Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа по истокам адресована обучающимся 1-4х классов общеобразовательных учебных учреждений. Программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» разработана на основе программы «Истоки» доктора педагогических наук А. В. Камкина в рамках Федерального государственного образовательного стандарта.
«Социокультурные истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным устоям российской цивилизации.
Курс «Социокультурные истоки» соответствует требованию ФГОС НОО (далее – Стандарт), который призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны.
Особенностью данного курса является его интегративный межпредметный характер, что отвечает требованиям Стандарта начального общего образования. Образование призвано обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира и личностного осознания этого взаимодействия. Узловыми точками данного процесса являются базовые социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов.
Существенной характеристикой предлагаемой программы является направленность на реализацию принципов природо-, социо- и культуросообразности образования. С данных позиций образование и воспитание тем эффективнее, чем в большей степени оно вписано в контекст культуры, а ребенок активно овладевает и творчески развивает лучшие образцы культуры региона, нации, страны, мировой цивилизации.
В основе преподавания учебного курса «Социокультурные истоки» лежит идея активного образования – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения.
Разработчики программы применили социокультурный системный подход, включив в сферу своего предмета несколько социокультурных кругов: народная и традиционная культура, государственные и церковные праздники, а также предоставив возможность каждому образовательному учреждению использовать курс для приобщения к своим собственным традициям и истокам.
Направление развитие личности: духовно-нравственное.
Актуальность:
В наше время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы и нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к сожалению, приходится наблюдать, что проблемы воспитания и культуры перестали быть приоритетными, но не утратили при этом своей значимости для общества в целом, и особенно для педагогической деятельности.
Прекрасно то, что вокруг нас. Но есть и безобразное. Научить детей отличить одно от другого; сохранять первое и бороться со вторым – одна из задач всей воспитательной работы. Одним из решений этой задачи – создание системы духовно-нравственных ценностей у детей в начальной школе.
Главная цель программы «Социокультурные истоки» – воспитание грамотного, творчески активного читателя, ориентированного на духовное и нравственное развитие.
Задачи:
- подвести обучающихся к пониманию сути Истоков;
- развивать целостное восприятие мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного);
- развивать образное и логическое мышление;
- формировать навыки продуктивного диалога и сотрудничества.
- ввести ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, целостное восприятие русского языка как языка великого народа и великой литературы.
Описание места учебного курса в учебном плане.
На изучение предмета «Социокультурные истоки» в начальной школе отводится 102 часа, в том числе во 2- 4 классах – по 34 часа в год ( 1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.
2 КЛАСС
Универсальные учебные действия (УУД): личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.
Изучение курса «Социокультурные истоки» (2 класс) способствует развитию у обучающихся следующих видов УУД:
Личностные УУД
· формирование чувства сопричастности своей Родине, народу и истории, гордость за них;
· осознание «Я» как гражданина России;
· формирование умения соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами и правилами поведения;
· развитие нравственно-этических качеств (доброжелательность, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству, сопереживание).
Регулятивные УУД
· определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата (тренинга); составление плана и последовательности действий;
· умение контролировать процесс и результаты своей деятельности во время работы над тренингом;
· умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
· формирование готовности к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (разногласий при работе в паре);
· умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
Познавательные УУД
Общеучебные:
· развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
· структурирование знаний;
· развитие умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации;
· рефлексия способов и условий действия (осмысление значимости проделанной работы, возможность использовать полученные знания в жизни; оценивание степени сложности задания для себя, объяснение причин затруднения).
Логические:
· формирование умения анализировать нравственные категории с целью выделения существенных признаков;
· умение устанавливать логические причинно-следственные связи событий и действий;
· умение строить доказательство;
· структурирование знаний прошлого, настоящего и будущего в социокультурном развитии.
Коммуникативные УУД
· формирование умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (в паре, тройке, четвёрке);
· развитие умения достаточно полно и точно выражать свои мысли через работу в ресурном круге;
· развитие способности присоединяться к партнёру по общению, умение видеть, слышать, чувствовать каждого;
· формирование умения разрешать конфликты в ходе обсуждения в паре, четвёрке;
· приобретение умений управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, лидера группы; давать оценку и корректировать действия лидера.
3 КЛАСС
Универсальные учебные действия (УУД): личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.
