Проект "Моя семья"
проект (3 класс) на тему
Проект создан с целью использования методического материала в воспитательной работе.Основой нравственно-воспитательного проекта "Моя семья" является то, что объединяет нас всех - семья.
Важнейшим фактором содействия формированию значимых социальных и духовно-нравственных качеств личности ребенка с нарушением зрения является создание единого воспитательно-образовательного пространства "семья-ребенок-школа".Учитель, воспитатель и родители в рамках целостного процесса социализации ребенка с нарушением зрения должны рассматриваться как партнеры.
Проект предусматривает создание рабочей коррекционно-развивающей программы, направленной на формирование нравственных ценностей и патриотических чувств у детей с нарушением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moya_semya.docx | 105.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Проект «Моя семья».
Проект создан с целью использования методического материала в воспитательской работе во второй половине дня в коррекционной школе-интернате №2.
Содержание данного проекта основано на действующих образовательных программах, соответствующих положениям ФГОС начального образования.
Вид проекта.
Практико-ориентированный.
Срок реализации.
2016 - 2017 учебный год.
Участники проекта
Воспитанники группы 2 класса А.
Актуальность темы проекта.
Изучение истории родной страны, истории нашего Отечества, трудовых и культурных традиций его народа всегда был и остаётся основополагающим моментом в деле воспитания чувства любви к малой и большой Родине.
Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, подлинного бескорыстия.
Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость за свою принадлежность к России. Патриотизм всегда был величайшей национальной ценностью: любовь к своему народу, привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу народной жизни.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС ООО акцентируется внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики.
Взаимодействие семьи и школы в контексте патриотического воспитания должно быть направлено на развитие у обучающихся с нарушением зрения социальных представлений о патриотизме, а вместе с ними духовности и нравственности, поскольку фамильная гордость и интерес к истокам собственной родословной - это две ветви одного дерева. Нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края, от истории своей семьи.
Чувство Родины у ребенка начинается с отношения к своей семье, самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке, – к тем корням, которые незримо связывают его с родным домом. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Результат проведённого опроса воспитанников с нарушением зрения моей группы показал, что многие воспитанники не имеют чёткого представления о составе и численности своей семьи, возрасте и профессии своих родителей, возрасте и профессии бабушки и дедушки. Во многих семьях ушли в прошлое семейные праздники и традиции, о которых дети не знают ничего.
В этой ситуации взрослые должны помочь детям понять значимость общественного института семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому, одновременно с этим и самим вспомнить об этих моральных ценностях.
Основой нравственно-патриотического проекта «Моя семья» является то, что объединяет всех нас – семья.
Результативность воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, усложняется ввиду их специфических проблем со здоровьем. Она зависит от выбора педагогических приёмов и способов работы, учитывающих не только общепсихологические законы развития, но и особенности психологического развития этой категории детей, поскольку эти особенности напрямую зависят от нарушенных зрительных функций.
В отличие от нормально видящих детей, у детей с нарушением зрения формирование представлений осуществляется замедленно, поскольку зрительный процесс восприятия окружающей действительности малоинформативен.
Известно, что нарушения зрения часто сопровождаются у детей сочетанными дефектами развития, которые создают дополнительные проблемы в воспитании слабовидящих детей.
Многолетний опыт показывает, что у большинства детей с нарушением зрения процесс социализации психологически происходит весьма сложно и болезненно. Совершенно очевидно, что это следствие отсутствия оказания им психолого-педагогической помощи на раннем этапе их развития, в первую очередь в семье.
Часто неправильное отношение к ребёнку с нарушением зрения в семье может выражаться или в чрезмерной опеке, или, наоборот, в недостаточном внимании и заботе о нём.
Иногда взрослые берут на себя все повседневные заботы, не задумываясь о подготовке ребёнка к реальной повседневной жизни за порогом родительского дома. Детям позволяют делать всё, что угодно, им всё прощают, они не знают ограничений ни в чём.
Вот почему, очень часто, дети не в состоянии произвести самые простые действия, связанные с самообслуживанием. Всё это мешает формированию социальной адаптации ребёнка с нарушением зрения.
Поступив в специальную коррекционную школу-интернат с пятидневным пребыванием, ребёнок с нарушением зрения неизбежно попадает в особую, новую для него социальную ситуацию, часто сталкиваясь с большими трудностями в различных социально-бытовых ситуациях. Порой ребёнок не умеет находить не только контакты с взрослыми, но даже и со сверстниками.
В школе - интернате ребёнок оказывается без родителей, или иных родственников, которые на протяжении всего дошкольного периода жизни были готовы не просто помогать, а порой и выполнять за ребёнка те или иные обязанности.
Дети, которые привыкли к постоянной помощи со стороны взрослых, часто отказываются от любой трудовой деятельности, требующей от них приложения усилий или самостоятельности, не проявляют интереса к занятиям, желания овладевать какими-либо приёмами.
В связи с этим, перед воспитателем встаёт первостепенная задача по формированию социальных навыков и нравственных качеств у детей с нарушением зрения.
Социализацией называется процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы поведения.
Воспитатель с помощью целенаправленной методической работы на занятиях во второй половине дня занимается нравственным и социальным воспитанием детей с нарушением зрения.
