Сценарий общешкольного праздника "Птицы - наши друзья" для учащихся 1-4 классов
классный час (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Столбова Людмила Николаевна

Мероприятие способствует воспитанию бережного отношения учащихся к птицам; расширению знаний о птицах, их особенностях, повадках; знакомит с народными приметами; развитию любознательности и наблюдательности; воспитанию любви и интереса к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 8 г. Лабинска

СЦЕНАРИЙ

ПРАЗДНИКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1-4 КЛАССОВ

«Птицы – наши друзья!»

Подготовила: Столбова Людмила Николаевна

                     – учитель начальных классов

                                   высшей квалификационной категории

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1-4 КЛАССОВ

 «Птицы – наши друзья!»

                                          Подготовила: Столбова Людмила Николаевна

                                                                  – учитель начальных классов

                                                                       высшей квалификационной категории

Цель: Воспитывать бережное отношение к птицам.

Задачи:

- выявлять и расширять знания детей о птицах, их особенностях, повадках;

- познакомиться с народными приметами;                

- развивать мышление, память, речь, любознательность, наблюдательность;

- воспитывать любовь и интерес к природе.

Оборудование: ноутбук, проектор мультимедиа, презентация, плакаты с изображением птиц, веточка для грача, кокошник и волшебная палочка Весны, лужайка, цветы, скворечник, молотки, гвозди.

«Птицы – наши друзья!»

Слайд № 1.

Ученик:      

Птичий день, птичий день,

На планете птичий день!

Это главный птичий праздник.

Сообщаем это всем.

Учитель: 

Солнце ласково смеётся,
Светит ярче, горячей,
И с пригорка звонко льётся 
Разговорчивый ручей.
        С приходом весны возвращаются к нам пернатые друзья – птицы.

         Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость.

        Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, которые съедают около четверти всего урожая, обгрызают плодовые деревья в саду. Без птиц никогда не было бы хорошего урожая.

        Появятся первые проталинки, уж тут как тут грач и скворец. А растопит солнце лёд на реках -  прилетают утки, гуси, лебеди, вьются над водой чайки. Прилёт идёт не как попало, а в строгом порядке: первыми к нам весной прилетают те птицы, что улетают от нас последними осенью; последними те, что улетели первыми.

        Птички, которые собирают на земле зёрна или клюют почки - зяблики, щеглы, коноплянки - прилетают раньше. Мухоловки, ласточки, козодои, стрижи ждут, когда вылетят мухи, комары, бабочки.

        Воздушные дороги у всех перелётных разные. Одни летят вдоль морских берегов, другие — над реками, третьи — по лесам, полям и перелескам. Ни одна стая даже ночью не собьётся со своего пути, если только попадёт  в   густой   туман   или   бурей   занесёт   ее  в сторону.

        Выстраиваются птицы в пути по-разному. Треугольником строятся на полёте журавли. Первым летит самый сильный: он раздвигает воздух для других своими крыльями, как пловец руками воду. Когда он устанет, на его место — другой, а он переходит в конец стаи. Некоторые кулики летят редкой цепочкой, а мелкие птички — просто кучкой, а в кучке то и дело все, меняются местами.

1-й ученик:    

Дятел сел на толстый сук.

Тук да тук! Тук да тук!

Всем друзьям своим на юг:

Тук да тук! Тук да тук!

Телеграммы дятел шлет,

Что весна уже идет,

Что растаял снег вокруг.

Тук да тук!

Дятел:      

Я всю зиму зимовал,

В жарких странах не бывал.

И понятно почему

Скучно мне тут одному

Без друзей и без подруг.

Тук да тук! Тук! Тук! Тук!

Исполняется песня: «Надо в дорогу…»

Слайд № 2.

Грач:        

Я - птица грач. Меня в разведку

Весна прислала. Взмахом ветки

Я ей дорогу открываю.

Весна, тебя я приглашаю.

Учитель: Народная мудрость гласит: увидел грача – весну встречай!

        Грач – это птица, которая прилетает  ранней весной, когда начинаются работы на полях. Грачи идут вслед за плугом и уничтожают вредных насекомых и их личинки.

         Вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают скворцы, а за ними через несколько дней самки – скворчихи. К их прилёту самцы подыскивают скворечник, нередко выселив из домиков воробьёв. Устроившись, скворушка с увлечением громко поёт, поджидая подружку.    

Слайд № 3.

Скворец:      

Какие веселые добрые лица!

Я тоже, как грач, перелетная птица.

Я выступаю перед вами

Как молодой весны гонец,

Я рад увидеться с друзьями,

Ну а зовут меня скворец!

Учитель:

       Птицы строят гнёзда. В гнёздах откладывают яйца. Из яиц высиживают птенцов, согревая их своим теплом. Гнёзда у птиц очень разнообразны. У многих птиц гнездо представляет собой детскую колыбель.

