая жизнь» (КВН, подготовка); 3. «Азбука дорог» (Эстафета); 4. «Моя семья» (Конкурс плакатов); 5. «Асфальтная живопись» (Конкурс рисунков). 6. Минутка здоровья «Сказки о здоровье» |
4 | День четвёртый День воображения 6.06.18 | 1. «Угадай мелодию» (Интеллектуальная игра); 2. «Что такое стресс? Борьба со стрессом» (Минутка здоровья); 3. Праздник необычных цветов (Использование вторичного сырья);работа над эскизом клумбы «Клумбы города Мастеров» 4. «Мульти – пульти – карнавал» (Создание мультфильма); 5. «Мисс и мистер Лето 2018» (Подготовка к конкурсу). |
5 | День пятый День творчества 7.06.18 | 1. «В гостях у сказки» (Викторина); 2. «Лето – это маленькая жизнь» (КВН); 3. Лапта (Игра – соревнование); 4. «Семейные традиции» (Конкурс сочинений); 5. «Мисс и Мистер Лето 2018» (Конкурс). 6. Минутка здоровья «Вредные привычки» |
6 | День шестой День сказок 8.06.18 | 1.«Одежда сказочных героев» (Конкурс эскизов костюмов для сказочных героев) 2. «Рассказ на одну букву» - К, М, О, П, С (Конкурс); 3. «Полезные растения» (Оформление плаката); сад города Мастеров 4. «Юмор в спорте важен, не спорьте» (Юмористические эстафеты); 5. ПДД (Игра – соревнование). 6. Минутка здоровья «Путешествие в страну витаминию » |
7 | День седьмой День светофора 9.06.18 | 1. Кроссворды, ребусы (Конкурс) 2. Шахматно – шашечный турнир; 3. Конкурсно – развлекательная программа «Светофория»; 4. Анкета; 5. Составление презентаций «Волшебник светофор» (Конкурс). 6. Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге» |
8 | День восьмой День здоровья и дружбы 13.06.18 | 1. Минута здоровья «Мы за ЗОЖ»; 2. Спортивно – развлекательная программа «Остров здоровья»; 3. Игра – «Буриме» (сочинение стихотворения на заданные рифмы); 4. Конкурс «Лучшая песня о дружбе». 5. Минутка здоровья «Осанка – основа красивой походки» 6. Посещение библиотеки №8« За морями, за лесами, ждут нас сказки с чудесами!» Путешествие по сказкам А.С.Пушкин |
9 | День девятый День «Лучших вожатых» 14.06.18 | 1. Подготовка к конкурсу «Лучший вожатый нашего лагеря»; 2. Игры на воздухе; 3. Игра – лото «Знаешь ли ты деревья»; 4. Конкурс «Лучший вожатый»; 5. Конкурс «Самый фантастический проект». 6. Минутка здоровья «Поделись улыбкою своей» |
10 | День десятый День спорта 15.06.18 | 1. Космический футбол; 2. Беседа о вредных привычках (минута здоровья); 3. Эрудит турнир «Будь здоров!»; 4. Конкурс газет «Мы и спорт»; макет « Спортплощадка города Мастеров» 5. Экологическая игра «Край наш родной!». |
11 | День одиннадцатый День чудес 18.06.18 | 1.Игра по станциям «В стране чудес»; 2. Минута здоровья «Правильное питание»; 3. Фантазии на тему: «Игры, игрушки, шарики, бантики»; проект игровой площадки города Мастеров 4. Игры на воздухе. |
12 | День двенадцатый День игр 19.06.18 | 1. Минута здоровья «Правила поведения на природе»; 2. Конкурс «Лучший венок»; 3. Подвижные игры на воздухе; 4. Рефлексия: продолжить предложения; 5. Игровая программа «Мой весёлый, звонкий мяч». |
13 | День тринадцатый День умников и умниц 20.06.18 | 1. Минута здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге»; 2. Подвижные игры на воздухе; 3. Конкурс «Дело мастера боится»; Проект «Лучший кондитерский завод города Мастеров» 4. Интеллектуальная игра «Умники и умницы»; 5. Стартинейджер (дискотека с элементами танцевального конкурса). |
14 | День четырнадцатый День актёрского мастерства 21.06.18 | 1.Волейбол; 2. Интеллектуально – познавательная программа «Со всего мира» (каждый отряд представляет отдельную страну); 3. «Минитеатр» (конкурс актёрского мастерства); 4. Конкурс поделок из бумаги, солёного теста, природного материала; театр города Мастеров 5. Игры на воздухе. |