Предполагается, что в результате такой воспитательной работы, дети должны научиться адекватно оценивать, как свое собственное поведение и поступки, так и поведение и поступки окружающих, понимать смысл морально - этических норм и понятий, совершать добрые поступки, уметь применять навыки вежливого обращения с окружающими.
Актуальный социальный запрос общества формируется следующим образом:
- адаптировать воспитанников с нарушением зрения к самостоятельной и активной жизни в естественном социальном окружении общества.
Это означает, что обучающиеся с нарушением зрения должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало бы существующим в обществе моральным и нравственным нормам.
Для решения задач нравственного воспитания детей с нарушением зрения, прежде всего, необходимо их нравственное просвещение.
Напомним, что воспитание детей с нарушением зрения, как и нормальновидящих, осуществляется через освоение ими основных элементов социального опыта в процессе и в результате их вовлечения старшим поколением в общественные отношения, систему общения и общественно-необходимую деятельность.
Специфика воспитания детей с нарушением зрения заключается в формировании у них конкретных представлений о социуме и своём месте в нём, несмотря на определённые сенсорные ограничения, а также в активизации их познавательной деятельности, опирающейся на все сохранные анализаторы и дефектное зрение. Воспитательный процесс учитывает возраст детей, условия их жизни в семье, условия пребывания в школе. Воспитательное воздействие на ребенка с нарушением зрения осуществляется с учётом современных требований к овладению новыми постоянно изменяющимися средствами технического прогресса.
Важнейшим фактором содействия формированию значимых социальных и духовно - нравственных качеств личности ребенка с нарушением зрения является создание единого воспитательно-образовательного пространства «семья – ребёнок - школа». Учитель, воспитатель и родители в рамках целостного процесса социализации ребёнка с нарушением зрения должны рассматриваться как партнёры. Эта форма взаимодействия означает равенство всех её сторон, взаимное уважение, высокий уровень толерантности, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту в образовательном процессе, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Программе духовно-нравственного воспитания, развитие учащихся при получении начального общего образования, их воспитание и социализация должны быть интегрированы во все виды деятельности школьников, имеющих нарушения зрения. Эта деятельность реализуется в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Она основана на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов и реализуется в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации детей с нарушениями зрения на уровне начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Принимать судьбу Отечества как свою личную, осознавать ответственность за настоящее и будущее своей страны, продолжать духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации.
Постановка проблемы.
В настоящее время воспитательская работа, проводимая школьными специалистами, направлена на формирование у детей важных жизненных установок личности. Однако без помощи семьи решить эту задачу школа не сможет, поэтому родители должны не только понимать социальный заказ общества, но и активно помогать школе в его реализации. Интерес детей к теме «Моя семья» определил проблему проекта.
Проблема.
Определение и апробация воспитательских средств, способов, приёмов, способствующих объединению родителей и детей с нарушением зрения в одну большую и дружную социальную общность.
Гипотеза.
Проект «Моя семья» поможет детям с проблемами здоровья уже на этапе начальной школы активизировать свою исследовательскую, творческую работу для создания сплочённого коллектива детей и родителей, воспитывать уважение и любовь к старшему поколению, к своей семье.
Реализация проекта осуществляется во внеурочной деятельности группы.
Ожидаемые результаты:
- расширение знаний воспитанников об истории своей семьи, о своей родословной,
- развитие мотивации для занятий исследовательской деятельностью, совместной семейной творческой работой ,
-укрепление семейных связей,
-укрепление общественной связи «ребёнок-семья-школа».
Структура работы воспитателя над проектом:
- информационный накопительный аналитический блок,
-организационный практический блок,
-презентационный завершающий блок.
Цель проекта «Моя семья»:
-формирование у детей с нарушением зрения нравственных понятий и качеств, связанных с не преходящими ценностями человеческих взаимоотношений: верностью, чувством долга, ответственностью по отношению к пожилым, слабым и больным людям,
- формирование у детей с нарушением зрения социальной значимости понятия «семья»,
-повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребёнка с нарушением зрения.
Задачи.
Развивающие:
-общекультурное, нравственное, личностно-познавательное развитие воспитанников с нарушением зрения.
Воспитательные:
-воспитание чувства гордости за свою семью,
- воспитание чувства любви и уважения к родителям,
-развитие интереса к истории своей семьи, её семейным традициям,
-воспитание патриотических чувств у младших школьников.
Коррекционные:
-формирование коммуникативных умений и навыков младших школьников с нарушением зрения,
-развитие мышления, речи, воображения у детей с нарушением зрения,
-формировать УУД в соответствии с ФГОС последнего поколения.
Этапы работы над проектом.
1.Организационный этап («погружение в проблему проекта»).
сентябрь-ноябрь 2016
- подбор и изучение литературы по теме «Моя семья»,
-анкетирование детей с нарушением зрения с целью выявления знаний о семье, об их родословной
-сбор фотографий и иных материалов для оформления альбомов, и газет,
-привлечение родителей к изготовлению иллюстративного материала по теме проекта.
2.Практический этап.
