Классный час на тему: «Экология и человек».
классный час (3 класс) на тему
Вопросы занятия:
• Что такое экология?
• Влияет ли экология на здоровье человека?
• Почему необходимо охранять и беречь природу?
• Какие меры принимаются для защиты природы?
• Что такое Красная книга?
• Какие растения и животные занесены в Красную книгу Липецкой области?
• Какие заповедные места существуют в Липецкой области?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час на тему: «Экология и человек». | 73.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему: «Экология и человек».
Вопросы занятия:
• Что такое экология?
• Влияет ли экология на здоровье человека?
• Почему необходимо охранять и беречь природу?
• Какие меры принимаются для защиты природы?
• Что такое Красная книга?
• Какие растения и животные занесены в Красную книгу Липецкой области?
• Какие заповедные места существуют в Липецкой области?
Основные понятия:
• Экология
• Защита природы
• Красная книга
• Заповедник
• Заказник
• Здоровье
•
ХОД ЗАНЯТИЯ
1 ЭТАП : МОТИВАЦИЯ
Звучит песня «Край, в котором ты живешь» ( стихи Ю. С. Энтина, муз. Г. Гладкова)
Эпиграф зачитывается учителем Слайд №1
Я сорвал цветок, и он увял,
Я поймал мотылька-
И он умер у меня на ладони,
И тогда я понял, что прикоснуться
К красоте можно только сердцем.
Павел Гвездослав
- Как вы понимаете эти слова? Слайд №2
(Если сорвать цветок, который тебе понравился, то удовольствие будет недолгим, так как он всё равно завянет, птицы и насекомые тоже могут погибнуть вне воли. Так можно истребить всё живое. А если просто любоваться красотой природы, не губя её, то она будет радовать нас постоянно.)
-А зачем нам вообще нужна природа? (Она даёт нам всё необходимое для жизни.) Слайд №3
( Учащиеся должны осознать, что наше здоровье зависит и от состояния природы :воздух, вода, земля – всё оказывает влияние на человека.)
Учитель прикрепляет к доске картинки, где изображены водоемы, растения, животные и т.д. Слайд № 4 -№6
- Все ли на месте или кого-то не хватает ? ( Не хватает человека)
Слайд №7
Учитель прикрепляет данную картинку на доску, обводит всё вкруг и делает вывод, что это и есть наш общий дом – Земля, голубая планета, и человек не может существовать вне этого круга, отдельно от природы.
Слайд № 8 А взаимосвязь человека с природой изучает целая наука – экология.
Сегодня мы познакомимся только с её азами.
Объявляется тема занятия : Экологическая азбука. Слайд №9
ЭКОЛОГИЯ – в переводе с греческого ОЙКОС-ДОМ, жилище; логос – наука. т.е. наука о том, как жить в собственном доме. Наука о связях живых организмов с окружающей средой.
П ЭТАП : РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ
Учащиеся работают по группам. Каждой группе предлагается ответить на вопрос.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Первая группа
Что такое экология ?
________________________________________! ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Экология - наука о взаимодействии человека и природы.
Вторая группа
Что такое Красная книга?
______________________________________ ! ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
(Один из способов уберечь природу)
В Красную книгу занесены животные и растения, которых на Земле осталось очень мало, они находятся на грани вымирания. Красный цвет – сигнал тревоги, опасность
Третья группа
Что такое заповедник ?
_____________________________________ ! ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Заповедник – особо охраняемая территория, в котором запрещена хозяйственная деятельность человека. Здесь сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс.
Четвертая группа
Что такое лекарственные растения ?
________________________________________ ! ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Лекарственные растения – это растения, которые обладают лекарственными свойствами и помогают человеку при лечении различных заболеваний.
Запомните все эти понятия, так как они будут необходимы в дальнейшей работе.
Ш ЭТАП : ИЗУЧЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ
Учитель предлагает учащимся представить: наступила весна, первые лучи солнца пригрели землю, распустились почки, зацвели первые цветы. Вам очень захотелось провести выходные на природе.
-Какие правила поведения в лесу нужно помнить? Слайд№10
(можно включить запись пения птиц в лесу…….)
_______________________________________! ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Не оставлять после себя мусор, не рвать цветы, не ломать деревья и др.
Что будет, если эти правила не соблюдать ?
_______________________________________! ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Природа истощится, загрязнятся леса, реки, озера. Слайд№11- 12
Вспомните стихотворение З.А. Александровой « Родина» :
Если скажут слово «родина»
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот…
А что вспоминается вам, если звучит слово « родина?»