Изучение курса «Социокультурные истоки» (3 класс) способствует развитию у обучающихся следующих видов УУД:
Личностные УУД
· формирование чувства сопричастности своей Родине, народу и истории, гордость за них;
· осознание «Я» как гражданина России;
· формирование умения соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами и правилами поведения;
· развитие нравственно-этических качеств (доброжелательность, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству, сопереживание).
Регулятивные УУД
· определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата (тренинга); составление плана и последовательности действий;
· умение контролировать процесс и результаты своей деятельности во время работы над тренингом;
· умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
· формирование готовности к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (разногласий при работе в паре);
· умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
Познавательные УУД
Общеучебные:
· развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
· структурирование знаний;
· развитие умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации;
· рефлексия способов и условий действия (осмысление значимости проделанной работы, возможность использовать полученные знания в жизни; оценивание степени сложности задания для себя, объяснение причин затруднения).
Логические:
· формирование умения анализировать нравственные категории с целью выделения существенных признаков;
· умение устанавливать логические причинно-следственные связи событий и действий;
· умение строить доказательство;
· структурирование знаний прошлого, настоящего и будущего в социокультурном развитии.
Коммуникативные УУД
· формирование умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (в паре, тройке, четвёрке);
· развитие умения достаточно полно и точно выражать свои мысли через работу в ресурном круге;
· развитие способности присоединяться к партнёру по общению, умение видеть, слышать, чувствовать каждого;
· формирование умения разрешать конфликты в ходе обсуждения в паре, четвёрке;
· приобретение умений управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, лидера группы; давать оценку и корректировать действия лидера.
4 КЛАСС
Универсальные учебные действия (УУД): личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.
Изучение курса «Социокультурные истоки» (4 класс) способствует развитию у обучающихся следующих видов УУД:
Личностные УУД
· формирование чувства сопричастности своей Родине, народу и истории, гордость за них;
· осознание «Я» как гражданина России;
· формирование умения соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами и правилами поведения;
· развитие нравственно-этических качеств (доброжелательность, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству, сопереживание).
Регулятивные УУД
· определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата (тренинга); составление плана и последовательности действий;
· умение контролировать процесс и результаты своей деятельности во время работы над тренингом;
· умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
· формирование готовности к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (разногласий при работе в паре);
· умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
Познавательные УУД
Общеучебные:
· развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
· структурирование знаний;
· развитие умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации;
· рефлексия способов и условий действия (осмысление значимости проделанной работы, возможность использовать полученные знания в жизни; оценивание степени сложности задания для себя, объяснение причин затруднения).
Логические:
· формирование умения анализировать нравственные категории с целью выделения существенных признаков;
· умение устанавливать логические причинно-следственные связи событий и действий;
· умение строить доказательство;
· структурирование знаний прошлого, настоящего и будущего в социокультурном развитии.
Коммуникативные УУД
· формирование умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (в паре, тройке, четвёрке);
· развитие умения достаточно полно и точно выражать свои мысли через работу в ресурном круге;
· развитие способности присоединяться к партнёру по общению, умение видеть, слышать, чувствовать каждого;
· формирование умения разрешать конфликты в ходе обсуждения в паре, четвёрке;
· приобретение умений управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, лидера группы; давать оценку и корректировать действия лидера.
В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями с помощью рабочей тетради. В этой тетради учащиеся выполняют рисунки, различные задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.
Содержание курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» с указанием тем и количества часов.
Программа курса «Социокультурные истоки » охватывает весь период начальной школы со 2 по 4 классы. Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий.
2 класс
Во втором классе дети осваивают истоки ближайшей социокультурной среды, своего родного края и основной деятельности человека в ней. Все усилия направлены в основном на осмысление ребенком своих социальных связей, духовной значимости проявлений внешней и внутренней активности, что отражает социально-правовую содержательную линию. Во втором классе учебный курс «Социокультурные истоки» начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного ее восприятия. Целостное восприятие мира, нерасчлененное на отдельные автономные отрасли знания, основывается на единении восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания, что в наибольшей степени соответствует возрастным особенностям младшего возраста, опирается на них.
3 класс
В третьем классе основной акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека, на его духовные и душевные начала. Тематика программы в 3 классе является продолжением изученного в 2-ом классе. Доминирует внимание к внутреннему духовному миру человека, что раскрывает ценностное восхождение ребенка в культуре и может рассматриваться как акцентирование реализации культурно-исторической содержательной линии данного курса. Программа призвана подвести третьеклассника к истокам духовности, морали, нравственности и этики в том их понимании, в каком они традиционно бытуют у народов России.