ноябрь2016- апрель2017
-разработка программы нравственно-патриотического воспитания,
-разработка сценариев праздников, утренников, бесед по теме «Моя семья»,
-разработка рекомендаций и алгоритма действий для создания детьми их семейного генеалогического древа, альбома «Профессии моих родителей», газеты «Памятные места моей малой Родины»,
-оформление альбомов, стенных газет по теме «Это я и моя семья»;
-проведение совместных школьных мероприятий, праздников.
3.Заключительный этап
май-июнь 2017.
- Презентация проекта.
Работа над проектом
- Организационный этап («погружение в тему проекта»).
На этом этапе работы была проведена беседа на тему «Я и моя семья», которая позволила сделать выводы об уровне знаний детей о собственной семье. Выяснилось, что многие ученики второго класса затрудняются назвать полные имена и отчества родителей. Многие из них не только не знают отчества своих бабушек или дедушек, но даже затрудняются назвать их полные имена.
Во время беседы и анкетирования детей возникло много вопросов, на которые большинство из них не могли дать ответ, поскольку им не хватало знаний о своей семье.
Анкетирование детей
№ п/п | Вопросы | Положительные ответы % | Не смогли ответить % |
1 | Как зовут твоих родителей? | 70% | 30% |
2 | Как зовут твоих бабушек и дедушек? | 20% | 80% |
3 | Сколько человек в твоей семье? | 65% | 35% |
4 | Назови свой день рождения, дни рождения членов семьи. | 80% 20% | 20% 80% |
5 | Знаешь ли ты дорогу к своему дому? | 50% | 50% |
6 | Рассматриваешь ли ты вместе с родителями фотографии из семейного альбома? | 10% | 90% |
7 | Знаешь ли ты свой домашний адрес, телефон? | 20% | 80% |
8 | Охотно ли ты выполняешь просьбы и поручения родителей? | 70% | 30% |
9 | Что ты знаешь о профессии твоих родителей? | 30% | 70% |
10 | Какие семейные реликвии ты знаешь? | 5% | 95% |
Работа с родителями стала отдельным направлением этого этапа проекта.
После беседы с детьми и их анкетирования было проведено родительское собрание, на котором родители были посвящены в проблему, сроки проведения и педагогические аспекты воспитательского проекта «Я и моя семья». Не все родители сразу положительно откликнулись на предложение о совместной творческой работе по этой теме. Однако после разъяснения цели деятельности большинство родителей положительно отнеслись к идее проектной работы по этой теме.
2.Практический этап.
На этом этапе работы воспитателем – руководителем проекта было разработано планирование по нравственно-патриотическому воспитанию и разработана программа «Я и моя семья».
Программа нравственно-патриотического воспитания младших школьников
«Я и моя семья».
Пояснительная записка
Всё мировое сообщество придаёт огромное значение гражданскому патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Патриотическое и гражданское ребёнка тесно переплетено и неразрывно связано с его нравственным воспитанием: это сложный педагогический процесс, основанный на формировании нравственных качеств и категорий личности человека.
Патриотическое, гражданское и нравственное воспитание детей с нарушением зрения в соответствие с дидактическими принципами посильности и постепенности должно начинаться с самого юного возраста. Правильнее всего начать его с простых и понятных всем детям взаимоотношений в семье.
У маленького гражданина любовь к Родине изначально должна формироваться в семье, которую он должен воспринимать как свою «малую Родину»: ребёнок должен понимать, что самые близкие ему люди - мать, отец, бабушка, дедушка, другие его ближайшие родственники – это те люди, которые связывают его с его собственным родным домом.
Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей.
Семья всегда была и остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, которые являются определяющим фактором для формирования личности ребёнка, особенно имеющего нарушения в развитии.
Семья воспитывает у ребёнка сознание того, что всех её членов объединяют не только кровное родство, любовь, но и общественные интересы.
С помощью семьи ребёнок пока ещё невольно взаимодействует с другими членами общества, сам являясь его частью. Поэтому и он (ребёнок!) должен понимать, что он тоже несёт пусть небольшую, но всё же ответственность за то, что и как происходит и в его семье, и за её пределами.
В связи с этим можно сформулировать задачи воспитателя детей с нарушением зрения:
- как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле,
- формировать у ребёнка черты личности, которые помогут ему стать достойным человеком и гражданином общества,
- воспитывать любовь и уважение к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке,
- воспитывать любовь к родному дому, школе, родной улице, городу,
- воспитывать чувство гордости за достижения своей страны,
- воспитывать любовь и уважение к армии своей страны,
- воспитывать чувство гордости за мужество воинов,
- развивать интерес к доступным для понимания ребёнка явлениям общественной жизни.
Условно алгоритм самостоятельных рассуждений ребёнка воспитатель может направить с помощью примерно таких проблемных вопросов:
- Кто мои родители?
- Из кого состоит моя семья?
- Как ко мне относятся члены моей семьи?
- Как я отношусь к ним?
- Какие другие семьи я знаю?
- Как люди из этих семей взаимодействуют между собой?
- В какой стране я живу?
- Что было бы с моей семьёй, если бы я жил в другой стране?