_____! ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Город Липецк, свой двор, родители, школа, друзья и другие.
Да, каждому из нас вспоминается что-то своё, самое дорогое, но всех нас, живущих в Липецке, объединяет любовь к нашему городу, самому доброму, самому тихому, самому уютному, зеленому и красивому. Слайд № 13
Назовите свой самый любимый уголок нашего города.
______________________________! ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Учащиеся называют свои любимые места города.
Слайд№14
А теперь представьте: вы приехали на лесную опушку, вышли к озеру, всегда чистому и прозрачному, и видите, что грязное нефтяное пятно расплывается в нём.
Или: в березовой роще есть одно дерево, его посадил ваш дед или отец, которое вам очень дорого.
Вы подходите к нему каждый раз с тревогой и волнением, так как с ним связаны самые теплые воспоминания; а оно сломано.
А ещё вы приехали в своё любимое место, чтобы отдохнуть, и видите : деревья сломаны, трава сожжена, а рядом куча мусора. . .
- Изменится ли ваше настроение ?
_________________________________! ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Да, конечно !
Какими красками вы можете описать своё состояние ?
___________________________________! ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Серые, мрачные, черно-белые, холодные, грязные.
- А какие еще способы защиты природы вам известны ?
Стихи об охране природы
1чтец
Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься:
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
2 чтец
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорят не будем Никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом!
2 чтец
Есть одна планета-сад.
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут-
В реку смотрят удивленно
Береги свою планету
Ведь другой на свете нету!
4 чтец
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать.
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
5 чтец
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают!
Ну, кому они мешают?-
6 чтец
Здесь не нужно всех ловить.
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу-всего лишь гость.
Здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги
Ведь они нам не враги.
7 чтец
Помоги лесным зверюшкам
Приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверёк
Скажет: « Ты - мой друг! спасибо!»
Отгадайте, о каких зверюшках идет речь в загадках?
Загадки:
- лесной доктор - дятел
- пернатый чемпион по бегу (страус)
- крылатый почтальон (голубь)
- Не зверь не птица, а нос как спица (комар)
- Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел (бабочка).
- Что за зверь такой лесной?
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы-
Уши больше головы. (заяц)
- Невелика, рыжевата,
Хвост красивый и косматый.
На дереве живет
И орешки грызёт (белка).
8) Бездомная ленивица,
Гнёзда не вьёт
В чужие гнезда
Яйца кладет (кукушка).
- Ребята, а какую помощь вы можете уже сейчас оказать природе нашего города? (Высадка растений, забота о птицах и животных)
Возможные варианты:
- Каждая группа оформит небольшой участок около школы и будет за ним ухаживать;
- Создать в классе маленький садик из цветов;
- Завести аквариум, ухаживать за ним;
- Каждый класс может посадить по 1 дереву около школы и др.
Учитель обобщает высказывания детей, расширяя их кругозор дополнительными сведениями.
Стремительно продолжается обеднение растительного мира. Растения страдают от вытаптывания, неумеренного сбора лекарственного сырья. Некоторые садоводы выкапывают растения пытаясь вырастить в домашних условиях. Большинство таких растений не приживается, погибает. Поэтому во многих местах и, в частности, у нас, в Липецкой области, запрещён сбор многих растений. Они занесены в Красную книгу Липецкой области. Цвет этой книги – сигнал тревоги, предупреждения. Растения и животные, занесённые в эту книгу, находятся под угрозой вымирания. Их надо спасти.
- Какие растения, занесенные в Красную книгу Липецкой области, вам известны ?
___________________________________________! ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Ковыль перистый, лилия кудреватая, кувшинка белоснежная, колокольчик
персиколистный, василёк русский и др.
- А животные ?
______________________________________ __! ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Сокол, аист, журавль, лебедь-шипун, филин, цапля рыжая.
- Какие лекарственные растения вам знакомы ?
_________________________________________! ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Ромашка, крапива, шиповник.
- Какие заповедные места Липецкой области вы знаете ?
________________________________________! ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Заповедники « Галичья Гора»
Воронежский заповедник
Физкультминутка
Обмен ребят знаниями.
1 группа
Одним из методом защиты природы –является создание заповедников.
Заповедники, заказники – это прекрасные, уникальные творения природы, поражающие красотой ландшафтов, богатством мира растений и животных.
В заповедниках деятельность их работников не ограничивается просто охраной природы. Здесь трудятся ученые, которые думают над тем, как наиболее эффективно сохранить редкие виды растений, природные комплексы.