4 класс
В четвертом классе учебный курс призван суммировать и обобщить всё известное ученику из курса «Социокультурные истоки» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. В центре курса – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в её самом широком понимании. Важно понять жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире. В четвертом классе на новом уровне осуществляется повторное обращение к базовым социокультурным ценностям, осваиваемым в предыдущие годы.
2-й класс 34 часа
Родной очаг (9 часов)
ИМЯ. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?
СЕМЬЯ. Мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?
РОД-люди, происходящий от одного предка. Род - твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.
ДОМ - территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.
ДЕРЕВНЯ. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?
ГОРОД. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Плошали. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.
Родные просторы (7 часов)
НИВА и ПОЛЕ. Труд земледельца. Золотая нива. Нива - творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяются сила и дух человека? Поле и воля.
ЛЕС. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.
РЕКА. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая.
МОРЕ-ОКЕАН. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море - конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.
ПУТЬ-ДОРОГА. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.
Труд земной (9 часов)
СЕВ и ЖАТВА. Народные приметы земледельцев Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.
БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными?
ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?
МАСТЕРА-ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.
КУЗНЕЦЫ-УМЕЛЬЦЫ. Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?
ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка - народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.
Труд души (9 часов)
СЛОВО. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово Библии.
СКАЗКА. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.
ПЕСНЯ. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушка. Гимн. Песня задушевная.
ПРАЗДНИК. Смысл праздника. Почему праздник называют труд души? Главные праздники года.
КНИГА. Библия - Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?
ИКОНА - образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?
ХРАМ. Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.
3 класс. 34 часа
Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм. Согласие. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля. Течение бремени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Ловкость. Своевременность. Терпение. Преображение. Задушевность. Мудрость. Труд души. Тайна. Надежда.
Тема «Вера» (9 час.)
ВЕРА. Ступеньки веры - доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело - к вере.
ВЕРНОСТЬ - преданность и надежность. Верность - знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву — веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.
ПРАВДА. Что означает - жить по правде. Правда, в деле, в слове, в образе. Правда всегда с верой дружит. Правда - путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие.
ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело и скромность. Честь и хвала - награда за доблесть, похвала мудрости и поклон преподобному.
Тема «Надежда» (8 час.)
НАДЕЖДА - стремление к доброму исходу дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды - отчаяние.
СОГЛАСИЕ - единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие и лад в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие и разногласие.
ТЕРПЕНИЕ - умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу. Терпение и терпимость (принятие другого, иного образа жизни).
ПОСЛУШАНИЕ - доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание.
Тема «Любовь» (9 час.)
ЛЮБОВЬ - сердечная привязанность. Любовь - добро. Любовь - единство. Любовь - дружба. Святая любовь. Любовь - созидательный труд души и тела.
МИЛОСЕРДИЕ - милость в сердце. Милосердие через слово и дело. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым к злу. Где гнев - там и милость. Милость от любви исходит.
ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.
РАСКАЯНИЕ - чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Раскаяние ведет к очищению. Раскаяние любви учит.
Тема «София» (8 час.)
УМ ДА РАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.
РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума - беда. Где ума не хватит - спроси у разума. Обучение и вразумление. Учение - труд.
ИСТИНА - неложность, подлинность, искренность, правдивость. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ.
ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание - плод учения, а истина - любви и правды. Мудрость и мудрецы. София - Премудрость. Почему Вера, Надежда и Любовь - родные сестры.
4 класс 34 часа
Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Раскаяние. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви. Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Правосудие. Путеводный образ. Единомыслие. Единодушие. Единоверие. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Милость в сердце. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Вразумление. Подлинность. Искренность.
Введение (1 час)
Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи, общества?
Традиции образа (8 часов)
ПЕРВЫЕ ОБРАЗЫ. Отец как глава семьи, кормилец, заступник. Отеческий суд и наказание. Отец родной, крестный, духовный.
Мать как душа семьи. Хранительница очага, утешительница, молитвенница. Мать родная. Крестная, богоданная, названная.
Род. Родоначальник и родословие. Виды родословной.
Отечество. Беспредельность просторов и разнообразие родной природы. Богатство красок. Колокольный звон. Произведения культуры – живая память Отечества. Святая Русь.
Щит и меч. Священный долг защиты Отечества. Щит и меч старинные, «щит» и «меч» современные, щит и меч духовные.