       Например, птица иволга строит гамачок для детишек. Грач строит своё гнездо на вершине дерева. Также просто устраивает свои гнёзда ближайшие родственники грача – вороны, галки.

       А вот есть птицы, которые не гнёзда вьют, а норки роют. Как, например, ласточки-береговушки. Так им удобнее жить. Иногда на крутом берегу реки нор бывает так много, что целый ласточкин город получается.

       Жаворонок найдёт ямку, где-нибудь в поле, поросшем реденькой травкой, - вот и его гнездо. Такие же гнёзда – ямки у перепёлки среди лугов и серой куропатки в полях. И яички у этих птиц под цвет травы и хлебов. 

2-й ученик:      

Мы вставали даже ночью,

Из окна смотрели в сад.

Ну когда же, ну когда же

Гости наши прилетят?

3-й ученик:    

А сегодня поглядели

На ольхе сидит скворец.

Прилетели, прилетели,

Прилетели наконец!

Учитель:   Увидал скворца – знай, весна у крыльца!

Ученики:                               

Мы весняночку поем,

Весну красную зовем,

Ой поем, ой поем,

Весну красную зовем!

Весна:      

Я – весна! Весна - Красна!

Бужу землю ото сна!

Наполняю соком почки.

На лугах ращу цветочки.

Прогоняю с речки лед!

Светлым делаю восход.

Всюду - в поле и в лесу

Людям радость я несу!

(Подходит к лужку, ударяет волшебной палочкой, и на нем распускаются цветы).

(Выходят  мальчики с молотками, гвоздиками, в клетчатых рубашках).

1- й мальчик:    

Чуть растопит солнце вешнее

На дворе у нас снежок,

Птичьи домики – скворечники

Мы сколотим из досок.

2-й мальчик:    

Стук, стук, молотком

Строим, строим птичий дом.

На дворе тепло и весело.

Лед ломается в реке

Птичий домик мы повесим

На березовом сучке.

3-й мальчик:  

Ждем, ждем, птицы, ждем.

Прилетайте в новый дом.

Весна идет с капелями,

Ручьи журчат.

«Встречайте, прилетели мы!»-

Скворцы кричат.

Весна:    

Ребята, вот какая история произошла однажды!

Инсценировка «Прилет птиц»:

Весна:                            

Этот случай был в апреле.

С юга птицы прилетели  

Тает снег, а воробья

Выгоняют из жилья.

Скворец:                           

Убирайся вон, задира!

Должен жить здесь я – Скворец!

Воробей:                          

Ни за что! Моя квартира!

Я не временный жилец!

Я тут вьюги и мороз

Терпеливо перенес.

А сейчас под этой кровлей

Для семьи гнездо готовлю.

И не тронусь! Хоть убей!

Так решил я – Воробей!

Скворец:                  

Не упрямься! Мне в наследство

Этот дом достался с детства.

Вылетай, мой клюв остер…

А не то… (подбрасывает незаметно перышки)

Весна:  

Но тут во двор

Со скворечней Миша вышел

Быстро с нею влез на крышу,

Крепко-крепко привязал

И приветливо сказал!

Миша:                             

Видеть вас обоих рад.

Охраняйте вместе сад!

Весна:                        

Только Миши слез долой,

Воробьишка удалой

В новый дом переселился

И с соседом помирился.

Исполняется песня:

1.
Мне не нужно ни игрушек,
Ни цветных карандашей,
Потому что у кормушки 
Поселился воробей.
Только слушался бы лучше
Этот хитрый озорник.
Я решил на всякий случай
Птичий выучить язык.
Припев:
Чирик-чик-чик,
Чирик-чик-чик,
Всем нужны друзья.
Чирик-чик-чик,
Чирик-чик-чик,
Даже воробьям.
2.
Сколько вкусных бутербродов
Искрошил в кормушку я.
Очень трудная работа -
Дрессировка воробья.
Но зато в районе нашем
Удивляется народ -
Воробей вприсядку пляшет,
Бьёт в ладоши и поёт.
Припев.
3.
С ним мы делимся обедом,
Как положено друзьям.
Расчирикал он об этом 
Всем знакомым воробьям.
Я им крошек дам послаще.
И недели не пройдёт -
Все увидят настоящий
Воробьиный хоровод.
Припев.
Проигрыш.
Припев.

Слайд № 4.

Ласточка:    

С юга ласточки явились,

Прилетели к вам весной,

Хлопотливо закружились

Над беседкой вырезной.

Учитель: Если ласточки летают высоко в небе, так что кажутся маленькими, это к хорошей погоде, а если низко над землей – быть дождю.

Учитель: Ребята, нельзя представить нашу планету без птиц. Они приносят много пользы. Но и о них нужно заботиться, а порой и охранять от любителей охоты за птицами. Сейчас мы узнаем, как хорошо вы знаете жизнь и повадки птиц.

Слайд «Загадки».        

Викторина для зрителей.

1. Загадки:

1. На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.

   Тычет клювом наугад - ищет в речке лягушат. (Цапля.)