Практическая деятельность детей с нарушением зрения в работе над проектом является одной из форм их гражданского, патриотического и нравственного воспитания. Эта деятельность наиболее эффективна при условии, что в этой работе примут участие не только дети, но и их родители. Только в совместной творческой деятельности воспитателя-ученика-родителей можно формировать основы патриотизма в любых областях знаний, учитывая индивидуальные личностные интересы и возможности детей.
Цель программы:
- воспитание качеств личности, составляющих основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности,
- развитие творческих способностей у детей с нарушением зрения,
- воспитание уважения к культуре и истории своей семьи и своей страны.
Задачи программы:
-воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому основывается на любви к своей семье, родным и близким людям;
-формирование у детей с нарушением зрения интереса к изучению истории своей семьи и своей страны;
-осознание воспитанниками своих социально-значимых семейных ролей:
- сын – дочь,
- внук – внучка,
- брат – сестра,
- близкий – дальний родственник;
-поиск своих семейных корней,
- осознание роли своей семьи в контексте истории своей страны;
-осмысление связи времён: попытка найти и закрепить живую «Нить Памяти» своей семьи с её старшим поколением, со своими предками, со своим родом;
-пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений с родителями, братьями и сёстрами, старшими и младшими членами семьи, с близкими людьми.
Формы работы.
Основной формой работы по программе являются групповые воспитательские занятия, которые представляют собой:
-теоретические занятия в форме беседы или рассказа,
-развивающие игры,
-методические утренники,
-обучающие экскурсии,
-исследовательская деятельность, направленная на поиск сведений по истории своей семьи,
-коллективные творческие дела,
-смотры-конкурсы,
-тематические выставки,
-другие виды практической творческой работы.
Ожидаемые результаты реализации программы:
-устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой Родине и России,
-любовь и бережное отношение к родной природе;
-активная жизненная гражданская позиция,
- интерес к познанию,
-стремление к самовыражению и самореализации;
-инициативность и творчество в труде,
- бережное отношение к результатам труда,
-осознание значимости труда;
-честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям,
-самоуважение и соблюдение правил этики и общей культуры,
-организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
Содержание или структура программы.
Первый раздел воспитательной программы «Моя семья», включает в себя нескольких направлений, соответствующих воспитательной программе школы-интерната, состоящей из 5 направлений:
- «Вместе»,
-«Мир спасется красотой»,
-«Здоровье»,
-«Я – Гражданин России».
Второй раздел программы - обоснование применения комплексного подхода, обеспечивающего развитие детей во всех взаимодополняющих образовательных областях, предлагаемых ФГОС и все структурные единицы воспитательного процесса. Это позволит ребенку «прожить» тему «Моя семья» в различных видах деятельности.
Третий раздел программы - основной, он представляет собой содержание программы.
Четвёртый раздел программы - в соответствии с требованиями ФГО Стандарта в ходе реализации проекта «Моя семья» обеспечивается формирование и развитие универсальных учебных действий, как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания нравственно-патриотического воспитания.
Как известно, универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», повышают способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного усвоения нового социального опыта.
Познавательные УУД: способствуют формированию и развитию компетентностей личности младших школьников, для подготовки их к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Коммуникативные УУД: способствуют формированию и развитию умения работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать своё мнение.
Регулятивные УУД: способствуют формированию и развитию навыков осуществления действия по образцу и заданному правилу; составление плана и последовательности действий.
Личностные УУД: способствуют формированию и развитию умения ценить и принимать базовые ценности «дружба», «доброта»; умения соотносить события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и ориентацию в межличностных отношениях.
Этот раздел программы включает в себя информацию о необходимой индивидуальной работе по формированию совокупности УУД, которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно ставить перед собой цель, искать и использовать необходимые средства и способы её достижения, уметь контролировать и оценивать свою деятельность и её результаты. Они создают необходимые условия для развития личности и её самореализации
Пятый раздел программы ставит своей целью напомнить о профилактике зрительных нарушений детей при различных видах их деятельности. В него включены коррекционные игры и упражнения с элементами занимательности для развития зрительного восприятия и активизации зрительных функций детей с нарушением зрения.
Направление воспитательной программы | Интегрируемые и взаимодополняющие образовательные области | Содержание программы | Формирование УУД | Коррекционные игры и упражнения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
«Вместе» | Социально-коммуникативное развитие | Сюжетно-ролевые игры: -«Дом. Семья». -«Профессии моих родителей». -«В гости к бабушке и дедушке». «Я буду мамой».