Мир. Мир – белый свет. Мир – согласие. Мир – сообщество. Правила мирского самоуправления.
СВЯЩЕННЫЕ ОБРАЗЫ. Образы Спасителя. Художественный и духовный язык образов Спасителя.
Образы Богородицы. Образ Покрова в отечественной традиции.
Образ ангела-хранителя. Ангел-хранитель человека, семьи, храма, страны, народа.
СВЕТЛЫЕ ОБРАЗЫ. Образ света как знак истины. Яркий свет, огненный шар и удивительное тепло - черты этого образа. Светлый взгляд, светлый ум, просвещенное сердце - образы просветителей.
Образы праведников и мудрецов. Святые, бессеребреники, исповедники, преподобные, блаженные, мученики.
Образы-символы: крест купол, птица, конь, дерево и другие. Смыслы этих образов, их размещение и признаки.
Традиции Слова (8 часов)
СВЯЩЕННЫЕ СЛОВА. Заповеди и заветы. Следование им по жизни - важнейший нравственный опыт многих поколений, духовное наследие Отечества.
СЕРДЕЧНЫЕ СЛОВА. Родительское благословение: пожелание добра, покоя, любви и согласия. Крестное знамение, благословенные иконы, духовные грамоты - традиционные проявления родительского благословения.
Слова приветствия. Слова прощания. Слова праздничного поздравления. Пожелания и благодарения. Трогательные слова любви. Памятные слова. Слова раскаяния, покаяния и прошения.
ЧЕСТНЫЕ СЛОВА. Правила честного слова: думай, что говоришь; не говори того, что не думаешь: не все, что думаешь, говори.
Договор и уговор. Традиция верности договору и уговору.
Присяга - слово долга. Обет - добровольное обязательство.
Традиции дела (8 часов)
ТРУД. Земледельцы кормят семью, ближнего и Отечество. Традиции земледелия: знать природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд, взаимопомощь, каждому делу - своя пора.
Ремесленники созидают новые полезные вещи ради ближнего и всего Отечества. Традиции ремесла: любить и хорошо знать свой материал, безупречно владеть своим инструментом, добросовестность, передача секретов мастерства ученикам Мастер - золотые руки.
Купцы и предприниматели - деловые люди Отечества. Традиции делового мира: расторопность и дальновидность, знание товара и покупателя, умение рисковать, быть верным уговору, идти в ногу со временем, творить дела милосердия.
СЛУЖЕНИЕ. Воинское служение - защищать Отечество, устрашать и карать врага. Традиции российского воинства: дисциплина, исполнение приказа, отвага, сохранение боевого знамени, зашита Веры. Отцы-командиры. Полководцы.
Служение священства - научение Вере, наставление о жизни, защита от греха. Традиции священства: молиться о ближнем и Отечестве, совершать таинства, быть духовным отцом прихожанам, отзываться на их духовные нужды.
Суд и управление - сберегать мир между людьми, соединять закон и правду. Добрые традиции государственного служения.
ТВОРЧЕСТВО. Талант - особый дар человека. Творчество иконописца - передать людям вечные и божественные образы, приблизить их к духовному миру.
Живописец. Его призвание - раскрыть красоту мира земного. Художественный язык живописца.
Мастера художественных промыслов. Образы и символы народного творчества. Научное творчество и его проявления.
ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Смысл праведного дела - жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества.
Традиции праздника (8 часов)
ГУЛЯТЬ ВСЕМ МИРОМ. Праздники земледельческого календаря. Прославление жизненной силы природы.
Общинные праздники; братчины обетные. заветные. Всеобщее примирение и веселие.
Престольный праздник; литургия, молебен, крестный ход, гостевание. ярмарка, гулянье.
РАДОВАТЬСЯ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ. Крестины и именины - наиболее древние семейные праздники русского народа. Обряды и обычаи семейных праздников.
ПОМНИТЬ ВСЕМ ОТЕЧЕСТВОМ. Государственные и гражданские праздники - общенародная память и благодарность. День Победы, День города или села и другие.
МОЛИТЬСЯ ВСЕЙ ЦЕРКОВЬЮ. Православные праздники - важная часть народной праздничной культуры. Пасха – праздник праздников. Ее атрибуты: ночная литургия, пасхальный крестный ход, возгласы «Христос Воскресе!», кулич и пасха, крашеные яйца, славление Христа и величальные песни. Исторический и духовный смысл этих проявлений праздника.
Празднование Рождества Христова и «Спасы» в отечественной культуре.