2. Кто в беретке ярко-красной?        

    В черной курточке атласной?

    На меня он не глядит,

    Все стучит, стучит, стучит.  (Дятел.)

3. На два, на три километра

    Поднимаюсь и кружу,

    С высоты огромной этой

    Даже мышь я разгляжу.  (Орел.)

2. Вопросы на карточках:

    1. Какая птица является символом мудрости? (Сова.)

    2. Какая птица выше всех летает? (Орёл.)

    3. Какая птица в мире самая большая? (Страус.)

    4. Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой? (Одинаковая.)

    5. В какой стране строят гнёзда и выводят птенцов журавли? (В России.)

    6. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см.)

    7. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (У пингвинов.)

3. По трем подсказкам определить название птиц:

1.

   

   

   

   

   

   

а) обитает в воде;

б) питается подводными частями растений;

в) нырять не может, погружает в воду лишь голову и длинную тонкую шею.

(Лебедь.)

2.

   

   

   

   

   

   

   

а) обитает в пойме рек, зарослях;

б) питается насекомыми;

в) свои яйца подбрасывает в гнезда мелких птиц. (Кукушка.)

3.

    

    

    

    

    

а) обитает в лесах, гнездится в оврагах, балках;

б) питается насекомыми и грызунами;

в) ведет ночной образ жизни.

(Филин.)

4. Кроссворд:

1. Угадайте, что за птичка?

    Тёмненькая невеличка,

    Беленькая с живота,

    Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)

2. Озорной мальчишка

    В сером армячишке,

    По двору шныряет,

    Крошки собирает. (Воробей.)

3. Врач лесного царства

    Лечит без лекарства. (Дятел.)

4. Всю ночь летает,

    Мышей добывает,

    А станет светло,

    Спать летит в дупло. (Сова.) 

5. Серое пёрышко –

    Золотое горлышко. (Соловей.)

6. Умывается росой,

    Крылья с жёлтой полосой.

    Он наряден, а не гол –

    Птица певчая... (Щегол).

7. Известно с давних нам времён,

    Что эта птица, почтальон. (Голубь.)

8. Без рук, без топорёнка

    Построена избёнка. (Гнездо.)

9. Эта хищница болтлива,

    Воровата, суетлива.

    Стрекотунья, белобока,

    А зовут её ... (Сорока).

 10. Всех перелётных птиц черней,

   Чистит пашню от червей.  Грач.)

4-й ученик:           

Поют щегол и соловей,

Малиновка и дрозд.

«Ты гнезда разорять не смей»;

«Не трогай птичьих гнезд!»        

5-й ученик:    

Мы не будем разорять,

Вот слово всех ребят.

В саду у нас звенят!

Исполняется песня: «У дороги чибис».

Слайд № 5.

Учитель:

Пускай всегда такой обычай
В моей останется стране:
Встречай любовно стаи птичьи, 
Всем сердцем радуясь весне.

А сейчас каждый класс даст отчет –

Как вы встречаете птичий прилет!
      Мы, повесим свои скворечники и в нём, наверняка заселятся скворцы. Каждый птичий домик должен быть повешен на определенной высоте: для скворцов – на высоте не менее 8 – 10 м, для синиц дуплянки вешают на 2 – 2,5 м, для галок 3-4 м. Скворечники и дуплянки закрепляют так, чтобы они не качались, иначе птицы их не займут.

(Учащиеся всех классов докладывают, о том, сколько скворечников и кормушек они сделал. Классы получают направления, где развешивать птичьи домики. Праздник заканчивается поход по направлениям).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий общешкольного родительского собрания для родителей 1-4 классов по теме: «Позитивная самооценка как условие успешного развития личности»

Данный сценарий призван оказать помощь классным руководителям начальной школы  в подготовке и проведении общешкольного или классного родительского собрания по теме : «Позитивная самооценка к...

Сценарий спортивно – игровой программы для учащихся 1-4 классов, «Мы выбираем спорт!»

Материал будет полезен для учителей начальных классов, для воспитателей в летних оздоровительных лагерях....

Сценарий праздника "Зимние забавы" для учащихся 2-3 классов

Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, отсутствие чётких нравст­венных ориентиров формируют ту обстановку, в контексте которой...

Сценарий театрализованной игровой программы для учащихся 3 – 4 классов «Необыкновенные приключения на лесном перекрёстке»

Цель: Формирование представления о полной взаимосвязи человека и природы, об ответственности за окружающий человека мир природы.Задачи:Закрепить правила поведения в природе,  умение выполнят...

Сценарий праздника "Иван Купала" для учащихся 1, 2 класса

Сценарий праздника разработан для учащихся 1,2 классов...

Сценарий военно-спортивного праздника для учащихся 1-4 классов "А ну ка парни!"

Сценарий военно-спортивного праздника дя учащихся 1-4 классов содержит задания как практического , так и теоретического плана.  Данные мероприятия способствуют формированию здорового образа жизни...