-«Буду в армии служить, буду Родину любить». Коммуникативные игры: -«Помоги маме убраться в комнате…» -«Назови ласково», -«Чай-чай, выручай», - «С днём рождения!». | Личностные: -оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений -в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные УУД: -проговаривать последовательность действий на занятии учиться высказывать своё предположение (версию) с помощью воспитателя, объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; -учиться готовить рабочее место Познавательные УУД: -овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: -донести свою позицию до других -слушать и понимать речь других. | -Сортируй крупы,
- «Вежливые прятки», - «Угадай маму по голосу», - «Игрушки пришли в гости». |
«Мир спасётся красотой», «Я – Гражданин России» | Художественно-эстетическое развитие. Речевое развитие. | Создание альбомов, выпуск стенгазет, «генеалогического дерева». -«Это - я!». -«Что означает моё имя». -«Мы вместе с дедушкой и бабушкой». «Куклы наших бабушек». -«Профессии моих родителей. Кем я хочу стать?». -«Памятные места моего района» -«Моя семья». Тематическое рисование:
Оформление выставок:
Праздники: -Ко Дню пожилых людей «Уважай седину». -Ко Дню матери «Мать – слово святое». -К 23 февраля «Папа может…». -К 8 марта «Международный Женский День». Итоговый праздник – «Моя семья». Чтение произведений: - «Моя бабушка» Сильва Капутикян, -«Мой дедушка» Расул Газматов, -«Мама» Юрий Яковлев, -«Заплатка» Николай Носов,
Агния Барто,
- «Если был бы я девчонкой» Эдуард Успенский,
-Игры-драматизации по прочитанным произведениям: «Курочка - ряба», В. Осеева «Обычная старушка», Е. Серова «Три мамы». |
-принятие и соблюдение норм школьного поведения, -осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий, - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, - овладение навыками СБО и адаптации в социуме. 2. Регулятивные УУД -способность осуществления действия прогнозирования, то есть предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; -способность к действию оценки, то есть выделение и осознание того, что уже усвоено и того, что ещё нужно усвоить, - осознание качества и уровня усвоения, - само регуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий, 3. Познавательные УУД: -овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей. -сформированность норм в общении с детьми и взрослыми; -сформированность умения задавать вопросы; -умения излагать свое мнение и оценку событий; | - «Раскрасим сервиз», - «Составь человека из геометрических фигур», - «Одень куклу на праздник». -«Какая мебель нарисована на схеме. - «Расскажи, где она находится. - «Расставь мебель на фланелеграфе так же, как она расположена на схеме». - «Составь из геометрических фигур свою схему комнаты. Чем она отличается от моей схемы?» - «Строим дом своей мечты». - «Лучший дворец для куклы?» |
«Вместе» «Я – Гражданин России» | Познавательное развитие | Интеллектуальный марафон: -заучивание наизусть пословиц и поговорок, отгадывание загадок о семье. Беседы -«Что означает твоё имя?»; -«Имена, отчества, фамилии и их значение», -«Домашний адрес, квартира, моя комната», -«Мои бабушка и дедушка», -«Почему мама поздно ложится спать?», -«За что бы меня похвалили дома?». Урок мужества «Я помню, я горжусь…!» -Посещение музея ВОВ, участие в интерактивных играх для младших школьников; посещение исторического музея. |
-осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий, 2. Регулятивные УУД -способность осуществления действия прогнозирования, то есть предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; -способность к действию оценки, то есть выделение и осознание того, что уже усвоено и того, что ещё нужно усвоить, - осознание качества и уровня усвоения, 3. Познавательные УУД: -овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей. -сформированные нормы в общении с детьми и взрослыми; -сформированное умение задавать вопросы; -умения излагать свое мнение и оценку событий; | Игры - «Закончи пословицу», - «Найди иллюстрацию к отгадке или к загадке». - «Угадай по описанию», - «Загадать загадку, описать предмет».
|
«Здоровье» | Физическое развитие | Устный журнал: «Правила безопасного поведения во дворе», - «Микробы и мыло», - «Какую еду предпочитали в старину». Беседы о правильном поведении при простудных заболеваниях. -Бабушкины (народные) методы лечения простудных заболеваний. -Беседа с детьми о бережном отношении к своему здоровью и здоровью других в семье. -Игры моих бабушек и дедушек. |
-принятие и соблюдение норм школьного поведения, -осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий, - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, - овладение навыками СБО и адаптации в социуме. 2. Регулятивные УУД -способность осуществления действия прогнозирования, то есть предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; -способность к действию оценки, то есть выделение и осознание того, что уже усвоено и того, что ещё нужно усвоить, - осознание качества и уровня усвоения, - само регуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий, 3. Познавательные УУД: -овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей. -сформированные нормы в общении с детьми и взрослыми; -сформированное умение задавать вопросы; -умения излагать свое мнение и оценку событий; |
1.Пальчиковая гимнастика «Семья», «Дом», «Посмотри сквозь пальчики». 2.Беседы - «Какие части тела ты знаешь?» - "Расскажи кукле, как и зачем надо мыть руки?» -«Каждой игрушке своё место». |
«Вместе» «Здоровье» | ОБЖ | Беседы: -«Если ты остался дома один», -«Безопасность в доме», Игра-ситуация: -«Что делать, если ты потерялся». Знакомство с правилами безопасного поведения на улице, в группе, дома. | Личностные: -самостоятельность и личная -ответственность за свои поступки, -осознание ответственности человека за общее благополучие; Регулятивные: -овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности, - само регуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий Коммуникативные: умения излагать свое мнение и оценку событий; | 3.Игры - «Покажи флажком вперёд, направо и т.д.»; - «Пройди направо, повернись и пройди назад и т. д.» - «Назови все игрушки, которые стоят впереди, справа от тебя …». - «Построй железную дорогу, домик будущего…» |
«Здоровье» «Вместе» | СБО | 1.Коллективный труд с детьми в группе и на прогулочной площадке. 3.Беседы: «Моё любимое занятие», «Как я помогаю дома». 4.Мастерская «Добрых дел» «Готовим подарки».
| Личностные: - овладение начальными навыками СБО и адаптации в социуме. Познавательные УУД: -сравнивать предметы: находить общее и различие. -группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Регулятивные УУД: -организовывать и -соблюдать порядок за своими вещами под руководством воспитателя; -вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом Коммуникативные УУД: -вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, -уточнять непонятные термины). | -«Помоги Золушке привести порядок в классе» - "Помоги Незнайке разложить учебные принадлежности" |
Творческие работы детей
- Создание «генеалогического древа».