ПОТРУДИТЬСЯ ДУШОЙ. Общие традиции всех праздников: ощутить смысл и духовное предназначение праздника, внешняя и внутренняя подготовка к празднику обычаи гостеприимства, милосердие к больным, одиноким и всем нуждающимся.
Заключительный урок (1 час)
Исторический, нравственный и духовный смысл традиций.
Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиги души. Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать - хранительница очага, крестная мать. Мир - Вселенная, мир - сообщество, мир-согласие. Отечество. Щит и меч. Троица. Спаситель и «Спасы». Пакров Пресвятой Богородицы. Образы Богородицы. Ангел-хранитель. Праведники и мудрецы. Купол и крест. Свет, свеча и лампада. Моление и крестный ход. Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро. Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет. Укор и укоризна. Подвижники. Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза.
Тематическое планирование занятий внеурочной деятельности с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
2 класс (34 ч)
Тема | Количество часов | Основные виды учебной деятельности |
Родной очаг | 9 | Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают, рассматривают рисунки и условные обозначения. Беседуют по иллюстрациям раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни; посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, приобщать ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, выявлять его (мира) истоки; развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребенка, формировать ощущение своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведет к отчужденности от своих истоков, непониманию их. |
Родные просторы | 7 | |
Труд земной | 9 | |
Труд души | 9 | |
итого | 34 |
3 класс (34 часа)
Тема | Количество часов | Основные виды учебной деятельности |
Вера | 9 | Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают, рассматривают рисунки и условные обозначения. Беседуют по иллюстрациям дать ребенку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека; посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке; продолжать формирование в ребенке ощущения этнического и социокультурного родства с окружающим социумом; уверенности в том, что это родство создает возможность самореализации. Базовое содержание курса «Истоки-3» объединено в четыре тематических блока: «Вера», «Надежда», «Любовь», «София». Как и в предыдущем курсе, текст книги предназначен не для заучивания, а для размышления о внутреннем мире и первом духовном опыте. |
Надежда | 8 | |
Любовь | 9 | |
София | 8 | |
итого | 34 |
4 класс (34 часа)
Тема | Количество часов | Основные виды учебной деятельности |
Введение | 1 | Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают, рассматривают рисунки и условные обозначения. Беседуют по иллюстрациям учебный курс 4 класса призван суммировать и обобщить все известное ученику из курса «ИСТОКИ» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. В центре курса – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании. Важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире. |
Традиции образа | 8 | |
Традиции Слова | 8 | |
Традиции дела | 8 | |
Традиции праздника | 8 | |
Заключительный урок | 1 | |
итого | 34 |
Приложение. Календарно-тематическое планирование уроков «Социокультурные истоки» во 2 классе.
№ урока | Темы уроков | Основные понятия | Видеоряд Аудиоряд | Активные формы обучения | Социокультур-ный ряд | Домашнее задание | |||||
Дата по плану | Фактически | ||||||||||
Раздел: «Родной очаг» (10 ч) | |||||||||||
1 | Вводный урок « Социокультурные истоки » | О чем рассказывает предмет? Знакомство с учебником, рабочими тетрадями, символами Истоков | Песня Шаинского «С голубого ручейка», иллюстрации родника и радуги | АФО Ресурсный круг «Что мы узнаем на уроках Истоков» К | Родник, ключ, радуга, Родина, истоки. | Узнать у своих родных о своем имени. Почему вас так назвали? Что означает ваше имя? | |||||
2 | Имя | Как выбиралось имя, и что оно значит? Почему нужно дорожить своим именем? | Портреты знаменитых людей России | АФО №1 Ресурсный круг «Имя и доброе качество» К | Именины - день имени. Традиции имянаречения. Родовое имя. Истоки. Родной очаг. Имя. Смысл имени. | Мини-сочинение по пословице (р.т. ч.1, стр.5) Задание выполн. совместно с родителями | |||||