Заказники – это тоже особо охраняемая природная территория, но здесь разрешена хозяйственная деятельность человека при условии : она не должна разрушать природные ценности.
2 группа
Самый маленький в мире заповедник Галичья Гора известен своей необычайной растительностью и уникальной фауной, загадочностью нахождения многих видов растений. На его территории растут 974 вида сосудистых растений, 839 видов грибов, водятся около 10000 видов беспозвоночных, а также Гербарий Среднерусской возвышенности соседних областей. Сегодня он насчитывает более36 тысяч гербарных листов.
Общая площадь заповедника 231 гектар.
3 группа
В заповеднике «Галичья гора» в 1990году был создан питомник редких видов хищных птиц, занесённых в Красную книгу РФ. Основной целью его организации является восстановление находящихся под угрозой исчезновения популяции этих птиц. В настоящий момент в питомнике содержатся соколы-болобаны, орлы-могильники, беркуты и некоторые другие хищные птицы.
4 группа
В мае 1927г. был создан Воронежский бобровый заповедник. Его площадь-31тыс.гектаров,из них около 14тыс.гектаров расположены на территории Усманского района Липецкой области. С 1933года на территории заповедника действует Музей природы.
Делая добрые дела, помогая природе, мы можем преобразить её и
любоваться сказочной красотой дремучих лесов, широких степей, необъятных равнин; дышать свежим воздухом и видеть своё отражение в зеркальной глади прозрачной воды.
4 этап :подведение итогов
Каждой группе было дано задание: изобразить счастливый город-«Город моей мечты».
- Придумать название.
- Герб(объяснить значение).
- Какие законы (экологические) будут действовать в вашем городе.
Перед выполнением этого задания учитель напоминает детям :
- Что такое герб
- Что представляет собой герб города Липецка
Герб-исторически сложившийся символ.
Слайд №15
Герб города Липецка представляет собой изображение большого изумрудного липового дерева в золотом поле, означающее имя города;
Подножие дерева-натуральный зелёный холм.
---------------------------------шпаргалка----------------------
Символы: животные и растения.
- Пальма-долговечность
- Оливковое дерево-мир
- Дуб-сила,крепость
- Дельфин-сила
- Орёл-власть,великодушие
- Пчела,муравьи-трудолюбие
- Ворон-долголетие
- Лев-сила,мужество,великодушие
- Кошка-независимость
- Леопард-храбрость,отвага
Символы цвета:
- Красный-мужество,храбрость,неустрашимость
- Белый-благородство
- Чёрный-скорбь,печаль
- Голубой-величие,ясность,верность
- Зелёный-надежда
- Золотой-богатство,сила
-------------------------ожидаемый результат----------------------------------
Ребята, представляя свои проекты приходят к выводу, что жить в гармонии с природой не так уж и сложно. Всё зависит от нас самих. Построить и сохранить хотя бы частичку такого сказочного города мы можем сами. А для этого необходимо, чтобы законы выполняли все!
Закончить классный час можно стихами
Мой город, пробуждаясь ото сна,
Ты полон пуха, гама, света.
Мой город - ты моя планета,
Другая просто не нужна.
В.Шевчук
Стихи
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется – природа,
Давайте же всегда её беречь!
В лучах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить.
Природой называется всё это,
Давайте же с природою дружить.
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым.
Всё это называется – природа,
Давайте же сердца ей отдадим.
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи её полей :
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши :
Она – твой дивный добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги её напропалую
И не испытывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна.
Липецк – наша малая родина Город прошел долгий и нелегкий путь от небольшого поселения до крупного и преуспевающего во всех отношениях центра.
Он имеет славную историю, которой мы можем гордиться.
С любви к своей семье и своему городу начинается любовь к Родине.
Моя Родина - Россия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему: «Суд над человеком»
Тема «Суд над человеком»Форма проведения: Ролевая играЦель: воспитание у детей чувства любви, бережного отношения к природе, ко всему живому.Задачи: воспитывать гуманное отношение к природе, жив...
Классный час на тему экологии: "Берегите природу!"
Классный час на данную тему помогает расширять представления ребенка об окружающем нас мире, способствует воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе....
Материал к классному часу на тему: «Экология»
Материал к классному часу на тему: «Экология»...
Классный час на тему "Экология и культура"
Материал содерждит разработку конспекта классного часа для 2 класса....
Классный час по теме "Экология"
Конспект классного часа, посвященного году экологии. Путешестви по стране "Экология"....
Классный час на тему "Экология"
Классный час (2 класс)...