Алгоритм работы детей
по созданию
семейного «генеалогического древа».
Алгоритм работы по составлению «генеалогического древа» состоит из 2 частей.
1.Подготовка к созданию семейного «генеалогического древа».
В начале работы детям рекомендуется поимённо перечислить живущих сейчас родственников.
Затем детям рекомендуется провести сбор информации по семейным архивам о старшем поколении своей семьи:
- о своих родителях,
-о бабушках, дедушках,
-о представителях более ранних поколений своей семьи.
С этой целью дети могут:
- провести опрос родственников,
- поработать с семейным архивом:
-познакомиться со старыми свидетельствами о рождении,
-свидетельствами о заключении брака,
-трудовыми книжками,
-грамотами, дипломами и т. д.,
-рассмотреть фотографии, письма, открытки, телеграммы,
-прочитать газетные и журнальные вырезки, посвящённые членам семьи,
-выстроить предварительный план-схему генеалогического дерева.
- Графическое изображение «родословного древа».
«Родословное древо» детям рекомендуется изобразить в виде дерева, на котором с помощью листочков и веточек изображаются определённые члены семьи.
Эту работу лучше начинать с собственной персоны, представив её в виде исходной веточки «семейного древа».
Воспитатель может показать и даже раздать детям образец такого «древа», предварительно объяснив такое необычное для современного уха звучание слова, обозначающего хорошо знакомый им предмет.
4.Алгоритм работы
по созданию альбома
«Профессия моих родителей».
Цель работы:
формировать первичные навыки профориентация младших школьников с нарушением зрения посредством знакомства с трудом взрослых.
Задачи:
знакомство детей с трудом взрослых людей.
Алгоритм работы:
-проведение с детьми беседы о профессиях,
-чтение и инсценировка стихов о профессиях,
-просмотр слайдов, видео и фотоматериалов о профессиях,
-организация экскурсий на места работы родителей с целью знакомства с их профессией,
- видео, фотосъёмки,
-оформление альбомов.
5. Алгоритм работы
для создания газеты
«Памятные места моей Малой Родины».
- Проведение воспитателем цикла бесед:
-«Откуда произошли слова «Родина», «Отечество?»,
-«Кого мы называем словом « Патриот?»,
-«Что такое Малая Родина?»,
-«Как называется твоя улица?».
- Элемент исследования, являющийся необходимой частью любой проектной деятельности, состоит в том, что дети совместно с родителями знакомятся с памятными местами района, в котором они проживают в настоящее время, или того района, в котором ранее проживали их родители.
- Подготовка краткого устного или письменного сообщения по итогам этого совместного исследования.
- Приветствуется оформление исследования в форме газеты, плаката, альбома.
3.Этап презентации
является заключительным и очень важным в проектно-исследовательской работе.
На этом этапе воспитанники 2 «А» класса представили результаты проведённых ими исследований в виде:
- различных рисунков по собственным темам,
-рисунков с изображением «Генеалогического древа»,
-тематических иллюстрированных альбомов,
-стенных газет «Моя малая Родина», «Профессии моих родителей»,
-классной выставки «Семейные реликвии», и др.
Все полученные материалы проектной работы собраны в папку-накопитель «Моя семья».
На аналитическом этапе работы над проектом воспитатель совместно с родителями и детьми обсудили результаты проекта.
Для подтверждения гипотезы был проведён «контрольный» опрос, состоящий из тех же вопросов, что и в начале работы над проектом. Он выявил положительную динамику работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Контрольное анкетирование детей
Сравнительная схема.
№п/п | Вопросы | Ответы ребенка в начале проекта | Ответы ребенка в конце проекта | ||
Положительные ответы в % | Не ответили | Положительные ответы в % | Не ответили | ||
1 | Как зовут твоих родителей? | 70% | 30% | 95% | 5% |
2 | Как зовут твоих бабушек и дедушек? | 20% | 80% | 60% | 40% |
3 | Сколько человек в твоей семье? | 65% | 35% | 95 % | 5%- |
4 | Назови свой день рождения, дни рождения членов семьи. | 80% 20% | 20% 80% | 90% | 10% |
5 | Знаешь ли ты дорогу к своему дому? | 50% | 50% | 70% | 30% |
6 | Рассматриваешь ли ты вместе с родителями фотографии из семейного альбома? | 10% | 90% | 90% | 10% |
7 | Знаешь ли ты свой домашний адрес, телефон? | 20% | 80% | 70% | 30% |
8 | Охотно ли ты выполняешь просьбы и поручения родителей? | 70% | 30% | 90% | 10% |
9 | Кем работают твои родители? Что ты знаешь о профессии твоих родителей? | 30% | 70% | 90%% | 10% |
10 | Какие семейные реликвии ты знаешь? | 5% | 95% | 80% | 20% |
Следующим шагом было проведение второй анкеты с целью оценки эффективности работы в проекте, изучения уровня нравственно-патриотического воспитания детей с нарушением зрения. Вопросы анкеты были посвящены обобщению знаний по нравственно-патриотическому воспитанию.