3 4 | Семья | Семья – любовь, забота, согласие. Семейные традиции Родители. Почитание родителей – основа семьи. Обязанности каждого в семье | Семейные фотографии детей. Колосок пшеницы. Зернышко. Пословицы о семье. | АФО №2 работа в паре «Семья» АФО №3 Ресурсный круг «За что я благодарен своим родителям» | Род. Семья. Родители. Традиции. | Узнать у родных, что значит «Дорожить доброй молвой о семье» | |||||
5 | Род | Род – люди, происходящие от одного предка. Род – связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода. | «Листок» с родового дерева. Стихотворение И. Смирнова «Смех для всех», рассказ Т. Ломбиной «Письмо бабушке» | АФО №4 Работа в паре «Родовое дерево» | Родственники. Родня. Родные. Род. Родовая фамилия. Поколение. Предки. Потомки. | Р.т. стр. 9,10 | |||||
6 7 | Дом | Территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни. | Пословицы о доме Стихотворение Ю. Тенфьюрда «Дом» Песня Ю. Антонова «Родительский дом» Выставка семейных реликвий. | АФО №5 Ресурсный круг «Дом» АФО №6 Оценивающее Работа в паре «Родственные вещи» | Порядок, уклад, ритм жизни дома. Чувство единения, заботы, любви. Родительский дом. | Р.т. стр. 12, 14, 15 | |||||
8 | Деревня | Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и улица. За что уважают человека в деревне? | Книга Л. Кузьмина «Сельские дорожки» Стихотворение «Детство». Песня «Деревенька моя» | АФО №7 Работа в паре «Занятия жителей деревни» | Дом. Сход. Трудолюбие. Взаимовыручка | Нарисовать деревенский дом. Написать мини-сочинение «Малая родина моих родителей» | |||||
9 | Город | Социокультурное наполнение категории город. Город – щит Отечества, умелец и труженик. Город – твердыня веры и хранитель культуры | Презентация с видами городов и с названиями для изображений | АФО №8 Ресурсный круг «Город» | Город. Труженик. Щит. Доброта и милосердие | ||||||
10 | Обобщаю-щий урок «Родной очаг» | Социокультурное наполнение категории «Вечные ценности» | Солнышко с лучиками – категориями раздела (6) | АФО №9 оценивающее «Вечные ценности» | Ценности. Вечные ценности. Духовные и материальные ценности. Родной очаг. | Рисунок о селе или городе. Р.т. стр.20 Ответ на вопрос «Что бы вы хотели изменить в своем городе?» | |||||
Раздел: «Родные просторы» ( 7 ч) | |||||||||||
11 | Нива и поле | Социокультурное наполнение категории «Нива и поле». Труд земной и труд души на ниве. | Репродукция картин: Шишкин «Рожь» «На поле Куликовом» Песня «Русское поле» | АФО №11 Ресурсный круг «Чем похожи поле и школа?» | Труд. Хлебороб. Вольная воля. Доблесть. Нива. Поле. | Нарисовать поле | |||||
12 | Лес | Как лес служит челове-ку? В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья, напоминаю-щие дерево жизни. | Выставка даров леса. Презентация «Лес в разные времена года». | АФО №12Ресурсный круг «Лес» | Дары природы. Чувства, связанные с поездкой в лес | Р.т. стр. 25-26 | |||||
13 | Река | О чем говорят названия рек? Как реки служат человеку? В чем красота реки и её берегов? Жизнь реки и человека. Течение реки и ход времени. | Физическая карта России, карта Калининградской области, изображения рек. Кроссворд. Песня Шаинского «Улыбка» | АФО №13 – работа в паре «Вода- живая вода – Святая вода» АФО №14 ресурсный круг на целостное восприятие «Река» | Ручей – река – море – океан. Вода живая, мертвая, святая. Красота и польза. Река – дорога | Р.т. стр. 28 | |||||
14 15 | Море - океан | Как море служит человеку? В чем красота моря? Море – конец света? Море учит мужеству. | Пословицы о море. Песня Ю. Антонова «Дорога к морю» | АФО №15 Работа в паре «Человек и море»АФО №16 ресурсный круг «Как море воспитывает человека?» | Море – океан. Поморы. Мореходы. Соловки – северная святыня | Р.т. стр. 32 | |||||
16 17 18 | Путь – дорога Обобщение по теме «Родные просторы» | Дороги родных просторов. Чему учит путников дорога? Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. | Песня «Если с другом вышел в путь» Иллюстрация паломников. | АФО №17 Работа в паре «Путь - дорога»АФО №18 ресурсный круг «Значимые цели жизни»АФО №19 Оценивающий работа в паре ««По-чему родные прос-торы значимы для человека» | Дорога. Путь. Путники. Паломники. Уединение. Гостеприимство. Дорога жизни. | Р.т. стр. 33 Ответить на вопрос «Какие качества раскрывает в человеке путь-дорога?» | |||||