15 | День пятнадцатый День России и волшебных красок 22.06.18 | 1. Малая спартакиада; 2. «Русь, Россия, Родина моя …» (беседа); 3. Минута здоровья «Осанка – основа красивой походки»; 4. Конкурс рисунков «Волшебные краски». 5. Посещение библиотеки №8«Мы помним 41-й год суровый, когда пришла в дом страшная беда!»- ко дню Памяти 22 июня. |
16 | День шестнадцатый День именинников 25.06.18 | 1.Минута здоровья «Мой рост и вес»; 2. Огонёк «Конверт откровений»; 3. Конкурс подарков «Сделаем сами, своими руками»;Проект «Для моих друзей» 4. Развлекательная программа «День именинников»; 5. Спортивная викторина «Олимипийские игры». |
17 | День семнадцатый День здоровья и безопасности 26.06.18 | 1. Урок безопасности «Незнакомый предмет»; 2. Конкурсно – театрализованное представление «Здоров будешь, - всё забудешь»; 3. Беседа «Подари людям радость»; 4. Конкурс рисунков «Полезный и вкусный обед»; проект « Любимое блюдо нашего отряда» 5. Анализ дня. |
18 | День восемнадцатый День состязаний 27.06.18 | 1. Игра «Вредная пятёрка, полезная пятёрка» (о продуктах питания); 2. Состязания здоровячков (спортивная программа); 3. Минута здоровья «Хороший сон – хорошее настроение»; 4. Мини – футбол; 5. Викторина «Устами младенца». |
19 | День девятнадцатый День фольклора 28.06.18 | 1. Фольклорный праздник «Хоровод хрустальных струй»; 2. Игры на свежем воздухе; 3. Беседы о профилактике правонарушений; 4. Конкурс проектов «Мой лучший день в лагере». Оформление макетов всего города. |
20 | День двадцатый День удивительных превращений 29.06.18 | 1. «Раз, два, три, четыре, пять … начинаем мы играть»; 2. Минута здоровья «Твой режим дня на каникулах»; 3. Проект «Удивительные превращения»; город Мастеров-наяву. 4. Малые олимпийские игры (спортивный праздник); |
21 | День двадцать первый Закрытия лагерной смены 30.06.18 | 1. Минута здоровья «Зелёная аптечка»; 2. Закрытие лагерной смены; выбор мастеров и подмастерий. 3. Игра по станциям «Поиск клада»; 4. Общий сбор «Ярмарка мастерства!». |
Приложение 2.
Режим работы ЛДП «Радуга»
9.00-9.10 - Сбор детей.
9.10-9.30 - Зарядка. Линейка.
9.45 – 10.00 - Общий сбор актива (планирование совместной деятельности)
10.00-10.20 - Завтрак.
10.30-12.00 - Кружки по интересам.
12.00-13.00 - Отрядный час. Игры на свежем воздухе.
13.00-13.40 - Обед.
14.00-14.40 - Общелагерное мероприятие.
14.45 – 14.50 – Рефлексия (итоги, планы)
14.50 – 14.55 - Инструктаж.
15.00 - Уход детей домой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа летнего оздоровительного лагеря "Последний герой"
Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей в возрасте от7-16 лет в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием.Программа написаннная на основе телевизионной игры "Последний ...
Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"
Документ содержит программу работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе МОУ "СОШ № 50" г. Саратова, реализующая здоровьесберегающие технологии....
Программа летнего лагеря "Цветочный город" 2010-2011
Представлена Программа летнего оздоровительного лагеря при МОУ" Коробицынская СОШ"...
программа летнего лагеря "Город Мастеров"
Рабочая программа летнего пришкольного лагеря дневного пребывания...
программа летнего отдыха "Город мастеров"
Программа летнего пришкольного лагеря....
Программа летней кампании для летнего лагеря
Программа летней оздоровительной кампании на 2016 год...
Программа летнего лагеря с дневным пребыванием "Летняя сказка"
Комплексная программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Летняя сказка»...