№ п/п | Вопросы | Результат опроса | |
Ответили | Не смогли ответить | ||
Патриотическое воспитание | |||
1. | Что такое Родина? Кого мы называем словом «Патриот»? Что обозначает слово «Патриотизм»? | 93% | 7% |
2. | Твоё отношение к символам России: -знаешь ли ты государственные символы, -знаешь ли ты текст и мелодию Гимна РФ? -правильно ли ведешь себя при подъёме флага России и исполнении Гимна твоей Родины? - можешь ли узнать герб России среди гербов других государств? | 100% 50% 95% 97% | - 30% 5% 3% |
3 | Читаешь ли ты книги и смотришь ли фильмы, посвященные Отечеству и жизни замечательных людей? Перечисли их названия. | 100% 60% | - 40% |
Взаимоотношения в семье | |||
4. | Помогла ли тебе работа над проектом лучше познакомиться со своей семьей? | 95% | 5% |
5. | Хотелось бы тебе в будущем ознакомить своих собственных детей с генеалогическим деревом семьи? | 97% | 3% |
6. | Понравилось ли тебе совместно с взрослыми добывать нужную информацию и выполнять творческие работы? Кто из взрослых больше помогал тебе в работе? | 85% | 15% |
7. | Умеешь ли ты строить взаимоотношения с родными и близкими тебе людьми, помогать своим родным и близким? Помогла ли работа в проекте улучшить твои отношения с родными? | 90% | 10% |
Взаимоотношения в классе | |||
8. | Считаешь ли ты работы одноклассников в проекте интересными? Изменилось ли твоё отношение к одноклассникам в ходе работы над проектом? Почему? Обоснуй свой ответ. | 90% | 10% |
9. | Согласен ли с тем, что ты, твоя семья и твой класс – это тоже одна большая семья? Обоснуй свой ответ. | 97% | 3% |
10. | Доволен ли ты результатами нашей совместной проектной деятельности? | 90% | 10% |
Выводы.
Проблема проекта решалась при помощи следующих видов работ:
- создание участниками проекта собственного семейного генеалогического древа,
- созданы альбомы «Профессия моих родителей»,
- созданы газеты «Памятные места моей малой Родины»,
-проведены совместные мероприятия:
- классные праздники,
- беседы,
- выставки,
- организована совместная творческая исследовательская деятельность детей и родителей.
Контрольное исследование показало, что, как и предполагалось в гипотезе проекта,
- в результате работы над проектом взаимоотношения учащихся в классе улучшились, отношение к совместной работе родителей, непосредственных участников проекта, было положительным.
- все участники работы остались довольны как общими результатами проекта, так и результатами своей деятельности.
- мероприятия, в которых принимали участие дети с нарушением зрения и их родители, стали основой взаимодействия двух основополагающих факторов в жизни ребёнка - школы и семьи, объединивших свои усилия в деле нравственно-патриотического воспитания.
В ходе реализации проекта была выполнена основная его задача по нравственно-патриотическому воспитанию детей с нарушением зрения — воспитание любви к родителям, близким, дому, школе, малой родине. Укрепилась общественная связь «ребёнок-семья-школа».
Ожидаемые результаты проектной деятельности подтвердились.
Воспитание маленького патриота, имеющего нарушения зрения, началось с самого близкого для него понятия – родного дома.
Во время совместных с родителями экскурсий взрослые обращали внимание детей на красоту родного края, на труд людей, рассказывали им о разных профессиях, отмечали ценность труда.
Проектная деятельность помогла родителям сблизиться со своими детьми: они с большим желанием знакомили детей с историей семьи, рассматривая семейные фотографии, раскрывали секреты своего генеалогического дерева, рассказывали о дедах, прадедах и о тех родственниках, на кого они больше похожи.
Постепенно история отдельно взятой семьи в сознании детей переплелась и сомкнулась с историей страны. Многие дети, изучая историю своего района, совершали экскурсии вместе с родителями по своей Малой родине, посещали музеи достопримечательности столицы. Эти экскурсии дали возможность взрослым прививать детям такие важные нравственные и гражданские понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг», «гордость за свою страну».
На воспитательских часах воспитатель формировал понятие, что Победа в Великой отечественной войне стала возможной потому, что все мы любим свою Отчизну, и Родина всегда помнит и чтит своих героев. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Объединение усилий педагогов, воспитателей, сотрудников музеев, родителей способствовало успешному решению задач нравственно-патриотического воспитания, социально-коммуникативного, художественно-эстетического, познавательного и речевого развития детей с нарушением зрения в соответствии с требованиями ФГОС.