Раздел: «Труд земной» (8 ч) | |||||||||||
19 | Сев и жатва | Социокультурное наполнение категории «Сев и жатва» | Пословицы. | АФО №20 работа в паре «Полевые работы» АФО №21 «Пословицы и приметы» | Труд земной. Пахота, пашня. Пахарь, сеятель. Страда. Народные примеры | Р.т. часть 2, стр. 4 (рисунки) | |||||
20 | Братья меньшие | Социокультурное наполнение категории «Братья меньшие» | Иллюстрации животных. Песни о животных. Загадки | АФО №22 работа в паре «Про кого так говорят?» АФО №23 ресурсный круг «Кто важнее?» | Домашние жив-отные.Забота о животных.Лю-бовь к животно-му. | Р.т. часть 2, стр.10 | |||||
21 22 | Ткачихи-ру-кодельницы | Социокультурное наполнение категории «Ткачихи-рукодельницы» | Презентация «Ткачихи-рукодельницы» | АФО №24 Работа в четверке «Как рубашка в поле выросла»АФО №25Ресурсный круг «Ткачихи - рукодельницы» | Ткачихи. Женский труд. Посиделки. Прядение. Лен. Полотно. Терпение. Сноровка. Ткачество. Терпение | Р.т. часть 2, стр.11, 14 | |||||
23 | Мастера – плотники | Социокультурное наполнение категории «Мастера – плотники» | Иллюстрации плотницких инструментов | АФО №26 Работа в четверке «Инструменты плотника» АФО №27 ресурсный круг «Мастера – плотники» | Плотницкое дело. Сруб. Топор. Артель. Добросовест-ность. Рассудитель-ность. Мастерство | Р.т. часть 2, стр.16 | |||||
24 | Кузнецы - умельцы | Социокультурное наполнение категории «Кузнецы-умельцы» | Иллюстрации кузнецов и их инструментов | АФО №28 Оценивающий работа в тройке «Подкуем лошадку» АФО №29 ресурсный круг «Кузница» | Мастер – кузнец. Кузница. Горн. Мечи. Молот. Наковальня. Сила и ловкость. | Р.т. часть 2, стр.18 рисунок | |||||
25 | Ярмарка | Социокультурное наполнение категории «Ярмарка» | Иллюстрации | АФО №30 ресурсный круг «Ярмарка» | Ярмарка. Купец. Покупатель. За-зывала.Товар. Честная торгов-ля. Праздник | Почему ярмарки сближают людей? | |||||
26 | Обобщение по теме «Труд земной» | Социокультурное наполнение категории «Труд земной» | Иллюстрации | АФО №31 работа в четверке «Труд земной и орудия труда» АФО №32 ресурсный круг «Ценности труда земного» | Узнать профессии родителей | ||||||
Раздел: «Труд души» (8 ч) | |||||||||||
27 | Слово | Развитие социокультурной категории «Слово» | Стихотворение о словах | АФО №33 работа в четверке «Какое бывает слово» АФО №34 ресурсный круг «Подари доброе слово» | Труд души. Слово Истины. Мудрое слово. Меткое слово. Задушевное сло-во. Слова покая-ния. Молитва | Р.т. часть 2, стр.24 | |||||
28 | Сказка | Наполнение категорий Сказочное слово, сказка | Выставка книг (сказок) | АФО №35 работа в четверке «Уроки сказки» АФО №36 ресурсный круг «Любимый сказочный герой» | Сказка. Сказочное слово. Сказочник. Житейская мудрость | Р.т. часть 2, стр.26 | |||||
29 | Песня | Наполнение категории Песня, народная песня | Слушание народных песен «Школа – родной дом» | АФО №37 работа в четверке «Праздничная песня» | «Душа поет». Песня.Народная песня.Духовные песнопения. Гимн. Частушка | Р.т. часть 2, стр.28 | |||||
30 | Праздник | Наполнение категории Праздник. Синтез слова, песни, сказки, действия | Видеофрагмент «Праздник в нашем городе» | АФО №38 ресурсный круг «Любимый праздник» АФО №39 оценивающее работа в четверке «Смысл праздника» | Будни и праздники. Смысл праздника. Радостный труд души | Р.т. часть 2, стр.31 | |||||
31 | Книга | Наполнение социокультурной категории «Книга» | Иллюстрации древних книг, букв древнерусского алфавита | АФО №40 ресурсный круг «Любимая книга» | Книга книг – Библия.Книга рукописная и печатная. Книж-ное слово.Чита-тель. Книголюб | Нарисовать обложку любимой книги. Написать о главном герое этой книги | |||||
32 | Икона | Приобщение учащихся к Иконе | Иконы Богородичные, Святых | АФО №41, ресурсный круг «Икона» АФО №42 работа в четверке «Иконописный образ» | Икона. Лампада. Красный угол. Горний мир. Слово в образе | Стр.32 р.т. | |||||
33 | Храм | Приближение учащихся к социокультурному и духовному смыслу символа Преображения мира - Храму | Колокольный звон. Презентация «Храмы России» | АФО №43, оценивающее. Работа в четверке «Храм души» АФО №44 Ресурсный круг «Храм души» | Храм – дом Божий. Купол. Крест. Внутреннее убранство. | Какие храмы в нашем городе вы знаете? | |||||