В ходе проектной деятельности у детей с нарушением зрения эффективно происходило формирование общественно-значимых черт личности гражданина – активность, инициативность, выдержка, ответственность, сознательная дисциплина, отзывчивость, чуткость и т. п. Эти черты личности для детей с нарушением зрения имеют огромное значение, т. к. они формируются труднее, чем у нормально видящих сверстников.
Организация воспитателем совместного досуга воспитанников и их родителей способствовало расширению социального опыта, установлению более тесных контактов детей с нарушением зрения с нормально видящими сверстниками.
Уделяя большое внимание беседам с воспитанниками, при реализации программного содержания воспитателем отдавалось предпочтение практическим работам, коррекционным играм, экскурсиям.
Использование в проектной деятельности коррекционных игр и творческих работ способствовало развитию зрительно-пространственной ориентировки детей с нарушением зрения в окружающем мире, активизации их нарушенных зрительных функций. Благодаря занимательности игровых действий, коррекционные игры способствовали активному овладению знаниями, навыками и умениями, поскольку увлекательная форма работы всегда стимулирует потенциальные познавательные возможности детей с нарушением зрения.
К положительным результатам проектной работы можно отнести:
- рост познавательной активности детей, способствовавшей приобретению детьми с нарушением зрения важных социальных знаний и практического опыта, позволяющего осознавать собственные возможности,
- приобретение навыков творческой работы,
-уверенность при проведении исследовательской деятельности,
- формирование навыка активного поиска и отбора материалов в литературе и сети интернет по нужным темам.
Формирование и развитие подобных навыков способствует развитию интеллектуальных способностей детей с нарушением зрения и дальнейшей активизации их самостоятельного творческого мышления, росту стремления к самообразованию и самосовершенствованию.
В процессе работы над проектом установились партнёрские отношения школы с семьями воспитанников, возникла атмосфера взаимоподдержки и появилась общность интересов родителей между собой и с воспитателем.
Разнообразие форм работы над проектом способствовало установлению доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки общего совместного родительского творчества.
Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся.
4.Презентационный завершающий блок.
4
Результаты исследования представить в виде:
- электронной презентации воспитателя «Нравственно-патриотическое воспитание воспитанников 2 класса с нарушением зрения «Моя семья»,
- папки-накопителя с творческими работами детей (альбомы, газеты, сочинения, книжки-раскладушки).
Литература:
1. Духовно-нравственное воспитание. Тетрадь для проектов для 3 класса/С. Н. Тур, Е. И. Васюкова.- СПб.: БХВ - Петербург, 2011
2. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект/ авт.сост. Н. Н. Леонова, Н. В. Неточаева.Изд.2-е, перераб. – Волгоград: Учитель.-2012
3. Нравственное воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий /авт. сост. Е. А. Гальцова. – Волгоград: Учитель, 2007
4. Образование 21 века: Гармония возможностей и знания (совместное творчество учитель-ученик-родитель): М 2002
5. Особенности воспитания детей с нарушением зрения/ авт.сост.Денискина В. З.- М.: ИПТК»Логос» ВОС, 2016
6. Особенности усвоения нравственных понятий и понимание оценки поступков человека учащимися вспомогательной школы/ авт.сост. Тарасенко Н. В., Капустин А. И.- М., 1980.
7. Повышение эффективности нравственного воспитания слепых и слабовидящих учащихся во внеклассной работе/авт. сост. Чигринова И. П.- Киев, 1988.
8.Рабочая программа воспитателя 1-4 классы/авт.сост. Е.М. Матвеева.-Изд.2-е, Волгоград:Учитель,2016
9.Справочник воспитателя (классного руководителя) авт.-сост. Е.М. Матвеева.- Изд.2-е. Волгоград: Учитель,2016
10.Технология развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности : учебно-методическое пособие/ Под общ. Ред. С. Татарченковой. - Санкт-Петербург: КАРО, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"
Анализ моего опыта работы как классного руководителя....
Любовь к Родине начинается с семьи. Что такое семья. Я член семьи, какой я.
проект внеклассного мероприятия в 1 классе (час семейного общения)...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Организация исследовательской деятельности над созданием проекта Книга о семье «Семью семь»
Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как деды. Каждый, кто узнает о прошлом своих близких, ч...
Мероприятия, посвященные дню семьи «СЕМЬ Я=СЕМЬЯ».
Уважаемые учащиеся и родители! С 13 по 21 мая 2020 года приглашаем вас принять участие в мероприятиях, посвящённых Дню Семьи:«СЕМЬ Я=СЕМЬЯ». Представляем вашему вниманию подборку познавате...
Занятие №1 клуба "Семья 21 века". Тема: "Семья 21 века, какая это семья?"
Видехрестоматия как средство развития педагогической культуры родителей младших школьников....
Конспект занятия клуба «Семья 21 века» Тема: Вводное занятие «Семья 21 века: какая это семья?»
Цель: знакомство с целями и задачами клуба; разработка модели «идеальная семья»;Знать: цели и задачи клуба;Уметь: создавать инфографику «Модель идеальная семья»; называть стили...
Творческая викторина "Семья, с семьей, о семье"
День семьи позволяет нам лишний раз задуматься о важности семьи в нашей жизни и проявить внимание к близким людям. Ведь без них наша жизнь была бы пустой и безрадостной.Семья нужна каждому человеку, з...