34 | Обобщение | Подвести итоги по разделам. Проанализи-ровать изменения, ко-торые произошли в те-чение года. Вознагра-дить учащихся по дос-тигнутым результатам. | Иллюстрации из разных разделов Чтение стихов о родине, родных просторах | АФО №45 Ресурсный круг «Мир, в котором я живу» | Труд души |
Материально-техническое обеспечение программы внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»
Технические средства обучения |
Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Магнитофон. Мультимедийный проектор. Компьютер. Фотокамера. |
Экранно-звуковые пособия. |
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы |
Оборудование класса |
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Компьютерный стол. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Магнитная доска. |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. И.А. Кузьмин, Л.В. Камкин. Программа учебного курса «Истоки» (1-4 классы) (Истоковедение. Том 1. Издание 3-е. дополненное. 2010, с. 57-76; Истоковедение. Том 5. Издание 4-е. дополненное. 2009, с. 13-32).
2. Давыдова Е.Ю., Кузьмин И.А. Азбука Истоков. Золотое сердечко. Учебное пособие для 1 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки». 2009).
3. А.В. Камкин Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).
4. А.В. Камкин. Истоки. Учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки». 2010).
5. А.В. Камкин Истоки Учебное пособие для 4 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки».
6. Давыдова ЕЮ. Азбука Истоков. Тетрадь по чтению для 1 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).
7. Давыдова ЕЮ. Азбука Истоков. Прописи для 1 класса общеобразовательных учебных заведений Части I и II (Издательский дом «Истоки», 2010).
11.Азбука Истоков « Золотое сердечко». .Методический комментарий (Истоковедение. Том 5. Издание 4-е, дополненное, 2009, с. 35-56).
Список литературы:
1. Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры: Два филос. введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1991. - 413 с.
2. Воспитание на социокультурном опыте. - М.: Технологическая Школа Бизнеса, 1997. - 96 с.
3. Зеньковский В. В. проблемы воспитания в свете христианской антропологии/ Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1996. - 272 с.
4. Истоковедение. Том 1. Отв. ред. И.А.Кузьмин, Л.П.Сильверстова. М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001. - 320 с.
5. Истоковедение. Том 2. Отв. ред. И.А.Кузьмин, Л.П.Сильверстова. М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001. - 368 с.
6. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника/ 2-е изд. Отв. ред. Л. Е. Курнешова. М.: «Карапуз», 2001. - 304 с.
7. Кузьмин И.А., Бандяк О.А., Синицына В.Н. Воспитание на социокультурном опыте. 1-4 классы. Программа для начальной школы. М.: Технологическая школа бизнеса. 1997.
8. Кузьмин И.А., Камкин А.В. «Истоки». Программа для начальной школы. М.: Технологическая школа бизнеса. 1997.
9. Рожков М.И. «Организация воспитательной работы в школе». Учебное пособие для вузов. Гуманитарный издательский центр. 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности клуба «Исток» для 1 класса
Педагогическая целесообразность программы объясняется особенностями современного подрастающего поколения. Данная программа направлена на формирование а...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" для 4 класса...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"
Курс «ИСТОКИ» является одним из базисных курсов на основе системного подхода. Курс предназначен для преподавания в 1 – 4-м классах начальной школы.Преемственность создает необходимые...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ИСТОКИ»
Курс " Истоки" реализует идею активного воспитания, обучения и развития ребёнка по социокультурной педагогической технологии...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Истоки"
В основу Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. «Истоки» развивают культурные ценности личности с приоритетом ду...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» для 1 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» для 1 класса рассчитана на 32 часа. В реализации данной программы участвуют младшие школьни...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Истоки"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Истоки"...